Конспект урока по русскому языку 5 класс развитие речи

Обновлено: 27.07.2024

Цель урока: развитие навыков самостоятельной работы с текстом.

1. Формировать умение применять на практике знания о структуре текста.

2.Развить умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать полезную информацию.

3. Обогащать словарный запас языка.

Планируемые результаты:

Предметные - проявляют позитивное отношение к правильной устной и письменной речи; знают и соблюдают нормы русского литературного языкм; знают признаки текста, определяют в учебнике, понимают основную мысль текста и находят языковые особенности текста.

Метапредметные:

- Личностные - выражают положительное отношение к процессу познания; оценивают собственную учебную деятельность; принимают и осваивают социальную роль обучающегося

- Познавательные - воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; находят информацию, используя справочную литературу; осознанно и произвольно строят высказывание в устной форме; структурируют знания; строят рассуждения

- Регулятивные - принимают и сохраняют учебную задачу; планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей; корректируют деятельность после его завершения на основе оценки и характера ошибок; анализируют свою работу; оценивают уровень владения учебным действием.

- Коммуникативные - умеют координировать различные позиции в сотрудничестве; контролировать действия партнёра; формировать собственное мнение и позицию.

Организационный момент. Мотивирование к учебной деятельности.

- Добрый день, ребята! Давайте проверим свои рабочие места: все ли готово? Ничего ли не мешает? Садитесь.

-На столах у вас по 2 смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению.

-Как много улыбок! Спасибо! А это мое настроение (показывает свой смайлик)

-Значит с хорошим настроением начнем наш урок. ( 1 мин.)

(Организационный момент позволяет положительно настроить учеников, организовать их внимание. На этом этапе формируется умение внутренне организовать себя, сосредоточиться)

2. Стадия вызова (1 мин.)

2.Мотивация урока. (Вступительное слово учителя).

Тема I . Сегодня у нас урок развития речи, с какой целью мы проводим эти уроки? ( Чтобы уметь выразительно говорить, внимательно читать тексты)

Вывод . Да, действительно, на этих уроках мы учимся точно и полно понимать прочитанное, четко, доказательно, грамотно выражать свои мысли.

И мы будем учиться понимать различные тексты.

II. А на каких уроках помимо русского языка вам приходится работать с текстами? (на любых)

А всегда ли вам понятен текст, с которым вы работаете на уроках истории, географии? (не всегда)

Вот сегодня мы и продолжим открывать секреты правильного чтения и понимания текста.

Цель - Какие затруднения могут возникнуть при работе с текстом?

- что нам необходимо выяснить?

- (ребята говорят: определять главную мысль в тексте, языковые особенности текста, тип текста и т.д.)

- Правильно. т.е будем учиться развивать навыки самостоятельной работы с текстом.

Откройте тетради и запишите дату и тему урока.

III. Тему мы определили, а теперь мне хотелось бы вас попросить определить цель нашего урока. Чему мы продолжим учиться? (продолжим учиться понимать текст, рассмотрим законы построения текста.)

А где вам могут пригодиться полученные на этих занятиях умения? (на других уроках, на экзаменах и просто в жизни)

IV. Понимание текста – задача непростая.

2. Из скольких частей состоит текст? (из 4-х частей)

3 . Есть ли у текста автор? (Да, М. Алексеев)

4. Какие предложения по цели высказывания преобладают в данном тексте? (повествовательные и побудительные)

7 . Работа с текстом. Ученики выразительно читают текст.

1. Хлеб… 2. Богат наш язык, сотни тысяч слов вмещает. 3. Но попробуйте отыскать в нем еще одно слово, столь же насущное, чаще других употребляемое, столь многозначное. 4. Разве что слово “земля”. 5. И недаром наши деды и прадеды в известном речении поставили их рядом: земля – матушка и хлеб- батюшка…

6. Века и века хлеб был как бы синонимом самой жизни. 7. Мы и по сей день говорим: “заработать на хлеб”, но подразумеваем под этим вовсе не один лишь хлеб как таковой, а весь наш жизненный достаток.

8. “Хлеб - всему голова”,- гласит старинная народная мудрость. 9. Сколь ни думай, лучше хлеба ничего не придумаешь. 10. “Хлеб на стол – престол, а хлеба ни куска и стол – доска”.

11. Поклонимся же человеку, вырастившему хлеб, и будем честны и совестливы перед его великим и скромным подвигом одновременно. Перед тем как выйти из булочной с батоном или кирпичиком теплого хлеба еще и еще раз вспомним с благоговейным сердечным участием о руках, посеявших, вырастивших этот хлеб…. 12. А заодно будем всегда помнить мудрое изречение, пришедшее к нам из глубины веков, рожденное народным опытом: “Да отсохнет рука бросившего под ноги хотя бы крошку хлеба”. (М. Алексеев) 2 мин.

8. Комментарий учителя : Давайте определим роль заглавия в тексте.

(В названии есть определение жанра, который использовался в древнерусской литературе. Словами назывались в древнерусской литературе поучения и послания. Слово “хлеб” в названии показывает глубокое уважение автора к хлебу и человеку его вырастившему)

– Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас урок развития речи. Но как вы видите, тема урока у нас не написана на доске, не сформулирована. Мы её сейчас постараемся сформулировать с вами, но в этом на поможет вот это стихотворение. (Презентация. Слайд 2)

По-разному можно текст создавать:
Можно красиво все описать,
Можно проблему поднять, рассуждать,
Можно и случай какой рассказать.
Каждый получим с особым лицом.
В каждом особую прелесть найдем.
Ну, а поможет речи нам тип,
Ведь на урок наш он темой проник.

Задание:

1. Найдите ключевые слова в данном стихотворении. (Описать, рассуждать и рассказать)

(Вывешиваем на доску табличку с данными ключевыми словами урока) (Приложение 1)

2. Какое сочетание слов в стихотворении указывает на тему нашего урока?

– Итак, как вы поняли, какая тема нашего урока? (Типы речи)

2. Формулирование цели урока (слайд 3)

– А теперь попробуйте самостоятельно сформулировать цель урока, опираясь на его тему. Для этого используйте опорные вопросы:
– Что я узнаю сегодня на уроке?
– Чему я должен научиться на уроке?

  • различать типы речи,
  • познакомиться с тремя типами речи в русском языке,
  • применить наши знания при работе с текстами,
  • попробовать составить свой текст, опираясь на полученные знания.

3. Орфографическая и лексическая работа

Прочитайте текст (слайд 4)

Для рыбы нужна чистая вода – будем охр…нять наши водоёмы. В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охр…нять наши леса, степи, горы.
Рыбе вода, птице воздух, зверю лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охр…нять природу – значит охр…нять Родину.(М. Пришвин)

Словарная работа:

1) Какая гласная буква пропущена в слове ОХРАНЯТЬ? Выпишите это слово.
2) Подберите однокоренные слова к слову охранять. (Хранить, охрана, охранный). Выделите корень в записанных словах. (-хран-)
3) Подберите синонимы к данному слову (БЕРЕЧЬ, ОБЕРЕГАТЬ, ЗАЩИЩАТЬ)

– Что значит охранять? (Стеречь, оберегать)
– Что значит беречь? (1. Охранять от кого-то что-нибудь. 2. Не тратить, не расходовать что-нибудь напрасно.)
Составьте и запишите словосочетания с данными словами: (слайд 5)

ОХРАНЯТЬ (ЧТО?) …
БЕРЕЧЬ (ЧТО?) …

Задания к тексту:

1. Можно ли назвать данную запись текстом? Почему?
2. Определите тему текста.
3. В каком предложении текста заключается основная мысль (идея) текста?

4. Новый материал урока

Родина – что значит для вас это слово?
Малая родина – как вы понимаете данное словосочетание? Что для каждого из вас означает данное выражение?
– Назовите удивительное промысел нашего края, которое делает нашу малую родину знаменитой? (Дымковская игрушка) (слайды 6, 7)
– Почему игрушку так назвали? (Она возникла в слободе Дымково)
– Что вы знаете о дымковской игрушке?

Текст №1

– Прочитайте текст
– Подчеркните ключевые слова в этом тексте.
– Что узнали из данного текста?
– Какой главный вопрос можно задать к данному тексту? (Что узнали из текста?)
– Какова цель денного текста? (Рассказать о появлении дымковской игрушки)
– Какое ключевое слово мы подберем к тексту? (Рассказывать, повествовать)
– Какие части текста здесь можно выделить? (Завязка, кульминация, развязка)
– Найдите их в тексте. Наши наблюдения запишем в таблицу. (Слайд 8) (Приложение 3)

Текст №2 (самостоятельная работа с текстом)

Дымковская игрушка — нарядная, дарящая людям ощущение праздника. Ей чужды полутона и незаметные переходы. Вся она – броская, яркая, горящая цветными пятнами. Она напоминает рисунки, которые выполнили дети. В дымковке – бьющая через край полнота ощущения. Ах, какие красавицы в длинных юбках и нарядных фартуках с оборками! На щеках горит румянец, черные брови дугой. Какая добрая и торжественная здешняя водоноска в пышном сарафане. Забавный всадник на пятнистом коне так забавен в своем величии. Уморительна пара катающихся в лодке: на нем матросский костюм, бескозырка, у неё густые кудри, румянец во всю щеку и букет цветов в руке. Так и кажется, что мастерица тихо посмеивалась, лепя и расписывая красками своих глиняных человечков.

– Прочитайте текст
– О чем говорится в этом тексте? (Слайды 6, 7)
– Подчеркните ключевые слова текста
– С какой целью автор создает данный текст?
– Среди ключевых слов (рассуждение, повествование, описание) найдите ключевое слово, которое относится к данному тексту. (Описание) Заполните таблицу своими наблюдениями и выводами. (Слайд 8)

Текст №3

Дымковская игрушка стала популярной.
О её существовании знают в России от мала до велика. Она привлекает детей и взрослых своей пестротой. Игрушка – это яркое, образное народное творчество, в котором воплощается история нашего края, отражаются предания, сказочные образы и люди, живущие на Вятской земле. Дымковской игрушке посвящают свои творения писатели, поэты и художники. Дымковская вятская игрушка давно стала народной скульптурой.
– Таким образом, она стала неотъемлемым элементом современной культуры.

Работа с текстом (слайды 6-7)

– Какой вопрос мы можем задать, прочитав 1-е предложение? (Почему?)
– А как вы считаете, почему?

Вывод: Следовательно, она стала популярна, потому что …

– Похож ли этот текст на предыдущие два текста? (Нет).
– Какое ключевое слово урока мы должны сюда взять. (Рассуждение)
– Какая орфограмма присутствует в данном слове? (Приставка на -С).

Как определить тип речи?

5. Закрепление (слайд 10)

– А сейчас вам предоставляется возможность самим составить тексты повествования, описания и рассуждения.
– Какой праздник мы недавно все праздновали, провожая зиму? (Масленица)

Задание по рядам.

Прочитать по 1-2 работе с ряда. (проверка)

6. Рефлексия (слайд 11)

1. Я сегодня на уроке узнала …
2. Я научился …
3. Мне понравилось …
4. Мне не понравилось …


А) Акул называют морскими разбойниками, так как они распугивают и уничтожают рыбу, рвут сети, иногда нападают на людей.

Не случайно акул считают опасными рыбами.

Б) Лев – царь зверей.

Говорят, оттого его так называют, что он может смотреть на солнце. Но это могут и все другие кошки: так их глаза устроены. Просто вид у льва очень уж царственный, величественный. Ни на кого он прямо не смотрит, а всё куда-то гордо вдаль. Словно вас и не замечает. И ревёт так грозно, как никто из зверей. Не рев, а гром небесный.

Вывод: в некоторых рассуждениях может отсутствовать тезис или вывод.

Словарь сочинения-рассуждения

Тезис -то, что нужно доказать или объяснить.

Докажем это… Это можно доказать…

Почему? И вот почему…. Это объясняется следующим… я думаю…, я считаю…,

мне кажется…, на мой взгляд…, по-моему…

Доказательство (аргументы):

во-первых, во-вторых, по словам…., говорят…

Таким образом…, можно сделать вывод…, мы доказали…, следовательно…, так как, значит,…

Работа по теме сочинения

Материал для наблюдений на стр. 14. и ответы на вопросы задания к тексту.

Я считаю, что надо писать слова одинаково. Если писать одно и то же слово каждый раз по-разному, то людям будет очень трудно понимать друг друга. Почтальон не сможет понять, куда нести письмо.

Врач не поймет рецепт лекарства. Школьник не разберется в условии задачи. Геолог и путешественник не найдут нужного места на карте. Так что правильное написание слов облегчает нам жизнь.

Что является тезисом? доказательством? выводом?

- А я знаю, мама, почему среда средой называется. Это потому, что она посередине недели стоит.

Эта часть текста - рассуждение.

Среда называется так, потому что она стоит в середине недели.

Этимология – наука, изучающая происхождение слова

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО…

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО…

Буква Ф – ферт – напоминает по форме подбоченившегося человека.

Братьев этих ровно семь.

Вам они известны всем.

Каждую неделю кругом

Ходят братья друг за другом.

Вот неделька, в ней семь дней.

Поскорей знакомься с ней.

Первый день по всем неделькам

ВТОРНИК - это день второй,

Он стоит перед средой.

Третьим днем всегда была.

А ЧЕТВЕРГ, четвертый день,

Шапку носит набекрень.

Пятый – ПЯТНИЦА - сестрица,

Очень модная девица.

А в СУББОТУ, день шестой

Отдыхаем всей гурьбой

И последний, ВОСКРЕСЕНЬЕ,

Назначаем днем веселья.

Работа с учебником

Снегири прилетают, когда выпадает сне. Пустырь – это пустое место. Домовой – сказочный

Ответы на задания к упражнению.

Домашняя работа:

Темы сочинений-рассуждений

Дни недели рассказывают о себе.

Секрет названия (перина, земляника, малина, шиповник, кольчуга)


-75%

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка познакомит учащихся с разновидностями устной и письменной речи. Учитель дает понятия "диалог", "монолог", помогает учащимся уяснить разницу между ними.

Конспект урока в 5 классе

№ 38. ТЕМА: Р. Р. № 10. Устная и письменная речь. 25/10/2017

ЦЕЛИ: - познакомить учащихся с разновидностями устной и письменной речи; дать определение понятиям ″диалог″ и ″монолог″, помочь учащимся

уяснить разницу между ними; объяснить способы оформления диалогической и монологической речи на письме, совершенствовать умения и навыки учащихся в постановке знаков препинания при оформлении на письме диалогической и монологической речи;

Планируемые результаты:

личностные: мотивация к учению и изучению русского языка, обеспечивать значимость решения учебных задач, связывая их с реальными жизненными ценностями и ситуациями, развитие познавательных интересов, учебных мотивов, формирование адекватного понимания причин успеха ,формирование самоуважения и самопонимания

метапредметные:

регулятивные: соотносить правильность выполнения действия с требованиями конкретной задачи, формировать действия целеполагания, контроля, коррекции, оценки

познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебного материала, устанавливать причинно-следственные связи, развивать умение классифицировать слова по группам

коммуникативные: планировать учебное сотрудничество,

осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, слушать одноклассников, приходить к общему решению в совместной деятельности, выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений

предметные: научить учащихся пользоваться в речи диалогом и монологом, таким образом формируя в них коммуникативные навыки.

Х О Д У Р О К А

Проверка Домашнего задания упр.____

Актуализация знаний и умений учащихся.

Девоч..ка, лес..ница, верё..ка, на ст..не, (не) взлетает, в неб. ре..кий.

Веревка (сделать фонетический разбор).

Морфемный разбор слова

Над каждым словом в предложении надпишите часть речи.

На бирюзовом осеннем небе сияло яркое солнце.

Из данного предложения выпишите слово, в котором все звуки мягкие/ твердые.

Синтаксический разбор предложения.

На бирюзовом осеннем небе сияло яркое солнце.

Постановка целей и задач урока.

Работа над темой урока.

Материал для наблюдения

Задание: внимательно прослушать отрывки из сказки А.Гайдара ″Горячий камень″ и ответить на вопрос, в чем заключается различие между ними.

Ты, конечно, думал, что я стар, хром, уродлив и несчастен, а на самом деле я самый счастливый человек на свете. Ударом бревна мне переломило ногу, но это тогда, когда мы еще неумело валили заборы и строили баррикады, поднимали восстание. Мне вышибли зубы в тюрьме. Шашкою в бою мне рассекли лицо. На соломе в низком холодном бараке метался я в бреду, больной тифом. И грознее смерти звучали надо мной слова о том, что моя родина в кольце и вражья сила нас одолевает. Но, очнувшись вместе с первым лучом вновь сверкнувшего солнца, узнавал я, что враг повержен и мы опять наступаем …

И вот перед закатом к измученному и продрогшему Ивашке, который сушил грязную, промокшую одежду возле горячего камня, пришел на гору старик.

- Что же ты, дедушка, не принес ни молотка, ни топора, ни лома? – вскрикнул удивленный Ивашка. – Или ты надеешься рубить камень рукою?

- Нет, Ивашка, - ответил старик,- я не надеюсь рубить его рукою. Я совсем не буду разбивать камень, потому что я не хочу начинать жить сначала.

РЕЗУЛЬТАТ НАБЛЮДЕНИЙ: вывод, сделанный учащимися о том, что бывают

случаи, когда в разговоре участвуют 2-е и более лиц, и когда

речь произносится одним человеком.

2. Словарная работа:

Монолог. монос - ″один″ ″логос″ - ″речь″ (греч.)

Диалог. ди – ″два″ ″логос″ – ″речь″ (греч.)

диалогос – ″беседа″ (греч.)

3.Работа с наглядностью и раздаточным материалом.

Задание: рассмотреть фотографии, указать ситуации, где происходит

монологическая, а где диалогическая речь.

- Трудно ли вести диалог?

- От чего зависит, состоится диалог или нет?

- Какие правила общения во время ведения диалога нужно соблюдать?

Задание(работа с раздаточным материалом): прочитать пословицы,

записать их в тетрадь и объяснить их значение.

В умной беседе ума наберешься, в глупой – свой растеряешь.

Петь хорошо вместе, а говорить – порознь.

На всякого Егорку своя поговорка.

Когда я ем, я глух и нем.

На добрый привет – добрый ответ.

Недоброе слово больней огня жжет.

Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь.

То же слово, да не так бы молвить.

4.Слово учителя: учитель должен объяснить учащимся структуру диалога и способы его оформления на примере отрывка из сказки К.И.Чуковского: (заранее оформить на доске)

У меня зазвонил телефон:

Результат: учащиеся должны уяснить, что диалог состоит из реплик –слов, обращенных к слушателю. Реплики разных лиц пишутся с новой строки. Перед каждой репликой ставится тире. Слова автора оформляются так же, как и при прямой речи.

Физминутка (Организует обучающихся на выполнение упражнений для снятия общего и локального утомления и вносит игровой момент в изучение темы).

Язык мимики (радость, удивление, задумчивость).

Язык жестов (холодно, радость, успех).

5.Тренировочное упражнение(работа у доски).

Задание: записать шуточные диалоги из русского фольклора, соблюдая

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Технологическая карта урока

Русский язык

Р.Р.Письмо. §43

Создать условия для овладения способами поиска и изложения нового материала, возродить традицию эпистолярного жанра; развитие коммуникативных способностей

Образовательные: научиться писать и оформлять письма; совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки.

Развивающие: Создать условия для осмысления теоретических знаний по теме, отработки навыка правильного написания и оформления писем, выбора средств обучения с учётом особенностей учащихся 5 класса; содействовать развитию грамматически правильной речи, использованию формул этикета, принятых в письме.

Воспитательные : пропагандировать ценностное отношение к слову; содействовать взаимодействию учащихся в парной работе, проявлению уважения друг к другу. Воспитывать у учащихся средствами урока уверенность в своих силах

Планируемые результаты

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные : осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования жанра письмо.

Формы работы на уроке:

индивидуальная, фронтальная, работа в паре

Понятия и термины

адрес , адресат, адресант

Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.-М.: Просвещение, 2015

Деятельность учителя

Формирование УУД

Организация начала урока.

Здравствуйте, ребята. Присаживайтесь на свои места.

-С каким настроением вы пришли в школу? Подарите свое хорошее настроение друг другу. Улыбнитесь всем нам. Пусть нам принесет радость общение друг с другом. С этим настроением мы начнем наше занятие.

Принцип психологической комфортности.

УУД: личностные, коммуникативные.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха

Мотивация учебной деятельности.

Сегодня в нашем классе появился ящик! Как вы думаете, что в нем? Ответ вы узнаете из загадки.

- Правильно! Это письмо. Отгадка – тема нашего урока.

- Что мы сегодня узнаем на уроке? (Какие бывают письма, какие части включает письмо, какую роль играет обращение в письме, как доставить радость близким и родным людям.)

Регулятивное умение:

- умение выполнять учебное действие в соответствии с целью.

Коммуникативное умение:

- умение адекватно использовать речевые средства для представления результата.

Актуализация знаний, умений, навыков.

1. Ассоциативный ряд

2. Словарно-лексическая работа .

- Что такое письмо?

Регулятивное умение:

- умение выполнять учебное действие в соответствии с целью.

Коммуникативное умение:

- умение адекватно использовать речевые средства для представления результата.

Усвоение новых знаний.

- Скажите, вы любите получать письма от родных и близких? Вам нравится их читать ?

- Чем отличается письменное общение от устного?

-Зачем люди пишут друг другу?

- Подумайте, какие виды писем бывают, и обменяйтесь своими мыслями с соседом по парте.(Письмо деловое, личное, благодарственное, письмо- поздравление)

3. Словарно-лексическая работа.

Адресат – лицо, которому адресовано письмо, телеграмма и т.д.

Адресант – автор письма, телеграммы и т.д.

Эпистолярный жанр ( ЭПИСТОЛА – послание)- жанр, в котором пишутся письма, ведётся переписка.

Познавательные УУД:

1. Извлекать информацию, представленную в разных формах, ориентироваться в своей системе знаний, отграничивать новое от старого, свёртывать информацию до ключевых слов.

2. Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности

Первичная проверка усвоения знаний.

Письма шлют друзьям, знакомым, родным. Это личные письма. Такие письма включают в себя четыре обязательные части:

1. Приветствие с обращением

Научимся правильно оформлять каждую часть письма.

Обратимся к первой части. Подумайте, какие слова можно использовать в письме в качестве приветствия?

Запишите эти слова в памятке под пунктом один. Правописание этих слов забывать нельзя.

В приветствии мы обязательно должны указать, кому мы пишем письмо, то есть обратиться к адресату. Как называются слова, называющие того, к кому обращаются с речью? (Обращение)

Каким образом обращения выделяются на письме? К кому мы можем обратиться в письме?

Кроме того, в письмах нашим близким мы можем использовать ласковые добрые слова-определения, к примеру, дорогой, любимый, милый.

Что же у нас получится, если мы соединим все названные нами слова?

Нельзя забывать, что в данном случае у нас получились восклицательные предложения, а в конце такого предложения нужно ставить восклицательный знак.

О чем можно написать в этой части?

Действительно, в этой части вы можете сообщить о новостях, рассказать об интересном событии, поделиться впечатлениями, мыслями, чувствами.

Также важно не забыть задать вопросы адресату, ведь вы рассчитываете на ответное письмо.

Также в эту часть может быть включена благодарность за что-либо. К примеру, спасибо за фотографию, которую вы мне прислали.

Сюда же мы можем включить просьбу: Пишите чаще; и приветы: Передавайте привет дяде.

Следующий пункт – прощание. Прощание – это слова, которые один человек говорит другому, расставаясь с ним.

Какие слова можно использовать при прощании?

И в самом конце письма вы подписываете свое имя. После подписи необходимо ставить точку.

Итак, мы с вами рассмотрели структуру письма, этот алгоритм написания письма вам нужно запомнить. И когда вы будете писать письмо, постарайтесь включить в него каждый из этих пунктов.

Личностные умения :

- проявлять интерес к процессу творчества

Регулятивное умение:

- умение выполнять учебное действие в соответствии с целью.

Коммуникативное умение:

- умение адекватно использовать речевые средства для представления результата.

Физкультминутка

Ну а теперь, чтобы ваши глазки немного отдохнули, выполним физкультминутку для глаз. Внимательно следите глазками за движущимися предметами.

Проверка усвоения знаний.

Ребята, посмотрите, какое необычное письмо нам прислали. Незнайка прислал нам письмо с огромным количеством ошибок! Ребята, скажите, а вы Знайки или Незнайки? Я предлагаю вам найти в тексте орфограммы, которые Незнайка не знает.

Скажите, а соответствует ли письмо Незнайки той структуре, о которой мы с вами поговорили?

Напишите ответ на данное письмо, работая с соседом по парте.

Личностные умения :

- проявлять интерес к процессу творчества (написанию понятного и содержательного письма)

Регулятивное умение:

- умение выполнять учебное действие в соответствии с целью.

Коммуникативное умение:

- умение адекватно использовать речевые средства для представления результата, умение работать в паре.

-Над какой темой вы работали?

-Что узнали? Как теперь понимаете слова эпиграфа?

-Что удалось? Какое задание вызвало у вас затруднение?

-Что ещё хотели бы узнать по теме?

Регулятивные УУД

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

Информация о домашнем задании:

А теперь откройте дневники и запишите домашнее задание: написать письмо маме. Постарайтесь, чтобы в нем были соблюдены все пункты алгоритма написания письма.

Личностные УУД:

Формирование навыков организации своей деятельности

Индекс места отправления

Индекс места назначения

Самоанализ урока русского языка в 5 классе

учителя русского языка и литературы Хабаровой Дарьи Анатольевны

Большинство детей 5 Б класса имеют положительную мотивацию к учебной деятельности. Обучающиеся владеют навыками учебного труда, анализа учебного материала, обобщения, умениями делать выводы, доказывать свою точку зрения. Многие ученики сохраняют внимание на протяжении всего урока. Устная и письменная речь сформирована на достаточном уровне.

На данном занятии я старалась реализовать важные для современного урока русского языка подходы:

Текстоориентированный: работа с текстом, монологический ответ, анализ.

Функциональный: определяли, каковы практические применения эпистолярного жанра через постановку проблемных вопросов.

Коммуникативно-деятельностный, работа с учебником, алгоритмом.

Организация самостоятельной деятельности учащихся: при написании письма личного характера.

Личностно-ориентированный подход реализовывался посредством активизации внимания к речи других людей, обучению связной речи.

Урок с мультимедийной поддержкой эмоционален и неутомителен для ученика за счёт переключения на разнообразные виды деятельности, что резко повышает познавательный интерес, служит развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти.

При проведении урока с мультимедийным сопровождением использовались информационно-педагогические коммуникативные технологии на основе принципов информационного взаимодействия как более продуктивного подхода в формировании информационной культуры участников образовательного процесса. Исходя из целей, структура урока состоит из 9 этапов, которые все были соблюдены.

Оргмомент способствовал психологическому настрою учащихся на плодотворную работу и восприятию новых знаний.

Мотивация учебной деятельности. Были созданы условия, при которых ученики сами вывели цель урока

Усвоение новых знаний. Была проведена словарно-лексическая работа.

Первичная проверка усвоения знаний. Ребята сами формулировали основные моменты написания письма, исходя из выясненных в диалоге с учителем положений. Была поставлена и решена проблема: как правильно оформить письмо, указать адрес

Физкультминутка . Этап направлен на снятие напряжения, установление психологического комфорта.

Проверка усвоения знаний подразумевала работу с текстом.

Информация о домашнем задании

Этапы урока были тесно взаимосвязаны. Чередовались различные виды деятельности.

Обучающиеся были активны, организованны, терпеливы по отношению друг к другу, излагали изученный материал последовательно, логично.

Метод обучения, использованный на уроке: частично-поисковый, беседа, проблемные ситуации, диалог, исследовательский метод, работа с текстом, наглядность, информационно – коммуникативная технология.

Частично-поисковый, потому что на уроке знания не предлагались учащимся в готовом виде, их необходимо было добывать самостоятельно, учащиеся под руководством учителя самостоятельно рассуждали, решали возникающие познавательные задачи, анализировали, обобщали, делали выводы, тем самым формировали осознанные прочные знания. Преобладал творческий характер познавательной деятельности.

Приёмы подведения итогов урока, рефлексия способствуют развитию мыслительных операций, таких как умение систематизировать, обобщать изученное, анализировать и оценивать свою деятельность на уроке.

Учебная работа на уроке была разнообразна: чередовались удачно подобранные виды организации деятельности учащихся, такие как: дискуссия, беседа (ответы на вопросы учителя), творческие задания, самостоятельная работа, самопроверка.

Новизна урока прослеживается в использовании информационных технологий, исследовательский характер учебной деятельности при изучении нового материала.

Создан нужный для работы психологический микроклимат, характер общения с учащимися доброжелательный.

В ходе урока дети усвоили новое для себя: структура письма, правила его оформления; практическое применение эпистолярного жанра; значимость письма личного характера.

Оценки учащимся объявлены.

Считаю, что цели урока соответствуют программным требованиям, содержанию материала, возрастным и психологическим особенностям детей, необходимому уровню подготовки обучающихся, месту в системе уроков по данной теме

Таким образом, считаю, что на всех этапах урока обучающиеся были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность.

Учебный материал урока соответствовал принципу научности, доступности учебного материала учебное время использовалось эффективно, запланированный объем урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учетом физических и психологических особенностей обучающихся. Поставленные цели были достигнуты.

Читайте также: