Конспект урока по изо зимний пейзаж 4 класс

Обновлено: 06.07.2024

Цель: художественно-эстетическое развитие средствами и методами изобразительного искусства.

Задачи:

  • закреплять знания детей о зиме, как о времени года;
  • расширять представления о пейзаже, об основах перспективы (дальше, ближе);
  • формировать умение рисовать пейзаж по представлению;
  • закреплять технику цветосмешения;
  • упражнять в совершенствовании техники рисования гуашью.
  • развитие познавательной деятельности.
  • развивать изобразительные способности и творческую активность.
  • воспитывать сенсорную культуру, художественный вкус, эстетическое чувство и понимание прекрасного, интерес и любовь к искусству.

Оборудование:

Демонстрационный материал: образцы фона (подмалевка), листы бумаги для показа приемов рисования дерева, ели.

Материал: ребристые карандаши, альбом, гуашь, стакан-непроливайка для воды, мягкие круглые кисти № 1, 3, жесткие плоские кисти № 3, тканевые салфетки;

Методы и приемы: художественное слово, показ, образец педагога, повторный показ, указание, беседа.

Предварительная работа: Наблюдение за природой.

Ход урока

- Для того, чтобы узнать, что мы с вами будем сегодня рисовать отгадайте загадку:

Снег на полях,
Лед на реках,
Вьюга гуляет,
Когда это бывает?
(Зимой).

- Молодцы, так что же мы будем сегодня рисовать?

2. Беседа о зиме

- Давайте с вами вспомним, что вы видели на улице?

Какое было небо? Солнце? Снег? Деревья? Были ли зеленые деревья? Как они называются? Что лежало на ветках деревьев?

- А теперь давайте посмотрим фотографии зимней природы. Что вы видите на первом фото? Какое небо? Какой снег? Чем покрыты ветки берез? (аналогично остальные фото).

- Красивое время года зима? В чем ее красота?

3. Беседа о зимних пейзажах в творчестве художников

-Красота зимней природы всегда привлекала художников. Многие из них изображали ее на своих пейзажах.

- Что такое пейзаж? Давайте рассмотрим некоторые из них.

4. Тонирование листа бумаги (подмалевок)

- Для того чтобы картина была красивой, нам надо сделать подмалевок, сделать красивый фон для нашей картины. Давайте вспомним, как это делается. (ответы детей).

5. Физминутка

- Пока будут сохнуть основы для наших пейзажей, давайте немного отдохнем. Встаньте из-за парт и возьмите в руки карандаши для массажа. Вытяните руки вперед и покатайте карандаш между ладонями. То же самое подняв руки вверх. Повернитесь влево и покатайте карандаш по левой руке. То же самое вправо. Сядьте. Положите карандаши. Погладьте свои ладони и встряхните ими.

6. Повторение приемов рисования дерева и ели

- А сейчас давайте вернемся к нашим картинам. Если это пейзаж, то, что мы с вами будем рисовать? Какие деревья зимой, какой цвет нам понадобиться? Как получить коричневый цвет? Давайте вспомним, как рисуют дерево? Кто может показать? (Показ ребенка с комментированием своих действий).

7. Рисование пейзажей

- А теперь подумайте, какие деревья будут на вашем рисунке, будут ли у вас ели? Положите ли вы снег на ветви деревьев? Будут ли тропинки?
Расскажите о своих будущих работах.

- Приступайте к рисованию. А волшебное зимнее настроение вам поможет создать музыка П.И.Чайковсого.

8. Итог занятия

Педагог благодарит детей, отмечает, что все постарались, как настоящие художники-пейзажисты и создали неповторимые рисунки, предлагает разместить детские пейзажи на доске.

Конспект урока в 4 классе.Тема урока "Зимний пейзаж".

Цель урока:систематизировать знания учащихся о жанрах живописи.

Развивать технику работы разными художественными материалами.

Содержимое разработки

Изобразительное искусство

систематизировать знания учащихся о жанрах живописи изобразительного искусства;

- расширить знания учащихся о пейзаже как жанре в живописи, об отличительных особенностях разных видов пейзажа, цвете как основном средстве художественной выразительности живописи; в графике овладение техникой штриха;

- развивать технику работы разными художественными материалами;

- воспитывать любви к природе через произведения изобразительного искусства, литературы и музыки.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе :

I . Организационный момент.

1. - Здравствуйте ребята. У нас урок изобразительного искусства. Мы отправимся в мир красоты. Готовы ли вы к уроку? Я вижу, вы к уроку готовы, все необходимое у вас есть.

2. Педагогический тренинг.

3. Новинки изобразительного искусства.

4. Связь с предыдущим материалом.

II . Актуализация знаний.

- На прошлом уроке мы с вами познакомились с жанрами искусства. Давайте повторим, что такое жанр?

В изобразительном искусстве — картины с общим предметом изображения.

- Какие жанры живописи вы знаете?

(Жанры живописи: тематическая картина, натюрморт, портрет, пейзаж)

- Что означает тематическая картина, и какие виды тематической картины вы знаете?

В живописи – это картина написанная на определённую тему (историческое событие, сказочный сюжет или момент повседневной жизни).

Виды тематической картины: батальная, историческая, сказочно-мифологическая, анималистическая, маринистическая, бытовая)

- Что означает батальный жанр?

- Что означает исторический жанр?

(Исторический жанр посвящён изображению исторических событий прошлого)

- Что означает сказочно-мифологический жанр?

(Для картин этого вида используются сюжеты сказок, былин, мифов)

Что означает анималистический жанр?(рисование животных)

- Что означает маринистический жанр?

(Маринисты изображают море, мужество людей, борющихся со стихией.Мы видим в картинах необъятную, вечно изменчивую стихию моря)

- Что означает бытовой жанр?

(В бытовом жанре показана повседневная (обычно современная) частная и общественная жизнь)

Что такое натюрморт?

Что такое портрет?

Вместе с внешним сходством портрет показывает духовный мир человека.

III . Объяснение новой темы:

В очарованье русского пейзажа

Есть подлинная радость, но она

Раскрыта не для каждого и даже

Не каждому художнику видна.

Природа… Она не одно столетие вдохновляет людей на создание шедевров в поэзии, музыке, живописи.

ПЕЙЗАЖ (фр. paysage , от pays – местность, страна, родина) – жанр изобразительного искусства, предметом которого является изображение природы, вида местности, ландшафта (общий вид местности: горы, леса, поля, реки). Человек начал изображать природу в далекие времена. Элементы пейзажа можно обнаружить еще в эпоху неолита, в рельефах и росписях стран Древнего Востока, особенно Древнего Египта и Древней Греции.

Как самостоятельный жанр пейзаж появился в Китае еще в VI веке.

Жанр пейзажа не только выражает бесконечное многообразие и красоту природы в разное время года, но и передает чувства и настроения. В основе любого живописного произведения – реальная природа, но при этом образы возникают самые разные, потому что главное – это индивидуальность художника. Он рисует не натуру, а передаёт своё внутреннее состояние в живописи, поэтому у каждого художника свои любимые цветовые сочетания, приёмы, индивидуальное отношение к цвету.

- Ребята давайте представим, что у нас на картинах изображены и поля, и лес, и здания, и заводы, и небо, и море, и реки и тому подобное. Возможно, ли все это назвать одним словом? Как вы думаете?

- Да, вы правы, это разные пейзажи, потому что они имеют свои названия. Познакомимся с некоторыми из них.

Ландшафт - это картина, на которой изображен общий вид местности (горы, реки, леса, поля и так далее).

Марина - это пейзаж, изображающий морской вид.

Промышленный (индустриальный)пейзаж -это картина с изображением предприятий промышленности, строи­тельства и других предметов научно-технического прогресса.

Городской пейзаж - это картина, на которой худож­ ник изобразил улицы и переулки, площади и маленькие дво­ рики.

Исторический пейзаж - это изображение того, что давно ушло в прошлое.

Стаффаж - это картины с второстепенными мелкомас­ штабными изображениями людей и животных в пейзажной ком­ позиции.

Лирический пейзаж (пейзаж-настроение) - картина, в которой чувства, душевные переживания господствуют над рассудочным началом.

- А может ли художник выразить свое настроение и понимание природы в музыке, танце, стихотворение, живописном произведении?

- Посмотрите нам картины и скажите: Какое время года изображено на картинах?

- В каких видах ИЗО выполнены пейзажи?

Пейзаж можно изобразить в разных видах ИЗО искусства. В живописи зимний пейзаж содержит максимум цветовых контрастов, небо становится темнее, поверхность земли. Для зимней палитры характерны светлые оттенки голубого, фиолетового, сияющие синеватые оттенки льда; а в графике контрасты белого и черного цветов.

- А что можно изобразить в зимнем пейзаже? Давайте представим, что мы оказались в зимнем лесу … И не нарушая покоя отдыхающего леса понаблюдаем. Что бы мы в нем увидели?

Да, деревья разных пород и возраста, корневые и старые, дуплистые с узловатыми ветками, а есть и молодые тоненькие с нежными, прозрачными веточками.

Каждое дерево имеет ствол к низу, он широкий, а затем постепенно становится тонким и заканчивается переходом на ветки и веточки.

Кусты, засохшие травы такие разные по своему виду.

IV . Практическая работа.

Задание: выполнить рисунок пейзажа по представлению, использовать различные средства изображения, в разных видах ИЗО искусства они различны.

I ряд – сегодня: художники – живописцы.

- Какие средства изображения будете использовать?

(цвет, линии, контрасты теплого и холодного, темного светлого)

II ряд – сегодня: художники – графики.

- Какие средства изображения будете использовать?

(линии, пятно, штрих, контур)

Самостоятельная работа над зимним пейзажем по представлению:

1. Выбрать состояние погоды (спокойная, бурная, солнечная)

2. Выбрать время суток (утро, день, вечер)

3. Определить вид пейзажа (сельский, городской, природа)

4. Используя приемы композиции и применив знания законов воздушной перспективы выполнить рисунок карандашом.

5. Использовать средства композиции для выразительности художественного образа живописцы – цвет, контраст, светотень; графики – линии, пятно, штрих, контур

6. Композицию выполнить живописцы – акварельными красками, используя технику работы по сырой бумаге; графики – углем, используя технику работы штриховки.

III .Итог урока.

1. Выставка работ учащихся

2. Заключительное слово учителя

Посмотрите на выставленные здесь рисунки. Как разнообразна и прекрасна изображенная на них зима! Вро­ де бы и краски у всех одинаковые: голубая, синяя, сиреневая, фиолетовая, черная. А есть ли здесь рисунки с одинаковой палитрой? Ка­ждый из вас подобрал свои оттенки, свой колорит, который со­ звучен вашему сегодняшнему настроению. Видно, что в свои рисунки вы вложи­ ли свои чувства и выразили свою любовь к родному краю.

И с т о р и ч е с к и й п е й з а ж - э т о и з о б р а ж е н и е т о г о , ч т о д ав но у шл о в пр о ш ло е.

К аме рн ый п ей за ж - н е бо ль шо е п ро из ве де ни е, п ре дн а з на че нно е дл я у зк ог о кру га

Л и р и ч е с к и й п е й з а ж ( п е й з а ж - н а с т р о е н и е ) - к а р т и н а , в ко т ор о й чу вс тв а, д у ше вн ые

П о см о т ри т е на в ы с та в л е н ны е зд е с ь р и с у нк и . Как раз ноо бр азн а и пр екра сна из обр ажен ная на

ни х зи ма ! В роде бы и кр аски у всех один аковые: голубая , синяя, с иреневая, фи олетовая, чер ная. А

кол орит , к оторы й соз вуч ен ваш ему сег одняшне му нас троен ию. Ви дно, чт о в сво и рису нки вы


Если видишь на картине нарисована река,
Или ель и белый иней, или сад и облака,
Или снежная равнина, или поле и шалаш
Обязательно картина называется …пейзаж:

Учитель: Сегодня мы с вами будем художниками пейзажистами. Я вам предлагаю нарисовать зимний пейзаж. Для работы нам потребуется лист бумаги (цветной картон) формата А4, палитра. Рисовать мы будем гуашью. Нам понадобится две кисти: широкая для рисования сугробов и тонкая для прорисовки деревьев и мелких деталей.



Учитель демонстрирует последовательность выполнения пейзажа.
1. На палитре разводим белую краску с холодными красками: синим, фиолетовым, голубым.
2. Большой кистью на цветном картоне наносим сугробы.


4. Теперь приступим изображению деревьев. Берем кисточку тоньше. Рисуем ствол дерева. Снизу ствол дерева толстый, поэтому на кисточку нажимаем сильнее. Кисточка рисует толстый ствол. К вершине ствол становится тоньше, и верхушка дерева заканчивается тонкой веткой. На кисточку стараемся уже сильно не нажимать, и кисточка начинает рисовать тонкие линии.






8. Все мы знаем, что зимой может быть снегопад. Нарисуем снежинки. Работать будем, тонкой кисточкой используя белую краску. Поставим белые точки на свободных частях фона.



9. Наша работа готова.
Практическая часть (30 минут)
А сейчас каждый из вас самостоятельно попробует нарисовать зимний пейзаж. Продолжаем работу. Звучит музыка с детскими песнями о зиме. Подведение итогов (2 мин). На доске вывешиваются работы учащихся.

Читайте также: