Конспект урока по развитию речи 2 класс

Обновлено: 05.07.2024

Тема: Дикие и домашние животные.

-обобщить и закрепить представления учащихся о диких и домашних животных; учить различать и классифицировать животных по группам;

- развивать монологическую речь, память, логическое мышление;

-коррекция логического мышления, внимания;

-воспитывать бережное и заботливое отношение к животным и родной природе.

Оборудование: иллюстрации диких и домашних животных, загадки, дидактические игры.

Ход урока:

Физминутка (дежурный)

Три медведя шли домой, (Дети идут по кругу)

Папа был большой-большой, (Руки – вверх)

Мама – чуть поменьше ростом, (Руки на уровне груди)

А сынок – малютка просто, (Присели)

Очень маленький он был, (Покачивание в приседе)

-Какое сегодня число?

-Какой день недели?

-Какой сейчас урок?

- Урок развитие речи

1. Эмоциональный настрой

-Наш урок - урок секретов.

Отвечай по одному и научишься всему!

Парта-это не кровать,

И на ней нельзя лежать.

Ты сиди за партой стройно,

И веди себя достойно.

Если друг стал отвечать,

Не спеши перебивать,

А помочь захочешь другу-

Подними спокойно руку.

-Ребята, сегодня на уроке развития речи мы с вами будем много говорить. Давайте подготовимся к этому и выполним артикуляционную гимнастику.

Су-сы-со-са полосатая оса.

Ут-ут-ут-ут у пенька грибы растут.

Ит-ит-ит-ит заяу под кустом сидит.

-Посмотрите на доску. Кто изображен на картинках? (“Дикие и домашние животные”).

Как сказать одним словом, кто это?

Ученики. Животные.

Учитель. На какие бывают животные?

Ученики. Дикие и домашние животные.

На доске: с одной стороны – лес, а с другой – деревня. Рядом прикреплены картинки животных. Надо расселить диких животных в лес, а домашних – к домикам.

-Сегодня мы будем говорить о диких и домашних животных.

Обобщающая беседа о диких и домашних животных

1. Отгадывание загадок.

Я буду читать вам загадки, а вы называете отгадку и показываете картинки.

Рыжая, пушистая, бегает зимой, заметает след метлой. (Лиса)

Зимой беленький, летом серенький,

Никого не обижает, а сам всех боится. (Заяц)

В дупле на старом дубе

Живу в густом лесу,

Хожу в пушистой шубе,

Орешки я грызу. (Белка)

Летом улья ворошит! (Медведь)

Не портной, а всю жизнь

С иголками ходит. (Ёж)

Серый, зубастый, по полям рыщет,

Телят, ягнят ищет. (Волк)

Травы копытами касаясь, ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко, рога раскинув широко. (Лось)

Рыжий молокозавод, день жует и ночь жует:

Ведь траву не так легко, переделать в молоко. (Корова)

Вместо хвостика — крючок, вместо носа — пятачок,

Пятачок дырявый, а крючок вертлявый. (Поросенок)

Учитель: - О каких животных были загадки?

Запомните 5 картинок с изображением животных. Что изменилось? (на доске)

– Давайте сыграем в игру. Я вам называю взрослое животное, а вы – детёнышей этого животного (картинки)

– Свинья (поросята)

– Корова (телята)

– Утка (утята)

– Гусь (гусята)

– Лиса (лисята)

– Кошка (котята)

– Медведица (медвежата)

– Собака (щенята)

Мы бежали по дорожке,

Промочили в луже ножки.

Мы присели, посидели,

Смотрим, птицы полетели,

Ветер сильный вдруг подул.

Мы испугались. Караул.

Листья с дерева кружатся,

И на землю все ложатся.

5. Сравнение и классификация животных по группам.

- Ребята, а сейчас мы будем сравнивать животных.

Домашних Диких

около человека Где живут? в лесу

человек Кто их кормит? сами ищут пищу

люди Кто им строит жилище? сами строят себе жилище

(дети читают вопрос и отвечают на него)

- А теперь давайте повторим всё вместе.

- Домашние животные живут около человека, он их кормит, строит им жильё.

Дикие животные живут в лесу, они сами ищут еду, сами строят жильё.

-Сейчас вы должны внимательно слушать и думать

-Я вам буду читать, и задавать вопрос, а вы будете говорить – бывает

Вам придётся постараться,

На вопросы дать ответ.

Помогите разобраться – так бывает или нет?

1) Целый день на огороде бородатый козлик ходит.

-Отчего ты козлик, грустный?

-В огороде нет капусты. Ни листочка не нашёл,

- Промычал с тоской козёл.

Быстро дайте мне ответ: так бывает или нет?

2) В гости я пришёл к корове, выпить кружку на здоровье.

- Хочешь, - хрюкает корова, - я налью тебе парного?

Быстро дайте мне ответ: так бывает или нет?

3) –Как не стыдно? Ай-ай-ай! Хватит спать, вставай лентяй!

А ленивый поросё нок кукарекает спросонок:

- Проходи своей дорогой. Дай поспать ещё немного.

Быстро дайте мне ответ: так бывает или нет?

4) Сон куриный охраняя, наш петух охрип от лая.

- Знаешь, почему я лаю? Это я лису пугаю.

Быстро дайте мне ответ: так бывает или нет?

- Это кошка лезет в драку, - замяукала собака.

Я хотела поиграть, а она меня кусать.

Быстро дайте мне ответ: так бывает или нет?

Отвечает кошка: «Что ты! У меня полно работы.

Быстро дайте мне ответ: так бывает или нет?

– Вам понравилось играть? Молодцы ребята!

IV. Итог урока

-Ребята, какие бы животные ни были, дикие или домашние, мы должны с вами помнить, что мы – люди, а они наши “братья меньшие”. И они ждут от нас заботы и бережного отношения. В мире животных так много интересного, увлекательного. Больше читайте о них, смотрите фильмы, передачи, изучайте их повадки. С каждым разом вы будете ближе к ним и сможете понять язык животного мира.

Домашнее задание будет творческим. Вам нужно слепить любого животного из пластилина. Составить о нём рассказ.

- Что мы делали на уроке? (обращаемся к плану) Что вам понравилось больше

-Если вам на уроке было тепло и уютно, то поднимите картинку с солнышком.

- А если хотелось улететь с урока, то картинку с воздушным шариком.

-Урок окончен. Всем спасибо за урок.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока:

Формировать умение создавать повествовательный текст по сюжетной картинке. Учить правильному построению предложений, способствовать закреплению подготовке учащихся к написанию сочинения-повествования; создавать условия для развития художественного вкуса, воображения, творческих способностей, расширять словарный запас детей, способствовать воспитанию любви к природе.

Работа по развитию речи: составление связного текста с использованием изобразительно-выразительных средств.

Формирование универсальных учебных действий (УУД)

- развивать умение высказывать свое отношение к зимней природе родного края и выражать свои эмоции;

- формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

метапредметные:

коммуникативные:

- развивать умение слушать и понимать других;

- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

- уметь работать в паре.

регулятивные:

- развивать умение высказывать свое предположение на основе работы с материалами учебника;

- оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

- прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

- осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

познавательные:

- развивать умение извлекать информацию из схематичной информации, правил;

- представлять информацию в виде схемы;

- на основе анализа объектов делать выводы;

- обобщать и классифицировать по признакам;

- ориентироваться на страницах учебника;

- находить ответы на вопросы.

I. Организационный момент

II. Вводная беседа.

Учитель. Отгадайте загадку, и вы узнаете, о чём пойдёт речь на уроке.

(Дети читают самостоятельно, затем по очереди читают выразительно, грустно, с удивлением, радостно)

Радость детям подарила

И на санках прокатила.

IV. Постановка учебной задачи.

У. Молодцы! А сегодня на уроке мы с вами будем писать картину, как художники. Да, художники не рисуют картину, а пишут. А в конце мы напишем сочинение по картине.

У. Перед вами белый лист. Сейчас мы с вами напишем картину. Как вы думаете, какое время года мы будем описывать?

Д. Зиму. Сейчас зима, поэтому лист белый.

У. Какая будет погода на нашей картине?

Д. Солнечная, ясная хорошая!

У. Значит на нашей картине будет солнышко(прикрепляю солнышко).

У.А в какие игры вы любите играть зимой?

Д. В снежки, кататься на коньках, на лыжах, лепить снежную бабу, строить крепость.

У. Прикрепляю на лист бумаги всё, что перечисляют дети.

Хорошо! Ребята, а кто из вас знает стихи о зимних играх? (ответы детей)

У. Давайте посмотрим на нашу картину. Подумайте, где это могло происходить?

Д. В лесу, в парке, на улице.

У.А в какое время суток была эта прогулка?

Д. Днём, сразу после школы. Там мы играли.

У. А какие синонимы можно подобрать к слову игра?

Д. Развлечение, забава.

У. Ребята, у меня есть несколько заголовков. Какой из них подойдёт к нашей картине?

Зимой. Первый снег. Мороз.

Зимние забавы. Зимние развлечения.

(ответы детей)

У.Давайте ещё раз посмотрим на нашу картину. Какое настроение она создаёт? Включите мысленный экран и скажите, что вы слышите.

Д. Смех, крики, шум, скрип снега.

У. А что вы чувствуете?

(ответы детей)

У. Молодцы! Сейчас мы будем писать сочинение по нашей картине. Когда художник собирается писать картину, что ему необходимо?

Д. Краски, карандаш, фантазию.

У. А нам что нужно?

Д. Ручка, тетрадь, слова, мысли, а ещё грамотность.

У. Хорошо. Что такое сочинение?

Д. Собственные мысли

У. Сколько частей будет в нашем сочинении?

(Ответы детей)

III Рассматривание картины.


У. Рассмотрите картинку.

У. Нравится ли вам эта картинка? Чем?

У. Какое время года изображено?

У. Какой стоит день?

У. Кто изображен на картине?

У. Что делают дети? Расскажите.

У. Какое настроение у детей?

У. Как это изобразил художник?

У. А теперь возьмите карточку №1 и прочитайте предложения, которыми можно начать сочинение.

Был ясный зимний день.

Наступили зимние каникулы.

Весь январь стояли лютые морозы.

Ночью выпал пушистый снег.

Дети читают вслух по предложению.

У. Какое предложение не подходит для начала этого сочинения?

Д. Весь январь стояли лютые морозы.

У. Назовите орфограммы, которые встретились в первом предложении; во 2-ом; в 3 –ем.

У. Выберите предложение, которое вам больше понравилось, и запишите в тетради, обратите внимание на буквы, которые подчёркнуты в предложении.

Мы бежим с тобой на лыжах,
Снег холодный лыжи лижет.

А потом – на коньках.
Но упали мы. Ах!

А потом снежки лепили,

А потом снежки катили,

А потом без сил упали

И домой мы побежали.

(Дети изображают ходьбу на лыжах.)

(Изображают бег на коньках.)

(Приседают.)
(Стоят, сжимают воображаемый снежок ладонями.)
(Катят воображаемый комок.)

У. Как называется вторая часть текста повествования?

Д. Основная

У. Как вы думаете, о чём надо написать в этой части?

Д. Описать, что делают дети.

У. Как надо начать эту часть?

Д. (предложения детей)

У. Прочитайте слова, которые написаны на доске.

На доске:(карточки со словами) вышли, во, ребята, двор

У. Можно ли их назвать предложением? Почему?

Д. Начало предложения не написано с заглавной буквы, в конце не стоит нужный знак, слова стоят в неправильном порядке)

У. Что надо сделать, чтобы получилось предложение?

Д. Поменять слова местами

У. Поменяйте местами слова.

(Ученик выходит к доске и меняет слова местами.)

У. Правильно ли записано предложение? Какие ошибки допущены?

Д. Первое слово написано не с заглавной буквы, в конце нет точки.

У. Найдите красную строку и запишите это предложение правильно.

У. А теперь напишем, что делают дети. Нам помогут картинки.

На доске 5 картинок (фрагментов картины).

У. Составьте предложение к первой картинке.


Д. Миша и Петя играют в снежки.

У. Сколько слов в предложении?

У. Какие орфограммы встретились?

У. Посмотрите, как пишется слово снежки. В этом слове пишется парная согласная ж.

Кто подберёт проверочное слово?

Д. Снежок. (Если не называют дети, то говорит учитель.)

У. Составьте предложение ко второй картинке.


Д. Катя и Таня лепят снеговика.

У. Какие орфограммы встретились в этом предложении?

У. Какие безударные гласные можно проверить? Назовите проверочные слова.

Д. Можно проверить безударные гласные о, и. Проверочные слова: снег, снеговик.

На доске: табличка со словом СН . ГОВИК

У. А безударную гласную о нужно запомнить.

У. Составьте предложение к третьей картинке.


Д. Лена катается на коньках.

У. Сколько слов в этом предложении? Перечислите.

Д. Четыре слова. (Называют слова.)

У. Какие орфограммы встретились в этом предложении?

Д. Имя девочки пишется с заглавной буквы, безударные гласные в словах катается – а, проверочное слово катится, и в слове коньки – о из словаря, ь – показатель мягкости.

На доске карточка со словом КАТАЕТСЯ

У. Составьте предложение по четвёртой картинке.


Д. Коля катается на лыжах.

У. Сколько слов в этом предложении? Перечислите.

Д. Четыре слова. (Называют слова.)

У. Составьте предложение по пятой картинке.


Д. Настя катается с горы на санках.

У. Сколько слов в этом предложении? Перечислите.

Д. Шесть слов. (Называют слова.)

У. Какие орфограммы в этом предложении?

У. Послушайте предложения, которые мы составили по трём последним картинкам.

Лена катается на коньках. Коля катается на лыжах. Настя катается на санках.

Кто заметил ошибку?

Д. Повторяется слово катается.

Прочитайте слова на доске.

На доске карточки со словами: идёт, едет, скользит по льду.

У. Про кого из детей можно сказать идёт?

Д. Коля идёт на лыжах.

У. Про кого из детей можно сказать едет?

Д. Настя едет с горы на санках.

У. Про кого можно сказать скользит по льду?

Д. Лена скользит по льду на коньках.

У. Расскажите, какие предложения мы составили по этим картинкам.

Д. Перечисляют 5 предложений.

У. Сколько предложений составили?

У. Сколько будет точек?

У. Важен ли порядок, в котором запишем эти предложения?

У. А теперь запишите эти предложения в тетрадь, помня об орфограммах, которые мы назвали.

Дети записывают предложения в тетрадь.

У. Как называется третья часть текста повествования?

Д. Концовка.

У. Как вы думаете, о чём надо написать в ней? Как закончить наше сочинение.

Д. Надо написать о настроении детей. (Дети называют предложения.)

У. Прочитайте предложения на карточке 2.

Весело ребятам зимой.

Весело ребятам зимой?

Весело ребятам зимой!

Д. Читают предложения вслух.

У. Чем отличаются эти предложения?

Д. В конце предложений стоят разные знаки.

У. Прочитайте вслух с разными интонациями.

Д. Читают предложения вслух.

У. Прочитайте то предложение, которое подойдет для того, чтобы закончить текст.

Д. Весело ребятам зимой!

У. Почему подходит именно это предложение?

Д. Это предложение передаёт радость детей.

У. Назовите орфограммы в этом предложении.

У. Найдите красную строку и запишите это предложение.

У. Тот, кто заканчивает, получает раскраску.

VII. Проверка

У. Прочитайте весь текст и подчеркните орфограммы, которые найдёте.

У. Прочитайте вслух свой рассказ.
(Читают свои сочинения несколько учеников.)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Развитие речи

П редмет: русский язык

Тип урока: задание открытия свежих познаний.

Задача урока: составление представления студентов об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных.

- Создавать представление об одушевлённых существительных и неодушевлённых существительных.

- Создавать умение назначать вопрос к тексту и отличать по вопросу одушевлённые существительные и неодушевлённые имена существительные, отыскивать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные в тексте.

- гарантировать нужные обстоятельства для продуктивной познавательной работы студентов, снятию интеллектуального и физиологического напряжения.

Задание ориентирован на достижение обучащимися надлежащих итогов:

Предметные – предопределять одушевленные и неодушевлённые имена существительные, задавать вопрос к текстам.

Регулятивные УУД:умение предопределять и выражать тему, задача, задачки на уроке с поддержкой учителя; проговаривать очередность поступков на уроке; расценивать корректность выполнения воздействия на уроке; задумывать своё воздействие в согласовании с установленной задачей; заносить нужные коррективы в воздействие впоследствии его окончания на базе его оценки и учёта нрава изготовленных ошибок; выговаривать своё подозрение.

Познавательные УУД: умение ориентироваться в собственной системе познаний: различать свежее от уже популярного, с поддержкой учителя промышлять свежие познания: отыскивать ответы на вопросы, применяя учебник, личный житейский навык и информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные УУД: умение оформлять собственные думы в устной форме; выслушивать и воспринимать речь иных,оказывать взаимопомощь, воплотить в жизнь взаимоконтроль,адекватновзаимодействовать с партнёром

- воспитывать культуру поведения при передней работе, персональной работе, работе в парах.

Формы организации работы ребят:передний выборочный опрос, работа в парах, персональная, независимая работа студентов, работа с материалом учебника(чтение определения, выполнение тренировочных упражнений)

Используемые способы:разработка проблемного изучения (с внедрением составляющих игровой технологии), технологии сотрудничества, здоровьесберегающих, развивающих, ИКТ.

Урок 66. Развитие речи

Цель : учить детей выражать свою мысль письменно и устно.

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

III . Работа по теме урока

Лось шагает по дубраве:

Треск и шум стоит вокруг.

Столько шума, чтобы знали:

В заповеднике сохатый

Не боится никого.

Он, конечно же, рогатый,

Но рога-то для чего?

По секрету между нами:

Если кто-то нападет,

Напугает он рогами

И тихонечко уйдет.

— Каким вы представили лося? (Большим, грозным с виду, но добрым.)

Лоси — очень крупные животные. Длина тела самца до 3 м, высота в холке до 2, 3 м, длина хвоста 12—13 см; масса 360—600 кг. Это чуть меньше, чем весим мы все вместе. Лось очень сильное животное, его боятся и волки, и медведи. Но несмотря на свой грозный вид — это травоядное животное, и сам ни на кого лось не нападет.

2. Работа по учебнику

— Посмотрите на лосят. Какие они? (Маленькие, стройные, беззащитные.)

— Как думаете, почему взрослые лоси не едят? (Они охраняют малышей, прислушиваются.)

— Посмотрите на лося-самца. Какой он? (Большой, сильный, с ветвистыми рогами.)

— У лосихи таких рогов, как у самца, нет, но в случае опасности и она сможет постоять за лосят. Они это знают и спокойно едят сено.

— Прочитайте вопросы. Это небольшой план. Отвечая на вопросы, вы составите рассказ.

— Ответьте на вопросы, пользуясь словами для справок.

(Три-четыре ученика зачитывают свои сочинения.)

3. Работа над сочинением

— Запишите три-четыре предложения из своего рассказа. Подумайте, какую часть вы будете писать: начало, основную часть или концовку.

Цель:
- создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации;
- применение знаний, умений в знакомой и новой учебной ситуации через общеклассовую и индивидуальную формы организации познавательной деятельности.

Задачи:
Образовательные задачи:
- продолжать формировать представление о времени года весна, знакомить с характерными признаками весны в живой и неживой природе;
- научить наблюдать признаки весны на всем ее протяжении, определять последовательность событий в природе и их связи;
- показать связь изучаемых предметов с жизнью;
- обогащать и расширять словарный запас.

Развивающие задачи:
- развивать устную речь через использование опорных слов; составление рассказа;
- наблюдательность через просмотр видеофильма, презентации.
- чувство прекрасного;
- познавательную активность детей, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы;
- стимулировать интерес к познанию мира живой природы;

Воспитательные задачи:
- воспитывать эмоционально-положительное отношение к предмету;
- бережное отношение к природе .

Формировать коммуникативные умения:
• слушать учителя и одноклассников
• вести диалог
• рефлексия
Оборудование: презентация к уроку, видеофильмы, иллюстрации.

1. Орг. момент.
- Какой у нас сейчас урок?
- Чем мы занимаемся на уроках окружающего мира? (изучаем природу)
- Что мы будем делать с вами,
Чтоб природе стать друзьями?
- Дети
- Чтоб природе другом стать,
Нужно тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Научиться наблюдать.

Значит мы будем
1. Разгадывать загадки
2. Будем наблюдать
3. Будем узнавать
4. Будем сочинять
2. Психологический настрой.
- Посмотрите, у нас на доске в одном углу светит солнце, а в другом дождевая тучка. На ваших партах лежат лучики солнца и капельки дождя. Какое у вас настроение: радостное, светлое, лучистое или грустное, дождливое. С каким настроением вы начинаете урок - покажите.
Солнце светит и греет, так пусть же сегодня каждый лучик нашего солнышка доберется до вас и не только согреет своим теплом, но и придаст вам сил и уверенности в своих знаниях.

Но сначала вспомним весенние месяцы. Назовите первый весенний месяц.

МАРТ – это первый месяц весны.

-Какие изменения произошли в марте?
- Хотя кругом лежит снег, но солнце светит ярче и теплее. С каждым днём всё дольше задерживается солнышко. Небо голубеет. С крыш капает капель, природа начинает просыпаться от зимнего сна.

-Какой следующий месяц?
- АПРЕЛЬ – месяц последнего снега. Про апрель говорят, что он водою славен, ручьи журчат. Кругом появляются лужи и первая молодая травка.
-Третий весенний месяц?
МАЙ – месяц зелени. Лес в мае словно рождается заново. Всё в нём такое молодое, лёгкое. Цветут цветы на полянах, а по оврагам черёмуха цветет. В старину в народе май называли травень.

- Какие признаки наступившей весны вы услышали в музыке, увидели на экране?
- Вы ответили по – разному. Получилось много мнений. Какое главное изменение происходит в природе весной? Какие есть предложения? Давайте попробуем выяснить.
- Почему снег стал таять? (стало теплее)
- Почему прилетают птицы? (стало теплее)
- Почему распускается первые весенний цветы? (стало теплее)
- Почему просыпаются звери? (стало теплее)

Задание: выберите весенние признаки

Стало холоднее. Стало теплее
Образовались проталины. Земля покрылась снегом.
День уменьшается. День увеличивается.
Река замерзает. Лёд на реке тает.
Листья распускаются. Листья желтеют.
Птицы улетают на юг. Птицы прилетают с юга.

- Давайте перечислим все признаки, которые остались.

- Да, весной начинает ярче и теплее светить солнце, потому, что к этому времени оно поднимается выше и солнечные лучи попадают прямо на нашу Землю, а чем прямее они будут попадать, тем станет теплее.

Работа в тетради. Открыли тетради. Записали число, тему. Запись слов: ледоход, половодье.

Работа по учебнику.
- Откройте учебник на стр.96. Чтение рассказа
- Так почему же эти растения называют первоцветами? (Зацветают первыми)
- Для кого распустились цветы?
Весну цветов открывает подснежник и мать-и-мачеха.

Охрана растений.
- Очень часто можно видеть ранней весной людей, которые продают раннецветущие растения (подснежники) или возвращаются из леса с букетами цветов, которые находятся на грани вымирания. Представьте, если бы все люди сорвут по букету первоцветов. Что может произойти?
- Что мы с вами можем сделать, чтобы сохранить растения?
1. В лесу передвигаться по тропинкам.
2. Букеты составлять из цветов, которые человек вырастил сам у себя на садовом участке.

Если я сорву цветок
Если ты сорвешь цветок,
Если все: и я , и ты,
Если мы сорвем цветы –
Опустеют все поляны
И не будет красоты.
Задание: раскрасить первоцветы и написать названия.(подснежник и мать –и-мачеха)
-А сейчас подарите наши первоцветы гостям.

Всех перелётных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Взад вперёд по пашне вскачь,
А зовётся птица…(грач )слайд
- Как в природе называют грача? (Вестник весны)
- А кто же прилетает сразу после грача?
Мы построили вдвоём
Для гостей весенний дом,
А верней сказать – дворец.
Прилетай скорей …(скворец) Слайд

- Каких еще перелетных птиц вы знаете?
Перелетные птицы: кукушка, ласточка, лебеди, журавли, утки.
- Вспомните, почему осенью многие птицы улетели в тёплые края? (Холодно, исчезают насекомые, нечем питаться)
- Какое же главное условие должно быть с наступлением тепла, чтобы птицы вернулись? (Появление насекомых: пчела, шмель, муравьи, бабочка-крапивница, мухи, комары)
-Где птицы строят свои гнёзда?
(Птицы строят гнёзда на деревьях, на земле, под крышами домов, в кустах. )
- Когда гнёзда готовы, следующая забота птиц отложить яйца и вывести птенцов.

- Ребята, а какую пользу приносят птицы? (Питаясь насекомыми, они помогают людям сохранить леса, поля, сады, парки, разносят семена растений. Их пение поднимает настроение, делает жизнь лучше.)
-Представьте, что произойдёт, если птицы вдруг не вернутся к нам весной?
(Некому будет защищать сады, леса, парки, поля, огороды от вредных насекомых. Насекомые уничтожат урожай хлеба, фруктов, овощей. Мы никогда не услышим их чудных песен.)

-Какие изменения в жизни диких животных происходят весной?
В середине зимы, еще в берлоге, у медведицы появляется на свет медвежата. Она кормит их своим молоком. Весной медведица с медвежатами выходит из берлоги. Целый день они бродят по лесу в поисках насекомых и съедобных растений. Не откажутся полакомится и яйцами птиц, и их птенцами. Разворошив муравейник, они поедают муравьев.Хотя зима и кончилась, но жить еще трудно.
У лисицы, ежа, белки, зайца тоже стараются прокормить себя и своих детенышей, уберечь их от холода и врагов. Появлениям детенышей рады все животные. Малыши окружены заботой и лаской.
Весной звери вновь линяют. Теперь они меняют густую и теплую шубу на более мягкую легкую, что бы летом не было жарко. Весной зайцы меняют шкурку с белого на серый. Питаются –почками, молодыми побегами, тонкие веточки, древесная кора, сухая трава.

6. Практическая часть урока
- Мы с вами узнали много об изменениях, происходящих весной. А теперь это обобщим.
Дополни предложение:
1. Весна приходит к нам сразу после_______________.
2. Весенние месяцы:_______________________.
3. Весну можно узнать по таким признакам_____________.
4. Весной распускаются первоцветы____________.
5. К нам возвращаются _________________
6. У животных _____________________ появляются детеныши.

7. Подведение итога и рефлексия.
- Что интересного было на уроке?
- Были ли сложности в выполнении каких-то заданий?
8. Домашнее задание Раскрасить раскраски и составить предложения к рисунку

ЗАГАДКИ:

1) Чик-чирик!
К зернышкам прыг!
Клюй не робей!
Кто это? (Воробей)

2) Спереди – шильце,
Сзади – вильце,
Сверху черное суконце,
снизу белое полотенце. (Ласточка)

3) Вот иголки и булавки
Выползают из-под лавки.
На меня они глядят,
Молока они хотят. (Ежик)

4) Всю ночь летает –
Мышей добывает.
А станет светло –
Спать летит в дупло. (Сова)

5) Красногрудый, чернокрылый,
Любит зернышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять. (Снегирь)

– Назовите, кто лишний, почему? (Ёж, т.к. ласточка, сова, снегирь – птицы, а он зверь.) (Приложение 1, Слайд 2).
– Давайте вспомним, что нового мы узнали на уроке окружающего мира о ежах?

4. Знакомство с текстом

– Внимательно послушайте текст, который я вам прочту.

Ёжик

Осенью у ежей мало добычи. Скрылись юркие ящерки. Трудно находить жучков. Ёжик готовит жилище на зиму. Ночью и днём таскает в нору мягкий мох, душистые листочки. Скоро придет зима. Накроет нору глубокий сугроб. Под пушистым одеялом ему будет тепло.

Вопросы к прочитанному:

– О каком времени года говорится в рассказе?
– Какие трудности у ежика возникают осенью?
– Как он готовится к зиме?
– Почему на зиму еж впадает в спячку?
– Под каким пушистым одеялом ежику будет тепло?
– Внимательно прочитайте текст самостоятельно и подумайте, на сколько частей его можно разделить. (Приложение 1, Слайд 3)
– Прочитайте первую часть. Как ее можно назвать?
– Прочитайте вторую часть. Как ее можно назвать?
– Прочитайте третью часть. Как ее можно назвать?

  • осенние заботы ёжика.
  • Подготовка к зиме.
  • Ожидание зимы.

5. Орфографическая подготовка

– Возьмите листочки на вашем столе, давайте поработаем над орфограммами, которые встречаются в нашем тексте. (Приложение 1, Слайд 5)

Подберите проверочные слова. Вставьте пропущенные буквы.

Коллективная работа учащихся.

6. Лексическая подготовка

7. Самостоятельная работа учащихся

– Давайте устно перескажем текст, опираясь на наш план. (Опрос 2-3 учащихся)

Читайте также: