Конспект урока по физической культуре с пульсометрией

Обновлено: 05.07.2024

Цель: Обеспечить усвоение методики определения функционального состояния сердечно-сосудистой системы, развивая основные физические качества.

Задачи:

  1. Учить методике определения функционального состояния сердечно-сосудистой системы (пульсометрия) в покое и после нагрузки.
  2. Продолжать развивать двигательные качества на полосе препятствий.
  3. Развивать координационные способности посредством эстафет с мячом.
  4. Профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки.
  5. Формировать навыки дисциплинированного, организованного поведения, чувства коллективизма, умения дружно работать в классном коллективе.

Место проведения: спортивный зал

Инвентарь:

  • 6 скакалок;
  • 4 мата;
  • 4 набивных мяча 2кг, 1 набивной мяч 1 кг;
  • 4 стойки для эстафет;
  • 8 баскетбольных мячей;
  • 4 футбольных мяча.

Пособия: мел, доска, секундомер, свисток, таблица определения функционального состояния сердечно сосудистой системы и карандаши (ручки) на каждого обучающегося.

Ход урока

I. Подготовительная часть (10 мин.)

Организовать детей к уроку

1 мин.

Обратить внимание на форму.

Учить методике определения функционального состояния ссс (пульсометрия) в покое и после нагрузки

2 мин.

Педагог рассказывает о методике подсчёта пульса с одновременным показом.



Педагог предлагает занести результаты карандашом в таблицу. Таблицы на каждого обучающегося подготовлены заранее


Ходьба

  1. на носках, растирать ладони;
  2. на пятках, ладони вместе – наклонять пальцы к тыльной стороне кистей

20 сек.

Во время движения учащихся по кругу, учитель находится в кругу и движется навстречу колонне, показывая упражнения. Смена упражнения – по команде свистком, голосом и показом.

Подготовить организм к работе в основной части урока

Бег в медленном темпе

Ходьба и перестроение в движении из одной колонны в колонну по четыре для выполнения ОРУ.

2 мин.

40 сек.

Во время ходьбы и бега следить за осанкой, соблюдением дистанции, правильным дыханием.

Сигнал подаётся свистком, затем звучит команда для выполнения следующего задания в ходьбе.

Следить за чётким выполнением команд.

Укреплять мышцы рук, туловища и ног. Формировать правильную осанку

  1. И.П. – ноги на ширине плеч, руки на поясе. Наклоны и повороты головы вправо-влево, вперёд-назад
  2. И.П. – руки, согнутые в локтях перед грудью. Рывки руками в стороны с поворотом туловища вправо (влево)
  3. И.П. – правая рука вверх, левая на поясе 1 – Наклон влево, 2 – поворот влево, 3 – наклон влево, 4 – И.П
  4. И.П. – руки к плечам, локти в стороны. Опустить правый локоть, коснуться его левым коленом, то же другой ногой
  5. И.П. – в упоре согнувшись, выпад правой ногой вперёд. Пружинистые покачивания в выпаде на три счёта, на четыре смена ног прыжком
  6. И.П. – руки на поясе. Приседания с чередованием положения рук (за голову-вперёд)
  7. И.П. – О.С., прыжки. 1-8 со сменой ног, 9-16 скрестно-врозь
  8. И.П. – руки на поясе. Руки вверх, ногу назад на носок – вдох, И.П. – выдох

2) Перестроение из колонны по четыре в колонну по одному.

2) Подсчёт пульса после разминки (2)

Считаем удары пульса за 6 сек и полученное число умножаем на 10.

3 мин.

  1. по 2-3 раза в каждую сторону
  2. по 3-4 раза в каждую сторону
  3. 3-4 раза в каждую сторону
  4. по 6-8 раз к каждому локтю
  5. по 4 раза на каждую ногу
  6. 10-12 раз
  7. 4 серии
  8. 20 раз

1 мин.

ФРОНТАЛЬНЫЙ способ организации под музыкальное сопровождение

Дышать носом спокойно и ровно.

Локти не опускать вниз, подбородой поднять, при повороте тянуться за выпрямленной рукой назад

При наклоне тянуться в сторону за рукой, при наклоне с поворотом туловище параллельно полу, смотреть на руку, кисть на себя.

Вперёд не наклоняться. После касания локтём колена развести локти в стороны, держать осанку, живот втянуть, подбородок поднять.

Смена ног прыжком в упоре (придерживаться руками за пол). Слушать музыку и не торопиться

Присесть – выдох, встать –вдох

Дышать ровно, носом.

Движения плавные, спину держать прямо. Вдох носом, выдох через рот.


Подсчитать пульс и занести результаты в таблицу.

II. Основная часть (23 мин.)

Продолжать развивать двигательные качества на полосе препятствий

Формировать навыки дисциплинированного, организованного поведения, умения дружно работать в классном коллективе

1) Бег в медленном темпе

2) Упражнения по станциям:

Первая группа – полуприсед с набивным мячом, выпрямляясь невысоко подбросить и поймать

Вторая группа – прыжки со скакалкой на двух, вращая скакалку вперёд

Третья группа – упражнение по сгибанию-разгибанию рук в упоре сидя от скамейки

Четвёртая группа – упражнение на пресс из И.П. лёжа на спине, руками держаться за рейку, поднимать и опускать ноги

Пятая группа – выпрыгивания вверх отталкиваясь от лавочки со сменой положения ног

Шестая группа - упражнение на пресс из И.П. лёжа на спине, руки за головой

3) Подсчёт пульса после круговой тренировки (3)

Считаем удары пульса за 6 сек, и полученное число умножаем на10.

4) Бег в среднем темпе

2 мин.

10 мин.

1 мин.

2 мин.

Соблюдать дистанцию в беге друг за другом.

Способ организации учащихся ПОТОЧНО-ГРУППОВОЙ Разделить класс на 6 групп и назначить командиров групп из числа сильных обучающихся. Одну группу сформировать из числа детей подготовительной группы здоровья

Под упражнения на пресс положить маты. Работа на каждой станции 30 сек.

Организованный переход на другую станцию против часовой стрелки. Отдых-переход 15сек. Начало и конец упражнения по сигналу свистка.

Для повышения эмоциональности организовать работу под музыку.

Подсчитать пульс и занести результаты в таблицу.

Соблюдать дистанцию в беге друг за другом.

Развивать координационные способности посредством эстафет с мячом

Формировать навыки дисциплинированного, организованного поведения, чувства коллективизма, умения дружно работать в классном коллективе

1 эстафета – бег с набивным мячом до поворотной стойки, оббежать её, вернуться обратно, передать мяч следующему и встать последним в свою колонну

2 эстафета – ведение баскетбольного мяча с изменением направления до поворотной стойки и обратно с прередачей мяча из рук в руки следующему участнику

3 эстафета – с 2-мя б/б мячами; ведение б/б мяча правой, левой прижать второй б/б мяч к туловищу, оббежав стойку вести мяч другой рукой, второй мяч держать правой

4 эстафета – ведение б/б мяча рукой, ф/б мяча ногой до стойки и обратно

5 эстафета – ведение футбольного мяча ногами до поворотной стойки и обратно с прередачей следующему участнику.

2) Подсчёт пульса после эстафет (4)

Считаем удары пульса за 6 сек и полученное число умножаем на 10.

7 мин.

1 мин.

ПОТОЧНЫЙ способ организации учащихся.

Скорость бега соревновательная, индивидуальная для каждого ребёнка

Вести записи результатов эстафет и подводить итоги мелом на доске после каждой эстафеты.

Инвентарь приносят и готовят капитаны команд

По возможности провести 4и 5 эстафеты. В случае невозможности проведения из-за отсутствия времени эстафеты 4-5 не проводить.

Подведение итогов эстафет, используя записи на доске.

Подсчитать пульс и занести результаты в таблицу.

III. Заключительная часть (7 мин.)

Восстановление организма после напряженной мышечной работы, подготовка его к последующей учебной деятельности.

физиологическая кривая и её построение

4) Построение с таблицами.

5) Подведение итогов урока, рефлексия:

– Давайте рассмотрим ваши таблицы. На ней получилась кривая. Это и есть график физиологической кривой функционального состояния ссс и правильность распределения нагрузки по частям урока.

Пульс при нагрузке должен подниматься постепенно, достигая своего пика в основной части урока. И снижаться постепенно в заключительной части урока, приходя к исходному уровню.

1 мин.

2 мин.

3 мин.

Соблюдать дистанцию в беге друг за другом.


Подсчитать пульс и занести результаты в таблицу.

Соединить полученные точки

Рассказ: ЧСС в покое у здорового человека равна 60-80 уд/мин. Занимаясь физкультурой мы тренируем функциональные возможности сердечно-сосудистой системы.

В оздоровительных целях нагрузка на уроке должна находиться в пределах ЧСС от 130 до 170 уд/мин и не превышать 180 уд/мин.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

1. Что такое пульсометрия?

Пульсометрия – это измерение числа колебаний стенок артерий в покое и после физических нагрузок.

ЧСС. Не все знают, что частота сердечных сокращений и пульс – это не одно и то же. Первый показатель отражает количество сокращений желудочков сердца за минуту, т.е. сколько раз за этот период желудочки наполнились кровью и вытолкнули ее в аорту и легочную артерию. А пульс – это число колебаний стенок артерий, происходящих из-за сокращений сердца.

3. Для чего нужно измерять пульс?

4. Что влияет на пульс?

· Недосып - н едостаток сна учащает пульс на 5-10 ударов в минуту

· Пульс утренний и вечерний - с утра у людей по природе понижена частота пульса. Поэтому не рекомендуется сравнивать результаты утренних и вечерних тренировок.

· Ежедневная разница - ч астота человеческого пульса меняется изо дня в день. Поэтому не нужно пугаться, если ежедневные показатели колеблются на 2-4 удара в минуту.

· Погода - погода, а точнее температура воздуха сильно сказывается на нашем организме, а соответственно, на частоте пульса. Благодаря охладительным системам человеческого тела, чем жарче погода, тем учащенней пульс.

· Кофеин - к офе или любые другие продукты содержащие кофеин, оказывают влияние на сердце и дестабилизируют частоту сердцебиения на протяжении 24 часов. Сильнее этот эффект сказывается на тех, кто редко употребляет кофе.

· Недостаток воды в организме - о безвоживание способно поднять уровень пульса на 7,5%

· Стресс - с тресс также сильно влияет на пульс, поэтому тяжелый, напряженный день, скорее всего, скажется на тренировке.

5. С помощью каких приборов можно измерить пульс?

· Тонометр (пульс и давление).

· Пульсоксиметр (пульс и сатурацию – насыщение кислородом крови).

· Пульсометр (пульс, настройка тренировки, таймер, часы и т.д. в зависимости от комплектации).

· Фитнес – браслет (пульс, шагомер, длительность тренировок и т.д.).

6. Как измерить пульс без приборов?

Основным методом регистрации пульса являлась пальпация периферических артерий.

7. Алгоритм правильного измерения пульса.

Существует простой алгоритм измерения пульса, которым можно воспользоваться в любых обстоятельствах. Пульсация хорошо прощупывается на запястье, причем одинаково на обеих руках. Для такого измерения нужно соблюдать несколько условий:

· Расположить запястье на уровне сердца на ладони второй руки;

· Нащупать пульс на ладонной стороне по тому краю, где находится большой палец (со стороны мизинца пульс обычно не прослушивается, это связано с расположением лучевой артерии);

· Обхватить пальцами руки запястье так, чтобы указательный палец оказался ближе к лучезапястному суставу;

· Слегка надавить подушечками пальцев на запястье в направлении лучевой кости.

При этом средний и указательный пальцы должны ощущать пульсовую волну – ритмичные колебания стенки артерии. Необходимо засечь время и подсчитать количество ударов за минуту.

Как вариант можно измерить пульс на шее. Для этого нужно найти сонную артерию: провести пальцами от заднего угла нижней челюсти по шее вниз. Однако считается, что определение пульса на руке более комфортно, а его результаты точнее.

8. Как оценивать частоту пульса?

· Нормой считается пульс в состоянии покоя 60-80 ударов в минуту;

· У женщин показатель на 5-10 ударов выше;

· Пульс в положении лежа минимальный, в положении сидя он увеличивается на 4-6 ударов, стоя – на 10-14 ударов в минуту;

· Зимой показатель может быть ниже, чем летом;

· После приема горячей пищи и напитков пульс учащается.

9. Что ещё нужно знать про пульс?

· Частота пульса связана с физической нагрузкой: чем она интенсивнее, тем выше будет показатель. При активных занятиях спортом пульс увеличивается до 150 ударов за минуту. Критичным считается уровень в 200 ударов, при таком показателе нагрузку надо снижать. У спортсменов сердечная мышца более тренированная, поэтому пульс во время занятий растет медленнее, чем у обычного человека.

· Перед тем как проверить пульс на руке или оценить показатели специальных приборов, стоит учесть факторы, влияющие на частоту ударов сердца. Пульс учащается не только из-за физической нагрузки. Такое влияние могут оказать стрессовые ситуации, переедание или сильный голод, употребление алкоголя или курение и даже массаж.

· Поводом для беспокойства может стать отклонение частоты пульса на 10% и более от нормы. Например, при постоянном показателе выше 90 ударов за минуту в возрасте до 30 лет стоит проконсультироваться с кардиологом. Снижение до 50 ударов и ниже также может свидетельствовать о развитии патологических процессов в организме. Падение до 40-35 ударов указывает на реальную угрозу для жизни.

· Измерение пульса позволяет контролировать состояние организма, получать объективные показатели работы сердца и сосудов, своевременно выявлять отклонения. Определить показатели можно самостоятельно вручную или при помощи специальных приборов, которые контролируют пульс в автоматическом режиме с высокой точностью.

10. Какой должна быть норма пульса у детей?

Примерно к первому месяцу, согласно таблице по возрастам, пульса у детей в норме начинает постепенно снижаться. Таким образом, к годику нормальный пульс – 132 удара.

В раннем возрасте

Исходя из информации таблицы, пульс в 2 года в норме около 124 ударов. На него влияют двигательная активность, эмоциональное состояние и прочие факторы. Потому в этом возрасте частота сердцебиения по таблице в норме может быть от 94 до 154 ударов. Эти параметры принято считать нормальными. Они не говорят о развитии какой-либо патологии, хотя и существенно разнятся с усредненными цифрами.

На приеме у педиатра родители спрашивают о том, каким должен быть пульс в 5 лет. Исходя из таблицы по возрасту, эта цифра соответствует пульсу у ребенка 6 лет в норме и достигает примерно 106 ударов. В таблице отмечено предельное расхождение с пульсом у ребенка 5 лет в норме в большую и меньшую сторону.

Каким же должен быть пульс в 13 лет, поможет сориентироваться таблица значений по возрасту. Сердцебиение у подростка 15 лет должно быть почти таким же, как и у взрослого здорового человека. И достигает он в этом возрасте, согласно таблице, 75 ударов.

Важно! Специалисты отмечают, что сейчас особенно важно контролировать сердцебиение подростков. Ведь дисбаланс гормонального фона в это время способен спровоцировать нарушения в работе многих органов.

ПРОВЕДЕНИЕ ПУЛЬСОМЕТРИИ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ.

Реальная кривая нагрузки оценивается с учетом общих требований к развертыванию работоспособности. При дозировании нагрузок в целях повышения функциональных возможностей сердечно—сосудистой системы их величина по показателю ЧСС должна быть не ниже 130 уд/мин. Поэтому величина нагрузок при ЧСС, равной 130 уд/мин, соответствует порогу тренирующей нагрузки. В оздоровительных целях оптимальный диапазон нагрузок на занятиях находится в пределах ЧСС от 130 до 170 уд/мин. Верхняя граница ЧСС после интенсивной нагрузки для учащихся основной медицинской группы—170—180 уд/мин.

При проведении пульсометрии на уроке физкультуры частота сердечных сокращений подсчитывается в течение 10 секунд в наиболее характерные моменты урока: за 5 мин до звонка, на 1-й минуте урока; после подготовительной части урока, 2—3 раза в течение основной части (до и после основных упражнений); после заключительной части урока.

Содержание и порядок записей ясен из названия отдельных граф протокола.

Для обеспечения информативности данных важно соблюдать следующие условия:

ü Своевременно подготовить часы (с секундной стрелкой) или секундомер,

который включается по звонку и не выключается до конца урока (без этого невозможно оформить кривую нагрузки);

ü Подготовить протокол для черной записи показателей;

ü Заблаговременно выбрать объект наблюдения—по возможности наиболее

По возможности наблюдать за работой нескольких разнотипных представителей класса (и подсчитать их пульс): девочки и мальчики; сильного и слабого по подготовленности учеников, старательного и нерадивого и т. п. В этом случае каждого ученика наблюдают разные люди. Анализ и обобщение всех данных можно поручить одному из помощников, который оформляет соответствующие материалы.

Намеченного для наблюдения ученика необходимо заблаговременно предупредить, поставив его в известность о цели, содержании и порядке предстоящей процедуры. Подсчитывается пульс перед выполнением упражнений или серии упражнений и сразу после их выполнения. Для этого хронометрист должен своевременно подойти к занимающемуся, чтобы не отвлекать его и избежать паузы после выполнения работы, причем желательно все измерения производить, когда занимающиеся находится в одной и той же свободной основной стойке.

При анализе полученных данных учитывается тип урока и запланированное в конспекте содержание. Реальная кривая нагрузки оценивается с учетом общих требований к развертыванию работоспособности.

Для того чтобы анализ полученных данных был достаточно убедительным, необходимо изучить специальную литературу о функциональных особенностях сердечной деятельности учащихся соответствующего возраста.

наблюдения за пульсом

(образец оформления)


Задачи урока:

1. Обучить броску с двух шагов.

2. Совершенствовать выполнение броска мяча двумя руками от груди.

Нажмите, чтобы узнать подробности

конспект урока по теории физкультуры на тему "Пульсометрия".

Что такое пульсометрия?

Пульсометрия – это измерение числа колебаний стенок артерий в покое и после физических нагрузок.

ЧСС. Не все знают, что частота сердечных сокращений и пульс – это не одно и то же. Первый показатель отражает количество сокращений желудочков сердца за минуту, т.е. сколько раз за этот период желудочки наполнились кровью и вытолкнули ее в аорту и легочную артерию. А пульс – это число колебаний стенок артерий, происходящих из-за сокращений сердца.

Для чего нужно измерять пульс?

Что влияет на пульс?

Недосып - недостаток сна учащает пульс на 5-10 ударов в минуту

Пульс утренний и вечерний - с утра у людей по природе понижена частота пульса. Поэтому не рекомендуется сравнивать результаты утренних и вечерних тренировок.

Ежедневная разница - частота человеческого пульса меняется изо дня в день. Поэтому не нужно пугаться, если ежедневные показатели колеблются на 2-4 удара в минуту.

Погода - погода, а точнее температура воздуха сильно сказывается на нашем организме, а соответственно, на частоте пульса. Благодаря охладительным системам человеческого тела, чем жарче погода, тем учащенней пульс.

Кофеин - кофе или любые другие продукты содержащие кофеин, оказывают влияние на сердце и дестабилизируют частоту сердцебиения на протяжении 24 часов. Сильнее этот эффект сказывается на тех, кто редко употребляет кофе.

Недостаток воды в организме - обезвоживание способно поднять уровень пульса на 7,5%

Стресс - стресс также сильно влияет на пульс, поэтому тяжелый, напряженный день, скорее всего, скажется на тренировке.

С помощью каких приборов можно измерить пульс?

Тонометр (пульс и давление).

Пульсоксиметр (пульс и сатурацию – насыщение кислородом крови).

Пульсометр (пульс, настройка тренировки, таймер, часы и т.д. в зависимости от комплектации).

Фитнес – браслет (пульс, шагомер, длительность тренировок и т.д.).

Как измерить пульс без приборов?

Основным методом регистрации пульса являлась пальпация периферических артерий.

Алгоритм правильного измерения пульса.

Существует простой алгоритм измерения пульса, которым можно воспользоваться в любых обстоятельствах. Пульсация хорошо прощупывается на запястье, причем одинаково на обеих руках. Для такого измерения нужно соблюдать несколько условий:

Расположить запястье на уровне сердца на ладони второй руки;

Нащупать пульс на ладонной стороне по тому краю, где находится большой палец (со стороны мизинца пульс обычно не прослушивается, это связано с расположением лучевой артерии);

Обхватить пальцами руки запястье так, чтобы указательный палец оказался ближе к лучезапястному суставу;

Слегка надавить подушечками пальцев на запястье в направлении лучевой кости.

При этом средний и указательный пальцы должны ощущать пульсовую волну – ритмичные колебания стенки артерии. Необходимо засечь время и подсчитать количество ударов за минуту.

Как вариант можно измерить пульс на шее. Для этого нужно найти сонную артерию: провести пальцами от заднего угла нижней челюсти по шее вниз. Однако считается, что определение пульса на руке более комфортно, а его результаты точнее.

Как оценивать частоту пульса?

Нормой считается пульс в состоянии покоя 60-80 ударов в минуту;

У женщин показатель на 5-10 ударов выше;

Пульс в положении лежа минимальный, в положении сидя он увеличивается на 4-6 ударов, стоя – на 10-14 ударов в минуту;

Зимой показатель может быть ниже, чем летом;

После приема горячей пищи и напитков пульс учащается.

Что ещё нужно знать про пульс?

Частота пульса связана с физической нагрузкой: чем она интенсивнее, тем выше будет показатель. При активных занятиях спортом пульс увеличивается до 150 ударов за минуту. Критичным считается уровень в 200 ударов, при таком показателе нагрузку надо снижать. У спортсменов сердечная мышца более тренированная, поэтому пульс во время занятий растет медленнее, чем у обычного человека.

Перед тем как проверить пульс на руке или оценить показатели специальных приборов, стоит учесть факторы, влияющие на частоту ударов сердца. Пульс учащается не только из-за физической нагрузки. Такое влияние могут оказать стрессовые ситуации, переедание или сильный голод, употребление алкоголя или курение и даже массаж.

Поводом для беспокойства может стать отклонение частоты пульса на 10% и более от нормы. Например, при постоянном показателе выше 90 ударов за минуту в возрасте до 30 лет стоит проконсультироваться с кардиологом. Снижение до 50 ударов и ниже также может свидетельствовать о развитии патологических процессов в организме. Падение до 40-35 ударов указывает на реальную угрозу для жизни.

Измерение пульса позволяет контролировать состояние организма, получать объективные показатели работы сердца и сосудов, своевременно выявлять отклонения. Определить показатели можно самостоятельно вручную или при помощи специальных приборов, которые контролируют пульс в автоматическом режиме с высокой точностью.

Какой должна быть норма пульса у детей?

Примерно к первому месяцу, согласно таблице по возрастам, пульса у детей в норме начинает постепенно снижаться. Таким образом, к годику нормальный пульс – 132 удара.

В раннем возрасте

Исходя из информации таблицы, пульс в 2 года в норме около 124 ударов. На него влияют двигательная активность, эмоциональное состояние и прочие факторы. Потому в этом возрасте частота сердцебиения по таблице в норме может быть от 94 до 154 ударов. Эти параметры принято считать нормальными. Они не говорят о развитии какой-либо патологии, хотя и существенно разнятся с усредненными цифрами.

На приеме у педиатра родители спрашивают о том, каким должен быть пульс в 5 лет. Исходя из таблицы по возрасту, эта цифра соответствует пульсу у ребенка 6 лет в норме и достигает примерно 106 ударов. В таблице отмечено предельное расхождение с пульсом у ребенка 5 лет в норме в большую и меньшую сторону.

Каким же должен быть пульс в 13 лет, поможет сориентироваться таблица значений по возрасту. Сердцебиение у подростка 15 лет должно быть почти таким же, как и у взрослого здорового человека. И достигает он в этом возрасте, согласно таблице, 75 ударов.

Важно! Специалисты отмечают, что сейчас особенно важно контролировать сердцебиение подростков. Ведь дисбаланс гормонального фона в это время способен спровоцировать нарушения в работе многих органов.

Читайте также: