Конспект урока по экологии по технологии

Обновлено: 05.07.2024

Оценить 597 0

Аннотация к уроку технология в 4 классе.

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: научить сделать плакат при помощи оригами.

Задачи урока:

1. Предметные:

- повторить основные правила работы на уроке;

- учить организовывать рабочее место;

- учить работать с различными материалами.

2. Метапредметные:

Познавательные:

создать условия для развития умения анализировать сравнивать выделять главное;

формировать умения формулировать ответ на вопросы учителя.

Регулятивные:

содействовать развитию самоконтроля, самооценки.

Коммуникативные:

содействовать развитию у детей навыки делового партнёрского общения..

Личностные:

развивать творческое воображение и фантазию.

воспитывать любовь к природе, чувство ответственности

Форма организации деятельности детей: групповая.

Оборудование: проектор, интерактивная доска, презентация.

Инструменты и материалы:

Шаблоны круга, силуэт человека (или детей) белого цвета (можно распечатать на цветных листах для принтера).

Картон голубого или синего цвета, цветная бумага: коричневая, жёлтая, зелёная.

Ножницы, клей, простой карандаш, ластик, фломастеры, цветные карандаши.

Учитель. - Добрый день, мои юные мастера! Давайте подарим свои улыбки друг другу!

- Каким вы хотите видеть сегодняшний урок?

-Надеюсь, что урок будет для вас полезен. Послушайте, пожалуйста, стихотворение Евгения Евтушенко.

Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя!

Евгений Евтушенко

- О чём говорится в стихотворении? (Ответы учащихся)

- (В стихотворении говорится о том, что мы должны беречь нашу природу, нашу планету.

- Вы, наверное, догадались, о чём будет идти речь на нашем уроке? (Ответы учащихся).

- О бережном отношении природы (планеты).

Учитель.- Как прекрасна наша Земля! Её природа – источник здоровья, радости и красоты для человека! Человек использует богатства природы, приспосабливает их к своим нуждам. Необдуманно вмешиваясь в жизнь природы, легко нарушить её красоту.

Вы уже знаете, что вода, воздух, солнце оказывают влияние на наше здоровье. Ведь человек – часть природы, а это означает, что он связан с окружающим миром тысячами невидимых нитей. Все мы (люди, звери, птицы, растения, микроорганизмы) живём на планете Земля. Это наш общий дом. Всем нам надо дышать, есть, пить, где-то жить. За многие тысячи и даже миллионы лет все виды животных и растений приспособились друг к другу и окружающей их природе. И в природе установилось равновесие. Как на весах, когда на обеих чашах одинаковые гирьки. Равновесие это сохраняется до тех пор, пока не нарушаются природные законы.

Учитель.Есть четыре закона экологии. Их сформулировал американский учёный Барри Коммонер. Послушайте! (4 ученика читают законы экологии)

Ничто не исчезает бесследно, в том числе и мусор, который закапывают или сжигают. Из одного вещества возникает другое, при этом отравляется воздух, меняется климат, болеют люди.

Всё, что мы выиграли, взяв у природы, она заберёт у нас другими путями. Уничтожили воробьёв – вредители съели весь урожай, отстреляли хищных птиц – исчезли куропатки. За всё приходится платить.

Учитель. - Мы должны помнить, природа очень жестоко наказывает тех, кто не выполняет её законов.

- Что нужно сделать, чтобы сохранить природу? (Ответы учащихся).

- А, что лично каждый из вас сделал на уроке, чтобы природа вокруг нас стала ещё красивее? (Ответы учащихся).

- Если у вас возникнет интересная мысль, идея, догадка, воспользуйтесь этим сигналом.

- На уроке нас ждут открытия. Какие они будут большие или маленькие? У каждого они будут свои. За работу!

-Прочитайте слова: Мастер, мастерица, мастерская, мастерить, мастерство.

- Как назвать, одним словом эту группу слов?

- Почему слово мастерская я выделила?

- А кем будете вы?

- Кого называют мастерами, мастерицами?

- Что мы с вами будем делать?

Работа в группах. - Сегодня работаем в группах. Старайтесь составлять

свои экологические плакаты так, в которых бы отражалась охрана природных богатств и правила нахождения в природе человека. А для этого повторим правила безопасной работы с ножницами.

Правила безопасной работы с ножницами. (Повторение).

1.Соблюдай порядок на своём рабочем месте.
2.Перед работой проверь исправность инструментов.
3.Работай только исправными инструментами.
4.Работай ножницами только на своём рабочем месте.
5.Следи за движением лезвий во время работы.

6.Ножницы клади кольцами к себе.

7.Подавай ножницы кольцами вперёд.
8.Не оставляй ножницы открытыми.
9.Не играй с ножницами, не подноси ножницы к лицу.
10.Используй ножницы по назначению.

Учитель.- Давайте сделаем план, о том, как мы будем работать на уроке. (Коллективное составление плана работы на доске).

План.
1.Приготовление оригами при помощи схем.

2.Приклеивание оригами на плакате.

-Теперь, когда наша тема рассмотрена с разных сторон, приступим к практическому ее воплощению.

Практическая работа учащихся.

Выставка работ.

- Поднимите руки, кто почувствовал себя мастером?

- Что вы делили с удовольствием?

- Что вам понравилось?

- Что было трудным?

- Какие открытия вы для себя сделали?

(Заранее подготовленные учащиеся)

Первый ученик. – Давайте вспомним слова Михаила Михайловича Пришвина! «Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни…

Второй ученик. Для рыбы нужна чистая вода — будем охранять наши водоёмы. В лесах, степях, горах разные ценные животные — будем охранять наши леса, степи, горы.

Третий ученик. Рыбе — вода, птице — воздух, зверю — лес, степь, горы. А человеку нужна Родина.

Учитель. - Ребята, я хочу вам напомнить слова А. Барто: " Я сорвал цветок - и он завял, я поймал жука - и он умер у меня на ладони. Я посадил птицу в клетку - и она погибла в неволе. И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем". Ребята, что значит, по-вашему, "прикоснуться к красоте природы сердцем"? (Радоваться всему живому; улыбаться бабочкам и цветам; знать, что это нужно беречь, любить; ощутить эту красоту).

Учитель. – Вот и подошёл к концу наш урок. Лебедь – это символ чистоты. Он живет только на чистых озерах. Лебеди одухотворяют ещё и духовную чистоту. Недаром все народы почитают лебедей как символ духовности, нравственности, искренности, счастья. Если эти птицы поселятся рядом с нами – это будет свидетельством высокой экологической культуры. Я хочу подарить вам лебедей, будем вместе повышать экологическую культуру.

Заключение. Самоанализ урока.

Урок составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта и направлен на развитие учащихся, формирование универсальных учебных действий.

Список использованных источников:

2.Кулинич Г.Г. , Сценарии общешкольных и клубных мероприятий:

1-4 классы . – М.: ВАКО, 2006.

3. Рянжин С.В. Экологическй бульвар. СП6 . 2000



Тип урока: Урок объяснение нового материала с элементами проектной

Образовательные:
* дать начальное представление об интерьере дома, о кухне, столовой;
* познакомить с видами кухонь, требованиями, предъявляемыми к ним;
* правилами зонирования

Воспитательные:
* дом, в котором мы живём, воспитывать интерес познавательной потребности, * формирование эстетических взглядов и вкусов, инициативы

Развивающие:
* развивать эстетический вкус учащихся; самостоятельность, творчество, мыслительные операции – сравнение, классификация

Пути решения.
* Проводится урок изучения нового материала.
* Для достижения цели и решения поставленных задач данный урок проводится в мастерской с использованием мультимедийной установки.

* В рабочих тетрадях учащиеся конспектируют новый материал.

Планируемый результат:
* Учащиеся должны знать и понимать, что такое дом, интерьер, кухня.

* Знать виды кухонь, их различия, требования, предъявляемые к кухне (столовой); правила размещения мебели и оборудования на кухне.

* Оборудование: мультимедийная установка. Конспект урока.

Словарь: ДОМ, ИНТЕРЬЕР, КУХНЯ, ОБОРУДОВАНИЕ, ЗОНИРОВАНИЕ

1. 1. Организационный момент (2 мин.)

- контроль посещаемости;
- проверка подготовки учащихся к уроку (наличие рабочей тетради, ручки, карандаша и линейки); - вводный инструктаж по охране труда

III. Изучение нового материала (15 мин.)

1. Актуализация опорных знаний
(проводится в форме беседы)

Задаются вопросы, на которые учащиеся дают свои ответы

Попробуем выяснить, что такое дом? (это место, куда человек стремится вернуть- ся, где бы он ни находился; это место где живут люди и др.).

Разделяется ли пространство в доме, если да, то на какие? (зонирование – разделение пространства на отдельные зоны: функциональная зона - отдельный участок помеще- ния, где проводятся определённые жизненные процессы: питание, сон, занятия и др.)

Как называется место в квартире для приёма пищи и её приготовления? (функцио- нальная зона, кухня, столовая)

2. Знакомство с новым материалом:

Проходит в форме мультимедийной презентации, сопровождаемой разъяснениями учителя об элементах создания интерьера.

По ходу презентации учащиеся ведут записи в тетради:

1) интерьер – это …;

3) виды кухонь: … (можно не записывать);

4) требования, предъявляемые к кухне, столовой: …;

5) правила размещения мебели и оборудования на кухне, которые предлагают специалисты: …;

6) виды размещения (можно не записывать).

Интерьер – это архитектурное и художественное оформление пространства, помещения, его устройство, убранство.
Неповторимый интерьер кухни можно создать с помощью:
- занавеси (как отправная точка);
- покрытие столов;
- изделий декоративно-прикладного творчества (разделочные доски или прихват- ки, декоративные тарелки, настенные панно и др.); - комнатных растений и т.д.

Кухня – это помещение, которое используют для хранения и обработки про- дуктов, приготовления и приёма пищи.

В современных квартирах кухня одновременно служит и столовой.
Самое главное условие кухни – достаточная площадь помещения (7-9 м²). В та- ком случае кухню можно разделить на две зоны:
- зону для приготовления пищи и столовую.

Рабочие кухни различают в зависимости от:
- назначения;
- оборудования и
- использования.

Виды кухонь:
- рабочая кухня (малая площадь помещения, служит только для приготовления пищи и выполнения хозяйственных работ);
- кухня-столовая (разделение на две зоны);
- кухня-ниша (малая площадь помещения, является частью комнаты).

Рабочая кухня ---- Кухня-ниша ---- Кухня-столовая

Требования, предъявляемые к кухне - столовой:

1. Оборудование кухни должно занимать как можно меньше места, что позво- лит свободно передвигаться по кухне и увеличить используемое пространство.

2. Оборудование и мебель должны быть установлены так, чтобы экономить силы комфортные условия пребывания на кухне.

3. Потолок, стены и пол должны гармонично сочетаться с цветом мебели и обо- рудования.

4. Освещение кухни, столовой должно быть достаточным для выполнения раз- личных работ. Зону приготовления пищи, желательно, оборудовать дополни- тельным освещением.

5. Помещение оборудуют вентиляцией, воздухоочистителем, комнатными рас- тениями для того, чтобы воздух был всегда чистым.

Пример: Плита занимает в кухне центральное место. Но прежде, чем ею воспользоваться, нужно сделать многих других дел:

* соответствующим образом обработать.

Размещение мебели на кухне
(предложение специалистов – слева направо)
Размещение мебели и оборудования на кухне зависит от: размеров кухни; её планировки. Правила размещения мебели и оборудования на кухне, которые предлагают специалисты:

1. Предметы мебели и оборудования на кухне, столовой располагаются вплотную друг к другу в целях экономии места;

2. Рабочий стол удобно располагается между мойкой и плитой;

3. Мойка обычно встраивается в шкаф, где хранятся;

4. Предназначенные для чистки и уборки, моющие средства;

5. Над мойкой подвешивается шкаф-сушилка для чистой посуды;

6. Настенные шкафы навешиваются над рабочими столами соответствующих размеров и используются для хранения сухих бакалейных продуктов и мелкой кухонной и столовой посуды;

7. Над плитой располагается электроочиститель воздуха, поглощающий жир, сажу, пыль, устраняющий запахи;

8. Холодильник или морозильная камера устанавливается вблизи рабоче- го стола, но достаточно далеко от плиты и других источников тепла.

- П-образное (вдоль трёх стен).

После просмотра презентации делаем акцент на терминологии (дом, интерьер, ещё раз обсуждаем основные моменты на примере домашнего интерьера.

IV. Проверка усвоения новых знаний (5-7 мин.)

Для проверки усвоения новых знаний и их закрепления учащимся предла- гается выполнить небольшие тестовые задания по теме, но можно предложить им самим составить задания в виде тестов, кроссвордов (приложение 2,3).

V. Физкультминутка (1-2 мин.) Может проводиться как учащимися, так и педагогом.

VI. Анализ и подведение итога урока (5 мин.)

Проверка выполненных работ и их оценивание проходит в следующей форме:

Зачитываются правильные ответы для всего класса, учащиеся сами отме- чают свои ошибки (если они имеются) и в соответствии с ними проставля- ют себе оценки (учитель может сам проверить каждую работу, если сочтёт это не обходимым).

Анализ урока: вместе с учащимися ещё раз возвращаемся к цели и задачам; обсуждаем, всё ли получилось в соответствии с ними.

VII. Домашнее задание (5 мин.)
Дома учащиеся должны просмотреть записи, сделанные в тетради, и выполнить эскиз кухни.

VIII. Уборка рабочих мест и кабинета (2 мин.)

Список литературы,

используемой для подготовки урока по данной теме:

1. Гурова А.С. Ваш дом. 5-е изд. Киев, 1988.

4. Манучарова Н.Д. Интерьер жилища. 2-е изд. Киев, 1986.

Цель : Определить значение воды и воздуха в жизни человека.

Развивающие задачи: Развивать естественное любопытство, наблюдательность и интерес к исследованию с объектами неживой природы (с воздухом и водой).

Воспитательные задачи : Воспитывать стремление узнавать новое, способствовать совместному участию мальчиков и девочек в познавательной деятельности.

Оборудование : Пластиковые стаканчики (70 и 200 мл., трубочки, вода, веера, пакеты пищевые, камешки, молоко, сок, песок, соль, лимон.

Ход занятия:

(дети сидят за столами)

-Сегодня мы с вами будем учеными и проведем опыты с предметами неживой природы. Скажите, а что относится к объектам неживой природы и живой природы.

Живая природа - это то, что растет, питается, размножается (животные и растения).

Неживая природа - воздух, вода, камни, земля, горы.

- Сегодня мы с вами поговорим о таких объектах неживой

природы, как вода и воздух.

Он прозрачен, невидим,

Но всем нам необходим.

И куда мы ни пойдем,

Мы везде его найдем! (воздух)

- Для чего нужен воздух? (Попробуйте закрыть нос и рот, что вы ощущаете? Человек дышит воздухом.)

- Мы видим воздух? (нет)

Значит, он какой? (невидимый, прозрачный)

- А хотите увидеть воздух? Предлагаю провести опыт:

возьмите трубочки и опустите их в стакан с водой,

подуйте. Опишите, что происходит. Выходят пузырьки - это и есть

воздух.

-Мы ощущаем воздух? (нет)

- Потрогайте воздух. А теперь подуйте на ладошку. Что

чувствуете? Теперь подышите.

Какой вывод можем сделать (Воздух может быть холодным и теплым).

-Возьмите веера и помашите перед собой. Что вы чувствуете?

(Ветерок дует). А откуда он взялся, что это за ветерок? (Это воздух двигается).

- Скажите, а у воздуха есть запах? (Запаха у воздуха нет).

Опыт: предложить детям понюхать лимон прикрытый салфеткой.

-Как вы думаете, это пахнет воздух, или запах идет из - под салфетки.

Вывод: воздух не имеет запаха, запах передается по воздуху.

Дует ветер с высоты,

Гнутся травы и цветы (руки вверх, наклоны).

Вправо-влево, влево - вправо

Клонятся цветы и травы (руки па пояс, наклоны).

А теперь давайте вместе

Все попрыгаем на месте (прыжки на - обеих ногах).

Выше! Веселей! Вот так!

Переходим все на шаг (ходьба на месте).

Вот и кончилась игра,

Отдохнуть нам всем пора

Продолжаем занятие.

-Если пахнет дымом или газом, это значит, что воздух загрязнен. Немедленно необходимо сообщить об этом взрослым.

-Попробуйте воздух поймать?

-Давайте возьмем пакеты и попробуем поймать воздух. Потом

-Почему пакеты стали большие, раздулись (внутри пакета воздух)

-Давайте подбросим пакеты. Почему они так легко

взлетают? (Потому что легкие)

Вывод : значит воздух какой? (легкий)

Дети читают стихи о воздухе.

-А теперь поговорим о другом объекте неживой природы, отгадайте загадку, и вы узнаете, о чем будем беседовать.

Меня пьют, меня льют,

Всем нужна я, кто я такая? (вода)

-Верно, это вода Скажите мне ребята, кому нужна вода? (людям, животным, растениям)

-А зачем нужна вода людям? (пить,мыться, стирать, купаться, готовить еду и т. д.)

-Может ли человек прожить без воды? Почему? (ответы детей)

-Ребята, посмотрите, на столе у меня два стакана (с водой и молоком). Определите в каком стакане вода. (Дети показывают)

-Как вы догадались.

-Вода прозрачная, а молоко нет.

-А давайте мы с вами посмотрим, правда это или нет?

-Давайте положим в стаканчик с водой камушки. Видно их?

-А теперь такие же камушки положим в стаканчик с молоком. Видно их?

-Вот мы с вами и убедились, что вода действительно прозрачная.

- Скажите,пожалуйста, какого цвета вода?

-У меня есть разноцветные полоски. Я буду опускать в воду эти полоски по очереди, а вы будете наблюдать, с цветом какой полоски совпадет цвет воды.

Вывод: вода бесцветная

-А теперь давайте узнаем, есть ли вкус у воды?

-Возьмите трубочки и попробуйте сок. Сок вкусный? Какой у него вкус.

-Правильно, сок сладкий. А теперь попробуйте воду. Какая вода на вкус?

-Вода безвкусная!

-А вот теперь посмотрите, что будет, если я в чистую воду добавлю сок лимона. Попробуйте теперь воду. Какая стала вода?

-Правильно, вода стала кислой. Чистая вода безвкусная, а если в нее добавить какое-нибудь вещество, то вода приобретет вкус того, что в нее положили, (соль - соленая, сахар - сладкая).

-Ребята, скажите, пожалуйста, чем пахнет вода? Давайте понюхаем воду и узнаем, пахнет вода или нет.

-Правильно, вода ничем не пахнет. А теперь понюхайте воду с лимоном. Есть запах?

-А почему вода с лимоном пахнет?

-Потому что лимон пахнет.

-Да, у лимона есть запах.

Вывод: Чистая вода не имеет запаха, но если в нее добавить вещество обладающее запахом, то у воды появляется запах того, что в нее добавили.

-Ребята, а какие вы еще знаете превращения воды? (в лед,в снег, в пар)

-Когда вода превращается в лед? (на морозе)

-Возьмите по кусочку льда. Посмотрите, что с ним происходит (тает).

-А когда вода превращается в снег? (зимой)

А когда превращается в пар? Где вы видели? (чайник кипит)

Вывод: вода может быть паром, льдом и снегом.

Вода - это то, что всем жизнь нам дает.

Что силы и бодрости нам придает.

Кристально чиста или очень грязна.

В любом состоянье полезна она.

Где водится грязь, там лягушки живут.

Для них лишь в болоте покой и уют.

Для нас же вода должна чистою быть,

Что б мы не боялись и мыться, и пить.

Не менее, впрочем, полезна вода,

Которая в виде замерзшего льда.

Она охлаждает, морозит, бодрит.

И в зной нам прохладу и радость дарит.

Давайте же воду все будем беречь.

От трат неразумных ее всё стеречь.

Иначе закончиться может вода,

И жизнь на планете затихнет тогда.

Итог занятия :

-Ребята, вы сегодня молодцы! Проводили опыты с воздухом и водой. Узнали много нового. Я надеюсь, вы будете беречь воздух и воду для нашей планеты Земля.

Войти через uID


Автор разработки: Марчук Елена Григорьевна


Автор разработки: Крюкова Людмила Дмитриевна


Автор разработки: Буздина Александра Васильевна


Автор разработки: Волкова Татьяна Васильевна


Автор разработки: Черная Ольга Петровна


Автор разработки: Оготоева Евдокия Павловна


Автор разработки: Чернова Людмила Александровна


Автор разработки: Захарова Татьяна Евгеньевна


Автор разработки: Яценко Елена Николаевна


Автор разработки: Монгуш Зоя Кулаевна


Автор разработки: Капустина Татьяна Тимофеевна


Автор разработки: Пузина Лариса Александровна


Автор разработки: Волобоева Галина Ильинична


Автор разработки: Ларина Светлана Вячеславовна


Автор разработки: Шапошникова Татьяна Сергеевна


Автор разработки: Королева Татьяна Анатольевна


Автор разработки: Зайцева Наталья Владимировна


Автор разработки: Кривицкая Ирина Владимировна


Автор разработки: Игнатенко Анна Ивановна


Автор разработки: Бычкунова Елена Борисовна


Автор разработки: Симонова Надежда Егоровна


Автор разработки: Алямкина Надежда Ивановна


Автор разработки: Долинский Артур Николаевич


Автор разработки: Долинский Артур Николаевич


Автор разработки: Силакова Е.И.


Автор разработки: Елена Сурначева


Автор разработки: Пугачева Галина Алексеевна


Автор разработки: Лисевич Ольга Николаевна


Автор разработки: Бокова Галина Ивановна

Читайте также: