Конспект урока по литературному чтению на родном языке 1 класс

Обновлено: 06.07.2024

Автор: Казаренко Елена Борисовна

Населенный пункт: Белгородская область, г. Новый Оскол

Метапредметные:

познавательные: овладевают навыками смыслового чтения, выбирают вид чтения в зависимости от цели, выделяют существенные признаки, составляют план ответа;

регулятивные: формулируют и удерживают учебную задачу, предвосхищают результат; коммуникативные: адекватно оценивают собственное поведение и поведение окружающих, оказывают взаимопомощь в сотрудничестве;

личностные: осуществляют самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности.

Ход урока.

1.Организация класса.

Прозвенел сейчас звонок,
Начинается урок.
Вы за парты тихо сели.
На меня все посмотрели. (эмоциональный настрой)

2. Подготовка к изучению нового материала.

Прослушивание записи птичьих голосов.

Что сейчас услышали? Как думаете, кто будет главным персонажем произведения, над которым будем сегодня работать?

3.Работа в группах.

Каждой группе ребят из 5-х человек даётся название птицы, затем сказать, как они поют:

Воробьи – чирик – чирик

Синицы – тинь – тинь

Ворона – кар – кар

Дятел – тррр – тррр

Снегирь – дю – дю – дю

Клёст – цок – цок – цок

Свиристель – тюр –тюр – тюр

4. Постановка учебной задачи.

Сформулируйте тему урока, отгадав 2 простые загадки.

Я зимой люблю кормушки,

Как на ёлочках игрушки,

Если поклевать хочу,

От одной к другой лечу.

Желтогрудая я птичка,

Под Новый год пришел он в дом
Таким румяным толстяком,
Но каждый день терял он вес,
И, наконец, совсем исчез.

Дети высказывают свои предположения.

Биографию писателя рассказывает подготовленный ученик.

Виталий Валентинович Бианки – известный писатель, который создал множество произведений для детей. Он родился 30 января 1894 года в Петербурге. Отец Виталия Валентиновича работал в Зоологическом музее, поэтому мальчик тоже начал увлекаться изучением природы. Бианки учился в гимназии, потом поступил на физико-математический факультет Петроградского университета. Нестабильная политическая обстановка в стране в период становления советской власти повлияла на жизнь Виталия Валентиновича. Он часто подвергался арестам. Проблемы со здоровьем не позволили Бианки участвовать в боях во время Великой Отечественной войны. 10 июня 1959 года Виталия Валентиновича не стало. Рассказы и сказки В.В. Бианки рассказывают о прекрасном мире живой природы. Виталий Валентинович создал множество интересных и поучительных произведений: “Терентий-тетерев”, “Снежная книга”;“Лесные домишки”,“Как я хотел зайцу соли на хвост насыпать”,“Зеленый пруд”,“Анюткина утка.”

Сегодня на уроке будем читать сказку по ролям, совершенствовать технику чтения. Вы должны выразительно читать, правильно строить предложения.

6.Первичное чтение сказки подготовленным учеником вслух. Читаем про месяц январь.

7.Словарная работа.
Посчастливилось – повезло.

- Я предлагаю прочитать 6 фраз, которые я выбрала из сказки.
- Зинька была молоденькой синичкой и своего гнезда у нее не было.
- … в первый раз Зинька заснула в тепле …
- … утром Зиньку разбудил крик воробьев.
- Ведь сегодня Новый год.
- Сегодня первый день января.
- Где же сразу столько запомнить!

Я предлагаю восстановить правильную последовательность текста.

9.Чтение сказки учащимся и деление на части.

- Я эту сказку разделила на 3 части и составила план. Предлагаю вам прочитать сказку, самостоятельно разделить ее в соответствии с планом.

  1. Зинька нашла гнездо.
  2. Зиньку разбудил шум в доме.
  3. Зиньку разбудил веселый звонкий крик воробьев.

ФИЗМИНУТКА

1-я часть (дети читают вместе вслух и задают вопросы ,сидящему рядом.)

2-я часть (работа по вариантам)

3-я часть (чтение по ролям, учитель задает вопросы)

Кто разбудил Зиньку утром?

Чему радовались люди и птицы?

Какой была синичка?

Почему воробьи назвали синичку желторотой?

Чему удивились воробьи?

11.Выборочное чтение.

Прочитайте слова из текста, которые подтверждают, что Зинька была любознательной.

Найдите в тексте слова, где говорится, как ей посчастливилось найти гнездо.

12.Итог урока. Рефлексия.

–С какой сказкой познакомились?

– К какому виду относится эта сказка?

– Чему учит эта сказка?

– С каким настроением вы заканчиваете урок? Почему?

– За что бы вы себя похвалили сегодня?

Если урок вызвал положительные эмоции покажите весёлый смайлик, если не вызвал эмоций, то грустный.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока по литературному чтению на родном языке 1 класс

Цель: - продолжить знакомство с русскими народными сказками,

- совершенствовать навыки выразительного осознанного чтения,

- воспитывать любовь к чтению, народному творчеству, расширять кругозор.

Оборудование: компьютерная презентация на тему урока, выставка книги со сказками, цв. карандаши, листы для рисования.

1.Организационный момент.

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок. ( Проверить готовность к уроку).

На уроке литературного чтения нам нужны ушки, что бы слушать, глазки, что бы видеть язычок, что отвечать на вопросы.

2. Вступительная беседа.

Сказки любят все, мы слушаем их с самого раннего детства . Вы маленькие ,а мама или бабушка, укладывая вас спать, рассказывали сказки. Далёко, в прошлом, когда маленькими были ваши дедушки и бабушки, им тоже рассказывали сказки взрослые.

Русская народная сказка – это сокровище народной мудрости.. Русская сказка – один из самых популярных и любимых жанров фольклора, потому что в ней не только занимательный сюжет, не только удивительные герои, а потому, что в сказке присутствует ощущение истинной поэзии, которая открывает читателю мир человеческих чувств и взаимоотношений, утверждает доброту и справедливость, а также приобщает к русской культуре, к мудрому народному опыту, к родному языку.

– Вспомните ,какие первые маленькие сказки вам запомнились с раннего детства? ( дети называют сказки)

– Давайте выберем знатока русских народных сказок. Игрок, назвавший большее количество сказок, – победитель.

1. Был похож на мяч немножко

И катался по дорожкам.

Укатился ото всех,

2. Мышка дом себе нашла,

Мышка добрая была:

В доме том в конце концов

Стало множество жильцов!

3. Ах ты, Петя – простота,

Не послушал ты кота,

Выглянул в окошко…

4. Колотил да колотил

По тарелке носом –

Ничего не проглотил

И остался с носом…

5. Возле леса, на опушке,

Трое их живёт в избушке.

Там три стула и три кружки,

Три кровати, три подушки.

Угадайте без подсказки,

Из какой герои сказки?

- К какому разделу русских народных сказок относятся эти сказки (О животных)

- К какому разделу русских народных сказок относятся эти слова и загадки.?(О животных)

Как вы думаете , из какого раздела русской народной сказкой мы познакомимся? ( о животных)

Определение темы и целей урока .

- Как вы думаете, с какой русской народной сказкой мы познакомимся? ( познакомимся со сказкой о животных)

-Чему будем учиться? ( внимательно слушать сказку, отвечать на вопросы, определять героев сказки, понимать, чему учит эта сказка)

В народных сказках используются устаревшие слова, обороты речи: горы высокие, реки синие.

Словарная работа : утушка, сощипывала, прихлебывала, приплакивала, причитала, дубравушка, зайка скакучий, рыскучий, у глубокой застружечки (маленький залив), приздоравливаться

4.Физминутка

5.Знакомство с текстом.

Сказка

6 . Беседа по содержанию. Закрепление изученного.

- Знакома ли вам эта сказка?

- Скажите, а слышали ли вы эту сказку раньше, еще до того как научились читать?

гримаса, дилер, галерея, коридор, алюминий, пьеса, драма, драматический, галера, фурор, раса, масоны, оперетка, грамотей, директриса, дрожать, количество, карикатура, кристальный, колонка, кавалерия, цимбалы, эмиграция, росомаха, проблема, продюсер, актриса, трос, амуниция, дилижанс, соната, стела, скалодром, комический, такелаж.

На главную страницу

— Конспекты уроков

В этом разделе вы можете бесплатно скачивать конспекты к урокам русского языка. Используйте размещённые здесь материалы на своих уроках, но помните, что у каждой работы есть автор. Не стоит делиться этими конспектами с коллегами на других сайтах.
Оценивайте, пожалуйста, конспекты и сценарии коллег, так вы поможете нам выбрать лучшие работы, авторы которых будут награждены.
Добавьте свой конспект и скачайте свидетельство о публикации материала в СМИ сразу же после публикации.
добавить конспект

Урок литературного чтения на родном (русском) языке в 1 классе

· Создать условия для формирования и усвоения знаний об алфавите. Способствовать осознанию детьми практической необходимости знания алфавита.

· Познакомить детей с историей Башкортостана, его достопримечательностями.

· Формировать у детей универсальные учебные действия.

· Развивать устную речь учащихся, совершенствовать культуру речи, внимание, мыслительные способности.

· Формировать интерес к изучению родного края.

· Воспитывать чувство гордости за свою Родину,

· Воспитывать чувство взаимоуважения, дружбы

Оборудование: презентация, проектор, карточки с заданиями, орфографические словари, цветок курая

I . Организационный момент. Слайд 2

Девиз урока: Тот, кто хочет много знать,

Должен сам все постигать!

II . Фонетическая зарядка.

2) Чтение (на доске): кра- край

3) Вставь гласные и прочитай слово: *ЛФ*В*Т | А А И (алфавит)

Р *Д*Н* |О И А (Родина)

4) Прочитай пословицу и объясни: Человек без книги, что пчела без цветка.

- Какие знания мы будем постигать на уроке, тему урока, определите по словам из фонетической зарядки (Алфавит, наш край, дружба, трудолюбие.

Пословица: Пчела без цветка не наберет мед, а человек без книги не получит знания

- Цель нашего урока - узнать об особенностях алфавита, как образовалось это слово, о его практическом использовании в жизни людей; узнаем новые сведения о нашем родном крае.

IV . Актуализация знаний.

1. Разгадывание загадки.

Тридцать три родных сестрицы,

На одной живут странице

И повсюду славятся! (буквы)

- Где живут буквы? (В алфавите) Слайд 3

- Что такое алфавит? (Если расположить буквы в определённом порядке, получится алфавит)

- В алфавите каждая буква занимает своё постоянное место.

V . Открытие нового знания.

2.Упражнение на ориентирование в алфавите.

- Предлагаю, используя алфавит, отгадать слово:

- Найди вторую букву алфавита (Б)

- Найди первую букву (А)

- Найди букву в алфавите, которая следует за буквой Ч (Ш)

- найди 12 –ю букву (К)

- Эта буква 10-я (И)

- Букву, которая идёт перед буквой С (Р)

- буква следует за буквой З (И)

- это последняя буква в слове – последняя и в алфавите (Я)

- Проверьте слово: БАШКИРИЯ. (Слайд 5)

- Продолжите: Башкирия – это (республика, в которой мы живем)

- Вот так, играя, используя алфавит, можно составлять слова.

3.Работа со словарем

- Для чего, почему так важно знать порядок букв в алфавите?

- Как поступить в этом случае? (Найти слово в словаре).

- (найти в словаре букву Р).

- ? - Так почему так важно знать порядок расположения букв? Где это может пригодиться в жизни? (Чтобы быстро находить нужную информацию)

- Мы уже начали разговор о нашем крае, Башкирии, республике Башкортостан. В марте 2019 года отмечается 100-летие со дня образования Республики Башкортостан. Это будет настоящим праздником для всех людей, которые любят и гордятся своей родиной, необъятной красотой башкирской земли.

- Давайте поздравим свою республику хорошими знаниями.

(ученик читает стихотворение)

Башкортостан мой край родной! Горжусь и радуюсь тобой!

Твои долины, реки и поля – всё это ты, любимая земля!

(Музыка. Курай )

- Какой музыкальный инструмент вы услышали?

Он слов не говорит, наверняка,

Хотя и голос есть, да нету языка (курай)! (Слайд 6)

- Да, правильно – это курай (показ инструмента). Курай – башкирский национальный музыкальный инструмент. Его изготавливают из тростника: выбирают гладкий, пустой и чистый тростник и вырезают в нём 5-6 отверстий. Длина курая 57-81 см.

- предлагаю собрать свой цветок курая из лепестков с заданиями. Лепесток 1-й

V I . Закрепление. Формирование умений и навыков.

1 Коллективная работа

(курай, пчела, юрта, джигит, шихан)

- Назовите в алфавитном порядке слова:

джигит – башкирский воин, богатырь,

шихан - гора-одиночка из известняка, останков морских обитателей

Слайд 8 юрта - Башкиры в давние времена были кочевым народом, они постоянно переезжали с места на место, т. е. кочевали. Поэтому дома их были не прочными и быстро легко собирались, а назывались они юрта.

- объяснить значение слов.

-составить предложения с данными словами

1) республике, живём, в, мы, Башкортостан

2) красива, края, Как, нашего, природа

(Мы живем в республике Башкортостан. Как красива природа нашего края! )

УРА Р=Ф (Уфа)

- Что можете рассказать? (Уфа – столица Башкортостана) (Слайд 10)

(ученик читает стихотворение)

Новый день над городом рождается и по свету катится волна:

С монумента Дружбы город начинается, с дружбы начинается Уфа.

2. Групповая работа, работа в парах (разноуровневая работа)

- Предлагаю поработать в группах, получите задания:

Уфа, Мелеуз, Стерлитамак, Ишимбай, Октябрьский, Туймазы, Белебей, Ашкадар.

Лепесток 6-й : Нордовка, Варварино, Тихоновка, Дмитриевка, Салават.

Ашкадарская, Коммунистическая, Мира, Специалистов, Парковая, Молодежная, Заречная, Степная

Слайд 11 . Белебей, Ишимбай, Мелеуз, Октябрьский, Стерлитамак,

Туймазы, Уфа

- что обозначают эти слова ? (названия городов Башкортостана)

- назвать другие города Башкортостана

Слайд 12 . Варварино, Дмитриевка, Нордовка, Тихоновка,

- что обозначают эти слова ? (названия сел и деревень Башкортостана, в которых живут ребята нашего класса)

Слайд 13. Ашкадарская, Гагарина, Заречная,Коммунистическая,

Мира, Молодёжная, Парковая, Специалистов, Степная

- что обозначают эти слова ? (названия улиц в с.Нордовка)

- Какой улицы нет на карточке? (Гагарина)

VII . Итог урока. Рефлексия учебной деятельности

1.- Наш урок подходит к концу. Выполняя задания, изучая алфавит, мы собрали цветок курая – символ дружбы. Он изображен на флаге и гербе нашей республики.

- Почему нам удалось это сделать? (Работали все, дружно, вместе, помогали друг другу)

- Сколько лепестков составили цветок курая?

- 7 лепестков – это 7 башкирских семь родов, положивших начало единению народов, проживающих на территории Республики Башкортостан. Семь лепестков символизируют единство, дружбу народов, которые живут в Башкортостане.

- Давайте вместе прочитаем:

Слайд 14. Тайны грамоты хранит

Наш приятель Алфавит.

Мы по Азбуке шагали,

Край родной свой изучали.

2. – Начиная наш урок, мы поставили цель узнать об алфавите, о своем крае.

- Как вы считаете, мы достигли этих целей?

- Для чего вам эти знания?

- Вы довольны своей работой?

3. - Хочу вам , ребята, пожелать:

- Изучайте свой край, любите, гордитесь, берегите, прославляйте своими добрыми делами.

Ты эти буквы заучи.
Их три десятка с лишком.
А для тебя они – ключи
Ко всем хорошим книжкам.
Нужно выучить алфавит!

Чтобы вы лучше запомнили алфавит, вам - “Алфавит – художник”. Соедините все буквы русского алфавита по порядку и у вас получится картинка.

– Вы замечательно потрудились. Спасибо вам! Урок окончен.

книги.jpg

Если материал понравится другим пользователям сайта, мы перенесём его в платный раздел Лучшие материалы, а вам подарим статус Преподаватель на два месяца . Кроме того, вы сможете бесплатно скачать Свидетельство о публикации материала в сети Интернет.

Конспект урока по литературному чтению на родном языке (русском) разработан для 1 класса. УМК "Школа России". В данном уроке у обучающихся формируется читательская грамотность, с помощью работы со сплошными текстами.

Оценить 30 0

Урок литературного чтения на родном языке (русском)

Планируемые результаты: умеют прогнозировать содержание раздела и текста; выразительно читать в слух по слогам и целыми словами; отвечать на вопросы по содержанию прочитанного; научатся пересказывать текст по опорным картинким.

Ход урока

Актуализация знаний

Речевая разминка

Дружба очень нам нужна.

В жизни нашей так важна:

Коль случится что-то вдруг,

К нам придёт на помощь друг!

– Как вы понимаете значение слова дружба? (Ответы детей.)

2.Самоопределение к деятельности

­ - Сегодня будем с вами говорить о дружбе, постараемся ответить на вопрос, что такое дружба.

– Прочитаем пословицу (Без друга в жизни туго.)

– Как вы понимаете эти слова? (Не имея друга, человек обде-лён полноценным общением, не может рассчитывать на свое-временную и бескорыстную помощь и поддержку. Настоящих друзей найти непросто, без них плохо и одиноко. Если у тебя есть друг, научись беречь его, не обижать, чтобы сохранить дружбу.)

3. Работа по теме урока

1. Введение в тему

– Какие качества в людях цените вы? (Высказывания детей.)

2. Знакомство с автором произведения

– Знакомо ли вам имя автора произведения Софья Леонидовна Прокофьева?

Софья Леонидовна Прокофьева родилась в Москве 14 мая 1928 года. Детство писательницы прошло в атмосфере трепетного отношения к ис-кусству. Её отец, Леонид Евгеньевич Фейнберг, был известным художником, поэтом и писателем.

Мать девочки рано умерла. Соню воспитывала новая жена отца – талантливая переводчица, поэтесса Вера Николаевна Маркова. Именно она привила девочке любовь к литературе, к сказкам.

1955 году С.Л. Прокофьева окончила институт, работала художником-иллюстратором.

После рождения сына, молодая мама читала своему ребёнку сказки, а потом начала придумывать и записывать новые истории.

Сказки С.Л. Прокофьевой наполнены необычайной добротой, они искренни, поэтому так любимы её читателями.

3. Знакомство с произведением

– Какое впечатление произвела на вас сказка?

4. Работа над содержанием текста

–Подумайте и объясните в чём разница между словами расхвастался и похвастался

Расхвастаться (разг.) – начать хвастаться всё сильнее и сильнее.

Похвастаться – высказаться о себе с хвастовством.

- Определим, кто говорил так и почему.

Громко, смеясь, хохоча. (Слон, он считал себя самым большим другом).

Негромко, тихо. (Четыре Пятнышка, она была маленькой).

- Кто чаще всех говорил слово друг?

– Почему сказка так заканчивается? Какую мысль хотел донести до нас автор? (Настоящий друг не тот, кто больше ростом, а тот, кто придёт вовремя на помощь.)

5. Пересказ сказки по иллюстрациям

VII. Рефлексия

–Вспомните, что же вы узнали на уроке.

– Что у вас получалось, а что нет? Подумайте почему.

VIII. Подведение итогов урока

- Как называется тема раздела, с которой мы сегодня начали знакомиться. (Без друга в жизни туго)

- У вас на столе лежит светофор зажгите соответствующий свет.

У вас недостаточно прав для добавления комментариев
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.
Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться.
Это займет не более 5 минут.

Для скачивания материалов с сайта необходимо авторизоваться на сайте (войти под своим логином и паролем)

Если Вы не регистрировались ранее, Вы можете зарегистрироваться.
После авторизации/регистрации на сайте Вы сможете скачивать необходимый в работе материал.

Заказать рецензию на методическую разработку
можно здесь

Физкультура в школе нужна для физического развития школьников, как воспитательная составляющая и озд. Подробнее.

Материал поможет расширить представления детей о весеннем празднике – 8 Марта.Учащиеся познакомятся . Подробнее.

Пройдите курс дополнительного образования по теме: Оказание первой помощи в образовательных учреждениях

Оказание первой помощи в образовательных учреждениях Пройти обучение

Диплом за отличное владение и эффективное применение современных педагогических методик в условиях реализации ФГОС

Благодарность руководству образовательного учреждения за поддержку и развитие профессионального потенциала педагогического работника

  • Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 — 58841 от 28 июля 2014 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационный технологий и массовых коммуникации (Роскомнадзор).
  • Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 4276 от 19.11.2020 года. Серия 78 ЛО № 0000171 Выдана Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга
  • В соответствии с Федеральной целевой программой развития системы образования на 2011–2015 гг. и проектом концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 гг.

Читайте также: