Конспект урока по литературе 8 класс паустовский

Обновлено: 05.07.2024

Методический прием: работа с текстом, диспут.

Наглядность: использование презентации

Ход урока (слайд 3)

Заняты работой и делами
День за днем в потоке суеты
Мы не часто думаем о маме,
Слишком редко дарим ей цветы.

I Слово учителя

На прошлом уроке мы познакомились с рассказом К.Г. Паустовского “Телеграмма”.

Паустовский – мастер короткого рассказа, в небольшом по объему произведений он мог выразить всю глубину проблематики. Какие же проблемы поднимает в своем рассказе Паустовский мы постараемся выяснить.

II Работа над темой урока

1. Роль пейзажа в рассказе.

- Вспомните, как начинается рассказ?

(“Октябрь был на радость холодный, ненастный. Тесовые крыши почернели”)

Cоздается особый эмоциональный настрой.

- Как Вы думаете, почему рассказ начинается с описания природы? Какую роль природа будет играть в дальнейшем повествовании?

(Природа в рассказе, является не просто фоном, она создает настроение)

- Случайно ли в повествовании дан осенний пейзаж, холодный и ненастный?

(“маленький подсолнечник всё доцветал и не могу доцвесть; рыхлые тучи тащились, цеплялись; позабытые звезды прощительно смотрели на землю; одинокий клён, облетевший, озябший, которому некуда уйти от этой бесприютной ветреной ночи”)

Все описываемые события происходят холодной осенью, но это слово многозначно!

Оно напоминает нам о холодном, бессердечном отношении людей друг к другу, может быть и о “хладной старости”, когда отгорают, отцветают радостные краски жизни и человек живет воспоминаниями о былом, становится одиноким.

Задание: найдите такое описание природы в тексте, где сопоставляется человеческая жизнь и жизнь природы.

“Она задохнулась, остановилась у старого дерева, взялась рукой за холодную, мокрую ветку и узнала: это был её клён.

Его она посадила давно, еще девушкой – хохотушкой, а сейчас он стоял облетевший, озябший, ему некуда было уйти от этой бесприютной, ветреной ночи”.

Здесь сопоставлена жизнь Катерины Петровны и клёна (прием психологического параллелизма).

- Что мы узнаем о Катерине Петровне в самом начале рассказа?

(“Катерина Петровна доживала свой век в старом доме. ”)

- Почему автор говорит, что она не жила, а “доживала” свой век?

(старая больная, одинокая женщина)

  • старыми вещами,
  • навещают её соседка Манюшка, сторож Тихон

2. Анализ проблематики рассказа.

  • Проблема – вопрос, поставленный в художественном произведении.
  • Проблематика – совокупность изображенных в художественном тексте проблем.
  • Проблема взаимоотношений матери и дочери
  • Жизнь человека в старости

- Какая из них самая главная?

  • “Настя, дочь Катерины Петровны и единственный родной человек, жила далеко, в Ленинграде. Последний раз она приезжала 3 года назад”!
  • Ей кажется, что деньги, которые присылает Настя раз в 3 месяца, пахнут её духами (она скучает, тоскует)
  • Сложный. Катерина Петровна доживала свой век, Настя вела кипучую жизнь.

(Чтение эпизода “Письмо матери”)

  • Старая женщина как-то удивительно просто пишет о приближении смерти, упоминает не о знакомых, как обычно это делают в письме, а о саде, об осени.

Мир природы – это родная земля Катерины Петровны, та самая земля в которую ей скоро суждено было лечь навсегда.

И природа, провожая её в последний путь, принарядилась:

“Выпал тонкий снежок. День побелел, и небо было сухое, светлое. ”

- А на страницах, рассказывающих о жизни Насти в Ленинграде есть описания природы?

3. Работа над образом Насти.

  • Вся в делах, в работе. Безотказная, услужливая, всем помогает. Но забывает о своей матери.
  • “Нравилась самой себе”. Художники звали её Сольвейг за русые волосы и “большие холодные глаза”

- Как видим, автор скупо говорит о внешности Насти.

  • Любит нравиться самой себе;
  • Любит, когда ее ценят (“нашей милой Анастасии Семеновне”)
  • получила письмо от матери, спрятала в сумку, не читая!
  • положила письмо в ящик письменного стола.
  • Паустовский заставляет Настю почувствовать на себе “насмешливый взгляд скульптуры Гоголя”: и автор, и великий сатирик, понимают, что доброта девушки показная, ненастоящая.
  • Когда чувствует себя одинокими
  • И снова Гоголь: “. чьей-то взгляд, тяжелый и пронзительный, Настя все время чувствовала на себе. ”

Перенесемся в старинный, заброшенный, опустевший дом Катерины Петровны

- Каково состояние Катерины Петровны?

- Почему она разгадала хитрость Тихона, давшего её телеграмму от имени дочери?

- Можно ли утверждать, что она противостоит образу Насти?

- Как вы думаете, почему Настя – такая внимательная к другим людям, забывала о своей больной матери?

- Сможет ли дочь Катерины Петровны избавиться от “непоправимой вины, невыносимой тяжести”?

Проблемная ситуация: Почему в сутолоке жизни и в спешке мы часто забываем о самых близких нам людях? (Диспут)

Задание: перечитайте внимательно финальную часть рассказа.

- Можно ли говорить о трагическом финале рассказа?

- Как вы думаете, почему рассказ называется “Телеграмма”?

Да, телеграмма посылается людьми в экстремальных случаях, с телеграммой связано чувство тревоги.

Тихон отправляет две телеграммы: но они не выполняют своего назначения: Катерина Петровна догадалась, кто отправил телеграмму, а Настя не успела попросить прощения у матери.

- Так почему же своему рассказу Паустовский дает такое заглавие?

Его рассказ – это и есть телеграмма

- Кому же обращена телеграмма Паустовского, о чем она?

  • телеграмма – предупреждение: не забывайте о самых близких людях, будьте человечными, милосердными.

4. Творческая работа.

Вспомните, что такое синквейн.

Синквейн – это стихотворение, представляющее собой синтез информации в лаконичной форме, что позволяет описывать суть понятия.

  • 1 строка: 1 существительное (заявляется тема или предмет)
  • 2 строка: 2 прилагательных или причастия (описание предмета)
  • 3 строка: 3 глагола (характеризуют действие предмета)
  • 4 строка: фраза из 4 значимых слов, выражающих отношение автора к предмету (пословица, предложение)
  • 5 строка: синоним, обобщающий смысл темы или предмета (одно слово).

Задание:

Именно эти слова станут названиями стихотворений, которые вы попробуете сейчас сочинить (задание 1 группе) (слайд 5)

Лучшие работы учащихся:

Мама.
Добрая, прощающая.
Растит, воспитывает, ждет.
Морщинки в уголках глаз.
Любовь

Мама.
Заботливая, любящая.
Скучает, вспоминает, ждет.
Человек, который всегда поймет.
Любовь.

Мать.
Старая, одинокая.
Скучает, ждет, надеется,Когда приедет дочь.
Бедняга.

Мать.
Старенькая, больная.
Любит, верит, ждет.
Доживает свой век одна.
Страдание.

Дочь.
Занятая, деловая.
Забыла, не вспоминала, опоздала.
Не приезжала к матери 3 года.
Эгоистка.

Дочка.
Далекая, родная.
Забыла, не вспоминала, опоздала.
Нравится самой себе.
Сорока.

Телеграмма.
Долгожданная и необходимая.
Волнует, тревожит и ждет,
Когда ее наконец отправят.
Сигнал.

Задание для 2 группы (слайд 6)

Подобрать слова из текста к иллюстрациям



III. Подведение итогов урока. Рефлексия.

- Какие же уроки нравственности из рассказа Паустовского “Телеграмма” вы извлекли для себя?

- Как, на ваш взгляд, нужно жить человеку в наше суматошное время, чтобы нравственно не ослепнуть и не оглохнуть?

- Чем поучителен этот рассказ для наших современников и лично для вас?

Прием “Незаконченное предложение”:

Я уверен(а), что рассказ Паустовского “Телеграмма”.

Обратимся к эпиграфу нашего урока. Это строчки из стихотворения В.Волошина. Согласны ли вы с ним?

Послушайте все стихотворение:

Всё то, что в жизни происходит с нами,
Мы как-то странно делим пополам:
Если радость — празднуем с друзьями,
А с бедой приходим к матерям.
Заняты работой и делами
День за днем в потоке суеты
Мы не часто думаем о маме,
Слишком редко дарим ей цветы.
И свои болезни носим к маме,
И обиды к ней идем делить,
И морщинки ей рисуем сами,
Позабыв прощенья попросить.
Мы так редко маму обнимаем,
Разучились маму целовать,
Позвонить порою забываем,
Некогда письмишко написать.
Ну, а мама все равно нас любит,
Чтобы ни случилось — не предаст,
Всё простит, обиды все забудет,
Руку, душу, сердце — все отдаст!
И когда от мамы уезжаешь,
Отогревшись у ее любви,
Ты шепни: “Прости за всё, родная,
И, прошу, подольше поживи!.”

Берегите своих матерей.

IV. Домашнее задание: (слайд 8)

1) сочинение-миниатюра “Письмо-признание маме”.

2) вспомнить пословицы и поговорки о матери; стихотворения о матери.

3) подготовиться к уроку внеклассного чтения (прочитать рассказ Б.Екимова “Говори, мама, говори. ”)

Не прикрывайся заботой о человечестве, когда твоего доброго слова и взгляда ждут самые близкие люди и прежде всего МАМА.

Самозабвенная и бескорыстная любовь матери – что есть на свете более высокого и благородного, чем это чувство? Оно обязывает нас, детей человеческих, жить по самому строгому и высокому кодексу совести. Все мы в долгу перед нашими матерями. Чингиз Айтматов.

Проблемный вопрос: Любовь к матери – долг или веление сердца?

1.Вступительное слово учителя.

2. Первичное закрепление материала. Анализ прочитанного произведения.

3. Работа с терминами.

4. Чтение с остановками.(анализ рассказа).

7. Творческое домашнее задание.

Ход урока:

1.Вступительное слово учителя:

Писателя всегда интересовала жизнь замечательных людей. И чаще всего именно о них, простых людям написаны рассказы и повести Паустовского. В них нет остросюжетных сцен, невероятных историй. Там ведется неторопливое повествование о самых важных для человека вещах: доброте, чуткости и глубокой связи человека и природы.

Урок- размышление потому, что чтение произведений Паустовского требует большой работы мысли и сердца. Рассказ, над которым мы сегодня будем работать, - это нравственная заповедь, вернее, заповеди, оставленные нам, потомкам

Единственная дочь, Настя, жила в Ленинграде и совсем позабыла о матери – она

только раз в 2 месяца присылала Катерине Ивановне деньги.

Вот так жизненный эпизод, житейский материал стал глубоким по своим человеческим урокам рассказом.

Сам писатель очень часто был вынужден быть вдалеке от матери ( трудные годы,

войны). Мать К.Г. умерла от воспаления лёгких в то время, когда сам он заболел

сыпным тифом. Когда Паустовский приехал на могилу, то узнал, что через неделю

после смерти матери умерла и его сестра Галя.

- Ты ничего от меня не скрываешь, Костик? Смотри, не скрывай. Ты же знаешь,что я готова пойти на край света, чтобы тебе помочь.

Всепоглощающая материнская любовь – нет ничего святее и бескорыстнее любви матери.

- Но почему-то рассказы о простых людях читаются с трепетом и волнением?

- В чем же дело? Может быть в необыкновенной любви к людям?

- Может быть, в умении остановиться и внимательно посмотреть в глаза людям, которые окружают тебя каждый день?

На эти и другие вопросы мы постараемся ответить сегодня на уроке.

Обратимся к рассказу.

– Какое впечатление произвёл на вас рассказ? Почему, читая его, мы испытываем волнение?

-В чем заключена его притягательная сила ?

(одиночество героинь, ощущение своей ненужности близким людям, душевная черствость).

- Какая проблема затронута писателем? (Нравственная проблема)

2. Первичное закрепление материала. Анализ прочитанного произведения

Необходимо было найти описания природы, с помощью которых автор передаёт душевное состояние Катерины Петровны?

Учитель читает начало рассказа.

Октябрь был на редкость холодный, ненастный. Тесовые крыши почернели.

Спутанная трава в саду полегла, и все доцветал и никак не мог доцвесть и осыпаться один только маленький подсолнечник у забора.

Над лугами тащились из-за реки, цеплялись за облетевшие ветлы рыхлые тучи. Из них назойливо сыпался дождь.

По дорогам уже нельзя было ни пройти, ни проехать, и пастухи перестали гонять в луга стадо.

Пастуший рожок затих до весны.

Почему автор начинает рассказ с пейзажной зарисовки?
(Она настраивает читателя на определенный лад, подготавливает к восприятию произведения, создает тональность повествования.)

Попытаемся доказать, что Катерине Петровне действительно плохо. У Паустовского природа – это живое существо, связанное незримой нитью с человеком.

- Как соответствует безотрадная картина природы внутреннему состоянию Катерины Петровны? (автор показывает взаимосвязь между жизнью героини(доживает последние дни) и состоянием увядания природы .

(Увядание природы, даже омертвение её; эта безотрадная картина вполне соответствует внутреннему состоянию Катерины Петровны)

- Что такое телеграмма?

- Почему при слове “телеграмма” возникает волнение, ожидание чего-то неизбежного? (Телеграмма обычно несет что-то важное: радость или беду)

- А сколько было телеграмм послано в рассказе? (две)

- Куда, кому и кем они были отправлены? (На доске на боковых закрывающихся сторонах содержание обеих телеграмм.)

В чем заключается основное назначение телеграммы?

Учащиеся читают содержание обеих телеграмм

- Почему Катерина Петровна не поверила прочитанной ей телеграмме?

- Кем были отправлены телеграммы? Почему?

Одна из задач нашего урока: доказать, что является Катерине Петровне действительно плохо. У Паустовского природа – это живое существо, связанное незримой нитью с человеком.

- О чём этот рассказ? (Основная тема — взаимоотношения родителей и детей. Вопрос Ти­хона о Насте — завязка. Также в рассказе речь идет о милосердии, об ответственности человека за свои поступки.)

Мы встречались с Паустовским — мастером пейзажной прозы.

- А этот рассказ можно определить, как рассказ о природе? (Нет… Это рассказ о сложных человеческих взаимоотношениях.) Но пейзажные зарисовки в нём есть, хотя их роль иная, нежели просто фоновая или возвышенно-лирическая. Одна из задач сегодняшнего урока — определение функции пейзажа и особенностей его в этом рассказе.

«Уже вечерело. Сад облетел. Палые листья мешали идти. Они громко трещали и шевелились под ногами. На зеленеющей заре зажглась звезда. Далеко над лесом висел серп месяца.

Катерина Ивановна остановилась около обветренной липы, оперлась о неё рукой и заплакала.

Я крепко держал её, чтобы она не упала. Плакала она, как очень старые люди, не стыдясь своих слёз.

- Не дай вам бог, родной мой, - сказала она мне, - дожить до такой одинокой старости! Не дай вам бог!

3.Работа с терминами.

Какие изобразительно - выразительные средства указывают на глубокое сострадание автора к одиноко доживающей свой век женщине?

4.Чтение с остановками.

Работа с пейзажными эпизодами

Обратите внимание, как тонко Паустовский проводит параллель между тем, что происходит в природе и состоянием человека.

(У читателя создается ощущение теплого маленького солнышка на фоне серого, черного неба) (показ презентации слайд №3).

- Одинокий подсолнух, озябший клён, позабытые звёзды — вот приметы этой холодной осени.

- Какие выразительные средства использует Паустовский при описании природы?

(эпитеты, олицетворения, метафоры, художественная деталь)

- Зачем автор обращается к олицетворению? (Клён — это не просто осенняя картина, это память Катерины Петровны, видя его, она вспоминает себя.)

- Есть ли в этом эпизоде сочувствие автора Катерине Петровне? Почему?

- Что приносит осень Катерине Петровне? (Страшное одиночество, пустоту вокруг старой женщины.)

Работа с текстом. Найдите в тексте детали интерьера. Объясните, что вы почувствовали, читая примеры?

(Олицетворения - полегла, тащилась; эпитеты - рыхлые; метафора – назойливо сыпался)

- Омертвела природа, замерла и жизнь в старом доме. Какие детали интерьера об этом свидетельствуют? (Запах нетопленых печей, пыльный “Вестник Европы”, пожелтевшие чашки на столе).

- Найдите в тексте описание керосинового ночника. Случайно ли о нём упоминает автор? (нет, он указывает на глубокое одиночество Катерины Петровны)

- Я думаю, вы убедились, что деталь для Паустовского не только предметы быта, но ещё с их помощью передаётся настроение, психологическое состояние героини.

Работа с текстом.

- Каково состояние Катерины Петровны? На что она продолжает надеяться?

(Она доживала последние дни, - и ждала, слабо надеясь, что дочь приедет. Именно надежда на встречу с ней и поддерживает в ней жизнь)

Как то, в конце октября, ночью, кто-то долго стучал в заколоченную уже несколько лет калитку в глубине сада.

Катерина Петровна забеспокоилась, долго обвязывала голову тёплым платком, надела старый салоп, впервые за этот год вышла из дому. Шла она медленно, ощупью. От холодного воздуха разболелась голова. Позабытые звезды пронзительно смотрели на землю. Палые листья мешали идти.

Около калитки Катерина Петровна тихо спросила:

Но за забором никто не ответил.

— Должно быть, почудилось, — сказала Катерина Петровна и побрела назад.

Она задохнулась, остановилась у старого дерева, взялась рукой за холодную, мокрую ветку и узнала: это был клён. Его она посадила давно, ещё девушкой-хохотушкой, а сейчас он стоял облетевший, озябший, ему некуда было уйти от этой бесприютной, ветреной ночи.

Вывод. В судьбе клёна тоже так же, как и в жизни Катерины Петровны, ощущается глубокое одиночество: «Ему некуда уйти от этой бесприютной, ветреной ночи. Метафора и олицетворение помогают нам понять настроение героини, её переживания, ведь её тоже никто не ждёт, ей тоже некуда идти, она просто доживает ( параллель).

- Именно после этой встречи с клёном она решается написать письмо дочери.

Учитель читает письмо Катерины Петровны к Насте)

- Какие чувства вызывает у вас Катерина Петровна? (высказывания учащихся)

- Почему она это сделала?

- Чья доброта показана на фоне эгоистичности, бездуховности Насти?

Паустовский всем сердцем сострадает своей героине, переживает вместе с ней ее одиночество. Ощущая ее обреченность, чувствуя, что она нуждается в сердечном тепле, заботе родного человека, именно надежда на встречу с дочерью придает ей сил.

- Как относятся к Катерине Петровне окружающие? (С уважением, заботясь о ней, оказывают посильную помощь).

Прочитайте в тексте слова, обращенные к Манюшке .

— Не дождалась, — пробормотал Тихон. — Эх, горе ее горькое, страданье неписаное! А ты смотри, дура, — сказал он сердито Манюшке, — за добро плати добром, не будь пустельгой…-

- Какой смысл вкладывает в эти слова автор? Это и авторское напутствие читателям).

Урок нравственности и доброты преподносят нам в рассказе простые люди Тихон, дочь колхозного сапожника Манюшка, которая шесть суток не отходит от Катерины Петровны, не раздеваясь спит на диване, при этом они не ждут благодарности, а родная дочь в это время тоже творит добро для художника, но добро ненастоящее, показное.

- Такой пустельгой оказалась Настя. А среди нас нет пустельг? Посмотрите на себя со стороны, подумайте.

- Как Паустовскому удалось вызвать у нас чувство раздражения, неприязни к Насте?

Посмотрите внимательно на то, как построен рассказ. Автор переносит нас из одного места (из села, где живет героиня в город, в котором работает ее единственная дочь)

- Что вы узнали о Насте из 1 части? Как вы к ней относитесь?

Посмотрите внимательно на то, как построен рассказ. Автор переносит нас из одного места (из села, где живет героиня, в город, в котором работает ее единственная дочь)

- Как вы считаете, были ли у Насти серьёзные причины, чтобы не приехать к матери? Почему и как Катерина Петровна пытается оправдать дочь? Найдите строки в тексте.

Пример из текста:

1. Письмо от Катерины Петровны Настя получила на службе. Она спрятала его в сумочку, не читая, – решила прочесть после работы. Письма Катерины Петровны вызывали у Насти вздох облегчения: раз мать пишет – значит, жива. Но вместе с тем от них начиналось глухое беспокойство, будто каждое письмо было безмолвным укором.

3. — Что? — спросил он шепотом и показал глазами на скомканную в руке Насти телеграмму. — Ничего неприятного?

— Нет, — ответила Настя. — Это так… От одной знакомой…

- А обратили ли вы внимание, что на страницах, рассказывающих о жизни Насти в Ленинграде почти нет описаний природы. Как вы думаете, почему?

(- Большой город, отсутствие уголков природы.)

Описания природы, когда речь касается Насти, нет, это говорит нам о том, что она – равнодушный, чёрствый человек, такие обычно не видят природу, она не нужна им в жизни).

- Но можно ли говорить о равнодушии, чёрствости Насти, зная об её участии в судьбе Тимофеева? Как проявляет себя Настя в организации выставки этого талантливого скульптора? (Настойчива, требовательна)

- Как оценили деятельность Насти художники?

- А каково авторское отношение к Насте?

(Он подчёркивает самолюбование Насти). Найдите подтверждение в тексте.

На одной из площадок Настя достала зеркальце, напудрилась и усмехнулась, — сейчас она нравилась самой себе. Художники звали ее Сольвейг за русые волосы и большие холодные глаза.

- На какую деталь портрета Насти вы сразу обратили внимание? (Холодные глаза)

- Л.Н. Толстой говорил, что “глаза – зеркало человеческой души”, а здесь такой разоблачающий эпитет.

- Паустовский как всегда краток: одним штрихом он изобразил характер Катерины Петровны, говоря о том, что она не жалуется, а оправдывает дочь; и одним эпитетом он выписал характер Насти, сказав, что у неё “холодные глаза”.

-Что заставило Настю в мастерской скульптора вспомнить, что в её сумочке лежит нераспечатанное письмо от матери, которую она не видела больше 3-х лет? Обратимся к тексту.

Он снял с одной из фигур мокрые тряпки, придирчиво осмотрел ее со всех сторон, присел на корточки около керосинки, грея руки, и сказал:

— Ну вот он, Николай Васильевич! Теперь прошу!

Настя вздрогнула. Насмешливо, зная ее насквозь, смотрел на нее остроносый сутулый человек. Настя видела, как на его виске бьётся тонкая склеротическая жилка.

- Что вы можете сказать о Насте, есть ли в ее душе место доброте? Какая она ее доброта?

(доброта её показная, ненастоящая). Паустовский постоянно развивает эту мысль.

Настя получает телеграмму. Для нас важна реакция на телеграмму. Казалось, надо кричать, плакать, бежать, что-то делать. А Настя? Найдите в тексте.

Письмо от Катерины Петровны Настя получила на службе. Она спрятала его в сумочку, не читая, — решила прочесть после работы. Письма Катерины Петровны вызывали у Насти вздох облегчения: раз мать пишет — значит, жива. Но вместе с тем от них начиналось глухое беспокойство, будто каждое письмо было безмолвным укором.

- “А с кафедры неслось….”. Обратите внимание на резкий контраст. Он подчёркивает несоответствие, несовместимость поступков и похвалы. И это осуждающее Гоголя: “Эх ты”.

Снова перенесёмся в старинный заброшенный опустевший дом.

- Какую черту во внешнем облике Насти подчеркивает автор?

- Каково авторское отношение к Насте? (По тексту мы видим, что прямых авторских оценок нет, но Паустовский отмечает очень важную деталь в портрете Насти – Глаза) А мы с вами знаем, что глаза – зеркало человеческой души

- Найдите в тексте как характеризует автор глаза Насти? (Деталь: большие холодные глаза. Значит получается, если глаза холодные – холодное сердце)

- Успела ли Настя приехать к живой матери? (Не дождалась старушка дочери. Но односельчане проводили Катерину Петровну в последний ее путь по-человечески. Их доброта словно примирила мир природы с миром людей):

Работа с текстом.

Хоронили Катерину Петровну на следующий день. Подморозило. Выпал тонкий снежок. День побелел, и небо было сухое, светлое, но серое, будто над головой протянули вымытую, подмёрзшую холстину. Дали за рекой стояли сизые. От них тянуло острым и веселым запахом снега, схваченной первым морозом ивовой коры.

На похороны собрались старухи и ребята.

- С какой целью Паустовский показывает нам молодую учительницу во время похорон Катерины Петровны?

Работа с текстом.

Учительница была молоденькая, застенчивая, сероглазая, совсем ещё девочка. Она увидела похороны и робко остановилась, испуганно посмотрела на маленькую старушку в гробу. На лицо старушки падали и не таяли колкие снежинки. Там, в областном городе, у учительницы осталась мать — вот такая же маленькая, вечно взволнованная заботами о дочери и такая же совершенно седая.

Учительница постояла и медленно пошла вслед за гробом. Старухи оглядывались на нее, шептались, что вот, мол, тихая какая девушка и ей трудно будет первое время с ребятами — уж очень они в Заборье самостоятельные и озорные.

Учительница наконец решилась и спросила одну из старух, бабку Матрену:

— Одинокая, должно быть, была эта старушка?

— И-и, мила-ая, — тотчас запела Матрена, — почитай что совсем одинокая. И такая задушевная была, такая сердечная. Все, бывало, сидит и сидит у себя на диванчике одна, не с кем ей слова сказать. Такая жалость! Есть у нее в Ленинграде дочка, да, видно, высоко залетела. Так вот и померла без людей, без сродственников.

….Учительница подошла к гробу, наклонилась и поцеловала Катерину Петровну в высохшую жёлтую руку. Потом быстро выпрямилась, отвернулась и пошла.

- Как вы думаете, о чем в этот момент подумала она?

- С какой целью Паустовский сравнивает героинь? Что он хочет этим сказать?

В Заборье Настя приехала на второй день после похорон. Она застала свежий могильный холм на кладбище — земля на нем смёрзлась комками — и холодную тёмную комнату Катерины Петровны, из которой, казалось, жизнь ушла давным-давно.

В этой комнате Настя проплакала всю ночь, пока за окнами не засинел мутный и тяжелый рассвет.

Уехала Настя из Заборья крадучись, стараясь, чтобы ее никто не увидел и ни о чем не расспрашивал. Ей казалось, что никто, кроме Катерины Петровны, не мог снять с нее непоправимой вины, невыносимой тяжести.

- Наступит ли время раскаяния для Насти?

- Чему же учит нас рассказ? Не растерять доброту, любовь, не забывать о близких, быть чуткими и внимательными.

Давайте вернемся к эпиграфам нашего урока. Какой из них больше подходит нашему уроку.

Не упустите время, чтобы потом всю жизнь не мучиться угрызениями совести. Загляните в мамины глаза, может быть, уже сейчас ей нужны ваше внимание и ваша поддержка.

Не забывайте Матерей!

Они печалятся в разлуке.
И нет для них страшнее муки –
Молчанье собственных детей.
Не забывайте Матерей!
Они ни в чём не виноваты.
Как прежде их сердца объяты
Тревогой за своих детей.
Пишите письма Матерям,
Звоните им по телефону!

6. Рефлексия

На уроке мне было сложно:

Урок помог задуматься:

7. Творческое домашнее задание. Написать сочинение на одну из тем:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сердце матери - это бездна, в глубине которой всегда найдется прощение.

· ознакомить с основными этапами жизни писателя;

· обратить внимание на худ. емкость слова Г. Паустовского, изобразительно-выразительную силу деталей, лирическую тональность рассказа;

· совершенствование навыка монологической речи;

· развитие интереса к чтению художественной литературы;

· воспитание чуткого, внимательного отношения к старшим.

План-конспект урока по литературе в 8 классе.

Есть на свете прекраснейшее существо,

у которого мы все в долгу - это мать.

Сердце матери - это бездна, в глубине которой всегда найдется прощение.

ознакомить с основными этапами жизни писателя;

обратить внимание на худ. емкость слова Г. Паустовского, изобразительно-выразительную силу деталей, лирическую тональность рассказа;

совершенствование навыка монологической речи;

развитие интереса к чтению художественной литературы;

воспитание чуткого, внимательного отношения к старшим.

Оборудование урока:

презентация к теме, страницы жизни К. Г. Паустовского;

презентация, посвященная творчеству А. Шилова (репродукция картин);

словарь литературоведческих терминов;

Вступительное слово учителя.

Словарная работа. Работа со словарем.

Дать толкование следующим словам:

Рассказ, пейзаж, портрет, буриме.

Нет таких звуков, красок, образов и мыслей – сложных и простых, – для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения.

К. Г. Паустовский.

Индивидуально-групповая работа.

(Рассадить учащихся за столики, распределить задания). Работа в группах.

1 группа: К. Г. Паустовский. страницы жизни.

2 группа:Изобразительно-выразительные средства и их роль в рассказе. Что такое пейзаж?

Почему К. Паустовский так подробно описывает комнату Катерины Петровны?

3 группа: Катерина Петровна.

О чем думает Катерина Петровна?

Как изобразительно-выразительные средства помогают раскрыть ее настроение, переживания?

В чем трагизм ее положения?

4 группа:Жизнь Анастасии Семеновны.

Для чего понадобилось переносить действие рассказа в Ленинград?

Как же могло случиться, что заботящаяся о других Настя проявляет невнимание к родной матери?

В чем трагизм ее положения?

О скольких телеграммах идет речь в рассказе?

Чем они отличаются друг от друга?

Какую роль в рассказе играет молоденькая учительница?

Какие нравственные уроки можно извлечь?

6 группа: Образ матери в творчестве А. Шилова (Работа по картинам)

Что запечатлел художник?

Какими средствами он пользуется?

В чем созвучность картин А. Шилова и К.Г. Паустовского?

Нажмите, чтобы узнать подробности

- обучить учащихся видеть и находить в тексте средства эпического изображения (пейзаж, портрет) и изобразительно-выразительные средства художественной речи (эпитеты), и использовать эти знания при анализе текста произведения,

- привить нравственные ценности, вывести учащихся на философский уровень прочтения рассказа о жизненных ценностях,

- развивать логическое мышление, устанавливая межпредметные связи, а также осуществляя преемственность в обучении, опираясь на уже полученные знания, и личный опыт учащихся.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия № 59

Проект урока по литературе в 8 классе.

- обучить учащихся видеть и находить в тексте средства эпического изображения (пейзаж, портрет) и изобразительно-выразительные средства художественной речи (эпитеты), и использовать эти знания при анализе текста произведения,

- привить нравственные ценности, вывести учащихся на философский уровень прочтения рассказа о жизненных ценностях,

- развивать логическое мышление, устанавливая межпредметные связи, а также осуществляя преемственность в обучении, опираясь на уже полученные знания, и личный опыт учащихся.

Оборудование:

- текст притчи о блудном сыне,

1.Вступление 1 мин.

2. Роль пейзажа в рассказе 10 мин.

3. Система эпитетов в рассказе 10 мин.

4. Детали-находки в рассказе 6 мин.

5. Образ Насти в рассказе 6 мин.

6. Притча и рассказ 10 мин.

7. Домашнее задание 2 мин.

Оформление доски:

3. Дополнительные сведения:

- рассказ - прозаическое произведение, в котором нарисовано одно, реже -несколько событий с малым количеством действующих лиц.

- притча - небольшой рассказ, иносказание, в котором заключено религиозное или моральное поучение.

6. Вопросы для домашнего задания.

- Какого отношения заслуживает Настя?

- Как я понимаю смысл заглавия рассказа?

1.Музыкальный эпиграф.

Мелодекломация на фоне музыки Грига.

Медлительной чредой нисходит день осенний,

Медлительно кружится желтый лист.

И день прозрачно свеж,

И воздух дивно чист.

Душа не избежит невидимого тленья,

Так каждый день старается.

И каждый год, как только

Желтый лист кружится,

Все кажется, и помнится, и мнится,

Что осень прошлых лет была не так грустна.

2. Я неслучайно начал этот урок со стихотворения Блока, так как настроение этого стихотворения перекликается с настроением рассказа К. Паустовского.

(Повторить с классом, что такое рассказ.)

Рассказ - это малый жанр литературы, но под пером талантливого писателя он способен раскрыть великие тайны человеческой души и заставить нас задуматься над серьезными нравственными проблемами. Например, как на сегодняшнем уроке мы задумаемся над проблемой нравственного испытания в жизни человека и постараемся узнать при помощи каких средств автор направляет мысль читателя в нужное русло.

(Читается пейзажная зарисовка начала рассказа.)

«Октябрь был на редкость холодный, ненастный. Тесовые крыши почернели.

Спутанная трава в саду полегла, и все доцветал и никак не мог доцвесть и осыпаться один только маленький подсолнечник у забора.

Над лугами тащились из-за реки, цеплялись за облетевшие ветлы рыхлые тучи. Из них назойливо сыпался дождь.

- Какое настроение преобладает в этом пейзаже?

(Поздняя осень в природе и поздняя осень жизни Катерины Петровны волна смерти. Одиночество.)

- А где еще звучат скорбные аккорды пейзажа?

- Как перекликается настроение в природе с настроением героев?

(Природа выступает как герой произведения. Пейзажные зарисовки' становятся все более угрюмыми, природа подавляет, нагнетает мрачную обстановку, делает ее более тяжелой. Присутствует недоговоренность, которая подготавливает нас к трагической развязке.)

3. Но для создания настроения автор использует не только пейзаж в качестве действующего лица, но в этом ему помогают различные средства художественной выразительности (эпитеты, сравнения, олицетворения, детали-символы). К. Паустовский писал, что из трех эпитетов лишь один, по крайней мере, запоминается. Он должен быть свеж и скуп. Помогают ли эпитеты, к которым так строго подходит автор, создавать настроение рассказа, его образы.

- Выполним следующее задание по группам.

Первая группа находит в тексте эпитеты, связанные с описанием Заборья.

Вторая группа находит в тексте описание и характеристики жителей Заборья. Третья группа находит в тесте эпитеты, связанные с описанием Ленинграда. Четвертая группа находит в тексте описание и характеристики жителей Ленинграда.

Ответы оформляются на доске в виде таблицы.

Заборье. Ленинград.

Звезды позабытые, Холод в мастерской,

Пронзительно смотрели на землю, мокрая глина, сырые тряпки,

Ночи долгие, холоднее от мраморных барельефов,

Слабый огонь, водяной снег,

Керосиновый ночник вздрагивал, серая изморось, мертвый свет.

Человеческое одиночество. Мертвое (холодное) одиночество.

Катерина Петровна, Манюшка, Маленький, решительный, злой Тимофеев,

Тихон. Першин (двуличный человек).

Друг за друга держатся. Каждый сам за себя.

Вывод по всей таблице: рассказ словно разделен на два мира. Мир Заборья - это люди, сопереживающие, честные, открытые, обладающие огромным душевным богатством. Мир Ленинграда наполнен людьми холодными, бездушными и двуликими, способными думать только о себе. Единственный живой портрет - это скульптура Гоголя.

- В каком мире вам уютнее?

4. У писателя не бывает мелочей. Необычайная художественная простота лирического рассказа Паустовского не исключает редкой выразительности деталей. Какие детали-находки помогают созданию образов и настроения в рассказе?

Подсолнечник.

Ветка клена.

Керосиновый светильник.

Эти детали подчеркивают безысходность положения Катерины Петровны, это последние ниточки, которые помогают ей пока держаться за жизнь.

Железная пустота почтового ящика.

Пустельга. - Пустота и бездушность.

- Сколько телеграмм в рассказе? - Две.

- Почему в первой телеграмме Тихон называет Катерину Петровну просто Катей? - Почему Катерина Петровна догадалась, что вторая телеграмма написана Тихоном?

- О чем важном и тревожном сообщает автор? - Для того, чтобы ответить на этот вопрос обратимся к образу Насти.

5. А теперь более подробно остановимся на образе Насти.

- Ваше первое впечатление от этого образа?

- Какие положительные и какие отрицательные качества Насти вы назовете?

- Как характеризует ее автор?

Забывает мать - Заботится о Тимофееве

- Почему она попала в такую ситуацию?

- В чем сложность положения Насти?

(Она оказалась перед выбором: ехать к матери - единственному родному человеку или помочь безызвестному скульптору. Она оказалась перед выбором верного пути, жизнь ее подвергает нравственному испытанию. Рано или поздно каждый из нас оказывается перед таким выбором. И от решения данной проблемы будет зависеть вся наша жизнь.)

- Какая надежда остается?

- Какие детали указывают на возможность прощения Насти?

(Настя раскаивается и осознает свою непоправимую ошибку, а это уже немало. Возможно, теперь она выберет другие нравственные ориентиры.)

Природа тоже обновляется:

Но в природе это происходит каждый год, а человеку не дано пройти этот путь дважды. В этом и трагичность положения Насти.

6. Вопрос выбора жизненного пути интересовал людей с древнейших времен.

- В каком памятнике мировой литературы мы можем встретить подобные наставления?

(В Библии, притча о блудном сыне.)

- В чем сходство и в чем различие между притчей и рассказом?

Дается определение притчи.

(Читается притча, находятся составляющие части этой притчи и соответствующие им моменты рассказа.

Указывается на то, что в притче не используются средства художественной выразительности, так как притча обращается к человеческому сознанию, а рассказ затрагивает душу читателя.)

- В каком еще произведении есть подобный сюжет?

Последние годы жизни для Рембрандта были мучительно тяжелы. Хотя его любимая жена Саския умерла уже много лет назад, боль потери никак не проходила. Дела с заказами пошли на убыль, Рембрандт был вынужден покинуть свой любимый роскошный дом, построенный специально для его возлюбленной жены, и поселиться в стареньком ветхом домишке. Единственный любимый сын Титус женился и теперь редко заходил к отцу, хотя раньше они каждый раз ужинали вместе, и отец делился своими замыслами и показывал последние работы. Кроме того, Тит стал сомневаться в таланте отца. По городу ползли слухи о бездарности Рембрандта, и он сам давно уже не брал краски в руки.

Но вот однажды у Тита произошла какая-то неприятность, и он решил зайти к отцу. Тит постучал в дверь. За дверью послышалось шарканье стариковских шагов, дверь открылась, и сын увидел перед собой сгорбленного, одетого в лохмотья, одинокого старика. Тит прошел в дом, где царил полумрак, так как горело лишь несколько светильников. Тит не решился заговорить о своих проблемах, а предложил отужинать, как в давние времена. Рембрандт молча согласился. Они ужинали в полной тишине, никто не решался заговорить.

И вдруг на Тита нахлынуло необъяснимое желание посмотреть на работы отца. Рембрандт согласился проводить его. Мастерская находилась в комнате наверху. Рембрандт шел первым. Сын посмотрел на отца. По скрипучей, ветхой лестнице поднимался, шаркая ногами, сгорбленный старик, его спущенные чулки волочились по ступенькам, он несколько раз оступился. И тут на Тита нахлынуло невыразимое чувство, которое мощной, обжигающей волной прокатилось по всему телу и комком застряло в горле; сильно защемило сердце. Когда они вошли в мастерскую, Тит встал на колени перед своим отцом и обнял его. Так они простояли молча, не говоря ни слова, несколько минут. Но слова здесь были не нужны. Они поняли друг друга.

7. Домашнее задание: ответить на вопросы по выбору.

- Какого отношения заслуживает Настя?

Притча о блудном сыне.

Тогда младший сын решил вернуться к отцу. Когда он был еще далеко, увидел его отец его, и сжалился, и побежал ему навстречу, кинулся на шею и целовал его.

Этой притчей Христос еще раз хотел сказать о том, с какой радостью Отец Небесный принимает всякого грешника, приходящего к Нему с раскаянием.

Н а п р о ш л о м у р о к е м ы п о з на к о м и л и с ь с о т р ы в к о м и з п р о и з в е д е н и я П а у ст ов с к о г о « З ол о та я

Ч т о т а к о е з а р у б к а ? Ру б я щ и м п р е д м е т о м , т . е . д о л ж н а б ы т ь б о л ь .

Ра с ска з ра зд ел ен н а 4 ча ст и 1 ча ст ь о ма те ри, 2 ча ст ь о д оч ер и, 3 ч а с т ь - т ел е г ра м м а 4 ч а ст ь и г ра е т р ол ь

э п ил о га . О с н ов ны е д е й с т в и я у ж е з а к о н ч е н ы : м а т ь у м е р л а и п о х о р о н е н а чу ж и м и л ю д ь м и , о д но с е л ь ча на м и;

д о ч к а не у с пе ла п р ие ха т ь н е т о л ь ко у в ид е ть с я с не й, н о и на по хо ро н ы , Н о а вт о р ос т ав л яе т н а де жд у н а т о ,

Д а в а й т е с р а в н и м в о с п о м и н а н и я п ис а т е л я и х у д о ж е с т в е н н ы й т е к с т. Ч т о н о в о г о в н е с а в т о р , а ч т о о с та в и л

п р е ж н и м ? К а к и е э п и з о д ы п ис а т е л ь д о м ы с л и л в рассказе? (Жизнь Насти Петербурге)

с а м оу с т р а н я е т с я : о н н а хо д и т с я в п о з и ц и и н а б л ю д а т е л я . О д н а к о н е з р им о е е г о п р и с у т с т в и е о щу щ а е т с я в

- П о ду м а й те д л я ч е го а в то р н а ч и на е т р а с с к а з с пе й за ж н о й з ар ис ов к и? ( О н а на с т р а и в а е т ч и т а т е л я н а

о п ре д е л е н н ы й л а д , п о д г от а в л и в а е т к в о с п р и я т и ю произведения, создает тональность произведения)

К а к и е м ы с л и а в т о р п е р е д а е т ч е р е з эт о т п е й з а ж ? ( П е йз а ж ну ю з а р и с о в ку пр о н и зы в а е т м ы с л ь о б

у вя д а ни и, д а ж е о м е р т в л е н и и п р и р од ы т е к с т ( н ач ал о ), с о зд а ет ся о щу ще н ие, чт о э то т н аг о ня ющ и й

О б р а т и т е в н и м а н и е , ч т о ф ра з ы з д е с ь к о ро т к и е и о т н и х в е е т ка к и м - т о х о л о д о м , б е з ы с х о д н о с т ь ю . И и з

- К а к с о о т ве тс т в у е т б е зо т р а д на я ка р т ин а в ну т ре н не му с ос т оя н и ю К а те р и ны П е т р о в н ы ? ( А в т о р

с о о т н о с и т с о с т о я н и е п р и р о д ы с д у ш е в н ы м с о с т о я н и е м че л о ве ка . В п р ир о де ка к и в ж и з ни

- Выражает ли автор прямое сочу в ствие героине?( Ни в одной строчке. Оно с кр ы т о в х а р а к т е р е

п о в е с т в о в а т е л я . К о г д а ж и з н ь пр и р о д ы з а м е р л а , К а т е р и н е П е т р о в н е « с т а л о е ще т р у д н е е в с т а в а т ь п о

О д н о я зн а л т в е р до - ч т о н и к о г д а не з а бу д у э т о й о с е н н е й г о р е ч и , чу д е с н ы м о б р а з о м с о е д и н е н н о й с

л е г к о с т ь ю н а ду ш е и п р о с т ы м и и я с н ы м и м ы с л я м и . Ч е м у г р ю м е е б ы л и т у ч и, ч е м хо л о д не е д о ж д и , т е м

с о х р а н е н о з ву ч а ни е о с е нн е й г о ре ч и , н о г о р е ч ь эта утрачивает ле гкость и радость бытия и становится

Читайте также: