Конспект урока по информатике 4 класс исполнитель алгоритмов

Обновлено: 05.07.2024

Урок информатики для 4 класса по теме "Исполнитель алгоритма". Урок разработан в соответствии с ФГОС НОО по УМК Н. В. Матвеевой.

Оценить 1844 0

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Вторые Тербуны

Тербунского района Липецкой области

Урок информатики в 4 классе

Подготовила учитель информатики

Болгова Надежда Витальевна

Тема:Исполнитель алгоритма. Система команд исполнителя.

Образовательные:

- формирование и закрепление навыков по составлению и выполнению алгоритмов;

- проверка знаний;
- повышение интереса к изучению предмета;
- воспитание навыка быстрого мышления.

Развивающие:

- способствовать развитию умения планировать последовательность действий для достижения поставленной цели;

- способствовать развитию алгоритмического и логического мышления;

- развитие творческой активности учащихся;
- развитие познавательных интересов.

Воспитательная:

- способствовать воспитанию в детях ответственности, взаимопомощи и взаимоуважения

Тип урока: закрепление полученных знаний

Оборудование: интерактивная доска StarBoard, раздаточный материал, компьютер, проектор, презентация к уроку

1. Организационный момент

Прозвенел уже звонок,
Нам пора начать урок.
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать!

2. Актуализация знаний

Что бы проверить ваши знания и вспомнить изученное на прошлых уроках, выполним задание на карточках. (Учащимся на каждую парту раздаётся задание, которое они выполняют в парах. Затем один человек из пары выходит к доске и выполняет на доске. )

Во время работы отвечаем на вопросы:

- Что ты составил?

- Что такое алгоритм?

- Какой алгоритм ты составил?

- Какие виды алгоритма по способу записи ты знаешь? Какой твой алгоритм?

- Какие алгоритмы по последовательности выполнения команд ты знаешь?

Ребята, а кто нам помогал выполнять алгоритмы на экране? (Робот)

Как мы его можем назвать? (Исполнитель алгоритма)

Сегодня на уроке закрепим понятие алгоритм, а также познакомимся с понятием исполнители алгоритмов, узнаем, кого можно назвать исполнителем алгоритма. Познакомимся с системой команд исполнителя.

4. Изучение нового материала

- Посмотрите на экран и скажите, что из изображенного на экране можно назвать исполнителем алгоритма, и какой алгоритм каждый из них исполняет? (робот, компьютер, человек, игрушка на пульте управления)

- Все ли объекты можно назвать исполнителями алгоритма? (Только тот, который способен исполнять команды, встречающиеся в алгоритме)

- Команды поступают от человека, управляющего игрушкой или роботом, в виде определенных сигналов по радио или по проводам, поэтому мы говорим, что и робот и игрушка – это пассивные исполнители, так как они просто исполняют команды, которые выбирает для них управляющий ими человек.

Человек способен воспринимать и обрабатывать информацию, составлять и исполнять алгоритмы, выполнять самые различные действия. Поэтому про человека можно сказать, что он универсальный исполнитель любых алгоритмов.

-Назовите исполнителей следующих видов работы. (пекарь, швея, башмачник, стоматолог, дворник)

Кроме того, человек способен к творчеству и может создавать ранее не существовавшие объекты. Например, он может разработать алгоритм, создать компьютер и программы для компьютера. Всё это является результатом творческой деятельности человека.

Компьютер – это особенный исполнитель, отличающийся от человека. Компьютер способен обработать закодированную информацию (данные), исполняя программы, написанные для него человеком. Про компьютер говорят, что он универсальный исполнитель алгоритмов, созданных для обработки информации.

Человек – и создатель алгоритмов, и исполнитель алгоритмов, а компьютер - только исполнитель алгоритма, введенного в его память в виде компьютерной программе.

Исполнитель решает задачу по заданному алгоритму, строго следуя по предписаниям (программе) не вникая и не рассуждая, почему он так делает.

Бедный Вовка! Ничего хорошего не получилось: почему-то рубилось тесто, а месились дрова.

Всё дело в том, что школьники в его время не изучали информатику, и он не распознал в лихих удальцах из ларца особый класс созданий, называемых

Бездумными Исполнителями (БИ).

-Какими должны быть команды, чтобы БИ нас не разочаровывал? (Правильными)

- Но что это означает? (Понятными командами)

- Существенным свойством любого исполнителя является его способность точно выполнять последовательность действий, указанных в алгоритме.

- Чем различаются способы записи алгоритма решения одной и той же задачи для разных исполнителей, таких как человек и компьютер?

Сели расслабились и представили что вы в летнем лесу.

5. Закрепление изученного

- Не понимает и не исполняет никаких команд (Жук, цветок)

- Не понимает, но исполняет последовательность команд (компьютер)

- Понимает смысл текста, команд и исполняет команды (человек)

- Понимает и исполняет команды (собака)

- Итак, командуйте! (Дети подают разные команды).

Объясняю – это обертка невскрытая, значит надо развернуть, и надо взять, а не хватать ртом и т.д. Определили следующую последовательность команд:

Выброси фантик в мусорное ведро.

В качестве робота-исполнителя вызывается ученик.

П
одойди к доске

Положи мел на место

3. Самостоятельная групповая работа:

Диктант по клеточкам:

1 вправо, 3 вверх, 3 влево, 3 вниз, 1 вправо, 1 вниз, 3 влево,1 вниз, 2 вправо, 3 вниз, 1 влево, 1 вниз, 2 вправо, 2 вверх, 1 вправо, 2 вниз, 2 вправо, 1 вверх, 1 влево, 3 вверх, 2 вправо, 1 вверх, 3 влево, 1 вверх.

Дети разбиваются на группы и выполняют самостоятельно диктант по клеточкам, с последующей проверкой у доски. (Можно одного ученика вызвать к доске для выполнения)

Тест с использованием системы голосования Smart Response

Объект, который исполняет алгоритм, называется…

Создателем и исполнителем алгоритмов является:

Исполнитель алгоритма введенного в его память в виде компьютерной программы.

Список команд, которые исполнитель может (способен) исполнять:

Универсальный исполнитель любых алгоритмов.

Пассивный исполнитель алгоритмов.

Не может исполнять алгоритмы…

7. Домашнее задание. Выставление оценок.

П ункт 17 стр. 128 – 132

На поле Робота расположены стены, как показано на рисунке. Нужно перевести Робота в клетку D. Составьте текстовый алгоритм.

2 вверх, 1 вправо, 4 вниз, 1 вправо, 4 вверх, 1 вправо,

4 вниз, 1 вправо, 2 вверх.

Если вам было интересно на уроке, вам понравился урок, и вы взяли для себя много интересного, то выберете радостного смайлика.

Если вы ничего для себя не взяли, а просто просидели целый, урок ничего не делая, то выберете безразличного смайлика.

Тема урока: Алгоритмы и исполнители. Свойства алгоритма. Способы записи алгоритмов.

Общеобразовательные цели:

познакомить учеников с понятие алгоритма, исполнителя, систему команд исполнителя, свойства алгоритма;

научить составлять, записывать разными способами алгоритм, выполнять их; подбирать наиболее подходящий способ записи алгоритма.

должен уметь анализировать предлагаемые последовательности команд на предмет наличия у них таких свойств как дискретность, понятность, результативность, определенность, массовость, формальность;

Развивающие цели:

развитие творческого мышления (умение находить способ решения);

развитие познавательного интереса учащихся к изучаемому предмету.

Воспитательные цели:

воспитать уважение друг к другу, умение слушать, аргументировать свою точку зрения, воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Вид урока: урок смешанного типа.

Планируемые образовательные результаты:

предметные – знание различных способов записи алгоритмов;

метапредметные – умение анализировать предлагаемые последовательности команд на предмет наличия у них таких свойств алгоритма как дискретность, детерминированность, понятность, результативность, массовость; понимание преимущества и недостатков той или иной формы записи алгоритмов; умение переходить от одной формы записи алгоритмов к другой; умение выбирать форму записи алгоритма, соответствующую решаемой задаче;

личностные – алгоритмическое мышление, необходимое в современном обществе.

Организационный момент.

Здравствуйте ребята. Присаживайтесь. Проверьте пожалуйста все ли учебные принадлежности (тетрадь, дневник, ручка, линейка, карандаш) у вас на парте? Кого сегодня нет?

2. Проверка домашнего задания. (проверить правильность выполнения)

-Какие задание было на дом? Все смогли выполнить? Откройте тетрадки. я проверю.

Высказывание – это предложение на любом языке, содержание которого можно однозначно определить, как истинное или ложное? (ДА)

Истинное – то, что действительности не соответствует. (НЕТ)

Ложное - то. что действительности не соответствует. (ДА)

4. Изложение нового материала.

Итак, как я уже сказала, сегодня мы с вами будем работать над новой темой. Наша задача на сегодняшний урок - познакомиться с новыми понятиями для того, чтобы применять их на следующих уроках.

По горизонтали:

1. … - это что-то или кто-то, способный выполнить действия, предписываемые алгоритмом.

6. Порядок действий, совершенных в строгом порядке, т.е по определенному плану, называется словом?

По вертикали:

2. … - алгоритм разделен на шаги, которые следуют в определенном порядке.

3. Каждый шаг в алгоритме принято называть?

4. … : каждое действие в алгоритме должно быть строго и четко оговорено.

5. … : результат должен быть получен после конечного числа шагов, предусмотрев все возможные варианты.

Нажмите, чтобы узнать подробности

личностные понимание необходимости точного выполнения команд алгоритма для достижения цели.

Базовые понятия и термины: команда, исполнитель, побудительные предложения.

Оборудование: персональный компьютер(ПК) учителя, компьютеры учеников, мультимедийный проектор, экран, презентация, программное обеспечение "Исполнитель Садовник".

Тип урока : комбинированный

Регулятивные УУД:

- развитие способности устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;

- развитие памяти и логического мышления:

- актуализация знаний и сведений из личного опыта с целью понимания того, что привычные вещи имеют информационную характеристику и влияют на жизнь людей;

Личностные УУД:

- формирование навыков самоорганизации

- развитие логического мышления

- умение кратко формулировать мысль с учетом норм родного языка;

- формирование здорового образа жизни

- умение управлять экранными объектами

- умение составлять простейший алгоритм для конкретного исполнителя

- развитие умений работы с разными видами информации: текстом, рисунком

Познавательные УУД:

- развитие познавательной активности

- развитие читательских навыков, умения поиска нужной информации в тексте, выборочно передавать содержание текста;

- умение кратко формулировать мысль

- умение обрабатывать информацию и делать вывод.

- умение составлять простейшие алгоритмы;

Коммуникативные:

умение работать в группе

- умение работать с источником информации;

Структура урока:

Организационный момент. 1 мин.

Актуализация опорных знаний. 2 мин.

Изучение нового материала 10 мин.

Закрепление изученного материала 8 мин.

Применение, знаний , умений. Работа на компьютере 20 мин.

Правила техники безопасности во время работы за компьютером

Выполнение упражнений

Обобщение и систематизация полученных знаний

Подведение итогов урока. 3 мин.

Домашнее задание. 1 мин.

Организационный момент.

Актуализация опорных знаний.









Найди одинаковые смайлики:



Пусть ваше настроение на нашем уроке будет таким же хорошим как смайлики, которые вы нашли

Раскодируй слова



Расшифруй слово


(модель)

Дети, давайте вспомним, какие бывают предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное, восклицательное).

На прошлом уроке мы познакомились с понятием "команда".

С помощью каких предложений (по цели высказывания) дают команды (побудительных)

Почему используют именно побудительные предложения? (побуждают к действию)

Учитель говорит предложение. Если звучит предложение, которое побуждает к действию, то дети хлопают в ладоши, если другого вида — сидят тихо.

Начался урок. (Ученики сидят тихо.)

На доске записана тема урока. (Ученики сидят тихо.)

Сядьте ровно. (Ученики хлопают в ладоши..)

Будьте внимательны. (Ученики хлопают в ладоши..)

Ученики бережно относятся к учебникам. (Ученики сидят тихо.)

Не трогайте провода. (Ученики хлопают в ладоши..)

Улыбнитесь. (Ученики хлопают в ладоши.)

Изучение нового материала.

Мотивация учебной деятельности

Можно назвать эти предложения командами? (Да, потому что они побуждают к действию.)

Кто выполняет эти команды(Колобок, рыбка, старик, цветик - семицветик .)

А тех, кто выполняют команды называют(разгадывают ребусы):



И пусть девизом нашего сегодняшнего урока станут слова:

Дружно возьмемся за руки,

Приступаем мы к науке,

Один, два, три, четыре, пять —

Все хотим мы знать!

Какой исполнитель может выполнить такие команды:

Возьмите ручку, пишем задачу? (Ученики).

Поднять якорь! Полный вперед!? (Капитан, рулевой -машинист).

Лежать, апорт, голос!? (Собака).

Правильно. Эти команды выполняют ученики, рулевой (машинист), собаки. Как их всех назвать одним словом?Это исполнители. А кто еще может быть исполнителем, сегодня мы узнаем .

Работа с учебником:

Кто еще может быть исполнителем, мы узнаем из учебника, с. 91-93

Назовите кто или что могут быть исполнителями алгоритма.

Что такое система команд исполнителя?

Назовите универсальных исполнителей и почему их так называют?

Закрепление изученного материала

Исполнитель может выполнить любую команду?

С какими исполнителями вы работали на компьютере?

Физкультминутка(видео).

Можно сказать, что вы только что были исполнителями?

Применение, знаний , умений. Работа на компьютере. Правила техники безопасности во время работы на компьютере

Правила техники безопасности во время работы за компьютером

Повторение правил безопасной работы за компьютером

Теперь поработаем за компьютером. Но сначала вспомним правила безопасной работы в компьютерном классе.

b) Выполнение упражнений

Гимнастика для глаз. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз. Посмотреть на указательный палец вытянутой правой руки на счет 1-4, потом перевести взгляд вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

Обобщение и систематизация полученных знаний

Урок приближается к концу. Что нового узнали? Чему научились? Кто такой исполнитель? Все ли команды может выполнить исполнитель?


Знакомясь с этой темой, профессор Знатоков поможет ребятам узнать, что такое исполнитель алгоритма. Расскажет об автоматических исполнителях. Объяснит, кто или что является универсальным исполнителем алгоритмов. Напомнит, что такое язык программирования. И разберётся, что такое система команд исполнителя. Закрепить теоретический материал ребятам поможет выполнение несколько практических заданий.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Исполнитель алгоритма"

Привет, мальчики и девочки!

На прошлых уроках мы с вами узнали, что алгоритм – это описание подробного плана последовательности действий, который необходимо выполнить, чтобы решить задачу. Но не каждый план действий можно назвать алгоритмом.

Давайте, вспомним почему.

Чтобы план действий можно было назвать алгоритмом он должен обладать следующими свойствами:

· количество шагов известно и конечно;

· понятен смысл шагов;

· выполнение приводит к решению задачи и подходит для решения целого класса задач.

А помните ли вы, какие формы записи алгоритмов существуют?

Это текстовая и графическая формы.

Графическая форма, которая описывается в виде блок-схемы.

И мы помним, что бывает линейный алгоритм, в котором все шаги выполняются последовательно.

Ну что же, мы вспомнили, что изучили на предыдущих уроках.


Ребята, скажите, кто выполняет этот алгоритм в данном случае?

Та-а-а-к, а теперь вспомним алгоритм нахождения периметра треугольника.


Кто его исполняет?

А исполнять его может и ученик, и учитель и даже родители.

В алгоритмах, которые мы рассмотрели ранее, исполнителем был человек.

Но выполнить команды могут и другие живые существа. Например, собака выполняет команды хозяина.

Но не только живые существа выполняют команды.

Наверное, вы видели машинку, которой можно управлять при помощи пульта?

В данном случае машинка выполняет команды, которые вы ей задаёте – вперёд, назад, повернуть налево, направо.

Дома мама кладёт грязную одежду в стиральную машину, выбирает режим, то есть программу стирки, и машина выполняет определённый алгоритм действий.

Получается, что человек, машина, животное, управляемая игрушка могут выполнять команды. Значит они являются исполнителями алгоритма.

Исполнитель алгоритма – это объект, выполняющий команды (шаги, инструкции) по определённым правилам и в нужном порядке.

Рассмотрим стиральную машину. После того как мама или любой другой человек выбирает режим стирки, машина начинает выполнять действия, которые заложены в её память для выполнения этого режима стирки. И выполняет машина команды от начала до конца строго по порядку без участия человека. Такой исполнитель алгоритма, как стиральная машина, называется автоматическим исполнителем.

Автоматический исполнитель выполняет только назначенный ему набор команд. Другие команды, которые не входят в этот набор, исполнитель выполнить не может, так как он не понимает неизвестные команды.

Наверное, у большинства из вас дома есть компьютер.

А его можно назвать исполнителем?

Компьютер – это такой исполнитель, который обрабатывает закодированную информацию, то есть данные, исполняя программу, которая написана человеком.

Вы же помните, что закодированная информация – это информация, которая представлена в форме, удобной для её хранения и передачи.

Кодировать информацию можно звуками, буквами, цифрами, рисунками, нотами, знаками и другим.

Компьютер обрабатывает любую информацию – звуковую, текстовую, графическую, числовую.

Использовать компьютер, то есть работать на нём, может человек любой профессии: учёный, строитель, учитель. Но не обязательно нужно работать, чтобы пользоваться компьютером. Его могут использовать мальчики и девочки, бабушки и дедушки. На компьютере можно играть, переписываться в социальных сетях, рисовать и многое-многое другое.

Поэтому компьютер – это универсальный исполнитель алгоритмов.

А кто ещё является универсальным исполнителем алгоритмов?

Только человек понимает и обрабатывает информацию, составляет и исполняет алгоритмы. А компьютер не создаёт алгоритмы, не понимает смысла программ. Он только выполняет шаги программы, которые для него написал человек на каком-либо языке программирования.

Язык программирования – это искусственный язык, созданный человеком, чтобы обрабатывать информацию с помощью компьютера.

У компьютера, как и у человека может быть большо-о-ой набор команд.

Кстати, список, или набор, всех команд (шагов или инструкций), которые исполнитель способен выполнить, называется системой команд исполнителя.

А сейчас давайте поиграем, чтобы закрепить ваши знания.

Найдите на кухне автоматических исполнителей.


Давайте проверим, всех ли автоматических исполнителей вы нашли.

Стиральная машина, которой мы задаём программу для стирки.

Микроволновая печь. В неё мы ставим разогреться еду на определённое время, или готовим еду, включая выбранный режим.

Посудомоечная машина, которой также, как и стиральной машине, задаётся режим работы.

Кофемашина. Мы выбираем тип кофе, и машина делает его по алгоритму.


Ребята, вы молодцы, но давайте выполним вот такое задание: выберите инструкции, которые компьютер не может выполнить.

Вывести ответ на экран.

Понять смысл программы.

Создать план действий.

Рассказать решение задачи.

Правильный ответ на это задание:

Понять смысл программы.

Создать план действий.

Рассказать решение задачи.

Ну что же, а теперь повторим самое главное, что мы сегодня узнали.

Исполнитель алгоритма – это объект, который выполняет команды (шаги, инструкции) по определённым правилам и в нужном порядке. Например, человек, компьютер.

Человек создаёт алгоритм и исполняет его.

Компьютер только выполняет алгоритм, написанный человеком на языке программирования.

Система команд исполнителя – это список команд или набор шагов, которые способен выполнить конкретный исполнитель.

Автоматический исполнитель – это исполнитель, выполняющий действия, которые заложены в его память, без участия человека.

Сегодня мы с вами изучили очень важный материал, и уже подошло время прощаться. До свидания, ребята. До новых встреч.

Читайте также: