Конспект урока права и свободы человека и гражданина 9 класс боголюбов фгос

Обновлено: 07.07.2024

Технологическая карта урока. Урок построен с закреплением материала по теме и применением знаний на практике и в подготовке к ОГЭ (26-31 задание).

Содержимое разработки

Закрепление изученного материала

Закрепить знание основных прав гражданина России, развивать навыки работы с документами, воспитывать в себе патриотизм и гражданскую позицию

Образовательные

Развивающие

Воспитательные

Закрепить знание основных прав гражданина России.

Помочь обучающимся осознать, что соблюдение прав человека является важнейшей ценностью гражданского общества и правового государства.

Продолжить внедрение использования технологии имитационного моделирования жизненных ситуаций в изучении предмета "Обществознание". С пособствовать подготовке учащихся к экзамену по обществознанию в форме ОГЭ.

Развивать самостоятельность обучающихся и умение распознавать права человека.

Развивать навыки работы с законодательными актами, нормативными документами.

Учить умению доказательно излагать свои мысли.

Продолжать формировать основы правовой культуры.

Воспитывать уважение к закону, патриотизм, гражданскую позицию, уважение к правовым и социальным нормам.

Образовательные ресурсы

1 . Боголюбов, Л.Н. Обществознание. 9 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений, М: Просвещение, 2014.

4. Работа с текстом (подготовка к ОГЭ, задания 26-31)

Методы и формы:

Методы: словесно-наглядный; практический.

Формы :индивидуальная, парная, фронтальная.

Планируемые результаты.

Предметные: сформировать у обучающихся личностные представления о социальной ответственности, толерантности, приверженности ценностям понимание основных принципов жизни общества.

Метапредметные: научить обучающих определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации.

Личностные УУД: формирование у учеников познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.

СТРУКТУРА УРОКА

Этапы урока

Формы организации работы

Обучающие и развивающие компоненты

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1. Организационный этап.

Актуализация опорных знаний по теме.

Эмоциональная и психологическая подготовка к уроку.

Решение логической задачи.

Учащиеся зарание (до урока) делятся на 3 группы).

Вопросы: Что вы чувствовали, когда представляли себя в темном подземелье? (было страшно, одиноко, тревожно)

- Такие чувства испытывает человек, когда совершает плохие поступки, или не знает, что можно делать, а что нельзя.

- А какие чувства испытали, когда представили, что вышли на свет? (ответы детей: наступило облегчение, успокоение, радость).

Какие права были нарушины? (гражданские права)

Представляют с закрытыми глазами.

Отвечают на вопросы.

Личностные: развитие познавательного интереса, формирование определенных познавательных потребностей и учебных мотивов

Познавательные: используют общие приемы решения познавательных задач.

Регулятивные: обеспечивают организацию своей учебной деятельности.

Коммуникативные: высказывают собственное мнение; слушают друг друга, строят речевые высказывания.

2. Мотивация учебной деятельности к усвоению новых знаний.

Целеполагание и определение путей достижения целей.

Показ видео Мы имеем право (Смешарики. Азбука прав. 14 сек.) Как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего урока?(слайд 3)

Сегодня мы продолжаем изучать Права и свободы человека и гражданина. На прошлом уроке мы познакмились с теорией,сегодня будем применять ваши знания на практике. Давайте подумем, чего мы хотим достичь на этом уроке (цель).ПРОБЛЕМА (на доске ззаписана: Зачем человеку нужны права?)

Слушают, формулируют тему урока.

Слушают, формируют цель урока.

Регулятивные: совместно с учителем обнаруживают и формулируют учебную проблему.

3. Закрепление изученного материала

Работа в группах.

Постановка и решение проблемы.

Работа с текстом (Приложение 7). Каждой команде дается текст из ОГЭ, где они должны ознакомиться и ответить на вопросы. 1 команда - 26, 31. 2 команда – 27,30. 3 команда 28,29. Если время остается, то группа рассматривает и другие вопросы.

Разбор заданий, защита точки зрения команды на поставленные вопросы.

Учащиеся аргументируют свою точку зрения, опираясь на общевеческие знания по данной теме.

Знакомятся с текстом и отвечают на поставленные вопросы, обсуждая пути решения в группе.

Учащиеся от группы аргументирует ответ, опираясь на общевеческие знания по данной теме.

Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск нужной информации.

Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют ее с позициями партнеров в сотрудничестве для выработки общего решения в совместной деятельности.

Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск нужной информации.

Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют ее с позициями партнеров в сотрудничестве для выработки общего решения в совместной деятельности.

4. Подведение итогов. Рефлексия.

Перед вами в начале урока был поставлен проблемный вопрос. (Зачем человеку нужны права)

ЛИСТ САМООЦЕНКИ (Приложение 5). Не забудьте Подписать и поставить себе оценку за урок. На следующем уроке будет проверка ваших знаний по теме в форме ОГЭ (такой же текст, задания у каждого будут свои и работа индивидуальная). На основе той работы и сегодняшней на уроке будет у каждого оценка за данную тему.

Учащиеся делают вывод. Отвечают на проблемный вопрос.

Учащиеся заполняют лист самооценки, оставляют их на партах.

Познавательные:

Регулятивные: коррекция своих знаний по теме.

Личностные: адекватно оценивают свою работу на уроке, формируют собственное мнение и позицию.

Домашнее задание.

Повторить параграф 14-15, ответить на вопросы после параграфа. 1 вариант сранить статьи Конституции и Декларации прав человека. (Приложение 5). 2 вариан найти ответы на ситуации (Приложение 6).

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Оформление классной доски:

Гражданские (личные) права - связаны с личностью правообладателя. Реализуется свобода человека принимать решения независимо от государства.

Социально-экономические права - возможность свободного распоряжения имущественными благами и ведения хозяйственной деятельности. Связаны с правом собственности, а также притязания на достойный уровень жизни и благосостояние.

Культурные права - обеспечивают духовное развитие и самореализацию личности. Свобода доступа к духовным и материальным ценностям, созданным человеческим обществом.

Политические права - возможность участия личности в политической жизни общества, в формировании и осуществлении государственной власти и местного самоуправления.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

А сейчас займите удобное положение, расслабьтесь и представьте, что попали в темное, холодное подземелье, при чем против вашей воли. Вы не знаете как очутились здесь. Тебе тяжело дышать, не хватает воздуха. В подземелье одиноко, неуютно. Руки и ноги связаны. Тебе хочется скорее выйти отсюда.тебе удалось освободить ноги,и вот ты идешь по длинному тоннелю, которому не видно конца… И вдруг вдали мелькнул какой-то свет. Это луч солнца проник в подземелье. Ты быстро побежал к свету, раскидал камни, и вдруг яркое, лучистое солнце хлынуло на тебя своим светом. Теплый ветер стал трепать твои волосы. Ты вдохнул свежий воздух, радостью наполнилась твоя грудь. И ты почувствовал себя свободным и счастливым.

-Откройте глаза, ребята. Что вы чувствовали, когда представляли себя в темном подземелье? (ответы детей: было страшно, одиноко, тревожно)

- Такие чувства испытывает человек, когда совершает плохие поступки, или не знает, что можно делать, а что нельзя.

- А какие чувства испытали, когда представили, что вышли на свет? (ответы детей: наступило облегчение, успокоение, радость)

- Какие права были нарушины? (гражданские права)

ПРИЛОЖНЕНИЕ 3.

1. В каких сказках нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу? (“Красная шапочка”, “Волк и семеро козлят”).

2. Какие литературные герои воспользовались правом на свободу мирных собраний?(“Белоснежка и семь гномов”, “Квартет”).

3. Украв у Буратино пять золотых, лиса Алиса и кот Базилио нарушили право Буратино на …(право владеть имуществом)

4. Остановился Иван-царевич на перекрестке трех дорог – не знает в какую сторону идти. Назовите право Ивана-царевича. (свобода передвижения)

1. В какой сказке нарушено право о том, что каждый человек, где бы он не находился, должен быть защищен законом? (“Айболит”).

2. Опекун перехватывает и читает письма, адресованные Гарри Поттеру. Имеет ли опекун такое право? Какое право нарушено? (Тайна переписки).

3. Крыса хотела утащить Буратино в свою нору. Какое право Буратино она нарушила? (право на личную неприкосновенность)

4. Какие права Золушки постоянно нарушала мачеха? (право на вознаграждение за труд)

1. Какой литературный герой мог бы пожаловаться, что нарушено его право на неприкосновенность жилища? (“Ледяная избушка”).

2. В какой сказке нарушается право человека владеть своим имуществом? (“Золотой ключик, или Приключения Буратино”).

3. Какое право нарушила лягушка съев кузнечика? (право на жизнь)

4. Унижая Гадкого утенка, обитатели Птичьего двора нарушали его право ….(на защиту чести и достоинства)

ПРИЛОЖЕНИЕ 4.

Закончите предложения (можно не все):

сегодня я узнал…___________________________________________________________________________

было интересно…__________________________________________________________________________

было трудно…_____________________________________________________________________________

я выполнял задания…________________________________________________________________________

я понял, что…______________________________________________________________________________

теперь я могу…____________________________________________________________________________

я почувствовал, что…_______________________________________________________________________

я приобрел…_______________________________________________________________________________

я научился…_______________________________________________________________________________

у меня получилось …________________________________________________________________________

я смог…__________________________________________________________________________________

я попробую…______________________________________________________________________________

меня удивило…_____________________________________________________________________________

урок дал мне для жизни…____________________________________________________________________

мне захотелось…___________________________________________________________________________

Поставь себе оценку за урок___________________

ПРИЛОЖЕНИЕ 5.

Декларация прав человека

Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства.

1. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

2. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.

3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией, без какого бы то ни было различия, как-то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.

Кроме того, не должно проводиться никакого различия на основе политического, правового или международного статуса страны или территории, к которой человек принадлежит, независимо от того, является ли эта территория независимой, подопечной, несамоуправляющейся или как-либо иначе ограниченной в своем суверенитете.

1. Все равны перед законом и судом.

2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

3. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.

Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность.

1. Каждый имеет право на жизнь.

2. Смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей.

Никто не должен содержаться в рабстве или в подневольном состоянии; рабство и работорговля запрещаются во всех их видах.

Никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим его достоинство обращению и наказанию.

1. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.

2. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.

Каждый человек, где бы он ни находился, имеет право на признание его правосубъектности.

1. Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

2. Каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию.

ПРИЛОЖЕНИЕ 6.

Вы — плохой учитель! Ничего толком объяснить не можете!

Макар! Ты не имеешь права говорить мне такие слова! - возмутился учитель.

У меня есть право свободно выражать своё мнение по вопросу, меня касающемуся. Поэтому слушайте меня внимательно! У хорошего преподавателя ученики двойки не получают!

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы




Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки

Комплекты учителю


Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Вебинары для учителей


Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Приветствие учителя и учащихся; отчет дежурного и фиксация отсутствующих; организация внимания и внутренней готовности.

Актуализация знаний по теме (4 мин).

Слышали ли вы о дискриминации личности? (это негативное отношение к правам людей определенной социальной группы, ущемление их прав или даже лишение)

Должны ли люди быть равны в своих правах? (да, иначе начнутся противоречия в обществе, социальное неравенство, конфликты)

Мы видим с вами на экране выдержку из Конституции РФ (ст. 2), которая провозглашает: "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.".

Мотивация: у вас есть паспорт РФ? Да. Значит, вы все являетесь гражданами Росс. Федерации, обязаны знать свои права и свободы, и помнить об ответственности за свои поступки.

Подводим мини-итог: Любое государство должно обеспечивать единство законов, гарантировать и защищать права своих граждан. Конституция – это закон, который имеет высшую юридическую силу во всей системе правовых актов. Статья 2 Конституции РФ называет права и свободы высшей ценностью и указывает, что признание, соблюдение и защита прав человека и гражданина – обязанность государства.

Следовательно, темой нашей беседы сегодня будет . "Права и свободы человека и гражданина" Запишем ее в тетради.

Посмотрите, какие задачи мы должны решить сегодня на уроке? (кто-то зачитывает).

Для начала давайте проведем небольшую разминку в форме тестирования: недавно мы изучили тему о Конституции РФ. И вот вопрос: 1

«Какой факт свидетельствует о том, что Конституция РФ – документ высшей юридической силы?

Конституцию РФ приняли всенародным голосованием (в этом выражается ее законность, поскольку народ обладает властью – демократия);

в РФ был создан Конституционный Суд;

Конституция РФ действует на всей территории России;

II блок – процессуальный.

Введение новой информации.

Работа в тетради. Рассказ с элементами беседы

ВСПОМНИТЕ: О каких важных правах человека и гражданина вы уже знаете, какие права у вас есть? (Право на имя, на жизнь).

Понятие "право" многозначно. С одной стороны, право - это система правовых норм, т.е. правил поведения, которые установлены государством в законах и обязательны для всех граждан. Это есть объективное или позитивное право.

Но люди чаще понимают под правом свои собственные права и свободы, принадлежащие им с рождения независимо от возраста, пола, веры, расы, национальности или других признаков. И здесь речь идет уже о субъективном понятии права.

Записывают понятие права, свободы.

Права – это неотъемлемые и гарантированные государством возможности (мера возможного поведения) индивида обладать и пользоваться конкретными блАгами (личными (гражданскими), политическими, социальными, экономическими и культурными). (На слайде офиц. логотип прав).

Т.е. субъективное право есть возможность что-то делать, осуществлять, иметь достойные условия жизни. И эта возможность обеспечивается государством.

И раскрытие темы "Права и свободы человека и гражданина было бы неполным без определения юридич. обязанностей – это определенная законом мера должного поведения человека, участника правоотношения. Подробнее о них мы поговорим на след. уроке.

Совокупность данных понятий (прав, свобод, обязанностей) образует правовой статус личности. Он закреплен в Конституции РФ и международных документах о правах и свободах.

Принципы (главные положения) правового статуса личности: - равноправие (равный объем прав для каждого человека); - неотчуждаемость и гарантированность прав и свобод (никто не может посягать на права человека, и государство гарантирует нам защиту наших прав).

Вся совокупность норм о правах, свободах человека составляет каталог прав человека. Он закреплен в международно-правовых документов и конституциях правовых государств.

Главным в этом каталоге является право человека на жизнь и на все то, что служит ее сохранению и развитию – . Права человека принадлежат ему от рождения, их так и называют: естественные, неотъемлемые, неотчуждаемые.

Общечеловеческие правовые документы. К данным междунар. универсальным документам относится, прежде всего, Международный билль прав человека (в него входят 5 документов).

Центральное место здесь занимает Всеобщая декларация прав человека. Она была принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.

Подумайте: почему такая организация появилась именно в 1948г.? (Окончание II мировой войны, ответ на преступления против человечества).

Эта дата ежегодно отмечается как международный День прав человека. Все народы и все государства должны постоянно ориентироваться на эту Декларацию, стремиться к ее выполнению – так было решено на той исторической Ассамблее.

Помимо Всеобщей Декларации прав человека в Международный Билль о правах человека входят 2 пакта (пакт - это межд. договор, имеющий большое политическое значение) 1966г.:

Большое значение имеет и Конвенция о правах ребенка 1989г. (особенно для вас, ведь вы еще не достигли 18 лет) - международный документ, провозгласивший ребенка полноценной личностью. Главная идея Конвенции заключается в наилучшем обеспЕчении прав ребенка и со стороны родителей, и со стороны государства.

Работа с документом (Всеобщая Декларация прав человека)

Посмотрите внимательно на слайд с выдержками из Всеобщей Декларации прав человека.

Зачитайте, пожалуйста, статью, в которой говорится об ответственности гражданина перед обществом.

Статья 3 Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность.

Статья 7 Все люди равны перед законом.

Статья 10 Каждый. имеет право. чтобы его дело было рассмотрено. независимым и беспристрастным судом.

Статья 12 Никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную и семейную жизнь.

Статья 15 Каждый человек имеет право на гражданство.

Статья 18 Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии.

Статья 23 Каждый человек имеет право на труд.

Статья 26 Каждый человек имеет право на образование.

Статья 29 Каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности.

Совершенно верно, каждый человек имеет не только права, но и обязанности.

А теперь перейдем к вопросу о правах и свободах граждан в РФ.

Права и свободы человека и гражданина РФ. Эти высшие ценности демократического правового государства закреплены в главе 2 Конституции РФ и соответствуют нормам указанных выше международных документов. Вы можете сами убедиться в этом, когда откроете текст главы 2 (слайд). Расположены 48 статей Конституции не хаотично, а в зависимости от тех сфер жизнедеятельности человека, которых они касаются.

Мы видим задачи гл. 2 Конституции. И вопрос вам: в чем состоит отличие прав человека от прав гражданина. (Права человека принадлежат ему от рождения, и признаются за всеми людьми, а права гражданина связаны с его гражданством: мы, как граждане РФ, имеем права и обязанности перед гос-вом, так же, как и оно перед нами). Это важно запомнить! Показать ответ на слайде.

Итак, единая система прав, закрепленная в Конституции, охватывает основные сферы жизни общества: политическую, экономическую, социальную и культурную (или духовную). Слайд.

Исходя из этого, права и свободы человека и гражд. делятся на 5 групп (условное деление!):

гражданские (личные) права – в статьях 19-28, 45-54;

политические права и свободы – в статьях 29-33;

экономические – в статьях 34-37;

культурные – в статьях 43-44 (см. схему).

III этап: исследование (10-13 мин).

Работа с документом (Конституция РФ (слайд))

Ну и сейчас мы перейдем от теории к практике.

Разделить класс на 5 групп (по 2 парты), обозначить эти группы (личные, поли., соц., эконом., культ.).

Отдельно назначить и отсадить 2-х экспертов.

Далее раздать всем материал о правах с вопросами (по 1 экз. на парту).

Итак, вы получили раздаточный материал с примерами конкретных прав из главы 2 Конституции РФ. Ваша задача – внимательно исследовать их, записать в тетрадях права, которые относятся к вашей группе. И путем дискуссии попробовать добавить дополнительное, необозначенное в Констит. право к своей группе прав граждан. От каждой группы – 1 отвечающий.

Задача экспертов – распределить права по видам, выслушать ответы 5-ти групп, проанализировать их и выявить ошибки, если они будут.

В помощь вам эта памятка (вернуться к коричневому слайду о видах прав). Время выполнения задания – 5 мин.

IV этап: представление результатов исследования, отчет.

Итак, время подошло. И я прошу отвечающих представить результаты. Начнем с I-ой группы.

…. (после ответа V группы) Эксперты, подведите итоги по каждой группе (правильность ответа, дано ли дополнительное право).

После всего: т.о., наш мини-проект выглядит так: (слайд).

Мини-проект: "Права гражданина РФ".

Личные (гражданские) права

Политические права

Экономические права

Социальные права

Культурные права

Право на участие в управлении делами государства

Право на частную собственность

Право на охрану здоровья и мед. помощь

Право на свободу творчества

Право на свободу и личную неприкосновенность

Право на участие в выборах

Право на свободу предпринима-тельской деятельности

Право на социальное обеспечение

Право на участие в культ. жизни

Право на свободу передвижения и выбор места жительства

Право на мирные собрания, митинги,

Право на защиту от безработицы

Право пользоваться музеями, театрами, библиотеками

Место для внесения дополнительных прав

Вопрос: Итак, какие права, на ваш взгляд, должны быть гарантированы в
первую очередь? Личные (самые важные, неотъемлемые, неразделимые, от рождения).

Наш проект выполнен, подведем итоги.

Осознание и осмысление полученной информации

Учитель проверяет с помощью вопросов усвоение материала:

С какими документами мы с вами познакомились на уроке?

Что является основой этих документов?

Может ли человек защищать свои права?

Есть ли у человека обязанности и какие?

Учащиеся отвечают на вопросы учителя.

Закрепление знаний и умений.

Класс делиться на группы по 2-3 человека.

Учащиеся выполняют задание модуля ЭОР (П-типа)

Учитель проверяет выполнение задания.

Ш блок – аналитический (2 мин).

Подведение итогов урока.

Итак, мы с вами выполнили задание и теперь знаем о своих правах чуточку больше. (Некоторые ошибки говорят о том, что есть еще, над чем работать).

Для этого нам пригодятся Памятки юному гражданину РФ и Правила защиты своих прав (раздать по 1 экз. на парту).

В Конституции РФ правам и свободам человека и гражданина посвящена 2-ая глава.

На первое место выдвинуты личные права и свободы – это права, принадлежащие человеку как биосоциодуховному существу. Такие права изначально имели статус естественных и неотчуждаемых прав, поэтому не могли быть объектом притязаний государства.

Вывод по уроку: познакомились с правами человека в декларации прав человека, в Конституции РФ, в Конвенции о правах ребенка. Выяснили о необходимости российских и международных правовых документов.

Учащиеся фиксируют вывод в тетради.

Этап информированности учащихся о домашнем задании.

И напоследок домашнее задание.

Заключительный этап. Учитель благодарит за работу, прощается.

Доп. материал

Для того чтобы человек активно и плодотворно проявил себя в экономической или политической сфере, прежде всего ему необходимо найти себя как личность, осознать свое достоинство, самостоятельность и ответственность за то, что он является одним из участников общественной жизни. На втором месте стоят права политические. Именно они отражают положение человека в обществе и показывают, что он является отнюдь не винтиком в общественном механизме, а полноправным субъектом, участвующим в управлении делами государства.

Экономические права занимают третье место и касаются таких важных сфер жизни человека, как собственность, труд, отдых. Выделяются также социальные права граждан, позволяющие человеку проявить себя не только участником экономических отношений, но и полноправным субъектом во всем многообразии социальных связей и потребностей (например, право на материнство и детство).

И, наконец, можно особо выделить культурные права граждан, позволяющие человеку осознать себя частицей не только прошлого (право на доступ к культурным ценностям), но и будущего (свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества).

Далее логично обратиться к обязанностям гражданина России. Сразу подчеркнем, что каталог основных обязанностей закреплен в Конституции и, следовательно, является официальным государственным требованием к поведению граждан.

Он включает следующие обязанности:

соблюдать Конституцию РФ и законы (ст. 15, ч. 2);

обязательно получить основное общее образование (ст. 43, ч. 4);

заботиться о сохранении исторического и культурного наследия (ст. 44, ч. 3);

платить налоги и сборы (ст. 57);

сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природ.богатствам (ст. 58);

защищать Отечество (ст. 59).

Список короткий, но, если хорошо вдуматься в эти требования, можно сделать такой вывод: перед каждым из нас стоит святая обязанность – хранить свое Отечество.

Юридические гарантии и система защиты прав человека.

ПОДУМАЙТЕ: Может ли свобода быть абсолютной? Почему права нуждаются в защите?

Современная наука убедительно доказала, что все самые сложные государственные и правовые проблемы в конечном счете отражаются на состоянии прав человека, а значит, на условиях его существования.

Вполне закономерен вопрос: обеспечена ли защита наших прав, возможность их реализовать – осуществить, исполнить, претворить в жизнь?

Основные юридические гарантии защиты прав человека закреплены в главе 2 Конституции (ст. 46-54) и отвечают общепризнанным мировым стандартам. Последовательно знакомясь с содержанием этих статей, вы поймете главное: у вас есть гарантии защиты своих прав через суд (вплоть до обращения в Европейский Суд по правам человека); вы можете получить квалифицированную юридическую помощь; у вас есть право на возмещение государством вреда,причиненного незаконными деяниями органов государственной власти, должностными лицами.

Но любые гарантии были бы бесполезны, если бы не существовала определенная система органов защиты прав человека – механизмов защиты, как говорят юристы.

Во-первых, главным гарантом наших прав и свобод является Президент РФ (ст. 80, ч. 2). При Президенте создан Совет по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека. Важнейшая задача Совета – изучать реальное состояние нашего законодательства, а также правоприменительной практики в области прав человека. На этой основе Совет готовит свои рекомендации Президенту.

И в-третьих, наиболее массовый вид защиты прав человека – судебная система (подробный разговор о ней состоится на отдельном уроке). Предваряя эту тему, отметим: поскольку суд является органом государственной власти, судебная защита является одним из видов государственной защиты прав человека. При этом, если человек не удовлетворен решением районного суда (первого звена судебной системы), он может обратиться выше – вплоть до Верховного Суда РФ или Конституционного Суда РФ. А далее, если сочтет необходимым, он может обратиться в Европейский Суд по правам человека. Это последнее звено в системе защиты.

Ситуация. В начале 2007 г. в СМИ прошла информация: Евгений Веденин (из Татарстана) получил 1 млн рублей компенсации за незаконное уголовное преследование. По ложному обвинению в убийстве он провел в заключении 4 года. Поскольку смертная казнь в России временно приостановлена, обвиняемого приговорили к 15 годам строгого режима. Оправдали его после того, как случайно был арестован и выявлен подлинный преступник. Суд признал судебную ошибку. А если бы смертная казнь у нас не была приостановлена?

И все-таки именно суд в конечном итоге сумел защитить права Е. Веденина.

Однако данная Декларация – это лишь заявление о намерениях. Поэтому в 1989 г. была принята Конвенция о правах ребенка. Ее немедленно подписали представители многих стран, в том числе и нашей. И это уже международный договор, юридический документ, обязательный к исполнению.

Работа с документом. (Конвенция о правах ребенка (преамбула).(Приложение 1.)

Учитель дает задание:

- ознакомьтесь с Конвенцией о правах ребенка.

Учащиеся знакомятся с информацией и отвечают на вопросы учителя.

- В каком году вышел данный документ? (1989 г.)

- Каковы его цели? (закрепить правовой статус ребенка и обязанности государств-участниц)

- Скажите, пожалуйста, объем прав зависит от возраста?

Из содержания Конвенции очевидно, что здесь поставлены две главные цели:

закрепить правовой статус ребенка путем введения международного каталога его прав;

закрепить обязанности государств-участников.

Далее излагался каталог прав ребенка. На первое место, конечно же, поставлено право ребенка на жизнь (ст. 6) и на все то, что необходимо для полноценного развития личности: права на образование, социальное обеспечение, свободу мысли, совести, религии, на свободное выражение своего мнения и др.

Что касается государств-участников, Конвенция обязала их принять все необходимые меры, чтобы защитить ребенка от любых форм дискриминации, физического и психического насилия, грубого обращения и эксплуатации, создать условия для наилучшего обеспечения интересов ребенка.

1  Прямое действие Конституции означает, что ее нормы действуют независимо от других законов

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ 17 Права и свободы человека.docx

План-конспект урока

Учитель: Дорохова Марина Сергеевна

Предмет: обществознание

Цель урока : сформировать знания учащихся о правах и свободах человека и гражданина в России, раскрыть значение российских и международных правовых документов.

Задачи урока

Сформировать у учащихся понимание всеобщего характера тех прав, о которых говорится во Всеобщей декларации прав человека и Конвенции о правах ребёнка; показать способы их реализации и защиты в жизни.

Развивающая:

Способствовать развитию у учащихся следующих универсальных учебных действий: развитие морального сознания и ориентировка в сфере нравственно-этических отношений; формирование коммуникативных действий, направленных на кооперацию — совместную деятельность (организация и планирование работы в группе, в том числе умение договариваться, находить общее решение).

Воспитательная:

Продолжить формирование у школьников интереса к нравственно-правовым вопросам; воспитывать чувство ответственности за свои поступки, уважение к закону.

Оборудование урока

Учебник; тексты документов: Конституция РФ, Всеобщая декларация прав человека, Конвенция о правах ребёнка; презентация, содержащая Международный Билль о правах человека.

Тип урока: комбинированный.

Формы урока: фронтальная, групповой урок – практикум.

Методы обучения: проблемного обучения

Форма контроля: выполнение заданий учащимися в группах с использованием ЭОР (презентация).

Основной учебник: Боголюбов, Л.Н. Обществознание. 9 класс: учеб. Для общеобразовательных учреждений, М: Просвещение, 2016.

Оборудование: компьютер и проектор, интерактивная доска, сопровождающая презентация.

Основные понятия: Декларация, Конституция, Конвенция, права ребёнка.

Организационный этап.

Приветствие учителя и учащихся; отчёт дежурного и фиксация отсутствующих; организация внимания и внутренней готовности.

Повторение пройденного, подготовка к ОГЭ

Выполнение теста. Самопроверка (или взаимопроверка), самооценка (взаимооценка), проверка с помощью ключа.

Актуализация знаний по теме.

Вопросы для учащихся:

Всегда ли люди были равны?

Что такое дискриминация личности?

Должны ли люди быть равны в своих правах и почему?

Что значит правовое государство?

Что такое Конституция?

Учащиеся отвечают на вопросы учителя.

Подведение итога: Государство обязуется обеспечивать единство законов. Конституция – это закон, который имеет высшую юридическую силу во всей системе правовых актов. Статья 2 Конституции РФ называет права и свободы высшей ценностью человека и указывает, что признание, соблюдение и защита прав человека и гражданина – обязанность государства.

Мотивация: у вас есть паспорт РФ, вы все являетесь гражданами Российской Федерации, вы обязаны знать свои права и свободы, но не забывать об обязанностях, так как несете ответственность за свои поступки.

Знакомство с темой урока.

Учащиеся участвуют в определении задач урока.

Изучение новой информации.

Работа в тетради.

Запишите число, тему и план урока.

Работа с учебником.

Учитель акцентирует внимание на следующих аспектах:

— права человека — определённые законодательно закреплённые нормы;

— эти нормы выражают меру свободы человека;

— эти нормы в форме юридических правил выражают естественную возможность человека свободно действовать в соответствии со своими интересами, претендовать на достойные условия жизни;

— совокупность норм принято называть каталогом прав человека, который закреплён в целом ряде международно-правовых документов и конституциях правовых государств.

Учащимся предлагается прокомментировать следующие исторические факты:

1) Древняя Спарта, как известно, славилась своими сильными, здоровыми и выносливыми воинами. Каждого новорождённого мальчика осматривали и решали его судьбу в зависимости от его здоровья. Если младенец был крепким, то его оставляли в живых, а если младенец родился слабым, больным, то его бросали вниз со скалы.

2) Знаменитый русский полководец А. В. Суворов родился слабым и больным. Но он работал над собой: много занимался физкультурой, закалялся и в результате победил свою болезнь. Он был умным человеком и талантливым военачальником, под руководством которого русская армия не проиграла ни одного сражения.

Учитель обращает внимание школьников на то, что право человека на жизнь и на всё то, что служит её сохранению и развитию, — право на личную неприкосновенность, свободный выбор способов своей жизнедеятельности, право на свободу мысли, совести и религии, убеждений и др. — является главным в этом каталоге прав человека (выделим основные права человека)

Подробно раскрывается всеобщий, неотъемлемый и неотчуждаемый характер прав человека.

Затем учащимся предлагается обсудить следующую ситуацию.

Субботним утром к Антону домой пришли его друзья. Ребята вместе играли в школьной рок-группе и готовились к городскому конкурсу юных талантов. Они много работали, и у них уже очень хорошо получалось. Они поставили колонки на подоконник и включили погромче, чтобы соседи послушали их выступление.

Учитель предлагает учащимся высказать мнение: имеют ли право Антон и его друзья включать очень громко музыку?

Обобщая результаты обсуждения этой проблемы, подводим ребят к пониманию того, что свобода ограничена правами других людей. Свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого.

Работа в тетради.

- законодательно закреплённые нормы;

- выражают меру свободы;

- закреплены в международно-правовых документах и конституциях правовых государств.

Принцип: Свобода одного заканчивается там, где начинается свобода другого.

5. Работа с текстом Всеобщей Декларации прав человека (стр. 115)

Учитель делит учащихся на группы по 2-3 человека, инструктирует учащихся по изучению материала:

- прочитайте основные статьи Декларации прав человека и дайте краткую характеристику:

- какие сферы общественной жизни охватывают права, перечисленные в Декларации?

- зачитайте, пожалуйста, статью, в которой говорится об ответственности гражданина перед обществом.

Учащиеся изучают материал и отвечают на вопросы учителя.

Изучение главы 2. Конституции РФ

Учитель инструктирует учащихся по изучению материала:

- Вторая глава Конституции нашего государства составлена на основе Всеобщей декларации прав человека.

Ознакомьтесь с ней (приложение 2).

Учащиеся изучают материал и выполняют проект (по группам прав)

На экране памятка

Представление результатов исследования, отчет.

Представления результатов могут быть разными, например: Начать представление с памятки…

(продолжается дискуссия, дополнения)

Проект: "Права гражданина РФ".

Право на участие в культурной жизни, на пользование культурными учреждениями

доступ к культурным ценностям

Право на свободу и личную неприкосновенность

Право на собрания, митинги,

Право на социальное обеспечение

Право на неприкосновенность

Право избирать и быть избранным

Право на жилище

Право на неприкосновенность жилища

Равное право к любым должностям

Право на охрану здоровья и медицинскую помощь

Право на свободу передвижения и выбор места жительства

Право обращений в государственные органы

Право на благоприятную окружающую среду

Свобода совести , вероисповедова-ний

Право на информацию

Право на образование

Свобода мысли, слова

Уголовно-правовые и процессуальные гарантии

Демонстрация альтернативной классификации (слайд 13)

Напоминание учителя о том, что помимо прав у каждого гражданина РФ существуют обязанности (слайд 14). Их нужно запомнить.

Осознание и осмысление полученной информации

Учитель проверяет с помощью вопросов усвоение материала:

С какими документами мы с вами познакомились на уроке?

Что является основой этих документов?

Может ли человек защищать свои права?

Есть ли у человека обязанности и какие?

Учащиеся отвечают на вопросы учителя.

Подведение итогов урока.

Учитель и учащиеся формулируют общие итоги.

Вывод по уроку: познакомились с правами человека в декларации прав человека, в Конституции РФ, в Конвенции о правах ребёнка. Выяснили о необходимости российских и международных правовых документов.

Учащиеся фиксируют вывод в тетради.

Учитель оценивает работу класса и отдельных учащихся; аргументирует выставляемые отметки, даёт замечания по уроку.

Этап информированности учащихся о домашнем задании.

Учитель объясняет домашнее задание:

Конспект урока обществознания в 9 классе по теме

1. Рассмотреть с учащимися основные права и свободы человека и гражданина.

2. Познакомить с основными международными документами по правам человека

3.Формирование основ правовой и политической культуры.

4. Отработка части 1,2 ОГЭ.

3. Знакомство с международными документами о правах человека.

4. Знакомство с Конституцией РФ, гл. 2.

5. Обязанности граждан по Конституции РФ.

6. Обобщение материала. Домашнее задание.

Проверка д/з проект по коррупции.

1. Организационный момент.

Мотивация: у вас есть паспорт РФ, вы все являетесь гражданами Российской Федерации, вы обязаны знать свои права и свободы, так как несете ответственность за свои поступки.

1. Как вы считаете, что такое права человека? Что такое свобода человека?

2. Подумайте и вспомните историю, обладали ли люди древнего мира, средних веков и нового времени правами и свободами?

3. Как вы думаете, когда мир впервые заговорил о торжестве прав и свобод во всем мире? И что для этого было сделано, создано?

Обычно юристы, говоря о праве, понимают под ним систему установленных государством общеобязательных правил поведения (норм), соблюдение которых обеспечивается гос. механизмом. И это есть объективное, позитивистское право.

Но люди чаще понимают под правом совокупность их собственных прав и свобод, принадлежащих им с рождения независимо от возраста, пола, веры, расы, национальности или других признаков. И здесь речь идет уже о субъективном понятии права, когда право есть охраняемая, обеспечиваемая государством естественная возможность, что-то делать, осуществлять, иметь достойные условия жизни. Субъективное право — это мера дозволенного поведения. Но любой индивид наделён определённой степенью свободы, он должен учитывать интересы других. В этом заключается ограничение свободы индивида правом до определенной степени.

Может ли быть свобода абсолютной? (Выслушиваются мнения учащихся). Свобода – это способность и возможность делать собственный выбор индивидом своего поведения. Она предполагает опред. независимость человека от государства, иных соц. субъектов, внешних условий и обстоятельств.

3. Международные документы о правах человека.

Каждому гражданину необходимо знать о наиболее важных документах, о правах человека.

Международные документы (материалы на доске).

2. 1955 – Европейская конвенция прав и свобод человека. Конвенция-это международный документ обязательного характера.

4. 1989 – Конвенция о правах ребенка.

У человека должно быть множество прав и свобод, так как без них невозможно физическое и моральное существование человека, поэтому среди них нельзя выделить главные и второстепенные.

Всю совокупность норм, о которых идёт речь, принято называть каталогом прав человека. Он закреплён в указанных выше международно-правовых документов и конституциях правовых государств. Главным в этом каталоге является право человека на жизнь и на всё то, что служит её сохранению и развитию – право на личную неприкосновенность, свободный выбор способов своей жизнедеятельности, свободу мысли, совести и религии, убеждений и др.

Права человека принадлежат ему от рождения, их так и называют: естественные, неотъемлемые, неотчуждаемые. Никто не может посягать на права человека – ни государство, ни общество, ни отдельные люди.

4. Знакомство с Конституцией РФ. 1993 г. (2глава)

Работа с демонстрационным плакатом.

В Конституции РФ нашли отражение общие принципы прав человека и гражданина :

признание прав и свобод человека высшей ценностью, принадлежность их человеку от рождения;

осуществление прав и свобод человеком без нарушения прав и свобод других лиц — равенство всех перед судом и законом;

равенство мужчины и женщины;

приоритет общепризнанных международных норм перед законами России;

строго определенные условия, допускающие ограничение нрав законом;

запрещение использования прав и свобод для насильственного изменения конституционного строя, разжигания расовой, национальной, религиозной ненависти для пропаганды насилия и войны.

В Конституции зафиксированы гражданские, политические, экономические, социальные, культурные права граждан РФ.

Рассказ учителя:

Гражданские (личные) права – связаны с личностью правообладателя. Реализуется свобода человека принимать решения независимо от государства.

Экономические права – это возможность свободного распоряжения имущественными благами и ведения хозяйственной деятельности. Связаны с правом собственности.

Культурные права – обеспечивают духовное развитие и самореализацию личности. Свобода доступа к духовным и материальным ценностям, созданным человеческим обществом.

Социальные права – это притязания на достойный уровень жизни и благосостояние.

Политические права – это возможность участия личности в политической жизни общества, в формировании и осуществлении государственной власти и местного самоуправления.

5. Обязанности граждан по Конституции РФ.

Наряду с правами Конституция России устанавливает некоторые важные обязанности граждан, в частности обязанность уплаты налогов и обязанность защиты Отечества.

Обязанности человека

Необходимым условием реализации прав и свобод человека является исполнение им юридических обязанностей. В конституционном праве под юридической (конституционной) обязанностью понимается социально возможная необходимость определенного поведения личности, установленная государством.

Конституция устанавливает следующие основные обязанности:

ü соблюдать Конституцию РФ и законы (ст. 15);

ü платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57);

ü сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58);

ü защищать Отечество, в том числе нести военную службу (ст. 59);

ü заботиться о детях (ст. 38);

ü заботиться о нетрудоспособных родителях (ст. 38);

ü получить основное общее образование (ст. 43);

ü заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ст. 44).

Статья 60 Конституции устанавливает, что гражданин РФ может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет.

Государство гарантирует судебную защиту прав и свобод. Как известно, судебный способ защиты считается наиболее демократическим. Предусматривается право на получение квалифицированной юридической помощи. Установлена презумпция невиновности в совершении уголовных преступлений: обвиняемый считается невиновным до тех пор, пока его вина не будет доказана.

Итог. Выполнение задания первой и второй части ОГЭ

1. Обязательные платежи, которые платит государству его граждане, а также предприятия, компании и фирмы, - это:

2) Страховые выплаты

4) Налоги

2. Верны ли следующие суждения о правах человека?

А. Право на свободу совести и вероисповедания относиться к личным (гражданским) правам человека.

Б. Право зарабатывать на жизнь свободно выбранным трудом относиться к культурным правам человека.

1) Верно только А

2) Верно только Б

3) Верны оба суждения

4) Оба суждения не верны

3. Пенсионерка К планирует оформить завещание на квартиру в пользу своей внучки. В какой правоохранительный орган следует обратиться пенсионерке К.?

3) В прокуратуру

4. Верны ли следующие суждения о правах и свободах человека?

А. каждое государство обеспечивает соблюдение прав и свобод человека только своим гражданам

Б. Каждое государство самостоятельно составляет свой гарантируемый перечень прав и свобод человека.

1) Верно только А

2) Верно только Б

3) Оба суждения верны

4) Оба суждения не верны

6. Обобщение материала. Домашнее задание.

Итак, ребята, мы с вами живем в счастливое время, когда гражданин нашего государства обладает всеми правами и свободами, необходимыми человеку для существования. Наша задача – сберечь то, что было достигнуто нашими предками.

Работа по параграфу 13 учебника.

Работа с документом (Конституция РФ).

Учащиеся должны изучить статьи главы 2 Конституции РФ и заполнить таблицу.

Читайте также: