Конспект урока по окружающему миру системно деятельностный подход
Обновлено: 05.07.2024
Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие.
Цель: обобщение знаний о свойствах стекла и керамики.
Задачи:
Обучающие:
- учить устанавливать причинно-следственные связи между назначением, строением и материалом предмета;
- закреплять знания детей о свойствах стекла и керамики;
- закреплять умение детей узнавать предметы из стекла и керамики;
Развивающие:
- развивать внимание, мышление (находить сходство и различие материалов);
-развитие связной речи (ответы на вопросы, формулирование выводов, составление описательного рассказа по схеме);
Воспитательные:
-воспитывать отзывчивое отношение к окружающим, желание помочь;
-воспитывать умение работать в группе, согласовывая действия.
-воспитывать аккуратность при работе с хрупкими материалами.
Материалы:
Письмо от девочки, картинки с вазами: стеклянной и керамической,стакан и керамическая кружка, посуда и игрушки из стекла и керамики,два цветных шарика.
1. Орг момент.
-Ребята, к нам пришли гости. А мы с вами кто? –Хозяева
-А какими должны быть хозяева?- доброжелательными…
-Давайте улыбнёмся и поприветствуем гостей.
Воспитатель:-Я вам говорю слово, а вы быстро отвечаете, о каком предмете вы подумали: колесо, ручка, цветок, дом, время года, дождь, день
недели, ножка, месяц, стекло, глина, ваза, письмо….
3. Введение в образовательную ситуацию.
Воспитатель:-Подождите письмо, письмо, никто не видел письмо?
- К нам в группу пришло письмо, хотите прочитать и узнать от кого? Да
(Воспитатель читает письмо)-
-Как вы думаете Маша любит маму? Почему?
- А вы своих мам любите, дарите им подарки?
-Хотите помочь Маше? А сможем мы ей помочь? Что мы ей посоветуем?
слушает ответы детей.
-Уточняем цветы живые, не купить-нет денег….
Если дети не догадываются,дочитываем письмо до конца.
-Что можно сделать имея эти предметы? (вырастить цветы сами)
4. Проблемная ситуация.
Воспитатель:Как вы думаете, в чём у Маши проблема?- она не может выбрать вазу. Каким образом мы можем помочь?- выбрать вазу.
- А как будем выбирать? Какая подойдёт? –надо сравнить.
Воспитатель: Из каких материалов сделаны вазы? Что делают из стекла? Что делают из керамики?
4 стола: на каждом изделия из стекла и керамики+ сосуд с водой, цветные шарики, горячая вода, игрушки.
1-ударяют палочкой-материал хрупкий;
3- кладём шарики-прозрачный и непрозрачный;
4-игрушки разложить на 2 группы: стеклянные и керамические, доказать, почему разложили так.
Воспитатель проводит ещё один эксперимент:наливает горячую воду-термостойкий;
7. Физпауза: В трубку дует стеклодув,
Мастер есть другой известный
Он сосуд из глины месит,
Круг закрутится потом,
Выйдет из-под рук бидон,
Может ваза, может кружка,
Может кружкина подружка.
8. Составление описательного рассказа по мнемотаблице о материале и формулировка вывода:
-Что мы теперь знаем о стекле? Расскажите о свойствах этого материала.
-Что мы знаем о керамике? Расскажите о свойствах глины.
Что общего и чем отличаются эти материалы?
А зачем мы их сравнивали? Сможем сейчас помочь Маше?
9. Выполнение действия
Воспитатель:Теперь подумайте и решите своей группой, какую вазу взять и почему?- дети высказывают своё мнение, доказывают. (В случае спора натолкнуть на мысль с пом. наводящих вопросов.)
Воспитатель:Что мы будем сажать? Что нужно растению? Какая часть растения будет находиться внутри?-корень. Нужен ли свет корням? Какая же ваза предпочтительней?
10. Подведение итогов деятельности.
-Что мы делали? Зачем мы это делали? Как вы считаете, вам удалось найти ответ и помочь Маше? Какой ответ мы ей напишем?
11. Продолжение сам. деятельности-применение знаний:
Воспитатель: Как вы думаете нам пригодится то, чем мы занимались?
Можем ли мы проверить наше с вами решение? Как?
Дети: Посадить цветы в обе вазы и посмотреть, в какой лучше будет расти. (в свободное время осуществить предложение и вести наблюдение.)
Метод проектов как средство реализации системно-деятельностного подхода в ДОУ. В условиях реформирования системы образования и внедрения ФГОС большое внимание уделяется использованию инновационных педагогических технологий,.
Урок спроектирован на основе системно-деятельностного подхода с использованием технологии проблемного обучения и ИКТ.
Способствует развитию познавательной компетенции учащихся в соотвествии с программой первого класса и повышает интерес учащихся к обучению.
Ученки дают монологические ответы, называют животных и среду их обитания.
Тема урока: Кто такие звери?
От земли до неба: Атлас-определитель: пособие для учащихся/А.А.Плешаков. Просвещение, 2009
Методическая информация
Кто такие звери?
Количество уроков по теме
Урок открытия новых знаний
Формировать у учащихся представление о зверях как животных, тело которых покрыто шерстью; познакомить с особенностями их строения; с местами их обитания, учить определять принадлежность животного к определенной группе.
Изучить внешнее строение и отличительные признаки зверей.
Развивать коммуникативные качества детей: умение слушать и понимать речь одноклассников, сотрудничать с ними, оформлять свою мысль в устной речи.
Развивать интерес к предмету через использование ИКТ.
Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.
Планируемые результаты:
Сформировать у детей понятие о зверях, уметь их определять, знать внешнее строение зверей, учить бережному отношению к природе, вспомнить ПДД.
Метапредметные:
Познавательные: Находить нужную информацию, анализировать ее,
находить сходство и различие между объектами, обобщать полученную информацию;
сравнивать и группировать предметы по заданному признаку;
находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Регулятивные: Выработать на личностно-значимом уровне ,внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. Работать по предложенному учителем плану,
формулировать вопрос (проблему, затруднение) с которым столкнулись учащиеся,
давать оценку своим действиям.
Коммуникативные: Оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, сотрудничать в парах, группе, выслушивать мнение одноклассников .
Конспект урока.
Оборудование
Этапы урока
Цели и методы
Описание действий участников образовательного процесса
Этап мотивации к учебной деятельности
Мотивировать учащихся к учебной деятельности , на эмоциональное восприятие материала. Дети организуют свое рабочее место. Настроить на работу, умение слушать.
(Здесь заканчивается слайд № 2)
Этап актуализации и фиксировании индивидуального затруднения в пробном действии
Отгадывание загадаок и закрепление собственных знаний. Выделение и осознание того, что уже пройдено. Умение отвечать на вопросы учителя.
Формирование позиции положительного отношения к учению. Повторить тему прошлого урока (Кто такие птицы?), Мотивация к изучению нового материала
Учитель: Сегодня мы с вами отправляемся в лес. Для этого нам нужно вспомнить тему, которую мы изучали на прошлом уроке
Войдя в лес, мы сразу попадаем на лесную поляну и встречаем муравьишку, который предлагает отгадать кроссворд. Отгадав его мы узнаем с какой группой животных мы будем знакомится сегодня.
Колыбель для деточек
Из травы и веточек. (гнездо)
Угадайте, что за птица
Света яркого боится,
Клюв крючком, глаз пятачком? (сова)
В серой шубке перовой
И в морозы он герой,
Скачет, на лету резвится,
Не орёл, а всё же птица. (воробей)
По лесу летало,
В воду упало,
В воде болталось
И сухим осталось. (перо)
Всех под крыло собирает. (курица)
Учитель: Назовите тему сегодняшнего урока.
Дети: Кто такие звери?
(Здесь заканчивается слайд № 3)
Слайд № 3 Кроссворд
Этап выявления места и причины затруднения
Учитель подводит детей к выявлению места и причины затруднения Целеполагание, выдвижение гипотез.
Учитель: Дальше мы путешествуем к озеру. К каким группам принадлежат эти животные, докажите!
Дети: Жук – насекомое, т.к. у него 6 ног, орёл – птица, т.к. его тело покрыто перьями, щука – рыба, т.к. тело покрыто чешуёй. Учитель: У Муравьишки возник вопрос: к какой группе относится мышь?
(Здесь заканчивается слайд № 4)
Этап построения проекта выхода из затруднения
Учащиеся составляют план работы на уроке
Учитель: Что мы должны узнать сегодня на уроке, чтобы ответить на этот вопрос?
Дети: 1. Узнать какие животные называются зверями;
2. Приводить примеры зверей;Изучить строение тела зверей;
Чем звери выкармливают своих детёнышей;
(Здесь заканчивается слайд № 5)
Этап реализации построенного проекта
Дети самостоятельно добывают информацию с помощью исследований.
Умение работать в группах, слушать других, не перебивать, отвечать точно. Уметь анализировать, проводить операции синтеза и классификации.
Каждая группа рассматривает одного животного, используя картинку и называет части тела. После выступления каждой группы ребята делают вывод, что у каждого животного разный размер, разная форма, но части тела одинаковые.
Учитель: Ребята отгадав загадку, вы узнаете к кому в гости мы отправимся.
Он животных многих выше,
Безопаснее и тише.
Глазки черные, как плошки,
Очень маленькие рожки.
Шея как высокий шкаф,
А зовут его… (жираф)
Назовите части его тела.
Дети: Голова, шея, туловище, хвост, ноги
Учитель: Муравьишка принес нам вопрос: Чем покрыто тело зверей?
(Здесь заканчивается слайд № 6)
На столах у детей кусочки шерсти. Дети рассматривают.
Работа в рабочей тетради стр. 27, № 1. Зарисовать шерсть
(Здесь заканчивается слайд № 7)
Работа в группах
Картинки с изображением животных
(мышь, лиса, заяц, олень)
Реализация двигательной активности.
Жарким днем лесной тропой Дети идут по кругу друг за другом.
Звери шли на водопой. Идут, громко топая.
За мамой-лосихой топал лосенок, Идут крадучись.
За мамой-лисицей крался лисенок, Передвигаются в глубоком приседе.
За мамой-ежихой катился ежонок, Идут вперевалку.
За мамой-медведицей шел медвежонок, Скачут на носочках, согнув руки перед грудью.
За мамой-зайчихой — косые зайчата, Идут на четвереньках.
Волчица вела за собою волчат. Останавливаются.
Все мамы и дети напиться хотят.
(Здесь заканчивается слайд № 8)
Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи
Формирование новых знаний расширение знаний учащихся о животных.
Учитель: Ребята, как вы думаете чем мама-лосиха кормит лосёнка, мама-лисица кормит лисенка, мама-ежиха кормит ежонка, мама-медведица – медвежонка, мама-зайчиха зайчонка, а волчица – волчонка.
(Здесь заканчивается слайд № 9)
Мудрая черепаха: звери выкармливают детенышей молоком.
Учитель: Сделайте вывод. Кто такие звери?Дети: Звери – животные, тело которых покрыто шерстью, выкармливают своих детенышей молоком.
(Здесь заканчивается слайд № 10)
Вернемся к нашему вопросу, который задал нам муравьишка. (К какой группе относится мышь?)
Дети: мышь – зверь, т.к. тело покрыто шерстью.
(Здесь заканчивается слайд № 11)
Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону
Организация работы с учебником с целью получения новой информации.
Умение работать в паре, слушать друг друга, высказывать свое мнение.
Учитель: Мы направляемся в лесную чащу. В лесной чаще нам встретились самые разные звери, а какие вы узнаете открыв учебник с.39. С помощью аталаса-определителя узнайте этих зверей, назовите их.
Учитель: Обратите внимание на лапы крота. Что в них особенного?
Дети: передние лапы большие.
Крот роет подземные ходы, для этого ему нужно иметь такие лапы, лапы крота превратились в лопатки.
Учитель: Что необычного в строении летучей мыши.
Дети: У нее вместо лап крылья
(Здесь заканчивается слайд № 12)
Мудрая черепаха хочет познакомить нас с интересными животными, которые тоже являются зверями, но имеют необычное для этой группы строение тела. Муравьед
Муравьев он кушать любит,
Ест их сотни на обед,
Триста тысяч в день их губит,
Неизвестный муравьед.
Не медведь, и не собака,
В шерсть короткую одет,
Даже пальцы есть на лапах,
С длинной мордой, муравьед.
(Здесь заканчивается слайд № 13)
У верблюда два горба, -
Всё равно красивый.
Гордый, сильный, как всегда,
И неторопливый.
По пустыне он идёт
на высоких ножках,
Груз старается, несёт
и устал немножко.
(Здесь заканчивается слайд № 14)
Как корабль в океане,
Показался кит в тумане,
Кит фонтанчики пускает,
Себе спинку поливает
(Здесь заканчивается слайд № 15)
Работа с учебником
Слайды № 13-15
Этап включения в систему знания и повторения
Повторение ПДД, Воспитывать бережное отношение к природе, сформулировать правила по охране природы.
Учитель: А сейчас мы отправимся в гости к мудрой сове. Посмотрите, у нее необычная книга. Цвет переплета у этой книги красный.
– Где вы встречаетесь с красным цветом? (Красный цвет светофора)
– Вспомните, что показывает красный цвет у светофора? (Это сигнал тревоги, опасности, предупреждения. Связь с ПДД )
– Правильно, красный сигнал светофора, предупреждает: “Осторожно! Может случиться беда”. Вот и Красная книга предупреждает об опасности, но о какой?
(Здесь заканчивается слайд № 16)
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеет защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни
Многие животные стали истребляться людьми(мех, мясо, кости, бивни). Чтобы они не исчезли с планеты эти животные занесены в красную книгу (Приводятся примеры животных, которые занесены в красную книгу). Мы не можем охранять всю природу сразу, но мы можем бережно относится ко всему живому, делать все, чтобы спасать, защищать нашу природу. (Здесь заканчивается слайд № 17)
- О каких явлениях удивительного мира природы вы уже узнали на уроках окружающего мира?
- Как вы считаете, обо всех ли явлениях природы мы с вами узнали?
- Что еще нам предстоит сделать, чтобы наши знания были полными?
II. Актуализация знаний
- Вспомните, на какие части делят природу.
- Что относится к живой природе?
- Что относится к неживой природе?
- Из чего состоит тело? Приведите примеры.
- Скажите, без какого вещества трудно представить нашу жизнь?
Учитель демонстрирует запись:
- О каком веществе эта пословица?
- Конечно, речь идет о воде. Вода вам хорошо знакома. Она такая привычная, повседневная. Что может быть более простым и ясным?
- А зачем человеку вода?
- Что же такое вода?
III. Постановка учебной задачи
- Как вы считаете, на какой вопрос предстоит ответить?
Учитель предлагает работать по плану, записанному на доске.
1. Состояние воды.
2. Свойства вода.
3. Вода в природе.
1. Состояние воды.
- Давайте заполним таблицу-схему, которая поможет вам вспомнить о том, в каких состояниях бывает вода.
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов.
Системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся.
В настоящее время системно-деятельностный подход положен в основу новых федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) и определил три группы требований к его проектированию и реализации: к формированию целей образования планируемых результатов деятельности (предметных, метапредметных и личностных), к структуре образовательной программы, к условиям реализации стандартов.
Системно-деятельностный подход позволит обеспечить реализацию идеи непрерывного образования на уровне школы при условии сформированности у обучающихся УУД.
При системно-деятельностном подходе к проектированию и реализации ФГОС системнообразующим элементом учебного процесса являются различные виды деятельности, субъект обучения занимает активную позицию, а деятельность является основой, средством и условием развития личности. Такое ключевое положение в корне меняет модель взаимодействия учителя и ученика.
Современному обществу требуются образованные люди, не столько вооруженные знаниями, сколько умеющие их добывать, приобретать по мере возникновения потребности при решении проблем, применять знания в любой ситуации.
- познакомить детей со свойствами воды, дать представление о применении воды в жизни человека;
- развитие познавательного интереса средствами предмета окружающий мир;
- воспитание бережного отношения к воде.
- овладение первоначальными знаниями о свойствах воды.
- определять личностный смысл полученных знаний.
- умение работать в группе;
- излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.
- понимать и удерживать учебную задачу.
- находить информацию в тексте учебника, анализировать, делать выводы.
1. Орг. момент - проверка готовности к уроку.
2. Актуализация. Мотивация.
Девиз урока "Знаешь - говори, не знаешь - слушай!".
Сегодня на уроке вас ждет множество открытий.
Разгадай кроссворд, и ответьте на вопрос: "Без чего невозможна жизнь на Земле?"
1) Кто он сказочный герой,
Жизнь свою связал с водой? (Водяной)
2) Речка бежала, упала с горы.
Это явление ты назови. (Водопад)
3) В огне не горит и в воде не тонет. (Лед)
4) Без крыльев летит, без ног бежит, без паруса плывет. (Облако)
- Исходя из этого, сформулируйте тему.
- Вы все знаете о воде? Какие цели поставим?
(Узнать все о воде. Научиться бережно относиться к ней)
- А что вы о ней знаете?
- Оцените свои знания.
красная - знаю все,
желтая - не все знаю,
зеленая - ничего не знаю)
- Эти капельки воды помогут вам узнать, кем вы будете на уроке.
- Составьте слово. (Исследователь)
- Кто такой исследователь?
Работа со словарем (толковый).
Человек, который изучает разные предметы и вещества.
- Сегодня мы проведем исследование воды и ее свойств.
3. Познавательная деятельность
3.1. Работа в группах
Инструкция каждой группе:
1 группа - работает над первым свойством - прозрачность (стакан с водой, молоком, ложка);
2 группа - свойство цвет (вода, разноцветные полоски);
3 группа - запах (стакан с водой и с апельсиновым соком);
4 группа - вкус (вода, сок);
5 группа - форма (стакан, сосуд, пробирка);
6 группа - растворитель (2 стакана, соль, сахар).
Вода при нагревании - расширяется, при охлаждении - сжигается.
3.2. Представление результатов.
- Подведем итог наших исследований.
- Какой объект исследования?
- Какими свойствами обладает?
4. Физминутка (см. СаНПиНы)
5. Самостоятельная работа.
- В начале урока мы сказали, что жизнь без воды на Земле невозможна.
- Прочитать стр.49 "Вода и жизнь".
- Какую роль вода играет в жизни человека?
6. Рефлексия учебной деятельности. Итог урока.
- Где нам могут пригодиться новые знания?
- Оцените свои знания на конец урока?
- За что себя можно похвалить?
7. Домашнее задание
2) Сочинить сказку о воде.
Данная творческая разработка по окружающему миру УМК "Школа 2100" во 2 классе по теме "Свойства воды в системно-деятельностном подходе позволяет развивать различные УУД.
Регулятивные - контроль и самоконтроль, целеполагание, оценка.
Познавательные - общеучебные, информационные.
Коммуникативные - инициативное сотрудничество.
На данном уроке дети занимают активную позицию, в процессе деятельности наблюдают и делают выводы, оценивают результаты своей деятельности.
1. А.А. Выхрушев, О.В. Бурский, А.С. Раутиан "Окружающий мир", 2 класс.
2. А.А. Выхрушев, О.В. Бурский, А.С. Раутиан Рабочая тетрадь к учебнику "Окружающий мир", 2 класс.
Читайте также: