Конспект урока по литературе метод проектов

Обновлено: 05.07.2024

Приобщение школьников к проектной деятельности является одной из современных форм обучения, позволяющей наиболее полно развивать интеллектуальные, творческие способности индивидуально у каждого учащегося. И это не дань моде, а требование времени, ответ на запрос социума. Метод проектов и личностно-ориентированный подход к обучению как нельзя лучше решают задачи современной школы.

Креативный характер использования новых информационных технологий позволяет учителю подняться над реалиями повседневности и увидеть возможные перспективы в учебно-воспитательном процессе, которые могут быть реализованы я как источник информации, и как возможность создания собственных образовательных ресурсов в сотрудничестве с учениками. Недаром китайская пословица гласит: “Расскажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню. Вовлеки меня — и я научусь”.

Проектная технология личностно-ориентирована, и в ней осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход в обучении. Это приоритетная форма организации работы учащихся, способствующая активизации их мыслительной деятельности и развитию креативных способностей. Если образно характеризовать проектную деятельность как учебный процесс, то можно сказать, что в нем обязательно участвуют ум, сердце и руки, то есть осмысление самостоятельно добытой информации осуществляется через призму личного отношения к ней и оценки результатов деятельности в “конечном продукте” — полученных школьниками знаниях и умениях.

воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета; оформления информации, собранной самостоятельно виде, доступном для помещения в сеть Интернет; находить максимально приближенные к идее художественного произведения варианты технического воплощения.

Проектная образовательная технология предполагает самостоятельную деятельность учащихся, использование исследовательских приемов, наличие проблемы, требующей интегрированных знаний; это отход от авторитарного стиля обучения и переход к взаимодействию “учитель — ученик” Важно также, что проектная технология позволяет развивать коммуникативные навыки и образность мышления учащихся. Огромную роль при этом играет постоянное общение с учителем, советы и консультации которого способствуют становлению и развитию ученика как исследователя. Выдающийся ученый Н.А. Бердяев в книге “Самосознание” писал: “Мои способности обнаруживаются лишь тогда, когда умственный процесс шел от меня, когда я был в активном творческом состоянии”.

Проектная технология предполагает:

– наличие проблемы, требующей интегрированных знаний и исследовательского поиска ее решения;

– практическую, теоретическую, познавательную значимость предполагаемых результатов;

– самостоятельную деятельность ученика;

– структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов;

– подведение итогов, корректировку, выводы.

Использование проектной технологии предусматривает хорошо продуманное, обоснованное сочетание методов, форм и средств обучения. Для этого мне, как учителю, нужно владеть всем арсеналом исследовательских, поисковых методов, умением организовать исследовательскую работу учащихся, направлять учащихся на поиск решения поставленной проблемы, уметь интегрировать знания из различных областей по проблематике выбранных проектов.

При использовании проектной технологии каждый ученик учится приобретать знания самостоятельно и использовать их для решения новых познавательных и практических задач, приобретает коммуникативные навыки и умения, овладевает практическими умениями исследовательской работы: собирает необходимую информацию, учится анализировать факты, делает выводы и заключения.

Цели любого проекта должны способствовать мотивации учащихся на проведение исследований, выработке навыков и умений групповой работы, выработке умений самостоятельно обобщать материал и делать выводы, мотивации учащихся на самостоятельное изучение и анализ отдельных фактов, тем, явлений.

Для организации проекта необходимо:

1) определить цели и задачи проекта (познавательные, исследовательские, социокультурные и т. д.);
2) определить область исследования;
3) обсудить это с учащимися и разбить их на группы (группы должны быть небольшими и не превышать 4—5 человек, или можно поставить конкретные задачи для индивидуальной работы отдельных учащихся);
4) поставить конкретные задачи перед каждой группой;
5) определить временные интервалы для выполнения каждой задачи;
б) проконсультировать каждую группу по источникам информации, необходимой для решения поставленных задач, способам их анализа, синтеза, обобщения, получения конкретных результатов;
7) организовать проведение промежуточных тематических дискуссий и критического анализа работы каждой группы в целях обмена достигнутыми результатами, корректировки работы групп, обобщения промежуточных результатов работы групп, устранения возможного недостатка информации и ее неточности;
8) откорректировать задачи групп с учетом уже полученных результатов;
9) организовать представление конечных результатов работы (презентация).

Кардинальное отличие проектного обучения от классических методов заключается в том, что в основном на разных этапах учащиеся действуют самостоятельно (учитель может выступать в роли консультанта): ставят цели и определяют пути их достижения, осуществляют поиск, отбор, анализ и обобщение необходимой им информации.

Методика организации проекта предполагает несколько этапов.

1. Планирование работы над проектом (этап обмена имеющимися знаниями по теме, интересами): высказывание пожеланий и возможных путей разрешения спорных вопросов; обсуждение возникших идей; перечисление интересующих учащихся тем проектов; формулирование темы проекта для класса или группы учащихся.
2. Аналитический этап (этап исследовательской работы учащихся и самостоятельного получения новых знаний): уточнение намеченной цели и задач; поиск и сбор информации с помощью специальной литературы, средств массовой информации, сети Интернет, использование собственных знаний и опыта учащихся; обмен информацией с другими лицами (учащимися, учителями, родителями, консультантами и т. д.), интерпретация данных; сравнение полученных данных и отбор наиболее значимых.
3. Этап обобщения (этап структурирования полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков): систематизация полученных данных; построение общей логической схемы выводов для подведения итогов (в виде рефератов, конференций, видеофильмов, мультимедийной презентации и т. д.).
4. Презентация полученных результатов (этап анализа исследовательской деятельности школьников): осмысление полученных данных и способов достижения результата; обсуждение и организация презентации результатов работы над проектом (на уровне школы, района, округа и т. д.). На данном этапе чаще всего я предлагаю защиту проектов форме презентации с использованием компьютера. Перед началом работы учащиеся получают памятку о том, как работать над презентацией.

ПАМЯТКА

Общая цель

Название презентации

Основополагающий вопрос

(под основополагающими вопросами понимаются вопросы, которые помогут учащимся сформировать целостную систему взглядов, единую картину мира)

Темы и справочные материалы, которые необходимо найти в Интернете

Перечень дополнительных ресурсов, которые можно использовать в работе

Презентация должна включать:

– вступление;
– основные тезисы;
– обзор новой концепции или мнений по вопросу;
– ссылки на использованные сайты;
– общее описание работы: цель, ресурсы, ход работы и результаты;
– графические изображения, анимационные эффекты;
– диаграммы и графики;
– цитаты, список использованных материалов;
– другое.

Особое внимание, на мой взгляд, необходимо обращать на основные эстетические проблемы, возникающие при выполнении медиапроектов. Во-первых, разработка дизайна слайдов. Мастер презентаций РоwегРоint позволяет использовать готовые шаблоны дизайна, которые учащиеся могут выбирать по своему усмотрению. Во-вторых, звуковое и графическое оформление слайдов должно гармонично сочетаться с содержанием замысла автора. Музыкальные фрагменты предлагаю подбирать таким образом, чтобы они усиливали эмоциональное восприятие текста. При этом напоминаю, что музыка должна быть ненавязчивой и создавать музыкальный фон. А звуковые эффекты, наоборот, должны привлекать внимание к определенным элементам слайдов, например, выделять правильный или неправильный ответ на контрольный вопрос.

Контрольные вопросы и ответы очень важны для формирования критического мышления и самоконтроля школьников. Данная работа позволяет проверить правильность и полноту представленных в проекте материалов и усвоение учебного материала, как для разработчиков данного проекта, так и для будущих пользователей. Обязательно нацеливаю учащихся на то, что контрольные вопросы надо формулировать так, чтобы ответ можно было найти в тексте самого проекта. При этом решается еще очень важная задача развития памяти и умения концентрировать внимание на изучаемом материале.

Приведу в пример урок, посвященный изучению романа Ф.М.Достоевского “Преступление и наказание” с использованием мультимедийных презентаций (Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3, Приложение 4).

Композиционное решение слайдов не должно быть перенасыщено информацией. Основное требование при составлении текста на компьютере — это создание лаконичного, доступного, наглядного, иногда образного текста, который может излагаться как в вербальном, так и в визуальном виде. Эстетическое оформление слайдов должно быть направлено на комфортное восприятие информации человеком (пользователем).

Для исследовательской работы требуется навык видеть главное, оформлять лаконично. В работах по литературе это очень трудно: объем материала всегда большой, а нужен минимум, да еще отвечающий поставленной цели. Для решения этой задачи на уроках литературы я вижу следующие пути:

1. Работа над художественной деталью – формирует умение видеть “мелочь”. Будучи элементом целого, деталь является сама по себе маленьким образом, микрообразом и имеет определенный семантический, психологический и эстетический вес в произведении. Художественная деталь воспитывает думающего читателя, воспитывает читательскую зоркость.

2. Оформление конспектов по биографиям писателей, теоретическому материалу. Составление конспекта способствует формированию навыка выбирать из большого количества материала только главное, формулировать кратко и лаконично необходимую информацию, а этот навык является ведущим в работе над исследовательским проектом

3. Демонстрация презентаций по теме урока, созданных учителем, позволяет показать образцы грамотного составления презентаций и механизм их использования. Это необходимо, потому что наглядность лучше всего может сформировать умение, хороший образец – большое подспорье в работе.

4. Использование учащимися для выступления готовых презентаций из Интернет ресурсов, позволяет научиться сопровождать демонстрацию слайдов соответствующими комментариями, не заменяя их простым чтением текста со слайдов и опять-таки наблюдать образец.

Все эти виды работ формируют те умения и навыки, которые необходимы для работы над исследовательскими проектами.

Работая над проектом, не следует забывать, что основным критерием успешности является радость и удовлетворение всех участников от осознания собственных достижений и приобретенных навыков. А технология сотрудничества на уроках литературы способствует успешному продвижению проектной деятельности. Работа учащихся над медиапроектами позволила сделать вывод, что данная форма учебной деятельности позволяет максимально развить творческий потенциал каждого ученика за счет интенсивного формирования свойств и качеств личности, определяющих ее сущность в дальнейшем. Действительно, положительных сторон в использовании такой работы несколько:

– индивидуальный подход к ученику;

– возможность для каждого ученика внести свою лепту в общую работу; это возможность для детей с дефектами речи проявить себя; это возможность научиться ребятам работе в группе, что является очень важным навыком для взрослой жизни; это навык оценивать себя и других, сознательно планировать предполагаемый результат и, наконец, развитие эстетических вкусов, чувства меры – вот еще качества, вырабатываемые в процессе создания учебного проекта.

Кроме того, в центре внимания — разнообразие учебной и практической творческой деятельности учащихся, основанной на индивидуально-личностном подходе к обучению. Это позволяет поддерживать высокий уровень познавательной активности и позитивной исследовательской мотивации учащихся.

Один из принципов развивающего обучения – принцип активности и сознательности. Ребенок может быть активен, если осознает цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным. Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.

Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного, обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими, со своими собственными.

Исходя из функций рефлексии, предлагается следующая классификация:

– рефлексия настроения и эмоционального состояния;

– рефлексия содержания учебного материала.

Рефлексия деятельности дает возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных. Этот вид рефлексивной деятельности приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ. Применение этого вида рефлексии в конце урока дает возможность оценить активность каждого на разных этапах урока, используя например прием “лестницы успеха”. Эффективность решения поставленной учебной задачи (проблемной ситуации) можно оформить в виде графического организатора “рыбья кость”

Рефлексия содержания учебного материала используется мною для выявления уровня осознания содержания пройденного. Эффективен прием незаконченного предложения, тезиса, подбора афоризма, рефлексия достижения цели с использованием “дерева целей”, оценки “приращения” знаний и достижения целей (высказывания Я не знал… – Теперь я знаю…); прием анализа субъективного опыта и достаточно известный прием синквейна, который помогает выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить старое знание и осмысление нового (Приложение 5).

Рефлексивная контрольно-оценочная деятельность при организации коллективно-учебной деятельности в группе предполагает включение каждого учащегося в действие взаимоконтроля и взаимооценки. Для этого используются оценочные карты, цель которых – научить адекватно оценивать себя и других. Можно предложить учащимся сделать краткие записи – обоснования оценки в виде похвалы, одобрения, пожелания и т.д.

Все, что делается на уроке по организации рефлексивной деятельности – не самоцель, а подготовка в сознательной внутренней рефлексии развитию очень важных качеств современной личности: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности.

Однако процесс рефлексии должен быть многогранным, так как оценка должна проводиться не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Таким образом, рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика и весьма важная составляющая проектной деятельности на уроках литературы.

ВложениеРазмер
o_chtenii_i_ne_tolko.docx 43.81 КБ
tehnologicheskaya_karta.docx 28.55 КБ
god_literatury_v_rossii.pptx 1.1 МБ

Предварительный просмотр:

муниципальное автономное общеобразовательное

учреждение средняя общеобразовательная школа

муниципального образования Гулькевичский район,

учитель русского языка и литературы,

г. Гулькевичи, ул. Заречная, 75.

Применение проектной технологии на уроке литературы

Современное общество требует от человека умения быстро и эффективно принимать решения, применять полученные знания в практической деятельности, самостоятельно искать необходимую информацию, вступать в контакт с окружающими, иметь высокие моральные качества. Эти требования приходится учитывать и современной школе, ориентируя преподавателя на проектирование учебного занятия с учетом формирования предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся. Чтобы выпускник был грамотным, готовым к мобилизации своих внутренних ресурсов для решения практических задач, развивать творческие способности, необходимо у него сформировать определенные практические навыки.

Уроки русского языка и литературы способствуют развитию этих умений. Здесь ученик работает с текстами разных стилей; учится находить нужную информацию, анализируя текст; применять свои творческие способности; грамотно представлять обработанную информацию, защищая свою точку зрения, применяя художественное мышление и речь. В условиях реализации требований ФГОС ООО наиболее актуальными становятся следующие технологии: проектная, технология проблемного обучения, информационно-коммуникационная, технология развития критического мышления, игровые технологии, модульная, технология мастерских, кейс-технология. Навыки самостоятельности активно формируются во время индивидуальной исследовательской деятельности ребенка. Для реализации требований Стандарта второго поколения к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу, именно метод проектов снова стал популярен.

При работе над ученическим проектом на уроках русского языка, литературы достигаются высокие предметные результаты (начитанность учащихся, системность чтения, глубина освоения идейно-художественного содержания произведения, умение применять предметные знания при анализе и оценке художественного произведения, качество речевых навыков и т. п.), метапредметные результаты (умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст, создавать тексты разных типов, способность свободно излагать свои мысли, участвовать в речевом общении, оценивать свою речь, выступать перед аудиторией), регулятивные (извлекать информацию из различных источников, овладение приемами отбора и систематизации материала, умение сопоставлять и сравнивать, способность определять цели предстоящей исследовательской или творческой работы), рефлексивные (оценивать достигнутые результаты, проектировать индивидуальный маршрут своей деятельности, применять взаимодиагностику), личностные (совершенствование духовно-нравственных качеств, уважительное отношение к русской литературе, культурам других народов) 1.С10..

Использование проектной технологии на уроках

Сегодня базовое звено образования – школа - предполагает ориентацию образования не только на усвоение учениками определенной суммы знаний, но и на развитие личности, её познавательных и созидательных способностей. Школа должна формировать систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся. К ученическому проекту предъявляется ряд требований.1.Необходимо наличие значимой проблемы (исследовательской, информационной, практической), требующей интегрированного знания. 2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость результатов. 3. Самостоятельная деятельность учащихся. 4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов). 5. Использование исследовательских методов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-проект по литературе для учащихся одиннадцатого класса.

Маяковский – автор нового словаря

Тип урока: урок-проект

Цели урока:

Обучающая: работать над формированием у обучающихся исследовательских умений и навыков, закрепить и углубить знания учащихся о неологизмах как средстве художественной выразительности, определить роль авторских неологизмов в тексте стихотворения Маяковского, отработать навыки лингвистического анализа художественного текста, подготовить учащихся к публичным выступлениям.

Развивающая: развивать творческие и коммуникативные способности учащихся, содействовать развитию личности ученика.

Воспитывающая: воспитывать интерес к слову, внимательное отношение к своей речи, умение ценить красивую и правильную речь, воспитывать толерантность, умение работать в группе.

Структура урока:

Организационный момент. Акцентирование внимания на предстоящем исследовании.

Актуализация предстоящего исследования. Формулирование с помощью педагога учебной цели исследования.

Формулирование проблемы. Определение недостаточных знаний для решения задачи.

Формулирование выводов. Обобщение на основе выслушанных гипотез.

Закрепление. Применение нового знания.

Подведение итогов урока. Самооценка и взаимооценка достигнутых результатов, способов их получения и эффективности взаимодействия с одноклассниками.

Определение содержания домашней работы. Домашнее задание как продолжение работы над учебным исследовательским проектом.

Методы и приёмы: презентация информационно-исследовательского проекта, работа с текстом, осуществление исследовательского и творческого мини-проектов.

Ход урока

1. Организационный момент. Акцентирование внимания на предстоящем исследовании.

– Мы сегодня с вами разбились на группы, и вы, конечно, догадались, что сегодня у нас урок-проект, и мы будем выполнять задания исследовательского характера.

– Тема урока: В.Маяковский – автор нового словаря.

(Выразительное чтение стихотворения по ролям.)

После прочтения стихотворения учащиеся замечают, необычно и содержание, и язык стихотворения.

– В чем необычность стихотворения с точки зрения языка?

3. Актуализация предстоящего исследования. Формулирование с помощью педагога учебной цели исследования.

– Чем необычен язык стихотворения? (Одна из особенностей языка – использование авторских неологизмов)

Он утверждал: «Новизна в поэтическом произведении обязательна. Материал слов, словесных сочетаний, попадающих поэту, должен быть переработан. Если для делания стиха пошел старый словесный лом, он должен быть в строгом соответствии с количеством нового материала. От количества и качества этого нового будет зависеть – годен ли будет такой сплав в употребление.

– Как вы понимаете эти слова поэта?

– Зачем Маяковскому понадобилось создавать новые слова? (Определение цели исследования)

– Авторские неологизмы могут выполнять в художественном произведении разные функции. (Роль неологизмов в художественном тексте)

передает ироническое отношение автора как к предмету, явлению, обозначаемому по-новому, так и к самому языку;

автор использует неологизм, когда традиционные средства оказываются либо недостаточно точными, либо недостаточно лаконичными для передачи оттенков смысла, чувств автора;

образование неологизма становится у писателя почти самоцелью, своеобразной словесной игрой, в процессе которой обнаруживается заинтересованное, восхищенное отношение к слову, как к таковому, возможность отстраниться, посмотреть на слово иным взглядом и обнаружить в нем нечто неожиданное, новое, как бы "вытянуть" из слова то, что есть в нем нераскрытого;

дает образную характеристику предметам, которые уже имеют названия;

дает образное описание предмета;

придает сатирическую окраску художественному тексту;

помогает точно выразить мысль;

помогает автору подчеркнуть свое отношение к предмету речи, дать ему свою характеристику, оценку;

употребление неологизма вызвано необходимостью сохранить ритм стиха, обеспечить рифму.

4. Формулирование проблемы. Определение недостаточных знаний для решения задачи.

– Вы сейчас выдвигали много гипотез. Для проверки этих гипотез я вам предлагаю разбиться на группы.

Каждая группа получает задание найти неологизмы в тексте (отрывке) стихотворения, определить их лексическое значение и роль в тексте. Оформить результаты исследования нам помогут операторы.

Задание.

– Найдите неологизмы – новые слова, созданные поэтом, и объясните их значение.

– Мог ли В.Маяковский обойтись без новых слов?

– Какую роль они играют в тексте?

(Работа в проектных группах. Подготовка к выступлению – защите творческих проектов.)

Во время выступления каждой из групп результаты исследования фиксируются в виде таблицы:

Роль неологизма в художественном тексте

Во время выступления каждой группы остальные оценивают ее работу, заполняя таблицу:

Лист оценивания работы проектной группы
(по каждому критерию проставьте баллы от 1 до5)

На современном этапе школьной жизни в условиях сосуществования разных программ по литературе акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у учащихся способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.

В одной из своей книг Симон Соловейчик упоминал три силы, заставляющие ученика учиться: младшим школьником движет сила послушания, средним (подростком) – сила интереса, старшим – сила цели. С каким энтузиазмом новоиспеченные школяры отправляются в путь по бесконечной дороге к знаниям, и как, увы, скоро тает этот энтузиазм, редеют ряды желающих добраться до цели. [4]

В настоящее время наметился поворот от знаниевой парадигмы к личностно ориентированной, найдены такие компетенции, которые наиболее предпочтительны в современных условиях. Достичь их формирования при традиционных подходах к построению процесса образования, когда доминирующей деятельностью учащихся является восприятие и репродукция большого объёма информации, сложно и возможно только частично. Из этого противоречия возникает проблема поиска средств и методов формирования у учащихся необходимых компетенций.

Как известно в основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, умения ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Это путь познания, способ организации процесса познания. На уроках литературы необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, развивать умения устанавливать причинно-следственные связи. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы, требующей интегрированного знания, помогает учащимся не только хорошо усвоить необходимый материал, но и развивает мышление, самостоятельность, познавательную и творческую активность. Применение метода проектов позволяет осваивать новые формы методы работы и в значительной мере способствует повышению качества знаний учащихся.

Цель данной работы: изучение использования технологии проектной деятельности на уроках литературы в условиях общеобразовательной школы.

проанализировать научную литературу по технологиям проектной деятельности;

систематизировать методические формы и приёмы проектной деятельности;

апробировать элементы проектной деятельности на практике;

представить полученные результаты.

В данной методической работе содержатся авторские разработки, которые были апробированы в течение последних трёх лет работы в школе.

Структура работы включает введение, две главы, заключение, список литературы, приложение. В первой главе рассмотрены теоретические основы формирования ключевых компетенций в современной школе, во второй главе даны практические рекомендации по применению метода проектов на уроках литературы.

Глава 1. Теоретические основы проектного обучения в школе

Методика организации проектной деятельности

Проект – это цепь действий или мероприятий, связанных одной целью или задачами, направленных на определенные результаты, достигаемые именно благодаря действиям именно этого конкретного проекта, ограниченные во времени, выполняемые определенным кругом людей.[3]

Учебный проект – одна из личностно ориентированных технологий, интегрирующая в себе проблемный подход, исследовательские и поисковые методы обучения.

Проектная деятельность – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение знаний путём самообразования.

Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. Если ученик получит в школе исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научится анализировать её, обобщать, видеть тенденцию, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, то он в силу более высокого образовательного уровня легче будет ориентироваться в дальнейшей жизни, правильно выберет будущую профессию, будет жить творческой жизнью.

В основе организации проектной деятельности учащихся лежит метод учебного проекта – одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности школьников, направленный на решение задач учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие подходы.

Учебный проект, с точки зрения учащегося, - это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе и самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Учебный проект, с точки зрения учителя, - это интерактивное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать следующие компетенции старшеклассника:

анализа проблемного поля, выделение подпроблем, формулировка ведущей проблемы, постановка задач;

целеполагания и планирования деятельности;

самоанализ и рефлексия (самоанализ успешности и результативности решения проблемы в рамках проекта);

презентации (самопредъявления, формирования имиджа) деятельности и ее результатов;

готовить материал для проведения презентации в наглядной форме, используя для этого специально подготовленный продукт проектирования;

применения знаний, умений и навыков в различных, в том числе и нестандартных ситуациях;

выбора, освоения и использования технологии адекватной проблемной ситуации и конечному продукту проектирования;

проведения исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению).

В своей работе за основу я взяла методику организации проекта, предложенную И.В.Кругловой, начальником Центра наставничества молодых специалистов общеобразовательных учреждений г. Москвы:

1.Планирование работы над проектом (этап обмена имеющимися знаниями по теме, интересами):

высказывание пожеланий и возможных путей разрешения сорных вопросов;

обсуждение возникших идей;

перечисление интересующих учащихся тем проектов;

формулирование темы проекта для класса или группы учащихся.

2.Аналитический этап (этап исследовательской работы учащихся и самостоятельного получения новых знаний):

уточнение намеченной цели и задач;

поиск и сбор информации с помощью специальной литературы, средств массовой информации, сети Интернет, использование собственных знаний и опыта учащихся;

обмен информацией с другими лицами (учащимися, учителями, родителями, консультантами и т.д.);

сравнение полученных данных и отбор наиболее значимых.

3.Этап обобщения (этап структурирования полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков):

систематизация полученных данных;

построение общей логической системы выводов для подтверждения итогов (в виде рефератов, конференций, видеофильмов, мультимедийной презентации и т.д.);

4. Презентация полученных результатов (этап анализа исследовательской деятельности школьников):

осмысление полученных данных и способ достижения результата;

обсуждение и организация презентации результатов работы над проектом.

1.2.Основные требования, предъявляемые к учебному проекту

1.Наличие значимой проблемы/задачи (исследовательской, информационной, практической), требующей интегрированного знания, исследовательского поиска ее решения.

2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.

3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.

4. Структурирование содержательной части проекта ( с указанием поэтапных результатов).

5. Использование исследовательских методов.

Критерии оценки проектных работ

самостоятельность работы над проектом;

актуальность и значимость темы;

полнота раскрытия темы;

оригинальность решения проблемы;

презентация содержания проекта;

использование средств наглядности, технических средств;

ответы на вопросы.

1. По характеру доминирующей в проекте деятельности:

Исследовательский проект. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей её проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.

Информационный проект набор на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Выходом такого проекта часто является публикация в СМИ, в т.ч. в Интернете.

Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы.

Ролевой (игровой) проект. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев. Результат проекта является открытым до самого окончания.

Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика.

2 .По предметно-содержательной области:

Монопроект, в рамках одной области знаний;

Межпредметный проект, на стыке различных областей.

3.По характеру координации проекта:

С открытой координацией (жесткий);

С закрытой координацией (гибкий)

4.По количеству участников проекта:

1.4.Организация проектной деятельности учащихся

В самом общем виде организация проектной деятельности учащихся может быть представлена в виде следующей таблицы:

создать условия для формирования вдумчивого, осмысленного отношения к художественному слову; совершенствования навыка выразительного чтения; развития умения составлять характеристику героев, характеризовать авторское отношение к героям;

способствовать развитию речи, памяти, внимания, познавательной активности, творческих способностей детей; расширению словарного запаса;

создать условия для воспитания непримиримого отношения к корысти, хитрости, жадности; привития интереса к творчеству А.С.Пушкина.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Тип урока: урок открытия нового знания.

1.Организационный момент

Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
На места все тихо сядем,
Не нарушив тишину.
Приготовились все слушать,
Я урок сейчас начну.

- Ребята, улыбнитесь друг другу, подарите свою улыбку и частичку хорошего настроения своему соседу по парте. Итак, мы начинаем наш урок.

2.Мотивация учебной деятельности

- Ребята, вы любите сказки? (Да)

- Я тоже очень люблю сказки и сказочных героев.

- В гостях у нас сегодня – золотая рыбка… и не одна. А что делает золотая рыбка обычно в сказке? (Исполняет желания)

- Какие желания вы сегодня хотите, чтобы исполнились на уроке чтения? (Выразительно читать, расширять словарный запас, отвечать на вопросы, мыслить, давать характеристику героев, оценивать поступки, красиво говорить.)

- Желаю вам удачи, успехов на уроке.

- Чтобы хорошо читать,

устно громко отвечать,

с интонацией дружить на уроке чтения -

Проведём дыхательную и артикуляционную гимнастику!

3.Дыхательная, артикуляционная гимнастика (Проводит ребёнок с ОВЗ).

Рот — домик, губы — двери.

А кто живет в этом домике?

В этом домике, дружок,

Живет Веселый Язычок.

Ох, и шустрый он мальчишка,

И немножко шалунишка.

(Рот открыт, несколько раз показывается узкий язык. Упражнение "Иголочка".)

Наш Веселый Язычок

Повернулся на бочок.

Смотрит влево, смотрит вправо.

А потом опять вперед,

Тут немного отдохнет.

(Упражнение "Заборчик".)

Гвозди, молоток и клещи —

Нужные плотнику вещи.

Молоток стучит "тук-тук!",

Язычку он лучший друг.

(Рот закрыт. Зубы обнажены. Напряженным кончиком языка постучать в зубы, многократно повторяя "т-т-т")

Вот и банка с краской рядом.

Обновить заборчик надо.

Стала кисточка плясать,

Наш заборчик не узнать.

(Упражнение "Маляр")

Язычок наш кончил дело.

Отдыхать он может смело,

— Я с лошадкой погуляю,

На гармошке ей сыграю.

Погоняю я в футбол

И забью в ворота гол.

Очень сложная задача —

Загонять в ворота мячик.

4.Проверка домашнего задания.

4.1.Проверка знания содержания сказки.

- Ребята, а сейчас мы проверим на сколько внимательно вы дома прочитали сказку, проведём викторину "Рыбаки".

Викторина "Рыбаки"

Где жил старик со своею старухой? (У самого синего моря)

С чем первый раз пришёл невод? (С тиной)

Чем ловил старик рыбу? (Неводом)
Ветхое жильё старика и старухи? (Землянка)

С чем осталась старуха в конце сказки? (С разбитым корытом)

Куда старуха-дворянка отправила работать старика? (На конюшню)

С чем второй раз пришёл невод? (С травою морскою) Что ела за столом старуха-царица? (Пряник)
Жена старика? (Старуха)

4.2.Проверка творческого домашнего задания.

- Ребята, дома вы могли выполнить ещё и творческое задание - нарисовать рисунок к понравившемуся эпизоду сказки. Посмотрите, сколько рисунков-иллюстраций к сказке вы нарисовали. Какие замечательные иллюстрации у вас получились.

- А ещё у нас ребята, выполнили творческое задание по желанию. Они выучили фрагмент сказки наизусть и решили разыграть его по ролям. Посмотрим, что у них получилось.

- Ребята, я вам прочитаю небольшое стихотворение, а вы внимательно послушайте и подумайте: "Какова же будет тема нашего сегодняшнего урока и чему мы сегодня будем учиться на уроке?"

О чём-то скрипит половица,
И спице опять не спится.
Присев у кровати, подушки
Уже навострили ушки…
И сразу меняются лица,
Меняются звуки и краски…
Тихонько скрипят половицы,
По комнате ходят … сказки.

- Верно, ребята. Сегодня на уроке мы вновь будем говорить о сказке А.С.Пушкина. Будем исследовать “Сказку о рыбаке и рыбке”, будем учиться давать характеристику героев, оценивать их поступки, красиво говорить и проследим за развитием сюжета сказки.

- И начнём мы наше исследование "Сказки о рыбаке и рыбке"с характеристики героев.

6.Изучение нового материала.

6.1.Характеристика героев сказки.

- Ребята, сейчас вам предстоит соотнести героя сказки с его характерными чертами. (Желающие ученики выходят к доске и прикрепляют таблички-характеристики героев напротив героев сказки)

На доске таблички:

старуха властная, злая,

старик потемнело, сваливая, покорный, добрый, безвольный

рыбка исполнительная, добрая, неблагодарная,

море помутнелось, жадная

Вопросы к классу:

Какой мы представляем старуху в сказке?

Каким мы видим старика?

Можно ли море назвать героем сказки? Почему?

Как рыбка помогает нам по-другому посмотреть на старика и на старуху?

Кто из героев сказки вам понравился больше? Почему не нравится старуха?


6.2. Работа с иллюстрациями. Работа с текстом сказки в учебнике (с.148 - 157).

- Ребята, вам предстоит найти в тексте сказки строчки, которые относятся к рисункам-иллюстрациям к сказке расположенным на доске, и выразительно прочитать их.

Рыбки весело резвятся в чистой тёпленькой воде.

То сожмутся - разожмутся, То зароются в песке.

7.Закрепление изученного материала.

7.1. Работа в группах (Дифференцированные задания для групп на карточках разного цвета).

- Ребята, сейчас вам предстоит поработать в группах.

- У вас на столах лежат карточки с заданиями синего и зелёного цвета. Выберите карточку с тем заданием, которое вам понравилось больше и вы желаете выполнить его в группе.

1 группа (синяя карточка)

Задание. К какому персонажу сказки подходит каждая из пословиц? (Покажи с помощью стрелок)

Много хочешь, да мало получишь.
Не умел характер проявить, тебе и битому быть.
Ненасытному всё мало.
Кто жадный бывает, тот всё потеряет.
Много желать – добра не видать.
Много захочешь – последнее потеряешь.
Жадность всякому горю начало.

1 группа (зелёная карточка)

Задание. Прочитайте 2 часть сказки (с.150-151) и подчеркните слова, обозначающие действия.

2 группа (синяя карточка)


2 группа (зелёная карточка)

Задание. Объясните значение пословицы: "Остаться у разбитого корыта".


3 группа (синяя карточка)

Задание. Сделайте модель обложки "Сказки о рыбаке и рыбке".

3 группа (зелёная карточка)

Задание. О каком "великом чуде" рассказал старик старухе? Зачитайте строчки из сказки.

7.2. Индивидуальная работа (по рядам).

- Ребята, сейчас вам предстоит поработать индивидуально. Вы прослушаете 3 фрагмента аудиозаписи “Сказки о рыбаке и рыбке” (один фрагмент сказки адресуется одному ряду) и должны будете нарисовать рисунок-иллюстрацию к прослушанному фрагменту.


8. Домашнее задание (на выбор).

1.Выучить наизусть 1 часть сказки.

2.Подготовить чтение сказки по ролям.

3. Выполнить задание в РТ.

9. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Над каким произведением работали на уроке?

За что золотая рыбка наказала старуху?

Я хочу быть похожим на .

Меня научила сказка .

10.Оцените свою работу и работу своих одноклассников на уроке.

Я доволен (не доволен) собой, потому что…

Я могу похвалить … за …

- Все вы – молодцы! Работали дружно, добросовестно, были внимательны друг к другу.

Читайте также: