Конспект урока по изо скульптура

Обновлено: 06.07.2024

Cкульптурный образ и средства его художественной выразительности.

Виды скульптурных изображений и их назначение в жизни людей.

Основные скульптурные материалы и условия их применения в объёмных изображениях.

Средства художественной выразительности в скульптурном образе.

Художественная выразительность в объёмном изображении животных различными материалами (лепка и бумагопластика).

Глоссарий по теме:

Скульптура обозначает не только вид искусства, связанный с художественным воспроизведением действительности в объёмно-пространственных формах, но и сами произведения этого искусства — статуи, бюсты, рельефы и т. д.

Характер материала составляет важнейшую характеристику образа и в завершённом произведении.

Скульптурные памятники, статуи, парковая скульптура — это монументальные формы скульптуры, пространственно они связаны с архитектурным ансамблем города, с природным окружением.

Станковая скульптура не связана напрямую с архитектурой, она более камерна и обычно размещается в выставочных залах, музеях, других интерьерах.

Скульптура малых форм – это произведения мелкой пластики (статуэтки, маленькие фигурки из фарфора, фаянса, стекла, дерева, металла, камня, керамики).

Круглая скульптура трёхмерна, то есть имеет объём и существует в реальном пространстве.

Изображение в рельефе строится на плоскости, но выпукло выступает над плоскостью изображения или углублено в неё.

Анималистический жанр – изображение животных во всех видах изобразительного искусства

Основная и дополнительная литература по теме урока:

Открытые электронные ресурсы по теме урока:

1. Рабочий и колхозница. Википедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: (дата обращения: 10.08.19)

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Вспомним, что к скульптурным материалам относятся глина, гипс, дерево, металл, камень. У каждого скульптурного материала есть свой характер и свои возможности. Каждый скульптурный материал требует от скульптора особого отношения при работе с ним. Руки скульптора обладают повышенным осязанием, благодаря которому пальцы тонко воспринимают любую поверхность, ощущают её гладкость или шероховатость, её теплоту, как у дерева, или жёсткую прочность, как у металла.

Скульптура делится на монументальную и станковую. Скульптурные памятники, статуи, парковая скульптура — это монументальные формы скульптуры, пространственно они связаны с архитектурным ансамблем города, с природным окружением. Станковая скульптура не связана напрямую с архитектурой, она более камерна, и обычно размещается в выставочных залах, музеях, других интерьерах. Существует скульптура малых форм — мелкая пластика. Произведения мелкой пластики (статуэтки, маленькие фигурки из фарфора, фаянса, стекла, дерева, металла, камня, керамики) можно встретить практически в любом доме.

По форме изображения различают скульптуру круглую и рельеф. Круглая скульптура трёхмерна, то есть имеет объём и существует в реальном, в том же, что и зритель, пространстве. Скульптуру можно посмотреть со всех сторон, обойти кругом и увидеть по-разному. Изображение в рельефе строится на плоскости, подобно графическому, но выпукло выступает над плоскостью изображения или углублено в неё

Скульптура никогда не повторяет буквальную форму натуры, а преображает её в художественный образ со своей темой, содержанием и выражением авторского отношения. В скульптуре есть своя условность языка изображения

Человек начал изображать зверей ещё в первобытные времена и достиг в этом совершенства. И сегодня анималистический жанр – изображение животных во всех видах изобразительного искусства – очень любим, ему посвящают своё творчество замечательные художники. Ведь все любят зверей, удивляясь обаянию и красоте животного мира!

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля:

1. Вставьте пропущенное слово, выбрав его из выпадающего списка:

В семействе пространственных искусств скульптура относится к ___________________.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема: Скульптура — как вид изобразительного искусства

Вид урока: беседа

Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний

Цель урока: знакомство с видами и жанрами скульптуры; знакомство с материалами, оборудованием и инструментами скульптора; знакомство с народными традициями и обычаями.

Задачи урока:

Познавательные:

¾ рассказать о видах скульптуры, рельефа;

¾ рассказать о жанрах скульптуры;

¾ рассказать о материалах, которые использует скульптор.

¾ Активизировать познавательный интерес учащихся скульптурным произведениям;

¾ Расширение знаний в области изобразительного искусства.

Развивающие:

¾ Развить зрительную память;

¾ Развить внимание к деталям.

Воспитательные:

¾ формирование осознанного отношения к скульптурным памятникам;

¾ Воспитывать интерес к учебной деятельности и скульптурному искусству;

¾ осознание эстетической и нравственной ценности скульптурных памятников.

Оборудование:

для учащихся: тетрадь, ручка.

1. Организационный момент (0,5 мин)

2. Постановка основной темы на уроке, обоснование цели урока (0,5 мин)

4. Рефлексия (1 мин)

1. Организационный момент (0,5 мин)

Учитель: Здравствуйте ребята! Садитесь.

2. Постановка основной темы на уроке, обоснование цели урока (0,5 мин)

Учитель: Ребята, посмотрите и скажите, произведение какого вида искусства вы видите на экране?

Учитель: о чём же пойдёт речь сегодня на уроке?

Учащиеся: о скульптуре.

Учитель: Скульптура — одно из самых древних искусств: первобытный человек лепил из глины, вырезал из кости и высекал из камня фигурки — первые скульптурные произведения [2]. Скульптурные произведения создавались тысячелетия тому назад мастерами Египта, Индии и Греции.

Что вы еще знаете о скульптуре?

Учащиеся: скульптура появилась очень давно.

Учитель: Что изображает скульптура?

Учащиеся: людей, животных.

Учитель: Основной предмет изображения в круглой скульптуре – человек, хотя иногда скульпторы изображают животных и птиц, а ещё реже – неодушевлённые предметы.Возможности скульптуры существенно отличаются от возможностей живописи. В круглой скульптуре весьма сложно воспроизвести картины природы, нельзя показать особенности воздушной атмосферы. Изображая в основном только человека, скульпторы, тем не менее, умеют выразить в его телесной форме любые идеи – от лирических, задушевных до самых грандиозных и величественных.

2.Скульптура – не копия натуры.

Учитель: Подобно любому из художников, скульптор должен уметь верно передавать натуру (т. е. собственно то, что является предметом изображения). Он должен хорошо знать строение человеческого тела, его пропорции, мускулатуру, уметь достоверно показывать движение. Но скульптор вовсе не стремится точно копировать то, что видит в жизни. Если сделать точную копию человеческого лица или фигуры, получится нечто весьма неприглядное – застывший, неживой двойник. Для того чтобы получилось произведение искусства, отражающее чувства и раздумья скульптора, необходимо отображать самое важное, существенное, убрать ненужные детали, а что-то выделить, подчеркнуть, преувеличить. Скульптор не копирует, он творит, создаёт новую форму.

Учитель: Где можно встретить скульптуру?

Учащиеся: Скульптура создаётся в мастерской скульптора, а встречается она повсюду – на улицах и площадях городов, среди зелени парков, на фасадах зданий, в тишине музейных залов и в комнатах современных квартир.

Учитель: Скульптор создаёт своё произведение в расчёте на определённое окружение. Место, где будет стоять скульптура, определяет её размер, материал, из которого она будет изготовлена, и художественные особенности её формы. Для создания скульптуры, художники используют различные материалы: камень, металл, дерево, стекло, гипс, глину, кость, пластилин, воск, бумагу, лед, снег, песок и другие. Каждый материал наделяет скульптуру своими качествами, словно отдаёт произведению частицу своей души. Все материалы скульптора можно разделить на мягкие и твёрдые. Какие мягкие материалы вы знаете?

Учащиеся: мягкие материалы – это глина, пластилин, воск.

Учитель: верно. Работая с этими материалами, скульптор, собственно говоря, занимается лепкой – он вылепливает, постепенно наращивая объём будущей статуи. Твердые материалы это…?

Учащиеся: различные камни – мрамор.

Учитель а также известняк, песчаник, дерево и слоновая кость. Из твёрдого, прочного камня с древнейших времён высекали скульптуры гробниц и храмов. Металл – особняком среди материалов скульптора стоят металлы: бронза, медь, чугун и золото. Способ изготовления металлических скульптур особый – сначала создаётся модель будущего произведения, а затем с неё делают металлическую отливку .

Скульптурные рельефы нередко являются частью декоративного убранства храмов и дворцов. Они непосредственно связаны с архитектурой, а их сюжеты часто «рассказывают нам о здании или о его хозяине.

В зависимости от того, насколько объёмно изображение фигуры, насколько они связаны с фоном, выделяют два вида рельефа:

• Барельеф – низкий, достаточно плоский рельеф. Используют на медалях и монетах, для украшения архитектурных сооружений.

• Горельеф – высокий рельеф, скульптурное изображение отступает от фона и даётся почти в полный объём. В горельефе фигуры кажутся очень выпуклыми, почти круглыми. Иногда они выглядят как статуи, приставленные к плоскости гладкого фона.

Что из этих произведений является барельефом, а что – горельеф?

Учащиеся отвечают на вопросы.

- Существует несколько видов скульптуры.

Главное средство выражения в скульптуре – объем.

У скульптур, которые можно рассмотреть со всех сторон, есть название, как вы думаете, какое?

Учитель: жанры и направления малой скульптуры — портрет, жанровые композиции, натюрморт, пейзаж. Малые, пространственно-объёмные формы, ландшафтный дизайн и кинетическая скульптура.

4.Рефлексия (0,5 мин)

1.Что такое скульптура?

2. Назовите виды скульптуры.

3. Назовите жанры скульптуры.

4. Назовите виды рельефа.

5. Какие материалы использует скульптор для создания скульптурных форм?

Выводы по уроку:

По ходу урока велась беседа, учащиеся активно отвечали на вопросы.

Построение урока позволило держать дисциплину, учащиеся не отвлекались на посторонние вещи. Урок прошел продуктивно. Урок проведен методиче-ски правильно, соблюдены все этапы урока, соблюден принцип от простого к сложному.

Таким образом можно сделать вывод, что изложенный материал урока был усвоен в достаточной степени.

Список используемой литературы:

1. Изобразительное искусство. Программа для общеобразовательных учреждений 5–9 классы (Составитель В.С.Кузин, С.П.Ломов, Е.В.Шорохов и др. – М.: Дрофа, 2010.)

2.Ломов С.П. Искусство. Изобразительное искусство. 6 кл. В 2 ч. Ч.1: учеб. для общеобразоват. учреждений/ С.П. Ломов, С.Е. Игнатьев, М.В. Карамзина.— М.: Дрофа, 2016.— 159 с.: ил

3.Методика преподавания изобразительного искусства в школе: Учебник для студентов худож. -граф. фак. пед.ин-тов/ Н.Н.Ростовцев.-3-е изд., доп. и перераб.-М.:АГАР,2000.-256 с.

Нажмите, чтобы узнать подробности

на данном уроке учитель даёт понятие, что такое скульптура, какие виды существуют скульптуры, показывает презентцию о самых известных скульпторах и видах скульптуры. Во второй части урока учащиеся выполняют практическую работу, лепят из пластелина "малую" скульптуру.В конце урока подводиться итог.

Урок изобразительного искусства

Тема: Скульптура, как вид изобразительного искусства

Цели: -Познакомить учащихся с выразительными возможностями объёмного изображения, видами скульптурных изображений, связью объёма с окружающим пространством и освещением, художественными материалами, применяемыми в скульптуре, и их свойствами;

Учить создавать объёмные изображения животных, используя пластилин;

Воспитывать интерес к учебной деятельности и скульптурному искусству.

1.Организационный момент. Психологическая минутка

- Улыбнитесь соседу по парте, учительнице. Пожелаем друг другу плодотворной работы.

2. Работа над темой

А) Беседа. Я приглашаю вас на выставку которая открылась сегодня у нас в кабинете ИЗО. Тема нашей выставки виды изобразительного искусства. Среди авторов данных работ есть художники известные всему миру и совсем юные, которые только делают первые шаги в мире изобразительного искусства.

- Какие виды изобразительного искусства вы видите на нашей выставке ?

- Чем отличается живопись от графики?

- Для чего людям нужно декоративно – прикладное искусство?

Художники – Д.П.И. украшает узором окружающие нас предметы от этого окружающая обстановка становиться ярче, светлее. веселее.

- А может быть кто – то знает как называется этот вид изобразительного искусства?

3. Объявление темы , цели урока.

Сегодня на уроке мы познакомимся с новым видом изобразительного искусства скульптура. Дополним нашу выставку своими работами.

4. Новая тема

Скульптура – древнейший вид искусства, Художники скульпторы рассказывают об окружающем мире, но отображают его не на холсте не на бумаге, а в объеме.

Главной темой художников – скульпторов являются образы людей и животных.

Давайте сравним картину художника и скульптуру из дерева.

На картину можно только посмотреть, слегка дотронуться. Но почувствуешь только холст, на которой он нарисован. Если его измерить, то станет известной только высота и ширина..

А что можно сделать со скульптурой?

Изделие из дерева можно взять в руки, рассмотреть со всех сторон. Определить материал . Ощутить шероховатую или гладкую поверхность дерева, округлость формы.

Скульптура, в отличие от живописи, имеет настоящий, реальный, а не изображённый объём.

Показ слайдов

Скульптуры высеченные в скале называют плоскими, или рельефными.

Скульптурные рельефы нередко являются частью декоративного убранства храмов и дворцов.

На протяжении многих лет скульпторы развивали свое мастерство. Известные скульпторы разных стран создали шедевры, которые восхищают своим величием.

Где можно встретить круглые скульптуры?

- Скульптура создаётся в мастерской скульптора, а встречается она повсюду – на улицах и площадях городов, среди зелени парков, на фасадах зданий, в тишине музейных залов и в комнатах современных квартир. Скульптор создаёт своё произведение в расчёте на определённое окружение. Место, где будет стоять скульптура, определяет её размер, материал, из которого она будет изготовлена, и художественные особенности её формы.

Виды круглых скульптур:

Парковая скульптура.

- Мраморные и бронзовые статуи часто встречают нас на аллеях старинных парков, украшают фонтаны. Она служит для украшения природной среды

Скульптура малых форм.

Как называются скульптуры , которые воздвигнуты в честь какого либо исторического события или в честь известных людей.?

Как называются скульптуры , которые украшают парки, скверы, фонтаны?

Как называются эти скульптуры? ( показ)

Мы топаем ногами, (топают)

Мы хлопаем руками, (хлопают)

Качаем головой, (качают головой)

Мы руки поднимаем, (руки вверх)

Потом их опускаем, (руки вниз)

И бегаем кругом, (пальчики ))

4. Постановка художественной задачи. Практическая работа.

- Сегодня каждому из вас предстоит побывать в роли скульптора – анималиста. Какие образы по вашему мнению создают скульпторы – анималисты?

- Сегодня мы слепим собачку.

Давайте определим из каких частей состоит наша собачка?

Какую имеют форму?

Практическая работа детей.

Анализ выполненных работ

Самостоятельная работа за четверть

С каким новым видом изобразительного искусства познакомились на уроке?

Назовите виды скульптуры?

Д/з Поедите на каникулы фотографируйте скульптурные произведения вашего города , села составим презентацию

- От первых идолов, от дольменов, магических камней, далёких прообразов сегодняшних памятников шло сознание возможности скульптуры, понимание выразительности и эмоциональности её материала.

В скульптуре, пожалуй, как ни в каком ином виде художественного творчества, ясна его способность давать обобщённую метографическую форму жизненных явлений.

3. Изучение нового материала.

1-й ученик: Что изображает скульптура.

- Основной предмет изображения в круглой скульптуре – человек, хотя иногда скульпторы изображают животных и птиц, а ещё реже – неодушевлённые предметы. (Слайд 2.) Возможности скульптуры существенно отличаются от возможностей живописи. В круглой скульптуре весьма сложно воспроизвести картины природы, нельзя показать особенности воздушной атмосферы. Изображая в основном только человека, скульпторы, тем не менее, умеют выразить в его телесной форме любые идеи – от лирических, задушевных до самых грандиозных и величественных. (Слайд 3.)

2-й ученик: Скульптура – не копия натуры.

- Подобно любому из художников, скульптор должен уметь верно передавать натуру (т. е. собственно то, что является предметом изображения). Он должен хорошо знать строение человеческого тела, его пропорции, мускулатуру, уметь достоверно показывать движение. (Слайд 4.) но скульптор вовсе не стремится точно копировать то, что видит в жизни. Если сделать точную копию человеческого лица или фигуры, получится нечто весьма неприглядное – застывший, неживой двойник. Для того чтобы получилось произведение искусства, отражающее чувства и раздумья скульптора, необходимо отображать самое важное, существенное, убрать ненужные детали, а что-то выделить, подчеркнуть, преувеличить. Скульптор не копирует, он творит, создаёт новую форму. (Слайд 5.)

3-й ученик: Где можно встретить скульптуру.

- Скульптура создаётся в мастерской скульптора, а встречается она повсюду – на улицах и площадях городов, среди зелени парков, на фасадах зданий, в тишине музейных залов и в комнатах современных квартир. Скульптор создаёт своё произведение в расчёте на определённое окружение. Место, где будет стоять скульптура, определяет её размер, материал, из которого она будет изготовлена, и художественные особенности её формы. (Слайд 6.)

ФИЗМИНУТКА (Приложение 3)

4-й ученик: Виды скульптуры.

- Существует несколько видов скульптуры (Слайд7).

Монументальная скульптура. (Слайд 8, 9.)

5-й ученик: Парковая скульптура. (Слайд 10, 11.)

- Мраморные и бронзовые статуи часто встречают нас на аллеях старинных парков, украшают фонтаны. Такая скульптура обычно не выражает больших, значительных идей. Она служит для украшения природной среды: искусная рука ваятеля словно соревнуется с природой в создании совершенных форм.

6-й ученик: Скульптура малых форм. (Слайд 12, 13.)

Учитель: Фасады дворцов и храмов (рельеф). (Слайд 14, 15).

Скульптурные рельефы нередко являются частью декоративного убранства храмов и дворцов. Они непосредственно связаны с архитектурой, а их сюжеты часто «рассказывают нам о здании или о его хозяине.

Виды рельефа. (Слайд 16, 17, 18, 19, 20, 21)

- В зависимости от того, насколько объёмно изображение фигуры, насколько они связаны с фоном, выделяют два вида рельефа:

Материалы скульптора. (Слайд 22, 23, 24, 25, 26, 27.)

Мягкие материалы – это глина, пластилин, воск. Работая с этими материалами, скульптор, собственно говоря, занимается лепкой – он вылепливает, постепенно наращивая объём будущей статуи.

Твёрдые материалы – различные камни – мрамор, известняк, песчаник, а также дерево и слоновая кость. Из твёрдого, прочного камня с древнейших времён высекали скульптуры гробниц и храмов.

Металл – особняком среди материалов скульптора стоят металлы: бронза, медь, чугун и золото. Способ изготовления металлических скульптур особый – сначала создаётся модель будущего произведения, а затем с неё делают металлическую отливку.

ФИЗМИНУТКА (Приложение 3)

4. Постановка художественной задачи. Практическая работа.

- Сегодня каждому из вас предстоит побывать в роли скульптора и выполнить фигуру какого-либо животного. Но сначала, давайте повторим основные способы лепки. (Работа то схемам-таблицам)

Основные приёмы лепки: отрываем, раскатываем, соединяем.

  1. Шар;
  2. Яйцо;
  3. Капля;
  4. Колбаска;
  5. Жгутик;
  6. Завиток;
  7. Морковка;
  8. Лепёшка;
  9. Полоска;
  10. Пластик;
  11. Трубочка;
  12. Соломка.

Самостоятельная работа детей.

5. Выставка детских работ. Обобщение полученных знаний. (Слайд 28.)

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

- Перечислите виды скульптуры.

- Перечислите материалы скульптора.

6. Итог урока. Оценивание.

- Вот и подошёл к концу наш урок. Сегодня вы все потрудились на славу. Благодарю вас за сотрудничество.

Читайте также: