Конспект урока по химии 8 класс решение задач по химическим уравнениям

Обновлено: 05.07.2024

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

Тип урока: комбинированный с применением ИКТ

Ход и содержание урока

I Организационный момент.

Здравствуйте ребята. Сегодня, мы с вами научимся решать задачи по уравнениям химических реакций. Слайд 1 (cм. презентацию).

Цели урока Слайд 2.

II.Актуализация знаний, умений, навыков.

Химия очень интересная и в то же время сложная наука. Для того чтобы знать и понимать химию, надо не только усваивать материал, но и уметь применять полученные знания. Вы узнали какие признаки указывают на протекание химических реакций, научились составлять уравнения химических реакций. Я надеюсь, что вы хорошо усвоили эти темы и без труда ответите на мои вопросы

Какое явление не является признаком химических превращений:

а) появление осадка; в) изменение объема;

а) уравнения реакций соединения

б) уравнения реакций замещения

Для того, чтобы научиться решать задачи, необходимо составить алгоритм действий, т.е. определить последовательность действий.

Алгоритм для расчета по химическим уравнениям (у каждого учащегося на столе)

Для того, чтобы решить расчетную задачу по химии, можно воспользоваться следующим алгоритмом – сделать пять шагов:

1. Составить уравнение химической реакции.

2. Над формулами веществ записать известные и неизвестные величины с соответствующими единицами измерения (только для чистых веществ, без примесей). Если по условию задачи в реакцию вступают вещества, содержащие примеси, то сначала нужно определить содержание чистого вещества.

3. Под формулами веществ с известными и неизвестными записать соответствующие значения этих величин, найденные по уравнению реакций.

4. Составить и решить пропорцию.

5. Записать ответ.

Приступаем к решению задач, применяя алгоритм

Вычисление массы вещества по известной массе другого вещества, участвующего в реакции

Вычислите массу кислорода, выделившегося в результате разложения

порции воды массой 9 г.

Найдем молярную массу воды и кислорода:

М(О 2) = 32 г/моль Слайд 6

Запишем уравнение химической реакции:

Над формулой в уравнении реакции запишем найденное

значение количества вещества, а под формулами веществ —

стехиометрические соотношения, отображаемые

Вычислим количество вещества, массу которого требуется найти.

Для этого составляем пропорцию

откуда х = 0,25 моль Слайд 7

Следовательно, n(O2)=0,25 моль

Найдем массу вещества, которую требуется вычислить

m(O2) = 0,25 моль • 32 г/моль = 8 г

Ответ: m(О2) = 8 г Слайд 8

Вычисление объема вещества по известной массе другого вещества, участвующего в реакции

Вычислите объем кислорода (н. у.), выделившегося в результате разложения порции воды массой 9 г.

Vm=22,4л/моль Слайд 9

Запишем уравнение реакции. Расставим коэффициенты

Над формулой в уравнении реакции запишем найденное значение количества вещества, а под формулами веществ — стехиометрические соотношения, отображаемые химическим уравнением

Вычислим количество вещества, массу которого требуется найти. Для этого составим пропорцию

откуда х = 0,25 моль

Найдем объем вещества, который требуется вычислить

Ответ: 5,6 л Слайд 11

III.Закрепление изученного материала.

Задачи для самостоятельного решения:

1.При восстановлении углем оксидов Fe2O3 и SnO2 получили по 20 г Fe и Sn. Сколько граммов каждого оксида было взято?

2.В каком случае образуется больше воды:

а) при восстановлении водородом 10 г оксида меди (I) (Cu2O) или

б) при восстановлении водородом 10 г оксида меди(II) (CuO)? Слайд 12

Проверим решение задачи 1

Проверим решение задачи 2

х моль = 0,07моль,

n(CuO) = 10г/ 80г/моль = 0,125 моль

х моль = 0,125моль, n(H2O)=0,125 моль

Ответ: 2,25г Слайд 15

Домашнее задание: изучить материал учебника с. 45-47, решить задачу

Какую массу оксида кальция и какой объм углекислого газа (н.у.)

можно получить при разложении карбоната кальция массой 250г?

CaCO3 = CaO + CO Cлайд 16.

2. Габриелян О.С. Химия. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Дрофа. М. 2005г.

3. Горбунцова С.В. Тесты по основным разделам школьного курса хииии. 8 - 9 классы.ВАКО, Москва,2006г.

4. Горковенко М.Ю.Поурочные разработки по химии. К учебникам О.С.Габриеляна, Л.С.Гузея, В.В.Сорокина, Р.П.Суровцевой и Г.Е.Рудзитиса, Ф.Г.Фельдмана. 8 класс.ВАКО, Москва, 2004г.

5. Габриелян О.С. Химия. 8 класс: Контрольные и проверочные работы. – М.: Дрофа, 2003.

Расчеты по химическим уравнениям

Для того, чтобы решить расчетную задачу по химии, можно воспользоваться следующим алгоритмом – сделать пять шагов:

1. Составить уравнение химической реакции.

2. Над формулами веществ записать известные и неизвестные величины с соответствующими единицами измерения (только для чистых веществ, без примесей). Если по условию задачи в реакцию вступают вещества, содержащие примеси, то сначала нужно определить содержание чистого вещества.

3. Под формулами веществ с известными и неизвестными записать соответствующие значения этих величин, найденные по уравнению реакций.

4. Составить и решить пропорцию.

5. Записать ответ.

Соотношение некоторых физико-химических величин и их единиц

Масса (m) : г ; кг ; мг

Кол-во в-ва (n) : моль ; кмоль ; ммоль

Молярная масса (M): г/моль ; кг/кмоль ; мг/ммоль

Объём (V) : л ; м 3 /кмоль; мл

Молярный объём(Vm) : л/моль ; м 3 /кмоль; мл/ммоль

Число частиц (N): 6•1023 (число Авагадро – NA); 6•1026 ; 6•1020

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Развернутый план-конспект урока учителя химии и биологии Номановой Э.Р.

Класс: 8 Дата:____________

Тема урока №___: Решение задач на расчеты по химическим уравнениям.

Тип урока: комбинированный.

Образовательные задачи: познакомить с расчетами по химическим уравнениям; сформировать у учащихся знание о расчетах по химическим уравнениям; начать формировать умения по составлению химических уравнений и расчетам по уравнениям.

Воспитательные задачи: продолжить формирование естественнонаучного мировоззрения, представления о единичном и целом.

Развивающие задачи: продолжить формирования умения наблюдать, анализировать, объяснять, делать выводы.

Методы обучения: словесные (объяснение и рассказ учителя ), словесно – наглядные( объяснение с использованием записей на классной доске).

Оборудование: классная доска, таблица Д. И. Менделеева.

Учебник: Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман.

1.Организационный момент (2-5мин.)

Здравствуйте ребята присаживайтесь. Сегодня на уроке мы с вами должны будем научиться проводить расчеты по химическим уравнениям.

2. Контроль знаний и умений (10 – 15 мин.)

На предыдущих занятиях мы с вами проходили уравнения химических реакций, давайте вспомним, что такое химическое уравнение? (Химическим уравнением называют условную запись химической реакции с помощью химических формул и математических знаков).

На основе какого закона пишут химические реакции? (Закон сохранения массы веществ).

Как он звучит? (Масса веществ, вступивших в химическую реакцию, равна массе веществ, получившихся в результате ее).

3. Объяснение нового материала (20 – 30 мин.)

По химическому уравнению можно определить, какие вещества вступили в реакцию, и какие образовались, а также по химическому уравнению можно рассчитать массу, объем и количество реагирующих веществ.

Для расчетов очень важно выбрать соответствующие друг другу единицы измерения массы, объема и количества вещества. Давайте откроем учебники на странице 146 и найдем таблицу №7. Рассмотрим по этой таблице соотношение некоторых единиц физико – химических величин.

Для того чтобы решать расчетные задачи по химии, можно пользоваться алгоритмом. Алгоритм решения задач дан в учебнике на странице 147.

Пользуясь алгоритмом решения задач, давайте решим следующие задачу:

Задача: Рассчитайте объем водорода (н.у.), который потребуется для взаимодействия с 230 кг оксида железа (ІІІ). Вычислите количество вещества воды, которое при этом образуется.

Дано: Решение:

m ( Fe 2 O 3 )=230кг 1. Запишем уравнение химической реакции:

n ( H 2 O ) - ? 2. Запишем известные и неизвестные числовые значения над формулами веществ в уравнении.

Так как масса дана в килограммах, то объем находим в кубических метрах, а количество вещества – в киломолях. И тогда:

230кг х м 3 y кмоль

где х – объем водорода V ( H 2 ), y – количество вещества воды n ( H 2 O ).

3. а)Найдем заданную химическим уравнением массу 1кмоль Fe 2 O 3 и запишем полученное значение под его формулой:

М r(Fe2O3) = 56 * 2 + 16 * 3 = 160,

б) Найдем заданный уравнением объем 3 кмоль водорода V = Vm * n , запишем под формулой водорода найденное значение: V (3 H 2 ) = 22,4 м 3 /кмоль * 3 кмоль = 67,2 м 3 .

в) Под формулой воды укажем ее количество, заданное уравнением, - 3 кмоль.

Уравнение принимает вид

230кг х м 3 y кмоль

160 кг 67,2 м 3 3 кмоль

4. Составим и решим пропорции:

а) 230 = х , х = 230*67,2 = 201,6 (м 3 ) – объем водорода V ( H 2 )

б) 230 = y , y = 230*3 = 9 (кмоль) – количество вещества воды n ( H 2 O ).

4.Первичное закрепление знаний (10 – 12 мин.)

Решите задачи (если можно, то несколькими способами):

Задача 1. В реакцию с кислородом вступает 0,1 моль цинка. Какое количество вещества кислорода потребуется? Какое количество вещества оксида цинка образуется?

Задача 2. Цинк количеством вещества 0,1 моль взаимодействует с кислородом. Определите массу кислорода, вступающего в реакцию, а также массу образующегося оксида цинка.

Задача 3. Алюминий массой 6,3 г вступает в реакцию с кислородом. Определите массы кислорода и образующегося оксида железа, если алюминий содержит 20% примесей.

Задача 4. Какой объем водорода (н.у.) выделится при взаимодействии 2,7 г 25% - й соляной кислоты с необходимым по реакции количеством вещества алюминия? Каково это количество вещества?

Задача 5. Какой объем углекислого газа выделится при сгорании 60 кг угля?

Задача 6. Сколько молей оксида кальция образуется при сжигании в кислороде 8 г кальция, содержащего 30% примесей?

5. Итог урока (1 -3 мин.)

Сегодня на уроке мы с вами еще раз вспомнили написание химических уравнений и научились проводить расчеты с помощью химических уравнений.

6. Домашнее задание (1 – 4 мин.)

Задания в рабочих тетрадях.

Химия 8 класс. Самостоятельная работа:

Расчеты по химическим уравнениям.

1. По уравнению химической реакции Zn + 2 HCl = ZnCl 2 + H 2 рассчитайте объем водорода (н.у.), полученного при взаимодействии 130 г цинка с избытком хлороводородной кислоты. Какое количество вещества соли при этом образуется.

2. Рассчитайте массу оксида железа(3), полученного при разложении гидроксида железа (3) количеством вещества 0,5 моль. Уравнение реакции: 2Fe(OH) 3 = Fe 2 O 3 + 3H 2 O.

1. По уравнению реакции 2 Mg + O 2 = 2 MgO рассчитайте массу оксида магния, который образуется при сгорании 48 граммов магния в избытке кислорода.

2. Рассчитайте массу оксида меди (2), полученного при разложении 0,8 моль гидроксида меди. Уравнение химической реакции: Cu ( OH ) 2 = CuO + H 2 O .

1. Рассчитайте массу и количество вещества соли, полученной при взаимодействии 58,8 граммов серной кислоты с избытком оксида меди (2). Уравнение химической реакции: CuO + H 2 SO 4 = CuSO 4 + H 2 O .

2. Рассчитайте массу оксида железа(2), полученного при разложении гидроксида железа (2) количеством вещества 0,7 моль. Уравнение реакции: Fe ( OH ) 2 = FeO + H 2 O

1. По уравнению реакции Mg + 2 HCl = MgCl 2 + H 2 рассчитайте массу соли, полученной при взаимодействии 96 граммов магния с избытком соляной (хлороводородной) кислоты.

3. Рассчитайте массу соли, полученной при взаимодействии 200 граммов 24,5% раствора серной кислоты с избытком оксида меди (2). Уравнение химической реакции CuO + H 2 SO 4 = CuSO 4 + H 2 O .

Цель: Создание условий для развития навыков решения задач по уравнениям реакций, используя алгоритмы.

Задачи:

Образовательные:

· Способствовать формированию умений решения задач по уравнениям реакций

· Закрепить навыки и умения проводить расчеты по химическим формулам.

Развивающие:

· развивать мышление, умение анализировать, сравнивать, обобщать, наблюдать, запоминать, рассуждать.

· работать в нужном темпе, осуществлять самоконтроль.

Воспитательные:

· воспитывать личностные качества - дисциплинированность, ответственность;

· качества творческой деятельности - активность, увлеченность; наблюдательность, сообразительность, способность к самооценке.

Планируемые результаты:

  • Знать: алгоритм решения задач по уравнениям реакций.
  • Уметь: решать задачи по уравнениям реакций, используя алгоритм.

Личностные: умение проводить самооценку, учебную мотивацию, определение границ собственного знания и незнания.

Метапредметные: умение управлять своей деятельностью, умение осуществлять контроль и коррекцию свей деятельности, инициативность и самостоятельность, умение использовать знако - символические средства, общие схемы решения.

Межпредметные связи: выполнение математических вычислений.

Ресурсы: карточки с алгоритмами и задачами для самостоятельного решения, калькулятор.

Тема урока. Решен ие задач по хим ическим уравнениям . 8 класс.

Цель урока. Создать условия для формирования навыка решени я задач

- умение аргу ментировано вы бирать способ решения у чебной задачи,

совершенствов ать умение работать с учебными материалами, выделять

- развивать умения анализировать, сравнивать, выделять главное,

развивать навыки нау чного познания методами иссле довательск ой

деятельности (наблюден ие, эксперимент, предположение - гипотеза, дедукция,

совершенствов ать коммуник ативные умения в ходе колл ективного

развивать умение форму лировать и аргументировать собственное

Здравствуйте ребята. Сегодня, мы с вами научимся решать задачи по

уравнениям химических р еакций. Познакомимся с основными способами

решения задач по химическ им уравнениям ( находить количество, массу и

объём продуктов реакции по количеству , массе или объёму исходных

II. Актуализация знаний и опыта, подготовка к восприятию нового

На предыдущих у роках мы изу чали такие поняти я как молярна я масса,

количество веществ а, молярный объем и нау чились произв одить расчет ы с

данными величи нами по форму лам . Вы узнали какие признак и указываю т

на протекание х имических реакций, научились составлять у равнения

химических реакций . Я надеюсь, что в ы хорош о усвоили э ти темы и без

- как определить мо лярную массу вещества, в каких ед иницах

- как определить ма ссу в ещества, в каких едини цах измеряе тся?

- как определить к оличеств о вещества, в каких единица х измеряется?

- чему равен моля рный объем, в каких е диницах измеря ется?

- как определить о бъем, в каких единицах измер яется?

Учащиеся отвеч ают на поставленные в опросы у доски .

мотивация учебной деятельност и учащихся путем со здания особо

значимых д ля них проблемных ситуаций, основан ных на их к онк ретном

определение темы и основных направ лений исследования, выделение

проблемы, её ве рбализация, в ыдвижение гип отез и предп оложений.

Для того, чтоб ы научиться решать з адачи, не обходимо с оставить

алгоритм действи й, т.е. определить п оследовательность действий.

Алгоритм для р асчета по химически м уравнениям (у каждого у чащегося

Для того, чтобы ре шить расчет ную задачу по химии, можн о воспользоваться

Подчеркните ф ормулы веществ о к оторых гово рится в крат ком условии

Над уравнением за пишите данные из условия за дачи

Под уравнением з апишите количеств о веществ (ф ормулы котор ых

подчеркну ты) согласно правильн о расставленным коэффициента м в

Если в условии даны масса или объем , какого - либо вещества согласно

1. Найди те количество вещества и запиши те над уравнен ием реакции.

Вычисление массы вещества п о известной масс е другог о вещества,

Вычислите массу кислорода, выделивше гося в резу льтате разложе ния

Над ф ормулой в уравнении реакции запишем найденное значение

количества вещест ва, а под формулами веществ — стехиоме трические

Вычислим кол ичество вещества, ма ссу которог о требу ется найти.

Найдем массу вещества, котору ю требуется выч ислить

Вычисление объема вещества по известной количеств у другого

Вычислить о бъем водорода выдел ившегося при разложении 3 моль

Запишем уравне ние реакц ии. Расставим коэффициент ы

Вычислим количество вещества, объем которого требуется найти. Для

Найдем объем в ещества, кот орый требу ется вычисл ить

сбор необход имой информ ации и пост роение у мозаключений ;

Задачи для самост оятельного решения п о вариантам (закрепление

умения решения задач) . На столе для каждого учащегося алгоритм решения

задач по данной теме. После выполне ния заданий учащиеся обмениваются

вариантами и проводят взаимопроверку. Правильное решение задач

1 вариант. Найти массу оксида углерода IV получившегося в

результате взаимодействия 2 м оль у глерода с кисло родом

2 вариант. Како й объем во дорода необходим о затратить н а

восстановлени е 0,3 моль свинца из оксида сви нца IV

На этом этапе у чащиеся совместно с учителем обсуждают предметно -

содержательные учебные резул ьтаты, степ ень достижения цели урока, а

также способ ы достижени я полученных резуль татов.

Я рада, что на протяжении всего занятия вы были внимательны,

добросовестн о отнеслись к выполнению самостоятельного задания. Я хочу,

чтобы все, кто работал хорощо – улыбнулись мне, а кто чувствует в себе

а) при восстановле нии вод ородом 10 г окси да меди (I) (Cu

б) при восстан овлении водородо м 10 г оксида ме ди(II) (CuO)?

Спасибо за работу . На следую щем уроке мы дополним и углубим

Для скачивания поделитесь материалом в соцсетях

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Читайте также: