Конспект урока по литературе 1 класс школа россии буква ч

Обновлено: 05.07.2024

2. Артикуляционная разминка:

Начнем урок с речевой дыхательной разминки. Перед вами буквенный ряд гласных:

е е а а е у а я а и и а а о а я.

Делаем вдох и на каждой четвертой букве – выдох.

Усложним задание: сделаем глубокий вдох через нос и, задерживая дыхание на выдохе, прочитаем весь буквенный ряд до конца.

- Что вы уже знаете о гласных?

- Какие две группы можно выделить в этом ряду гласных?

Мудрая Черепаха приготовила для вас скороговорку. Прочитайте её:

Черепаха, не скучая, час сидит за чашкой чая.

Действительно, на Руси, чаепитие всегда отличалось простотой и сердечностью. Самовар на столе, как бы приглашал расслабиться и вести долгие задушевные беседы.

Я думаю, вы мне сейчас поможете назвать тему нашего урока.

- Назовите только те слова из скороговорки, которые начинаются на один и тот же звук:

чай чашка
час черепаха

- По каким признакам их можно разделить на группы7

- В чём сходство этих слов?

Попробуйте назвать тему нашего сегодняшнего урока.

Итак, нам предстоит:

  • познакомиться с новым согласным звуком [ч’], обозначающим букву ч;
  • учиться отличать новый звук от других, ранее изученных, звуков;
  • учиться читать слова с новым звуком.

4. Введение в тему урока. Знакомство с новым звуком [ч’], буквами Чч.

Проведём небольшое исследование нового звука:

Чтобы звуком управлять,
О нём всё точно надо знать.
Я сигналом покажу,
Место звука укажу. (цветовые сигналы-круги)

- Дайте характеристику нового звука.

- Какой признак согласных вызвал у вас затруднение? Почему рядом с новым звуком стоит восклицательный знак?

Мудрая Черепаха решила помочь вам в этом вопросе. Её панцирь потрескался от старости и на нём, видны, какие-то значки-буквы. Давайте попробуем их прочитать:

чу чик чай
оч че чёр

- В каких случаях согласный произносится мягко? Прочитайте эти слоги.

А теперь прочитаем остальные слоги.

- Какой вы сделаете вывод?

5. Физкультминутка.

Встаньте, оглянитесь вокруг и найдите предметы, в названии которых встречается новый звук [ч’].

Рассмотрите новую букву. Что она вам напоминает?

- Для чего нам нужны буквы?

Дополните до целого слова слоги, оказавшиеся на панцире у Мудрой Черепахи.

(мальчик, чулок, пальчик, чудо, чёрный…)

Проведём звуко-буквенный анализ этого слова.

У меня для вас приготовлены загадки:

- Можно ли эти слова назвать однокоренными? Почему?

Подберите из слов в учебнике однокоренные слова к этим отгадкам. (чай, чаёвничали, чаёк)

  • в начале слова;
  • в середине слова;
  • в конце слова.

7. Закрепление изученного.

Мудрая Черепаха осталась довольна вашими ответами и поэтому она приготовила для вас небольшой сюрприз. Выполните её задания. (цветовые круги-сигналы)

1. Выбрать из данных букв ту, которая обозначает глухой согласный звук:

2. Выбрать из данных слогов букву, обозначающую мягкий согласный звук:

4. Выбрать букву, которая всегда обозначает мягкий согласный звук:

- Что приготовила вам в подарок Мудрая Черепаха? Прочитайте. (КЛЮЧ)

Объясните значение этого слова.

Много разных есть ключей:
Ключ – родник среди камней,
Ключ скрипичный, завитой
И обычный ключ дверной.

Вот как богат и разнообразен наш родной русский язык. Чтобы овладеть им, мы должны выучить все буквы алфавита.

  • С какой буквой сегодня познакомились? В чём её особенность?
  • Что интересного и познавательного вы узнали на уроке?

Устанавливают, что звук [ ч’ ] всегда мягкий, глухой; читают предложения с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания; владеют навыками правописания ча, чу; распознают родственные слова; сравнивают, группируют и классифицируют все изученные буквы; анализируют пословицы

Личностные результаты

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные: учатся выказывать свое предположение (версию).

Познавательные : общеучебные – осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебной задачи в текстах, иллюстрациях учебника; логические – анализируют пословицы.

Коммуникативные : умеют в коммуникации строить понятные для партнера высказывания

Основное содержание темы, понятия и термины

Согласный звук [ ч’ ] , мягкий; заглавная, строчная, печатная и письменная буквы Ч, ч; правописание ча, чу; родственные слова, пословицы


Методическая цель урока – знакомство со звуком [ч’] и буквой Ч. Правописание сочетаний ча-чу.

Задачи урока:

1. Предметные:

формировать представление о звуке [ч'] как о мягком непарном согласном звуке;

познакомить с правописанием слогов ча, чу;

учить читать слоги, слова с новой буквой;

2. Метапредметные:

Познавательные: воспитывать познавательный интерес, интерес к чтению, навыки самостоятельной работы.

Коммуникативные: формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Регулятивные: формировать внутреннюю позицию школьника правильно распределять своё время.

Планируемые результаты:

1. Предметные: знакомство с буквой Ч, ч и звуком, который она обозначает; развитие фонематического слуха.

2. Метапредметные:

Регулятивные: контроль и оценка своих действий при сотрудничестве с учителем, одноклассниками.

Познавательные : владение общими приёмами решения учебных задач; правильно строить речевое высказывание.

Коммуникативные: конструктивное взаимодействие друг с другом, умение договариваться, приходить к общему мнению; учится работать в группах.

Личностные: проявление навыков сотрудничества, самоопределение, адекватное принятие информации.

Современные образовательные технологии: игровые технологии, , здоровьесберегающие технологии, технология ИКТ, исследовательская работа.

Формы организации деятельности: фронтальная, групповая, парная.

Формы контроля: взаимоконтроль: самоконтроль, контроль учителя.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Мягкий согласный звук ч, буквы Ч, ч.

Тип: Решение учебной задачи.

Задачи:

  • Создать условия для ознакомления с согласным звуком ч, буквами Ч, ч, развития речи, памяти, логического мышления.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • устанавливают, что звук ч всегда мягкий, глухой;
  • читают предложения с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания;
  • владеют навыками правописания ча,чу;
  • раскрывают значение многозначных слов.

Метапредметные:

Личностные:

  • проявляют положительное отношение и интерес к процессу познания.

Ресурсы урока:

Для учителя:

Для учащихся:

Ход урока

Содержание деятельности учителя:

Содержание деятельности обучающихся:

Организация начала урока

Звенит звонок весёлый,

Раскрой скорей тетрадь.

Пришли с тобой мы в школу,

Чтоб буквы изучать.

- Проверим готовность к уроку.

Приветствуют учителя. Организуют своё рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе.

Актуализация необходимых знаний

Отвечают на вопросы учителя.

Организация познавательной деятельности

- Что изображено на рисунках?

- Найдите на с. 5 схемы-модели данных слов и выполните слого-звуковой анализ слов мяч, ручка.

2. Охарактеризуйте звук ч.

- В русском языке он всегда мягкий, твёрдым он не бывает.

- Придумайте слова, где звук ч в конце.

4. Знакомство с буквой Ч.

- Да, вы правильно решили:

Ч мы пишем как четыре.

Только с цифрами, друзья,

Буквы путать нам нельзя.

- Сделайте букву Ч из счётных палочек.

5. Чтение слогов и слов.

- Представим, что мы в саду будем сажать деревья. Я буду называть названия деревьев. Если в них есть звук ч , вы изображаете, как копаете ямки для саженцев. Если в названиях звук ч отсутствует, вы делаете наклоны в стороны.

Вишня, слива, черёмуха, яблоня, чинара, тополь, черешня, осина, берёза.

7. Работа с иллюстрацией и текстом (учебник, с. 4-5).

- Рассмотрите иллюстрацию. Что на ней изображено?

- Обсудите с другом, для чего нужны человеку часы.

- Прочитайте и отгадайте загадку.

- Составьте схему слова–отгадки.

- Найдите в тексте загадки букву Ч.

- Прочитайте текст. Озаглавьте его.

- Какие бывают часы?

- Подумайте, где можно найти сведения о часах. Составьте о них свой рассказ.

8. Правописание ча, чу.

- Найдите на странице слова с сочетанием ча, чу. Какие буквы пишутся после Ч?

Руки положите на парту и сожмите кулачки.

Наши нежные цветки

Ветерок чуть дышит,

Наши алые цветки

(вращение кистями рук).

10. Уменьшительно-ласкательные слова. Чтение слов в столбиках (учебник, с. 6).

- Прочитайте слова в столбиках.

- Сравните, что общего в этих словах, чем они различаются. Как большой предмет превратить в маленький?

11. Многозначные слова (учебник, с. 6).

- О каких лисичках идёт речь?

- Какое ещё имеет значение слово лисички?

- Перечислите значения слова ручки.

Выполняют слого-звуковой анализ слов.

Из счётных палочек делают букву Ч.

Хором читают слоги-слияния и слова.

Выполняют правила, предложенные учителем.

Рассматривают иллюстрацию. Часы.

Выполняют задание в паре.

Составляют схему слова часы.

Находят букву Ч в загадке.

Перечисляют, какие бывают часы.

Читают правило, запоминают его, находят в словах сочетания ча, чу.

Выполняют движения по тексту.

Выполняют задание, отвечают на вопросы.

Определяют значения многозначных слов.

- Что нового вы узнали?

- Что особенно вам понравилось? Почему?

- Что вызвало затруднение? Почему?

- Какие знания, умения, навыки помогали нам сегодня на уроке?

- Спасибо за урок.

Отвечают на вопросы учителя.

Предмет: Литературное чтение Класс: 1

Учитель: Гришина Елена Анатольевна


Тема: Мягкий согласный звук ч , буквы Ч, ч.

Тип: Решение учебной задачи.

Создать условия для ознакомления с согласным звуком ч , буквами Ч, ч, развития речи, памяти, логического мышления.

Планируемые результаты:

устанавливают, что звук ч всегда мягкий, глухой;

читают предложения с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания;

владеют навыками правописания ча,чу;

раскрывают значение многозначных слов.

Метапредметные:

планируют решение учебной задачи под руководством учителя;

воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;

характеризуют согласный звук ч ;

проявляют положительное отношение и интерес к процессу познания.

Ресурсы урока:

Для учителя:

Для учащихся:

Электронное приложение к учебнику В. Г. Горецкого.

Презентация к уроку.

Содержание деятельности учителя:

Содержание деятельности обучающихся:

Организация начала урока

Звенит звонок весёлый,

Раскрой скорей тетрадь.

Пришли с тобой мы в школу,

Чтоб буквы изучать.

- Проверим готовность к уроку.

Приветствуют учителя. Организуют своё рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе.

Актуализация необходимых знаний

- Кто какой голос подаёт?

Отвечают на вопросы учителя.

Организация познавательной деятельности

Выделение звука ч (учебник, часть 2, с.5).

- Что изображено на рисунках?

- Найдите на с. 5 схемы-модели данных слов и выполните слого-звуковой анализ слов мяч, ручка.

2. Охарактеризуйте звук ч .

- В русском языке он всегда мягкий, твёрдым он не бывает.

- Придумайте слова, где звук ч в конце.

4. Знакомство с буквой Ч.

- Да, вы правильно решили:

Ч мы пишем как четыре.

Только с цифрами, друзья,

Буквы путать нам нельзя.

- Сделайте букву Ч из счётных палочек.

5. Чтение слогов и слов.

- Представим, что мы в саду будем сажать деревья. Я буду называть названия деревьев. Если в них есть звук ч , вы изображаете, как копаете ямки для саженцев. Если в названиях звук ч отсутствует, вы делаете наклоны в стороны.

Вишня, слива, черёмуха, яблоня, чинара, тополь, черешня, осина, берёза.

7. Работа с иллюстрацией и текстом (учебник, с. 4-5).

- Рассмотрите иллюстрацию. Что на ней изображено?

- Обсудите с другом, для чего нужны человеку часы.

- Прочитайте и отгадайте загадку.

- Составьте схему слова–отгадки.

- Найдите в тексте загадки букву Ч.

- Прочитайте текст. Озаглавьте его.

- Какие бывают часы?

- Подумайте, где можно найти сведения о часах. Составьте о них свой рассказ.

8. Правописание ча, чу.

- Найдите на странице слова с сочетанием ча, чу. Какие буквы пишутся после Ч?

Руки положите на парту и сожмите кулачки.

Наши нежные цветки

(раскрываем пальчики),

Ветерок чуть дышит,

(шевелят пальчиками).

Наши алые цветки

(вращение кистями рук).

10. Уменьшительно-ласкательные слова. Чтение слов в столбиках (учебник, с. 6).

- Прочитайте слова в столбиках.

- Сравните, что общего в этих словах, чем они различаются. Как большой предмет превратить в маленький?

11. Многозначные слова (учебник, с. 6).

- О каких лисичках идёт речь?

- Какое ещё имеет значение слово лисички?

- Перечислите значения слова ручки.

Выполняют слого-звуковой анализ слов.

Из счётных палочек делают букву Ч.

Хором читают слоги-слияния и слова.

Выполняют правила, предложенные учителем.

Рассматривают иллюстрацию. Часы.

Выполняют задание в паре.

Составляют схему слова часы.

Находят букву Ч в загадке.

Перечисляют, какие бывают часы.

Читают правило, запоминают его, находят в словах сочетания ча, чу.

Читайте также: