Конспект урока по музыке 8 класс в музыкальном театре мюзикл рок опера

Обновлено: 06.07.2024

Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская

I ЧЕТВЕРТЬ

Урок 6. В МУЗЫКАЛЬНОМ ТЕАТРЕ: МЮЗИКЛ. РОК-ОПЕРА

- обобщать знания учащихся о лёгкой и серьёзной музыке;

- выявлять особенности музыкального языка, музыкальной драматургии, средств музыкальной выразительности стилей, появившихся на стыке эстрадных и академических традиций (рок-опера, мюзикл, саундтреки к популярным фильмам);

- познакомить учащихся с историей возникновения мюзикла и с современными образцами мюзикла и рок-оперы;

- познакомить учащихся с образцами музыкального фольклора разных регионов мира (аутентичный, кантри, фолк-джаз, рок-джаз и др.);

- осознавать личностные смыслы музыкальных произведений разных жанров, стилей, направлений, понимать их роль в развитии современной музыки;

- развивать умения сравнивать и сопоставлять информацию о музыкальном искусстве из нескольких источников, выбирать оптимальный вариант для решения творческих задач, способность критически мыслить, действовать в условиях плюрализма мнений, прислушиваться к другим;

Тип урока: изучение нового материала. Урок-путешествие.

1. Организация начала урока. Приветствие. Мотивация. Актуализация опорных знаний

Для многих людей постоянно учиться – это образ жизни. А некоторые очень сильно переживают за результат учёбы, перед сдачей экзаменов или написанием каких-то работ. Таким людям, вероятно, стоит обратиться за помощью ко всем Силам небесным, поддержка которых придаст уверенности и добавит веры в свои знания. Но, разумеется, если учащийся сам не потрудится и не приложит каких-то усилий, то вряд ли он получит поддержку свыше. Хотя не нам судить о промысле Божием. Именно исходя из надежды на небесное покровительство, и взрослые и дети молятся об учёбе. Большинство молятся своими словами. Мы же с вами можем помолиться и песней.

2) Разгадывание кроссворда

- Разгадайте кроссворд. Предположите, о чём пойдёт у нас сегодня разговор?

По горизонтали:

1. Постановщик танцев в балете.

2. Эта страна считается родиной оперы.

3. Оркестровое вступление к опере.

4. Группа певцов, совместно исполняющих музыкальное произведение.

5. Вид искусства, совмещающий в себе музыку, хореографию, актерскую игру.

По вертикали:

1. Высокий женский голос.

2. Литературная основа оперы или балета.

3. Артистка балета.

4. Танцоры, исполняющие в балете второстепенные роли, роли массовки.


5. Постановщик танцевальных номеров в балете.

Ответы:

По горизонтали: 1. балетмейстер. 2. Италия. 3. увертюра. 4. хор. 5. опера.

По вертикали: 1. сопрано. 2. либретто. 3. балерина. 4. кордебалет. 5. хореограф.

- Со всеми этими терминами мы встречаемся в театре оперы и балета. Вероятно, наш разговор будет посвящён музыкальному театру.

- Вы правы, мы продолжаем наши путешествия в музыкальный театр.

Как мы уже говорили ранее, музыкальный театр как особая форма искусства образовался посредством смешения нескольких направлений творчества. Сегодня вы увидите, как в ещё одном музыкально-драматическом жанре – мюзикле - находят отражение мысли и чувства человека. Понаблюдаете за развитием традиций и новаторства. Вы познакомитесь также с историей мюзикла и другими интересными фактами из жизни жанров мюзикла и рок-оперы.

3. Изучение нового материала

1) Работа с учебником. Беседа

Откройте учебники на ст. 26, прочитайте об этом экспериментальном направлении, возникшем в США и представлявшем собой сплав джаза и академических музыкальных традиций.

Учащиеся читают материал.

«1) попытки освоения джазовыми музыкантами идей и принципов современной академической музыки;

2) создание академическими композиторами произведений, специально предназначенных для исполнения джазовыми музыкантами;

В мюзиклах, рок-операх настоящих музыкантов-профессионалов действуют законы музыкальной драматургии. В них точно и тонко сочленяются громкие и тихие звучности, быстрые и медленные темпы, высокие и низкие регистры, гомофонические и полифонические приёмы развития, повторы и трансформации главных тем.

Вопросы:

- Какие знакомые произведения можно отнести к третьему направлению в музыке?

- Какие особенности музыкального изложения отличают произведения этого направления?

- В некоторых произведениях будто слышится какое-то сочетание несочетаемого, музыкальные образы как-то быстро меняются и будто смешиваются друг с другом.

- Это действительно так: в музыке третьего направления нередко обнаруживается сочетание несочетаемого, столкновение элементов – то, что характерно для кинематографического монтажа, в результате которого два разных по содержанию (и даже конфликтных) кадра в своём соединении рождают новое смысловое качество. В музыке принцип монтажа проявляется именно в быстрой сменяемости образов, их наложении.

Б) Дискуссия

В процессе дискуссии учитель подводит учащихся к осознанию ими личностного смысла музыки.

Вывод: Музыка обретает личностный смысл.

А) Что такое мюзикл

Мюзикл - это театральное шоу , где присутствуют, помимо диалогов между героями представления, вокальные и танцевальные номера. Любой мюзикл — форма повествования. История может иметь сугубо драматическую или историческую основу, рассказывать о любви, искренних чувствах или содержать глубокий политический, философский или социальный подтекст. Каким бы ни оказался сюжет, он должен быть воплощён таким образом, чтобы публика получила возможность насладиться фантастически зрелищным спектаклем, способным вызвать настоящий эмоциональный отклик.

Б) История мюзикла

Условной цитаделью успешных мюзиклов считается Бродвей. Театры на этой улице Нью-Йорка могут похвастаться завидным репертуаром, а также титулом премьерной площадки для спектаклей, ставших впоследствии самыми кассовыми и завоевавшими феноменальную популярность.

Посмотрите видеоролик, рассказывающий историю возникновения жанра мюзикла от Древней Греции до наших дней.

В) Театральное закулисье

Г) Популярные мюзиклы

Самые востребованные и обласканные отзывами публики мюзиклы в большинстве своём основываются на бессмертных литературных произведениях признанных гениев.

4. Разучивание песни

5. Рефлексия

Выполните задания и ответьте на вопросы:

1) Вспомните, назовите, напойте песни, шлягеры из знакомых вам мюзиклов, рок-опер, кинофильмов. Почему они завоевали популярность среди современных слушателей и исполнителей?

3) Выберите имена композиторов, которые дали новую жизнь истории Ромео и Джульетты в симфонической музыке: А) Винченцо Беллини Б) Гектор Берлиоз В) Шарль Гуно Г) Пётр Ильич Чайковский Д) Сергей Сергеевич Прокофьев

4) Расставьте произведения в порядке их появления:

М юзиклы способны рассказать классическую историю в совершенно новом ключе, более пронзительном и глубоком, а авторскую современную пьесу сделать популярной в один момент. В контексте прозаичной реальности это ли не чудо, порождённое музыкой, красками, голосом и мощным эмоциональным посылом, идущим от сердца к сердцу?

7. Домашнее задание

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская

I ЧЕТВЕРТЬ

Урок 6. В МУЗЫКАЛЬНОМ ТЕАТРЕ: МЮЗИКЛ. РОК-ОПЕРА

- обобщать знания учащихся о лёгкой и серьёзной музыке;

- выявлять особенности музыкального языка, музыкальной драматургии, средств музыкальной выразительности стилей, появившихся на стыке эстрадных и академических традиций (рок-опера, мюзикл, саундтреки к популярным фильмам);

- познакомить учащихся с историей возникновения мюзикла и с современными образцами мюзикла и рок-оперы;

- познакомить учащихся с образцами музыкального фольклора разных регионов мира (аутентичный, кантри, фолк-джаз, рок-джаз и др.);

- осознавать личностные смыслы музыкальных произведений разных жанров, стилей, направлений, понимать их роль в развитии современной музыки;

- развивать умения сравнивать и сопоставлять информацию о музыкальном искусстве из нескольких источников, выбирать оптимальный вариант для решения творческих задач, способность критически мыслить, действовать в условиях плюрализма мнений, прислушиваться к другим;

Тип урока: изучение нового материала. Урок-путешествие.

1. Организация начала урока. Приветствие. Мотивация. Актуализация опорных знаний

Для многих людей постоянно учиться – это образ жизни. А некоторые очень сильно переживают за результат учёбы, перед сдачей экзаменов или написанием каких-то работ. Таким людям, вероятно, стоит обратиться за помощью ко всем Силам небесным, поддержка которых придаст уверенности и добавит веры в свои знания. Но, разумеется, если учащийся сам не потрудится и не приложит каких-то усилий, то вряд ли он получит поддержку свыше. Хотя не нам судить о промысле Божием. Именно исходя из надежды на небесное покровительство, и взрослые и дети молятся об учёбе. Большинство молятся своими словами. Мы же с вами можем помолиться и песней.

2) Разгадывание кроссворда

- Разгадайте кроссворд. Предположите, о чём пойдёт у нас сегодня разговор?

По горизонтали:

1. Постановщик танцев в балете.

2. Эта страна считается родиной оперы.

3. Оркестровое вступление к опере.

4. Группа певцов, совместно исполняющих музыкальное произведение.

5. Вид искусства, совмещающий в себе музыку, хореографию, актерскую игру.

По вертикали:

1. Высокий женский голос.

2. Литературная основа оперы или балета.

3. Артистка балета.

4. Танцоры, исполняющие в балете второстепенные роли, роли массовки.


5. Постановщик танцевальных номеров в балете.

Ответы:

По горизонтали: 1. балетмейстер. 2. Италия. 3. увертюра. 4. хор. 5. опера.

По вертикали: 1. сопрано. 2. либретто. 3. балерина. 4. кордебалет. 5. хореограф.

- Со всеми этими терминами мы встречаемся в театре оперы и балета. Вероятно, наш разговор будет посвящён музыкальному театру.

- Вы правы, мы продолжаем наши путешествия в музыкальный театр.

Как мы уже говорили ранее, музыкальный театр как особая форма искусства образовался посредством смешения нескольких направлений творчества. Сегодня вы увидите, как в ещё одном музыкально-драматическом жанре – мюзикле - находят отражение мысли и чувства человека. Понаблюдаете за развитием традиций и новаторства. Вы познакомитесь также с историей мюзикла и другими интересными фактами из жизни жанров мюзикла и рок-оперы.

3. Изучение нового материала

1) Работа с учебником. Беседа

Откройте учебники на ст. 26, прочитайте об этом экспериментальном направлении, возникшем в США и представлявшем собой сплав джаза и академических музыкальных традиций.

Учащиеся читают материал.

«1) попытки освоения джазовыми музыкантами идей и принципов современной академической музыки;

2) создание академическими композиторами произведений, специально предназначенных для исполнения джазовыми музыкантами;

В мюзиклах, рок-операх настоящих музыкантов-профессионалов действуют законы музыкальной драматургии. В них точно и тонко сочленяются громкие и тихие звучности, быстрые и медленные темпы, высокие и низкие регистры, гомофонические и полифонические приёмы развития, повторы и трансформации главных тем.

Вопросы:

- Какие знакомые произведения можно отнести к третьему направлению в музыке?

- Какие особенности музыкального изложения отличают произведения этого направления?

- В некоторых произведениях будто слышится какое-то сочетание несочетаемого, музыкальные образы как-то быстро меняются и будто смешиваются друг с другом.

- Это действительно так: в музыке третьего направления нередко обнаруживается сочетание несочетаемого, столкновение элементов – то, что характерно для кинематографического монтажа, в результате которого два разных по содержанию (и даже конфликтных) кадра в своём соединении рождают новое смысловое качество. В музыке принцип монтажа проявляется именно в быстрой сменяемости образов, их наложении.

Б) Дискуссия

В процессе дискуссии учитель подводит учащихся к осознанию ими личностного смысла музыки.

Вывод: Музыка обретает личностный смысл.

А) Что такое мюзикл

Мюзикл - это театральное шоу , где присутствуют, помимо диалогов между героями представления, вокальные и танцевальные номера. Любой мюзикл — форма повествования. История может иметь сугубо драматическую или историческую основу, рассказывать о любви, искренних чувствах или содержать глубокий политический, философский или социальный подтекст. Каким бы ни оказался сюжет, он должен быть воплощён таким образом, чтобы публика получила возможность насладиться фантастически зрелищным спектаклем, способным вызвать настоящий эмоциональный отклик.

Б) История мюзикла

Условной цитаделью успешных мюзиклов считается Бродвей. Театры на этой улице Нью-Йорка могут похвастаться завидным репертуаром, а также титулом премьерной площадки для спектаклей, ставших впоследствии самыми кассовыми и завоевавшими феноменальную популярность.

Посмотрите видеоролик, рассказывающий историю возникновения жанра мюзикла от Древней Греции до наших дней.

В) Театральное закулисье

Г) Популярные мюзиклы

Самые востребованные и обласканные отзывами публики мюзиклы в большинстве своём основываются на бессмертных литературных произведениях признанных гениев.

4. Разучивание песни

5. Рефлексия

Выполните задания и ответьте на вопросы:

1) Вспомните, назовите, напойте песни, шлягеры из знакомых вам мюзиклов, рок-опер, кинофильмов. Почему они завоевали популярность среди современных слушателей и исполнителей?

3) Выберите имена композиторов, которые дали новую жизнь истории Ромео и Джульетты в симфонической музыке: А) Винченцо Беллини Б) Гектор Берлиоз В) Шарль Гуно Г) Пётр Ильич Чайковский Д) Сергей Сергеевич Прокофьев

4) Расставьте произведения в порядке их появления:

М юзиклы способны рассказать классическую историю в совершенно новом ключе, более пронзительном и глубоком, а авторскую современную пьесу сделать популярной в один момент. В контексте прозаичной реальности это ли не чудо, порождённое музыкой, красками, голосом и мощным эмоциональным посылом, идущим от сердца к сердцу?

7. Домашнее задание

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-путешествие в истоки становления музыкально-драматических жанров мюзикла и рок-оперы.

Задачи:

- обобщать знания учащихся о лёгкой и серьёзной музыке;

- выявлять особенности музыкального языка, музыкальной драматургии, средств музыкальной выразительности стилей, появившихся на стыке эстрадных и академических традиций (рок-опера, мюзикл, саундтреки к популярным фильмам);

- познакомить учащихся с историей возникновения мюзикла и с современными образцами мюзикла и рок-оперы;

- познакомить учащихся с образцами музыкального фольклора разных регионов мира (аутентичный, кантри, фолк-джаз, рок-джаз и др.);

- осознавать личностные смыслы музыкальных произведений разных жанров, стилей, направлений, понимать их роль в развитии современной музыки;

- развивать умения сравнивать и сопоставлять информацию о музыкальном искусстве из нескольких источников, выбирать оптимальный вариант для решения творческих задач, способность критически мыслить, действовать в условиях плюрализма мнений, прислушиваться к другим;

Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская

I ЧЕТВЕРТЬ

Урок 6. В МУЗЫКАЛЬНОМ ТЕАТРЕ: МЮЗИКЛ. РОК-ОПЕРА

- обобщать знания учащихся о лёгкой и серьёзной музыке;

- выявлять особенности музыкального языка, музыкальной драматургии, средств музыкальной выразительности стилей, появившихся на стыке эстрадных и академических традиций (рок-опера, мюзикл, саундтреки к популярным фильмам);

- познакомить учащихся с историей возникновения мюзикла и с современными образцами мюзикла и рок-оперы;

- познакомить учащихся с образцами музыкального фольклора разных регионов мира (аутентичный, кантри, фолк-джаз, рок-джаз и др.);

- осознавать личностные смыслы музыкальных произведений разных жанров, стилей, направлений, понимать их роль в развитии современной музыки;

- развивать умения сравнивать и сопоставлять информацию о музыкальном искусстве из нескольких источников, выбирать оптимальный вариант для решения творческих задач, способность критически мыслить, действовать в условиях плюрализма мнений, прислушиваться к другим;

Тип урока: изучение нового материала. Урок-путешествие.

Организация начала урока. Приветствие. Мотивация. Актуализация опорных знаний

Для многих людей постоянно учиться – это образ жизни. А некоторые очень сильно переживают за результат учёбы, перед сдачей экзаменов или написанием каких-то работ. Таким людям, вероятно, стоит обратиться за помощью ко всем Силам небесным, поддержка которых придаст уверенности и добавит веры в свои знания. Но, разумеется, если учащийся сам не потрудится и не приложит каких-то усилий, то вряд ли он получит поддержку свыше. Хотя не нам судить о промысле Божием. Именно исходя из надежды на небесное покровительство, и взрослые и дети молятся об учёбе. Большинство молятся своими словами. Мы же с вами можем помолиться и песней.

2) Разгадывание кроссворда

- Разгадайте кроссворд. Предположите, о чём пойдёт у нас сегодня разговор?

По горизонтали:

1. Постановщик танцев в балете.

2. Эта страна считается родиной оперы.

3. Оркестровое вступление к опере.

4. Группа певцов, совместно исполняющих музыкальное произведение.

5. Вид искусства, совмещающий в себе музыку, хореографию, актерскую игру.

По вертикали:

1. Высокий женский голос.

2. Литературная основа оперы или балета.

3. Артистка балета.

4. Танцоры, исполняющие в балете второстепенные роли, роли массовки.

5. Постановщик танцевальных номеров в балете.

Ответы:

По горизонтали: 1. балетмейстер. 2. Италия. 3. увертюра. 4. хор. 5. опера.

По вертикали: 1. сопрано. 2. либретто. 3. балерина. 4. кордебалет. 5. хореограф.

- Со всеми этими терминами мы встречаемся в театре оперы и балета. Вероятно, наш разговор будет посвящён музыкальному театру.

- Вы правы, мы продолжаем наши путешествия в музыкальный театр.

Как мы уже говорили ранее, музыкальный театр как особая форма искусства образовался посредством смешения нескольких направлений творчества. Сегодня вы увидите, как в ещё одном музыкально-драматическом жанре – мюзикле - находят отражение мысли и чувства человека. Понаблюдаете за развитием традиций и новаторства. Вы познакомитесь также с историей мюзикла и другими интересными фактами из жизни жанров мюзикла и рок-оперы.

Изучение нового материала

1) Работа с учебником. Беседа

Откройте учебники на ст. 26, прочитайте об этом экспериментальном направлении, возникшем в США и представлявшем собой сплав джаза и академических музыкальных традиций.

Учащиеся читают материал.

«1) попытки освоения джазовыми музыкантами идей и принципов современной академической музыки;

2) создание академическими композиторами произведений, специально предназначенных для исполнения джазовыми музыкантами;

В мюзиклах, рок-операх настоящих музыкантов-профессионалов действуют законы музыкальной драматургии. В них точно и тонко сочленяются громкие и тихие звучности, быстрые и медленные темпы, высокие и низкие регистры, гомофонические и полифонические приёмы развития, повторы и трансформации главных тем.

Вопросы:

- Какие знакомые произведения можно отнести к третьему направлению в музыке?

- Какие особенности музыкального изложения отличают произведения этого направления?

- В некоторых произведениях будто слышится какое-то сочетание несочетаемого, музыкальные образы как-то быстро меняются и будто смешиваются друг с другом.

- Это действительно так: в музыке третьего направления нередко обнаруживается сочетание несочетаемого, столкновение элементов – то, что характерно для кинематографического монтажа, в результате которого два разных по содержанию (и даже конфликтных) кадра в своём соединении рождают новое смысловое качество. В музыке принцип монтажа проявляется именно в быстрой сменяемости образов, их наложении.

Б) Дискуссия

В процессе дискуссии учитель подводит учащихся к осознанию ими личностного смысла музыки.

Вывод: Музыка обретает личностный смысл.

А) Что такое мюзикл

Мюзикл - это театральное шоу, где присутствуют, помимо диалогов между героями представления, вокальные и танцевальные номера. Любой мюзикл — форма повествования. История может иметь сугубо драматическую или историческую основу, рассказывать о любви, искренних чувствах или содержать глубокий политический, философский или социальный подтекст. Каким бы ни оказался сюжет, он должен быть воплощён таким образом, чтобы публика получила возможность насладиться фантастически зрелищным спектаклем, способным вызвать настоящий эмоциональный отклик.

Б) История мюзикла

Условной цитаделью успешных мюзиклов считается Бродвей. Театры на этой улице Нью-Йорка могут похвастаться завидным репертуаром, а также титулом премьерной площадки для спектаклей, ставших впоследствии самыми кассовыми и завоевавшими феноменальную популярность.

Посмотрите видеоролик, рассказывающий историю возникновения жанра мюзикла от Древней Греции до наших дней.

В) Театральное закулисье

Г) Популярные мюзиклы

Самые востребованные и обласканные отзывами публики мюзиклы в большинстве своём основываются на бессмертных литературных произведениях признанных гениев.

Разучивание песни

5. Рефлексия

Выполните задания и ответьте на вопросы:

1) Вспомните, назовите, напойте песни, шлягеры из знакомых вам мюзиклов, рок-опер, кинофильмов. Почему они завоевали популярность среди современных слушателей и исполнителей?

3) Выберите имена композиторов, которые дали новую жизнь истории Ромео и Джульетты в симфонической музыке: А) Винченцо Беллини Б) Гектор Берлиоз В) Шарль Гуно Г) Пётр Ильич Чайковский Д) Сергей Сергеевич Прокофьев

4) Расставьте произведения в порядке их появления:

Мюзиклы способны рассказать классическую историю в совершенно новом ключе, более пронзительном и глубоком, а авторскую современную пьесу сделать популярной в один момент. В контексте прозаичной реальности это ли не чудо, порождённое музыкой, красками, голосом и мощным эмоциональным посылом, идущим от сердца к сердцу?

7. Домашнее задание

На этом уроке вы познакомитесь с переосмыслением романа Ф.М. Достоевского с позиции нашего современника, композитора века – Эдуарда Артемьева. В рок-опере этого композитора вы встретитесь с уже знакомыми героями через сочетание русских (зачастую подлинных) интонаций и различных направлений рок-музыки (от тяжелого, до балладного и даже популярного). Интерпретации одного и того же сюжета в разных видах искусства помогут вам сделать выводы об отношении героев оперы к добру и злу, добродетели и греху, смирению и гордыне. Вы сможете понаблюдать, как автор воплощает художественные образы через традиционные и новые средства художественной выразительности.

Минпросвещения России
Российское образование
Рособрнадзор
Русское географическое общество
Российское военно-историческое общество
Президентская бибилиотека

2. Расширение знаний о биографии композитора Э. Артемьева

1. Воспитание любви и познавательного интереса к музыке

2. Развитие взаимосвязи традиций и новаторства в музыке

Материалы и оборудование: Доска, проектор, компьютер, фортепиано, презентация

2.Организация исполнительской деятельности

4. Организация слушательской деятельности

Регулятивные УУД – волевая саморегуляция

- Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь, сегодня я проведу у вас урок музыки. Учащиеся входят в класс.

- Приветствуют учителя, садятся

Организация исполнительской деятельности

И попробуем догадаться о чем же пойдет сегодня речь на нашем уроке.

-отвечают на вопросы

Давайте с вами представим что мы рок-гитаристы, и попробуем изобразить как бы мы играли на гитаре под эту музыку.

Организация слушательской деятельности

Коммуникативные УУД – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; формирование умения строить фразы, отвечать на поставленный вопрос

Коммуникативные УУД – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; формирование умения строить фразы, отвечать на поставленный вопрос

Личностные УУД- формирование желания выполнять учебные действия; формирование интереса к себе и окружающему миру.

Противоположный полюс – это Соня Мармеладова. Образ всепрощающей любви, она является символом бесконечного страдания и самопожертвования во имя ближнего. Рок-опера звучит мощно и современно, каждая мелодия помогает максимально раскрыть характеры персонажей.

Оригинальное прочтение классического романа заставляет задуматься. Как различить добро и зло, как найти свою дорогу между смирением и гордыней…

Читайте также: