Конспект урока по географии 9 класс размещение населения донецкого края

Обновлено: 06.07.2024

Урок 23-24. Тема: Металлургия Донецкой области. Чёрная и цветная металлургия. Сырьевая база, география размещения.

Практическая работа № 8. Обозначение на контурной карте сырьевой базы, основных районов размещения.

Цель: - сформировать представление о металлургической промышленности как о главной отрасли в хозяйстве нашего региона;

-показать особенности способов производства черной и цветной металлургии, форму организации предприятий – комбинирование;

-развивать умения и навыки работы с картой и статистическими материалами;

-изучить принципы размещения предприятий металлургического производства, проблемы и перспективы развития.

Оборудование: карты Донецкой области и Украины, атласы, статистические материалы.

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Организация учебного процесса

I.Организационный этап

II.Актуализация опорных знаний и умений учащихся 1.Назвать основные вопросы типового плана изучения отраслей промышленности.

2. Перечислите полезные ископаемые, которые относятся к топливным ресурсам.

3. В каких отраслях производства используется уголь?

4. Когда и кем в Донбассе были открыты месторождения угля?

5. Какой объём занимают угленосные площади на территории области?

6. Несмотря на высокую себестоимость добычи угля, его невыгодно импортировать. Если вы согласны, то объясните почему, если нет – приведите свои аргументы.

8. Дайте характеристику угольной промышленности.

III. Мотивация учебной и познавательной деятельности учащихся

IV.Изучение нового материала

Работа над терминалами:

  • Металлургическая промышленность – комплекс отраслей промышленности, специализирующихся на добыче, обогащении, переработке руд чёрных и цветных металлов и нерудного сырья (флюсов и огнеупорных материалов), производстве чугуна, стали, цветных и драгоценных металлов, сплавов, прокатном производстве, переработке вторичного сырья (металлолома).
  • Комбинирование – объединение нескольких взаимосвязанных по техническим процессам производств, которые могут относиться к разным отраслям промышленности, на одном предприятии – комбинате.
  • Комбинат – завод полного металлургического цикла.
  • Обогащение – улучшение полезных свойств руды путём удаления лишнего или внесения нового вещества.
  • Схема производственного цикла черной металлургии

Чёрная металлургия

Цветная металлургия

Добыча и обогащение железной руды

Выплавка чугуна и стали

Производство алюминиевых сплавов

Производство цинка, магния, титана, никеля

Производство ферросплавов, выплавка электростали, порошковая металлургия

Производство флюсовых известняков, огнеупоров, кокса.

Переработка лома цветных металлов.

  • Схема межотраслевых связей металлургического комплекса

Горнодобывающие отрасли Электроэнергетика

Машиностроение Химическая промышленность

  • Предпосылки развития металлургического комплекса в нашем регионе:

1.Хорошая сырьевая база и выгодное их географическое расположение.

2.Густая транспортная сеть.

3.Достаточное количество высококвалифицированных кадров.

5.Много вторичного сырья (металлолома).

6.Хорошо развита электроэнергетика.

Вид сырья

Место добычи

Кривирожский, Кременчугский, Керченский, Белозёрский бассейны

Никопольский, Токмакский бассейны

Новороссийское, Часовярское, Кировоградское, Пятихатское месторождения

Донецкая облась, Крым, Приднепровье.

Вид сырья

Место добычи

Кировоградская, Запорожская, Днепропетровская области

Иршанское, Самотканское месторождение

Высокопольское, Закарпатье(алуниты), Приазовье (нефелины)

Название района

Краткая характеристика

Основные узлы и центры

Донецкий (чёрная металлургия)

На район приходится более 43% чугуна и 35% продукции металлургической промышленности; специализируется на производстве чугуна, стали, проката, труб, коксохимии, производстве огнеупоров и т.д.

Донецко-Макеевский, Енакиевский, Адчевско-Алмазнянский.

Донецк, Макеевка, Енакиево, Краматорск, Харцызск (производство труб), Константиновка, Дружковка.

Донецкий (цветная металлургия)

Сырьё своё, их России, Венгрии, Казахстана

Константиновка – цинк, Артёмовск – латунь (медь+цинк), Луганская область (Свердловск), Никитовка – ртуть.

Приазовский (чёрная металлургия)

Топливо-Донбасс, руда - местная

  • Перед предриятиями металлургической промышленности Донецкой области стоят многие проблемы, требующие скорейшего разрешения:

1.Ухудшение топливной и сырьевой баз.

2.Полная реконструкция устаревшего оборудования предприятий.

3.Внедрение новых энегосберегающих технологий производства.

4.Повышение конкурентноспособности продукции на мировом рынке.

5.Уменьшение экологического воздействия на природную среду.

6.Повышение качества выпускаемой продукции до уровня лучших мировых технологий передовых стран мира.

7.Инвестирование проектов по реконструкции отдельных производств.

8.Полное беспечение металлом машиностроительных предприятий Донецкой области.

V. Итог урока

Металлургия – одно из самых сложных производств Донцкой области. Это важнйшая составная часть промышленного комплекса Донбасса, на её долю приходится около 50% валовой продукции, выпускаемой предприятиями.

VI. Закрепление

Практическая работа № 8. Обозначение на контурной карте сырьевой базы, основных районов размещения.

Задание: Проанализируйте эффективность размещения на территории Донецкой област металлургических предприятий.

VII. Домашнее задание: -составить логический конспект по данной теме;

-пов торить все термины, связанные с основным производством;

-закончить оформление практической работы;

ПОВТОРИМ ГЛАВНОЕ

Металлургический комплекс состоит из черной и цветной металлургии. Главная роль в металлургическом производстве Нашего края принадлежит черной металлургии.

В металлургическом комплексе преобладают комбинаты.

Основными факторами размещения предприятий черной металлургии являются топливный и сырьевой. Это способствовало формированию двух районов – Донецкого и Приазовского.

Цветная металлургия представлена всего несколькими видами производства: производство ртути, свинца, цинка, цинкового купороса и проката цветных металлов на основе меди.

Подумайте и сделайте выводы:

1. Что такое металлургический комплекс?

2. Каковы исторические предпосылки развития металлургии в Нашего края? Какое ее современное значение?

3. Что является основой для комбинирования производства в черной и цветной металлургии?

4. Каковы производственные особенности черной металлургии? Цветной?

5. Охарактеризуйте основные районы черной металлургии Нашего края и факторы их формирования.

6. Какие факторы определяют характер размещения предприятий цветной металлургии? Назовите крупнейшие предприятия Нашего края.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Для того чтобы жить, человек сам создаёт различные материальные и духовные блага. Без него не будут функционировать построенные им хозяйственные объекты, не будут обрабатываться поля, остановится работа транспорта. Поэтому, знания о количестве населения, проживающего в регионе, его размещении, темпах роста, возрастной и половой структуре являются очень важными для составления планов перспективного развития страны.

В целом, по области на каждые 1 000 чел. в возрасте от 15 до 65 лет приходится 179 детей до 15 лет и 241 человек в возрасте 65 лет и старше.
Вывод?: Исходя из половозрастной пирамиды, можно сделать вывод, что в области преобладает женское население и увеличивается количество людей преклонного (пенсионного) возраста, что в свою очередь ведет к старению нации и неблагоприятно влияет на ее развитие.

IV . Закрепление
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 3

Цель: Научиться строить график изменения численности населения области за определённый период. Проводить анализ построенного графика.

1) Дайте определения понятий: естественный прирост, депопуляция, демографическая политика.

2) Используя данные таблицы, постройте график изменения численности населения за указанный период.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Перечислите основные занятия населения нашего края в прошлом.
2. Назовите основные профессии области в настоящее время.
3. Что вы знаете о профессии своих родителей?
4. Какие профессии нравятся вам?
5. Какие обычаи и обряды сохранились в нашей местности до настоящего времени?
6. Какие основные религиозные праздники солнцеворота вы знаете?
7. Расскажите о традициях вашей семьи

8. Рассказ о родословном древе своей семьи.

Какие типы населенных пунктов вам известны?
Какие причины влияют на характер заселения определенной территории?
Какой показатель используют для оценки степени заселенности территории?
Вам хорошо известны слова: город, населенный пункт, поселок, село, хутор. Но часто человек, зная и употребляя определенные слова в разговоре, не может точно сказать, что они означают. После сегодняшнего урока вы сможете отличать населенные пункты один от другого. Называть их характеристики, поймете закономерности, по которым развиваются некоторые из них, узнаете особенности расселения в нашем регионе.

III . Изучение нового материала (рассказ с элементами беседы)
1.Размещение населения.
Расселение населения – это размещение населения на определенной территории, совокупность населенных пунктов . Расселение населения имеет региональные различия относительно его плотности, численности и людности населенных пунктов, их географии, территориальных особенностей, возникновения и развития городов, сельских поселений. Вместе с тем, изменения в размещении производства и других видов деятельности имеют непосредственное влияние на региональные особенности расселения, изменение численности городского и сельского населения, а также на развитие поселений. Наш край – густонаселенная территория. Высокая заселенность связана со многими природно-историческими и экономическими особенностями освоения земель Донецкого края. Более точную картину размещения населения нашего края отражает показатель плотности населения. Плотность населения – это отношение количества населения, проживающего на определенной территории, к ее площади. Плотность населения области – 163 человека на 1 км2. Население по территории области размещено неравномерно. Так, можно выделить два типа регионов. Первый тип – территории с наибольшей плотностью населения: Донецко-Горловская и Шахтерская агломерации, имеющие отношение к добывающей и металлургической промышленности. И как их продолжение – второй тип территорий, включающий в себя Константиновскую, Краматорскую, Дружковскую и Славянскую агломерации (или так называемую Северо-Донецкую агломерацию), имеющих отношение к машиностроению, химической и металлургической промышленности. Наименьшая плотность населения отмечается в периферийных районах области.
2.Городское и сельское население .
Население проживает в различных по количеству населения и типу деятельности населенных пунктах. Населенный пункт (поселение ) – это место проживания и деятельности людей. Различают два типа населенных пунктов: городские и сельские. Городские населенные пункты – это города и поселки городского типа.
Городом считается населенный пункт с населением 12 тыс. и более человек, жители которого заняты преимущественно не в сельскохозяйственных отраслях.
Города различают по количеству населения и по функциям, которые они выполняют.
По количеству населения различают малые (до 50 тыс. жителей), средние (50–100 тыс.), большие (100–500 тыс.), очень большие (500–1 000 тыс.), города-миллионеры (более 1 млн жителей). Функции городов очень разнообразные: административно-хозяйственные, транспортно-распределительные, научно-образовательные, курортно-оздоровительные, политические, культурные и другие. Чаще всего города выполняют сразу несколько функций, т.е. являются многофункциональными. Например, Донецк: областной центр, неофициальная столица Донбасса, промышленный, научный и культурный центр. В нашем крае расположены 52 города, из них 28 – областного значения, 18 – районного значения.
Статус посёлка городского типа имеет 131 населённый пункт и 1 118 сельских населенных пунктов, в которых проживали 4 343,9 тыс. лиц на 01.01.2014 года .
Городское население представляет 3 937,7 тыс. лиц, сельское – 406,2 тыс. лиц. Больших городов с численностью жителей более 100 тыс. чел. в регионе шесть: Горловка, Донецк, Краматорск, Макеевка, Мариуполь, Славянск. В городах и поселках городского типа Нашего края проживает почти 90,61 % населения. Как видим, количество и доля городского населения в нашем регионе постоянно растет.
Процесс увеличения числа городов, городских жителей и их роли в жизни региона называется урбанизацией.
Наш край – самая урбанизированная территория, здесь наибольшее количество городов и приравненных к ним населенных пунктов, много промышленных предприятий.
Проблема! Давайте над ней подумаем.
Процессы урбанизации вызывают многочисленные проблемы для горожан: заторы на дорогах, переполненный городской транспорт, часто неблагоприятные экологические условия из-за большого количества мусора, загрязнение воздуха и вод и т.п. Возможно ли, по вашему мнению, уменьшить груз городских проблем? Свой ответ обоснуйте.

В результате таких процессов формируются городские агломерации. Агломерация – это сосредоточение взаимосвязанных городских поселений, ядром которых является большой город. Агломерация представляет собой систему расселения, которая характеризуется сближением, а также территориальным сращиванием поселений, имеющих между собой тесные связи. Признаками агломерации является высокая плотность городского населения и непрерывность застройки, наличие большого города-центра и многочисленных меньших городов-спутников, имеющих с ним тесные связи, трудовые и культурно-бытовые внутренние миграции населения. Городские поселения в нашей области создали такие агломерации: Донецко-Макеевскую, Горловско-Енакиевскую, Краматорско-Константиновскую, Торезско-Снежнянскую.
Село – это населенный пункт, в котором люди ведут сельский образ жизни, занимаясь преимущественно сельским хозяйством . На количество населения, размещение и особенности застройки сел в значительной степени
влияли природные условия и ресурсы: рельеф, реки, залегания подземных вод, размещение сельскохозяйственных угодий и покрытых лесом площадей. Наиболее развиты сельские территории, прилегающие к крупным городам, это преимущественно такие районы, как: Артемовский, Ясиноватский, Марьинский, Красноармейский. Почти во всех сельских населенных пунктах наблюдается определенная закономерность: чем более отдаленным является населенный пункт от городов и промышленных объектов, тем менее он развит.

IV . Закрепление
Метод географическая лаборатория : ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ:
1. Проанализируйте динамику уменьшения сельского населения стр.42-43 (табл. 1). Назовите причины, которые обусловили этот процесс.
2. Используя карту населенных пунктов стр. 42-43 (рис. 1), выпишите города с численностью населения менее 50 тыс.

V . Итог урока:
Различают два типа населенных пунктов: городские и сельские.
Значительная часть населения области проживает в городах и поселках городского типа.
Плотность населения составляет 163 чел. на 1 км2.
Наш край относится к самым урбанизированным областям.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

География 9 класс. Урок № 14

Тема урока: Сельское население, плотность и размещение населения

Изучить особенности сельского населения страны, плотности размещения страны

Развивать умения учащихся общаться, работать в группах переменного состава.

Проявлять интерес к изучению темы, выполняя проектные задания, задания после параграфа.

Оборудование : презентация, учебник, плакаты (А 3), фломастеры, атласы.

Тип урока : комбинированный

Формы работы : групповая, парная

Методы: практические, поисковые, самооценки и самоанализа.

Организационный момент: приветствие, распределение по группам (5 групп. выбор изученных терминов по теме Население).

Термины: населённый пункт, расселение, градообразующая, агломерация, урбанизация

1). Представление групп: объяснить значение определения и привести примеры – 5 минут

* Каждая группа получает задания – карточку по ДЗ, (приложение 1) в течение 5 минут отвечает на неё.

* Затем передаёт другой группе, они знакомятся с заданием и ответом на него в течение 2 минут, добавляют своё, если ещё не всё сказано или исправляют ошибки группы и пишут своё.

* Затем опять передают следующей группе. И так пока группам не вернутся плакаты со своими ответами.

* После этого группы знакомятся с дополнениями и готовят окончательную презентацию по своей работе.

3). Презентация групповой работы по ДЗ. каждая группа – 2 минуты.

Проблемный вопрос классу: как вы думаете, трудно жить в селе?

Работа в группах материалом учебника – ответы на вопросы по карточкам. (приложение 2) – 10 минут.

1. На сегодняшнем уроке я:

2. Лучше всего у меня получилось…

3. Основные трудности вызвали…

4. Изменения, происшедшие у меня:

в знаниях по предмету;

в моих творческих способностях ;

в умении осознавать себя.

Итог урока: взаимооценка в группах в Листе взаимоконтроля (приложение:3)

Домашнее задание: § 12, вопросы, к/к по населению

Спасибо за урок!

Назовите типы населённых пунктов.

Что является признаком высокого уровня индустриализации республики и почему?

Сколько городов насчитывается в настоящее время в Казахстане?

Какие этапы выделяют в формировании казахстанских городов? Кратко охарактеризуйте каждый этап.

Покажите на карте Казахстана примеры городов, образовавшихся на каждом этапе.

На какие группы делятся города по выполняемым им функциям? Кратко охарактеризуйте функции городов и приведите примеры городов и покажите их на карте Казахстана.

На какие группы делятся города по людности? Приведите примеры и покажите города на карте Казахстана.

Какие агломерации существуют в стране? Дайте им характеристику и покажите

На какие группы делятся регионы Казахстана по уровню урбанизации? Приведите примеры.

Каково экологическое влияние городов на окружающую среду? Приведите примеры.

Задания 1 группе:

Сколько сёл в Казахстане?

Отличия населённых пунктов.

Задания 2 группе:

Изменение численности сельского населения страны.

Размещение сельского населения по областям Казахстана.

В какой области страны самое большое количество сельского населения, а в какой – самое маленькое?

Задания 3 группе:

Какое место по плотности населения занимает Казахстан в мире, в СНГ?

Задания 4 группе:

Какие причины влияют на густоту заселения территории? Приведите конкретные примеры.

Дайте анализ таблицы 12, стр. 59, учебник под редакцией Е.А Ахметова, Н.Н Карменова, Ш.Ш. Карбаева, Б.К. Асубаева.

Задание 5 группе:

Как вы думаете, где легче жить в городе или в селе? Приведите свои доводы.

Почему перед нашей страной стоит задача повышения благосостояния сельских жителей?

Предложите свои пути решения этой задачи.

Лист взаимоконтроля по теме: __________________________________________________________________________________________________________________________________________

Обязанности в группе

Взаимооценка за

Итоговая оценка

Домашнее задание

Новый материал

Лист взаимоконтроля по теме: __________________________________________________________________________________________________________________________________________

Обязанности в группе

Взаимооценка за

Итоговая оценка

Домашнее задание

Новый материал

Лист взаимоконтроля по теме: __________________________________________________________________________________________________________________________________________

Обязанности в группе

Взаимооценка за

Итоговая оценка

Домашнее задание

Новый материал

Краткое описание документа:

1. Изучить особенности сельского населения страны, плотности размещения страны

2. Развивать умения учащихся общаться, работать в группах переменного состава.

3. Проявлять интерес к изучению темы, выполняя проектные задания, задания после параграфа.

Оборудование : презентация, учебник, плакаты (А 3), фломастеры, атласы.

Тип урока : комбинированный

Формы работы : групповая, парная.

Методы: практические, поисковые, самооценки и самоанализа.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 922 человека из 80 регионов


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 28 человек из 18 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 612 521 материал в базе

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Оставьте свой комментарий

  • 17.11.2014 3462
  • DOCX 24 кбайт
  • 1 скачивание
  • Рейтинг: 5 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Писаренко Галина Валентиновна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

В Госдуме предложили ввести сертификаты на отдых детей от 8 до 17 лет

Время чтения: 1 минута

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Минобрнауки и Минпросвещения запустили горячие линии по оказанию психологической помощи

Время чтения: 1 минута

Россияне ценят в учителях образованность, любовь и доброжелательность к детям

Время чтения: 2 минуты

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Читайте также: