Конспект урока по окружающему миру 2 класс начальная школа 21 века

Обновлено: 05.07.2024

Цель урока: Повторить, закрепить и углубить знания детей о царстве живой природы.

Задачи урока:

  • Раскрыть и объяснить связи между жителями лесного сообщества
  • Организовать групповую работу по моделированию леса как лесного сообщества;
  • Помочь детям составить и запомнить правила поведения в лесу
  • Развитие коммуникативных навыков в ходе групповой работы
  • Развивать познавательную активность и творческие способности учащихся
  • Совершенствовать мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения
  • Развивать логическое мышление.
  • Развивать навык работы на компьютере
  • Развивать у детей чувство уверенности в своих возможностях.
  • Воспитать детей бережному отношению к лесу
  • Продолжать формирование умения учащихся видеть красоту родной природы

Ход урока

I. Организационный момент.

Ребята вы готовы к уроку?
На вас надеюсь я друзья!
Мы хороший дружный класс,
Всё получится у нас!

– Послушайте вступление к уроку и определите тему. (Классическая музыка)

Мы сегодня входим в лес,
Полон сказок и чудес
Кто в лесу таиться?
Что за зверь? какая птица?
Всё узнаем без утайки!
Разгадаем леса тайны! (слайд 2)

– Сегодняшний урок мы проведём в виде игры. В нашей игре 4 этапа. Итак, отправляемся в путь!

II. Актуализация знаний

Посмотрите на картинки, запишите в 3 столбика названия лесных обитателей.

Операторов попрошу занять места за компьютерами, создайте таблицу из трёх колонок и 8 строк

(слайды: дети записывают названия лесных обитателей в таблицу, а операторы печатают в таблицу на компьютерах)

Физкультминутка для глаз

III. Работа над новым материалом

Переходим к следующему этапу игры. Он называется (слайд 20) – лесные цепочки.

Американский учёный сформулировал один из законов экологии .

Давайте рассмотрим как действует экологическая цепочка. (слайд 21) (приложение 1)

1, 2, 3 группы
Перед вами листы (конверты с картинками)
наклейте их на листы и составьте цепочку

Учащиеся в течение 10 минут работаю над составлением экологической цепочки. Далее представитель группы защищает проект, а остальные ребята оценивают.

После защиты всех проектов делаем общий вывод: все друг другу нужны. Нет лишних. Все живут сообща, поэтому лес называют природным сообществом

V. Физкультминутка

Учитель: Давайте погуляем по лесу. Встаньте, пожалуйста. Будьте внимательны. Если я назову птицу – вы поднимаете руки, если деревья и кустарники – поворачиваете головой по сторонам, если грибы – приседайте, Но я расставила ловушки, будьте внимательны!

(кукушка, липа, лисичка, дрозд, малина, клёст, опёнок, крокодил, сова, мухомор, ежевика, верблюд, берёза) – МОЛОДЦЫ!

VI. Что дает нам лес?

Учитель: Люди всегда понимали, что без леса жизнь на планете невозможна. С древних времён лес, верно служил человеку. Люди каменного века жили сначала за счёт лесных продуктов – ягод, грибов. Вскоре они научились делать орудие и кров, охотиться на зверей, но время шло. Общество развивалось, потребности человека росли. И сейчас лес играет огромную роль в жизни людей.

(просмотр презентации ЧТО даёт нам лес?) (cлайды 22-30)

Учитель: Возьми-ка скорей карандаш и тетрадь – тоже сделанные из дерева! – и запиши всё, чем тебя одаривал лес.

VII. Работа в рабочих тетрадях

VIII. Составление правил поведения в лесу

– Лес прочное природное образование! Леса существуют на земле сто, тысячи лет и НИКТО И НИЧТО не может уничтожать лес.

– Кто может уничтожить лес?

– Как должен вести себя человек в лесу, чтобы не навредить природе? (работа по учебнику).

– Какие вы знаете правила? (Чтение правил, слайды 31-36)

VIII. Подведение итогов

Много разных авторов писали о природе.

Чтение стихотворений о временах года (приложение 2) (слайды 37-40)

– Что узнали нового?

– Что было самым интересным?

Разработала: студентка группы 41

Преподавание в начальных классах

Учитель: Мелашенко М.В.

Предмет: Окружающий мир

Тема урока: Среда обитания животных

Тип урока: комбинированный

Цель урока: познакомить учащихся с различными средами обитания животных.

- закрепить знания о многообразии живых организмов, о значении благоприятных природных условий для жизни организма;

- уметь классифицировать животных по их среде обитания;

- научиться выстраивать пищевые цепи.

Познавательные: Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; выявлять сущность, особенности объектов; на основе анализа объектов делать выводы; обобщать и классифицировать по признакам; ориентироваться на развороте учебника; находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Коммуникативные: умение слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; оформлять свои мысли в устной форме;

Личностные: оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией; мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; профилактика здоровья.

Регулятивные: умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

- сформировать представление об отличительных особенностях разных сред обитания животных и их приспособленности к жизни в этих средах;

- учить систематизировать , выделять главное и существенное, устанавливать причинно — следственные связи, развивать воображение учащихся;

- формировать познавательный интерес к предмету через использование нестандартных форм обучения и создание ситуации успеха;

- прививать любовь к живой природе, формировать устойчивое положительное отношение к каждому животному на Земле.

; методическое обеспечение; дидактический материал; ТСО; раздаточный материал.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Студентка-практикантка: Кондратьева Оксана Дмитриевна 32-шк.гр.

Организационно-деятельностный компонент:

Дата: 17.10.2017

Время: 12:10-12:55

Целевой компонент урока:

Тип урока: Комбинированный.

Цель: Создание благоприятных условий для формирования у обучающихся первоначальных представлений о Родине и её значении в жизни каждого человека.

Образовательные: Способствовать продуктивному осуществлению деятельности, расширять кругозор обучающихся, обогащать их словарный запас.

Воспитательные: Воспитывать гражданско-патриотическую личность, творческую, социально-активную личность.

Развивающие: Способствовать развитию интереса к истории своей Родины, формировать уважительное отношение к культуре родной страны, создавать эмоционально-положительную основу для развития патриотических чувств: любви и преданности к Родине, развивать память, внимание, анализировать, слушать других, оценивать образовательную деятельность.

Здоровье сберегающие: соблюдение СанПиН, чередование видов деятельности, создание положительного эмоционального микроклимата, применение ИКТ в соответствии с гигиеническими нормами, проведение физминуток.

Планируемые результаты:

Личностные: формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной деятельности, формирование положительного отношения к процессу познания; формирование умения проверять себя и самостоятельно оценивать свои действия.

Метапредметные:

Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, самостоятельно оценивать выполненные действия и вносить коррективы с учётом характера сделанных ошибок.

Коммуникативные: умение строить монологическое высказывание на заданную тему, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; вести диалог с учителем и сверстниками, грамотно и аргументированно отстаивать свою позицию.

Предметные: знать о родном месте где человек живет, учится, работает, уметь находить и знать основные отличительные символы родной страны, умение анализировать текст, выделять главную мысль, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного и составлять вопросы по содержанию прочитанного, доказывающие высказанное суждение; участвовать в обсуждении прочитанного, умение приводить свои примеры.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, практическая работа по группах.

Поурочные планы окружающий мир 2 класс программа 21 век

Оборудование : компьютер, мультимедиа, карточки.

1. Проверка домашнего задания.

· Почему Луну называют спутником Земли?

· Почему Солнце и Луна на небе кажутся нам одинаковыми по величине?

· Если бы мы прилетели на Луну, то увидели бы…

2. Работа по теме урока.

Отгадайте загадку, о чем она?

Он Земли изображение (Слайд 1)

И не любит искажения (глобус.)

1. Что такое глобус? (слайд 2)
2. Какие глобусы самые древние?
3. Какие бывают глобусы?
4. Как устроен глобус?

5.О чем может рассказать глобус?

Иногда, чтобы изучить какой либо предмет, учёные делают его уменьшенное или увеличенное изображение – модель. Глобус – это модель Земли.

Глобус – латинское слово, оно означает шар, шарообразный, круглый. (слайд 3)

Первый глобус появился более 500 лет назад, в Германии, и создал его немецкий географ Мартин Бехайм. Сделан он из телячьей кожи, туго натянутой на металлические ребра. На нем отсутствует Америка. Берега Западной Европы и Восточной Азии разделены только морем. До сих пор первый глобус хранится в одном из музеев Германии.

Известно ли Вам, что в нашей стране находятся два любопытных глобуса? Оба они сделаны в Голландии очень давно, более 300 лет назад, искусными мастерами того времени, и оба принадлежали Петру I . Внутрь него вела дверца, посреди глобуса стоял стол и скамейки, за которыми умещалось 12 человек. Посетители могли наблюдать суточное движение звезд. Чтобы перевести первый глобус из Москвы, пришлось впрягать 14 лошадей. В настоящее время оба они находятся в музеях и на них можно посмотреть любому желающему.

Глобус можно повернуть. Попробуйте вращать глобус. Что помогает совершать это движение?(внутри штырь)

Для глобуса штырь – это ось вращения. Она наклонена. Земля вращается вокруг воображаемой оси. Она так же наклонна. Ось пересекает Землю в двух точках это Северный полюс и Южный полюс. Они остаются неподвижными всегда.

Как вы думаете, почему глобус сделали вращающимся? (Ведь глобус - уменьшенная копия Земли.)

Глобус- это небольшой шар. Он окрашен разными цветами. Раскраска глобуса показывает, где поверхность Земли покрыта водой, где на ней суша, горы и реки.

- Какого цвета больше всего на глобусе?

Большую часть занимает – голубой цвет. Голубой цвет – это вода. Это океаны и моря. На земле много океанов и морей.

Что такое океаны? Океаны – огромные участки воды, окружающие материки и острова. Вода в океане соленая.

Всего на земле 4 океана: Северный Ледовитый, Тихий, Индийский, Атлантический. Морей же гораздо больше.

Почему синий цвет не везде одинаковый? Темно- синим цветом показаны самые глубокие места океанов и морей.

Что показано белым цветом? Белый цвет есть ближе к полюсам. Это снег или лед. Извилистые нити на суше - это реки.

Посмотрите на глобус, найдите все океаны

Спят четыре океана,
Синеглазых великана.
Солона у всех водица,
Не удастся ей напиться.
Тихий океан к Востоку,
Самый сильный и большой.
Атлантический на Запад
С голубой бежит волной.
Океан Индийский к югу
Занимает синий угол.
А для Северных сторон
Ледовитый шлёт поклон.

- Сколько океанов на Земле?

- Какой океан самый большой?

Назовите все океаны.

Земной шар на карте обычно изображают в виде двух полушарий. Западное полушарие и восточное полушарие. Это карта полушарий. Покажите на ней океаны и назовите их правильно.

На глобусе и карте встречаются еще другие цвета.

Как вы думаете, что обозначено коричневым цветом?- это вся суша и горы .

Большие участки суши, которые со всех сторон окружены водой, называют материками. Их 6: Самый большой материк – Евразия. Рядом – Африка. Два других больших материка похожи друг на друга – это Северная Америка и Южная Америка. Пятый материк – Австралия, он меньше остальных. И шестой, ледяной, материк Антарктида находится в самом низу карты мира.

- На глобусе нанесено множество линий. Каждая линия имеет свое название.

Экватор – это линия,
Кривая, ярко – синяя.
Делит глобус пополам –

Чтобы нам не спутать вдруг,
где там Север, а где Юг.

На глобусе есть еще и горизонтальные и вертикальные линии.

- Линии, которые идут с севера на юг, называются меридианы.

- Линии, которые идут с запада на восток, называются параллели.

Дополни словами

Модель Земли - _______________ . Это слово в переводе с латинского означает_____.

Планета Земля наш общий дом и её надо __________!

ГЛОБУС, ШАР, ВОДА, СУША, СНЕГ ЛЕД, ЧЕТЫРЕ, ШЕСТЬ, ПАРАЛЛЕЛИ , МЕРИДИАНЫ, БЕРЕЧЬ.

Нажмите, чтобы узнать подробности

- в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения.

Виноградова, Н. Ф. Окружающий мир: 2 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1, 2. – 3-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2012.

Окружающий мир: 1-2 классы: методика обучения/Н.Ф. Виноградова. – М. Вентана-Граф, 2013г.

Общая характеристика учебного предмета

Задачи курса:

-осознает необходимость выполнения правил поведения, сущность нравственно-этических установок; получает начальные навыки экологической культуры;

-подходит к пониманию себя как индивидуальности, своих способностей и возможностей, осознает возможность изменять себя, понимает важность здорового образа жизни;

-подготавливается к изучению базовых предметов в ос­новной школе.

1) организацию целенаправленной деятельности восприятия (наблюдения, опыты и пр.);

2) усиление внимания к поисковой и исследовательской деятельности учащихся.

Описание места учебного предмета в учебном плане

Данная рабочая программа рассчитана на 35 часов в год (1 час в неделю, исходя из продолжительности учебного года 35 учебные недели).

Количество часов в год – 35 ч

Количество часов в I четверти -9 ч
Количество часов в II четверти – 7 ч
Количество часов в III четверти - 10 ч
Количество часов в IV четверти - 9 ч

Описание ценностных ориентиров
содержания учебного предмета

· Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.

· Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.

· Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.

· Искусство (живопись, архитектура, литература, музыка и др.) как часть культуры, отражение духовного мира человека один из способов познания человеком самого себя,

природы и общества.

· Человечество как многообразие народов, культур, религии.

· Международная основа мира на земле.

· Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся к любви к России, народу, малой Родине, в осознанном желании служить Отечеству.

· Социальная солидарность как признание свободы личной и национальной, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

· Гражданственность как личная сопричастность идеям правового государства, гражданского общества, свободы совести и вероисповедания, национально-культурного многообразия России и мира.

· Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению жизнеспособности российского общества.

· Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.

· Традиционные российские религии и межконфессиональный диалог как основа духовно-нравственной консолидации российского общества.

· Здоровый образ жизни в единстве составляющих здоровье физическое, психическое, духовно и социально-нравственное.

· Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и к окружающим людям.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса окружающий мир

Изучение Окружающего мира позволяет достичь личностных, предметных и метапредметных результатов обучения, т. е. реализовать социальные и образовательные цели естественно-научного и обществоведческого образования младших школьников.

Личностные результаты представлены двумя группами целей. Одна группа относится к личности субъекта обучения, его новым социальным ролям, которые определяются новым статусом ребенка как ученика и школьника:

готовность и способность к саморазвитию и самообучению;

достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;

личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками.

Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир. Это:

формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры; понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные достижения;

воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;

понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.

Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:

осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;

обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;

овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение);

использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;

расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.

познавательные как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);

регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;

коммуникативные как способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием.

Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение и др.), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).

На основе установленных целей изучения предмета Окружающий мир были определены его функции: образовательная, развивающая, воспитывающая. Образовательная функция заключается в создании условий для формирования у школьников разнообразных сведений о природе, обществе, человеке, развития способности ориентироваться в изменяющемся мире, освоения доступных для понимания младшим школьником терминов и понятий. Развивающая функция обеспечивает формирование научных взглядов школьника на окружающий мир, психическое и личностное развитие обучающегося, формирование его общей культуры и эрудиции. Воспитывающая функция предмета связана с решением задач социализации ребенка, принятием им гуманистических норм жизни в природной и социальной среде.

Содержание учебного предмета

2 класс (35 ч )

Введение. Что тебя окружает

Окружающий мир: неживая природа (солнце, воздух, вода и др.); живая природа (животные, растения, люди); предметы и изделия, созданные человеком. Настоящее, прошлое, будущее.

Универсальные учебные действия

Кто ты такой

Чем люди похожи. Что отличает одного человека от другого. Каким родится человек. Что природа дает человеку при рождении. Зачем нужно знать, какой я, каковы другие люди. Можно ли изменить себя.

Ты и твое здоровье. Что такое здоровье. Почему здоровье нужно беречь. Наши помощники — органы чувств.

Значение режима дня, гигиены и закаливания. Определение времени по часам (арабские и римские цифры).

Физическая культура. Закаливание. Твое здоровье и питание. Культура поведения за столом. Воспитание у себя организованности, любознательности, желание изменить себя.

ОБЖ: здоровье и осторожность. Правила поведения на дорогах. Правила поведения при опасных жизненных ситуациях (обращение с водой, огнем, электричеством). Помощь человеку, попавшему в беду. Правила поведения при плохом самочувствии и несчастном случае.

Универсальные учебные действия

Описывать кратко особенности разных органов чувств. Сопоставлять орган чувств с выполняемой им функцией. Анализировать режим дня, рассказывать о его значении в жизни школьника. Различать арабские и римские цифры, время с точностью до минуты. Характеризовать значение и особенности физической культуры, закаливания.

Реализовывать в учебных, игровых и житейских ситуациях правила поведения при возникающих опасностях.

Кто живет рядом с тобой

Правила поведения. Значение их выполнение для благополучия человека. Правила культурного поведения в общественных местах: в транспорте, на природе, в учреждениях культуры. Проявление внимательного и заботливого отношения к пожи­лым, старым, больным людям, маленьким детям. Доброта, справедливость, честность, внимательность, уважение к чужому мнению — правила взаимоотношений и дружбы. Твои друзья-одноклассники.

Путешествие в прошлое (исторические сведения). Когда и почему появились правила. Игровой и потешный семейный фольклор.

Универсальные учебные действия

Составлять небольшие тексты о семье: труде, отдыхе, взаимоотношениях членов семьи. Характеризовать правила поведения в среде сверстников, взрослых, со старшими и младшими.

Реализовывать правила поведения в учебной, игровой деятельности и житейских ситуациях.

Россия — твоя Родина

Что такое Родина. Почему человек любит свою Родину, как выражает свою любовь. История рассказывает о прошлом.

Родной край — частица Родины. Особенности родного края, отличающие его от других мест родной страны. Достопримечательности родного края. Труд, быт людей. Культурные учреждения. Знаменитые люди родного края.

Как сегодня трудятся россияне. Зачем человек трудится. Ценности, которые человек создает в процессе труда. Хлеб — главное богатство России. Труд хлебороба, фермера. Профессии людей, занятых в промышленности, на транспорте. Профессии, значение которых возросло в последние годы (экономист, программист).

Универсальные учебные действия

Различать флаг и герб России. Основные достопримечательности. Различать основные достопримечательности родного края и описывать их.

Воспроизводить в небольшом рассказе-повествовании (рассказе-рассуждении) события, связанные с историей Древней Руси.

Мы — жители Земли

Царства природы. Бактерии. Грибы. Животные и растения – живые существа. Какие животные обитают на Земле. Разнообразие животных и растений.

Универсальные учебные действия

Называть царства природы.

Описывать признаки животного и растения как живого существа.

Природные сообщества

Среда обитания. Природные сообщества. Жизнь леса. Этажи леса. Леса России: хвойные, лиственные; дубрава, березняк, осинник и др. Леса родного края. Травянистые растения леса, лекарственные, ядовитые. Млекопитающие (звери), насекомые, пресмыкающиеся, птицы — обитатели леса, их жизнь в разные времена года. Использование леса человеком. Правила поведения в лесу. Охрана растений и животных леса.

Жизнь водоема. Вода как одно из главных условий жизни. Свойства воды. Три состояния воды: пар, твердая и жидкая вода. Водоемы, особенности разных водоемов (пруд, озеро, океан, море, болото). Типичные представители растительного и животного мира разных водоемов (пруда, болота). Река как водный поток. Типичные представители растительного и животного мира реки.

Использование водоемов и рек человеком. Правила поведения на водоемах и реках. Охрана водоемов и рек.

Жизнь луга. Растения и животные луга. Характеристика типичных представителей луга (с учетом принципа краеведения). Лекарственные растения луга. Использование и охрана лугов человеком.

Жизнь поля. Какие бывают поля, разнообразие культур, выращиваемых на полях: зерновые, овощные, технические и др. Животные поля.

Жизнь сада и огорода. Растения сада и огорода. Плодовые и ягодные культуры. Сезонный труд людей. Вредители сада и огорода.

Универсальные учебные действия

Различать этажи леса: называть особенности каждого этажа. Узнавать в реальной обстановке и на рисунке деревья леса (с ориентировкой на родной край).

Различать понятия (без термина): сообщество, деревья-кустарники-травы, лекарственные и ядовитые растения.

Отличать водоем как сообщество от других сообществ; кратко характеризовать его особенности. Различать состояния воды как вещества, приводить примеры различных состояний воды. Проводить несложные опыты по определению свойств воды. Отличать водоем от реки как водного потока. Описывать представителей растительного и животного мира луга (поля, сада).

Природа и человек

Природа как источник пищи, здоровья, различных полезных предметов для людей. Красота природы. Отражение явлений природы в искусстве и литературе.

Путешествие в прошлое (исторические сведения). Как человек одомашнил животных.

Универсальные учебные действия

Составлять небольшой рассказ о роли природы в жизни человека. Приводить примеры произведений живописи (музыки), посвященных природе. Приводить примеры из Красной книги России (своей местности).

В лес (лесопарк), поле, на луг, водоем; в краеведческий музей, места сельскохозяйственного труда (с учетом местного окружения). Экскурсии в исторический (крае­ведческий), художественный музеи, на предприятие, в учреждение культуры и быта (с учетом местных условий).

К концу обучения во втором классе учащиеся научатся:

составлять небольшие тексты о семье: труде, отдыхе, взаимоотношениях членов семьи;

называть основные права и обязанности граждан России, права ребенка;

оценивать жизненную ситуацию, а также представленную в художественном произведении с точки зрения этики и правил нравственности;

различать (соотносить) прошлое-настоящее-будущее; год-век (столетие); соотносить событие с датой его происхождения;

называть царства природы;

описывать признаки животного и растения как живого существа;

моделировать жизнь сообщества на примере цепи питания;

различать состояния воды как вещества, приводить примеры различных состояний воды;

устанавливать основные признаки разных сообществ; сравнивать сообщества;

описывать представителей растительного и животного мира разных сообществ;

сравнивать представителей растительного и животного мира по условиям их обитания.

К концу обучения во втором классе учащиеся могут научиться:

воспроизводить в небольшом рассказе-повествовании (рассказе-описании) изученные сведения из истории Древней Руси;

проводить несложные опыты и наблюдения (в соответствии с программой);

Читайте также: