Конспект урока повторение по теме морфемика и словообразование 6 класс

Обновлено: 07.07.2024

Цель урока: систематизация и коррекция знаний по теме "Морфемика и словообразование".

Задачи: повторить и обобщить ранее изученное о морфемике ,морфемах и их роли в словообразовании; закрепить навык производить морфемный и словообразовательный разбор слова; повторить изученные орфограммы; развивать навык работы в группах, мотивацию к аналитической деятельности; воспитывать интерес к изучению языка, уважительное отношение друг к другу.

Формы работы: индивидуальная, коллективная, групповая.

1. Организационный момент.

2. Целеполагание.

Слайд №1 (тема урока)

-Тема урока отображена на доске. Дома вы должны были вспомнить все, что знаете по данной теме. Какие цели можно поставить перед собой на уроке? (Повторить знания о морфемике и словообразовании.)

3. Актуализация знаний.

-Итак, первый вопрос очевиден. Что вы знаете о морфемике? ( Морфемика – это раздел науки о языке, в котором изучается состав, строение слова. )

- Строение - строительство. Чтобы заниматься строительством, необходим строительный материал. Из чего строят дома?( Дома строят из кирпича, дерева, железобетона. )А каков строительный материал для слов? (Слова состоят из морфем. Среди них выделяют корень, приставку, суффикс, окончание.)

- Сегодня мы будем строить наш дом. Дружно, по кирпичику, по морфемке.

4. Применение знаний и умений.

Задание №1 На доске и в тетрадях пишем слово ДОМ. Оно одиноко. Найдем ему родственников. Записываем однокоренные слова.

Домик, домишко, домище, домовой, надомную, бездомными.

-Прежде чем начать любое строительство, нужно заложить фундамент , в нашем случае это выделить основу слова. Что поможет нам сделать это? (Нам поможет в этом окончание.)

-Что же такое окончание? (Окончание – это значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов.)

-Что можно узнать по окончанию ? ( Окончаниевыражает значения лица, рода, числа, падежа.)

-Работаем с записанными словами. Выделяем окончания, основы. Определяем род, число, падеж . (Домик – м. род, ед. число, им. падеж; домишко – ср. род, ед. ч., им. падеж; домище– ср. род, ед. ч., им падеж; домовой –м. род, ед. ч., им. падеж; надомную –ж. род, ед. ч., вин. падеж; бездомными – мн. ч., тв. падеж)

Слайды №2-3 (появляются фундамент дома и крыльцо)

-Что мы можем выделить в основе? (Воснове мы можем выделить корень.)

- Что же такое корень слова? ( Корень – главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех родственных слов. )

-Выделяем корни в наших словах .(-дом-)

Слайд №4 (на фундаменте появляется сруб дома)

- Какие еще есть морфемы? ( Приставки. )

-Что такое приставка? ( Приставка – значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. )

- Выделяем приставки в словах . (на-, без-)

Слайд №5 (у дома появляется веранда)

- Какая еще морфема может помочь нам в строительстве?( Суффикс. )

- Что такое суффикс?( Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов. )

- Выделяем суффиксы в словах. (-ик-, -ишк-, -ищ-, -ов-, -н-)

Слайд №6 (у дома появляется крыша)

-В каких словах были использованы все морфемы-кирпичики? (Надомную, бездомными.)

-Итак, мы построили домик и выделили в словах все морфемы. Как называется выполненный нами разбор слов? (Морфемный.)

Задание №2 На доске заранее написаны слова.

-А сейчас я вам загадаю загадку. В этом слове такой же корень, как в слове школьный , та же приставка, что в слове прибежал , суффикс прилагательного умный , окончание слова веселый .Что за слово у вас получилось? (пришкольный)

З аписываем его на доске, разбираем по морфемам, выполняем словообразовательный разбор.( ПРИ школь Н ый школа)

- Какие еще способы образования слов вам известны ? (Приставочный, суффиксальный, бессуффиксный, сложение основ и слов, переход одной части речи в другую.)

Самостоятельно подбираем 3-4 однокоренных слова,"вьем" гнездо однокоренных слов .(Дошкольник, дошкольный, школьница, внешкольный)

-Как вы, ребята, думаете, почему я вам предложила поработать с корнем

- ШКОЛ- ?Мы, напоминаю, строим дом. ( Школа – наш дом.)

Слайд №7 (на слайде около дома появляются цветы и бабочки)

Мы слегка уже устали.

Отдохнем все: с места встали,

Вправо, влево повернулись,

Всем на свете улыбнулись,

Ручки вверх, вперед подняли,

Сели, встали, сели, встали,

Друг на друга посмотрели

И опять на место сели.

Задание №3. А теперь вам предстоит выполнить еще одно задание.

Слайд №8 (на слайде появляется стихотворение, у детей егораспечатанный вариант)

Марсиане мечтают о чуде,

Чтоб когда-нибудь в сумрачной мгле

Разглядеть шар земной и на блюде

Прилететь к неизвестной Земле.

Приземлиться на светлой полянке,

Земляники поспевшей поесть,

Поселиться в уютной землянке ,

С земляками к камину присесть.

Прилетайте, друзья, прилетайте,

Мы вас ждем каждый миг, каждый час!

Верьте в чудо, надейтесь и знайте:

Мы, земляне , открыты для вас!

Вам тепло будет здесь и уютно,

Не порвать дружбы нить никогда.

Нам дружить с вами вовсе не трудно

На прекрасной планете Земля!

- Прочитаем вслух стихотворение "Марсиане мечтают о чуде."

Не заметили ли вы какую - нибудь странность в использовании слов? (В стихотворении много слов с корнем -ЗЕМЛ-.)

-Придумайте задание. Сформулируйте его для всех. ( Выписать однокоренные слова, выделить корни.) Слова выписываются на доску. Сверяем написанное с изображением, появившимся на слайде.

Слайд №9 (над словами появляется графическое изображение корня)

-Какое фонетическое явление наблюдаем мы в этих корнях? (Чередование м//мл.)

- Почему мы работали со словом земля? (Земля – наш дом, наш общий дом!)

-Если уж мы заговорили о чередовании, я предлагаю вам вспомнить чередующиеся корни.

Работа в группах. (Детям раздаютсяраскрашенные и вырезанные из картона "яблони" и "яблоки", на которых написаны слова с пропуском букв. Требуется вспомнить правила написания слов с чередующимися корнями, вставить буквы, отсортировать "яблоки" (есть слова с омонимичными корнями), приклеитьих на "яблоню", объяснить выбор буквы в словах.)

1 группа :корень -ЛАГ- – -ЛОЖ- (сл…гаемое, пол…жение, л…жный , прил…гательное, сл…жение). В корне-лаг - – - лож- в безударном положении буква а пишется, если за корнем следует суффикс -а-; буква о пишется, если за корнем нет суффикса -а-.

2 группа: корень -ГАР- – -ГОР- (г…релый, ог…рок, г…реть, г…ристый , заг…р). В корне с чередованием -гар- – - гор- в безударном положении пишется буква о .

3 группа: корень -КАС- – -КОС- (к…саться, прик…сновение, к…сичка , к…сание, к…снуться). В корне -кас- – - кос-буква а пишется, если за корнем следует суффикс -а-.

4 группа: корень -РАСТ- – - РОС- (р…стительность, водор…сль, р…сток, ср…щение, отр…сль). В корне -раст- – -рос- безударная а пишется перед ст, щ. Слова-исключения: росток, отрасль.

5 группа: корень - ЗАР- – -ЗОР-(з…ря, обз…р , з…рница, з…рька, оз…рение). В корне с чередованием - зар - – -зор- в безударном положении пишется буква а .

6 группа: И//Е ( пот..рять , зам…рать, соб…ру, прот…реть, расст…лать). В корнях с чередующимися гласными е – и буква и пишется, если после корня следует суффикс -а-.

- Показываемвсе деревья. Какую красоту мы с вами сегодня построили и посадили!

5.Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция .

У меня на уроке был помощник, который любезно согласился выступить в этой роли. Он внимательно слушал все ваши ответы, отмечал верные они или ошибочные. (Озвучиваются оценки.)

-Кого не устраивает оценка? (В журнал выставляется оценка по желанию ученика.)

6.Домашнее задание.

Подумать, о чем можно написать в сочинении "Дом моей мечты". Помните, слово ДОМ рассматриваем объемно, масштабно.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: закрепить и обобщить знания, полученные по теме; развивать навыки монологической речи, самостоятельной работы; внимание, память, мышление; коммуникативные навыки; формировать навыки самоконтроля, рефлексии, воспитывать интерес к русскому языку

Урок 26 русский язык 6 класс

Цель: закрепить и обобщить знания, полученные по теме; развивать навыки монологической речи, самостоятельной работы; внимание, память, мышление; коммуникативные навыки; формировать навыки самоконтроля, рефлексии, воспитывать интерес к русскому языку

Планируемые результаты:

- предметные: применяют знания и умения по морфемике в практике правописания, а также при проведении морфемного и словообразовательного анализа слова;

-познавательные УУД : формулируют познавательные цели, анализируют объекты, проводят классификацию по различным критериям, проводят анализ информации, обобщают в виде правила; используют приобретенные умения при выполнении творческих заданий, объясняют языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе выполнения работы;

-личностные УУД : устанавливают значимость познавательной деятельности, оценивают усвоение содержания материала,

-коммуникативные УУД сотрудничают в поиске и сборе информации, оценивают действия партнёра, учатся учитывать позицию собеседника; комментируют собственные действия при выполнении задания;

-регулятивные УУД ставят учебные задачи, проводят контроль.

Оборудование: раздаточный материал, таблицы, листы самооценивания

1.Организационный момент

Прозвенел уже звонок –
Начинаем наш урок.

Открываем все тетрадки,

В книжках нужные закладки.

На вопросы отвечаем,

Когда нужно – замолкаем.

В теме будем разбираться,

Главное – не отвлекаться!

Мы с вами умеем трудиться, мы целеустремленны и собранны, мы умеем преодолевать трудности.

2. Мотивация учебной деятельности.

Определение темы и цели урока.

Перед вами рассыпанные слова. Составьте из них предложение и запишите его.

Грамотный человек должен разбираться в структуре слова.

- Как вы понимаете эти слова? Каким синонимом можно заменить слово структура? (состав слова). Как они связаны с темой урока?

- Для чего нужно разбираться в структуре слова?

- чтобы определить его смысл

-для правописания . Умение видеть строение слова и понимать значение его частей помогает правильно писать слова). Многие орфографические правила опираются на словообразование. Зная из чего состоит слово, мы видим орфограмму.

- Так чем же мы сегодня будем с вами заниматься?

- Какие цели можно поставить перед собой на уроке? (Уметь производить морфемный и словообразовательный разбор слова, отрабатывать орфографические навыки).

3.Актуализация знаний.

1. Фронтальный опрос

-Что составляет основу слова?

-Изменяемая часть слова.

-Какие части слова служат для образования новых слов?

-Это главная значимая часть слова, в которой соединяется общее лексическое значение однокоренных слов.

-Это значимая часть слова, которая находится перед корнем.

-Эта часть слова служит для связи слов в предложении и словосочетании.

-Какой частью слова похожи слова: соловушки, воробушка, бабушка, дедушка?

-Какой частью слова похожи слова: весна, веснушки, весенний, по-весеннему?

-Какой частью слова похожи слова: подсвечник, подоконник, подставка, подложить?

-В каких частях слова мы изучаем правила о правописании гласных и согласных?

-Часть слова без окончания

-Часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования слов

-Часть слова, которая находится после корня и служит для образования слов.

-Какие разделы науки о языке мы изучали в данной теме ?

1. Ростение 2. Расточек 3. Премудрый 4.Загарел 5.Загар 6.Прешил 7.Зоря 8. Зоренька

3. Лингвистическая задача (инд. у доски)- Дано: выход способ образования? Решение: выходить→ выход (бесуфиксальный способ) Ответ: слово выход образовано бессуффиксальным способом).

Приехать- прист., стенной-прист., пригородный- прист.- суф.-. - Какие способы образования здесь не названы? ( бессуффиксальный, сложение, переход в другую часть речи).

3.Выберите из данных утверждений верные.

1)Морфемы-это корень, приставка, суффикс и окончание.
2)Любое слово содержит корень, но не любое – окончание.
3)В слове может быть только один корень.
4)В слове может быть только одно окончание.
5)Если два слова имеют одинаковые корни, но разные окончания, они родственные.
6)Суффикс стоит после корня, а приставка-перед корнем.
7)Предлог не морфема, а самостоятельная часть речи.
8)В словах испугать и искать одинаковые приставки –ис-.
9)В словах ромбик и квадратик одинаковые суффиксы –ик-.
10)Выражение "У слова нулевые окончание" и "У слова нет окончание" значат одно и тоже.

11) Этимология изучает произношение слова

12) Морфемика изучает части речи

Вновь у нас физкультминутка,

Наклонились, ну-ка, ну-ка!

А теперь назад прогнулись.

(Наклоны вперёд и назад.)

Разминаем руки, плечи,

Чтоб сидеть нам было легче,

Чтоб писать, читать, считать

И совсем не уставать.

(Рывки руками перед грудью.)

Голова устала тоже.

Так давайте ей поможем!

Вправо-влево, раз и два.

Думай, думай, голова.

(Вращение головой.)

Хоть зарядка коротка, Отдохнули мы слегка.

(Дети садятся за парты.)

4. Применение знаний и умений

1. Выполните морфемный и словообразовательный разборы слов:

подосиновик, водный, объездной, синь.

- Чем отличаются эти виды разбора?

( Морфемный разбор – это выделение значимых частей слова, из которых оно состоит. При морфемном разборе слова указываются все морфемы, которые его составляют. Словообразовательный разбор слова – это выделение того, на базе чего и как образовано данное слово. При словообразовательном разборе указывается только то, с помощью чего образовано данное слово.)

2. Практическая работа

Вы должны пройти 3 уровня разной степени сложности. Максимальное количество баллов 6 баллов. За 1 – 1, за 2 – 2, за 3 -3балла.

Задание на 1 балл

Запишите однокоренные слова в виде словообразовательной цепочки, учитывая, какое слово от какого образовано. Укажите морфемный состав слова грустноватый

ГРУСТНОВАТЫЙ ГРУСТЬ ГРУСТНЫЙ

Задание на 2 балла

Запишите, восстанавливая пропущенные части словообразовательной цепочки

ГИТАРА - ______________ , ГИТАРИСТКА

ШЁЛК - _______________ , ________________ , ШЕЛКОВИСТОСТЬ

Задание на 3 балла

Запишите однокоренные слова в виде словообразовательной цепочки, учитывая, какое слово, от какого образовано. Определите способ образования.

СДЕЛАННЫЙ ДЕЛАТЬ ДЕЛО СДЕЛАТЬ

3. Выборочная работа. по 1 примеру

1. Приставочный способ:



+

Выберите слова, образованные приставочным способом: сберечь, выгодный, объездной, запасной, подпрыгнуть, прибавка.

2. Суффиксальный способ:





+

Выберите слова, образованные суффиксальным способом: подосиновик, лесок, мамочка, подушка, набор, водный.

3. Приставочно-суффиксальный способ:






+ +

Выберите слова, образованные приставочно-суффиксальным способом: подоконник, подводный, прилететь, выход, выполненный, заводной.

4. Решение проблемных ситуаций:

1. Одинаковые ли корни в словах ГОРЕВАТЬ, ГОРЕЦ, ЗАГОРЕЛЫЙ? Почему?

(Корни омонимичные, разные по лексическому значению)

(В слове расти корень с чередованием гласных, его ни в коем случае нельзя проверить ударением.) Вывод: - Почему так важно уметь определять правильно корень в словах? (Это необходимо для правильного написания слов).

- От чего зависит выбор гласных О-А в этих корнях?

5. Работа с текстом.

У человека на Земле много дел. Надо дерево посадить, дом построить, детей вырастить. А ещё надо добрую песню сложить. И это далеко не все дела, которые следует совершить человеку. Но что бы ты ни делал: слагал песню или растил ребенка, – ко всему нужно приложить усилия, всему отдать свою душу и то добро, которое нельзя зап..рать в своем сердце! Да и не зап..реть его вовсе! Расул Гамзатов.

Определить его основную мысль. Что хотел сказать этим текстом автор? (Как надо жизнь прожить.) Какой это тип речи? (Рассуждение). На какие правила пропущены гласные в словах? (Чередующиеся гласные в корнях слов). Какие корни с чередующимися гласными вы знаете еще?

5. Обобщение и систематизация знаний

1. Буквенный диктант с самопроверкой

Я называю слово, вы определяете, какую букву нужно писать в корне с чередованием, и ставите крестик в соответствующей строке с самопроверкой (1 у доски)

1. загорать 2. касательная 3. зорька 4. выращенный 5. пригорело

6. отрасль 7. зарница 8. сгорели 9. загар 10. росток

2. Замените словосочетание одним словом с приставкой ПРИ- или ПРЕ-. Запиши это слово рядом со словосочетанием, выдели приставку и запиши её значение.

Расположенный у берега.

Задуматься на некоторое время.

Участок около школы.

Гнаться за кем-нибудь.

Слегка задеть что-либо.

Вызывающий восхищение, красивый.

Немного открыть окно.

Расположенный у дороги

Спуститься с неба на землю.

Расположенный у берега. (Прибрежный).

Задуматься на некоторое время. (Призадуматься).

Участок около школы. (Пришкольный).

Гнаться за кем-нибудь. (Преследовать).

Слегка задеть что-либо. (Прикоснуться).

Вызывающий восхищение, красивый. (Прекрасный).

Немного открыть окно. (Приоткрыть).

Расположенный у дороги (Придорожный).

Спуститься с неба на землю. (Приземлиться).

Очень длинный. (Предлинный).

Проверь себя. Посоветуйся с соседями (если возникли затруднения, сомнения, то возьми карточку с ответом в папке).

6. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Тест Взаимопроверка

1. Что составляет основу слова?

а) приставка, корень, окончание б) корень, суффикс в) приставка, корень, суффикс, окончание г) приставка, корень, суффикс

2. Какая часть слова служит для образования форм слова?

а) окончание б) приставка в) корень г) суффикс

3. Какой частью слова не похожи существительные: дубок, лесок, медок, теремок?

а) приставкой б) корнем в) суффиксом г) окончанием

4. В какой части слова есть орфограмма: лаг - лож; рос - раст - ращ?

а) в окончании б) в приставке в) в корне г) в суффиксе

5.В каком слове пропущена буква А?

а)ог…рок б) выг…реть в) подг…реть г) сг…рать

6.Буква А пропущена в слове

а)з…ревать б) з…ря в) з…рянка г) з…рюшка

7.Буква Е пишется в приставке, если она обозначает

а) присоединение б) приближение в) неполное действие г) близость по значению к слову очень

8.Буква И пропущена в слове

а) пр…кратить б) пр…града в) пр…школьный г) пр…старелый

1.г 2. а 3. б 4. в 5. а 6. б 7.г 8. в

Корень мой находится в цене,

В очерке найди приставку мне,

Суффикс мой в тетрадке вы встречали,

Вся же я – в дневнике или в журнале.

Получилось слово ОЦЕНКА.

Итак, что мы сегодня повторили на уроке?

Над чем стоит ещё поработать?

В чём возникают трудности?

С каким настроением вы уходите с урока?

Вывод: Морфемика и словообразование – важнейший раздел русского языка. Этот раздел тесно связан с лексикой, орфографией, культурой речи. Знание этого раздела поможет избежать многих ошибок и сделать нашу речь правильной и грамотной.

Оцени себя и подчеркни нужное.

1. Я усвоил тему- …

а) хорошо б) не совсем хорошо в) плохо

2. Допускаю ошибки в а) разборе по составу, б) словообразовательном разборе в) в корнях с чередованием г) в приставках при-/пре-

2. Допускаю ошибки, потому что … а) не записал таблицу в справочник; б) не выучил правило; в) небрежно делал домашнее задание; г) не понял объяснение учителя; д) бываю невнимательным, отвлекаюсь; е) мне требуется дополнительное время.

Домашнее задание: готовиться к контрольной работе, выполнить задания 1,2. с.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Вид урока: урок обобщения и систематизации полученных знаний.

Тип: урок с использованием активных форм работ.

Цели : формирование навыков правописания гласных в разных морфемах слова, обработка навыков морфемного анализа слова.

Необходимо: обобщить и углубить полученные знания о словообразовании;

2. Развивающая: развитие орфографической зоркости.

3.Воспитывающая: воспитание любви и уважения к русскому языку.

«Не можешь оторвать глаз от лесенки

слов, на которой покоится жизнь с ее

прошлым, с ее нынешним пульсом,

Организационный момент. Слайд 1

Здравствуйте, ребята! Я рада всех вас видеть. Сегодня на уроке я желаю всем успехов!

Формулирование темы и целей урока

- Мы с вами изучили большой раздел русского языка.

- Давайте вспомним, как этот раздел называется. Словообразование и морфемика.

- На прошлом уроке мы закончили изучать этот раздел. Значит, чем мы сегодня будем заниматься? Повторять изученное по теме «Морфемика и словообразование.

- Подумайте и сформулируйте цели урока.

Работа с эпиграфом. Слайд 3

- Ребята, давайте прочитаем эпиграф к уроку.

- Какой же смысл вкладывает в эти слова автор этих строк?

4. Слово учителя.

Словообразование – один из важнейших разделов русского языка и один из важнейших источников пополнения словарного запаса.

Многие орфографические правила опираются на словообразование. Поэтому, чтобы понять смысл, суть правил, надо хорошо знать состав слова, его строение, находить морфемы и точно определять границы между ними.

- Ребята, а что же такое морфема? Это значимые части слова.

- Какие морфемы вы знаете?

- Чтобы проверить, насколько хорошо вы знаете морфемы, проведем теоретический диктант. Я читаю определение морфем, а вам нужно записать только их название.

1. Изменяемая часть слова. окончание

2. Часть слова, которая находится после корня и обычно служит для образования слов. суффикс

3. Главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов. корень

4. Часть слова без окончания. основа

5. Часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования слов. приставка

- Молодцы. С теоретическим заданием вы справились. Посмотрим, как вы справитесь с практическим заданием.

Перед вами на партах лежат карточки - приложение № 1, ответьте на вопросы в карточках.

Часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов, называется __________

Какое окончание в слове “увлекательный”?

Какой корень в слове “прыгнешь”?

Какое окончание в слове “уснул”?

Какой суффикс в слове “глотка”?

Какой корень в слове “выбрать”?

Какой корень в слове “учитель”?

- Передайте друг другу свои листочки, проверьте друг друга. Поставьте оценку.

(за 1-2 ошибки – 4; за 3 – 3-4, больше – 2).

– А теперь я даю верные ответы. Проверьте, соответствуют ли ваши оценки. (Учитель читает правильные ответы).

– Поднимите руку, кто написал на 5, 4, 3

- Сложные были задания? Нет.

- Напомните еще раз для чего служат такие морфемы, как суффикс и приставка? Для образования новых слов.

6. Способы образования слов.

Морфемы повторили, теперь давайте вспомним все изученные способы образования слов.

— Какие вы знаете способы образования слов? Приведите примеры.

4. сложение (основ или целых слов)

5. сложение сокращенных основ

6. переход одной части речи в другую

- Молодцы, теорию повторили. Приступаем к практике. Сейчас вам предстоит выполнить задание на слайде.

Вы должны сделать словообразовательный разбор слов и определить, какими способами они образуются.

Задание . Определите, как образованы следующие слова.

- Нужно ли разбирать всё слово полностью по составу? (нет, надо указать только ту часть слова, которая появляется; для этого необходимо правильно определить исходное (базовое) слово.

Проверка. Ученики читают вопросы и ответы .

Оцените свою работу. Поднимите руки, кто получил 5, 4, 3.

Молодцы! И с этим заданием вы справились хорошо. Что ж посмотрим, что будет дальше.

2) Следующее задание мы выполним у доски. К доске идут 3 человека. Вам необходимо выполнить морфемный и словообразовательный разбор следующих слов: раскрасавец, доледниковый, паровоз.

Остальные работают в тетрадях по вариантам.

- Чем отличается морфемный и словообразовательный разбор слов?

7. Словообразование и орфография.

Словообразование тесно связано с орфографией. И сейчас мы с вами повторим основные орфографические правила, изученные в этом разделе.

1) Корни с чередованием гласной .

- Какие корни с чередующимися гласными мы изучали?

- Когда пишется корень -кос-, -кас-?

- Когда пишется корень -гар-, -гор-?

- Когда пишется корень –зар-, -зор-?

Давайте вспомним и другие чередования корней, в которых мы допускаем ошибки.

- С теорией мы справились, приступаем к практике.

Задание : Я диктую предложения. Вам необходимо выписать только слова с чередующимися гласными в корне, графически обозначить орфограммы.

1. В ночном небе бл..стят далекие, недостижимые звезды.

2. Остров Мадагаскар распол..жен в Индийском океане..

3. В окошке соседнего дома заг..релся свет.

4. Мама приучает детей по утрам заст..лать кровать.

5. Детей из школы заб..рает бабушка.

6. В нашем городе очень много отр..слей промышленности..

7.Начинают просыпаться птицы, оз..ренные лучами разг..рающегося солнца.

- Проверяем по цепочке, выставляем оценки.

- Нужно ли при выполнении этого задания уметь определять морфемы? Почему?

В целях повторения запишем 1 предложение и выполним его синтаксический разбор. К доске пойдет… (если будет время)

- Являются ли однокоренными словами слова гореть и нагорный? А косить и коснуться? Почему? Какой раздел нам в этом поможет? Лексика.

2) Гласные в приставках пре- и при-.

— Расскажите о правилах выбора гласной в приставках пре- и при-.

- Итак, с теорией справились, приступаем к практике. Перед вами карточки с заданием.

Задание : заполните таблицу, поставив галочку в нужной колонке.

- Проверка с объяснением.

- Молодцы! Все ли орфограммы, изученные в этом разделе, мы с вами сегодня повторили? Нет

- Что не повторили еще? Правописание Ы- И после приставок

3) Буквенный диктант

1)Предыстория, 2)сверхизысканный, 3) розыгрыш, 4)предыдущий, 5) обыскать, 6) межиздательский, 7) предыюльский.

Проверка. Один человек у доски.

4) Как образуются сложные слова? Когда пишется соединительная О , Е в сложных словах?

Специалист по разведению садов. садовод

Локомотив с паровым двигателем. паровоз

Канал для выхода дыма из трубы. дымоход

Лес, поваленный бурей. Бурелом

Отрасль сельского хозяйства, специализирующаяся на производстве мяса птицы и яиц. Птицефабрика

8. Итоги урока.

Ребята, что же мы с вами сегодня повторили на уроке?

— основные способы словообразования.

— морфемный и словообразовательный разбор.

— орфографические правила (пре-, при-, чередование корней).

— Какой можно сделать вывод? Что такое словообразование? Нужно ли нам знать способы образования слов? Для чего?

Вывод : Словообразование – важнейший раздел русского языка. Этот раздел тесно связан с лексикой, орфографией, культурой речи. Знание этого раздела поможет избежать многих ошибок и сделать нашу речь правильной и грамотной.

- Оценки за урок сегодня получают… и объясняю.

Домашнее задание: повторить материал (если это необходимо), выполнить упражнение 238.

Часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов, называется __________

Какое окончание в слове “увлекательный”?

Какой корень в слове “прыгнешь”?

Какое окончание в слове “уснул”?

Какой суффикс в слове “глотка”?

Какой корень в слове “выбрать”?

Какой корень в слове “учитель”?

Часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов, называется __________

Какое окончание в слове “увлекательный”?

Какой корень в слове “прыгнешь”?

Какое окончание в слове “уснул”?

Какой суффикс в слове “глотка”?

Какой корень в слове “выбрать”?

Какой корень в слове “учитель”?

Часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов, называется __________

Какое окончание в слове “увлекательный”?

Какой корень в слове “прыгнешь”?

Какое окончание в слове “уснул”?

Какой суффикс в слове “глотка”?

Какой корень в слове “выбрать”?

Какой корень в слове “учитель”?

Приложение 2. Задание : заполните таблицу, поставив галочку в нужной колонке.

Приложение 2. Задание : заполните таблицу, поставив галочку в нужной колонке.

17. Анализ результативности урока.

Во время образовательного процесса на каждом его этапе использовались разные виды деятельности: рассказ учителя, с целью актуализации темы, фронтальная, групповая, индивидуальная, самостоятельная работа.

Вышеназванному способствовали выбранные с учётом возрастных особенностей оптимальные средства инструментальной поддержки учебного процесса: раздаточные материалы, компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска.

Занятие отличало формирование ключевых компетенций в области изучения русского языка, что способствовало и развитию личностных качеств: коммуникативности, самостоятельности, взаимо и самооценке.

Так, анализ выполненных заданий дифференцированных карточек показал, что изученная тема было усвоено большей частью класса:7 пятерок, 16 четверок, 3 тройки. Основная часть ошибок была связана с ошибочным нахождением существительных общего рода (учащиеся перепутали их с разносклоняемыми существительными). Анализ домашних работ показал, что выбор был сделан в пользу задания, связанного с группировкой орфограммам.

Мною была выбрана форма урока с использованием мультимедийной презентации, презентации-тренажера, интерактивной доски с целью повышения качества образования, мотивации познавательного интереса учеников к уроку, развития их воображения, внимания, видов памяти.

Содержание урока вполне соответствует теме, цели и задачам урока. Применяемые методы и приемы обучения соответствовали содержанию и целям урока, возрасту и уровню подготовленности учащихся.

Была применена здоровьесберегающая технология на этапе проведения физкультминутки, данный вид работы также позволил проверить, насколько хорошо дети усвоили изученные орфограммы.

Соблюдены были структурные компоненты урока:

1. Организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней готовностью учащихся к уроку, в ходе которого традиционно для моих уроков дается домашнее задание.

2. Устный опрос с использованием презентации - тренажера (повторение теоретического материала)

3. Актуализация изученного материала.

4. Закрепление знаний, умений и навыков учащихся посредством разнообразных заданий, в том числе работа на интерактивной доске.

5. Подведение итогов урока .

6. Оценки учащимся будут выставлены после проверки индивидуальных карточек и творческого задания (индивидуально)

Время на уроке использовалось рационально. Был создан благоприятный психологический фон, дети работали в атмосфере эмоционального комфорта, создавая себе ситуацию успеха.

Считаю, что для работы был создан нужный психологический микроклимат, характер общения с учащимися оцениваю как доброжелательный.

Задачи урока реализовывались:

1. образовательные - в работе по конструированию словосочетаний и предложений с несклоняемыми существительными , составлению предложений для определения синтаксической роли существительного;

Таким образом, считаю, что запланированные результаты были достигнуты, тема раскрыта.

Тип урока: урок обобщения и применения знаний, умений и навыков.

Цель: обобщить, систематизировать знания по теме “Морфемика. Словообразование”.

образовательная: создать условия для овладения способами решения познавательных задач с целью формирования языковой компетенции через обобщение, систематизацию знаний, умений и навыков через понимание общих закономерностей правописания.

развивающая: формировать навыки контроля и самоконтроля в результате деятельности в группе, развивать способности к анализу и оценке сходных и конкурирующих языковых явлений для их дифференциации.
воспитательная: способствовать развитию коммуникативной компетенции через работу в группах, парах; воспитывать осознанную потребность в знаниях, чуткость и внимательность к слову.

Ход урока

I. Оргмомент.

II. Формулирование учащимися темы и цели урока.

Сегодня на уроке мы будем работать не только в тетради, но и в специальном оценочном листе, а значит, каждый получит за урок оценку.

III. Актуализация опорных знаний.

  1. Морфема – значимая часть слова. (+)
  2. Словообразование – это образование новых слов при помощи суффиксов (-).
  3. Соединительными гласными бывают О – Е (+).
  4. Правописание приставок пре-/при– зависит от лексического значения (+).
  5. Приставка служит для связи слов в предложении (-).

– Дайте определение приставки, суффикса, корня, окончания, основы.

– Перечислите известные вам способы образования слов.

IV. Работа над темой урока.

– развеселый,
– овражек,
– подсвечник,
– бег,
– лесовоз,
– мороженое.

    С разделами “Морфемика” и “Словообразование” тесно связан раздел “Орфография”. А что он изучает?

Пришло время проверить усвоение правил. На доске вы видите 3 столбика слов по одному для каждого ряда. Ваша задача объяснить правописание слов. Выходить к доске вы будете по очереди.

Читайте также: