Конспект урока по речевой практике

Обновлено: 06.07.2024

Тип урока: изучение нового материала.

Цели урока:

- формирование интереса к устному народному творчеству;

- формирование умения строить устные и письменные высказывания;

- обогащение представлений о мире сказок.

Задачи:

- развивать творческую активность, воображение, фантазию школьника;

- учить составлять связные высказывания по собственному замыслу.

Планируемые результаты:

Предметные:

- умение связно излагать в устной и письменной речи свои мысли;

- умение сочинять устные сказки и записывать их с помощью деформированного текста;

- проявление интереса к устному народному творчеству.

Личностные:

- содействовать формированию интереса к изучаемому материалу на уроке.

Метапредметные:

Познавательные:

- уметь находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Регулятивные:

- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

- развивать умение осуществлять самоконтроль, и самооценку.

Коммуникативные:

- уметь оформлять свои мысли в устной форме;

- осуществлять сотрудничество с учителем.

Здоровьесберегающие:

- профилактика умственного перенапряжения, путем смены видов деятельности, физкультминутка.

Оборудование: ноутбук, магнитофон, картинки с изображениями героев сказок, смайлики для рефлексии, карточки с деформированным текстом для сочинения сказки, мяч, цветной картон, клей.

I часть.

Введение в тему.

- В некотором царстве, в некотором государстве…

Долго ли, коротко ли…

Близко ли, далеко ли…

- Откуда эти слова? Как ты думаешь, чем мы сегодня займемся на уроке?

Актуализация знаний.

- Вспомним некоторые хорошо знакомые русские сказки и героев сказок.

За правильный ответ – смайлик.

Колотил, да колотил

По тарелке носом.

Ничего не проглотил

И остался с носом.

- Выбери картинки с изображениями героев этой сказки и назови их.

- Покажи на экране ноутбука иллюстрации к этой сказке.

- Как начинается сказка? Это начало сказки.

- Как продолжается сказка? Это основная часть сказки.

- Как заканчивается сказка? Это конец сказки.

- Слушаем следующую сказку (Магнитофонная запись).

Ах ты, Петя-простота,

Не послушался Кота,

Выглянул в окошко…

- Выбери картинки с изображениями героев этой сказки и назови их.

- Покажи на экране ноутбука иллюстрации к этой сказке.

- Как начинается сказка? Это начало сказки.

- Как продолжается сказка? Это основная часть сказки.

- Как заканчивается сказка? Это конец сказки.

Физкультминутка – Перебрасываем друг другу мяч, называя персонажей сказки.

Усвоение нового материала.

Закрепление новых знаний.

- Какими словами может начинаться сказка?

- Из каких трех частей состоит сказка?

- Сколько героев может быть в сказке?

- Как ты думаешь, трудно ли сочинять сказки?

Попробуем сделать это на следующем уроке.

Итог урока.

- Что нового мы узнали на уроке?

- Тебе понравилось? Было интересно?

- Сосчитай смайлики. Приклей их на цветной картон. Отложи, пожалуйста, в сторону. Эта работа понадобится нам на следующем уроке. Как ты оцениваешь свою работу на уроке?

II часть.

Введение в тему урока.

- А вот бы стать писателем

И всех бы удивлять!

Давай-ка вместе сказку пробовать

- Как ты думаешь, чем мы сегодня займемся на уроке?

Актуализация содержания прошлого урока по теме.

- Из каких частей состоит сказка?

- Какими словами может начинаться?

- Какую сказку хотела бы сочинить ты?

- Какие в ней будут герои?

- Какое название ты придумаешь к своей сказке?

- Какими словами хочешь начать свою сказку?

Выполнение задания.

Устное сочинение сказки.

- Какие герои или герой будут в твоей сказке? Какое название у сказки будет?

- Как будет начинаться твоя сказка?

- О чем расскажешь в основной части сказки?

- Как заканчивается твоя сказка?

Устное изложение сочиненной сказки. ( за работу дается смайлик)

Письменное задание с применением дифференцированного подхода: самостоятельная работа с деформированным текстом, совместная работа (учитель – обучающийся) по составлению письменного изложения сказки.

- Выбери карточку, на которой ты будешь записывать свою сказку:

№ 1.

Долго ли, коротко ли…

№ 2.

В некотором царстве, в некотором государстве…

Близко ли, далеко ли…

№ 3.

Близко ли, далеко ли…

№ 4.

В некотором царстве, в некотором государстве…

Долго ли, коротко ли…

Закрепление знаний.

Прослушивание получившихся текстов (работа обучающегося – работа учителя).

- Одинаковые сказки получились?

- Герои были одни и те же, но рассказали мы с тобой о них каждый по-своему.

- Какие различия ты увидела в сказках?

- Значит, сказку можно рассказать по-разному (за работу дается смайлик).

Итог урока.

- Тебе понравилось сочинять сказки? Почему?

- Что было для тебя интересно? Ты узнала что-то новое?

- Приклей, пожалуйста, на лист цветного картона свои смайлики. Переверни лист. Дополни, пожалуйста, вывод о работе, которой мы с тобой занимались. Вставь слова в предложение, по которым я пойму понравился тебе уроки или нет.

(Предложение записано на оборотной стороне цветного картона.)

Сочинять сказки – это __________________________________________ занятие!

Оценить 312 0

Конспект урока по речевой практике.

Дата_____________

Тема: Мимика и жесты.

Цель: формировать навыки и привычки, облегчающие установление. контактов в

общении, создании атмосферы доверия.

-уметь общаться с помощью неречевых средств (мимики, жестов) и понимать собеседника

по используемым жестам и мимике;

-воспитывать у обучающихся гуманное отношение друг к другу – не унижать достоинства

Тип урока: комбинированный

Формировать познавательные, коммуникативные, регулятивные, личностные БУД.

-Здравствуйте, ребята! Садитесь .
Ты улыбкой, как солнышком, брызни,
Выходя поутру из ворот.
Понимаешь, у каждого в жизни
Предостаточно бед и забот.
Разве любы нам хмурые лица
Или чья-то сердитая речь?
Ты улыбкой сумей поделиться
И ответную искру зажечь.
Подарите улыбки друг другу.
Улыбнитесь друг другу, себе. Приятного вам учебного дня!

Ветер в трубочку свернул
Листик, в дудочку подул:
Песенка - дыханье ветра -
Зазвенела. где-то, где-то,
Там, за синими лесами
Обернулась парусами.
Морской ветер - старший брат -
Этой песенке так рад! -
Щеки надувает,
Парус наполняет:
Облака-кораблики -
Белые журавлики -
Снова за леса плывут -
С моря дождики везут.

1. Актуализация ранее изученного материала.

- Что составляет основу этикета? (Вежливость)

- Что такое вежливость? (Вежливость – доброжелательное отношение друг к другу).

2. Изучение нового материала.

а) Понятие о мимике и жесте.

(Сначала читается отрывок сказки без использования мимики и жестов, а во втором чтении эти показатели выразительности используются).

Перед вторым прочтением обратите внимание на мое выражение лица и движение моих рук.

- Когда вам интереснее было слушать отрывок из сказки: в первый или во второй раз?

- Чем же отличается мое второе исполнение от первого? Отличалось ли мое выражение лица, когда я читала сказку в первый раз и когда читала во второй раз? А в движении рук вы заметили различия?

Выражения лица каждого человека называется мимикой, а движения рук, пальцев, головы – жестами.

- Так, что такое мимика?

- Что такое жесты?

Мимика и жесты дополняют речь говорящего, придают ей особую окраску, привлекают внимание слушателей, делают речь интереснее, насыщеннее.

б) Язык жестов.

-Что я делаю? Что это за жесты?

Есть жесты, обозначающие прощание, приветствие, подзывание, удивление и другие. Жесты помогают нам общаться, то есть сопровождают, иллюстрируют речь. Особая роль отводится рукам. Многие жесты имеют древнюю историю.

в) Из истории.

Оказывается, есть жесты, которые стали международными, и известны всем. Например, поднятая рука – просьба человека обратить на него внимание, ответить на вопрос.

4. Физкультминутка

5. Сюжетно – ролевые игры.

- Ребята, я вам представлю несколько жестов. Попрошу определить значение этих жестов и мимики.

1) Улыбка. (Знак одобрения).

2) Поднятые брови (Удивление).

3) Движение рук вверх. (Встаньте).

4) Движение рук вниз. (Садитесь).

5) Топнуть ногой. (Гнев, недовольство).

- Игра в парах. Показ мимики и жестов (карточки см. ниже)

6. Домашнее задание.

а) Нарисовать выражение лица: радость, грусть, удивление, страх.

б) Представить образ героя в какой-нибудь ситуации и изобразить его только с помощью мимики и жестов (без слов).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель:расширить знания обучающихся о новогоднем празднике.

-формировать умение слушать, систематизировать полученную информацию на слух и с опорой на картинный ряд;

- развивать мнестические процессы (припоминания, запоминая полученной информации), развивать умение анализировать и синтезировать полученные знания, устанавливать причинно-следственные связи с опорой на вербальую и визуальную информацию;

- коррекция зрительного, слухового восприятия и памяти посредством упражнений на запоминание и восприятие; коррекция устной связной речи через коммуникативные речевые задания.

- воспитывать правила поведения на уроке,чувство заботы, любви,интерес к предмету.

Тип урока:Урок обобщения и систематизации знаний

Планируемые результаты:

- знать названия основных атрибутов новогоднего праздника, его героев;

- уметь соотносить картинку с его словесным обозначением.

Базовые учебные действия

Познавательные: усвоить навыки работы с информацией, делать простейшие обобщения и выводы.

Регулятивные: адекватно использовать ритуалы поведения ученика на уроке, активно участвовать в деятельности на уроке, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников на уроке.

Коммуникативные: ступать в диалог, беседу и работать в паре, коллективе, оформлять свою мысль в монологическую речь.

Оборудование: интерактивная доска, разрезные картинки зимы,снежинки, картинки с названиями,письмо от деда мороза,мандаринки.

1.Приветствие, проверка готовности рабочих мест.

2.Создание положительного настроения обучающихся на уроке.

3. Психологический настрой обучающихся, создание рабочей обстановки.

Долгожданный дан звонок

Друг на друга посмотрели,

Улыбнулись, тихо сели.

Учитель: Какой у нас сейчас урок?

Ученик: У нас урок речевой практики

Учитель: Чему мы учимся на этом уроке?

Ученик: Мы учимся грамотно, правильно говорить.

Учитель: Что значит правильно?

Правильно говорить нам помогают специальные упражнения.

2.Артикуляционная зарядка.

Б)Упражнения для губ и языка

В)Чистоговорки о зиме.

Рыбки разговаривают.

Хлопать губами друг о друга (произносится глухой звук).п

Хомячок

Надуваем щёки. Поочерёдно. Бъём кулочками по щекам.

Грибок.

Рот открыт. Язык присосать к нёбу.

Ок –ок – ок – выпал снежок.

Ул – ул – ул – ветер подул.

Ели – ели – ели – птицы улетели.

Оз – оз – оз – пришёл мороз.

Ма – ма – ма – наступила зима.

Повторение и актуализация знаний.

У детей лежат разрезные картинки с изображением зимы. Дети собирают картинку и называют время года.(Звучат аудиостихи о зиме)

-Какое время года изображено на картинке?

-Назовите зимние месяцы.

-Назовите признаки зимы.

-Почему мы ждём прихода зимы? (Д.З.)?

-Как мы озаглавили наш рассказ? (На горке)

-Давайте вспомним его.(3 уч-ся)

-Можно ли этих ребят назвать друзьями? Почему?

-Какой праздник мы отмечаем зимой?

-Что такое праздник?(словарное слово)

День торжества, установленного в честь какого-либо выдающегося события.

Просто выходной, нерабочий день.

день радости и торжества по поводу чего-нибудь.

3.Постановка темы и цели.

Новый Год- это весёлый праздник, все веселятся вокруг елки с Дедом Морозом и Снегурочкой, на улице много снега и можно играть в снежки, кататься на санках, на коньках, лыжах. Сегодня на уроке мы будем готовиться к празднику и говорить о нём. Мы создадим праздничную атмосферу и украсим новогоднюю картину, благодаря вам. За активную работу вы будете получать снежинки, потом мы посчитаем их и украсим этими снежинками наш класс.

-Кто назовёт больше слов, связанных с новым годом.

Учитель: Похлопайте в ладоши, если слышат слово, связанное с зимой.
(Снежинка, тепло, Новый год, санки, лед, жара, рукавички, тюльпаны, снеговик, Дед Мороз, листопад, Снегурочка, персики, загорать, снегопад, лыжи)

3. Основная часть.

-Посмотрите, на доске появились картинки. Что на них изображено? Они потеряли свои названия. Давайте мы прочитаем слова и поставим их к нужной картинке.

1. Дед Мороз и Снегурочка.

4. Шары (для украшения елки.)

Кто изображён на первой картинке? Как вы узнали Деда Мороза? Как зовут внучку Деда мороза? Как она выглядит?Где живёт Дед Мороз? Как вы думаете, кто написал Деду Морозу столько писем? А вы хотели бы познакомиться с Дедом Морозом? О чём бы вы ему рассказали? Что бы вы сделали, если бы вы были Дедом Морозом?

А Мне от Деда Мороза пришло письмо. Но у него много дел и он его написал с ошибками. - Ребята, я буду читать предложения, а вы послушайте внимательно и найдите в них ошибки и назовите предложение верно.

Шапка любит надевать Дашу.

Елка пляшет возле Деда Мороза и Снегурочки.

Ребята наряжали игрушки елками.

Елка зажигается на лампочках.

Дед Мороз принес мешок в подарках.

Пальчиковая гимнастика.(Читаем стих-дети показывают)

Мы на ёлке веселились, Ритмичные хлопки в ладоши.

И плясали, и резвились, Ритмичные удары кулачками.

нам подарки преподнёс. пальцами обеих рук.

В них же вкусные предметы: Ритмичные хлопки в ладоши.

Конфеты в бумажках синих, Загибают пальчики на руках,

Орешки рядом с ними, начиная с больших.

Груша, яблоко, один

Что лежит в мешке Деда Мороза?

- А разве Дед Мороз просто так их дарит?

-За что дед Мороз даёт подарки?

- Сейчас мы с вами расскажем один небольшой стишок для любимого Дедушки Мороза.

(Дети рассказывают стихи)

Под Новый год

Говорят: под Новый год

Что ни пожелается –

Всё всегда произойдёт,

Всё всегда сбывается.

Могут даже у ребят

Сбыться все желания,

Нужно только, говорят,

Не лениться, не зевать,

И иметь терпение,

И ученье не считать

За своё мучение.

Говорят: под Новый год

Что ни пожелается

Всё всегда произойдёт,

Всё всегда сбывается.

Как же нам не загадать

На "отлично" выполнять

Чтобы так ученики

Чтобы двойка в дневники

Не смогла пробраться!

Самая главная красавица на празднике – это конечно нарядная ёлка.

Чем украшают ёлку?

Мы тоже украсим нашу ёлочку, но мы должны угадать загадки, которые написаны на ёлочных украшениях и повесить на ёлку и составить предложение о том, что висит на ёлке.

Очень звонкая игрушка новогодняя….(хлопушка)

.И верхушку украшает, и сияет как всегда, очень яркая, большая пятикрылая… (звезда).

Среди блестящей мишуры

Висят круглые- шары.

Расписные цепи эти из бумаги клеят дети.

5.Странная звездочка с неба упала

Мне на ладошку легла и пропала. ( снежинка)

6.Хоть не шишки, не иголки

А висят на ветках елки. (елочные игрушки)

7.В упаковке новой, ярок

В комнате стоит…(Подарок)

Учитель: А теперь закройте глаза. Я уберу одну из игрушек. Вы откроете глаза и скажете, чего не стало.

Давайте нарисуем ёлочку по образцу.(по этапам)

Подведение итогов

1)Давайте теперь проверим ваши знания об этом празднике и обо всем, что с ним связано.

1.Как зовут главного деда, который приходит в Новый год?

2. Где живёт Дед Мороз?

3. Внучка Деда Мороза.

4. Их принято дарить на Новый год.

5.Какое дерево наряжают на Новый Год?

6.Что водят вокруг ёлки?

(За каждый правильный ответ – снежинка).

- Давайте посмотрим, кто у нас на уроке был самый активный и у кого всех больше снежинок получилось?

Д.З: Нарисовать и разукрасить в тетрадях ёлочку с украшениями.

- Откройте тетради. В тетрадях нарисован контур ёлочки. Предлагаю детям раскрасить ёлочку и нарядить.

Если вам занятие понравилось, то вы украсите ёлочку красным шариком, если вам было неинтересно, то вы повесите на ёлку синий шарик.

- Мне очень хотелось поднять вам настроение и придать ему ощущение предстоящего праздника. И я хочу тоже поздравить вас с наступающим Новым годом и подарить небольшие подарки.

– Ребята, посмотрите внимательно на предметы, и скажите как можно больше слов об этом предмете.

Читайте также: