Конспект урока по музыке 1 класс опера сказка

Обновлено: 05.07.2024

Цель: обобщить и систематизировать знания по теме.

1. Повторить и закрепить музыкальные темы оперы.
2. Вовлечь детей в театральное действие.
3. Рассмотреть нравственную проблему добра и зла в сказке и жизни.

Оборудование: плакат “Опера”, иллюстрации к действующим лицам оперы, маски козлят, шумовые инструменты, фонохрестоматия, DVD и аудиозаписи.

Ход урока

Организационный момент.

1.Распевка “Добрый день”.
2.Гамма и песенка о нотах.
3.Распевка “Эхо”.

Основная часть.

Учитель: Дорогие мои, сегодня у нас необычный урок – к нам пришли гости. Не волнуйтесь, всё у вас получится, я с вами. А будем мы сегодня путешествовать по сказке. Какое же путешествие без песни!

(Дети исполняют “ Как мы дружно весело живём”, музыка В.Шаинского)

Ребята, какие сказки вы знаете?

( Дети перечисляют сказки)

Молодцы! Много сказок прочитали. А мы сегодня с вами побываем в музыкальной сказке.

Я знаю про волшебную страну, где каждый вечер к вашему окну
Учёный котик будет прибегать, чтоб свою сказку на ночь рассказать.
Расскажет он про хитрую лису, про злого волка, добрую козу.
Он много знает сказок, и сейчас одну из них я расскажу для вас.

И вы, ребята, поможете рассказать эту сказку. Чтобы попасть в неё – нам нужны помощники – наши три “кита”. Это?

Дети: Песня, танец и марш.

Учитель: Какой “кит” является основным, чтобы попасть в оперу?

Учитель: Почему песня?

Дети: В опере все герои поют.

Учитель: Правильно. Назовите детскую оперу-сказку, которую мы с вами изучали.

Дети: “Волк и семеро козлят”.

Учитель: Верно. Давайте вместе расскажем эту сказку нашим гостям. Будем сегодня и рассказчиками, и артист (Дети надевают рожки, превращаются в козлят)

Учитель: Жила-была коза с козлятами…

(Дети называют всех козлят: Всезнайка, Бодайка, Топтушка, Болтушка, Мазилка, Дразнилка, Малыш)

Учитель: Часто уходила коза на базар за продуктами, а козлята оставались одни в избушке. Мама-коза строго-настрого наказывала им – никому дверь не открывать! Оставшись одни, козлята веселились, играли, шумели, пели и танцевали…

Мы знаем, как веселились козлята. Вспомним их песенку, но сначала ответьте на вопрос: что такое хор?

Дети: Поющий коллектив, в котором много голосов.

(Дети исполняют хор козлят, изображая каждого козлёнка)

Учитель: Вы знакомы с отдельными оперными партиями козлят. Мы вспомним их сегодня. А кто такой солист?

Дети: Поющий один, звучит один голос.

Учитель: Проведём музыкальную угадайку. Вспомним песенку каждого козлёнка и охарактеризуем их.

1. Всезнайка (дети выбирают козлёнка, который исполняет этот номер).
2. Болтушка (выбирают солистку, а весь класс – в роли Дразнилки).
3. Топтушка (игра-сценка с использованием веника).
4. Малыш (этот музыкальный номер используется в качестве физ. паузы – дети выбирают командира и маршируют под музыку по его команде. Командир отстукивает ритм на барабане).

Учитель: Молодцы! Продолжаем сказку.

…Вернувшись, мама-коза пела деткам: “Козлятушки-ребятушки, отопритеся, отворитеся, Ваша мама пришла, молочка принесла”. Услыхав голос мамы, козлятки открывали дверь. Мама кормила их и укладывала спать…

А как называются песенки, которые поют перед сном?

Дети: Колыбельные – спокойные, нежные, ласковые, тихие по своему характеру.

Учитель: Правильно. Сейчас мы разыграем эту сценку. Я – ваша мама, вы – мои детки. Все легли на парты, закрыли глазки.

(Учитель надевает рожки, поёт колыбельную песенку, проходя между партами и поглаживая каждого ребёнка)

Проснулись, открыли глазки и продолжим наш рассказ.

…Утром мама-коза вновь ушла. Козлята опять остались одни. Веселье и игры продолжались…

(Дети исполняют хор “Целый день поём, играем”, при этом танцуют)

… Но вот козлята услыхали за дверью шум. Кто же это?

Учитель: Охарактеризуйте мне волка, нарисуйте образно его портрет. Какой он в этой сказке?

Дети: Злой, голодный, страшный…

Учитель: Расскажите, как обманул волк наших козлят.

(Рассказ детей)

Учитель: Молодцы, хорошо знаете сюжет. Кто же спас козлят от злодея?

Дети: Малыш обратился за помощью к петушку.

Шёлкова бородушка, красный гребешок,
Золотая сабля на боку.
Ищет злого волка храбрый петушок,
Он кричит ему: ку-ка-ре-ку!
Ты сразись волчище с нами
И отдай козляток маме!

Слушаем финальную сцену оперы. Мне нужны помощники – Волк и Петушок. Кто их изобразит?

(Дети под музыкальную фонограмму разыгрывают последнее действие)

Учитель: Козлята вернулись домой. Мама увидела своих деток живыми и невредимыми.

(Учитель поёт финальную песенку)

Заключительная часть.

Мораль сей сказки такова, она как мир стара:
Коварна злость, страшна беда, но нет сильней Добра!

Добро одержало победу над злом, как и в любой сказке. Очень хотелось бы, чтобы так было и в жизни. А отчего это зависит? Как вы считаете: каких людей больше на земле – добрых или злых? Какими бы вы хотели стать?

(Ответы детей)

Учитель: Я очень довольна вашими ответами. Вы порадовали меня. Значит, наши уроки, и беседы не проходят даром. Всем спасибо за работу.

Звучит финальная песня Владимира Шаинского “Всё мы делим пополам”.

Цель урока: Осмысление и превращение учащихся в музыкальные образы из оперы-сказки.
Задачи:
- познакомить учащихся с особенностями оперы-сказки;
- уметь определить на слух темы, характеризующие разных
действующих лиц оперы;
- способствовать развитию навыков выразительного исполнения тем главных персонажей оперы с целью передачи их характеров;
- заинтересовать учащихся жанром опера;
- научить учащихся видеть и слышать, то есть понять смысл произведения;
- показать силу добра, побеждающую зло.
Тип урока: изучение нового материала, комбинированный.
Методы урока: объяснительно-иллюстрированный с элементами репродуктивного, словесный метод обучения (объяснение, беседа), наглядный метод.
Формы организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная, коллективная.
Возрастная категория: 1 класс
Методическое обеспечение занятия: рисунки иллюстраций из сказки "Волк и семеро козлят", портрет композитора М. Коваля, наглядный материал (костюмы для козлят).
Оборудование: Компьютер, экран, пианино.
Музыкальное оформление: М. Коваль фрагменты из оперы "Волк и семеро козлят": темы Всезнайки, Топтушки, Бодайки, песенка мамы Козы, хор "Целый день поём, играем", заключительный хор "Семеро козлят".

за да за да ю (обе руки вверху- ук. пальчик - рожки)
бо ю бо (руки вниз). рисунок-смотри на экране

Познакомить воспитанников с музыкальными произведениями оперы, созданных на основе сказочных сюжетов.

Научить воспитанников слушать и понимать музыку оперы, получая при этом высокое эстетическое наслаждение.

Сформировать навыки осмысления и анализа музыкального материала.

Тип учебного занятия: комбинированный.

Форма проведения занятия: беседа.

Методы обучения: Объяснительно-иллюстративный, элементы продуктивного, словесный метод обучения (объяснение, беседа), наглядный метод.

Методическое обеспечение занятия: иллюстрации оперы, рисунки иллюстраций из сказки "Волк и семеро козлят", портрет композитора М. Коваля, понятийные карточки, наглядный материал.

Оборудование: Музыкальный центр, СД-диски. Проектор.

Музыкальное оформление: М. Коваль фрагменты из оперы "Волк и семеро козлят": темы Всезнайки, Топтушки, Бодайки, Болтушки, Малыша, песенка мамы Козы, хор "Целый день поём, играем", заключительный хор "Семеро козлят".

Ход занятия

Организационный момент. Изучение новой темы урока.

Педагог: Всем нам с раннего детства известна русская народная сказка под названием "Волк и семеро козлят". Кто помнит её содержание?

Воспитанники: (Дети поочерёдно вспоминают сюжет сказки).

Педагог: Правильно, там говорится про то, что в избушке на лесной опушке жила-была коза с козлятами. Коза каждый день уходила пастись в лес, а козлята оставались дома. Мама Коза наказывала своим детям: никому дверь не открывать, а то придёт серый Волк и утащит их в лес. Весело играли козлята дома, но однажды обхитрил их Волк притворился мамой-козой, запел тонким голоском:

Козлятушки, ребятушки,
Отопритеся, отворитеся.
Ваша мать пришла,
Молока принесла.

Открыли козлята дверь, впустили Волка. Собрал он всех в мешок и унёс в тёмный лес. Только самый маленький козлёнок спрятался в печку и уцелел. Он рассказал маме-Козе про волка:

Композитор Мариан Викторович Коваль написал на сюжет этой сказки детскую оперу. Но прежде, чем мы познакомимся с ней, узнаем, что такое опера.

Опера - это музыкальный спектакль. В нём все действующие лица поют в сопровождении оркестра.

В опере объединены различные виды искусства: музыка (солисты, хор, оркестр), драматическое действие, т.е. какое-то событие, а также изобразительное искусство (декорации, костюмы, грим) и танцы. Как я уже сказала, в опере все действующие лица не говорят, а поют. Основа оперы - либретто (словесный текст).

Итак, к опере пишутся слова, которые называются либретто.

Композитор Мариан Викторович Коваль на сюжет русской народной сказки "Волк и семеро козлят" написал детскую оперу - такую, чтобы её могли исполнять не взрослые, а сами дети. Сейчас мы познакомимся с некоторыми отрывками из этой оперы.

Педагог: Как мы помним, у козы было семеро козлят.(показ иллюстрации к сказке).

Но в сказке не называются их имена. А вот в опере композитор каждому козлёночку дал своё имя. Имена у них очень смешные: Всезнайка, Топтушка, Бодайка, Болтушка, Мазилка, Дразнилка и самого маленького козлёнка звали Малыш. Они все очень весёлые. И музыка первого отрывка, где мы с ними познакомимся, тоже весёлая. Это их общая песенка, которой мы можем подпевать.

Там есть такие слова:

Семеро, семеро, семеро козлят, Весело, весело, весело шумят:

Весело Всезнайке, весело Бодайке, Весело Топтушке, весело Болтушке,

Весело Мазилке, весело Дразнилке. Ну, давайте, братцы, Прыгать и бодаться. (дети разучивают песенку козлят).

Педагог: Давайте послушаем этот хор, тихонечко подпевая героям оперы.

(Слушание хора "Семеро козлят", разучивание текста и мелодии с сопровождением).

Физминутка. (Исполнение песни "Семеро козлят" с танцевальными движениями каждого козлёнка)

Педагог: Теперь мы послушаем и разучим песенки каждого козлёнка. Обратите внимание на то, что все песенки весёлые, лёгкие, забавные, задорные. У козлят всегда хорошее настроение, и они не привыкли унывать.

(Идет поочерёдное прослушивание и знакомство с песенками козлят).

Этот козлёнок всегда всё знает, поэтому его так и зовут - Всезнайка. Вот и своей песенке он сообщает, что знает, где дома спрятана банка с вкусным вареньем. Разучим слова песенки:

А я знаю за лежанкой

Прячет мать с вареньем банку.

А спустя некоторое время этот козлёнок продолжает петь свою песенку с такими словами:

Пусть танцуют, пусть играют,

В сладком толк Всезнайка знает.

(разучивают слова песни с сопровождением)

Козлёнок по имени Топотушка во время игры козлят скачет верхом на венике. Вот какие слова в его песенке:

Я на венике верхом
Объезжаю всё кругом.
Ты беги, Мазилка, вслед,
Ну, догонишь или нет?

Третий козлёнок - Бодайка. Его песенка самая простая, она состоит из одного слова: "Забодаю, забодаю!"

Запоминайте слова песенки козлёнка по имени Болтушка:

Вот Всезнайка и Топтушка
Говорят, что я Болтушка,
Говорят, что много вру,

А я правду говорю.

У самого младшего козлёнка по имени Малыш - самая грозная и решительная песенка. Потому что все козлята играют в военный парад, а Малыш назначен в нём командиром. Вот какие слова в его песенке:

Стойте, друзья,
Командиром стал я
По команде сдвойте ряд
Начинаем наш парад.

После этой песенки идёт большой инструментальный отрывок, во время которого козлята маршируют. Вот и мы сейчас вместе с малышом исполним его песенку, а потом встанем и промаршируем под звуки военного марша.

(дети разучивают песенку Малыша)

Педагог: Мы познакомились с песенками козлят, теперь настала пора познакомиться с мамой Козой. Мы послушаем песенку, которую она поёт своим козлятам, когда укладывала их спать. А как называются песни, которые поются детям перед сном?

Воспитанники: (ответы детей)

Педагог: Правильно колыбельные. И, наверное, ещё не слыша этой песенки, вы можете угадать, какой у неё будет характер? Какими бывают колыбельные песни и как их исполняют?

Воспитанники: (идут ответы детей - тихими, ласковыми, негромкими, неторопливыми, спокойными).

Педагог: Верно, вот такую же песенку-колыбельную написал для мамы Козы в своей опере композитор М. Коваль. Мама Коза укачивает деток спать и каждого из них называет по имени.

Спи, дочурочка, Болтушка,
Спи, забавник, Топотушка,
Не бодайся мой Бодайка,
Баю-баюшки, Всезнайка,
Перестань шалить Дразнилка,
Не мешай уснуть Мазилке,
Крепко спи меньшой Малышка,
Тише, детки, тише, тише.

Педагог: Давайте не только внимательно послушаем этот музыкальный отрывок, но и немного покачаем корпусом в такт музыке, словно помогая маме укладывать детей спать. (прослушивание "Колыбельной мамы Козы).

Педагог: Мы с вами выучили почти все песенки козлят, осталось разучить их общий хор, который называется так - "Целый день поём, играем".

И слов в нём немного: Целый день поём, играем.

Очень весело живём.

(дети разучивают и исполняют хор "Целый день поём, играем")

Итог урока.

Педагог: Итак, сегодня вы познакомились с оперой, как она называется?

Кто запомнил композитора, который сочинил эту оперу?

Что такое опера?

Какие виды искусства объединены в опере?

(музыка, драматическое действие, изобразительное искусство, танцы)

Музыка - солисты, хор, оркестр; драматическое действие - событие;

изобразительное искусство - декорации, костюмы, грим; танцы - хореография.

Как называются слова в опере? (либретто).

Домашнее задание: нарисуйте одного из понравившихся вам козлёночков и опишите его характер, что он любит, чем занимается.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока по музыке в 1 классе по теме: Опера-сказка .

Цель: формирование музыкального кругозора детей через творческое воображение, фантазию, умение мыслить музыкальными образами

Познакомить воспитанников с музыкальными произведениями оперы, созданных на основе сказочных сюжетов.

Научить воспитанников слушать и понимать музыку оперы, получая при этом высокое эстетическое наслаждение.

Сформировать навыки осмысления и анализа музыкального материала.

Ход занятия

1.Организационный момент.

Разрешаю тихо сесть.

Тсссс, секреты мира здесь.

Прозвенел уже . (звонок),

О чудесном мире звуков.

К нотам тянется рука,

Ведь урок наш – . музыка!

2.Изучение новой темы урока.

Педагог: Всем нам с раннего детства известна русская народная сказка под названием "Волк и семеро козлят". Кто помнит её содержание?

Воспитанники: (Дети поочерёдно вспоминают сюжет сказки).

Педагог: Правильно, там говорится про то, что в избушке на лесной опушке жила-была коза с козлятами. Коза каждый день уходила пастись в лес, а козлята оставались дома. Мама Коза наказывала своим детям: никому дверь не открывать, а то придёт серый Волк и утащит их в лес. Весело играли козлята дома, но однажды обхитрил их Волк притворился мамой-козой, запел тонким голоском:

Козлятушки, ребятушки,
Отопритеся, отворитеся.
Ваша мать пришла,
Молока принесла.

Открыли козлята дверь, впустили Волка. Собрал он всех в мешок и унёс в тёмный лес. Только самый маленький козлёнок спрятался в печку и уцелел. Он рассказал маме-Козе про волка:

Композитор Мариан Викторович Коваль написал на сюжет этой сказки детскую оперу. Но прежде, чем мы познакомимся с ней, узнаем, что такое опера.

Опера - это музыкальный спектакль. В нём все действующие лица поют в сопровождении оркестра.

В опере объединены различные виды искусства: музыка (солисты, хор, оркестр), драматическое действие, т.е. какое-то событие, а также изобразительное искусство (декорации, костюмы, грим) и танцы. Как я уже сказала, в опере все действующие лица не говорят, а поют. Основа оперы - либретто (словесный текст).

Итак, к опере пишутся слова, которые называются либретто.

Композитор Мариан Викторович Коваль на сюжет русской народной сказки "Волк и семеро козлят" написал детскую оперу - такую, чтобы её могли исполнять не взрослые, а сами дети. Сейчас мы познакомимся с некоторыми отрывками из этой оперы.

Педагог: Как мы помним, у козы было семеро козлят.(показ иллюстрации к сказке).

Но в сказке не называются их имена. А вот в опере композитор каждому козлёночку дал своё имя. Имена у них очень смешные: Всезнайка, Топтушка, Бодайка, Болтушка, Мазилка, Дразнилка и самого маленького козлёнка звали Малыш. Они все очень весёлые. И музыка первого отрывка, где мы с ними познакомимся, тоже весёлая. Это их общая песенка, которой мы можем подпевать.

Там есть такие слова:

Семеро, семеро, семеро козлят, Весело, весело, весело шумят:

Весело Всезнайке, весело Бодайке, Весело Топтушке, весело Болтушке,

Весело Мазилке, весело Дразнилке. Ну, давайте, братцы, Прыгать и бодаться. (дети разучивают песенку козлят).

Педагог: Давайте послушаем этот хор, тихонечко подпевая героям оперы.

(Слушание хора "Семеро козлят", разучивание текста и мелодии с сопровождением).

(Спина прямая, руки на поясе. Дети плавно и медленно поднимают то правую, то левую ногу, согнутую в колене, и также плавно опускают. Следить за спиной.)

— Аист, аист длинноногий,

Покажи домой дорогу. (Аист отвечает.)

— Топай правою ногою,

Топай левою ногою,

Снова — правою ногою,

Снова — левою ногою.

После — правою ногою,

После — левою ногою.

И тогда придешь домой.

3.Продолжение изучения

Педагог: Теперь мы послушаем и разучим песенки каждого козлёнка. Обратите внимание на то, что все песенки весёлые, лёгкие, забавные, задорные. У козлят всегда хорошее настроение, и они не привыкли унывать.

(Идет поочерёдное прослушивание и знакомство с песенками козлят).

Этот козлёнок всегда всё знает, поэтому его так и зовут - Всезнайка. Вот и своей песенке он сообщает, что знает, где дома спрятана банка с вкусным вареньем. Разучим слова песенки:

А я знаю за лежанкой

Прячет мать с вареньем банку.

А спустя некоторое время этот козлёнок продолжает петь свою песенку с такими словами:

Пусть танцуют, пусть играют,

В сладком толк Всезнайка знает.

(разучивают слова песни с сопровождением)

Козлёнок по имени Топотушка во время игры козлят скачет верхом на венике. Вот какие слова в его песенке:

Я на венике верхом
Объезжаю всё кругом.
Ты беги, Мазилка, вслед,
Ну, догонишь или нет?

Третий козлёнок - Бодайка. Его песенка самая простая, она состоит из одного слова: "Забодаю, забодаю!"

Запоминайте слова песенки козлёнка по имени Болтушка:

Вот Всезнайка и Топтушка
Говорят, что я Болтушка,
Говорят, что много вру,

А я правду говорю.

У самого младшего козлёнка по имени Малыш - самая грозная и решительная песенка. Потому что все козлята играют в военный парад, а Малыш назначен в нём командиром. Вот какие слова в его песенке:

Стойте, друзья,
Командиром стал я
По команде сдвойте ряд
Начинаем наш парад.

После этой песенки идёт большой инструментальный отрывок, во время которого козлята маршируют. Вот и мы сейчас вместе с малышом исполним его песенку, а потом встанем и промаршируем под звуки военного марша.

(дети разучивают песенку Малыша)

Физкультминутка. А в лесу растёт черника

А в лесу растёт черника,

Чтобы ягоду сорвать,

Надо глубже приседать. (Приседания.)

Нагулялся я в лесу.

Корзинку с ягодой несу. (Ходьба на месте.)

Педагог: Мы познакомились с песенками козлят, теперь настала пора познакомиться с мамой Козой. Мы послушаем песенку, которую она поёт своим козлятам, когда укладывала их спать. А как называются песни, которые поются детям перед сном?

Воспитанники: (ответы детей)

Педагог: Правильно колыбельные. И, наверное, ещё не слыша этой песенки, вы можете угадать, какой у неё будет характер? Какими бывают колыбельные песни и как их исполняют?

Воспитанники: (идут ответы детей - тихими, ласковыми, негромкими, неторопливыми, спокойными).

Педагог: Верно, вот такую же песенку-колыбельную написал для мамы Козы в своей опере композитор М. Коваль. Мама Коза укачивает деток спать и каждого из них называет по имени.

Спи, дочурочка, Болтушка,
Спи, забавник, Топотушка,
Не бодайся мой Бодайка,
Баю-баюшки, Всезнайка,
Перестань шалить Дразнилка,
Не мешай уснуть Мазилке,
Крепко спи меньшой Малышка,
Тише, детки, тише, тише.

Педагог: Давайте не только внимательно послушаем этот музыкальный отрывок, но и немного покачаем корпусом в такт музыке, словно помогая маме укладывать детей спать. (прослушивание "Колыбельной мамы Козы).

Педагог: Мы с вами выучили почти все песенки козлят, осталось разучить их общий хор, который называется так - "Целый день поём, играем".

И слов в нём немного: Целый день поём, играем.

Очень весело живём.

(дети разучивают и исполняют хор "Целый день поём, играем")

4.Итог урока .

Педагог: Итак, сегодня вы познакомились с оперой, как она называется?

Кто запомнил композитора, который сочинил эту оперу?

Что такое опера?

Какие виды искусства объединены в опере?

(музыка, драматическое действие, изобразительное искусство, танцы)

Музыка - солисты, хор, оркестр; драматическое действие - событие;

изобразительное искусство - декорации, костюмы, грим; танцы - хореография.

Как называются слова в опере? (либретто).

Домашнее задание: нарисуйте одного из понравившихся вам козлёночков и опишите его характер, что он любит, чем занимается.

Читайте также: