Конспект урока по чтению работа с текстом

Обновлено: 05.07.2024

Актуальность данной темы обусловлена принципиально новым явлением, вводимым в педагогическую практику стандартами второго поколения. Речь идет о метапредметных результатах, под которыми понимаются освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.

Новый образовательный стандарт предполагает работу в основной школе на всех предметах по формированию и развитию основ читательской компетенции.

Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового. У выпускников будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества. Учащиеся на этапе обучения в основной школе должны усовершенствовать технику чтения и приобрести устойчивый навык осмысленного чтения, а также получить возможность приобрести навык рефлексивного чтения, овладеть различными видами и типами чтения, основными стратегиями чтения текстов разных видов, научиться выбирать стратегию чтения в зависимости от учебной задачи.

В концепции универсальных учебных действий (Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А. и др.) наряду с другими познавательными универсальных действиями выделены действия смыслового чтения. Они нашли отражение в материалах федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в перечне планируемых метапредметных результатов освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования.

Большая группа учебных действий смыслового чтения отражена на рис. 1

Рис. 1. Учебные действия смыслового чтения

Ключевая роль в формировании осмысленного чтения учащихся принадлежит учителям русского языка и литературы, которые через предметное содержание формируют навыки работы с текстом, обучают различным видам активного чтения, но каждый учитель-предметник должен сегодня понимать, что деятельность, связанная с чтением, пронизывает весь процесс обучения и каждый учитель должен научить ученика читать текст по своему предмету.

Перечисленные выше планируемые результаты освоения междисциплинарной учебной программы по формированию смыслового чтения уже сегодня учитываются при разработке контрольных измерительных материалов для проведения государственной аттестации выпускников основной и средней школы.

Смысловое чтение – это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения.

Цель смыслового чтения на уроках русского языка – постижение закономерностей построения, знакомство со стилистическими, фонетическими, морфологическими, синтаксическими и орфографическими ресурсами языка, извлечение информации.

Эти цели достигаются в процессе использования следующих видов деятельности:

- нахождение границ предложений в тексте;

- деление текста на абзацы;

- восстановление деформированного текста;

- собирание текста из фрагментов;

- определение темы, главной мысли, идеи;

- дописывание концовки текста;

- создание текстов разных стилей, разных типов речи.

Сегодня заслуживает особого внимания методика продуктивного чтения, разработанная профессором Н. Н. Светловской, которая в полной мере помогает наладить эффективную работу по формированию навыка смыслового чтения.

Смысловое чтение является метапредметным результатом освоения образовательной программы, а также является универсальным учебным действием.

Технология смыслового чтения включает в себя три этапа работы с текстом.

1 этап: Работа с текстом до чтения.

Цель – развитие антиципации, т. е. умения предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, иллюстрации и группе ключевых слов.

- Прогнозирование содержания текста по названию, эпиграфу.

- Восстановление текста с пропущенными элементами (можно применить при работе с новым материалом)

- Угадывание хода мысли автора при чтении с остановками

Предтекстовые приемы, которые использую перед прочтением текста :

1. Оценка текста.

2. Мозговой штурм

4. Обращение к жизненному опыту.

5. Чтение с остановками.

2 этап: Работа с текстом во время чтения.

Цель – достижение понимания текста на уровне содержания. В своей работе использую такую последовательность действий:

1. Дети самостоятельно читают текст (главу, законченный фрагмент) про себя с установкой проверить свои предположения, которые были сделаны до начала чтения.

2. Чтение вслух по предложениям или небольшим абзацам (2–3 предложения) с комментариями. По ходу чтения учитель задает уточняющие вопросы на понимание, регулярно возвращает детей к их предположениям, как только текст даёт возможность их подтвердить.

3. Такая же работа проводится со следующим законченным фрагментом текста и так до тех пор, пока текст не прочитан до конца.

4. Задается уточняющий вопрос на понимание содержания главы (фрагмента) в целом. Результатом понимания может быть озаглавливание этой части текста.

5. Беседа по содержанию текста в целом, выборочное чтение. Ответ на вопрос: в чем совпали и в чем не совпали первоначальные предположения о теме и содержании текста, развитии событий, о героях?

Приемы, используемые мною при работе с текстом:

1. Чтение с остановками

Данный приём позволяет управлять процессом осмысления текста во время чтения. Текст читается по абзацам, первым всегда читает учитель. Слушающие задают вопросы по содержанию текста, читающий отвечает.

Урок литературы в 6 классе.

Вопросы по 1 абзацу:

- Как зовут мальчиков?

- Где происходило действие?

- Когда произошли описываемые события?

- Изложенное в рассказе – вымысел? И т. п.

2. Прием драматизации.

- Какое решение принимал главный герой рассказа в зависимости от обстоятельств?

4. Моделирование обложки.

5. Составление плана.

7. Составление ментальных карт

8. Диалог с автором.

При анализе текста особое место на уроке занимает активная работа со словом. В данной технологии выделяют 3 вида словарной работы:

- Работа с незнакомыми словами (можно ли понять слово из контекста или нужно воспользоваться словарем) Акцент делается на то, что каждое непонятное слово должно быть препятствием для дальнейшего чтения.

- Работа со словами-образами (тропами). Этот прием использую на уроках изучения лирики. Он активизирует мысль, учит узнавать поэта по его слову, оживляет урок.

Короткая, но …. пора –

Весь день стоит как бы….

Где … серп гулял и падал колос,

Теперь уж пусто все – простор везде,

Лишь паутины …. волос

Блести на …. борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко еще до первых …. бурь –

И льется …. и …. лазурь

А. Вставьте пропущенные эпитеты.

Б. Назовите автора стихотворения.

В. Сверьте свой текст с оригиналом.

Г. Определите настроение, интонацию, характер лексики.

3 этап: Работа с текстом после чтения.

2. Повторное обращение к заглавию произведения и иллюстрации.

3. Беседа о смысле заглавия, о его связи с темой, мыслью автора и т. д. Вопросы по иллюстрации: какой именно фрагмент текста проиллюстрировал художник (а может, это иллюстрация ко всему тексту в целом? Точен ли художник в изображении фрагмента?

Учитель еще раз обращает внимание детей на иллюстрацию. Дети размышляют, к какой части текста нарисована иллюстрация, какое выражение на лицах героев и т. д. Составляется диафильм по тексту (каждое предложение – кадр диафильма).

4. Рассказ учителя о писателе. Беседа с детьми о его личности после чтения произведения, а не до, поскольку именно после чтения эта информация ляжет на подготовленную почву: ребенок сможет соотнести ее с тем представлением о личности автора, которое у него сложилось в процессе чтения. Кроме того, грамотно построенный рассказ о писателе углубит понимание прочитанного произведения.

5. Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).

Послетекстовые приемы работы:

Урок литературы в 5 классе

2. Наблюдательный, находчивый.

3. Увлекся, заблудился, выдержал.

4. Тайга хлипких не любит.

5. Герой. 1. Мальчик.

2. Наблюдательный, смелый.

3. Выживал, беспокоился, спасся

4. Полное озеро речной рыбы

3. Составление/ разгадывание кроссворда.

Утверждения Верно Неверно Нет информации

В одной из отдаленных улиц Москвы

Сыновья и дочери живут в Петербурге

Герасим был самым замечательным лицом из челяди

Через два года произошло событие с Герасимом

У барыни были прачки, швеи, столяры, портнихи, шорник, башмачник

Дворецкого звали Гавриком

Барыня решила поженить Герасима и Татьяну

5. Проверочный лист

Применение этой стратегии можно показать на примере задания, связанного с чтением и пересказом содержания текста.

- Названа основная мысль текста. (Да/Нет.)

- Названы главные мысли текста и основные детали. (Да/Нет.)

- Присутствует логико-смысловая структура текста. (Да/Нет.)

- Имеются необходимые средства связи, объединяющие главные мысли текста. (Да/Нет.)

- Содержание изложено собственными словами (языковыми средствами при сохранении лексических единиц авторского текста. (Да/Нет.)

6. Чтение по ролям.

А) Алеша проявляет необыкновенные способности.

Б)Король награждает героя конопляным зернышком, обещая исполнить желание.

В)Алеша в подземном королевстве.

Д)Прощание с министром.

Ё)Жизнь Алеши в пансионе.

Ж) Болезнь и выздоровление.

1. Простые вопросы: как звали друга Витьки?

2. Уточняющие вопросы: правда ли, что все другие петухи боялись Витькиного?

3. Объясняющие вопросы: почему бабушка стала лечить петуха?

4. Творческие вопросы: что произошло бы, если бы мальчики не включили патефон?

5. Оценочные вопросы: как вы относитесь к Витьке?

6. Практические вопросы: как бы я поступил на месте Витьки?

На 3 этапе совершенствуется регулятивные УУД (создание алгоритма анализа текста, рефлексивная оценка итогов работы с текстом); познавательные и коммуникативные УУД (анализ структуры и содержания текста).

Можно задать себе вопрос: чем же отличается работа с текстом на традиционном уроке от урока с применением технологии продуктивного чтения? (таблица 1)

Деятельность обучающихся на уроке

Этапы Традиционный урок Продуктивное чтение

1 этап. До чтения

Учитель готовит к

текста (знакомство с

писателем Ученики прогнозируют

содержание текста (формируется мотивация

к чтению)

2 этап. Во время чтения Учитель или ученики

читают текст Ученики ведут диалог с

автором: задают вопросы,

3 этап. После чтения Ученики отвечают на

учителя Беседа и уточнение

Положительные эффекты применения стратегий смыслового чтения :

- осмысленно извлекать информацию из разных источников

- критически оценивать информацию; различать факт и мнение;

- находить необходимую информацию в различных источниках;

- анализировать, синтезировать, сравнивать, оценивать информацию и информационнный источник;

- прогнозировать результаты чтения

• использование приёмов и системы упражнений может

- применяться как начинающими педагогами, так и педагогами с высокой степенью мастерства, на разных уровнях общего образования;

-легко воспроизводиться вне урока;

- быть возрастносообразными и доступными;

1. Бунеева Е. В. Технология продуктивного чтения : её сущность и особенности использования в образовании детей дошкольного и школьного возраста – М. : Баласс, 2014. – 43с.

2. Образовательные технологии. Сборник материалов. – М. : Баласс, 2008. – 160 с.

3. Обучение стратегиям чтения в 5—9 классах : как реализовать ФГОС. Пособие для учителя /Н. Н. Сметанникова. — М. : Баласс, 2012. — 128 с.

4. Развитие смыслового чтения в условиях реализации ФГОС ОО: сборник тезисов международной научно-практической конференции. 7 апреля 2016 года – Курган, 2016. – 156 с.

5. Светловская Н. Н., Пичеоол Т. С. Наука становления личности средствами чтения – общения – М. : Школа России, 2011. – 103 с.

7. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. – М. : Просвещение, 2012. – 48 с.

8. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / под ред. А. Г. Асмолова. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 2011. - 159 с.

Формирование навыков смыслового чтения у младших школьников через работу с разными источниками информации на уроках Тема : «Формирование навыков смыслового чтения у младших школьников через работу с разными источниками информации на уроках в начальной.

Формирование умений смыслового чтения на уроках биологии — необходимое условие развития метапредметных результатов Одной из важнейших целей образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) является формирование.

Игры и игровые упражнения для развития смыслового чтения младших школьников ИГРЫ И ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ Развитие восприятия. Восприятие – это основной познавательный процесс чувственного отражения действительности,.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Конспект урока.docx

Урок по литературному чтению в 4 классе.

Тема: практикум: работа с текстом.

Цель : формирование навыков читательской грамотности.

- определяет тему и главную мысль текста;

- отвечает на вопросы по содержанию прочитанного произведения;

- интерпретирует текст литературного произведения в творческой деятельности: создаёт иллюстрацию.

- понимает прочитанное, находит в тексте нужные сведения (выборочное чтение);

- выявляет непонятные слова, интересуется их значением, пользуется толковым словарём, определяет смысл слова по контексту;

- использует полученную при чтении информацию для решения задач практической направленности;

- выдвигает гипотезы (в процессе прогнозирования читаемого);

- синтезировать прочитанное при выполнении заданий творческого характера;

- участвует в диалоге, в общей беседе с соблюдением принятых правил речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и т.д.);

- вступает в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвует в совместной деятельности, оказывает взаимопомощь, осуществляет взаимоконтроль, проявляет доброжелательное отношение к партнёрам;

- строит небольшие монологические высказывания с учётом ситуации общения;

- пересказывает прочитанное подробно, выборочно, творчески;

- контролирует процесс и результаты своей деятельности при чтении и выполнении заданий к тексту, вносит необходимые коррективы;

- адекватно оценивает свои достижения, осознаёт трудности, понимает причины их возникновения, планирует действия для преодоления затруднений при их выполнении.

- формирование экологического сознания;

- дружеское отношение к другим детям.

Ход урока.

I Организационный момент. Установка на работу.

II Жужжащее чтение.

III Разминка.

- На уроках литературного чтения наша главная задача какая?

(читать и понимать)

- Что для этого нужно? (читать без ошибок, внимательно читать текст и задания, слушать других, высказываться) – НА ДОСКУ

- Поэтому приготовимся читать правильно и внимательно.

1) Упражнение на четкое произношение звуков.

ао оа аи иа ои
ао ои уа ау ыа
уы ыу оу уо оы
аэ оэ аи уэ эу

аоу оиа аыи уаи
уоа иаа эуэ оао
ыээ оуо аооа
уауа аыуо уыао

2) Логическо – поисковое задание (РАСПЕЧАТКА)

- Убери один из пяти океанов.

Т И Т Р Х И О И Н И Й К С

- Что скажете? (НАПИСАТЬ слово, поставить ударение, хором прочитать)

IV Целеполагание.

- Что будем делать дальше? (ИСКАТЬ ОТВЕТ В ТЕКСТЕ)

- Какую информацию вы предполагаете найти в тексте?

V Работа с текстом.

1) первичное чтение: чтение по цепочке.

- Что скажете о своих предположениях?

2) Повторное чтение и выполнение заданий (РАБОТА В ПАРАХ)

Если для понимания какого – либо задания встретятся неясные слова, можно воспользоваться ТОЛКОВЫМ СЛОВАРЁМ!

После 3 задания выборочный пересказ: как охотится трионикс

3)Взаимопроверка и обсуждение выполнения заданий. (КОГДА пара готова, соединяют ладони).

Творческий пересказ от имени рыбки: Как выглядит трионикс.

4)Творческое задание : нарисовать трионикса, следуя описанию в тексте ( рисунок на пол-листа) .

РАБОТАЮТ в парах, но каждый делает свою работу.

- Зачем вы работаете в паре, если каждый делает своё? (ЧТОБЫ ПОМОЧЬ В СЛУЧАЕ ЗАТРУДНЕНИЯ)

VI Выставка работ. Сравнение с фотографиями.

- Чьи работы получились наиболее похожими на фотографию?

VII Рефлексия.

- Вернёмся к началу урока. Какую цель ставили? Справились?

- Поднимите руки, кто захотел поделиться информацией дома, с друзьями?

- На 1 шкале оцените свою работу на уроке. (НАПЕЧАТАНЫ) (0-5)

- На 2 шкале оцените помощь друга (0-10)

VIII Итог урока:

- Оценки объявлю на следующем уроке по итогам выполнения заданий и творческих работ.

Выбранный для просмотра документ Приложение распечатать.docx

Читать без ошибок. Внимательно читать текст и задания. Слушать других. Высказываться по теме.

Убери один из пяти океанов.

Т И Т Р И Х И О Н Й И К С____________________________

Убери один из пяти океанов.

Т И Т Р И Х И О Н Й И К С___________________________

1 шкала. Оцените свою работу на уроке. 0_____1_____2_____3_____4_____5

2 шкала. Оцените помощь друга 0_____1_____2_____3_____4_____5

Выбранный для просмотра документ Приложение. ИД.docx

ао оа аи иа ои
ао ои уа ау ыа
уы ыу оу уо оы
аэ оэ аи уэ эу

аоу оиа аыи уаи
уоа иаа эуэ оао
ыээ оуо аооа
уауа аыуо уыао

Читай, чётко проговаривая звуки

Убери один из пяти океанов.

Т И Т Р И Х И О Н Й И К С

hello_html_7ce2d817.jpg

hello_html_4a1662e7.jpg

Выбранный для просмотра документ ТЕКСТ Трионикс.docx

Прочитай текст и ответь на вопросы.

На Дальнем Востоке в пресных водоёмах водится интересная и редкая черепаха – китайский трионикс. Также китайского трионикса можно встретить в Китае, Японии, на Корейском полуострове, Гавайских островах, Тайване, Тайланде.

подвижная и длинная – более 20 см. Длинная мордочка заканчивается хоботком.
Трионикс закапывается в илистое дно и выставляет наружу лишь хоботок с ноздрями. Хоботок похож на червя и привлекает внимание рыб, которые становятся добычей трионикса.

Триониксы – чрезвычайно робкие и редко выбираются на берег погреться, хотя передвигаются весьма бойко. Если трионикса берут в руки, то он начинает яростно сопротивляться, может даже укусить.

3 .Для кого трионикс опасен? _________________________________

4 .Почему трионикс может пробыть в воде 10 – 15 минут, не всплывая? Ответ подчеркни волнистой линией .

5 .Петя и Вова поспорили. Петя считает, что триониксов безопасно заводить дома. Вова считает наоборот. Как ты считаешь, кто из детей прав? Обведи один ответ и докажи своё мнение.

А) Прав Петя Б) Прав Вова

Я так считаю потому, что ___________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________

6 .Петя на летних каникулах гостил на Дальнем Востоке. В сочинении он написал, что на побережье Охотского моря видел триониксов. Верно ли написал Петя? Обоснуй свой ответ.

А) Верно Б) Неверно

Я так считаю потому, что ___________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________

7 .Дети решали задачу, в которой нужно было узнать максимальную длину китайской черепахи. Какой ответ у них может быть? Обоснуй. _________________________________________________

8 .Запиши свой заголовок к тексту. _____________________________

9 .Аня захотела нарисовать трионикса. У девочки не оказалось светло – зелёного карандаша, зато был голубой и два жёлтых. Аня расстроилась. Почему? Смог(ла) бы ты ей дать совет? ____________

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: создать условия для полноценного восприятия идейно-художественного смысла произведения.

общеучебная – формировать умение работать с текстом художественного произведения;

отрабатывать навык правильного , беглого, выразительного чтения

формировать умение выделять существенную информацию из текста рассказа;

формировать умение вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, регулировать свои действия;

формировать умение решать учебно-практическую задачу с помощью моделирования ( таблицы)

словесные ( беседа, рассказ);

наглядные ( применение в работе проектора, карточек для работы, таблицы);

практические ( работа с учебником, с карточками, таблицей);

Оборудование: презентация на интерактивной доске.

Виды деятельности: слушание аудиозаписи, чтение вслух, чтение про себя, ответы на вопросы, работа карточками.

Формирование эстетических чувств на основе знакомства с художественной культурой;

Учет выделенных учителем в новом учебном материале операций, умение воспользоваться информацией для выполнения соответствующего задания;

Поиск и выделение необходимой информации;

Структурированное чтение (умение так сгруппировать информацию, чтобы при случае можно было предельно быстро ею воспользоваться);

Смысловое чтение (применение различных видов чтения);

Умение пользоваться таблицами, схемами для получения информации;

Инициативное сотрудничество с учителем и одноклассниками в поиске и сборе информации;

Работа над передачами выбранной информации;

1.Мотивация к учебной деятельности.

Не стой в стороне равнодушно,

Когда у кого – то беда.

Рвануться на выручку нужно

В любую минуту, всегда.

И если кому – то, кому – то поможет

Твоя доброта, улыбка твоя,

Ты счастлив, что день

Не напрасно был прожит,

Что годы живешь ты не зря.

-Сегодня мы будем снова открывать для себя новое, полезное, интересное. Я рада, что у вас хорошее настроение, и вы готовы подняться ещё на одну ступеньку знаний.

- Будьте внимательными, готовьтесь без стеснения отвечать на мои вопросы.

II. Актуализация опорных знаний.

-Окунёмся немного в историю.

- В каком веке мы живём? - ( в 21 веке)

-Какой у нас сейчас год? - (2016)

-Сегодня на уроке мы с вами поговорим о XIX веке.

-Что вы знаете о жизни людей этого века? ( люди были бедные и богатые. Богатые имели всё, а бедные- ничего. Бедным приходилось много работать. Работали они в основном на богатых. Работали на износ.)

- Вы правильно объясняете, эти люди работали на заводах, в домах богатых, а иногда прямо на улицах (чистили обувь, побирались);

- У богатых и бедных были дети. Их отличало, то что детям бедных, чтобы хоть как-то прожить надо было работать.

Совсем маленьких – детей прокормить просто. Но ребёнок растёт! Ему надо больше пищи.

- А почему? (приходилось самим себе зарабатывать на жизнь.)

- Как вы думаете, чем занимаются богатые дети, пока бедные работают? (играют, гуляют, учатся)

Но и те и другие дети.

Рассказов о жизни детей того времени много.

-Кто главный герой рассказа? (Ванька).

- Из какой семьи мальчик? (из бедной)

-А сейчас на примере главного героя Чехова, посмотрим какой же была его жизнь?

Поработайте с текстом учебника. У вас на партах лежат карточки. Найдите и запишите словосочетания, слова, которые характеризуют главного героя. (5 мин)

Характеристика жизни главных героев

-У кого есть дополнения?

Вывод: Какой была жизнь бедных детей в 19 веке?

Жизнь бедных детей в то время была тяжелой, им приходилась много работать, для того чтобы заработать на еду. Они были лишены самого главного –детства.

-Как вы думаете ребята, почему сегодня на уроке в центре нашего внимания трудная жизнь детей того времени.

-Сегодня на уроке будем знакомиться с новым произведением, в котором рассказывается о трудном детстве детей.

-откройте учебники на с.116. Прочитайте название произведения.

Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк

-Знакомо ли вам его творчество ( знакомо)

Какие задачи поставим на урок?

познакомиться с новым произведением.

умение работать с текстом, ориентироваться в тексте,

совершенствовать умения выразительногго чтения,

раскрыть идею автора

4.Работа над новым материалом

1.Слово о писателе.

- Как вы думаете что такое вертел? ( металлический прут, для жарения мяса над огнем)

- От какого слова образовано? (вертеть)

-Подберите однокоренные слова (вертеть, вертлявый, вертлявость, верченный)

2. Словарная работа

Чтобы рассказ нам был понятен, подготовимся к его чтению и проведем словарную работу.

3.Работа над содержанием.

- Я вижу вы готовы- начинаем читать рассказ.

*Чтение 1-го абзаца* ( вслух)

- Где происходят события рассказа? (в поместье Теребиловка в мастерской)

- У нас появился первый герой. Как его зовут? (Прошка)

- Прочитав первый абзац, что мы можем сказать о нём? (он не высокого роста, сидел в тёмном углу и т.д.)

- Что он там делал? (работал)

- Найдите в тексте строки, которые описывают место работы Прошки ( за исключением тёмного угла, где работал Прошка)

- Первое знакомство произошло. Что же будет дальше…

*Чтение 2-го абзаца* ( про себя)

-Удобные ли были условия для работы? Кроме темноты, что еще было не так? (В одной комнате работало 5 человек- очень тесно)

- Что раньше в этом месте было? Как выглядела мастерская? Найдите слова в тексте. ( раньше здесь была баня, и……)

-Было очень тесно тем более, что это была баня, а банные помещения делают специально маленькими, чтобы оно быстрее наполнялось влагой. + маленькие окна.

- С кем автор сравнивает Прошку? Подтвердите словами из текста. ( как паук работал Прошка)

*Чтение 3-го абзаца* ( вслух)

- С кем мы познакомились в этом отрывке? (со стариком Ермилычем)

- Что вы можете о нём сказать? (полуслепой, один из лучших мастеров, бранил хозяина)

- Кто такой гранильщик? (объяснение)

- Как вы думаете почему он был полуслепой? (много работал; работа связана с напряжением зрения)

- Как можно назвать человека , который много работает? (трудоголик и т.д.)

-Как фамилия хозяина? (Ухов)

-Пришло время познакомиться с хозяином.

*Чтение 4-го абзаца* ( вслух)

-Как зовут Ухова? (Алексей Иванович)

- Каким он был по словам старика? Найдите слова в тексте, как о нём отзывается Ермилыч.( - Плут он….)

- Каким его ещё можно назвать? (жадный , зажиточный)

-Обратите внимание, что Ухов как бы пытается взбодрить своих рабочих.

-Как вы думаете он искренно это делает? (нет)

-Он как человек в маске, говорит не то, что думает.

-А старик…со зла ли он ругает своего хозяина? (нет, он просто говорит, то что думает, т.к. он открытый человек)

*Чтение 5-го абзаца*( про себя)

- Если Ермилыч так не доволен хозяином, почему же он на самом деле не уйдёт? (идти некуда, возраст не тот, слепота т.д.)

*Чтение 6-го абзаца* ( про себя)

-Какой новый герой появился? (Игнатий и Спирька)

- Что вы можете сказать об Игнатии? Найдите слова в тексте. (молчаливый, не любит даром терять слова, угрюмый)

- Чахотка- заболевание лёгких.

- Кто такой Спирька? (помощник мастера, т.е. подмастерий)

- Почему он над Ермилычем посмеивается? (в мастерской скучно- хоть какая-то забава)

*Чтение 7-го абзаца* ( про себя)

- Что нового мы узнали о хозяине? (он обманывает не только своих рабочих , но и покупателей)

- Кто был самым внимательным и скажет нам с чем они работали в мастерской? (камни)

- Со сколькими рабочими мы уже познакомились? (3-мя+ хозяин)

-Кто новый герой? (Лёвка)

- что вы можете о нём сказать? (немой от рождения)

-Контингент в мастерской разный , разные возраста, поколения. Есть больные, инвалиды. Однако они общаются все вместе.

*Чтение 9-го абзаца*( вслух)

- С кем сравнивает автор Ухова? (с лисой)

-Почему?(доказывают словами из текста)

- Автор пишет, что глаза у Ухова бесцветные, почему он акцентирует внимание на этом?(говорят, что у доброго, отзывчивого человека глаза всегда яркие и блестят как драгоценные камни и т.д.)

-У Ухова на главном месте - выгода.

*Чтение 10-го абзаца*( про себя)

-Рабочие посмеивались над хозяином, почему? Найдите в тексте доказательства.

*Чтение 11-го абзаца**( про себя)

- Почему автор так подробно описывает этот процесс? (чтобы показать всю сложность)

*Чтение 12-го абзаца*( вслух)

-Работа не только сложная, но и…(опасная для здоровья)

-Для чего опасна? (для лёгких и зрения)

- Давайте вспомним чем была мастерская раньше? (баней)

- Найдите фрагмент доказывающий это (читают)

. Сырость задерживала в воздухе частицы пыли. Вот почему у Ермилыча было плохое зрение, а Игнатий болел чахоткой.

*Чтение 13-го абзаца*

- С кем сравнивают Алексея Ивановича? Подтвердите словами из текста. ( зачитывают - с налимом)

Прочитав последнюю часть мы видим как к хозяину относятся его рабочие (они уважают его, прощают плутовские замашки.)

- Почему они так к нему относятся? (он приютил их, даёт им работу, еду, кров)

Мы познакомились со всеми героями. Теперь вы их знаете и можете охарактеризовать.

5. Первичное закрепление.

Вы познакомились со всеми героями. Вы их знаете и можете охарактеризовать их. Слева в табличке вам надо вписать имя героя, которое соответствует описанию. Проверка.

Ворчливый, открытый, трудолюбивый, один из лучших гранильщиков

Молчаливый, угрюмый, серьезный

Молодой, сильный, весёлый, подстрекатель

Сирота, маленького роста, работал с колесом

-Вспомните, какого героя не хватает? (Ухова)

- Какие его черты вы можете назвать? Автор пишет, что глаза у Ухова бесцветные, почему он акцентирует внимание на этом? (говорят, что у доброго, отзывчивого человека глаза всегда яркие и блестят как драгоценные камни и т.д.)

6. Включение в систему знаний и повторение.

Как вы думаете кто же главный герой рассказа? (Прошка)

Какую характеристику мы можем дать этому герою по прочитанной главе. У каждого из вас карточка. Запишите то что уже известно о Прошке.

Работа в группах - карточки

Какое произведение мы с вами читаем?

Кто главный герой рассказа?

-Что в своем произведении хочет показать автор?

-Какова же главная мысль произведения.

Я думаю, что вам будет интересно узнать дальнейшие события.

дома.- прочитать 2-ю и 3-ю главу. Дополните карточку сведениями о прошке.

-Оцените работу на уроке. Подчеркните тот ответ, который можете отнести к себе.

Цель: сформировать у учащихся общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков.

  • Обучающие:
    • читать слоги, слова, предложения с изученными буквами;
    • продолжить работу над составлением предложений;
    • учить плавному чтению;
    • закреплять умение делить слова на слоги, определять ударный слог;
    • воспитывать сознательного читателя, положительное отношение к чтению;
    • развивать внимание, память, мышление, наблюдательность, зрительную память, фонематический слух, умения сравнивать и обобщать, обогащать словарный запас;
    • развивать умение оценивать свою работу и работу коллектива;

    I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин.)

    1) Снятие напряжения:

    2) Приветствие гостям. Развитие мимической выразительности.

    – Ребята, у нас сегодня гости. Поприветствуем их.
    – Вы удивились? Покажите, как вы удивились.
    – Вы рады гостям? Приветливо улыбнитесь

    3) Сегодня я предлагаю вам вспомнить, чему уже научились, что у нас
    получается хорошо, и узнать новое. Мы будем составлять слова, ставить ударение, а также продолжим работу над чтением и составлением предложений, чтобы узнать новое.

    II. Актуализация опорных знаний и фиксация затруднения в пробном действии (10 мин.)

    1. ОБСУЖДАЕМ (новое),
    2. ЗАКРЕПЛЯЕМ (что только что изучили),
    3. ПОВТОРЯЕМ (что уже знаем)

    – Посмотрите на сигнал. Какой указатель вы выбрало большинство? Почему?

    Повторение

    На доске задание. Выполнение по желанию, индивидуально.

    РО ТИ НА БА КИ МА

    СА НИ ША РЫ НО РА

    Если в словах зачеркнуть только одну букву, получатся новые слова. Найди в полученных словах буквы мягких согласных звуков, подчеркни.
    РИСК, КОСЫ, КРАНЫ, КРОТ, СКОТ

    рис осы раны рот кот

    ПАШАК, МААЛП, ОКРАМ
    шапка лампа комар

    Индивидуальная работа. В блокнотах, составление звуковой схемы слова ВИШНЯ (3 ученика)
    Посмотри на картинку, определи слово, составь звуковую схему. Проверь себя по эталону (на доске), оцени себя.

    Работа по карточкам (4 учащихся) Чтение предложений, выполнение задания.

    Фронтальная работа. Слоговая таблица, отработка чтения слогов, слов по таблице – МОЛОКО, ВОРОНА, ФОНАРИ, СОРОКА, ВОРОТА, МАШИНА, КОТЯТА.

    – В чём ваша трудность? Проверка заданий (сигналы).
    – Прочитайте указатели, определите, какой вы выбираете. Если вы выбираете второй – поднимите красный сигнал, если первый – зелёный.
    ОБСУЖДАЕМ (новое),
    ЗАКРЕПЛЯЕМ (что только что изучили),
    – Посмотрите на сигнал. Какой указатель вы выбрало большинство? Почему?

    Задание для пробного действия.

    Работа над предложением и текстом, название текста;

    ПРИШЛА ЗИМА.
    БЫЛИ ДВОРЕ ВО ДЕТИ.
    ОНИ СЛЕПИЛИ ИЗ СНЕГА СНЕГОВИКА.
    У НЕГО НА ГОЛОВЕ ВЕДРО, А В РУКЕ МЕТЛА.
    ГЛАЗА ИЗ УГОЛЬКОВ, А НОС МОРКОВКА.

    – Назовите одним словом, что это? (Предложения)
    – Вспомните все признаки. (Предложения содержат законченную мысль, состоит из слов, все слова в нем связаны по смыслу, начало предложения пишется с большой буквы, в конце ставится. )
    – Это все предложения? (Нет, второе это не предложение, а набор слов) !
    – Что нужно сделать, чтобы получилось предложение? (Cоставить его, поставить слова на свои места)

    Составление предложения

    Задания по прочитанным предложениям:

    – Найдите и прочитайте предложение со словом СНЕГ.
    – Найдите и прочитайте предложение, состоящее из четырех слов.
    – Прочитайте самое длинное предложение.
    – Прочитайте предложение, которое заканчивается словом МОРКОВКА.
    – Прочитайте самое короткое предложение.

    – Прочитайте все предложения.
    – Связаны ли они между собой по смыслу? (Да, Все предложения связаны по смыслу)
    – Как вы думаете, как можно назвать, одним словом все предложения. Я предлагаю вам самим подумать и предложить свой вариант? Посмотрите у всех разные варианты.

    – Молодцы! Вы поняли, в чем ваша трудность. Пора выяснить, почему эта трудность возникла.

    III. Выявление причины затруднения

    – Какое задание надо было выполнить? (Надо назвать одним словом связанные по смыслу предложения)
    – Что в этом задании для вас ново? Над чем вам никогда раньше не приходилось задумываться? (Мы раньше не задумывались, как называются предложения связанные по смыслу)
    – Почему в начале урока вы легко выполняли задания, без трудностей? (Мы это уже знали и выполняли)
    – А почему вы не смогли определить, как назвать одним словом связанные по смыслу предложения? (Мы не знаем, как это называется)

    Физкульминутка

    Мы топаем ногами,
    Мы хлопаем руками,
    Киваем головой.
    Мы руки поднимаем,
    Мы руки опускаем,
    Мы кружимся потом.
    Мы топаем ногами:
    Топ-топ-топ.
    Мы хлопаем руками:
    Хлоп-хлоп-хлоп.
    Мы руки разведем
    И побежим кругом.

    IV. Постановка цели, обсуждение и реализация проекта выхода из затруднения

    – Какую же цель вы перед собой поставите? (узнать, как назвать одним словом связанные по смыслу предложения)
    – Сейчас я вам помогу, проверить свою работу, чтобы вы точно знали, правильно выполнено задание или нет.

    Корректурная проба

    У вас на парте есть карточка с буквами. Вы будете выполнять задания в паре. Ваша задача найти в каждой строке спрятанные слова и подчеркнуть их.
    Проверка. .

    н ф я т с л о г о п р р е а б
    у д а р е н и е д ю э з у к н
    а в р н с м л в ю з т е к с т

    – Значение, какого слова вы объяснить не можете? (ТЕКСТ)
    – Где можно узнать значение этого слова? (В словаре, энциклопедии, спросить у взрослого)

    – Текст – два или несколько предложений, которые связаны между собой по смыслу. Текст можно озаглавить.
    – Давайте вернемся к нашим предложениям.

    – Все предложения у нас связаны по смыслу? (Да)
    – У нас получился – ТЕКСТ. На доску повесить слово.
    – Итак, что же вы узнали о связанных по смыслу предложениях? (Это текст)
    – Прочитайте указатели, определите, какой остался?
    ЗАКРЕПЛЯЕМ (что только что изучили)
    – Почему?

    V. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

    • Маша ушла в гости. В саду много малины и клубники. Мама сварила уху.
    • Данил был в деревне у деда. Около дома деда протекает река. Данил с дедом утром и днём удили рыбу.
    • На окне росли кактусы и алоэ. Тарас уронил кактус. Он уколол руку. У Тараса на руке ранка.
    • У реки растёт осинка. У сарая крот роет нору. Юра рисует картинку. У котёнка караси.

    – Итак, вы достаточно потренировались, настало время каждому из вас поработать самостоятельно.

    VI. Самостоятельная работа

    Листы с заданием на парте. Прочитайте предложения, обведите в кружок слова ДА или НЕТ, если вы считаете что это текст, то обводите слово ДА, если не текст то слово НЕТ.

    Прочитайте предложения (читающими детьми). Докажите – текст ли это? Придумайте название. (обсуждение, варианты названий)

    У сороки длинный хвост. У птицы большой клюв. Она свила гнездо на дереве.

    VII. Включение в систему

    – Итак, о чем вы сегодня узнавали новое? (О тексте)
    – А о чем еще кроме текста, говорили сегодня? (О предложении)
    – Вспомните, что делают в школе? (Учатся)
    – А кто учится на уроке: учитель или ученик? (Ученик)
    – С какой целью вы, ученики, приходите на урок? (Чтобы что-то узнать, чему-то научиться)
    – Цель каждого урока – узнать новое, чему-то научиться, а результат вашей работы, то чем вы можете поделиться после урока, например с родителями. (Что вы узнали, чему научились)

    VII. Рефлексия деятельности.

    красный – не уверен, еще есть трудности
    зелёный – могу сам

    Читайте также: