Конспект урока по музыке кит песня

Обновлено: 05.07.2024

1. А. Островский “Пусть всегда будет солнце”.
2. Русская народная песня “Во поле береза стояла”.
3. П. Чайковский “Танец с кубками” из балета “Лебединое озеро”.
4. Башкирская народная песня “Айзар гынайым”.
5. В. Шаинский “Вместе весело шагать”.

1. Организационный момент

Прозвенел звонок. Ученики входят под музыку А. Островского “Пусть всегда будет солнце” (учитель исполняет на фортепиано). Музыкальное приветствие.

Учитель –

Прозвенел звонок –
Начался урок.
– Здравствуйте, ребята!

Ученики – Здравствуйте, учитель!

2. Актуализация знаний

Учитель – Под какую музыку вы вошли? Что это – песня, марш или танец?

Такой вопрос вызовет в классе “Творческий конфликт”, спор, что развивает слух и мышление детей.

1. Это – песня “Путь всегда будет солнце”, но в данный момент ее не пели.
2. Это – марш. Под эту музыку мы маршировали.

Учитель – Правы и те, и другие.

Ученики – Значит, то песня – марш или маршевая песня.

Учитель – Очень часто “киты” встречаются вместе, образуя то песни-марши, то песни-танцы, то танцы-марши и другие песни-марши-танцы.
Поэтому тема нашего урока так и звучит: “Киты” встречаются вместе (написать тему урока на доске).

3. Новая тема

Учитель – Что это за мелодия?

Играет на фортепиано “Во поле береза стояла”, затем предлагает детям по ритму прохлопать, узнать мелодию и спеть сольфеджио: темп, лад.

Ученики – Русская народная песня “Во поле береза стояла”.

Учитель – Какого жанра эта песня?

Ученики – Хороводная.

Учитель – А куплеты в этой песне исполняются в одинаковом характере или по-разному?

Ученики – По-разному, т.к. песня вначале плавно, спокойно звучит, как хоровод, а потом быстрее с “движением”.

Учитель – Значит, какие “киты” встретились?

Ученики – Песня-марш-танец.

Учитель – А теперь давайте все вместе ее споем.

Ученики исполняют “Во поле береза стояла”, первый куплет – солисты, второй – хоровод с движениями, третий – солисты с хором, четвертый – солисты и хор + исполнение в ансамбле с учителем в 4 руки.

Учитель – А это тоже хороводная песня?

Учитель исполняет “Танец с кубками” из балета “Лебединое озеро” П. Чайковского на фортепиано, при этом подчеркивая в 1-й и 3-й частях более тяжелый шаг (шествие), а в средней – легкую танцевальность.
Учащиеся слышат в начале и в конце произведения четкую пульсацию, энергичное звучание, громкую и торжественную музыку, а в середине – легкий и отрывистый характер, подвижный темп музыки.

Учитель – А какое настроение в этом произведении?

Ученики – Праздничное.

Учитель – Это танец-шествие. А значит, танец-марш. Чтобы еще раз убедиться в правильности нашего ответа, мы с вами посмотрим по ТВ “Танец с кубками” П. Чайковского в исполнении профессиональных артистов (показывается фрагмент из балета по телевизору).

Что с ногами, не пойму.
Вправо, влево носятся.
Не стоят они на месте,
Так и в пляску просятся.

4. Физкультминутка

Под музыку башкирской народной песни “Айзар гынайым” в обработке А. Кубагушева (исполняет детский хор) дети встают и повторяют движения за учителем.

Учитель – Вот еще один пример, когда “киты” встретились вместе. Какие “киты”?

Ученики – Песня и танец.

Учитель – Докажите.

Ученики – Мы плясали весело, “отбивали” каблуком, исполняли движения под музыку, а детский хор на башкирском языке исполнил задорную, подвижную, радостную песню.

Собирайтесь, друзья, в хоровод,
Познакомьтесь друг с другом поближе.
Чтоб запел глубокий небосвод,
Танцы, смех, уноситесь все выше!
– Лейся песня, лейся звонко.
Помогай дружить.
Всем ребятам очень нужно
В мирном мире жить!

5. Разучивание и работа над исполнением песни

Учитель – Давайте разучим песню В. Шаинского на слова М. Матусовского “Вместе весело шагать”, которая очень точно соответствует теме нашего урока.

6. Импровизация

  • Под вальс – плавно покачиваются в такт, кружатся, делают круговые движения руками.
  • Под польку – хлопают в ладони, выполняют подскоки.
  • Под марш – ходьба на месте, держа вертикально руки, согнутые в локтях.
  • Под песню – плавно дирижируют рукой.

7. Итог урока

1. Вся музыка – волшебная страна:
Она красива, ласкова, нежна.
Три королевства разных в ряд
В стране волшебной той стоят.

2. Вот марш, он величав и строен,
Из громких звуков он построен.
А если кто к искусству глух –
Наверняка захватит дух.

3. И королевство танца есть.
Людей веселых там не счесть.
Весь день резвятся и кружатся,
И лишь под утро спать ложатся.

4. А в королевстве третьем – песня.
И грусть, и радость жили вместе.
Когда они в одно слилися,
По миру песни разнеслись.
Поют их взрослые и дети,
Все люди, что живут на свете.

5. Вся музыка – волшебная страна,
А без нее и жизнь скучна!

Учитель – Ну что ж, наш урок подходит к концу и пора подвести итог. Какие “киты” - жанры музыки – сегодня вы услышали и исполняли? Что вы поняли?

Ученики – Песня, танец и марш постоянно встречаются в нашей жизни и играют огромную роль.

8. Домашнее задание

Учитель – Молодцы! Нарисуйте дома рисунок по теме “Что мне сегодня больше всего запомнилось на уроке”.

9. Оценки. Рефлексия

Учитель – Мне очень понравилось, как вы сегодня работали. Я бы хотела поставить отметку всему классу. А завершить занятие я хотела бы созданием мелодии нашего урока. На столах у вас ноты разного цвета. Вам нужно закрепить их на доске, на нотном стане. Если вам урок понравился, всё было понятно и вы не устали – красная нотка, если устали и не интересно – синяя.

Дети крепят ноты.

– Молодцы, вы создали мелодию нашего урока, хотите послушать, что получилось? (Звучит мелодия.)
– Какая мелодия получилась? (Весёлая, радостная)
– Ну что ж, я вижу, что весёлое и радостное настроение сохранилось у вас с начала и до конца урока. До свидания.

1. Организационный момент.

3. Распевание.

- Дети исполняют партию хозяев, учитель – партию гостей.

- Разучивание партии гостей отдельно.

- Исполнение попевки по ролям: девочки-гости, мальчики-хозяева.

4. Повторение пройденного. Слушание.

- Какая музыка по характеру?

6. Беседа по новой теме.

- Сейчас мы послушаем произведение уже знакомого нам композитора – Михаила Ивановича

Потому что песня – это всегда мелодия, а мелодия – важнейшая часть всякой музыки. У любой музыки есть мелодия, в том числе и маршевой, и танцевальной. Мелодию даже называют душой музыки.

8. Учитель на синтезаторе воспроизводит любой ритм.

- Являются ли данные звуки песней? (Нет, у песни должна быть мелодия).

Учитель добавляет к звучащему ритму мелодию песни, с которой дети познакомились на предыдущем уроке.

- А теперь, можно назвать эти звуки песней?

Заучивание 2-го и 3-го куплетов песни.

Работа над мелодией песни.

10. Исполнение ранее изученной песни по выбору учащихся.

Сравнение мелодий двух песен, исполненных учащимися.

11. Итог урока. Оценивание.

- Что нового вы узнали на уроке?

- Что является важнейшей частью всякой музыки?

12. Выход из класса.

Дополнительные вопросы для 7этапа урока (если останется время).

Вопросы учителя. Предполагаемые ответы учащихся

- Назовите их. - Марш, танец, песня.

- Под какую музыку вы входили в класс? - Под марш.

- Почему вы так думаете? - У этой музыки ритм, характерный

Кто не помнит своего прошлого, обречен пережить его снова. Джордж Сантаяна
ещё >>

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема : " Песня - главный "кит" в музыке. Знакомство с понятием мелодия".

Тип: урок ознакомления с новым материалом.

Цель: формирование музыкальной культуры школьников, как части их общей духовной культуры.

Дидактическая цель урока:

3. Воспитание интереса к предмету.

Воспитательная: воспитывать культуру слушания и интерес к классической музыке.

Развивающая: развивать музыкальные способности детей через активную творческую деятельность развивать вокально-хоровые навыки, навыки активного восприятия музыкального произведения.

1. Словесный метод (беседа с использованием средств визуальной и слуховой наглядности: рассматривание слайдов презентации по теме урока).

2. Метод стимулирования музыкально-творческой деятельности через создание эффекта удивления с помощью информационно-коммуникационных технологий.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная.

Оборудование к уроку: smart - доска, мультимедийное оборудование, компьютер, презентация.

1. Организационный момент.

- Внимание! Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок!

Всё ли на месте? Всё ли в порядке:

Книжки, ручки и тетрадки?

Здравствуйте, садитесь. Меня зовут Татьяна Григорьевна и я проведу у вас урок.

- Приветствуют учителя, садятся.

Личностные: положительное отношение и интерес к урокам литературного чтения;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2. Подготовка к восприятию

- Давайте вспомним, о чём мы говорили на прошлом уроке?

- Мы знаем три основных жанра в музыке. Какие?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: обобщение пройденного материала.

Вид урока: урок-путешествие.

Методы и приёмы: словесный, пластического интонирования, эмоциональной драматургии, контрастных сопоставлений.

Музыка 1 класс

Учебник: Т.И.Науменко, В.В.Алеев

Цель: обобщение музыкальных знаний, умений и навыков, полученных учащимися на уроках в первой четверти.

Образовательная - формирование целостной системы ведущих знаний по теме

I четверти - осознанного представления о музыкальных жанрах – песня, танец, марш.

Воспитательная - воспитание музыкального вкуса, исполнительской культуры, культуры слушания и умения анализировать услышанное произведение.

Развивающая - развитие умения определять на слух основные жанры музыки (песня, танец, марш); развитие вокальных умений и навыков, внимания, памяти, мышления.

Тип урока: обобщение пройденного материала.

Вид урока: урок-путешествие.

Методы и приёмы: словесный, пластического интонирования, эмоциональной драматургии, контрастных сопоставлений.

Музыкальный материал:

Материал к уроку: для каждого ребёнка конверт с фигурами (круг, треугольник, квадрат).

Мультимедийное оборудование:

Компьютер с колонками, фортепиано.

-Здравствуйте, ребята, мальчики и девочки! Доброе утро, я рада видеть вас!

Доброе утро, Ольга Ивановна! Мы рады видеть Вас!

Вступительное слово учителя.

Есть история простая –

Без прикрас и без затей,
А о чем она послушай.
Разгадать ее сумей.

Мы витали в облаках

И не знали о китах -
Музыкальные киты,
Полюбили их все мы.

-Какие это киты? (ответ)

-Сегодня мы ещё раз встретимся с ними, и вы расскажите всё, что знаете о них.

Не дает скучать, бодрит.

-Что вы можете рассказать о маршах? (ответ)

-Какие марши вы знаете? (ответ)

( игрушечный звучит легко, высоко; военный – чётко, торжественно; спортивный – легко, весело).

-Мы продолжаем свое путешествие и побываем в гостях у каждого музыкального кита.

-Следующий кит, с которым мы встречались, это кит – танец.

Танец-кит пустился в пляс.

Взволновал он целый класс

Ну, давай, скорей пляши,

Веселитесь от души.

-Вы любите танцевать? (ответ)

-А какие танцы вы знаете? (ответ)

- Чем отличается танец от марша? (ответ)

- Давайте мы немножко подвигаемся и вспомним некоторые танцы.

-Плавный кружащийся танец как называется? (ответ-вальс)

-Мы с вами знаем быстрый весёлый танец, который вы любите танцевать.(буги – вуги)

-Мы веселимся под кит – танец, а ещё один кит заскучал, он тоже хочет знать, что вы знаете о нём.

Вот вплывает песня – кит,

Словно реченька журчит.

Очень ласково поет

Даже за сердце берет.

-Чем песня отличается от марша и танца? (ответ-есть в песне слова)

-Кто сочиняет песни? (ответ-композитор)

-Значит песни бывают композиторские и какие ещё ? (ответ-народные)

-Чем народные песни отличаются от композиторских? (ответ-сочинил народ, передавались из уст в уста)

-Какие народные песни вы знаете? (ответ)

-Ребята, как называется человек, который исполняет песни? ответ

-А зрители, которые слушают исполнителя? ответ (слушатели)

-Возьмите конвертики и посмотрите, что находится внутри.

-Ребята, а почему именно такие фигуры я взяла? (ответ)

-Круг – это песня, потому что, когда мы поём, ротик кругленький.

-Треугольник – танец, потому что если мы танцуем польку, то ставим руки на пояс и получается треугольник. А если мы танцуем вальс, то ведём счёт – раз, два, три, столько сторон у треугольника.

-Марш изображаем квадратом, потому что все марши считают – раз, два, три, четыре. И он строгий, ровный, похож на квадрат.

-А сейчас мы будем слушать разные музыкальные отрывки из произведений и узнавать, какой кит звучит и поднимать вверх соответствующую фигуру.

Слушание музыки и угадывание.

-Дети, а могут все три кита встретиться? ( ответ)

В песне у весёлого музыканта они встретились. На чём играл музыкант? Ответ (скрипка – это звучала песня, балалайка – это танец, а барабаны -это марш)

-Давайте мы будем все весёлыми музыкантами и исполним сейчас эту песню.

- Вот оказывается, как киты могут дружить друг с другом.

-А вы дружные? ( ответ) Про дружбу есть очень хорошая песня, которую мы с вами исполним, и вы будете ещё добрее и дружнее друг с другом.

Заключительное слово учителя.

Читайте также: