Конспект урока по литературному чтению 1 класс школа россии буква я

Обновлено: 06.07.2024

Выделяют звук [ э ] в начале слов и после гласных; обозначают буквой э данный звук в начале слов и после гласных; читают предложения и короткие тексты с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания; определяют основную мысль рассказа

Личностные результаты

Проявляют интерес к учению

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные: выполняют учебные действия в громкоречевой и умственной форме.

Познавательные : общеучебные – осуществляют поиск необходимой информации в тексте художественных произведений; логические – учатся выделять существенную информацию из текстов разных видов .

Коммуникативные : понимают возможность различных позиций других людей, отличных от собственной, и ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Приветствие. Организация внимания учащихся.

2. Актуализация опорных знаний.

- С помощью чего мы общаемся?

- Какая речь бывает?

-Когда мы пользуемся устной речью? (Письменной?)

- Из чего состоит речь? Предложение? Слова?

- На какие две группы делятся звуки русского языка?

- Сколько гласных звуков мы знаем? (5) Букв? (7). Почему?

-В каких случаях эти буквы будут образовывать 2 звука?

— С какой буквой мы познакомились на прошлом уроке?

— Посмотрите на доску. (Слайд 3 )

— Сегодня у нас в гостях БУКВА Я . Она приплыла к нам на

кораблике. БУКВА Я — настоящая морячка. Она подготовила

для вас интересные задания.

3. Работа над темой урока. ( Слайд 4)

А).— Прочитайте слова:

-Сколько звуков в этом слове? Букв? Почему?

Проверим . ( Слайд 5)

земляника – ля. Докажем.

Проверим . ( Слайд 6 )

— Как называется поляна, на которой растёт много земляники?

— Верно. И мы сейчас окажемся вместе с БУКВОЙ Я на такой поляне. (Слайд 7)

-Перечислите героев рассказа. Что Катя ответила о землянике?

-Как Валя охарактеризовала землянику?

- Что Оля рассказала о землянике?

-Как Коля разрешил спор девочек?

— Что же можно сказать о землянике?

(красная, крупная , сладкая , лесная , дикая , садовая ).

Но сначала надо подготовить пальчики к письму

Ребус (7 я) (Слайд 8 )

Этот пальчик – дедушка , (Слайд 9)

Этот пальчик – бабушка ,

Этот пальчик – папенька ,

Этот пальчик – маменька ,

Этот пальчик – Я.

Вот и вся моя семья.

Запись 2 – 3 слов в пропись (Красная , крупная ,сладкая).

Б). -А какие ещё ягоды вы знаете?

Соотнесите слова ,картинки и схемы на карточках. Какая лишняя? Почему? ( Работа в парах ).

Проверка выполненного задания . ( Слайд 10)

я беда, н асос, а збука — Яна . (Слайд 11)

А у Яны есть брат. Как его зовут. Отгадайте РЕБУС (Ян)

Работа в прописи (стр. 21)

Всем на свете буква Я

Доложить готова:

А вы знаете, кто я?

Я не только буква Я –

Буква, слог и слово! (А. Шибаев)

Сколько слов в этом предложении? Какое Первое слово? Второе ? Третье?

Составим схему предложения. Проверим . ( Слайд 12)

Запишем это предложение. Как начнём писать предложение? Как пишем слова в предложении? Что поставим в конце предложения?

Запись предложения в прописи.

На полянку мы заходим, (Слайд 13)

Много ягод там находим.

Мы по ягоды идём, дружно ягоды берём.

Посмотри-ка, погляди-ка: ах, какая земляника!

Земляника так душиста,

Что не лень нам наклониться.

Ниже, ниже приседай.

А теперь скорей вставай.

Выше, выше, высоко прыгайте легко-легко.

Проверка: заслушиваются ответы двух- трёх пар.

Когда он в работе , то мы говорим.

А он отдыхает ,тогда мы молчим (Язык).

Если б не было его ,

Не сказал бы ничего (Язык).

Послушайте выражение о языке :

Учись держать язык за зубами. Как вы понимаете смысл этого выражения? (Молчать). (Слайд 15)

-Так говорят о человеческом языке. Язык – это средство общения. Но у колокола тоже есть язык. Это металлический стержень ,при помощи которого получается звон. Ещё есть языки пламени. Есть язычки у обуви и иностранные языки.

VIII . Итог урока.

— Вот и закончилось наше путешествие. Подведём итоги.

С какой буквой мы работали на уроке?

— Давайте оценим свою работу. На столах у вас сигнальные карточки.

Если вы считаете, что со всеми заданиями справились хорошо, то поднимите карточку зелёного цвета. А если вы не очень довольны своей работой на уроке, то поднимите карточку красного цвета . (Слайд 16)

- Молодцы! (Слайд 17)

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс повышения квалификации

Дислексия, дисграфия, дискалькулия у младших школьников: нейропсихологическая диагностика и коррекция

  • Курс добавлен 24.12.2021
  • Сейчас обучается 207 человек из 54 регионов


Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 611 074 материала в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 05.12.2016 1980
  • DOCX 29.6 кбайт
  • 30 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Гудкова Наталья Анатольевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

1 класс Литературное чтение Урок № 34 30.10.2020

Тема: Буквы Я, я.

Познакомить с новыми гласными буквами, обозначающими два звука (в начале слова и после гласного звука).

Работать над формированием навыков правильного, сознательного, плавного, выразительного и беглого чтения.

Способствовать развитию фонематического слуха, логического мышления, внимания; воспитывать любовь к своей Родине, чувство патриотизма.

Планируемые результаты:

• Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной

деятельности, сохранить мотивацию к учебе ;

• Регулятивные: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя,

планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить

необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки

и учета характера сделанных ошибок.

• Коммуникативные: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в

устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о

правилах поведения и общения и следовать им.

• Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ

объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать

информацию из одной формы в другую; давать ответы на вопросы

- воспитывать внимательное и вежливое отношение к окружающим

- воспитывать умение сотрудничать, уважительно относиться к иному мнению.

Метапредметные:

Регулятивные: формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

- формировать умение участвовать в диалоге, выполняя нормы речевого поведения

- осуществлять совместную деятельность с одноклассниками и учителем.

- формировать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.

- формировать умение на основе анализа объектов делать выводы.

- формировать умение использовать знаково-символические средства.

- познакомить учащихся с буквой Я и звуками, которые она обозначает.

- развивать навык конструирования предложений.

- совершенствовать навык чтения.

Организационный момент

Разминка. Чтение слов с карточек из игры

Постановка темы и цели урока

Вспомните, что вы знаете о букве Е?

Сегодня вы познакомительс с новой буквой - подругой буквы Е.

Работа над новой темой

Звуко-буквенный анализ слов.

Кто внимательней? Найдите одинаковые звуки в словах:

ярмарка, яма, ягода, яблоко

Что это за звуки? ([й], [а])

Если мы слышим рядом звуки [й], [а], то обозначаем эти два звука одной буквой Я.

Знакомство с буквой Я.

Буква Я шагает гордо.

Всем на свете буква Я

- А вы знаете, кто я?

Я не только буква Я

- Буква-слог и слово!

Распознавание звуков, обозначающих букву Я.

Ярмарка! Ярмарка! Ягоды-яблоки. Ядрышки ядрёные. Ячмень яровой. Ядрица. Яшма, яхонты, янтарь - ярусами, ящичками ясеневыми. Язи! Яства! Яркая ярмарка!

Какие слова запомнили? Какие слова непонятны для вас?

Язь - название рыбы; яства (еда, кушанье) - это устаревшее слово.

В каких случаях буква Я обозначала два звука? начале слова и после гласного звука.)

Где стоит буква Я? После какой буквы?

Если буква Я в тексте написана после согласной буквы, то при произношении она указывает на мягкость согласного звука и звук [а].

- Как называется страна, в которой мы живем? (Россия.)

Учитель вывешивает па доске карту Российской Федерации ,

Основными символами нашей Родины является герб, флаг, гимн.

Перед вами карта Российской Федерации. Здесь находится столица нашей Родины, а вот в этом месте живем мы (показать город на карте).

Чтение текста на с. 111.

Чтение пословиц на с. 114.

- Чем славны русские люди?

Работа по учебнику (с. 112-113)

Почему звуков больше, чем букв?

Чтение слов с буквой Я.

Для чего нужен маяк?

Чтение слогов с гласными буквами А, Я на с. 113.

Загадки. Слого-звуковой анализ слов-отгадок.

Всегда он в работе, Когда мы говорим.

А отдыхает, Когда мы молчим.

Само с кулачок, красный бочок.

Тронешь пальцем - гладко, А откусишь - сладко.

Она, как змейка, В траве мелькает, Хвостом виляет.

Хвост оборвет- Другой наживет.

Чем больше из меня берут, Тем больше становлюсь.

И железные рога, И железная нога,

На цепи на дно пойдет - Остановит пароход.

Подведение итогов

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс повышения квалификации

Дислексия, дисграфия, дискалькулия у младших школьников: нейропсихологическая диагностика и коррекция

  • Курс добавлен 24.12.2021
  • Сейчас обучается 207 человек из 54 регионов


Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 611 074 материала в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 01.11.2020 455
  • DOCX 22.9 кбайт
  • 17 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Завора Анна Викторовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Новые курсы: функциональная грамотность, ФГОС НОО, инклюзивное обучение и другие

Время чтения: 15 минут

Время чтения: 2 минуты

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Цель: Научить ученика учиться, познакомить с гласной буквой Я, обозначающей два звука.

Задачи:

  1. формировать у учащихся представление о функциях буквы Я.
  2. совершенствовать навыки чтения.
  3. развивать фонематический слух, речь, логическое мышление.
  4. воспитывать любовь к Родине, коллективизм.

УУД:

  1. умение выполнять слога – звуковой анализ слов,
  2. объяснять употребление заглавной буквы,
  3. уметь составлять рассказ по картинке, задавать вопросы по тексту,
  4. уметь работать в малой группе, самостоятельно.

Оборудование: проектор, компьютер.

Ход урока

I. Организационный момент.

Прозвенел звонок и смолк
Начинается урок
Мы за парту дружно встали
Глазки на меня подняли
Тихо сели спинки прямо
Все тихонечко вздохнём
И урок мы наш начнём.

II. Включение в учебную деятельность.

– На какие 2 группы делятся все звуки букв? (гласные и согласные)

(давайте проверим ваш ответ) СЛАЙД 2 по щелчку

– Какие вы знаете буквы дающие гласные звуки? (а, о, у, ы, и, е)

(давайте проверим ваш ответ) СЛАЙД 3 по щелчку

– Какие буквы указывают на то, что впереди неё стоящий согласный произносится мягко? (и, е).

(давайте проверим ваш ответ) СЛАЙД 4 по щелчку)

III. Постановка цели

Для этого вы должны определить, чем мы на уроке будем заниматься. Какую букву изучать. А для этого вам надо отгадать загадки.

Домик круглый, домик белый,
Домик был сначала целый,
А как треснул наконец,
Так и выскочил жилец.
(Яйцо и цыпленок) Рисунок 1

Круглое, румяное,
Я расту на ветке.
Любят меня взрослые,
И маленье детки.
(Яблоко) Рисунок 2

Если б не было его,
Не сказал бы ничего.
(Язык) Рисунок 3

Так с какой же буквой мы познакомимся сегодня на уроке? С буквой Я.

IV. Работа по теме урока.

1. Знакомство со звуками [й,а].

Откройте Азбуку на стр. 111.

– Что изображено в красной рамочке справа? (Яблоки и яблоня)

– Что вы можете сказать о схемах к этим словам?

– Какие первые два звука в каждом из этих слов? (Й, а)

Когда рядом слышится два звука в следующей последовательности [й,а], в письменной речи употребляется буква Я. Рисунок 4

2. Знакомство с буквами Я,я.

СЛАЙД 5 по щелчку.

– Откройте пропись на стр. 29 и сравните печатную букву я и строчную письменную.

СЛАЙД 6 по щелчку (написание строчной буквы я)

– Пропишите букву я. Сначала каждый элемент до буквы, затем буквы по пунктиру, потом самостоятельно до конца строки.

Откройте пропись на стр. 30 и сравните печатную букву Я и заглавную письменную.

СЛАЙД 7 по щелчку (написание заглавной буквы Я)

– Пропишите букву Я. Сначала каждый элемент до буквы, затем буквы по пунктиру.

– Проведите фонетический разбор (звуко-буквенный анализ) слов якорь, змея.

Скажите в каких случаях буква Я даёт два звука? (В начале слова, после гласного звука). А ещё после Ъ или Ь знаков.

3. Работа по учебнику

– Расскажи, где ты родился.

– Как называется город, где ты живёшь.

– На берегах, какой реки стоит твой город?

– Что вы видите на иллюстрации? (Карту нашей страны)

– Название какого города можно прочитать в середине левой части карты? (Москва)

– Почему именно этот город так важен для нашей страны?

– На каких видах транспорта можно добраться из одного места нашей страны в другое?

– Какие животные обитают на территории нашей страны?

– Какие деревья произрастают на территории нашей страны?

– Как называется страна, в которой мы живём? (Россия)

Основными символами нашего государства являются герб, флаг и гимн РФ.

СЛАЙД 15 по щелчку

– Прочитайте пословицы на стр. 110.

Дети читают пословицы по цепочке.

– Чему они нас учат?

– Чем славны русские люди?

– Прочитайте текст на стр. 111.

– Как называется наша страна?

– Что посадили у дома?

– Чему будут рады мама, папа и сестра?

– Скажите пожалуйста, что такое Родина?

Место, где ты родился и растёшь, – это Родина.

СЛАЙД 16 по щелчку

Рассказ учителя о флаге России.

Государственный флаг Российской Федерации утверждён 11 декабря 1993года.

Цвета флага символизируют:

  • Белый цвет символизирует благородство и откровенность;
  • Синий цвет — верность, честность, безупречность и целомудрие;
  • Красный цвет — мужество, смелость, великодушие и любовь.

Упражнения на развитие речевого аппарата.

И.П. стоя, пальцы рук скреплены в замок. На вдохе поднять руки вверх над головой, на выдохе наклониться вперёд и опустить руки, имитируя рубку дров.

Сидя поочерёдно надувать каждую щёку, перемещать поток воздуха от одной щеки к другой. Упражнение повторить 5-7 раз.

Плотно сжав губы, надуть обе щеки и имитировать жевательные движения хомячка.

V. Продолжение работы по теме урока.

  • Работа по заданию в учебнике.
  • Работа по заданию в учебнике.

Фонетический (звуко-буквенный) разбор слова маяк в тетради по чтению.

– Почему в слове маяк звуков больше, чем букв?

– Рассмотрите рисунок на этой же странице.

– Что изображено на ней?

– Что плывёт по морю?

– Кто кружит над палубой корабля?

– Кто из вас знает, для чего на море нужен маяк?

– Как называется описанная в тексте непогод на море? Шторм.

СЛАЙД 17 по щелчку

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: Создать условия для ознакомления учащихся с гласными Я, я, развития речи, логического мышления, памяти.

Планируемые результаты: Характеризуют букву я как показатель мягкости предшествующего согласного звука в слоге-слиянии. Владеют навыками чтения предложений и коротких текстов с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания.

1. Организация начала урока.

2. Речевая разминка.

3. Постановка учебной задачи.

- Сегодня на уроке мы узнаем еще одну гласную букву.

4. Усвоение новых знаний и способов деятельности.

Слого-звуковой анализ слов.

Знакомство с буквой.

- Это буква Я. Читать слова с буквой Я легко, если она в начале слова и после гласной, надо просто назвать букву. Называйте букву. Когда мы ее называем, то сразу произносим два звука [й'а].

- На что похожа буква Я?

Куча яблок на прилавке.

И заметил, я друзья:

Если б яблоку две лапки,

Сразу б вышла буква Я.

Чтение слогов- слияний и слов (учебник, с. 111)

- Мягкими или твердыми являются согласные перед буквой я?

- Сколько звуков вы слышите, произнося букву я?

Работа с текстом (учебник, с. 111)

- Прочитайте выразительно текст, соблюдая интонацию.

- Поработайте в паре: составьте к тексту вопросы и ответьте на них.

Работа с картой (учебник, с. 110)

- Рассмотрите карту. Это изображение нашей страны. Что вы видите на карте?

Читайте также: