Конспект урока по математике симметрия фигур
Обновлено: 07.07.2024
Задачи: Отработка вычислительных навыков на деление многозначных чисел на однозначное.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Устный счет.
Вспомните порядок действий
19 · 0 + (13 · 5) : 5 · 300 – 8 : 1 =
Объясните последний прием, как вы считали?
Сегодня на уроке закрепим наши знания о симметрии, будем решать интересные примеры и задачи.
4. Закрепление ранее изученного материала.
Что такое симметрия? (Симметрия – это одинаковость в расположении частей чего-либо по противоположным сторонам от точки, прямой или плоскости.)
С явлениями симметрии, с симметричными фигурами мы встречаемся буквально на каждом шагу. Посмотрите вокруг. Нельзя не восхищаться порхающей бабочкой, ярким цветком, загадочной снежинкой. Об этих и других предметах можно сказать, что они красивы.
И в основе их красоты лежит симметрия. Но симметрия – это не только красота. Симметричность фигуры необходима рыбе, чтобы плавать, птице, чтобы летать.
Симметрия есть и в творениях природы (животные, растении, кристаллы…) и в творениях человеческих рук (дома, автомобили, самолеты, мебель, посуда…)
Присмотритесь к печатным буквам
М, П, Т, Ш (Ось симметрии проходит вертикально)
В, Е, З, К, С, Э (Ось симметрии и проходит горизонтально)
Ж, Н, Х (Две оси симметрии)
Симметрию можно увидеть и в целых словах КАЗАК, ШАЛАШ. Они читаются одинаково как слева направо, так и справа налево.
А вот целые фразы с такими свойствами (если не считать пробелы между словами)
ИСКАТЬ ТАКСИ
АРГЕНТИНА МАНИТ НЕГРА
ЛЕША НА ПОЛКЕ КЛОПА НАШЕЛ
Такие слова и фразы называются ПАЛИНДРОМАМИ
Откройте учебники на стр.48 №11, прочитайте задание и выполните дома.
5. Практическая работа с бабочками.
У вас на партах лежат бабочки и божьи коровки (2-3). Нарисуйте на крыльях бабочки божьей коровки симметричные геометрические фигуры и раскрасьте их.
Туловище бабочки является осью симметрии.
Покажите, что у вас получились. У всех бабочки с геометрическими фигурами, расположенными симметрично.
В настоящее время более ста видов бабочек в нашей стране занесено в Красную книгу. Немало им повредили веселые ребятишки, гоняющиеся за бабочками с сачками в руках. Только против человека бабочки бессильны. Надо лишь любоваться ими и наблюдать.
Показывая энциклопедию, комментируем, что в этой книге можно многое узнать о бабочках. Материал очень интересный и вы обязательно должны его прочитать. На уроке окружающего мира расскажите всем, о чем вы узнали.
(На доске полянка с цветами и голубым небом.)
У всех получились очень красивые бабочки, давайте поселим их на нашей полянке. Посмотрите, какая красота! Ведь не случайно они попали в Красную книгу.
6. Самостоятельная работа на карточках.
Продолжаем нашу работу. В начале урока мы повторили порядок действий в выражении. Составьте программу действий и вычислите (карточки с примерами по вариантам).
1 вариант 200640 – 860 · 3 + 36574 =
2 вариант (25008 – 4768) : 4 + 6080 · 8 =
(Для слабых учеников порядок действий расставлен, чтобы успели вместе со всеми закончить выполнение задания.)
Проверка по вариантам
7. Физкультминутка.
8. Решение задач.
Следующий этап нашей работы – решение задачи. На доске записан текст задачи:
Мама купила 2 кг конфет по цене 18 рубле, 3 кг печенья по 12 рубле, а на остальные деньги – 3 одинаковые булочки. Сколько стоит булочка?
- Сможем ли мы решить эту задачу?
- Нет. В условии задачи не хватает данных.
- Дополним задачу.
- У мамы было рублей (называют различные числа)
- Эта задача дана в учебнике стр.47, №8 (читаем)
- На что мама потратила деньги?
- Сколько денег она потратила?
- Сколько денег потратила на печенье?
- Сколько денег потратила на конфеты?
- Как узнать сколько осталось?
- Какой вопрос у нас в задаче?
Сколько стоит одна булочка?
Ребята, вы молодцы! Со всеми заданиями справились хорошо. (Отметить самых активных детей)
А какие симметричные фигуры вы видите в классе?
9. Итог урока.
Интересно ли вам было на уроке? Чем он запомниться?
Какие задания особенно понравились?
Сегодня у вас будет творческое домашнее задание.
Дорисуйте симметричного клоуна и львенка, раскрасьте рисунок (раздать каждому карточки)
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Тема урока: Симметрия фигур.
Цель урока (для учителя): сформировать у обучающихся понятие симметрии фигур.
Задачи урока:
Образовательные:
· Учить определять вид симметрии;
· Учить строить фигуру, симметричную заданной по определённой симметрии.
Развивающие:
· Формировать умение участвовать в коллективном обсуждении проблем;
· Формировать умение слушать и вступать в диалог;
· Формировать умение сравнивать симметричные фигуры, обобщать практические знания при выборе симметричных фигур, классифицировать фигуры по различным видам симметрии.
Воспитательные:
· Продолжено формирование познавательного интереса к изучению предмета.
Планируемые результаты:
· Знают, что такое симметрия фигур;
· Знают виды симметрий в пространстве;
· Умеют строить фигуру, симметричную заданной по определённой симметрии.
Метапредметные:
· Сформировано умение участвовать в коллективном обсуждении проблем;
· Сформировано умение слушать и вступать в диалог;
· Сформировано умение сравнивать симметричные фигуры, обобщать практические знания при выборе симметричных фигур, классифицировать фигуры по различным видам симметрии.
· Продолжено формирование познавательного интереса к изучению предмета.
Тип урока: обобщения и систематизации знаний.
Методы и приемы:
· словесные методы (обсуждение ситуации, беседа)
· наглядные методы (презентация)
· практические методы (решение задач)
· метод проблемного обучения (создание ситуации)
Понятия, формируемые на уроке: симметрия, относительно, ось симметрии, центр симметрии.
Оборудование урока для учителя: проектор, учебная презентация, раздаточный материал.
Оборудование урока для учащихся: учебник.
Оформление классной доски (представить рисунок классной доски с расположением заданий)
Презентация
Этапы урока
Дидактическая
задача каждого
этапа урока
Содержание этапа
Планируемые
этапа урока
Деятельность учителя
Деятельность
Подготовка обучающихся к восприятию информации
Приветствие, проверка готовности обучающихся к началу урока.
Готовятся к началу урока
Организация произвольного внимания
Мотивация учебной деятельности. Постановка цели и задач урока.
Подвести к осознанию и принятию цели данного урока
- Ребята, у вас на столах лежат геометрические фигуры.
Сначала согните красные пополам, а желтые по диагонали. Теперь попробуйте сделать это наоборот – красные по диагонали, а желтые пополам. Что вы заметили?
- Как вы думаете с чем это связано?
- Хорошо, а теперь попробуйте сформулировать тему и цель нашего сегодняшнего урока.
Пробуют сгибать фигуры. Делают вывод об их симметричности либо несимметричности.
Формулируют тему и цель урока.
Замотивированы к продолжению изучения темы. Осознают цель урока.
Актуализация опорных знаний и умений
Учитель постепенно показывает презентацию, сопровождающую обсуждение симметрии в пространстве.
- Давайте повторим основные понятия. Какие виды симметрии вы знаете? (осевая, центральная, относительно плоскости)
- Какая симметрия называется осевой? Что вы понимаете под осью симметрии?
- Какая симметрия называется центральной? Что вы понимаете под центром симметрии?
- Какая симметрия называется симметрией относительно плоскости? Что вы понимаете под плоскостью симметрии?
- Приведите примеры фигур, не имеющих симметрии.
- Ребята, вы уже достаточно много знаете о симметрии, но сможете ли ответить на вопрос, как построить фигуру симметричную относительно оси/точки?
- Итак, сейчас вам предстоит это узнать.
Вспоминают опорные знания
Делают вывод о том, что не знают, как построить фигуру симметричную относительно оси/точки?
Первичное усвоение новых знаний.
Формирование теоретических сведений об изучаемых понятиях
Центральная симметрия
Фигура называется симметричной относительно точки О, если для каждой точки фигуры симметричная ей точка относительно точки О также принадлежит этой фигуре. Точка О называется центром симметрии фигуры. Говорят также, что фигура обладает центральной симметрией.
Примерами фигур, обладающих центральной симметрией, являются окружность и параллелограмм.
Центром симметрии окружности является центр окружности, а центром симметрии параллелограмма — точка пересечения его диагоналей. Прямая также обладает центральной симметрией, однако в отличие от окружности и параллелограмма, которые имеют только один центр симметрии, у прямой их бесконечно много — любая точка прямой является ее центром симметрии.
Осевая симметрия
Фигура называется симметричной относительно прямой а, если для каждой точки фигуры симметричная ей точка относительно прямой а также принадлежит этой фигуре. Прямая а называется осью симметрии фигуры.
Две точки А и А1 называются симметричными относительно прямой а, если эта прямая проходит через середину отрезка АА1 и перпендикулярна к нему (рис.3). Каждая точка прямой а считается симметричной самой себе.
Заметим, что у окружности любая прямая, проходящая через ее центр, является осью симметрии.
Слушают учителя. Основные моменты записывают в тетрадь
Изучили теоретические сведения о центральной симметрии и осевой симметрии
Первичная проверка понимания
Активная деятельность обучающихся
- Ребята, сейчас вам в подгруппах необходимо составить алгоритм построения фигуры симметричной относительно оси и центра симметрии. Каждый шаг записываете на отдельном листе.
После того, как вы закончите работу, мы повесим алгоритмы каждой группы на доску и будем обсуждать каждый. В конце обсуждения мы придем к одному конечному варианту для алгоритма построения фигуры симметричной относительно оси и одному относительно центра симметрии.
Используется метаплан-техника
Работают в группах. Пишут алгоритмы построения фигур симметричной относительно оси и центра симметрии.
Выходят к доске по 1 человеку от группы и сужают количество алгоритмов, объединяя их друг с другом.
В итоге должны получить 1 для построения фигур симметричной относительно оси и один для центра симметрии.
Сформулированы алгоритм ы построения фигур симметричной относительно оси и центра симметрии.
Активная деятельность обучающихся
- Сейчас вашей задачей будет перерисовать фигуры к себе в тетрадь и нарисовать для них фигуру, симметричную относительно центра симметрии.
Работа по вариантам
- Теперь вам нужно перерисовать орнамент и изобразить такой же, но симметричный относительно прямой.
Работа по вариантам
Работают индивидуально в тетрадях.
Умеют строить фигуры, симметричные относительно прямой и относительно точки.
Рефлексия, подведение итогов занятия
Сформировать личную ответственность за результаты этой деятельности
- Итак, чтобы проверить ваши знания по нашей теме вам нужно поработать с тестом. Оценка за тест будет оценкой за сегодняшний урок.
Учитель раздает тест по теме, который нужно выполнить индивидуально
- Ребята, вы сегодня хорошо потрудились. Сегодня был продуктивный урок. Сейчас мне хочется у вас спросить, что нового вы для себя узнали? Чему научились?
Урок построен в системе деятельностного метода. Большую часть урока дети работают в группах, что помогает освоить новый материал с интересом.
Урок математики в 3 классе.
Тема урока: Симметричные фигуры.
Тип урока: Урок открытия нового знания. Урок - игра.
Цель: Расширить знания учащихся о симметрии.
Задачи:
- Закрепить навык построения симметричных точек и фигур, относительно данной прямой.
- Развивать коммуникативные качества (умение делать выводы, высказывать свои мысли), логическое мышление, практические умения.
- Развивать наблюдательность, расширять кругозор и познавательный интерес учащихся на основе межпредметных связей.
- Учить работать в микрогруппах.
- Воспитывать устойчивый интерес к предмету.
Демонстрационный материал:
1) карточка с пословицей: Знания по наследству не достаются.
2) эталон симметричных фигур:
Раздаточный материал:
1)карточки с заданиями;
2) конверты с симметричными и несимметричными геометрическими фигурами; Оборудование: 1) компьютер, мультимедийный проектор; 2) презентация.
1. Мотивация к учебной деятельности
1) включение учащихся в учебную деятельность – тренировать в понимании значения уметь учиться;
2) определить содержательные рамки урока: симметричные фигуры;
3) мотивировать к учебной деятельности.
Организация учебного процесса на этапе 1:
- Ребята, здравствуйте. Давайте поприветствуем наших гостей, а теперь соседа по плечу, … по лицу. Молодцы. Садитесь. (дети сидят группами по четыре человека) – Выберите, пожалуйста, командира вашей группы.
- Какую тему мы с вами изучали на предыдущих уроках? (Ответы учащихся).
- Молодцы! А чем же сегодня будем заниматься? Один ученик читает стихотворение с доски.
На доске висит карточка с пословицей. (СЛАЙД 2)
- Прочитайте пословицу и обсудите смысл этой пословицы с соседом по плечу. Каждый высказывает свое мнение, время дается по 10 секунд на каждый ответ.
- Ребята, всем хватило времени на обсуждение? Если да, то я хотела бы вам задать вопрос.
- Как вы понимаете ее смысл? (Знания надо приобретать самому, никто тебе их не даст.)
- Сегодня на уроке мы с вами проверим, какие знания о симметрии мы приобрели, чему научились. Закрепим наши знания по теме.
2. Актуализация знаний о симметрии и фиксация затруднения в пробном учебном действии.
1) актуализировать знания о симметричных фигурах;
2) тренировать мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования;
3) мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию;
4) предъявить индивидуальное задание для пробного действия (определить симметричность фигур);
5) организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднение в учебной деятельности (невозможность использования известных эталонов);
Организация учебного процесса на этапе 2:
1) Повторение знаний о симметрии
1) - Ежедневно каждый из нас по несколько раз видит свое отражение в зеркале. Это настолько обычно, что мы не удивляемся, не задаем вопросов, не делаем открытий. С помощью зеркала мы прикасаемся к удивительному математическому явлению – симметрии. С понятием симметрии мы познакомились на прошлых уроках.
- А сейчас я хотела бы проверить ваши знания по теме. Для этого мы с вами поиграем в игру.
Звучит музыка.
1-й вопрос: - Что такое симметрия? (пауза для размышления). (Начинает тот, кто выше ростом). - Поблагодарите партнера. -А теперь на этот вопрос ответит …. (Симметрия –равное удаление перпендикулярно оси симметрии.)
2-ой вопрос: – Как назвать прямую, поделившую наши фигуры на две равные части? -А теперь на этот вопрос ответит …. . (Ось симметрии)
3-ий вопрос: - Что произойдёт, если симметричную фигуру сложить пополам по оси симметрии? -А теперь на этот вопрос ответит …. . (Ее части совпадут)
- Всем спасибо. Пройдите на свои места.
(СЛАЙД 3) -эталон
+++
2) - Ребята на столах у вас лежит карточка с цифрой №1.
- Возьмите её, внимательно прочитайте вопрос, подумайте над ответом, запишите его. (Дети выполняют задание).
- Свои ответы вы будете зачитывать по часовой стрелке, начиная с учащегося под №2. На это задание вам дается 30 секунд.
Проверка: На этот вопрос мне ответит … .
- Какие правила зеркальной симметрии мы узнали?
1. Правое в зеркале становится левым, а левое – правым;
2. Близкое и в зеркале отражается близко, а далёкое – далеко;
3. Каждая точка при переносе должна лежать на перпендикулярной прямой к оси симметрии и на одинаковом расстоянии от неё.)
(СЛАЙД 5) - Симметричность фигуры необходима рыбе, для чего? (чтобы плавать), а птице (чтобы летать).
- Симметрия есть и в творениях природы (СЛАЙД 6) (животные, растения, кристаллы…) и в творениях человеческих рук (дома, автомобили, самолеты, мебель, посуда…).
4) Пробное учебное действие.
- Итак, что мы повторили?
- Так чем же мы сегодня будем заниматься на уроке? (расширим наши знания о симметрии). Что вы сейчас будете выполнять? (пробное действие)
А) (работа в группах). (СЛАЙД 6)
- У вас на партах лежит карточка №2.
- Что изображено на ней? (бабочка)
Возьмите ее и выполните задание:
- В верхнем левом углу нарисуйте зеленый квадрат. (Дети выполняют).
- В нижнем правом углу красный овал. (Дети выполняют).
- А теперь подумайте, как связать данное задание с пройденной темой. Какое задание можно предложить выполнить. (перенести изображение геометрических фигур на противоположные крылья бабочки) Перенесите. (СЛАЙД 7)
3. Выявление места и причины затруднения.
Цель: выявить и зафиксировать место и причину затруднения.
Организация учебного процесса на этапе 3:
- Что нужно сделать?
- Покажите, что у вас получилось.
- Почему возникло затруднение? (мы определяли симметричность фигур, но сами симметричные фигуры не строили)
4. Построение проекта выхода из затруднения.
1) согласовать и зафиксировать цель и тему урока;
2) построить план и определить средства достижения цели.
Организация учебного процесса на этапе 4:
- Как определяли симметричность фигур? (перегибали фигуру по оси симметрии). Может ли это умение нам помочь?
- Есть ли у нашей нарисованной бабочки ось симметрии? (да, она проходит по тельцу бабочки)
- Если мы согнём лист с изображением бабочки по оси симметрии, то как перенести изображение фигур? Предложите варианты. (1. положить согнутый лист на стекло, фигуры будут просвечивать. Их перерисовать. 2. Воспользоваться иголкой. Проколоть в нескольких местах фигуры. На второй половинке появится отпечаток. 3. Посчитать количество клеток до оси симметрии, а потом отложить столько же клеток после оси симметрии.)
5. Реализация построенного проекта.
1) организовать коммутативное взаимодействие с целью реализации построенного проекта, направленного на приобретение недостающих знаний;
2) организовать фиксацию построенного способа действия в речи и знаково (с помощью эталона);
3) организовать уточнение общего характера нового знания.
Организация учебного процесса на этапе 5:
-Каждая группа выбирает один из способов и выполняет задание.
По окончании работы каждая группа показывает свою бабочку.
- А каким способом вы это сделали? (Дети дают свои ответы).
- У всех получились бабочки с геометрическими фигурами, расположенными симметрично.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
зафиксировать новое учебное содержание во внешней речи. (СЛАЙД 8)
- Ребята давайте еще раз повторим определения.
- Какие фигуры называются симметричными?
- Что такое ось симметрии?
- Сколько осей симметрии может быть у фигуры? (от 0 до бесконечности)
- Какие оси симметрии бывают? (горизонтальные, вертикальные)
7. Физминутка.
8. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
1) тренировать способности к самоконтролю и к самооценке;
2) проверить сформированность представления об осях симметрии.
Организация учебного процесса на этапе 8: (СЛАЙД 9)
- У вас на столе лежит конверт №1 с геометрическими фигурами. Возьмите каждый по 2 фигуры. Давайте попробуем найти у них оси симметрии. Время выполнения 10 секунд.
- Ребята все успели? (если нет, то учитель дает дополнительное время).
- Ребята, я даю вам еще 10 секунд для того, чтобы вы сделали проверку, обсудив свои ответы по кругу, начиная с учащегося под №4.
Ребята все успели?
Проверка: - Ребята встаньте, задвиньте стулья.
- Учащиеся под №1 – возьмите фигуры со стола, у которых 1 ось симметрии и подойдите к табличке с номером 1.
- Учащиеся №2 – возьмите фигуры, у которых 2 ось симметрии и подойдите к табличке 2.
- Учащиеся №3 – возьмите фигуры, у которых 3 ось симметрии и подойдите к табличке 3.
- Учащиеся №4 – возьмите фигуры, у которых 4 ось симметрии и подойдите к табличке 4.
Ребята, а теперь в парах обсудите и докажите правильность своего выбора. На обсуждение вам дается по 5 секунд.
- Ребята все успели? (если нет, то учитель дает дополнительное время).
- Ну а теперь я хотела бы узнать у какой фигуры, под каким номером 1 ось симметрии и почему, ответит (…), 2 оси (…), 3 оси (…), 4 оси (…) (по одному представителю из каждой образованной группы).
- Спасибо, возвращайтесь на свои места.
- Какие фигуры остались на столах, почему? (ответы детей)
9. Включение в систему знаний и повторение.
Организация учебного процесса на этапе 9:
А) На столах лежат карточки №3. Заполните их.
М В Х П Т Ш Е Н Ф Ж С Б Э К Г З Ч
1. Вертикальная ось симметрии
2. Горизонтальная ось симметрии
3. Две оси симметрии
4. Нет оси симметрии
Проверка. - На первый вопрос отвечает учащийся под номером 3 (поднимите руку), затем учащийся под № 4, отвечаем на вопросы по кругу. (Все сверяют ответы).
- Кто сомневается в правильности ответа, может сверить с эталоном. (СЛАЙД 10)
Палиндромы (перевертыши) - это слова и предложения, которые читаются одинаково слева направо и справа налево.
Например: НАГАН
Встречаются и целые фразы, которые обладают такими свойствами, если не считать пробелы между словами. Например: ИСКАТЬ ТАКСИ.
- Придумайте и запишите слова палидромы в своей группе (задание выполняют на 1 листе, один записывает, все отвечают).
Проверка. Поднимите руку, у кого 2 слова, 3 слова, 4 слова и т.д.
Зачитывает та группа, у которой самое большее количество придуманных слов.
В) (СЛАЙД 12)
- В каждой группе на столе лежит конверт №2. Откройте их и соберите из слов фразу. (Командная работа).
Самопроверка по эталону на доске. (СЛАЙД 12)
А РОЗА УПАЛА НА ЛАПУ АЗОРА
Я НЕ МИЛ И НЕ ЖЕНИЛИ МЕНЯ
10. Самостоятельная работа.
- Ребята, перед вами лежит чистый лист бумаги. Возьмите его. (Учитель показывает и выполняет задание вместе с учащимися).
1.Сложите листок бумаги вдвое и еще раз вдвое.
2.Нарисуйте в центре квадрат.
4. Пронумеруйте полученные части, начиная с верхнего левого угла по часовой стрелке.
5. В нашей жизни встречаются предметы, в которых есть симметрия. Зарисуйте их. Дается время 10 секунд.
- А теперь каждый из учеников должен ответить на вопрос:
- Для чего данному предмету симметрия, запишите. (30 секунд).
(Учащиеся под своими номерами заполняют все листы в соответствующем углу).
В центре записано слово СИММЕТРИЯ
11. Подведение итогов. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;
организовать рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся;
оценить собственную деятельность на уроке;
зафиксировать неразрешенные на уроке затруднения, если они есть, как направления будущей учебной деятельности;
обсудить и записать домашнее задание.
Организация учебного процесса на данном этапе:
А) Домашнее задание. (СЛАЙД 16)
Домашняя работа:
Карточка №4 задание:
2. Составить фигуру симметричную данной.
Не говори чему учился, а говори что узнал.
- Прочитай высказывание, подумай и ответь.
- Что нового вы узнали сегодня на уроке?
- Чем занимались? - Что особенно понравилось?
Познакомить с понятиями симметричность фигур, ось симметрии.
Планируемые образовательные результаты
Предметные: Путём совместных открытий в ходе практической деятельности определить признаки симметричности фигур.
Метапредметные: развивать навыки общения, умение логически мыслить, умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, обобщать, делать выводы и заключения.
Личностные: воспитать культуру общения, научится высказываться о симметричных предметах.
Симметрия, симметричность фигур, ось симметрии.
Трудовые действия учителя
1. Планирование и реализация образовательной работы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и основными образовательными программами.
2. Создание позитивного психологического климата в коллективе, создание условий для доброжелательных отношений между детьми.
Учебно-методическое обеспечение (средства, оборудование)
Для учителя
Презентация, ноутбук, интерактивный экран, учебник, дидактический и наглядный материал.
Для обучающихся
Презентация, интерактивный экран, учебник, дидактический и наглядный материал.
Математический диктант:
Найдите частное чисел 85 и 17.
Первое слагаемое 5 , второе слагаемое 25.
Найдите произведение 6 и 8.
Запишите разность чисел 28 и 5;
Запишите сумму 28 и 20.
-Отгадайте загадку: Шевелилась у цветка
Все четыре лепестка,
Я сорвать его хотел –
Он вспорхнул и улетел. (Бабочка)
На доску вывешивается бабочка неправильной формы.
- Рассмотрите бабочку. Что необычного заметили? (Бабочка неправильной формы)
-Да, в природе вы не встретите такую бабочку. Природа – мир гармонии и красоты. Скорее мы встретим такую бабочку. (Вывешивается бабочка правильной формы)
- Что вы скажете о форме этой бабочки и дома? ( с правой стороны так же, как и с левой)
-Посмотрите, я закрываю одну часть бабочки, остается вторая часть.
Первая часть и вторая часть бабочки образует ЧТО? (1 целое)
-А теперь посмотрите на эту бабочку (Асимметр): закрываю одну часть бабочки, затем показываю вторую часть бабочки.
Первая часть и вторая часть бабочки образует одно целое? Почему?
(Части есть, но целого нет)
- Значит, целое – это две одинаковые, идентичные, похожие части.
- А, теперь, дорисуйте так, чтобы:
1. обе части были одинаковые
2. части не были похожими
- Как же мы будем называть, одно целое, когда 2 части похожие, одинаковые? (симметричные)
- А как мы будем называть, если части не похожие, разные? ( асимметричные)
- чтобы это узнать, нам необходимо решить примеры и угадать, что же за слово зашифровано.
- Скажите мне, пожалуйста, где мы можем встретить симметрию?
- Где мы можем встретить в математике?
-Итак, симметрия – это…?
- Откройте урок 15, с.40 и мы с вами проделаем практическую работу и увидим симметрию в математике.
№1- Давайте проверим наши предположения. Возьмите лист бумаги и согните пополам, затем ножкой циркуля проткните. Разогните листок. Что видим?
Обозначьте полученные точки буквами А и В. Что интересного заметили? ( Что они располагаются на одинаковом расстоянии относительно линии сгиба.)
-Соедините точки А и В отрезком. Точку пересечения – линию сгиба точкой О.
-Линия сгиба в математике называется ОСЬЮ СИММЕТРИИ.
- Давайте, измерим расстояние АО и ВО. Что заметили? (Что отрезки одинаковы или расстояния равны.)
- Теперь возьмём угольник и приложим к углу, который образуется отрезком АВ и осью симметрии. (Получился прямой угол).
- №2 устно. Как вы думаете, какие точки на рисунках являются симметричными относительно изображенных прямых?
- №3. На доске показывать точки и каждую клетку считать.
Точка В расположена левее прямой L, нам необходимо сделать симметричную точку. Для этого надо посмотреть на сколько квадратиков левее расположена точка В. На 1 квадратик. Значит симметричная точка будет на 1 квадратик правее прямой L.
Точка А находится выше точки В на два квадратика. И отдаляется от прямой L на три квадратика. Значит симметричная точка будет находиться правее на 3 квадратика.
- №5 на доске:
530 840:40 15 786+64400:80
272 580:3 436 500-255 681:9
- №4 на доске:
Построй отрезки, симметричные данным относительно прямой L. Как проверить, правильно ли они построены?
Читайте также: