Конспект урока по литературе 1 класс школа россии буква ч
Обновлено: 05.07.2024
2. Артикуляционная разминка:
Начнем урок с речевой дыхательной разминки. Перед вами буквенный ряд гласных:
е е а а е у а я а и и а а о а я.
Делаем вдох и на каждой четвертой букве – выдох.
Усложним задание: сделаем глубокий вдох через нос и, задерживая дыхание на выдохе, прочитаем весь буквенный ряд до конца.
- Что вы уже знаете о гласных?
- Какие две группы можно выделить в этом ряду гласных?
Мудрая Черепаха приготовила для вас скороговорку. Прочитайте её:
Черепаха, не скучая, час сидит за чашкой чая.
Действительно, на Руси, чаепитие всегда отличалось простотой и сердечностью. Самовар на столе, как бы приглашал расслабиться и вести долгие задушевные беседы.
Я думаю, вы мне сейчас поможете назвать тему нашего урока.
- Назовите только те слова из скороговорки, которые начинаются на один и тот же звук:
чай | чашка |
час | черепаха |
- По каким признакам их можно разделить на группы7
- В чём сходство этих слов?
Попробуйте назвать тему нашего сегодняшнего урока.
Итак, нам предстоит:
- познакомиться с новым согласным звуком [ч’], обозначающим букву ч;
- учиться отличать новый звук от других, ранее изученных, звуков;
- учиться читать слова с новым звуком.
4. Введение в тему урока. Знакомство с новым звуком [ч’], буквами Чч.
Проведём небольшое исследование нового звука:
Чтобы звуком управлять,
О нём всё точно надо знать.
Я сигналом покажу,
Место звука укажу. (цветовые сигналы-круги)
- Дайте характеристику нового звука.
- Какой признак согласных вызвал у вас затруднение? Почему рядом с новым звуком стоит восклицательный знак?
Мудрая Черепаха решила помочь вам в этом вопросе. Её панцирь потрескался от старости и на нём, видны, какие-то значки-буквы. Давайте попробуем их прочитать:
чу | чик | чай |
оч | че | чёр |
- В каких случаях согласный произносится мягко? Прочитайте эти слоги.
А теперь прочитаем остальные слоги.
- Какой вы сделаете вывод?
5. Физкультминутка.
Встаньте, оглянитесь вокруг и найдите предметы, в названии которых встречается новый звук [ч’].
Рассмотрите новую букву. Что она вам напоминает?
- Для чего нам нужны буквы?
Дополните до целого слова слоги, оказавшиеся на панцире у Мудрой Черепахи.
(мальчик, чулок, пальчик, чудо, чёрный…)
Проведём звуко-буквенный анализ этого слова.
У меня для вас приготовлены загадки:
- Можно ли эти слова назвать однокоренными? Почему?
Подберите из слов в учебнике однокоренные слова к этим отгадкам. (чай, чаёвничали, чаёк)
- в начале слова;
- в середине слова;
- в конце слова.
7. Закрепление изученного.
Мудрая Черепаха осталась довольна вашими ответами и поэтому она приготовила для вас небольшой сюрприз. Выполните её задания. (цветовые круги-сигналы)
1. Выбрать из данных букв ту, которая обозначает глухой согласный звук:
2. Выбрать из данных слогов букву, обозначающую мягкий согласный звук:
4. Выбрать букву, которая всегда обозначает мягкий согласный звук:
- Что приготовила вам в подарок Мудрая Черепаха? Прочитайте. (КЛЮЧ)
Объясните значение этого слова.
Много разных есть ключей:
Ключ – родник среди камней,
Ключ скрипичный, завитой
И обычный ключ дверной.
Вот как богат и разнообразен наш родной русский язык. Чтобы овладеть им, мы должны выучить все буквы алфавита.
- С какой буквой сегодня познакомились? В чём её особенность?
- Что интересного и познавательного вы узнали на уроке?
Устанавливают, что звук [ ч’ ] всегда мягкий, глухой; читают предложения с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания; владеют навыками правописания ча, чу; распознают родственные слова; сравнивают, группируют и классифицируют все изученные буквы; анализируют пословицы
Личностные результаты
Универсальные учебные действия (метапредметные)
Регулятивные: учатся выказывать свое предположение (версию).
Познавательные : общеучебные – осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебной задачи в текстах, иллюстрациях учебника; логические – анализируют пословицы.
Коммуникативные : умеют в коммуникации строить понятные для партнера высказывания
Основное содержание темы, понятия и термины
Согласный звук [ ч’ ] , мягкий; заглавная, строчная, печатная и письменная буквы Ч, ч; правописание ча, чу; родственные слова, пословицы
Методическая цель урока – знакомство со звуком [ч’] и буквой Ч. Правописание сочетаний ча-чу.
Задачи урока:
1. Предметные:
формировать представление о звуке [ч'] как о мягком непарном согласном звуке;
познакомить с правописанием слогов ча, чу;
учить читать слоги, слова с новой буквой;
2. Метапредметные:
Познавательные: воспитывать познавательный интерес, интерес к чтению, навыки самостоятельной работы.
Коммуникативные: формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Регулятивные: формировать внутреннюю позицию школьника правильно распределять своё время.
Планируемые результаты:
1. Предметные: знакомство с буквой Ч, ч и звуком, который она обозначает; развитие фонематического слуха.
2. Метапредметные:
Регулятивные: контроль и оценка своих действий при сотрудничестве с учителем, одноклассниками.
Познавательные : владение общими приёмами решения учебных задач; правильно строить речевое высказывание.
Коммуникативные: конструктивное взаимодействие друг с другом, умение договариваться, приходить к общему мнению; учится работать в группах.
Личностные: проявление навыков сотрудничества, самоопределение, адекватное принятие информации.
Современные образовательные технологии: игровые технологии, , здоровьесберегающие технологии, технология ИКТ, исследовательская работа.
Формы организации деятельности: фронтальная, групповая, парная.
Формы контроля: взаимоконтроль: самоконтроль, контроль учителя.
Тема: Мягкий согласный звук ч, буквы Ч, ч.
Тип: Решение учебной задачи.
Задачи:
- Создать условия для ознакомления с согласным звуком ч, буквами Ч, ч, развития речи, памяти, логического мышления.
Планируемые результаты:
Предметные:
- устанавливают, что звук ч всегда мягкий, глухой;
- читают предложения с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания;
- владеют навыками правописания ча,чу;
- раскрывают значение многозначных слов.
Метапредметные:
Личностные:
- проявляют положительное отношение и интерес к процессу познания.
Ресурсы урока:
Для учителя:
Для учащихся:
Ход урока
Содержание деятельности учителя:
Содержание деятельности обучающихся:
Организация начала урока
Звенит звонок весёлый,
Раскрой скорей тетрадь.
Пришли с тобой мы в школу,
Чтоб буквы изучать.
- Проверим готовность к уроку.
Приветствуют учителя. Организуют своё рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе.
Актуализация необходимых знаний
Отвечают на вопросы учителя.
Организация познавательной деятельности
- Что изображено на рисунках?
- Найдите на с. 5 схемы-модели данных слов и выполните слого-звуковой анализ слов мяч, ручка.
2. Охарактеризуйте звук ч.
- В русском языке он всегда мягкий, твёрдым он не бывает.
- Придумайте слова, где звук ч в конце.
4. Знакомство с буквой Ч.
- Да, вы правильно решили:
Ч мы пишем как четыре.
Только с цифрами, друзья,
Буквы путать нам нельзя.
- Сделайте букву Ч из счётных палочек.
5. Чтение слогов и слов.
- Представим, что мы в саду будем сажать деревья. Я буду называть названия деревьев. Если в них есть звук ч , вы изображаете, как копаете ямки для саженцев. Если в названиях звук ч отсутствует, вы делаете наклоны в стороны.
Вишня, слива, черёмуха, яблоня, чинара, тополь, черешня, осина, берёза.
7. Работа с иллюстрацией и текстом (учебник, с. 4-5).
- Рассмотрите иллюстрацию. Что на ней изображено?
- Обсудите с другом, для чего нужны человеку часы.
- Прочитайте и отгадайте загадку.
- Составьте схему слова–отгадки.
- Найдите в тексте загадки букву Ч.
- Прочитайте текст. Озаглавьте его.
- Какие бывают часы?
- Подумайте, где можно найти сведения о часах. Составьте о них свой рассказ.
8. Правописание ча, чу.
- Найдите на странице слова с сочетанием ча, чу. Какие буквы пишутся после Ч?
Руки положите на парту и сожмите кулачки.
Наши нежные цветки
Ветерок чуть дышит,
Наши алые цветки
(вращение кистями рук).
10. Уменьшительно-ласкательные слова. Чтение слов в столбиках (учебник, с. 6).
- Прочитайте слова в столбиках.
- Сравните, что общего в этих словах, чем они различаются. Как большой предмет превратить в маленький?
11. Многозначные слова (учебник, с. 6).
- О каких лисичках идёт речь?
- Какое ещё имеет значение слово лисички?
- Перечислите значения слова ручки.
Выполняют слого-звуковой анализ слов.
Из счётных палочек делают букву Ч.
Хором читают слоги-слияния и слова.
Выполняют правила, предложенные учителем.
Рассматривают иллюстрацию. Часы.
Выполняют задание в паре.
Составляют схему слова часы.
Находят букву Ч в загадке.
Перечисляют, какие бывают часы.
Читают правило, запоминают его, находят в словах сочетания ча, чу.
Выполняют движения по тексту.
Выполняют задание, отвечают на вопросы.
Определяют значения многозначных слов.
- Что нового вы узнали?
- Что особенно вам понравилось? Почему?
- Что вызвало затруднение? Почему?
- Какие знания, умения, навыки помогали нам сегодня на уроке?
- Спасибо за урок.
Отвечают на вопросы учителя.
Предмет: Литературное чтение Класс: 1
Учитель: Гришина Елена Анатольевна
Тема: Мягкий согласный звук ч , буквы Ч, ч.
Тип: Решение учебной задачи.
Создать условия для ознакомления с согласным звуком ч , буквами Ч, ч, развития речи, памяти, логического мышления.
Планируемые результаты:
устанавливают, что звук ч всегда мягкий, глухой;
читают предложения с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания;
владеют навыками правописания ча,чу;
раскрывают значение многозначных слов.
Метапредметные:
планируют решение учебной задачи под руководством учителя;
воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;
характеризуют согласный звук ч ;
проявляют положительное отношение и интерес к процессу познания.
Ресурсы урока:
Для учителя:
Для учащихся:
Электронное приложение к учебнику В. Г. Горецкого.
Презентация к уроку.
Содержание деятельности учителя:
Содержание деятельности обучающихся:
Организация начала урока
Звенит звонок весёлый,
Раскрой скорей тетрадь.
Пришли с тобой мы в школу,
Чтоб буквы изучать.
- Проверим готовность к уроку.
Приветствуют учителя. Организуют своё рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе.
Актуализация необходимых знаний
- Кто какой голос подаёт?
Отвечают на вопросы учителя.
Организация познавательной деятельности
Выделение звука ч (учебник, часть 2, с.5).
- Что изображено на рисунках?
- Найдите на с. 5 схемы-модели данных слов и выполните слого-звуковой анализ слов мяч, ручка.
2. Охарактеризуйте звук ч .
- В русском языке он всегда мягкий, твёрдым он не бывает.
- Придумайте слова, где звук ч в конце.
4. Знакомство с буквой Ч.
- Да, вы правильно решили:
Ч мы пишем как четыре.
Только с цифрами, друзья,
Буквы путать нам нельзя.
- Сделайте букву Ч из счётных палочек.
5. Чтение слогов и слов.
- Представим, что мы в саду будем сажать деревья. Я буду называть названия деревьев. Если в них есть звук ч , вы изображаете, как копаете ямки для саженцев. Если в названиях звук ч отсутствует, вы делаете наклоны в стороны.
Вишня, слива, черёмуха, яблоня, чинара, тополь, черешня, осина, берёза.
7. Работа с иллюстрацией и текстом (учебник, с. 4-5).
- Рассмотрите иллюстрацию. Что на ней изображено?
- Обсудите с другом, для чего нужны человеку часы.
- Прочитайте и отгадайте загадку.
- Составьте схему слова–отгадки.
- Найдите в тексте загадки букву Ч.
- Прочитайте текст. Озаглавьте его.
- Какие бывают часы?
- Подумайте, где можно найти сведения о часах. Составьте о них свой рассказ.
8. Правописание ча, чу.
- Найдите на странице слова с сочетанием ча, чу. Какие буквы пишутся после Ч?
Руки положите на парту и сожмите кулачки.
Наши нежные цветки
(раскрываем пальчики),
Ветерок чуть дышит,
(шевелят пальчиками).
Наши алые цветки
(вращение кистями рук).
10. Уменьшительно-ласкательные слова. Чтение слов в столбиках (учебник, с. 6).
- Прочитайте слова в столбиках.
- Сравните, что общего в этих словах, чем они различаются. Как большой предмет превратить в маленький?
11. Многозначные слова (учебник, с. 6).
- О каких лисичках идёт речь?
- Какое ещё имеет значение слово лисички?
- Перечислите значения слова ручки.
Выполняют слого-звуковой анализ слов.
Из счётных палочек делают букву Ч.
Хором читают слоги-слияния и слова.
Выполняют правила, предложенные учителем.
Рассматривают иллюстрацию. Часы.
Выполняют задание в паре.
Составляют схему слова часы.
Находят букву Ч в загадке.
Перечисляют, какие бывают часы.
Читают правило, запоминают его, находят в словах сочетания ча, чу.
Читайте также: