Конспект урока по родному русскому языку 3 класс особенности устного выступления

Обновлено: 20.05.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок родного( русского ) языка

учитель начальных классов,

Основной целью урока по развитию речи является вооружение учащихся содержательно, грамматически и стилистически правильно выражать в устной и письменной форме свои и чужие мысли.

Познакомить учащихся с основными требованиями к культуре речи.

Установить зависимость между речевой культурой человека и его общей культурой.

Воспитывать любовь и уважение к родному языку.

Формировать навыки речевого общения.

Организационный момент. (Приветствие учителем учащихся класса).

Учитель: Однажды в автобусе я оказалась свидетелем такого разговора.

Ученик ( разговаривает по телефону) : Алло! Зинка, это ты! Привет! Что так долго не отвечаешь? Слушай, Зинка, что же ты, противная, вчера мне не звякнула? Была у Верки на днюхе? А я уж думала, что ты без меня в кино ускакала! Может, махнём сегодня? Говорят картина отпад! Там классно Дюжев играет, что не картина, а просто фонтан! Ну как. Подкатывай к восьми, я билеты куплю, тебя ждать буду.

Учитель: В это время шофёр объявил мою остановку, автобус остановился. Я ещё долго думала, о чём же говорил молодой человек?

Работа над текстом сценки.

Цель данного вида работы: учащиеся самостоятельно должны определить тему урока, цель урока, задачи урока.

Ребята, всё ли вам понятно из услышанного?

Понравился ли вам диалог двух подруг? (Учащиеся могут дать положительный ответ, тогда учитель обязательно должен задать вопросы: Чем? Почему?)

Что не понравилось из разговора двух приятелей?

Какую проблему перед нами ставит данный текст?

Учитель:( 3 слайд )

- Да, действительно проблема культуры речи очень актуальна. Язык – это наша история, наше богатство, культура, это язык А.С.Пушкина, И.С.Тургенева, Л.Н.Толстого, К.Г.Паустовского и других великих хранителей красоты, могущества и образности родного языка. В речи, как в зеркале, отражается культура человека, его воспитанность. Итак, тема нашего урока ….. (учащиеся продолжают – КУЛЬТУРА РЕЧИ).

(Учащиеся записывают в тетрадях дату, тему урока)

Работа по теме урока.

Вместе с учащимися определяем, что мы должны узнать на уроке, чему должны научиться?

-правильно произносить слова, правильно общаться;

-правильно употреблять слова, речь образная, живая.

- Итак, делаем вывод, культура речи – это владение правилами устного и письменного литературного языка. Но мы с вами выделили ещё и образность речи, значит, мы должны научиться использовать выразительные средства языка. Большое значение имеют темп речи, интонация, владение мимикой и жестами. Сегодня мы с вами сделаем только первый шаг в постижении правил устной и письменной речи. И начнём с первого – с умения правильно произносить слова.

Задание №1. Расставить ударение в словах. (Работа в парах)

На доске записаны слова:( 6 слайд )

Магазин, портфель, километр, квартал, аргумент, случай, предмет, красивее.

(Учащиеся работают в парах: записывают слова, расставляют ударение. На задания отводится 3 минуты, далее выполняем проверку: один ученик у доски).

Задание №2. Произнеси правильно (устная коллективная работа)

На доске записаны слова :(7 слайд )

1. ГРУСТНЫЙ 5. СЧАСТЬЕ 9. ЧТО

2. КОНЕЧНО 6. ТЕМА 10. МУЗЕЙ

3. НАРОЧНО 7. ЯИЧНИЦА 11. ПОМОЩНИК

4. ОДЕКОЛОН 8. МЯГКИЙ 12. ЛУЧШЕ

- Следующая ступенька в постижении грамотной речи – это правильное употребление слов. Я вам предлагаю поиграть. Давайте посчитаем, я буду называть слова в единственном числе, а вы во множественном, а чтобы вам было легче просто добавьте слово МНОГО. Приготовьтесь записывать слова и выделять окончания.

Задание №3. Сосчитай правильно. Учитель читает:

Гость, туфля, мандарин, яблоко, килограмм, лимон, место, дело, озеро, полотенце.(много гостей, туфель, яблок, килограммов, лимонов, мест, дел, озёр, полотенец) ( 8 слайд )

(учитель открывает правильные ответы, учащиеся выполняют самопроверку)

Задание №4. Зачеркните неправильную форму слова (родительного падежа множественного числа существительных). Работа в группах.

Ученики получают карточки со словами:

БЛЮДЕЦ – БЛЮДЦЕВ, НОСОК – НОСКОВ, ПАДЕЖЕЙ – ПАДЕЖОВ,

СВЕЧЕЙ – СВЕЧ, ТЕЛЁНКОВ – ТЕЛЯТ, ЧУЛОК – ЧУЛКОВ,

ЭТАЖЕЙ – ЭТАЖОВ, НОЖНИЦ – НОЖНИЦЕВ, ЯБЛОК - ЯБЛОКОВ

Проверка: у доски учитель (на доске записаны слова), одна из групп зачитывает ответы, все проверяют.

Каждому ряду раздаю карточку с предложениями:

В магазине мы купили пять ____________ (яблоко).

У деда было много ___________ (дело), поэтому мы не пошли в зоопарк.

В русском языке шесть ________(падежей).

В шкафу лежало три пары ________ (носки).

Свободных __________ (место) в зале не оказалось.

Дед Иван пас ___________ (телята).

Во время проверки каждый ряд зачитывает по два предложения. На доске записаны предложения, слова – ответы прикрепляю на место пропусков.

Учащимся раздаю карту и карточки со словами ( кофе, кино, пальто, шампунь, тюль, жюри, радио) . Ученики вписывают окончания прилагательных, указывают род.

Задание №9. Работа с текстом (выразительность речи).

Учащиеся читают текст, находят фразеологизмы. ( 9,10 слайды )

Мой самый близкий друг Шурик любил, оказывается, считать ворон, бить баклуши и гонять лодыря.

Дома он, как о том были наслышаны все в квартале, палец о палец не ударял, чтобы помочь бабушке. Как его только ни корили вернувшиеся с работы родители, что ему ни выговаривали, а ему все нипочем. В один из вечеров мы, приятели Шурика, услышали, что на его месте мы давно бы сквозь землю провалились и что мучили бы нас угрызения совести. А этому, что ни толкуй – в одно ухо влетает, в другое вылетает. И таким он, оказывается, был и когда от горшка два вершка только составлял, и теперь, вымахавши с коломенскую версту. Все с него как с гуся вода, все ему что об стенку горох.

– Нет, мать, – заключил однажды отец, – я больше не намерен бросать слова на ветер и сидеть сложа руки.

И он потянулся за ремнем на стене, чтобы Шурику всыпать по первое число, задать баню, снять с него стружку и, в конце концов, показать где раки зимуют. (По Э.А. Вартаньяну)

- Назовите фразеологизмы, которые можно заменить синонимом: ( 11 слайд )

- Назовите фразеологизмы противоположные по смыслу, т.е. антонимы:

- Какие фразеологизмы не прозвучали? (учащиеся называют фразеологизмы, объясняют значение)

- Делаем с учениками вывод, при помощи средств выразительности можно сделать речь образной, красивой. Фразеологизмы пополняют словарный запас языка человека, синонимы позволяют избежать необоснованных повторов. Но и этого недостаточно, чтобы сказать, что человек культурный. О чём же мы не сказали? Мы не сказали о правилах этикета.

- Какие правила общения мы с вами знаем и стараемся использовать? (Учащиеся читают правила на 12 слайде )

Нажмите, чтобы узнать подробности

Помните наш секрет : когда читаем вслух, мы развиваем дикцию, интонацию речи, эмоциональную окраску и яркость речи. Если мы это развиваем, то потом уже можем свободно, точно выражать свои мысли и избавимся от слов - паразитов

Содержание урока

Сегодня мы продолжим развивать и строить качественную устную речь.

В.В.Виноградов

1.Подпишите в тетради число.

2.Затем заголовок ( он есть на первом слайде, можно красиво подчеркнуть или выделить цветом )

Поясняем Культура речи содержит три составляющих компонента: Нормативный Коммуникативный Этический

Культура речи содержит три составляющих компонента:

Новые слова

Интеллектуальный интеллигентный, профессия, депутат, цивилизация, митинг, конференция, дискуссия, аудитория, оратор, риторика, эмоциональность, публицистика

-Какая связь между этими словами? (Верно, сфера употребления )

Запишите данные слова. Объясните их значения.

Где они употребляются? В публицистическом стиле речи. Публицистический стиль может выступать в устной и письменной формах. Устная форма – это ораторская речь. Запишите новые слова.

Где они употребляются?

В публицистическом стиле речи. Публицистический стиль может выступать в устной и письменной формах. Устная форма – это ораторская речь.

Запишите новые слова.

Что думают об ораторстве?

Культурная речь – это реальность?

Какие чувства вызывает грамотная речь? Выпишите нужное подтверждение. Радует, потому что отражает богатство и величие родного языка Приятно слушать, так как имеет высокий уровень речевой культуры Неприятно слушать, так как много очень непонятных и бранных слов В такой речи всё понятно, так как речь логично выстроена, понятна, выразительна

Какие чувства вызывает грамотная речь?

Выпишите нужное подтверждение.

  • Радует, потому что отражает богатство и величие родного языка
  • Приятно слушать, так как имеет высокий уровень речевой культуры
  • Неприятно слушать, так как много очень непонятных и бранных слов
  • В такой речи всё понятно, так как речь логично выстроена, понятна, выразительна

Если бы вы выступали, как депутат, или профессор?

Вы посмотрели презентацию. Цели мы с вами сегодня достигли: мы продолжили раскрывать для себя удивительный мир культурной речи.

Познакомились с множеством новых слов.

Будьте грамотны!

Рефлексия 1.Всё ли понятно на слайдах, когда читали материал? Если да, поставьте + Спасибо вам, что нашли время познать новое и закрепить уже известное. До новых встреч!

1.Всё ли понятно на слайдах, когда читали материал? Если да, поставьте +

Спасибо вам, что нашли время познать новое и закрепить уже известное.

Цель: знакомство с признаками правильной речи и обучение умелой, искусной, а точнее – эффективной речи.

1. Показать детям, что грамотная, в соответствии с нормами литературного языка, речь способствует успешному, эффективному общению. Неправильная же речь (речь с ошибками) затрудняет понимание одного человека другим.

2.Развивать речь, память, мышление, воображение учащихся.

3.Воспитывать любовь к родному языку, трудолюбие, коммуникативность, умение работать в группе.

Технология развития критического мышления.

Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая.

1.Орг. момент.

2.Речевая разминка (слайды 7,8,9)

Полночной порою в болотной глуши чуть слышно, бесшумно шуршат камыши.

Произнеси скороговорку, делая ударение каждый раз на другом слове.

Не руби дрова на траве двора
Не руби дрова на траве двора.
Не руби дрова на траве двора.
Не руби дрова на траве двора.
Не руби дрова на траве двора.

4. “Пословица, тебя мы знаем, но – не такою ты была…”

Не спеши языком,…( спеши делом)

Коротко да ясно, оттого и …..(прекрасно)

Речи вести – не …..(лапти плести)

Красивую речь……( любо слушать)

3.Изучение нового материала.

Есть волшебная страна,

Что распахнута пред вами,
Та, которая словами,
Как людьми населена.
Правит ими государь
По прозванию Словарь.
И относится он к ним,
Словно к подданным своим.
Утверждать ему не ново,
Как писать какое слово,
Как писать и как читать,
Как с другими сочетать.

– Как называется волшебная страна? Для чего служат словари? Какие вы знаете словари?

– Итак, мы продолжаем путешествие по стране правильной речи. Чему мы будем учиться на уроке?

– Мы будем учиться правильно употреблять в речи слова вместе с героями мультфильма и Риториком. А работать мы будем в группах, чтобы задачи решать быстро.

Речевая задача 1.

– Прочитайте записку, которую оставил своим друзьям Кристофер Робин. Понятно ли вам, о чём она?

Его друзья тоже не поняли. Послушайте фрагмент повести: Приложение 1.

– Итак, поняли Сова и Кролик, о чем идет речь в записке? (Нет. Они решили, что существует какой-то Щасвирнус. Но какой он, и как он выглядит, никто не знает.) Почему же друзья ничего не поняли? (Потому что Кристофер Робин допустил орфографические ошибки, написал слитно два слова.)

– Что можно сказать о Кристофере Робине только на основании его записки? (Кристофер Робин пока еще не знает орфографических правил, поэтому пишет безграмотно, с ошибками.)

– Запишите исправленный вариант записки. Не забудьте о знаках препинания (ответы обсуждаются, выбирается правильный вариант)

– Отсутствие Кристофера Робина связано с тем, что он стал учиться. На следующее утро записка на двери Кристофера Робина гласила: Я ушел, сейчас вернусь. К.Р.(слайд 10)

Итак, мы с вами убедились, что нарушение правил приводит к ошибке и нередко – к непониманию общающихся.

– Посмотрите на рисунок (слайд 11). С какими правилами русского языка не знакома Сова? (Сова не знает правила правописания безударных гласных в корне (совешник) и в приставках (открывают, подергали). Прочитав объявления еще раз, приведите их в норму и запишите. (Должна получиться такая запись “Совешник. Прошу нажать, если не открывают. Прошу подёргать, если не открывают.”

Анализ текста. “Где спрятался кот?” (слайд 12)

– Почему произошла путаница? (Девочка не знала, что одинаково произносимые слова “кот” и “код” пишутся по-разному, имеют разное значение. Кот – домашнее животное. Код– специальное устройство, устанавливаемая в дверях подъездов.

Нередко в устной речи нарушается взаимопонимание, если слово употребляется так, что его значение не ясно. Нужно точнее употреблять слова , например, в словосочетании.

Итак, “Пиши правильно”– что это значит?

Нужно соблюдать орфографические правила.

Можете ли вы привести примеры слов-омофонов (звучат одинаково, но пишутся по-разному) ? (слайды 13, 14)(Посидеть– поседеть, старожил– сторожил, запевать– запивать, поласкать– полоскать)

Игра – “Ошибки”. (Учащиеся работают в группах, восстанавливая недостающие слова) (слайды 15,16)

– Молодцы! Все достойно справились с заданием.

Девочки прочитают вам стихотворение

Что вы можете сказать об этой ситуации? (Знай Котлета значение слова “кот”, она бы не исчезла. )

“Заговори, чтоб я тебя узнал…”

– Что вы думаете по поводу этого высказывания

– Речь человека – это его визитная карточка, его языковой паспорт. По этой визитке составляется впечатление о человеке.

Речевая задача (инсценирование) (слайд 17)

Почему Люся не захотела сидеть с новеньким?

Какие ошибки допустил новенький? (По А. Минчаковскому)

Речевая задача. (инсценирование)

Попробуйте догадаться, какой была последняя реплика режиссера в диалоге с учительницей. Почему?

– Какое ударение в этих словах? (слайд 18)

Итак, правильное произношение слов облегчает взаимопонимание.

Речевая задача. “Творог или творог?” (чтение стихотворение подготовленными детьми)

Какую ошибку допустил кассир? Как правильно: творог или творог? (слайд 19)

Игра “Найди слова и правильно их назови” (слайды 20,21,22)

(работа в группах)

Приложение 8.

Употребляй слова правильно! (слайд 23)

Послушайте песенку. Найдите в тексте слова-“пустышки”, которые мешают понять говорящего.

“Песенка про лишние слова” А. Хайт

“Такая в общем история” Э. Мошковская

– Почему люди попадают в ситуации, подобные в этом стихотворении?

– Употребление лишних слов-пустышек затрудняет наше общение.

Упражнение: составьте правильные словосочетания (слайд 24)

– Почему вы выбрали именно эти сочетания слов?

– Что делать, если ты не знаешь о каком-то слове? Нужно обратиться к словарям. Твои помощники – словари. Их очень много. О словарях более подробно мы поговорим на следующих уроках.

Итак, ребята, сделаем выводы по нашему уроку. Какая речь облегчает нам общение друг с другом? Что значит правильная речь? Хорошая речь-это речь уместная, успешная, удачная. Правильная речь – это речь без ошибок, без нарушений норм произношения и написания. (слайд)

Правильное произношение слов облегчает взаимопонимание.

Мы с вами убедились, что нарушение правил приводит к ошибке и нередко – к непониманию общающихся. (Слайды 25,26,27)

В заключение урока поиграем в игру “Шесть шляп мышления”. Представьте себе, что когда надеваете шляпу определённого цвета, то и мысли текут в определённом направлении.

Белая – перечислить факты, рассказать, чем мы занимались на уроке.

Красная – выразить чувства.

Зелёная – подумать, где можно применить полученные знания.

Синяя – общий вывод по уроку. Чёрная – выделить недостатки. Жёлтая – что было хорошее и почему.

Тема урока : Подготовленная речь. Приемы подготовки.

Подготовила и провела

Рабинович Светлана Савельевна,

Учитель риторики

Задачи урока :

- познакомить с приемом подготовки устного выступления – репетиция выступления;

- активизировать умение использовать изученные ранее приемы подготовки устного выступления;

- развивать лингвистические компетенции в определении существенных смысловых значений текста;

- формировать риторические умения в построении текста;

- формировать установку на ответственное отношение к устному слову;

- развивать компетенции в устной речи;

- формировать умение работать с текстовым материалом, подаваемым в нетрадиционной, интерактивной форме, с применением компьютерных технологий.

- изучение приемов подготовки устного выступления (определение цели говорения, обозначение ключевых слов, подготовка иллюстраций, составление схемы, плана);

- активизация терминов – опорные (ключевые) слова, устная речь, основная мысль.

Урок проводится в интерактивном компьютерном классе с использованием интерактивной доски, на которой по ходу урока демонстрируются слайды. Слады включают в себя изучаемые термины, иллюстрации, задания, отображают ответы детей.

Ход урока

Учитель приветствует учеников, обозначает тему урока (Подготовленная речь. Приемы подготовки.) с опорой на слайд №1 презентации.

По ходу урока в сопровождении презентации (Слайд №2, №4,№8, №10, №13) учитель закрепляет с учениками знание приемов подготовки устной речи, изученных ранее и умение применять эти приемы в речевой практике.

Слайд №2 – учитель предлагает детям вспомнить и назвать первый изученный прием подготовки устной речи (Определение цели и сути говорения)

Слайд №3- учитель ставит проблемную задачу по определению существенных признаков текста.

Происходит обсуждение учителем и учениками выбранных словосочетаний и обоснований выбора.

Слайд №4 - учитель предлагает детям вспомнить и назвать второй изученный прием подготовки устной речи (Подбор ключевых (опорных) слов)

На слайде презентации– пустая рамка, которую в ходе обсуждения ключевых слов с учениками учитель заполняет названными словами. Учитель заносит обсуждаемые с детьми слова на слайд №5, после чего демонстрирует слайд детям.

Учитель предлагает детям задание, обратное предыдущему (Слайд №6,7) : на слайде размещены ключевые слова из известных произведений. Ученикам предлагается по ключевым словам определить название детского литературного произведения. После того, как ученики называют произведение, учитель демонстрирует иллюстрации из этого произведения на экране.

Слайд №8 - учитель предлагает детям вспомнить и назвать третий изученный прием подготовки устной речи (Подготовка иллюстраций).

Слайд №9 - Учитель предлагает, используя прием подготовки иллюстраций, составить рассказ по серии картинок, размещенных на слайде №9. На это отводится время – 2-3 минуты для подготовки рассказа.

Ученики отвечают по очереди (2-4 ученика).

Слайд №10- учитель предлагает детям вспомнить и назвать четвертый изученный прием подготовки устной речи (Составление схемы)

Учитель демонстрирует схему метро (слайд №11) для рассматривания и схему проезда в Прогимназию, по которой предлагает составить рассказ (слайд №12). Учитель обращает внимание на отдельные компоненты схемы, на которые важно отметить при составлении рассказа.

Физминутка. Упражнение для развития произвольного внимания, пространственной ориентировки и координации движений. Учитель предлагает детям выполнить движения:

Правая рука вверх – глаза на кончики пальцев;

левая рука в сторону – глаза на кончики пальцев;

правая рука в сторону – глаза на кончики пальцев;

левая рука вниз – глаза на кончики пальцев

Слайд №13 - учитель предлагает детям вспомнить и назвать пятый изученный прием подготовки устной речи (Составить план).

Учитель раздает ученикам листы, на которых напечатан текст (Приложение №1). На интерактивной доске (слайд №14) представлен план этого текста. Учитель предлагает детям определить, правильно ли составлен план текста. Сам. работа.

По результатам самостоятельной работы проводится опрос, анализ выполненного задания, обмен мнениями.

Знакомство с последним (шестым) приемом – репетицией выступления (слайд №15).

Учитель ставит перед детьми проблемный вопрос: Для чего необходима репетиция выступления? На что важно обратить внимание в процессе репетиции выступления? (поза, мимика, темп речи, тон речи)

Подведение итогов урока :

- Какой прием подготовки речи вы сегодня узнали?

- Какие приемы вы теперь знаете?

- Что интересного было для вас на уроке?

- Довольны ли вы своей работой на уроке?

Читайте также: