Конспект урока по окружающему миру системно деятельностный подход

Обновлено: 05.07.2024

Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие.

Цель: обобщение знаний о свойствах стекла и керамики.

Задачи:

Обучающие:

- учить устанавливать причинно-следственные связи между назначением, строением и материалом предмета;

- закреплять знания детей о свойствах стекла и керамики;

- закреплять умение детей узнавать предметы из стекла и керамики;

Развивающие:

- развивать внимание, мышление (находить сходство и различие материалов);

-развитие связной речи (ответы на вопросы, формулирование выводов, составление описательного рассказа по схеме);

Воспитательные:

-воспитывать отзывчивое отношение к окружающим, желание помочь;

-воспитывать умение работать в группе, согласовывая действия.

-воспитывать аккуратность при работе с хрупкими материалами.

Материалы:

Письмо от девочки, картинки с вазами: стеклянной и керамической,стакан и керамическая кружка, посуда и игрушки из стекла и керамики,два цветных шарика.

1. Орг момент.

-Ребята, к нам пришли гости. А мы с вами кто? –Хозяева

-А какими должны быть хозяева?- доброжелательными…

-Давайте улыбнёмся и поприветствуем гостей.

Воспитатель:-Я вам говорю слово, а вы быстро отвечаете, о каком предмете вы подумали: колесо, ручка, цветок, дом, время года, дождь, день

недели, ножка, месяц, стекло, глина, ваза, письмо….

3. Введение в образовательную ситуацию.

Воспитатель:-Подождите письмо, письмо, никто не видел письмо?

- К нам в группу пришло письмо, хотите прочитать и узнать от кого? Да

(Воспитатель читает письмо)-

-Как вы думаете Маша любит маму? Почему?

- А вы своих мам любите, дарите им подарки?

-Хотите помочь Маше? А сможем мы ей помочь? Что мы ей посоветуем?

слушает ответы детей.

-Уточняем цветы живые, не купить-нет денег….

Если дети не догадываются,дочитываем письмо до конца.

-Что можно сделать имея эти предметы? (вырастить цветы сами)

4. Проблемная ситуация.

Воспитатель:Как вы думаете, в чём у Маши проблема?- она не может выбрать вазу. Каким образом мы можем помочь?- выбрать вазу.

- А как будем выбирать? Какая подойдёт? –надо сравнить.

Воспитатель: Из каких материалов сделаны вазы? Что делают из стекла? Что делают из керамики?

4 стола: на каждом изделия из стекла и керамики+ сосуд с водой, цветные шарики, горячая вода, игрушки.

1-ударяют палочкой-материал хрупкий;

3- кладём шарики-прозрачный и непрозрачный;

4-игрушки разложить на 2 группы: стеклянные и керамические, доказать, почему разложили так.

Воспитатель проводит ещё один эксперимент:наливает горячую воду-термостойкий;

7. Физпауза: В трубку дует стеклодув,

Мастер есть другой известный

Он сосуд из глины месит,

Круг закрутится потом,

Выйдет из-под рук бидон,

Может ваза, может кружка,

Может кружкина подружка.

8. Составление описательного рассказа по мнемотаблице о материале и формулировка вывода:

-Что мы теперь знаем о стекле? Расскажите о свойствах этого материала.

-Что мы знаем о керамике? Расскажите о свойствах глины.

Что общего и чем отличаются эти материалы?

А зачем мы их сравнивали? Сможем сейчас помочь Маше?

9. Выполнение действия

Воспитатель:Теперь подумайте и решите своей группой, какую вазу взять и почему?- дети высказывают своё мнение, доказывают. (В случае спора натолкнуть на мысль с пом. наводящих вопросов.)

Воспитатель:Что мы будем сажать? Что нужно растению? Какая часть растения будет находиться внутри?-корень. Нужен ли свет корням? Какая же ваза предпочтительней?

10. Подведение итогов деятельности.

-Что мы делали? Зачем мы это делали? Как вы считаете, вам удалось найти ответ и помочь Маше? Какой ответ мы ей напишем?

11. Продолжение сам. деятельности-применение знаний:

Воспитатель: Как вы думаете нам пригодится то, чем мы занимались?

Можем ли мы проверить наше с вами решение? Как?

Дети: Посадить цветы в обе вазы и посмотреть, в какой лучше будет расти. (в свободное время осуществить предложение и вести наблюдение.)

НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе с использованием системно-деятельностного подхода



Метод проектов как средство реализации системно-деятельностного подхода в ДОУ. В условиях реформирования системы образования и внедрения ФГОС большое внимание уделяется использованию инновационных педагогических технологий,.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок спроектирован на основе системно-деятельностного подхода с использованием технологии проблемного обучения и ИКТ.

Способствует развитию познавательной компетенции учащихся в соотвествии с программой первого класса и повышает интерес учащихся к обучению.

Ученки дают монологические ответы, называют животных и среду их обитания.

Тема урока: Кто такие звери?

От земли до неба: Атлас-определитель: пособие для учащихся/А.А.Плешаков. Просвещение, 2009

Методическая информация

Кто такие звери?

Количество уроков по теме

Урок открытия новых знаний

Формировать у учащихся представление о зверях как животных, тело которых покрыто шерстью; познакомить с особенностями их строения; с местами их обитания, учить определять принадлежность животного к определенной группе.

Изучить внешнее строение и отличительные признаки зверей.

Развивать коммуникативные качества детей: умение слушать и понимать речь одноклассников, сотрудничать с ними, оформлять свою мысль в устной речи.

Развивать интерес к предмету через использование ИКТ.

Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.

Планируемые результаты:

Сформировать у детей понятие о зверях, уметь их определять, знать внешнее строе­ние зверей, учить бережному отношению к природе, вспомнить ПДД.

Метапредметные:

Познавательные: Находить нужную информацию, анализировать ее,

находить сходство и различие между объектами, обобщать полученную информацию;

сравнивать и группировать предметы по заданному признаку;

находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Регулятивные: Выработать на личностно-значимом уровне ,внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. Работать по предложенному учителем плану,

формулировать вопрос (проблему, затруднение) с которым столкнулись учащиеся,

давать оценку своим действиям.

Коммуникативные: Оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, сотрудничать в парах, группе, выслушивать мнение одноклассников .

Конспект урока.

Оборудование

Этапы урока

Цели и методы

Описание действий участников образовательного процесса

Этап мотивации к учебной деятельности

Мотивировать учащихся к учебной деятельности , на эмоциональное восприятие материала. Дети организуют свое рабочее место. Настроить на работу, умение слушать.

(Здесь заканчивается слайд № 2)

Этап актуализации и фиксировании индивидуального затруднения в пробном действии

Отгадывание загадаок и закрепление собственных знаний. Выделение и осознание того, что уже пройдено. Умение отвечать на вопросы учителя.
Формирование позиции положительного отношения к учению. Повторить тему прошлого урока (Кто такие птицы?), Мотивация к изучению нового материала

Учитель: Сегодня мы с вами отправляемся в лес. Для этого нам нужно вспомнить тему, которую мы изучали на прошлом уроке

Войдя в лес, мы сразу попадаем на лесную поляну и встречаем муравьишку, который предлагает отгадать кроссворд. Отгадав его мы узнаем с какой группой животных мы будем знакомится сегодня.

Колыбель для деточек

Из травы и веточек. (гнездо)

Угадайте, что за птица
Света яркого боится,
Клюв крючком, глаз пятачком? (сова)

В серой шубке перовой
И в морозы он герой,
Скачет, на лету резвится,
Не орёл, а всё же птица. (воробей)

По лесу летало,
В воду упало,
В воде болталось
И сухим осталось. (перо)

Всех под крыло собирает. (курица)

Учитель: Назовите тему сегодняшнего урока.

Дети: Кто такие звери?

(Здесь заканчивается слайд № 3)

Слайд № 3 Кроссворд

Этап выявления места и причины затруднения

Учитель подводит детей к выявлению места и причины затруднения Целеполагание, выдвижение гипотез.

Учитель: Дальше мы путешествуем к озеру. К каким группам принадлежат эти животные, докажите!

Дети: Жук – насекомое, т.к. у него 6 ног, орёл – птица, т.к. его тело покрыто перьями, щука – рыба, т.к. тело покрыто чешуёй. Учитель: У Муравьишки возник вопрос: к какой группе относится мышь?

(Здесь заканчивается слайд № 4)

Этап построения проекта выхода из затруднения

Учащиеся составляют план работы на уроке

Учитель: Что мы должны узнать сегодня на уроке, чтобы ответить на этот вопрос?

Дети: 1. Узнать какие животные называются зверями;

2. Приводить примеры зверей;Изучить строение тела зверей;

Чем звери выкармливают своих детёнышей;

(Здесь заканчивается слайд № 5)

Этап реализации построенного проекта

Дети самостоятельно добывают информацию с помощью исследований.
Умение работать в группах, слушать других, не перебивать, отвечать точно. Уметь анализировать, проводить операции синтеза и классификации.

Каждая группа рассматривает одного животного, используя картинку и называет части тела. После выступления каждой группы ребята делают вывод, что у каждого животного разный размер, разная форма, но части тела одинаковые.

Учитель: Ребята отгадав загадку, вы узнаете к кому в гости мы отправимся.

Он животных многих выше,

Безопаснее и тише.

Глазки черные, как плошки,

Очень маленькие рожки.

Шея как высокий шкаф,

А зовут его… (жираф)

Назовите части его тела.

Дети: Голова, шея, туловище, хвост, ноги

Учитель: Муравьишка принес нам вопрос: Чем покрыто тело зверей?

(Здесь заканчивается слайд № 6)

На столах у детей кусочки шерсти. Дети рассматривают.

Работа в рабочей тетради стр. 27, № 1. Зарисовать шерсть

(Здесь заканчивается слайд № 7)

Работа в группах

Картинки с изображением животных

(мышь, лиса, заяц, олень)

Реализация двигательной активности.

Жарким днем лесной тропой Дети идут по кругу друг за другом.

Звери шли на водопой. Идут, громко топая.

За мамой-лосихой топал лосенок, Идут крадучись.

За мамой-лисицей крался лисенок, Передвигаются в глубоком приседе.

За мамой-ежихой катился ежонок, Идут вперевалку.

За мамой-медведицей шел медвежонок, Скачут на носочках, согнув руки перед грудью.

За мамой-зайчихой — косые зайчата, Идут на четвереньках.

Волчица вела за собою волчат. Останавливаются.

Все мамы и дети напиться хотят.

(Здесь заканчивается слайд № 8)

Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Формирование новых знаний расширение знаний учащихся о животных.

Учитель: Ребята, как вы думаете чем мама-лосиха кормит лосёнка, мама-лисица кормит лисенка, мама-ежиха кормит ежонка, мама-медведица – медвежонка, мама-зайчиха зайчонка, а волчица – волчонка.

(Здесь заканчивается слайд № 9)

Мудрая черепаха: звери выкармливают детенышей молоком.

Учитель: Сделайте вывод. Кто такие звери?Дети: Звери – животные, тело которых покрыто шерстью, выкармливают своих детенышей молоком.

(Здесь заканчивается слайд № 10)

Вернемся к нашему вопросу, который задал нам муравьишка. (К какой группе относится мышь?)

Дети: мышь – зверь, т.к. тело покрыто шерстью.

(Здесь заканчивается слайд № 11)

Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Организация работы с учебником с целью получения новой информации.

Умение работать в паре, слушать друг друга, высказывать свое мнение.

Учитель: Мы направляемся в лесную чащу. В лесной чаще нам встретились самые разные звери, а какие вы узнаете открыв учебник с.39. С помощью аталаса-определителя узнайте этих зверей, назовите их.

Учитель: Обратите внимание на лапы крота. Что в них особенного?

Дети: передние лапы большие.

Крот роет подземные ходы, для этого ему нужно иметь такие лапы, лапы крота превратились в лопатки.

Учитель: Что необычного в строении летучей мыши.

Дети: У нее вместо лап крылья

(Здесь заканчивается слайд № 12)

Мудрая черепаха хочет познакомить нас с интересными животными, которые тоже являются зверями, но имеют необычное для этой группы строение тела. Муравьед

Муравьев он кушать любит,
Ест их сотни на обед,
Триста тысяч в день их губит,
Неизвестный муравьед.
Не медведь, и не собака,
В шерсть короткую одет,
Даже пальцы есть на лапах,
С длинной мордой, муравьед.

(Здесь заканчивается слайд № 13)

У верблюда два горба, -
Всё равно красивый.
Гордый, сильный, как всегда,
И неторопливый.
По пустыне он идёт
на высоких ножках,
Груз старается, несёт
и устал немножко.

(Здесь заканчивается слайд № 14)

Как корабль в океане,
Показался кит в тумане,
Кит фонтанчики пускает,
Себе спинку поливает

(Здесь заканчивается слайд № 15)

Работа с учебником

Слайды № 13-15

Этап включения в систему знания и повторения

Повторение ПДД, Воспитывать бережное отношение к природе, сформулировать правила по охране природы.

Учитель: А сейчас мы отправимся в гости к мудрой сове. Посмотрите, у нее необычная книга. Цвет переплета у этой книги красный.
– Где вы встречаетесь с красным цветом? (Красный цвет светофора)
– Вспомните, что показывает красный цвет у светофора? (Это сигнал тревоги, опасности, предупреждения. Связь с ПДД )
– Правильно, красный сигнал светофора, предупреждает: “Осторожно! Может случиться беда”. Вот и Красная книга предупреждает об опасности, но о какой?

(Здесь заканчивается слайд № 16)

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеет защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни

Многие животные стали истребляться людьми(мех, мясо, кости, бивни). Чтобы они не исчезли с планеты эти животные занесены в красную книгу (Приводятся примеры животных, которые занесены в красную книгу). Мы не можем охранять всю природу сразу, но мы можем бережно относится ко всему живому, делать все, чтобы спасать, защищать нашу природу. (Здесь заканчивается слайд № 17)

Нажмите, чтобы узнать подробности

- О каких явлениях удивительного мира природы вы уже узнали на уроках окружающего мира?

- Как вы считаете, обо всех ли явлениях природы мы с вами узнали?

- Что еще нам предстоит сделать, чтобы наши знания были полными?

II. Актуализация знаний

- Вспомните, на какие части делят природу.

- Что относится к живой природе?

- Что относится к неживой природе?

- Из чего состоит тело? Приведите примеры.

- Скажите, без какого вещества трудно представить нашу жизнь?

Учитель демонстрирует запись:

- О каком веществе эта пословица?

- Конечно, речь идет о воде. Вода вам хорошо знакома. Она такая привычная, повседневная. Что может быть более простым и ясным?

- А зачем человеку вода?

- Что же такое вода?

III. Постановка учебной задачи

- Как вы считаете, на какой вопрос предстоит ответить?

Учитель предлагает работать по плану, записанному на доске.

1. Состояние воды.

2. Свойства вода.

3. Вода в природе.

1. Состояние воды.

- Давайте заполним таблицу-схему, которая поможет вам вспомнить о том, в каких состояниях бывает вода.

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов.

Системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся.

В настоящее время системно-деятельностный подход положен в основу новых федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) и определил три группы требований к его проектированию и реализации: к формированию целей образования планируемых результатов деятельности (предметных, метапредметных и личностных), к структуре образовательной программы, к условиям реализации стандартов.

Системно-деятельностный подход позволит обеспечить реализацию идеи непрерывного образования на уровне школы при условии сформированности у обучающихся УУД.

При системно-деятельностном подходе к проектированию и реализации ФГОС системнообразующим элементом учебного процесса являются различные виды деятельности, субъект обучения занимает активную позицию, а деятельность является основой, средством и условием развития личности. Такое ключевое положение в корне меняет модель взаимодействия учителя и ученика.

Современному обществу требуются образованные люди, не столько вооруженные знаниями, сколько умеющие их добывать, приобретать по мере возникновения потребности при решении проблем, применять знания в любой ситуации.

- познакомить детей со свойствами воды, дать представление о применении воды в жизни человека;

- развитие познавательного интереса средствами предмета окружающий мир;

- воспитание бережного отношения к воде.

- овладение первоначальными знаниями о свойствах воды.

- определять личностный смысл полученных знаний.

- умение работать в группе;

- излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.

- понимать и удерживать учебную задачу.

- находить информацию в тексте учебника, анализировать, делать выводы.

1. Орг. момент - проверка готовности к уроку.

2. Актуализация. Мотивация.

Девиз урока "Знаешь - говори, не знаешь - слушай!".

Сегодня на уроке вас ждет множество открытий.

Разгадай кроссворд, и ответьте на вопрос: "Без чего невозможна жизнь на Земле?"

1) Кто он сказочный герой,
Жизнь свою связал с водой? (Водяной)

2) Речка бежала, упала с горы.
Это явление ты назови. (Водопад)

3) В огне не горит и в воде не тонет. (Лед)

4) Без крыльев летит, без ног бежит, без паруса плывет. (Облако)

- Исходя из этого, сформулируйте тему.

- Вы все знаете о воде? Какие цели поставим?

(Узнать все о воде. Научиться бережно относиться к ней)

- А что вы о ней знаете?

- Оцените свои знания.

красная - знаю все,

желтая - не все знаю,

зеленая - ничего не знаю)

- Эти капельки воды помогут вам узнать, кем вы будете на уроке.

- Составьте слово. (Исследователь)

- Кто такой исследователь?

Работа со словарем (толковый).

Человек, который изучает разные предметы и вещества.

- Сегодня мы проведем исследование воды и ее свойств.

3. Познавательная деятельность

3.1. Работа в группах

Инструкция каждой группе:

1 группа - работает над первым свойством - прозрачность (стакан с водой, молоком, ложка);

2 группа - свойство цвет (вода, разноцветные полоски);

3 группа - запах (стакан с водой и с апельсиновым соком);

4 группа - вкус (вода, сок);

5 группа - форма (стакан, сосуд, пробирка);

6 группа - растворитель (2 стакана, соль, сахар).

Вода при нагревании - расширяется, при охлаждении - сжигается.

3.2. Представление результатов.

- Подведем итог наших исследований.

- Какой объект исследования?

- Какими свойствами обладает?

4. Физминутка (см. СаНПиНы)

5. Самостоятельная работа.

- В начале урока мы сказали, что жизнь без воды на Земле невозможна.

- Прочитать стр.49 "Вода и жизнь".

- Какую роль вода играет в жизни человека?

6. Рефлексия учебной деятельности. Итог урока.

- Где нам могут пригодиться новые знания?

- Оцените свои знания на конец урока?

- За что себя можно похвалить?

7. Домашнее задание

2) Сочинить сказку о воде.

Данная творческая разработка по окружающему миру УМК "Школа 2100" во 2 классе по теме "Свойства воды в системно-деятельностном подходе позволяет развивать различные УУД.

Регулятивные - контроль и самоконтроль, целеполагание, оценка.

Познавательные - общеучебные, информационные.

Коммуникативные - инициативное сотрудничество.

На данном уроке дети занимают активную позицию, в процессе деятельности наблюдают и делают выводы, оценивают результаты своей деятельности.

1. А.А. Выхрушев, О.В. Бурский, А.С. Раутиан "Окружающий мир", 2 класс.

2. А.А. Выхрушев, О.В. Бурский, А.С. Раутиан Рабочая тетрадь к учебнику "Окружающий мир", 2 класс.

Читайте также: