Конспект урока по энергосбережению
Обновлено: 07.07.2024
Развить экологическое мышление учащихся, вовлечь их в реальную деятельность по изучению окружающей среды и её охране, привлечь внимание к использованию энергии, экономии энергии и энергоресурсов, привить навыки экологически безопасного стиля жизни.
Помочь школьникам осознать важность экологии, как науки, научить бережно обращаться с ресурсами Земли, воспитывать доброжелательное отношение к окружающей среде, научить принимать верные решения по вопросам окружающей среды и принимать осмысленные действия.
Плакаты иллюстрирующие этапы исторического использования энергии.
1. Вступительное слово учителя.
Здравствуйте! В недалеком прошлом маломощные электростанции работающие на угле и нефти с трудом обеспечивали потребности человека. Но и потребности были очень скромные. Естественно и речи не было, что Земля может исчерпать свои ресурсы. Но численность жителей Земли растет в геометрической прогрессии и тем самым увеличивается потребность в энергии. Ученные пытаются решить эту проблему. Международные конференции, научные книги, исследования посвящены поиску дешевых, доступных, экологически безопасных решений. Вот и сегодня на уроке мы поговорим на эту тему. Как мы понимаем эту проблему, что можем сделать для сохранения богатств нашей планеты?
Учитель: Что такое энергетика? ( учащиеся отвечают.)
Да, Энергетика- это отрасль хозяйства, охватывающая энергетические ресурсы , выработку, преобразование, передачу и использование различных видов энергии.
А как давно человек начал использовать энергию? ( учащиеся отвечают.)
Учитель: Около 500 тыс. лет назад, человек впервые освоил энергию огня- тепловую энергию от сгорания древесины.
10 тыс. лет назад с возникновением земледелия, потребность в энергетических ресурсах возросла, и человек стал строить мельницы, работающие на энергии воды и ветра.
Но с ростом промышленного производства и увеличения численности населения Земли ,человек строит теплоэлектростанции работающие на основе каменного угля, нефти и природного газа. Широко осваивается энергия рек- гидроэлектростанции. В конце 20 века освоена атомная энергия, но и это уже не удовлетворяет потребности человека. Но есть и нетрадиционные источники энергии- ветроэлектростанции (используется ветер, заставляющий вращаться турбины и таким образом производит электричество), гелиолектростанции- энергия солнца, геотермальные( пар от воды, нагретый глубоко в Земле, используется для того чтобы повернуть турбины, подключенные к электрическим генераторам.) Человек пытается использовать энергию приливов и отливов, морских течений, жидкого водорода, синтетического топлива.
Но как обстоят экологические проблемы при использовании тех или иных источников для получения энергии? (учащиеся отвечают)
Учитель: Использование тепловой энергии приоритетна. Но! Еще Д.И. Менделеев говорил, что использование нефти Это все равно что сжигать деньги в печи, хотя нефть в чистом виде не используется, а только мазут- продукт её переработки. И ещё при сжигании любого топлива расходуется большое количество кислорода и выделяется углекислый газ в таком количестве ,что приводит к экологической проблеме- создаётся “ парниковый эффект”. Это приводит к потеплению климата и как последствия наводнения ( нам хорошо знакомы стихийные бедствия в Европе. ) При сгорании топлива загрязняется окружающая среда, это приносит вред животным ( они либо покидают свои места, либо гибнут, либо происходит мутации в развитии) , изменяется качество питьевой воды, чрезмерное цветение и зарастание водоемов. Это приводит к экологическим катастрофам. Продолжаться так , конечно, до бесконечности не может. Нужна альтернатива, и мы с вами знаем, что тепловые ресурсы небесконечны.
Назовите исчерпаемые и неисчерпаемые источники энергии.
Учитель: исчерпаемые источники энергии - это нефть, газ, уголь, уран. То что они могут иссякнуть это одна проблема, но отходы этих станций смертельно опасны для человека.
Неисчерпаемые источники энергии - это энергия биомассы, ветра, солнца, морских волн и течений, тепло земли. Последствия использования этих источников не так опасны для человека и практически неиссякаемы.
К каким последствиям может привести авария на АЭС? ( ученики отвечают).
Учитель: Даже без аварии вокруг реактора наблюдается радиоактивный фон, что приводит к генным мутациям и онкологическим заболеваниям.
Но так ли безвредно использование ветра, солнца и воды?
Учитель: При очень многих плюсов есть минусы. Зависимость ветроэлектростанций от погоды и создается шумовое загрязнение. Уходят животные, что нарушает экологический баланс в данной местности.
Человек чувствует угнетенное состояние. И при всем этом мощность таких станций невелика. В Германии созданы ветровые парки на южном побережья Ютландского полуострова, и в близи посёлка Куликово Калининградской области.
Геотермальная энергия- используется в Исландии, на Камчатке.. Но горячая вода обратно никуда не закачивается, это приведет к загрязнению почв и экологическим нарушениям.
Солнечных электростанций пока очень мало. Это солнечные установки , которые улавливают и преобразуют энергию солнца. Но это зависимость от климатических условий и очень дорого. Такой вид энергии используется в Бразилии, Калифорнии на крышах многоэтажек.
Можно ли как то изменить ситуацию? ( ребята отвечают)
Учитель: Самое главное научится экономить энергию. Элементарно экономить электричество в наших квартирах, проводить теплоизоляцию окон для большего сохранения тепла. Эффективное использование энергетических ресурсов., соблюдения требований к охране природы чтобы не нарушался экологический баланс в природе, сократить расходование ресурсов. Установить средства регулирование потребление энергоресурсов ( включатели и выключатели.)
- Как сохранить тепло в домах?
( провести теплоизоляцию окон.) - Существует ли вечный источник энергии?
( да, в местах постоянного активного Солнца- пустыня Сахара.) - Что такое энергетика?
( топливно -энергетический комплекс, который охватывает передачу, преобразование и использование разных видов энергии и энергетических ресурсов) - Что такое энергосбережение?
( экономия энергии.) - Основные способы энергосбережения в квартирах?
сократить расход энергии в пустую.) - Исчерпаемые и неисчерпаемые источники энергии.
( нефть, газ, уголь -исчерпаемы, неисчерпаемые -ветер, солнце)
Учитель: Сформулируйте итог нашей беседы. ( дети отвечают)
Беречь энергию, сохранять окружающую среду и как будущие поколение искать альтернативные пути решения проблемы.
Цель урока: Познакомить обучающихся с понятием сбережения электрической энергии.
Задачи урока: развить навыки энергосбережения, предложить наиболее эффективные способы энергосбережения, развивать умение работать в команде, навыки аргументированного суждения.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, карточки с ребусами, заданиями.
Форма организации и взаимодействия на занятии: фронтальная, групповая.
Ход урока.
Вступительное слово учителя. Сегодня на уроке мы будем говорить об экологии и энергосбережении.
Дорогие ребята, давайте совершим путешествие по загадочным станциям, на которых вас ждут увлекательные приключения.
Давайте вспомним все, что вы знаете об энергии, сбережении и энергосбережении. Учащиеся отвечают на вопросы учителя.
Поможет нам в этом увлекательное путешествие, в ходе которого мы узнаем новое, уточним пройденный материал, познакомитесь с новыми способами энергосбережения, которые ранее вам были неизвестны.
Формулировка темы урока. Главную тему нашего путешествия узнаете, отгадав ребус. Ученикам предлагается разгадать ребус.
Работа в группах
Придумать 5 способов сбережения энергии (лайфхаки)
Тогда давайте сформулируем с вами 5 лайфхаков, по которым можно экономить электроэнергию. (ответы учащихся)
- Выключайте свет, когда он не нужен.
- Используйте энергосберегающие лампы.
- Протирайте плафон.
- Дайте доступ дневному свету, раздвиньте занавески.
- Выключай зарядное устройство из розетки.
Вывод: Потребляй, а не распыляй энергию!
Работа в группах, объединитесь, пожалуйста, в 3 – 4 группы. Вам необходимо построить пирамиду сбережения.
Если построите пирамиду правильно, получится очень важная фраза. Запишите её (сбережение). Объясните, как вы понимаете это высказывание.
Для повышения энергоэффективности может применяться:
- поменяйте старые лампы на современные;
- применяйте новейшее электрооборудование;
- не допускайте потери тока;
- пользуйтесь энергосберегающими системами.
Вывод: Мы заботимся о тех, кому жить после нас на планете Земля!
На какие цели в вашей семье используется энергия?
Как видно из схемы, большая часть энергии тратится на нагревательные и охлаждающие приборы: холодильник, сплитсистема, далее идет стиральная машина, телевизоры, светильники и т.д.. К нам в дом электроэнергия поступает по линиям электропередач. Электричество вырабатывается на электростанциях. Электростанции, используют полезные ископаемые: уголь, нефть, природный газ - невозобновимые источники ресурсов. Доля электростанций, работающих на возобновляемых источниках энергии, значительно меньше. Следует вывод, что все полезные ископаемые, накапливаются в течение длительного времени. Только нам всегда нужно думать, что нас ждет завтра. А будет ли вообще?
Вывод: рационально использовать энергоресурсы.
Все слова в этом кроссворде связны с энергосбережением. Давайте вместе найдем ответы!
Проверьте свои знания, ребята. Посмотрите на доску, кто знает ответ, запишите слово.
По горизонтали:
По вертикали
- Комплекс мероприятий, направленных на сбережение ресурсов (энергосбережение)
Учащиеся отгадали кроссворд, нашли слово энергосбережение, дали ему определение. Пришли к главному выводу этой станции: Сберечь, значит помочь.
Энергосбережение выполняется по принципу:
Знай: Рациональнее использование энергетических ресурсов приводит к уменьшению расходования драгоценных запасов сырья.
Помни: Это не только сэкономленные деньги бюджета вашей семьи, это участие в будущем нашей планеты.
Выполняй: Потребляй, а не распыляя энергию!
Ведь, к сожалению, в современном мире деятельность человека направлена на разрушение, потребление, а люди должны заботиться о сохранении природных ресурсов, изучая и любя природу!
Вывод: Берегите ресурсы – экономьте, здесь и сейчас.
Возможна импровизированная выставка работ и их обсуждение.
Рефлексия.
- С какой темой мы познакомились сегодня?
- Что нового вы узнали?
- Понравился ли вам путешествие по станциям?
Я надеюсь, что настанет время, когда ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ станет стилем жизни! Человек — хозяин природы, и только нам решать, в каком мире мы будем жить.
Предлагаю вам закончить наше занятие словами французского писателя Антуана де Сент -Экзюпери: "Встал поутру, умылся, привел себя в порядок и сразу приведи в порядок свою планету".
Задание на дом: придумать способы сбережения энергии в домашних условиях.
Класс: 8
Тип урока: урок систематизации знаний, применение знаний и умений на практике.
Вид урока: комбинированный, урок изучения нового материала с элементами самостоятельной работы. Урок опирается на уже имеющиеся знания и навыки, содержит новый материал. Новый материал помогает расширить кругозор учащихся.
Продолжительность урока: 40 мин
На данном уроке я старалась создать условия для реализации поставленной цели.
На этом уроке я ставила перед собой следующие задачи: развить навыки энергосбережения, предложить наиболее эффективные способы энергосбережения, развивать умение работать в команде, навыки аргументированного суждения, которые были выполнены в полном объеме.
Результатом стало умение анализировать и оценивать успешность своей деятельности и деятельности своих одноклассников.
Учащиеся также ответили на поставленные вопросы: Что такое энергия? Что вы знали? Что интересного заметили? С чем предстоит разобраться?
Рефлексия показала, что детям было интересно работать на уроке. Я считаю, что поставленные задачи мне удалось реализовать.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
План конспект открытого урока
Подготовила уч.биологии:
Абдусаламова П.Ш.
АННОТАЦИЯ: урок направлен на воспитание экологического сознания у учащихся, привлечь внимание к проблемам использования энергии, экономии энергии и энергоресурсов, охране окружающей среды; предлагаемый материал создаёт мотивацию для сбережения ресурсов и энергии, вовлекает школьников в полезную деятельность по энерго- и ресурсосбережению, стимулирует интерес к научным исследованиям и практическому применению знаний.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: энергосбережение, окружающая среда, энергетика, источники энергии, техника безопасности.
Цели урока : обучающие:
• создать условия для ознакомления учащихся с видами электроприборов, назначением электросчетчика, устройством утюга;
• содействовать развитию умения рассчитывать количество потребленной электроэнергии и её стоимость;
• создать условия для формирования первоначальных умений правильной эксплуатации электроприборов и знания правил техники безопасности при их использовании.
развивающие:
• способствовать развитию у школьников умений выделять главное в изучаемом;
• способствовать развитию аналитического мышления, расширению кругозора;
• формировать умения выполнять операции анализа, синтеза, классификации, способность наблюдать, делать выводы, выделять существенные признаки объекта, выдвигать гипотезы и применять их при решении задач разного уровня.
воспитательные:
• способствовать воспитанию у учащихся экономического мышления;
• развитию самостоятельности и коммуникативности в работе;
• формировать бережное отношение к энергоресурсам и бытовой технике.
- помочь школьникам осознать важность экологии, как науки;
- научить бережно обращаться с ресурсами Земли;
- воспитывать доброжелательное отношение к окружающей среде;
- научить принимать верные решения по вопросам окружающей среды и принимать осмысленные действия.
Тип урока: комбинированный.
Формы ведения урока: диалог, беседа, объяснение.
Формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся : групповая работа, индивидуальная работа, общеклассная работа с текстом.
Вступительное слово учителя.
Заключительная часть в форме вопросов.
1. Вступительное слово учителя.
Здравствуйте! В недалеком прошлом маломощные электростанции, работающие на угле и нефти с трудом, обеспечивали потребности человека. Но и потребности были очень скромные. Естественно и речи не было, что Земля может исчерпать свои ресурсы. Но численность жителей Земли растет в геометрической прогрессии и тем самым увеличивается потребность в энергии. Ученные пытаются решить эту проблему. Международные конференции, научные книги, исследования посвящены поиску дешевых, доступных, экологически безопасных решений.
Вот и сегодня на уроке мы поговорим на эту тему. Как мы понимаем эту проблему, что можем сделать для сохранения богатств нашей планеты?
ІІ. Актуализация опорных знаний и умений учащихся.
1.Скажите, какую роль играет в нашей жизни электрический ток.
2.Какие элементы электрической цепи вам известны?
3.Что такое сопротивление проводника? В каких единицах оно измеряется?
4.Как можно выразить работу электрического тока через мощность и время?
5.Каково общее назначение всех электроприборов?
6.Назовите электроприборы, используемые в быту.
7.Какие светильники установлены в вашей квартире? Постарайтесь определить их виды и назначение. Какими светильниками вы пользуетесь чаще?
8.Что является необходимым условием для работы перечисленных приборов?
9.Какой прибор показывает нам количество израсходованной энергии?
Учитель: Что такое энергетика? (учащиеся отвечают.)
Да, Энергетика - это отрасль хозяйства, охватывающая энергетические ресурсы, выработку, преобразование, передачу и использование различных видов энергии.
А как давно человек начал использовать энергию? (учащиеся отвечают.)
Учитель: Около 500 тыс. лет назад, человек впервые освоил энергию огня- тепловую энергию от сгорания древесины. 10 тыс. лет назад с возникновением земледелия, потребность в энергетических ресурсах возросла, и человек стал строить мельницы, работающие на энергии воды и ветра.
Но с ростом промышленного производства и увеличения численности населения Земли, человек строит теплоэлектростанции, работающие на основе каменного угля, нефти и природного газа. Широко осваивается энергия рек- гидроэлектростанции. В конце 20 века освоена атомная энергия, но и это уже не удовлетворяет потребности человека. Но есть и нетрадиционные источники энергии-ветроэлектростанции (используется ветер, заставляющий вращаться турбины и таким образом производит электричество), гелиолектростанции- энергия солнца, геотермальные( пар от воды, нагретый глубоко в Земле, используется для того чтобы повернуть турбины, подключенные к
электрическим генераторам.) Человек пытается использовать энергию приливов и отливов, морских течений, жидкого водорода, синтетического топлива.
Но как обстоят экологические проблемы при использовании тех или иных источников для получения энергии? (учащиеся отвечают)
Учитель: Использование тепловой энергии приоритетна. Но! Еще Д.И. Менделеев говорил, что использование нефти это все равно что сжигать деньги в печи, хотя нефть в чистом виде не используется, а только мазут- продукт её переработки. И ещё при сжигании любого топлива расходуется большое количество кислорода и выделяется углекислый газ в таком количестве, что приводит к экологической проблеме- создаётся “ парниковый эффект”. Это приводит к потеплению климата и как последствия наводнения
(нам хорошо знакомы стихийные бедствия в Европе.) При сгорании топлива загрязняется окружающая среда, это приносит вред животным (они либо покидают свои места, либо гибнут, либо происходит мутации в развитии), изменяется качество питьевой воды, чрезмерное цветение и зарастание водоемов. Это приводит к экологическим катастрофам. Продолжаться так, конечно, до бесконечности не может. Нужна альтернатива, и мы с вами знаем, что тепловые ресурсы небесконечны.
Назовите исчерпаемые и неисчерпаемые источники энергии . (ребята отвечают.)
Расчет стоимости потребленной электроэнергии.
Пример 1. Имеется электрическая лампа, рассчитанная на ток мощностью 100 Вт. Ежедневно лампа горит в течение 6 часов. Найти работу тока за один месяц (30 дней) и стоимость израсходованной энергии при тарифе 2,45 гривны за 1 кВт*ч.
Использование энергосберегающих технологий в быту.
- Зависит ли расход электроэнергии от времени года?
- Ребята, а надо ли нам с вами рационально и бережно относиться к электроэнергии? Создание проблемной ситуации
- Какие пути экономии электроэнергии вы можете предложить?
• не включать осветительные и электронагревательные приборы без надобности;
• используйте экономичный режим работы бытовых электроприборов (стиральных машин, электроплит, пылесосов);
• уходя из квартиры, убедитесь, что все электроприборы выключены (это правило одновременно является и правилом противопожарной безопасности).
В зависимости от назначения электроприборы условно разделяют на следующие группы:
• Для приготовления пищи (плиты, миксеры, овощерезки, соковыжималки, кофеварки, тостеры, блендеры и т.д.);
• Нагрева жидкости (чайники, самовары, кипятильники, водонагреватели);
• Дополнительного обогрева и вентиляции помещений (радиаторы, камины, конвекторы, вентиляторы, кондиционеры);
• Личной гигиены (утюги, фены, грелки);
• Проведения досуга (музыкальные центры, магнитофоны, телевизоры);
• Бытовая техника (стиральные машины, холодильники, пылесосы);
• Средства связи (телефоны, радиотелефоны);
• Электроинструменты (паяльники, выжигатели, глянцеватели, дрели и т.д.).
Каждый электроприбор имеет технический паспорт, в котором указывается напряжение, мощность, номер стандарта, год выпуска, название изготовителя, который находится на корпусе прибора в виде таблички, а также инструкцию по применению, где указаны правила эксплуатации, особенности ухода за прибором, возможные неисправности и причины их устранения, гарантийные обязательства.
Учитель: Исчерпаемые источники энергии — это нефть, газ, уголь, уран. То, что они могут иссякнуть это одна проблема, но отходы этих станций смертельно опасны для человека.
Неисчерпаемые источники энергии — это энергия биомассы, ветра, солнца, морских волн и течений, тепло земли. Последствия использования этих источников не так опасны для человека и практически неиссякаемы.
К каким последствиям может привести авария на АЭС? (ученики отвечают).
Учитель: Даже без аварии вокруг реактора наблюдается радиоактивный фон, что приводит к генным мутациям и онкологическим заболеваниям.
Но так ли безвредно использование ветра, солнца и воды? (ребята отвечают)
Учитель : При очень многих плюсов есть минусы. Зависимость ветроэлектростанций от погоды и создается шумовое загрязнение. Уходят животные, что нарушает экологический баланс в данной местности.
Человек чувствует угнетенное состояние. И при всем этом мощность таких станций невелика. В Германии созданы ветровые парки на южном побережья Ютландского полуострова, и в близи посёлка Куликово Калининградской области. Геотермальная энергия- используется в Исландии, на Камчатке. Но горячая вода обратно никуда не закачивается, это приведет к загрязнению почв и экологическим нарушениям. Солнечных электростанций пока очень мало. Это солнечные установки, которые улавливают и преобразуют энергию солнца. Но это зависимость от климатических условий и очень дорого. Такой
вид энергии используется в Бразилии, Калифорнии на крышах многоэтажек.
Можно ли как-то изменить ситуацию? (ребята отвечают)
Учитель: Самое главное научится экономить энергию. Элементарно экономить электричество в наших квартирах, проводить теплоизоляцию окон для большего сохранения тепла. Эффективное использование энергетических ресурсов, соблюдения требований к охране природы чтобы не
нарушался экологический баланс в природе, сократить расходование ресурсов. Установить средства регулирование потребление энергоресурсов (включатели и выключатели.)
3. Заключительная часть.
Как сохранить тепло в домах? (провести теплоизоляцию окон.)
Существует ли вечный источник энергии? ( да, в местах постоянного активного Солнца-
пустыня Сахара.)
Что такое энергетика? (топливно -энергетический комплекс, который охватывает передачу, преобразование и использование разных видов энергии и энергетических ресурсов)
Что такое энергосбережение? (экономия энергии.)
Основные способы энергосбережения в квартирах? сократить расход энергии в пустую.)
Исчерпаемые и неисчерпаемые источники энергии. (нефть, газ, уголь -исчерпаемы, неисчерпаемые -ветер, солнце)
V. Закрепление новых знаний и умений учащихся (рефлексия).
1.Первой группе составить правила техники безопасности, используя частицу НЕ, вторая группа составляет на основании правил безопасности 1 группы без использования частицы не, т. е. объясняет, как необходимо поступить в той или иной ситуации.
Учитель: Сформулируйте итог нашей беседы . (дети отвечают)
Беречь энергию, сохранять окружающую среду и как будущие поколение искать альтернативные
пути решения проблемы.
Учитель: Самое главное научится экономить энергию. Элементарно экономить электричество в наших квартирах, проводить теплоизоляцию окон для большего сохранения тепла. Эффективное использование энергетических ресурсов., соблюдения требований к охране природы чтобы не нарушался экологический баланс в природе, сократить расходование ресурсов. Установить средства регулирование потребление энергоресурсов (включатели и выключатели.)
VII. Домашнее задание: рассчитать потребление электроэнергии в вашем доме за неделю.
Учитель : Ребята, сегодня у нас не совсем обычный классный час. Мы совершим небольшое путешествие в … квартиры. Да-да, я не ошиблась! Именно в ваши квартиры. У меня даже есть карта путешествия.
/На доске схема-план двухкомнатной квартиры/
Учитель: Посмотрим, как хорошо вы знаете свой дом? Настоящие ли вы хозяева в доме? Мы живем в благоустроенных квартирах, с комфортом, всю тяжелую работу делают машины. Какие это машины?
Дети: Пылесос, стиральная машина, электрическая плита, фен,…
/Учитель прикрепляет картинки на доску/
Учитель : Благодаря чему они совершают свою работу, вы узнаете из загадки:
К дальним селам, городам
Кто идет по проводам?
Это. ( электричество )
Электричество приносит нам большую пользу. Оно вырабатывает энергию. Как вы себе представляете, что такое энергия? (Ответы детей)
Энергия - это сила, приводящая предметы в движение. То есть энергия необходима для того, чтобы начать какое-либо движение, ускорить перемещение, что-то поднять, нагреть, осветить.
Само слово “ЭНЕРГИЯ” - какое-то на первый взгляд нематериальное. Не увидеть, не потрогать! Однако ничто вокруг нас не совершается без участия этой самой энергии.
Человек изобрел много способов, чтобы заставить механические устройства делать полезную работу с помощью энергии: в домах воду на верхние этажи поднимают насосы водонапорных станций, которые потребляют энергию; согревают дома - теплоэлектроцентрали, для работы которых тоже требуется энергия; не говоря уже об освещении квартир; о работе разнообразнейших электроприборов: пылесосов, холодильников, телевизоров и др.; даже перевозят горожан на работу и с работы - машины, двигатели которых также нуждаются в этом ресурсе.
Давайте представим, что квартира осталась без энергии, которую она получает в виде газа, электричества и горячей воды. Что мы будем делать? (Ответы детей)
Нам так хочется жить с комфортом! Но за комфорт приходится расплачиваться гибелью лесов и затоплением городов! Это очень серьезная проблема. Но практически из любой проблемы можно найти выход.
Сегодня мы с вами попробуем найти самые простые решения, которые помогут сберечь энергию. Что же такое энергосбережение? Как вы это понимаете? (Ответы детей)
Энергосбережение - это не только сэкономленные деньги семейного бюджета, это и забота о тех, кому предстоит жить после нас на планете Земля, это забота о НАШИХ ДЕТЯХ. И одно из таких решений - это научиться использовать энергию, находящуюся в нашем распоряжении, настолько эффективно и безопасно по отношению к окружающей среде, насколько это возможно.
Как же стать хозяином в доме? Научиться бережливому использованию энергии?
В этом нам поможет всезнающий Электроэнергошка
Энергосбережение в квартирах достигается меньшими нормами расхода воды и электричества.
Учитель : Итак, путешествие по дому мы начнем с ванной комнаты.
На доске картинка с изображением крана, из крана льется вода
Воду, водицу, водичку мы любим,
Кран повернём - и литрами губим.
Знай, экономя водицу-сестрицу,
Ты дашь возможность потомкам напиться.
Вода из крана течет быстро. За минуту из открытого крана вытекает 12-20 литров бесценной пресной воды! А ведь экономия воды - это всего лишь дело привычки.
Учитель : Как мы можем экономить воду? (Ответы детей). Давайте попробуем сформулировать правила хорошего хозяина:
Закрывайте кран, пока чистите зубы или пользуйтесь стаканом для полоскания рта.
Мойте посуду не под текущей струей воды, а в раковине, закрыв отверстие пробкой.
А главное - не забывайте выключать воду!
Три простых правила - и за год сможете сэкономить целое озеро диаметром 200 метров и глубиной 2 метра. Кроме этого, вы экономите химикаты, которые используются для очистки воды, и энергию, которая используется на ее нагрев и перекачку.
Вот этот предмет
К потолку повесили,
Стало в доме весело.
Она снаружи вроде груша,
Висит без дела днем,
А ночью освещает дом. ( Лампочка )
Ребята, как вы думаете, почему днем лампочка висит без дела? (Ответы детей)
Лампа сутки погорит,
Сто кило угля спалит!
Если светит зря она,
Где ж экономия сырья?
Учитель : Что мы можем сделать, чтобы лампа зря не светила? (Ответы детей)
Средний расход электроэнергии на освещение квартиры составляет примерно 1 кВт/ч. Но и этот расход можно сократить за счет периодического протирания лампочек: хорошо протертая лампочка светит на 10 - 15% ярче грязной, запыленной. И еще - реже пользуйтесь верхним светом. 60 Вт в настольной лампе вполне заменят Вам 200 Вт под потолком.
Учитель : Из ванной комнаты мы отправимся на кухню. Здесь очень много вещей требующих нашего внимания.
Полюс северный внутри!
Там сверкает снег и лед,
Там сама зима живет. ( Холодильник )
На доске картинка с изображением холодильника
Учитель: Для чего нам нужен холодильник? (Ответы детей)
Взял, да сам и отключился.
“ Работать трудно, - говорит,
Если толстый лёд висит”.
Учитель : Как мы с вами можем помочь холодильнику? (Ответы детей). Послушайте, что нам расскажет Электроша.
Оптимальным местом для холодильника на кухне является самое прохладное место. При наружной температуре 20 градусов холодильник расходует на 6% меньше энергии. Так что, не стоит ставить холодильник вблизи батареи или других отопительных приборов. Крайне отрицательно на работе холодильника сказывается и большая “шуба” в морозильнике. Поэтому помогите взрослым, не поленитесь его лишний раз оттаять. От этого он будет экономичней.
Учитель : Ну а эта вещь на кухне просто незаменима. Кто в доме хозяин и умеет экономно пользоваться плитой? (Ответы детей)
На доске картинка с изображением электрической плиты
Предложу один секрет
Экономный дам рецепт:
Печь включи. Закипит
Отключи и чуть-чуть повремени.
Медленно еда кипит,
На одной кухонной утвари можно сэкономить сотни киловатт-часов энергии. Достаточно лишь, чтобы кастрюля чуть перекрывала конфорку электроплиты и плотно прилегала к ней. Кастрюли с выпуклым или вогнутым дном, а также кастрюли с толстым слоем накипи расточают 50% электричества, а заодно примерно столько же времени.
Учитель : А вот еще два жителя кухни.
Из горячего колодца
Через нос водица льется. ( Чайник)
Кто любит пить чай? Значит, чайником пользоваться умеете. (Ответы детей)
Тогда для чего на кухне используют термос? В походе понятно: нет рядом плиты, электрического чайника и костер не всегда возможно развести. (Ответы детей)
/На доске картинка с изображением термоса/
Термос нас не удивит,
Он водичку нам хранит
Ко всему пригодную.
Учитель: Посчитайте, сколько раз за день кипятите воду? А сколько из вскипяченной воды используете? (Ответы детей)
Наверняка, стакана 2-3, а остальная вода остывает себе в чайнике. А что, если эту воду взять и залить в термос? Тогда не придется тратить время на кипячение каждый раз, когда захочешь выпить чаю, да еще и сэкономишь энергию.
Учитель : Продолжим путешествие. Но что такое, по пути мы встречаем еще две вещи необходимые в доме.
Пройдусь слегка горячим я,
И гладкой станет простыня.
И навести на брюках стрелки. ( Утюг )
Кто помогает дома родителем гладить белье? Расскажите, как вы это делаете. (Ответы детей)
На доске картинка с изображением утюга
И сказали утюги:
Мы хозяйкам не враги!
Как погладишь пиджачок,
Отключи свой утюжок,
А остатками тепла
Мы отутюжим все шелка.
Экономить электроэнергию можно даже при глажении. Для этого надо помнить, что слишком сухое и слишком влажное белье приходится гладить дольше, а значит, и больше расход энергии. И еще одна “мелочь”: утюг можно выключать за несколько минут до конца работы; на это время вполне хватит остаточного тепла.
Учитель: Эта вещь девочкам знакома точно.
На доске картинка с изображением фена
Фен пыхтит, шумит, гудит,
Угодить он всем желает.
А ты под солнцем голову просуши,
Пусть фен лучше отдыхает.
Учитель : Ребята, как вы думаете, почему лучше волосы сушить естественным способом? (Ответы детей)
Горячий воздух, исходящий из фена, не очень-то хорошо влияет на волосы: он делает их сухими и ломкими. Может, лучше, если некуда спешить, просушить волосы под солнцем? Так сохранишь здоровье своих волос и несколько киловатт электроэнергии.
Учитель : Сейчас - зима. А мы с вами путешествуем по теплой квартире. Так вот
Чтоб холодная зима
Не прокралась к нам в дома,
Вы окошки утеплите
И в тепле себе живите!
Но бывает, в зимний период мы жалуемся на холод в наших квартирах и виним в том организации, обеспечивающие нас теплоэнергией. А все ли мы сами сделали, чтобы сохранить в наших домах драгоценное тепло? (Ответы детей) Как мы можем сохранить тепло в наших домах? (Ответы детей)
На доске картинка с изображением девочки; она плотно закрывает окна
Учитель : А вот для вас небольшой тест :
Осенью вы утеплили в доме все окна, балконы и двери?
Вы не забываете закрывать двери в подъезде?
Вы не держите форточки постоянно открытыми?
На ночь вы закрываете занавески, что бы удержать дополнительно тепло?
У вас в квартире правильно расставлена мебель: вы отставили от батареи диван и стол, чтобы тепло свободно проходило в нашу квартиру?
Раз вы ответили утвердительно, значит вам удалось сократить затраты на отопление квартиры примерно на 5-10%. Для тех же, кто хоть раз ответил "нет", этот тест послужит руководством к действию.
Учитель : Ребята, мы долго можем путешествовать по своей квартире. Мы побывали на кухне и ванной комнате. Не были ни в гостиной, ни в детской комнате. Но я вам предлагаю на этом закончить наше путешествие и приступить к выполнению творческой работы: создать книгу
Я думаю, что дело не в названии, а в содержании. Сегодня на классном часе мы поняли главное: мы должны экономить энергию, не только дома, но и в школе, чтобы запасов горючих полезных ископаемых хватило на более долгий срок. Вы теперь знаете ответы на вопросы: Как же стать хозяином в доме? Научиться бережливому использованию энергии? (Ответы детей)
Знай, что нужно экономить
Воду, уголь, газ и нефть
Если будешь это делать,
Хватит их на много лет.
Используя природные ресурсы, задумывайтесь о том, что будет завтра. А будет ли вообще это “ЗАВТРА”? Сегодня наша планета стоит на пороге экологической катастрофы и наиболее грозный предвестник ее - парниковый эффект. Он вызван увеличением содержания в атмосфере углекислого газа, который образуется в огромных количествах при сжигании топлива. Того самого топлива, которое используется для обеспечения наших квартир светом, теплом и водой. Значит, судьба нашей планеты зависит от каждого из нас, от всего человечества, а вернее, от того, сколько мы потребляем природных ресурсов!
Классный час заканчивается “включением” детей в проектную деятельность: создание книги “Как стать хозяином в доме”
Как энергию сберечь?
Замени лампы накаливания на энергосберегающие.
Они в 5 раз сокращают потребление электроэнергии.
Энергосберегающая лампа
Обычная лампа накаливания
Включай телевизор или компьютер тогда, когда действительно собираешься им воспользоваться. Принтер включай не одновременно с компьютером, а только в том случае, если надо что-то распечатать.
Ставь холодильник подальше от батареи или других отопительных приборов. Не забывай его вовремя размораживать.
Выключай утюг за несколько минут до окончания работы.
Пользуйся феном только в случае крайней необходимости. Так сохранишь здоровье своих волос и несколько кВт электроэнергии.
Не забывай выключать воду! Это поможет сэкономить не только воду, но и электричество.
Читайте также: