Конспект урока по энергосбережению

Обновлено: 07.07.2024

Развить экологическое мышление учащихся, вовлечь их в реальную деятельность по изучению окружающей среды и её охране, привлечь внимание к использованию энергии, экономии энергии и энергоресурсов, привить навыки экологически безопасного стиля жизни.

Помочь школьникам осознать важность экологии, как науки, научить бережно обращаться с ресурсами Земли, воспитывать доброжелательное отношение к окружающей среде, научить принимать верные решения по вопросам окружающей среды и принимать осмысленные действия.

Плакаты иллюстрирующие этапы исторического использования энергии.

1. Вступительное слово учителя.

Здравствуйте! В недалеком прошлом маломощные электростанции работающие на угле и нефти с трудом обеспечивали потребности человека. Но и потребности были очень скромные. Естественно и речи не было, что Земля может исчерпать свои ресурсы. Но численность жителей Земли растет в геометрической прогрессии и тем самым увеличивается потребность в энергии. Ученные пытаются решить эту проблему. Международные конференции, научные книги, исследования посвящены поиску дешевых, доступных, экологически безопасных решений. Вот и сегодня на уроке мы поговорим на эту тему. Как мы понимаем эту проблему, что можем сделать для сохранения богатств нашей планеты?

Учитель: Что такое энергетика? ( учащиеся отвечают.)

Да, Энергетика- это отрасль хозяйства, охватывающая энергетические ресурсы , выработку, преобразование, передачу и использование различных видов энергии.

А как давно человек начал использовать энергию? ( учащиеся отвечают.)

Учитель: Около 500 тыс. лет назад, человек впервые освоил энергию огня- тепловую энергию от сгорания древесины.

10 тыс. лет назад с возникновением земледелия, потребность в энергетических ресурсах возросла, и человек стал строить мельницы, работающие на энергии воды и ветра.

Но с ростом промышленного производства и увеличения численности населения Земли ,человек строит теплоэлектростанции работающие на основе каменного угля, нефти и природного газа. Широко осваивается энергия рек- гидроэлектростанции. В конце 20 века освоена атомная энергия, но и это уже не удовлетворяет потребности человека. Но есть и нетрадиционные источники энергии- ветроэлектростанции (используется ветер, заставляющий вращаться турбины и таким образом производит электричество), гелиолектростанции- энергия солнца, геотермальные( пар от воды, нагретый глубоко в Земле, используется для того чтобы повернуть турбины, подключенные к электрическим генераторам.) Человек пытается использовать энергию приливов и отливов, морских течений, жидкого водорода, синтетического топлива.

Но как обстоят экологические проблемы при использовании тех или иных источников для получения энергии? (учащиеся отвечают)

Учитель: Использование тепловой энергии приоритетна. Но! Еще Д.И. Менделеев говорил, что использование нефти Это все равно что сжигать деньги в печи, хотя нефть в чистом виде не используется, а только мазут- продукт её переработки. И ещё при сжигании любого топлива расходуется большое количество кислорода и выделяется углекислый газ в таком количестве ,что приводит к экологической проблеме- создаётся “ парниковый эффект”. Это приводит к потеплению климата и как последствия наводнения ( нам хорошо знакомы стихийные бедствия в Европе. ) При сгорании топлива загрязняется окружающая среда, это приносит вред животным ( они либо покидают свои места, либо гибнут, либо происходит мутации в развитии) , изменяется качество питьевой воды, чрезмерное цветение и зарастание водоемов. Это приводит к экологическим катастрофам. Продолжаться так , конечно, до бесконечности не может. Нужна альтернатива, и мы с вами знаем, что тепловые ресурсы небесконечны.

Назовите исчерпаемые и неисчерпаемые источники энергии.

Учитель: исчерпаемые источники энергии - это нефть, газ, уголь, уран. То что они могут иссякнуть это одна проблема, но отходы этих станций смертельно опасны для человека.

Неисчерпаемые источники энергии - это энергия биомассы, ветра, солнца, морских волн и течений, тепло земли. Последствия использования этих источников не так опасны для человека и практически неиссякаемы.

К каким последствиям может привести авария на АЭС? ( ученики отвечают).

Учитель: Даже без аварии вокруг реактора наблюдается радиоактивный фон, что приводит к генным мутациям и онкологическим заболеваниям.

Но так ли безвредно использование ветра, солнца и воды?

Учитель: При очень многих плюсов есть минусы. Зависимость ветроэлектростанций от погоды и создается шумовое загрязнение. Уходят животные, что нарушает экологический баланс в данной местности.

Человек чувствует угнетенное состояние. И при всем этом мощность таких станций невелика. В Германии созданы ветровые парки на южном побережья Ютландского полуострова, и в близи посёлка Куликово Калининградской области.

Геотермальная энергия- используется в Исландии, на Камчатке.. Но горячая вода обратно никуда не закачивается, это приведет к загрязнению почв и экологическим нарушениям.

Солнечных электростанций пока очень мало. Это солнечные установки , которые улавливают и преобразуют энергию солнца. Но это зависимость от климатических условий и очень дорого. Такой вид энергии используется в Бразилии, Калифорнии на крышах многоэтажек.

Можно ли как то изменить ситуацию? ( ребята отвечают)

Учитель: Самое главное научится экономить энергию. Элементарно экономить электричество в наших квартирах, проводить теплоизоляцию окон для большего сохранения тепла. Эффективное использование энергетических ресурсов., соблюдения требований к охране природы чтобы не нарушался экологический баланс в природе, сократить расходование ресурсов. Установить средства регулирование потребление энергоресурсов ( включатели и выключатели.)

  1. Как сохранить тепло в домах?
    ( провести теплоизоляцию окон.)
  2. Существует ли вечный источник энергии?
    ( да, в местах постоянного активного Солнца- пустыня Сахара.)
  3. Что такое энергетика?
    ( топливно -энергетический комплекс, который охватывает передачу, преобразование и использование разных видов энергии и энергетических ресурсов)
  4. Что такое энергосбережение?
    ( экономия энергии.)
  5. Основные способы энергосбережения в квартирах?
    сократить расход энергии в пустую.)
  6. Исчерпаемые и неисчерпаемые источники энергии.
    ( нефть, газ, уголь -исчерпаемы, неисчерпаемые -ветер, солнце)

Учитель: Сформулируйте итог нашей беседы. ( дети отвечают)

Беречь энергию, сохранять окружающую среду и как будущие поколение искать альтернативные пути решения проблемы.

Цель урока: Познакомить обучающихся с понятием сбережения электрической энергии.

Задачи урока: развить навыки энергосбережения, предложить наиболее эффективные способы энергосбережения, развивать умение работать в команде, навыки аргументированного суждения.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, карточки с ребусами, заданиями.

Форма организации и взаимодействия на занятии: фронтальная, групповая.

Ход урока.

Вступительное слово учителя. Сегодня на уроке мы будем говорить об экологии и энергосбережении.

Дорогие ребята, давайте совершим путешествие по загадочным станциям, на которых вас ждут увлекательные приключения.

Давайте вспомним все, что вы знаете об энергии, сбережении и энергосбережении. Учащиеся отвечают на вопросы учителя.

Поможет нам в этом увлекательное путешествие, в ходе которого мы узнаем новое, уточним пройденный материал, познакомитесь с новыми способами энергосбережения, которые ранее вам были неизвестны.

Формулировка темы урока. Главную тему нашего путешествия узнаете, отгадав ребус. Ученикам предлагается разгадать ребус.

Ребус

Работа в группах

Придумать 5 способов сбережения энергии (лайфхаки)

Тогда давайте сформулируем с вами 5 лайфхаков, по которым можно экономить электроэнергию. (ответы учащихся)

  1. Выключайте свет, когда он не нужен.
  2. Используйте энергосберегающие лампы.
  3. Протирайте плафон.
  4. Дайте доступ дневному свету, раздвиньте занавески.
  5. Выключай зарядное устройство из розетки.

Вывод: Потребляй, а не распыляй энергию!

Работа в группах, объединитесь, пожалуйста, в 3 – 4 группы. Вам необходимо построить пирамиду сбережения.

Если построите пирамиду правильно, получится очень важная фраза. Запишите её (сбережение). Объясните, как вы понимаете это высказывание.

Пирамида

Для повышения энергоэффективности может применяться:

  • поменяйте старые лампы на современные;
  • применяйте новейшее электрооборудование;
  • не допускайте потери тока;
  • пользуйтесь энергосберегающими системами.

Вывод: Мы заботимся о тех, кому жить после нас на планете Земля!

На какие цели в вашей семье используется энергия?

Схема

Как видно из схемы, большая часть энергии тратится на нагревательные и охлаждающие приборы: холодильник, сплитсистема, далее идет стиральная машина, телевизоры, светильники и т.д.. К нам в дом электроэнергия поступает по линиям электропередач. Электричество вырабатывается на электростанциях. Электростанции, используют полезные ископаемые: уголь, нефть, природный газ - невозобновимые источники ресурсов. Доля электростанций, работающих на возобновляемых источниках энергии, значительно меньше. Следует вывод, что все полезные ископаемые, накапливаются в течение длительного времени. Только нам всегда нужно думать, что нас ждет завтра. А будет ли вообще?

Вывод: рационально использовать энергоресурсы.

Все слова в этом кроссворде связны с энергосбережением. Давайте вместе найдем ответы!

Проверьте свои знания, ребята. Посмотрите на доску, кто знает ответ, запишите слово.

Кроссворд

По горизонтали:

По вертикали

  1. Комплекс мероприятий, направленных на сбережение ресурсов (энергосбережение)

Учащиеся отгадали кроссворд, нашли слово энергосбережение, дали ему определение. Пришли к главному выводу этой станции: Сберечь, значит помочь.

Энергосбережение выполняется по принципу:

Знай: Рациональнее использование энергетических ресурсов приводит к уменьшению расходования драгоценных запасов сырья.

Помни: Это не только сэкономленные деньги бюджета вашей семьи, это участие в будущем нашей планеты.

Выполняй: Потребляй, а не распыляя энергию!

Ведь, к сожалению, в современном мире деятельность человека направлена на разрушение, потребление, а люди должны заботиться о сохранении природных ресурсов, изучая и любя природу!

Вывод: Берегите ресурсы – экономьте, здесь и сейчас.

Возможна импровизированная выставка работ и их обсуждение.

Рефлексия.

  • С какой темой мы познакомились сегодня?
  • Что нового вы узнали?
  • Понравился ли вам путешествие по станциям?

Я надеюсь, что настанет время, когда ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ станет стилем жизни! Человек — хозяин природы, и только нам решать, в каком мире мы будем жить.

Предлагаю вам закончить наше занятие словами французского писателя Антуана де Сент -Экзюпери: "Встал поутру, умылся, привел себя в порядок и сразу приведи в порядок свою планету".

Задание на дом: придумать способы сбережения энергии в домашних условиях.

Класс: 8

Тип урока: урок систематизации знаний, применение знаний и умений на практике.

Вид урока: комбинированный, урок изучения нового материала с элементами самостоятельной работы. Урок опирается на уже имеющиеся знания и навыки, содержит новый материал. Новый материал помогает расширить кругозор учащихся.

Продолжительность урока: 40 мин

На данном уроке я старалась создать условия для реализации поставленной цели.

На этом уроке я ставила перед собой следующие задачи: развить навыки энергосбережения, предложить наиболее эффективные способы энергосбережения, развивать умение работать в команде, навыки аргументированного суждения, которые были выполнены в полном объеме.

Результатом стало умение анализировать и оценивать успешность своей деятельности и деятельности своих одноклассников.

Учащиеся также ответили на поставленные вопросы: Что такое энергия? Что вы знали? Что интересного заметили? С чем предстоит разобраться?

Рефлексия показала, что детям было интересно работать на уроке. Я считаю, что поставленные задачи мне удалось реализовать.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

План конспект открытого урока

Подготовила уч.биологии:

Абдусаламова П.Ш.

АННОТАЦИЯ: урок направлен на воспитание экологического сознания у учащихся, привлечь внимание к проблемам использования энергии, экономии энергии и энергоресурсов, охране окружающей среды; предлагаемый материал создаёт мотивацию для сбережения ресурсов и энергии, вовлекает школьников в полезную деятельность по энерго- и ресурсосбережению, стимулирует интерес к научным исследованиям и практическому применению знаний.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: энергосбережение, окружающая среда, энергетика, источники энергии, техника безопасности.

Цели урока : обучающие:

• создать условия для ознакомления учащихся с видами электроприборов, назначением электросчетчика, устройством утюга;

• содействовать развитию умения рассчитывать количество потребленной электроэнергии и её стоимость;

• создать условия для формирования первоначальных умений правильной эксплуатации электроприборов и знания правил техники безопасности при их использовании.

развивающие:

• способствовать развитию у школьников умений выделять главное в изучаемом;

• способствовать развитию аналитического мышления, расширению кругозора;

• формировать умения выполнять операции анализа, синтеза, классификации, способность наблюдать, делать выводы, выделять существенные признаки объекта, выдвигать гипотезы и применять их при решении задач разного уровня.

воспитательные:

• способствовать воспитанию у учащихся экономического мышления;

• развитию самостоятельности и коммуникативности в работе;

• формировать бережное отношение к энергоресурсам и бытовой технике.

- помочь школьникам осознать важность экологии, как науки;

- научить бережно обращаться с ресурсами Земли;

- воспитывать доброжелательное отношение к окружающей среде;

- научить принимать верные решения по вопросам окружающей среды и принимать осмысленные действия.

Тип урока: комбинированный.

Формы ведения урока: диалог, беседа, объяснение.

Формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся : групповая работа, индивидуальная работа, общеклассная работа с текстом.

Вступительное слово учителя.

Заключительная часть в форме вопросов.

1. Вступительное слово учителя.

Здравствуйте! В недалеком прошлом маломощные электростанции, работающие на угле и нефти с трудом, обеспечивали потребности человека. Но и потребности были очень скромные. Естественно и речи не было, что Земля может исчерпать свои ресурсы. Но численность жителей Земли растет в геометрической прогрессии и тем самым увеличивается потребность в энергии. Ученные пытаются решить эту проблему. Международные конференции, научные книги, исследования посвящены поиску дешевых, доступных, экологически безопасных решений.

Вот и сегодня на уроке мы поговорим на эту тему. Как мы понимаем эту проблему, что можем сделать для сохранения богатств нашей планеты?

ІІ. Актуализация опорных знаний и умений учащихся.

1.Скажите, какую роль играет в нашей жизни электрический ток.

2.Какие элементы электрической цепи вам известны?

3.Что такое сопротивление проводника? В каких единицах оно измеряется?

4.Как можно выразить работу электрического тока через мощность и время?

5.Каково общее назначение всех электроприборов?

6.Назовите электроприборы, используемые в быту.

7.Какие светильники установлены в вашей квартире? Постарайтесь определить их виды и назначение. Какими светильниками вы пользуетесь чаще?

8.Что является необходимым условием для работы перечисленных приборов?

9.Какой прибор показывает нам количество израсходованной энергии?

Учитель: Что такое энергетика? (учащиеся отвечают.)

Да, Энергетика - это отрасль хозяйства, охватывающая энергетические ресурсы, выработку, преобразование, передачу и использование различных видов энергии.

А как давно человек начал использовать энергию? (учащиеся отвечают.)

Учитель: Около 500 тыс. лет назад, человек впервые освоил энергию огня- тепловую энергию от сгорания древесины. 10 тыс. лет назад с возникновением земледелия, потребность в энергетических ресурсах возросла, и человек стал строить мельницы, работающие на энергии воды и ветра.

Но с ростом промышленного производства и увеличения численности населения Земли, человек строит теплоэлектростанции, работающие на основе каменного угля, нефти и природного газа. Широко осваивается энергия рек- гидроэлектростанции. В конце 20 века освоена атомная энергия, но и это уже не удовлетворяет потребности человека. Но есть и нетрадиционные источники энергии-ветроэлектростанции (используется ветер, заставляющий вращаться турбины и таким образом производит электричество), гелиолектростанции- энергия солнца, геотермальные( пар от воды, нагретый глубоко в Земле, используется для того чтобы повернуть турбины, подключенные к
электрическим генераторам.) Человек пытается использовать энергию приливов и отливов, морских течений, жидкого водорода, синтетического топлива.

Но как обстоят экологические проблемы при использовании тех или иных источников для получения энергии? (учащиеся отвечают)

Учитель: Использование тепловой энергии приоритетна. Но! Еще Д.И. Менделеев говорил, что использование нефти это все равно что сжигать деньги в печи, хотя нефть в чистом виде не используется, а только мазут- продукт её переработки. И ещё при сжигании любого топлива расходуется большое количество кислорода и выделяется углекислый газ в таком количестве, что приводит к экологической проблеме- создаётся “ парниковый эффект”. Это приводит к потеплению климата и как последствия наводнения

(нам хорошо знакомы стихийные бедствия в Европе.) При сгорании топлива загрязняется окружающая среда, это приносит вред животным (они либо покидают свои места, либо гибнут, либо происходит мутации в развитии), изменяется качество питьевой воды, чрезмерное цветение и зарастание водоемов. Это приводит к экологическим катастрофам. Продолжаться так, конечно, до бесконечности не может. Нужна альтернатива, и мы с вами знаем, что тепловые ресурсы небесконечны.

Назовите исчерпаемые и неисчерпаемые источники энергии . (ребята отвечают.)

Расчет стоимости потребленной электроэнергии.

Пример 1. Имеется электрическая лампа, рассчитанная на ток мощностью 100 Вт. Ежедневно лампа горит в течение 6 часов. Найти работу тока за один месяц (30 дней) и стоимость израсходованной энергии при тарифе 2,45 гривны за 1 кВт*ч.

Использование энергосберегающих технологий в быту.

- Зависит ли расход электроэнергии от времени года?

- Ребята, а надо ли нам с вами рационально и бережно относиться к электроэнергии? Создание проблемной ситуации

- Какие пути экономии электроэнергии вы можете предложить?

• не включать осветительные и электронагревательные приборы без надобности;

• используйте экономичный режим работы бытовых электроприборов (стиральных машин, электроплит, пылесосов);

• уходя из квартиры, убедитесь, что все электроприборы выключены (это правило одновременно является и правилом противопожарной безопасности).

В зависимости от назначения электроприборы условно разделяют на следующие группы:

• Для приготовления пищи (плиты, миксеры, овощерезки, соковыжималки, кофеварки, тостеры, блендеры и т.д.);

• Нагрева жидкости (чайники, самовары, кипятильники, водонагреватели);

• Дополнительного обогрева и вентиляции помещений (радиаторы, камины, конвекторы, вентиляторы, кондиционеры);

• Личной гигиены (утюги, фены, грелки);

• Проведения досуга (музыкальные центры, магнитофоны, телевизоры);

• Бытовая техника (стиральные машины, холодильники, пылесосы);

• Средства связи (телефоны, радиотелефоны);

• Электроинструменты (паяльники, выжигатели, глянцеватели, дрели и т.д.).

Каждый электроприбор имеет технический паспорт, в котором указывается напряжение, мощность, номер стандарта, год выпуска, название изготовителя, который находится на корпусе прибора в виде таблички, а также инструкцию по применению, где указаны правила эксплуатации, особенности ухода за прибором, возможные неисправности и причины их устранения, гарантийные обязательства.

Учитель: Исчерпаемые источники энергии — это нефть, газ, уголь, уран. То, что они могут иссякнуть это одна проблема, но отходы этих станций смертельно опасны для человека.

Неисчерпаемые источники энергии — это энергия биомассы, ветра, солнца, морских волн и течений, тепло земли. Последствия использования этих источников не так опасны для человека и практически неиссякаемы.

К каким последствиям может привести авария на АЭС? (ученики отвечают).

Учитель: Даже без аварии вокруг реактора наблюдается радиоактивный фон, что приводит к генным мутациям и онкологическим заболеваниям.

Но так ли безвредно использование ветра, солнца и воды? (ребята отвечают)

Учитель : При очень многих плюсов есть минусы. Зависимость ветроэлектростанций от погоды и создается шумовое загрязнение. Уходят животные, что нарушает экологический баланс в данной местности.

Человек чувствует угнетенное состояние. И при всем этом мощность таких станций невелика. В Германии созданы ветровые парки на южном побережья Ютландского полуострова, и в близи посёлка Куликово Калининградской области. Геотермальная энергия- используется в Исландии, на Камчатке. Но горячая вода обратно никуда не закачивается, это приведет к загрязнению почв и экологическим нарушениям. Солнечных электростанций пока очень мало. Это солнечные установки, которые улавливают и преобразуют энергию солнца. Но это зависимость от климатических условий и очень дорого. Такой
вид энергии используется в Бразилии, Калифорнии на крышах многоэтажек.

Можно ли как-то изменить ситуацию? (ребята отвечают)

Учитель: Самое главное научится экономить энергию. Элементарно экономить электричество в наших квартирах, проводить теплоизоляцию окон для большего сохранения тепла. Эффективное использование энергетических ресурсов, соблюдения требований к охране природы чтобы не
нарушался экологический баланс в природе, сократить расходование ресурсов. Установить средства регулирование потребление энергоресурсов (включатели и выключатели.)

3. Заключительная часть.

Как сохранить тепло в домах? (провести теплоизоляцию окон.)

Существует ли вечный источник энергии? ( да, в местах постоянного активного Солнца-
пустыня Сахара.)

Что такое энергетика? (топливно -энергетический комплекс, который охватывает передачу, преобразование и использование разных видов энергии и энергетических ресурсов)

Что такое энергосбережение? (экономия энергии.)

Основные способы энергосбережения в квартирах? сократить расход энергии в пустую.)

Исчерпаемые и неисчерпаемые источники энергии. (нефть, газ, уголь -исчерпаемы, неисчерпаемые -ветер, солнце)

V. Закрепление новых знаний и умений учащихся (рефлексия).

1.Первой группе составить правила техники безопасности, используя частицу НЕ, вторая группа составляет на основании правил безопасности 1 группы без использования частицы не, т. е. объясняет, как необходимо поступить в той или иной ситуации.

Учитель: Сформулируйте итог нашей беседы . (дети отвечают)

Беречь энергию, сохранять окружающую среду и как будущие поколение искать альтернативные
пути решения проблемы.

Учитель: Самое главное научится экономить энергию. Элементарно экономить электричество в наших квартирах, проводить теплоизоляцию окон для большего сохранения тепла. Эффективное использование энергетических ресурсов., соблюдения требований к охране природы чтобы не нарушался экологический баланс в природе, сократить расходование ресурсов. Установить средства регулирование потребление энергоресурсов (включатели и выключатели.)

VII. Домашнее задание: рассчитать потребление электроэнергии в вашем доме за неделю.

Учитель : Ребята, сегодня у нас не совсем обычный классный час. Мы совершим небольшое путешествие в … квартиры. Да-да, я не ошиблась! Именно в ваши квартиры. У меня даже есть карта путешествия.

/На доске схема-план двухкомнатной квартиры/


Учитель: Посмотрим, как хорошо вы знаете свой дом? Настоящие ли вы хозяева в доме? Мы живем в благоустроенных квартирах, с комфортом, всю тяжелую работу делают машины. Какие это машины?

Дети: Пылесос, стиральная машина, электрическая плита, фен,…

/Учитель прикрепляет картинки на доску/





Учитель : Благодаря чему они совершают свою работу, вы узнаете из загадки:

К дальним селам, городам

Кто идет по проводам?


Это. ( электричество )

Электричество приносит нам большую пользу. Оно вырабатывает энергию. Как вы себе представляете, что такое энергия? (Ответы детей)

Энергия - это сила, приводящая предметы в движение. То есть энергия необходима для того, чтобы начать какое-либо движение, ускорить перемещение, что-то поднять, нагреть, осветить.

Само слово “ЭНЕРГИЯ” - какое-то на первый взгляд нематериальное. Не увидеть, не потрогать! Однако ничто вокруг нас не совершается без участия этой самой энергии.

Человек изобрел много способов, чтобы заставить механические устройства делать полезную работу с помощью энергии: в домах воду на верхние этажи поднимают насосы водонапорных станций, которые потребляют энергию; согревают дома - теплоэлектроцентрали, для работы которых тоже требуется энергия; не говоря уже об освещении квартир; о работе разнообразнейших электроприборов: пылесосов, холодильников, телевизоров и др.; даже перевозят горожан на работу и с работы - машины, двигатели которых также нуждаются в этом ресурсе.

Давайте представим, что квартира осталась без энергии, которую она получает в виде газа, электричества и горячей воды. Что мы будем делать? (Ответы детей)

Нам так хочется жить с комфортом! Но за комфорт приходится расплачиваться гибелью лесов и затоплением городов! Это очень серьезная проблема. Но практически из любой проблемы можно найти выход.

Сегодня мы с вами попробуем найти самые простые решения, которые помогут сберечь энергию. Что же такое энергосбережение? Как вы это понимаете? (Ответы детей)

Энергосбережение - это не только сэкономленные деньги семейного бюджета, это и забота о тех, кому предстоит жить после нас на планете Земля, это забота о НАШИХ ДЕТЯХ. И одно из таких решений - это научиться использовать энергию, находящуюся в нашем распоряжении, настолько эффективно и безопасно по отношению к окружающей среде, насколько это возможно.

Как же стать хозяином в доме? Научиться бережливому использованию энергии?


В этом нам поможет всезнающий Электроэнергошка


Энергосбережение в квартирах достигается меньшими нормами расхода воды и электричества.

Учитель : Итак, путешествие по дому мы начнем с ванной комнаты.

На доске картинка с изображением крана, из крана льется вода


Воду, водицу, водичку мы любим,

Кран повернём - и литрами губим.

Знай, экономя водицу-сестрицу,

Ты дашь возможность потомкам напиться.


Вода из крана течет быстро. За минуту из открытого крана вытекает 12-20 литров бесценной пресной воды! А ведь экономия воды - это всего лишь дело привычки.

Учитель : Как мы можем экономить воду? (Ответы детей). Давайте попробуем сформулировать правила хорошего хозяина:


Закрывайте кран, пока чистите зубы или пользуйтесь стаканом для полоскания рта.

Мойте посуду не под текущей струей воды, а в раковине, закрыв отверстие пробкой.

А главное - не забывайте выключать воду!


Три простых правила - и за год сможете сэкономить целое озеро диаметром 200 метров и глубиной 2 метра. Кроме этого, вы экономите химикаты, которые используются для очистки воды, и энергию, которая используется на ее нагрев и перекачку.

Вот этот предмет

К потолку повесили,

Стало в доме весело.

Она снаружи вроде груша,

Висит без дела днем,

А ночью освещает дом. ( Лампочка )


Ребята, как вы думаете, почему днем лампочка висит без дела? (Ответы детей)


Лампа сутки погорит,

Сто кило угля спалит!

Если светит зря она,

Где ж экономия сырья?

Учитель : Что мы можем сделать, чтобы лампа зря не светила? (Ответы детей)


Средний расход электроэнергии на освещение квартиры составляет примерно 1 кВт/ч. Но и этот расход можно сократить за счет периодического протирания лампочек: хорошо протертая лампочка светит на 10 - 15% ярче грязной, запыленной. И еще - реже пользуйтесь верхним светом. 60 Вт в настольной лампе вполне заменят Вам 200 Вт под потолком.

Учитель : Из ванной комнаты мы отправимся на кухню. Здесь очень много вещей требующих нашего внимания.

Полюс северный внутри!

Там сверкает снег и лед,

Там сама зима живет. ( Холодильник )


На доске картинка с изображением холодильника

Учитель: Для чего нам нужен холодильник? (Ответы детей)

Взял, да сам и отключился.

“ Работать трудно, - говорит,

Если толстый лёд висит”.

Учитель : Как мы с вами можем помочь холодильнику? (Ответы детей). Послушайте, что нам расскажет Электроша.


Оптимальным местом для холодильника на кухне является самое прохладное место. При наружной температуре 20 градусов холодильник расходует на 6% меньше энергии. Так что, не стоит ставить холодильник вблизи батареи или других отопительных приборов. Крайне отрицательно на работе холодильника сказывается и большая “шуба” в морозильнике. Поэтому помогите взрослым, не поленитесь его лишний раз оттаять. От этого он будет экономичней.

Учитель : Ну а эта вещь на кухне просто незаменима. Кто в доме хозяин и умеет экономно пользоваться плитой? (Ответы детей)

На доске картинка с изображением электрической плиты



Предложу один секрет

Экономный дам рецепт:

Печь включи. Закипит

Отключи и чуть-чуть повремени.

Медленно еда кипит,

На одной кухонной утвари можно сэкономить сотни киловатт-часов энергии. Достаточно лишь, чтобы кастрюля чуть перекрывала конфорку электроплиты и плотно прилегала к ней. Кастрюли с выпуклым или вогнутым дном, а также кастрюли с толстым слоем накипи расточают 50% электричества, а заодно примерно столько же времени.

Учитель : А вот еще два жителя кухни.

Из горячего колодца

Через нос водица льется. ( Чайник)


Кто любит пить чай? Значит, чайником пользоваться умеете. (Ответы детей)

Тогда для чего на кухне используют термос? В походе понятно: нет рядом плиты, электрического чайника и костер не всегда возможно развести. (Ответы детей)


/На доске картинка с изображением термоса/

Термос нас не удивит,

Он водичку нам хранит

Ко всему пригодную.

Учитель: Посчитайте, сколько раз за день кипятите воду? А сколько из вскипяченной воды используете? (Ответы детей)


Наверняка, стакана 2-3, а остальная вода остывает себе в чайнике. А что, если эту воду взять и залить в термос? Тогда не придется тратить время на кипячение каждый раз, когда захочешь выпить чаю, да еще и сэкономишь энергию.

Учитель : Продолжим путешествие. Но что такое, по пути мы встречаем еще две вещи необходимые в доме.

Пройдусь слегка горячим я,

И гладкой станет простыня.

И навести на брюках стрелки. ( Утюг )

Кто помогает дома родителем гладить белье? Расскажите, как вы это делаете. (Ответы детей)

На доске картинка с изображением утюга



И сказали утюги:

Мы хозяйкам не враги!

Как погладишь пиджачок,

Отключи свой утюжок,

А остатками тепла

Мы отутюжим все шелка.


Экономить электроэнергию можно даже при глажении. Для этого надо помнить, что слишком сухое и слишком влажное белье приходится гладить дольше, а значит, и больше расход энергии. И еще одна “мелочь”: утюг можно выключать за несколько минут до конца работы; на это время вполне хватит остаточного тепла.

Учитель: Эта вещь девочкам знакома точно.


На доске картинка с изображением фена

Фен пыхтит, шумит, гудит,

Угодить он всем желает.

А ты под солнцем голову просуши,

Пусть фен лучше отдыхает.

Учитель : Ребята, как вы думаете, почему лучше волосы сушить естественным способом? (Ответы детей)


Горячий воздух, исходящий из фена, не очень-то хорошо влияет на волосы: он делает их сухими и ломкими. Может, лучше, если некуда спешить, просушить волосы под солнцем? Так сохранишь здоровье своих волос и несколько киловатт электроэнергии.

Учитель : Сейчас - зима. А мы с вами путешествуем по теплой квартире. Так вот

Чтоб холодная зима

Не прокралась к нам в дома,

Вы окошки утеплите

И в тепле себе живите!

Но бывает, в зимний период мы жалуемся на холод в наших квартирах и виним в том организации, обеспечивающие нас теплоэнергией. А все ли мы сами сделали, чтобы сохранить в наших домах драгоценное тепло? (Ответы детей) Как мы можем сохранить тепло в наших домах? (Ответы детей)


На доске картинка с изображением девочки; она плотно закрывает окна

Учитель : А вот для вас небольшой тест :

Осенью вы утеплили в доме все окна, балконы и двери?

Вы не забываете закрывать двери в подъезде?

Вы не держите форточки постоянно открытыми?

На ночь вы закрываете занавески, что бы удержать дополнительно тепло?

У вас в квартире правильно расставлена мебель: вы отставили от батареи диван и стол, чтобы тепло свободно проходило в нашу квартиру?


Раз вы ответили утвердительно, значит вам удалось сократить затраты на отопление квартиры примерно на 5-10%. Для тех же, кто хоть раз ответил "нет", этот тест послужит руководством к действию.

Учитель : Ребята, мы долго можем путешествовать по своей квартире. Мы побывали на кухне и ванной комнате. Не были ни в гостиной, ни в детской комнате. Но я вам предлагаю на этом закончить наше путешествие и приступить к выполнению творческой работы: создать книгу

Я думаю, что дело не в названии, а в содержании. Сегодня на классном часе мы поняли главное: мы должны экономить энергию, не только дома, но и в школе, чтобы запасов горючих полезных ископаемых хватило на более долгий срок. Вы теперь знаете ответы на вопросы: Как же стать хозяином в доме? Научиться бережливому использованию энергии? (Ответы детей)


Знай, что нужно экономить

Воду, уголь, газ и нефть

Если будешь это делать,

Хватит их на много лет.


Используя природные ресурсы, задумывайтесь о том, что будет завтра. А будет ли вообще это “ЗАВТРА”? Сегодня наша планета стоит на пороге экологической катастрофы и наиболее грозный предвестник ее - парниковый эффект. Он вызван увеличением содержания в атмосфере углекислого газа, который образуется в огромных количествах при сжигании топлива. Того самого топлива, которое используется для обеспечения наших квартир светом, теплом и водой. Значит, судьба нашей планеты зависит от каждого из нас, от всего человечества, а вернее, от того, сколько мы потребляем природных ресурсов!

Классный час заканчивается “включением” детей в проектную деятельность: создание книги “Как стать хозяином в доме”


Как энергию сберечь?


Замени лампы накаливания на энергосберегающие.

Они в 5 раз сокращают потребление электроэнергии.


Энергосберегающая лампа


Обычная лампа накаливания

Включай телевизор или компьютер тогда, когда действительно собираешься им воспользоваться. Принтер включай не одновременно с компьютером, а только в том случае, если надо что-то распечатать.

Ставь холодильник подальше от батареи или других отопительных приборов. Не забывай его вовремя размораживать.

Выключай утюг за несколько минут до окончания работы.

Пользуйся феном только в случае крайней необходимости. Так сохранишь здоровье своих волос и несколько кВт электроэнергии.

Не забывай выключать воду! Это поможет сэкономить не только воду, но и электричество.

Читайте также: