Конспект урока по технологии конструирование швейных изделий

Обновлено: 06.07.2024

1 Конструирование швейных изделий 5-7 класс Учитель технологии Коваленко Т. Г. СОШ 5, г. Аксай, ЗКО обл год Бурлинский районный отдел образования Панорамный урок

4 Снятие мерок Ди з Дгр Мерки на стандартную фигуру Ст =31 Сб=42 Дн=18 Диз=36 Мои Мерки 5 класс Ст = Сб= Дгр= Диз= линия талии 2- линия бедер 3- линия колена

5 Правила снятия мерок Мерки –основные размеры фигуры человека, полученные путем измерения Мерки снимают при помощи сантиметровой ленты с человека, стоящего прямо, в естественной позе, с опущенными вниз руками Перед снятием мерок на линии талии завязать пояс Мерки снимают по правой стороне фигуры человека Длины записывают полностью, Обхваты талии и бедер – в половинном размере Чертеж строят на половину фигуры Прибавка-это величина, на которую надо увеличить мерки фигуры, для обеспечения свободы движения, дыхания Условное обозначение прибавки – П

6 Мерки для построения чертежа выкройки фартука Прибавки Пб = 10 см Название и обозн ачени е мерок Название мерок Как снимать мерки Типовые мерк и Мои мерк и 1СтПолуобхва т талии Измеряется по самому узкому месту туловища 31 2СбПолуобхва т бедер Измеряется по линии бедер горизонтал ьно 43 3ДиДлина нижне й части издели я Измеряется от линии талии до желаемой длины вниз 45 4ДнДлина нагруд ника Измеряется от линии талии до желаемой длины вверх 18

7 Инструкционная карта Построение чертежа фартука распечатка карты вклеивается в тетрадь учащегося Название отрезков и точекОбозначениеРасчет- ная формула Цифрово й расчет Мо и мер ки 1Ширина н.ч.фартукаТТ 1 Сб:2+843 : = 31,5 2Длина н.ч.фартукаТНДи45 3Достроить нижнюю частьТТ 1 и НН 1 построен ие Длина грудкиТВДгр18 5Ширина грудкиВВ Достроить грудкуТВВ 1 Т Расстояние от линии талии до кармана ТК10 8Расстояние от сер.переда до кармана КК Ширина и длина карманаК 1 К 2 =К 2 К 3 14х Длина поясаПП Ширина поясаП1П2П1П Длина бретелиББ Ширина бретелиБ1Б2333

8 Чертеж фартука Мерки: Ст=31 Сб=43 Дн=18 Ди=45 Н Н1Н1 Т2Т2 В В1В1 К К1К1 Чертеж пояса Чертеж бретели Т Т1 К2К2 К3К3 К4К4 П П2 П3П3 ББ1 Б3Б3 Б2Б2 П1П1 Задание: Построить чертёж фартука на себя в М 1 : 4

9 Название деталей кроя фартука Линия талии Линия низа Боковой срез фартука Линия середины фартука 1.Грудка, одна деталь со сгибом 2.Нижняя часть фартука, одна деталь со сгибом 3.Карман, две детали Верхний срез нагрудника Боковой срез грудки 1 Долевая нить Д.н

10 Повторим название срезов

11 Описание модели Фартук с нагрудником Прямоугольного покроя С притачным поясом и бретелями Из хлопчатобумажной ткани Рекомендуемые ткани: 1. Ситец 2. Лён 3. Шёлк 4. габардин

12 Вопросы для закрепления 1. По какой стороне снимают мерки? 2. Почему длины записывают полностью, а обхваты в половинном размере? 3. Какие мерки нужны для построения фартука? 4. Что такое прибавки? Какие ты знаешь прибавки для построения фартука?

13 * 2, стр , Построить чертёж выкройки фартука в масштабе 1:1, Подготовить 5 шаблонов фартуков в масштабе 1:4 из цветной бумаги (картона), Цветной картон, бумага, Клеящий карандаш, Цветные карандаши, Тетради для лабораторных работ Домашнее задание

15 План урока Организация урока. Проверка готовности учащихся к уроку. II.Повторение пройденного материала Вопросы: По какой стороне снимают мерки? Какие мерки нужны для построения чертежа фартука? (Ст, Сб, Ди, Дн) Почему длины записывают полностью, а обхваты в половинном размере? Покажите, как их измерить и записать? III.Изучение нового материала - Построение чертежа юбки IV.Закрепление материала V. Итоги урока

16 Конструирование юбок Конструирование – это построение чертежа выкройки изделия Покрой – тип конструкции видов изделий Форма – наружный вид швейного изделия. По конструкции различают три покроя юбок 1. Прямые 2.Клиньевые 3. Конические

18 Мерки для построения чертежа основы прямой юбки Букв енно е обоз начен ие Названи е мерки Как снимать мерки Типов ые мерки Мои мерк и 1Стполуобх ват талии горизонтально вокруг туловища на уровне линии талии 33 2Сб полуобх ват бёдер горизонтально вокруг туловища сзади по наиболее выступающим точкам ягодиц, спереди с учетом выступа живота. 42 3Дстдлина спины до талии от седьмого шейного позвонка до линии талии по позвоночнику 36 4Дидлина изделия измеряют от линии талии до желаемой длины 43 Прибавки: Пт= 1 см, Пб= 3 см.

19 Инструкционная карта Построение чертёжа прямой юбки М 1:4 и М 1:1 Чертёж основы юбки- размер 40 Мерки: Ст = 33, Сб= 42, Дст= 36, Ди = 43 Припуски: Пт= 1 см, Пб= 3 см. Буквенн ое обозначе ние Последовательность построения Расчётная формула Расчет в см Расчёт на себя 1ТПостроить прямой угол-- 2ТНОтложить длину юбкиДи43 3ТТ1Отложить ширину юбкиСб + Пб42+3=45 4ТТ1Н1Н Достроить -- 5ТБОтложить расстояние до линии бёдер Дст:236:2=18 6ББ2Отложить ширину заднего полотнища Сб:242:2=21 7Т2ОПоднять линию талии по бокуп/в=11 8ББ3=Б1Б 4 Отложить положение осевых линий вытачек 0,2хСб0,2х42=8,4 9ΣРассчитать сумму вытачек(Сб+Пб)- (Ст+Пт) (42+3)- (33+1)=11 10Т3Т4Ширина боковой вытачкиΣ:211:2=5,5 11Т5Т6Ширина задней вытачкиΣ:311:3=3,6 12Т7Т8Ширина передней вытачкиΣ:611:6=1,9 13Б2Б5Отложить конец боковой вытачки п/в=11 14Б3Б6Отложить конец задней вытачки п/в=22 15Б4Б7Отложить конец передней вытачки п/в=44 16Т4Б6 и Т3Б6 Построить прогиб боковой вытачки 0,5 17Н2Н3=Н 2Н4 Оформить нижний срез3 3

20 Чертеж прямой юбки Мерки: Ст=33 Сб=42 Дтс=36 Ди=43 Прибавки Пт=1 Пб=3 Н1 Т1 Н Т ББ1Б2 Н2 Т2 О Б3 Б4 3-5 Т3 Т4 Подпишите названия линий кроя юбки стр 90 Задание: Построить чертёж юбки на себя М 1:4

21 Оформление деталей выкройки Заднее полотнище юбки Переднее полотнище юбки Линия низа Боковой срез пер.пол. юбки Линия середины заднего пол. юбки Д.н. линия. талии Линия середины передн.. пол. юбки Боковой срез задн.пол.юбки линия. талии ,5 Определить, что мы не подписали на выкройке? Почему?

22 Домашнее задание *16, стр 73-92, Подготовить 5 шаблонов юбки переднего полотнища и 1 шаблон заднего полотнища в масштабе 1:4 из цветной бумаги (картона), Цветной картон, бумага, Клеящий карандаш, Цветные карандаши, Лабораторные тетради, Построить самостоятельно чертеж юбки по своим меркам М 1 : 1

25 Инструкционная карта Построение чертежа клиньевых юбок М 1:4 Название отрезков и точек Обознач е-ние на чертеже Расчет ная формул а Цифровой расчет 1.1. Длина клинаТНДи Ширина клина по линии талии ТТ1=ТТ 2 Ст+Пт: N 33+1:6= 5, Линия бедерТБДтс:235:2= 17, Линия бедерБ1Б2ББ1=Б Б2= (Сб+Пб ):2 (43+3):6= 7, Боковые стороны клина Т1Б1Н1 = Т2Б2Н2 Через Т1Б1 до линии низа Построение 6.6. Оформить линию талии От Т вниз 0,5 Т10,5Т Оформление линии низа От ТН вниз 0,5 Н10,5Н 2 построение Мерки: Ст=33 Сб=43 Дтс=35 Ди=50 Прибавки Пт=1 N=6 количество клиньев

26 Чертеж клиньевой юбки Мерки: Ст=33 Сб=43 Дтс=35 Ди=50 Прибавки Пт=1 N=6 Т Б НН2Н1 Б2 Б1 Т2 Т1 0,5

27 Переднее полотнище юбки-шестиклинки

29 План урока Организация урока. Проверка готовности учащихся к уроку. II.Повторение пройденного материала Вопросы: По какой стороне снимают мерки? Какие мерки нужны для построения чертежа юбки? (Ст, Сб, Ди, Дн) Почему длины записывают полностью, а обхваты в половинном размере? Покажите, как их измерить и записать? III.Изучение нового материала - Построение чертежа плечевого изделия IV.Закрепление материала V. Итоги урока

31 Снятие мерок для построения плечевого изделия с цельнокроеным рукавом Условные обозначен ия Название мерок Правила снятия мерокТиповые мерки Мои мерки 1Сг2Полуобх ват груди Сзади, горизонтально по лопаткам, через подмышечные впадины, спереди через высшие точки груди 47,5 2СшПолуобх ват шеи По основанию шеи над седьмым шейным шейным позвонком и над седьмым шейным позванком 18,1 3ДиДлина изделия От седбмого шейного позванка параллельно позвоночнику до желаемой длины 80 4ОпОбхват плеча Перпендикулярно оси плеча на уровне подмышечной впадины 28,5 5ДтсДлина спины до талии От седьмого шейного позвонка по позвоночнику до шнурка фиксирующего линию талии 80,0 Прибавки: Пг = 6-8, Поп = 5-7, П шг =1

33 Чертеж основы плечевого изделия с цельнокроеным рукавом Задание 2: построить чертёж ночной сороски на себя в М 1:4 Задание 1: Впишите названия конструктивных линий изделия

34 Вопросы на закрепление Какие мерки необходимо снять для построения основы чертежа плечевого изделия с цельнокроеным рукавом? Какие новые мерки вы узнали? Назовите конструктивные линии ночной сорочки? Из каких деталей состоит чертёж ночной сорочки? От каких мерок зависит размер базисной сетки чертежа? Какие прибавки используют на свободное облегание? Как определить размер изделия?

35 Домашнее задание *1, стр 6-21 Подготовить 5 шаблонов полочки и 1 шаблон спинки в масштабе 1:4 из цветной бумаги (картона) Цветной картон, бумага Клеящий карандаш Цветные карандаши Лабораторные тетради Построить самостоятельно чертеж ночной сорочки по своим меркам в М 1:1

36 Всему, что необходимо знать, научить нельзя, учитель может сделать только одно указать дорогу. Ричард Олдингтон ( )

Нажмите, чтобы узнать подробности

Что такое чертеж,какие мерки необходимы лоя построения черчежа фартука, правила снятие мерок.

План - конспект урока 5 класс

Ф.И.О. Полифертова Ольга Николаевна

Должность Учитель технологии

Предмет Технология

Класс 5 класс

Тема урока Конструирование швейных изделий

Цели и предполагаемый результат

Предметный: научить правильному снятию мерок, показать необходимость учета особенностей телосложения.

Метапредметный:

1. Создать условия для формирования познавательных универсальных учебных действий, формированию мотивации к обучению и целенаправленной деятельности

2. Создать условия для формирования коммуникативных универсальных учебных действий, умение слушать собеседника и вести диалог, умение договариваться, умение работать в парах.

3. Создать условия формирования регулятивных универсальных учебных действий, освоить приемы работы, ставить цель, составлять алгоритм снятия и записи мерок, оценивать правильность выполнения операций.

Личностный: уметь проводить самооценку своей деятельности, формировать трудовую активность, развить познавательный интерес.

Организационный блок

- проверка явки учащихся на уроке

- проверка готовности учащихся к уроку и настрой учащихся на работу

- проверка домашнего задания

Теперь вы видите у себя на столе Табличку в которой выпали буквы, вам необходимо вставить буквы на свои места.

Какое слово у вас получилось, и чем мы будем с вами сегодня заниматься?

Какова наша цель на данном уроке?

Давайте составим план по данной теме:

Что такое конструирование?

Что нужно знать для того чтобы сшить изделие?

Что такое мерки? Как их снимают?

Чем снимают мерки?

Какие мерки необходимо снимать?

Что такое конструирование?

Конструирование – это построение чертежей деталей одежды.

-А что такое одежда? Это совокупность предметов, которыми покрывают тело.

-Какие виды одежды вам знакомы?

По своему назначению одежду классифицируют на:

Бытовую (повседневная, домашняя)

Спортивную (для занятия спортом)

Форменную (одежда школьников, военных, полиции и т.д.)

Вам уже знаете что мы будем шить фартук, к какому виду одежды он относиться?

-Почему вы так решили? Потому что, он необходим для приготовления пищи.

Прежде чем приступить к изготовлению фартука необходимо построить шаблон.

Что такое шаблон?

Шаблон – это чертеж деталей швейного изделия в натуральную величину.

А из чего делается шаблон?

Из бумаги, картона.

При конструировании швейных изделий сначала выполняют чертежи отдельных деталей. Чер­тёж — это выполненное на бумаге с помощью чертёжных инст­рументов изображение предметов или деталей с указанием их размеров. Затем чертёж швейного изделия вырезают, снабжают необходимыми надписями и получают выкройку. Инструменты и приспособления Для изготовления выкроек и раскроя тебе понадобятся: стол, большой лист бумаги для построения выкройки в натуральную величи­ну; длинная линейка; простой карандаш; ластик; ножницы; сан­тиметровая лента; калька; портновские булавки и портновский мел.

Изготовление выкроек одежды начинается с определения размеров размеров фигуры человека, т.е. снятия мерок.

При снятии мерок нужно помнить следующие правила:

Мерки снимают по правой стороне фигуры.

Талию предварительно опоясывают шнуром.

Стоять надо прямо без напряжения.

При измерении сантиметровую ленту не следует натягивать или ослаблять.

Мерки длины записывают полностью. Мерки ширины и обхватов записывают в половинном размере, так как чертеж строят на одну половину фигуры.

Для правильного снятия мерок нужно знать расположение конструктивных линий фигуры:


Обхват груди - сантиметр проходит посередине лопаток, через подмышечные впадины и по самым высоким точкам груди.

Обхват талии - мерка измеряется по линии талии, завязанный поясок при этом не должен быть затянут.

Обхват бедер - мерку снимают по выпуклым частям бедер с учетом выпуклости живота, сантиметр проходит горизонтально вокруг бедер.

Длина поясного изделия – сантиметровая линия проходит строго вертикально от линии талии до желаемой длины изделия.

Если изделие симметрично, т.е. его правая и левая половина совершенно одинаковые, то можно сделать выкройку только одной половины.

Тело человека симметрично? Да.

Как мы будем строить выкройку? Чертеж будем строить на половину изделия.

РАБОТА С ТЕТРАДЬЮ

Сейчас приклейте в тетрадь силуэтку девочки и обозначаем на ней конструктивные линии.

Пишем в тетради определения:

МЕРКИ – это основные измерения фигуры человека, полученные путем её измерения.

СНЯТИЕ МЕРОК- это измерения фигуры для построения выкроек по конструктивным линиям.

МЕРКИ обозначаются заглавными буквами русского алфавита:

С- полуобхват

Малые буквы при заглавных обозначают участок измерения: Ст- полуобхват талии.

Сейчас, я вам покажу как правильно снимать мерки на манекене. Для этого необходимо знать расположение основных точек и линий на фигуре. Тканевые ленты на манекене помогают правильно измерить все необходимые размеры.

Вы в своих тетрадях на силуэтке обозначьте место расположения мерок прямо на конструктивных линиях.

Разделитесь по 3 человека. Одна из девочек будет приёмщицей заказа. Она должна будет снять мерки со второй девочки заказчицы. Третья будет помощником, будет записывать мерки в тетрадь. Заносить результаты следует в свободную колонку инструкционной карты.

Девочки выполняют практическую работу по снятию мерок. Учитель проводит целевой обход – проверяет правильность работы.


Содержимое разработки

Урок технологии в 7 классе. ФГОС

Урок 12. Конструирование швейных изделий

Формирование умения рационально обустраивать рабочее место, навыков соблюдения правил безопасного труда; формирования умения изготавливать выкройку поясного изделия с притачным поясом; ознакомление с получением выкройки из пакета готовых выкроек, журнала мод и Интернета.

Ожидаемый учебный результат:

приобретение опыта снятия мерок с фигуры человека;

ознакомление с рациональной организацией рабочего места при чертёжных работах, соблюдении правил безопасного труда;

приобретение опыта построения с помощью чертёжных инструментов чертежа швейного изделия в натуральную величину.

Место проведения урока: кабинет технологии швейных изделий.

Дидактические средства обучения: сантиметровая лента, миллиметровка для выполнения чертежа в натуральную величину, чертёжные инструменты и приспособления; видеоматериалы; ЭОР и информационно-технологические материалы; учебник технологии (§ 13), РТ.

Методы обучения: рассказ, беседа, демонстрация наглядных пособий, фронтальный опрос, работа с учебником, лабораторно-практическая работа.

Формируемые УУД: личностные, познавательные, коммукативные.

класс: 7 Тема: Конструирование юбки. Снятие мерок.

Задачи урока:

Образовательные:

формировать знания о поясных изделиях, о различных видах юбок;

научить правильному измерению фигуры человека;

показать необходимость учета особенностей телосложения и облика человека в целом.

Развивающие:

продолжить формирование умений и навыков по самостоятельной организации учебного труда;

формирование логического мышления, умения анализировать, делать выводы;

развитие навыков работы в командах.

Воспитательные:

воспитывать трудолюбие, аккуратность в выполнении практических приёмов на уроке;

воспитывать чувство ответственности при выполнении коллективной работы.

Личностные: оценивать свою учебную деятельность и деятельность одноклассников; планировать и выполнять поставленные задачи, умение донести свое мнение до других; готовность к сотрудничеству.

Предметные: систематизировать знания по конструированию, осознание роли техники для прогрессивного развития общества, формирование знаний о видах поясных изделий, истории их создания.

Метапредметные результаты: познавательные - воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; разрешают проблемные ситуации; анализируют, делают выводы; регулятивные- принимают учебную цель, планируют своё действие в соответствии с поставленной целью, корректируют свою деятельность; анализируют и оценивают собственную работу;коммуникативные- умеют взаимодействовать, вести диалог в паре; формулируют собственное мнение и аргументируют его.

Время урока: 40 минут

Подготовительная работа: дается задание изучить виды юбок по покрою, длине, силуэту,стилю.

Тип урока: комбинированный.

Формы организации учебной деятельности: практическая работа на основе интеграции алгоритмической и частично - поисковой деятельности.

Приёмы деятельности учителя: эвристическая беседа; проведение и организация работы обучающихся по технологическим картам.

Деятельность обучающихся: ответы на вопросы, восприятие информации, закрепление знаний путем применения в упражнениях, самоанализ результатов.

Виды и формы контроля знаний: выполнение заданий, взаимоконтроль, самоконтроль, командная практическая работа.

Опорные знания, внутрипредметная и межпредметная интеграция: основные условные линии на фигуре человека (технология); антропометрические точки (биология); стиль и фасон юбок (искусство)

Мотивация к учебной деятельности. (3 мин)

При входе разбирают карточки с названиями предприятий (швейная фабрика, Дом моды, ателье, индивидуальное предприятие и самозанятые), рассаживаются по группам.

1.Приветствие.Добрый день! рада видеть вас.
- Давайте познакомимся работники каких предприятий у нас присутствуют, для этого выберите менеджера, который будет вашим руководителем , будет предоставлять право ответа и он же озвучит ваше предприятие по форме: менеджер ФИ и какого предприятия.(ответы детей)

- Как вы понимаете, что значит самозанятые?

- Что объединяет все эти предприятия? (изготовление швейных изделий)

- Найдите по рисунку свое предприятие и проранжируйте на каком месте их четырех будет ваше по количеству производимой продукции?(1. швейная фабрика, 4.Дом моды,2. ателье, 3.индивидуальное предприятие и самозанятые)Слайд 2

II. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи.

Слайд 3 – догадайтесь, о чем идет речь? Определите назначение? К какой группе одежды отнесем брюки? Перечислите ассортимент поясных изделий? Какое из них самое распространенноев женском гардеробе?- 2мин

- Так какие же бывают юбки?

Задание в группах:1) определить вид юбок по покрою, 2) определить вид юбок по силуэту, 3) определить вид юбок по длине, 4) определить вид юбок по стилю для этого соедините стрелочками изображения и слова . Менеджеры назначают ответственных, которые отвечают у доски- 6 мин

- Чтобы получить готовое изделие необходимо пройти несколько этапов.

Возьмите таблицу, отделите скрепки, и заполните таблицу, первый столбец фиолетовым цветом, а затем остальные столбцы. (зачитывают ответы)Слайд,

- Что нового узнали, выполняя это задание?5- 4 мин

Слайд 6 - Тема сегодняшнего урока зашифрована, кто быстрее всех прочтет.

-Какие задачи предстоит нам решить?(Снять мерки, построить чертеж выкройкиюбки)

Посмотрите на экран и повторите правила снятия мерок Слайд 9 – 1 мин

III.Открытие нового знания. (2 мин)

- Давайте вспомним как мыстроили чертежи в 5, 6 классах?(снимали мерки, на бумаге строили весь урок)

- Современные технологии позволяют выполнить такую работу гораздо быстрее.

-Представим, что мы работаем в ателье, закройщик – снимает мерки, заносит в программу, клиент – с него снимают мерки. Затем поменяйтесь ролями. Возьмите ваши флэшки, вдвоем прочтите технологическую карту и приступайте к выполнению заданий.

- Распечатать выкройки вы можете дома, если дома нет возможности, то подойдете ко мне в течение недели.

VI. Рефлексия деятельности (итог урока). (5 мин)

Продолжите предложение: Я не знала ……,Теперь я знаю …

Вспомним сформулированные задачи к уроку. Достигли ли мы их?

Оцените свою работу на уроке и урок в целом в оценочных листах.

- Кто желает озвучить свой результат?

- Как работали ваши менеджеры, хорошо ли руководили? Оценка работы обучающихся на уроке.

- Посмотрите на слайд 10 и прочитайте высказывание. О чем оно заставляет нас подумать?

VII. Организация домашнего задания: слайд 11 (индивидуальные задания для тех, кто хочет узнать больше, принести принадлежности для моделирования).

Я благодарю всех за урок, за то, что вы работали добросовестно, аккуратно, на уроке царила доброжелательная обстановка, взаимовыручка, взаимопонимание. Все большие молодцы!

Составлен на основе программы по технологии для общеобразовательных

учреждений. 5 - 8 класс/ Сост. А.Т. Тищенко, Н.В. Синица. - М.: Вента-Граф, 2020


-75%

Цели урока: формирование основных понятий о чертеже, выкройке швейного изделия и способах их получения; озна­комление школьников с материалами, инструментами и при­способлениями для изготовления выкроек.

Ожидаемые учебные результаты

Общее представление о рациональной организации рабо­чего места при чертёжных работах и соблюдении правил безо­пасного труда, о построении чертежа швейного изделия с помо­щью чертёжных инструментов в натуральную величину, при­ёме копирования готовой выкройки.

Приобретение опыта снятия мерок с фигуры человека.

Длительность урока: 2 академических часа.

Место проведения урока: школьные учебные мастерские, кабинет технологии швейных изделий.

Методы обучения: рассказ, беседа, демонстрация нагляд­ных пособий, фронтальный опрос, работа с учебником.

Формируемые УУД: личностные, познавательные, комму­никативные (см. Приложение 1).

Формируемые УУД

- повышение мотивации, познавательного интереса при изучении основных понятий о чертеже, выкройке швейного изделия и способах их получения; озна­комление школьников с материалами, инструментами и при­способлениями для изготовления выкроек.

- проявляют интерес к занятиям предметно-практической деятельностью, демонстрируют ответственное отношение к учению, владеют элементами организации умственного и физического труда.

Формируемые способы деятельности

Формируемые способы деятельности

Формируемые способы деятельности

Изучение нового материала.

Конструирование швейных изделий.

Постановка цели и задачи урока:

формирование основных понятий о чертеже, выкройке швейного изделия.

Раздача инструкционных карт, организация работы в группах по правилам снятия мерок. Организует беседу о процессе определения размеров швейного изделия с использованием раздаточного материала.

Подводит итог беседы.

Извлекают информацию из прослушанного объяснения.

Называют:- Что такое шаблон? Для чего он нужен?

-Из чего изготовляют шаблоны?

поиск и выделение

необходимой учебно-познавательной информации, определение основной и второстепенной информации.

-Структурирование знаний о расположение конструктивных

линий фигуры.

осознанное построение речевого высказывания в устной форме.

осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме.

ника, корректируют ответы, принимают учебную задачу, определяют и формулируют цель деятельности на уроке с помощью учителя.

Целеполагание как постановка учебной задачи: определения

уметь слушать согласно цели урока, уметь уточнять, дополнять, находить информационный материал

II Основная часть

Усвоение новых знаний и способов действий.

Делать умозаключения и выводы в словесной форме.

Осуществлять поиск решения поставленных задач, осознанно рассматривают рисунки с целью освоения и использования информации.

Слышать, слушать и понимать партнера; планируют и согласованно осуществляют совместную деятельность, правильно выражают свои мысли.

Рассуждать, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.

В сотрудничестве с учителем ставят новые учебные задачи, проявляют познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

прогнозирование, коррекция, оценка.

III Заключительная часть

Делаем вывод о общих правилах снятия мерок для построения швейного изделия.

Должны соблюдать правила техники безопасности при работе в мастерской.

снимать мерки с фигуры человека, записывать их;

выполнять чертеж швейного изделия 1:4, в натуральную величину.

Закрепить умения вносить соответствующие коррективы

Оценивают совместно с одноклассниками результат своих действий.

Актуализация

В целях актуализации полученных в начальной школе зна­ний предлагаю детям ответить на следующие вопросы.

-Что такое шаблон? Для чего он нужен?

-Из чего изготовляют шаблоны?

-Какое изделие из ткани вы вырезали по шаблону?

Объясняю обучающимся, что в 5 классе они научатся строить более сложные шаблоны: это чертежи одежды, сначала простые, в виде прямоугольника, а в старших классах — более сложные. Чер­тёж затем можно вырезать, получая выкройки, и моделировать, придумывая различные модели на основе этой выкройки.

Для этих занятий понадобятся инструменты и приспособ­ления, которые обучающимся уже частично знакомы. Можно продемонстрировать их, спрашивая, для чего нужен инстру­мент (линейка, карандаш, ножницы для бумаги). Незнакомые инструменты демонстрирую, сопровождая комментари­ем. Например, что сантиметровая лента предназначе­на для измерения участков фигуры человека. Портновские нож­ницы предназначены только для разрезания ткани, ими нельзя резать бумагу, иначе они быстро затупятся. Обращаю особое внимание детей на то, что к инструментам нужно бережно от­носиться, хранить их в определённом месте. Портновский мел можно заменить обмылком качественного мыла (для тёмных тканей) или мягким простым карандашом (для светлых тка­ней). Учитель для изложения этого материала может пользо­ваться рис. 79 из учебника или демонстрирую инстру­менты и приспособления из своей рабочей коробки.

Объясняю школьникам, что пошив одежды начинается со снятия мерок, а для этого нужно знать расположение конструктивных линий фигуры. Рассмотрите рис. 80 в учебнике. Рассказываю обучающимся правила снятия мерок.

Чертежи фартука и юбки с кулиской имеют прямоугольную форму. Чтобы научить построению таких чертежей, можно взять для примера чертёж фартука или юбки и объяснить, что построение проводят по одному алгоритму. При объяснении этого материала я пользуюсь чертежами в натуральную величину в виде таблиц или показываю слайды электронной пре­зентации.

Даю обучающимся пошаговые инструкции по построе­нию чертежа изделия прямоугольной формы с демонстрацией приёмов на доске. Объясняю ученикам, что чертёж симмет­ричного изделия принято делать в половинном размере.

Вначале нужно в верхнем левом углу большого листа милли­метровой бумаги отметить точку и провести от неё лучи вправо и вниз. Далее рассчитать длину отрезков по формулам, приве­дённым в учебнике:

Об: 4 + 10 см (ширина фартука);

От: 2 + 30 см (длина пояса-завязки).

(Для расчёта можно использовать нижний правый угол ли­ста. Рекомендую записывать расчётные формулы простым карандашом.)

Затем отложить полученные величины на лучах вправо и вниз и на этих отрезках построить прямоугольник и т. д.

Знакомлю учеников с возможностью использовать в ра­боте готовые выкройки, если они имеют более сложную конфигурацию и их трудно построить самостоятельно. Такие вы­кройки, например шорт или бермудов, выполненные на боль­ших листах бумаги, могут иметься в методической копилке учи­теля. Ученики выбирают подходящую по размеру готовую вы­кройку, копируют её на лист кальки, вырезают и используют для раскроя.

3. Первичное закрепление знаний и обратная связь

Перед проведением практической работы демонстри­рую приёмы снятия мерок, необходимых для изготовления швейного изделия в 5 классе, на манекене или фигуре одной из учениц.

Результаты измерений школьники записывают простым ка­рандашом в таблицу рабочей тетради (задание 1, с. 55).

Задание 2 практической работы № 13 — изготовить вы­кройки для образцов швов — можно порекомендовать выпол­нить дома.

Задание 3 — изготовить выкройку проектного швейного изде­лия. Если в качестве проектного изделия выбрано изделие, пред­ложенное в учебнике, можно построить выкройку, используя ­текст и рисунки. Если для проекта будет выбрано другое изделие, подходящее по сложности ученикам 5 класса, можно подготовить готовую выкройку, которую обучающийся скопирует через кальку.

Напоминаю, что каждый обучающийся строит чертёж свое­го проектного изделия в натуральную величину на большом ли­сте миллиметровой бумаги, предварительно выполнив необхо­димые расчёты.

Проверяю правильность построения чертежа у каждого обучающегося и только после этого разрешаю им готовить вы­кройку к раскрою. Если будут' обнаружены погрешности: в рас­чётах, построении чертежа, подготовке выкройки к раскрою, снижаю оценку. За неправильное или небрежное вы­полнение каждого этапа оценка снижается на 1 балл.

Подведение итогов урока и рефлексия

Предлагаю ученикам ответить на контрольные вопросы

в конце § 18 учебника, оцениваю их ответы, обсуждаю с обучаю­щимися результаты выполнения практической работы № 13 в учебнике. Анализ выполнения практической работы и её оценка проводятся согласно предложенным критериям во вре­мя инструктажа.

Домашнее задание

1. Изготовить выкройки для образцов швов (задание 2 практической работы № 13).

2. Приготовить и принести на следующий урок выкройку проектного изделия, светлый ситец с мелким рисунком, ткань для проектного изделия; инструменты для раскройных работ.

Читайте также: