Конспект урока по русскому языку 4 класс пнш

Обновлено: 05.07.2024

средняя общеобразовательная школа № 9

с.Красная Поляна Кущёвского района Краснодарского края

Учитель МБОУ СОШ №9 село Красная Поляна

Кущёвского района Краснодарского края

Шангарёва Елена Александровна

Тема: Усеченная и неусеченная основа глаголов.

Цель: формирование умений определять спряжение глагола по усеченной и неусеченной основе.

Задачи: познакомить с новыми понятиями;

учить различать усекаемую и неусекаемую основу глаголов;

придти к выводу: глагол с неусекаемой основой- это глагол I спряжения.

Оборудование: обратный словарь, слайды на экране, проектор, карточки для работы в парах

Что общего в словах?

Что такое аннотация? Почему пишется с двойной Н?

- Что вы знаете о глаголе? (ответы детей)

Доска: собака, кошка, бритвой, гусь, пилой

Чем отличаются столбики слов?

Подберите подходящие глаголы к существительным. (Проверка на слайде.)

Назовите словосочетания: бритвой бреют, пилой пилят.

Почему остальные пары слов не являются словосочетаниями?

I брить II пилить

А для чего нам необходимо уметь правильно определять спряжение?

Он шепч__т - шептать (I).

Мы свист__м - (II).

Ты руб__шь - рубить (II). работа в паре на карточках

Вы боле__те - болеть (I).

Они терп__т - исключение (II)

(Проверка на слайде)

Что значит усекаемая?

Как проверить что основа усекаемая?

Руб/ + и = руби работа в тетради и на доске

Прочитайте текст из упр. 94

Найдите все глаголы с выделенными суффиксами . (На слайде.)

Что в них общего? (суффикс- а- или суффикс оканчивающийся на -а).

Называем по слайду слово и суффикс.

К какому спряжению относятся эти глаголы? (к I)

Запомните, что все глаголы с суффиксом -а- и глаголы, у которых суффикс оканчивается на -а - это глаголы I спряжения.

Посмотрите, к какому выводу пришла Маша, когда увидела эти глаголы? (стр125).

Можно ли определить спряжение у глаголов по усекаемой или неусекаемой основе?

Слайд. Рассказа / ть - расскаж/ешь Проверка по ходу разбора.

Коло / ть - кол / ешь

Засну / ть - засн / ешь

Лая / ть - ла / ешь

Итак, что вы можете сказать о глаголах I спряжения? У них усекаемая или неусекаемая основа глагола?

Как вы думаете, а у глаголов II спряжения?

Маша считает, что 4 глагола с суффиксом- а-, 7 глаголов с суффиксом -е- и глаголы с суффиксом -и-.

Вы согласны с Машей?

Какой словарик поможет нам найти все эти глаголы?

На какую букву откроем Обратный словарь? (ь)

Какой мы сделаем вывод о глаголах II спряжения? (у них всегда усекаемая основа).

Нажмите, чтобы узнать подробности

РУССКИЙ ЯЗЫК. 4 КЛАСС, I полугодие ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Лаврова Н.М.

Ваш браузер должен поддерживать фреймы Ваш браузер должен поддерживать фреймы--> --> Ваш браузер должен поддерживать фреймы--> --> Ваш браузер должен поддерживать фреймы--> -->


-75%

Применение медиативных технологий в разрешении конфликтных ситуаций в учреждении образования

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по теме "Глагол" различение глаголов мн числа 2 лица и глаголов повелительного наклонения мн.числа. Разные формы работы.

Тема: Учимся различать форму 2-го лица множественного числа настоящего времени и повелительную форму глаголов.

Цель: учить различать форму 2- го лица мн. ч. и повелительную форму глагола;

развивать умения определять тип и место орфограммы в слове и объяснять ее написание; разбирать слова по составу;

способствовать воспитанию вежливости и трудолюбия.

Планируемые результаты:

Предметные: учить различать форму 2 го лица мн. ч. и повелительную форму глагола;

развивать умения определять тип и место орфограммы в слове и объяснять ее написание; разбирать слова по составу;

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

– определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

– проговаривать последовательность действий на уроке;

– высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом урока;

– уметь работать по коллективно составленному алгоритму действия;

- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;

- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Коммуникативные УУД:

- уметь оформлять свои мысли в устной форме;

- слушать и понимать речь других;

- договариваться о правилах поведения и общения и следовать им;

– учиться работать в паре, группе; выполнять роли контролера, исполнителя.

Познавательные УУД:

- уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник и информацию, полученную на уроке;

– преобразовывать информацию из текстовой формы в схематическую;

– делать выводы о результатах совместной работы.

Личностные. Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Оборудование:

компьютер, карточки с заданиями, презентация, учебник русского языка I I часть, М.Л.Каленчук, Н.А.Чуракова, Т.А.Байкова, М.: Академкнига/Учебник. (УМК “Перспективная начальная школа”) рабочие тетради.

Оборудование урока: учебник, мультимедийный проектор, разноуровневый раздаточный материал.

Ход урока

I. Организация класса.

Проверка готовности учащихся к уроку

– Добрый день. Начинаем урок русского языка.

Быть должны у нас в порядке
Книжки, ручки и тетрадки.
А девиз у нас такой:
"Все, что надо, под рукой".

– Работать будем в группах. Протяните друг другу руки и пожелайте удачи.

– Откройте конверты. У каждой группы есть конверт с заданиями и оценочный лист.

– Положите перед собой лист самоконтроля. Отметьте свое настроение перед началом урока.

II. Словарная работа.

Пейзаж.
Если видишь: на картине
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш,
То подобная картина
Называется пейзаж.

Натюрморт.
Если видишь на картине
Чашку кофе на столе,
Или морс в большом
Графине,
Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу,
Или грушу, или торт,
Или все предметы сразу,
Знай, что это – натюрморт.

Портрет
Если видишь, что с картины
Смотрит кто-нибудь на нас,
Или принц в плаще старинном,
Или в робе верхолаз,
Лётчик или балерина,
Или Колька, твой сосед, –
Обязательно картина
Называется портрет.

– Это все произведения ( )

– Помещение для постоянной выставки картин называется ( )

– Какие словарные слова нам встретились? Запишите по памяти. Сверьтесь в группе.

СЛАЙД 30 – проверка

– Составьте предложения со словарными словами, используя глаголы н. и б. вр. Разберите предложение по членам, определите спряжение глагола.

III. Актуализация знаний

Эпиграфом нашего урока послужит пословица: Кто много видит и слышит, тот много знает.

Как вы ее понимаете? О чем эти строки?

Что без него предметы? Лишь названья.
Но он придет, все в действие придет.
Бегут машины, люди строят здания,
И рожь в полях растет.

2. СЛАЙД 31 – Логическое задание

БСВПЧРБЯЧЖВЕБЧНВИБЕ ГЧЛБАВГОБЛЧОВ

3. Чистописание: ЕМ ЕШЬ ЕТЕ ЕТ УТ ЮТИМ ИШЬ ИТЕ ИТ АТ ЯТ

– Что обозначают сочетания букв? Уделите им минутку чистописания. Слайд 32

Цель сегодняшнего урока: "Из большой группы глаголов с безударными личными окончаниями выделить глаголы-исключения".

V. Закрепление.

1) Учитель: Готовность к восприятию материала я проверяю в ходе выполнения теста, который сегодня проводится в форме игры “Крестики-нолики”. Верное высказывание - х, неверное высказывание О".

  1. Глагол – самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета. О
  2. В настоящем и будущем времени глаголы спрягаются. У глаголов с безударными личными окончаниями спряжение определяю по начальной форме. Х
  3. Ко второму спряжению относятся глаголы с суффиксами - и, ть, Х
  4. У глаголов II лица единственного числа настоящего и будущего времени на конце слов Ь не пишется. О

– Сверьте свои ответы. Кто допустил ошибки? Слайд 33

2) Письмо по памяти (Дом. з.) Слайд 34

– Вам было задано выучить загадку. Вспомните ее и запишите по памяти.

Бусы красные горят,
Из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи.
(Малина)

– Объясните постановку знаков препинания. Подчеркните глаголы, определите спряжение записанных глаголов.

Слайд 34 проверка

– Вспомните другой алгоритм определения спряжения у глаголов.

Слайд 35

3) Работа в группах. Сообщите известную вам информацию о глаголе. Работаем с карточкой 1.

1 группа

Что такое глагол?

Что он обозначает?

На какие вопросы отвечает?

Каким членом в предложении является?

Глаголы:
А) склоняются;
Б) спрягаются.

Спряжением глагола называется изменение глагола:
а) по падежам;
б) по родам и числам;
в) по лицам и числам.

4 группа

Глаголы с окончаниями -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут, -ют
А) относятся к 1 спряжению;
Б) относятся ко 2 спряжению.

Глаголы с окончаниями -ишь, -ит, -им, -ите, -ат, -ят
А) относятся к 1 спряжению;
Б) относятся ко 2 спряжению.

Почему окончания глаголов называются личными?

Лицо глагола определяют
а) по предлогу;
б) по частице бы;
в) по существительному;
г) по личному местоимению.

Физкультурная минутка

У. Если я назову глаголы 1 спряжения – приседают мальчики, 2 спряжения – приседают девочки.

Идёшь, шумишь, поёшь, шуршите, звенят, плывут, лежит, цветёт, растёт, говоришь, кричишь, говорит.

У. Что общего между словами, которые я называла?

Д. У этих слов было ударное окончание. Спряжение было определить легко.

Алгоритм различения глаголов 1 и 2 спряжений СЛАЙД 35

– Все ли глаголы подчиняются этому правилу?

5 группа

Глаголы: гнать, держать, дышать, слышать, смотреть, видеть, зависеть, ненавидеть, терпеть, вертеть, обидеть, брить, стелить относятся

а) к 1 спряжению
б) ко 2 спряжению (брить, стелить?)

VI. Работа над новым материалом.

VII. Исследование.

– Исследовательскую работу мы проведём в группах. Слайд 36

VIII. Закрепление нового материала.

1. Самостоятельная работа.

Просклонять глаголы БРИТЬ, Стелить. Индивидуальные разноуровневые карточки.

– Распределите карточки в группе по уровням:

1 уровень – самые сильные ученики;

2 уровень – средние

3 уровень – послабее

брить
лицо
1-е бре____ бре____
2-е бре____ бре____
3-е бре____ бре____

брить
лицо
1-е я бре_ бре__м
2-е ты бре__шь бре__те
3-е он (а, о) бре_т бре__т

брить
лицо
1-е я что делаю? бре_ бре__м
2-е ты что делаешь? бре шь бре__те
3-е он(а,о) что делает? бре_т бре__т

стелить
лицо
1-е стел____ стел____
2-е стел____ стел____
3-е стел____ стел____

стелить
лицо
1-е я стел__ стел__м
2-е ты стел__шь стел__те
3-е он (а, о) стел_ т стел__т

стелить
лицо
1-е я что делаю? стел__ стел__м
2-е ты что делаешь? стел__шь стел__те
3-е он (а, о) что делает? стел_ т стел__т

Слайды 37-42

2. Взаимопроверка.

Судя по результатам взаимопроверки, как вы считаете, выполнена ли задача, поставленная в начале урока (Высказывания детей)

– Молодцы ребята. Отлично работаете, теперь попробуйте применить свои знания

3. в творческой работе, выполнив задание 3: (Слайды 43-44)

Откройте обратный словарь на -ить.

  1. Найдите подчеркнутые слова.
  2. Дополните текст загадки подходящими по смыслу глаголами, поставив их в форму 3-го лица, ед. числа.

(Ходит) он по свету,
(Бродит) по лесам,
(Ездит) он в карете,
(Дарит) чудеса.

(Варит) борщ и кашу
И капусту (солит).
Фартук всегда (носит).
Вкусно всех он (кормит).

Он с природой (дружит).
Верно, он ей (служит),
(Лечит) всех животных,
(Сторожит) леса!

Плотник (строит),
Шофер (водит) машины.
А кто же (бреет) бороды,
Пожалуйста, скажите!

Проверка:

– Читаем по группам, все отгадывают.

– Глаголы, какого спряжения вы употребили? (Все глаголы II спряжения, так как в н.ф. у них глагольный суффикс и. Кроме глагола брить, т.к. глагол I спряжения.)

Оцените последнее задание.

IX. Обобщение знаний.

Когда возникали трудности при написании личных окончаний? Что необходимо знать, чтобы правильно написать безударную гласную в личных окончаниях глаголов?

Таблица спряжений глагола (обобщение). Слайды 38 - 41

1 спряжение 2 спряжение
брить
стелить
(стлать)
зиждиться
зыбиться
-ить
4 глагола на -ать
7 глаголов на -еть

X. Итог урока.

– Что помогло вам лучше разобраться в новой теме?

– Что для каждого из вас было интересным на уроке?

– Чья работа на уроке заслуживает высокой оценки?

– А кому надо быть поактивнее?

Оценка – слайд 42

– Выставите итоговую оценку. Какая группа сработала на оценку “5”?

– Какое настроение в конце урока? Зарисуй на листе самоконтроля.

– Если на листе самоконтроля выставлено 4-5 плюсов – оценка за урок "5", 3 плюса – оценка "4".

XI. Домашнее задание.

Учебник 1 часть стр. 92, упр. 65.

XII. Рефлексия

Поделитесь своими впечатлениями друг с другом (работа в группах по 6 человек) оцените урок и свое настроение после урока. (От каждой группы один ученик высказывает мнение группы, и на доске появляется цветок).

Читайте также: