Конспект урока по чтению 3 класс дочь семилетка

Обновлено: 07.07.2024

Этапы урока
Задания для обучающихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированного результата
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Формируемые УУД

1. Мотивирование к учебной деятельности
Цель: подготовка учащихся к включению в учебную деятельность на личностно значимом уровне.
3 мин.

Слушать учителя и рифмованно отвечать ему.

У каждого на парте лежат 2 смайлика (улыбка и грусть)
Литература – прекрасный урок,
Много полезного в каждой из строк.
Сказка это или рассказ,
Вы учите их – они учат вас.
- У вас на столах лежат смайлики, покажите, пожалуйста, своё настроение.
– Какую цель вы ставите перед собой на уроке литературного чтения?
-Каким вы хотите видеть наш урок? (Интересным, игривым, сказочным, весёлым, удивительным)
-Пусть этот урок принесёт нам радость общения.
Цель: (Научиться беседовать с книгой;

Улучшать технику чтения;
-Учиться высказывать своё отношение к прочитанному;
-Понимать позицию автора;
-Описывать героев произведений и давать им характеристику;
-Учиться отвечать на вопросы правильно и грамотно;
-Учиться работать с учебником и словарями.)

Личностные: нравственные установки обучающихся.
Личностные: мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

2.Артикуляционная гимнастика.
Цель: подготовка артикуляционного аппарата перед чтением.
3 мин.

3. Формулирование темы учащимися.
Цель: дети самостоятельно выдвигают цель и формулируют тему урока.

4.Открытие нового знания.
Цель: организация коммуникативного взаимодействия, направленного на открытие нового знания.
20 мин.

А) Словарная работа
Дети выполняют упражнения.

Отвечают на вопросы

В начале урока литературного чтения мы с вами делаем артикуляционную гимнастику. Как вы думаете, для чего она нужна?
- Я предлагаю вам сделать несколько упражнений.
1. Лягушка-слон.
(Чередование положений губ: в улыбке - трубочкой. Упражнение выполняется ритмично, под счёт).
Свои губы прямо к ушкам растяну я, как лягушка.
А теперь слонёнок я, хоботок есть у меня.
2. Чистим зубки.
Рот откройте, улыбнитесь,Свои зубки покажите,Чистим верхние и нижние,Ведь они у нас не лишние.

Ребята, сегодня мы с вами начинаем изучать новый раздел. Прочитайте, пожалуйста, название на слайде. –
- Определите, о чём будут произведения этого раздела в книге.
- Какие жанры произведений вы знаете?
- Чтобы узнать с каким из жанров мы сегодня познакомимся, нужно из букв собрать слово.

Что значит сказка?
- Какие сказки бывают?
- Какие виды сказок вы знаете?

Чему учит нас сказка?

Откройте учебник на с.50
- Давайте с вами выполним задания. Первое задание прочитает
Прочитай слитно:
ПОДУМАЛ - ПОДУМАЛ

Читай правильно:
МЯГЧЕ

Читай внимательно:
ПОКАТИЛСЯ – ПОДКАТИЛСЯ
- В какой части слов есть изменение (в приставке по, под)
- Прочитайте название сказки.
- Какая это сказка?
-Определите по названию сказки, о ком пойдёт речь?

В тексте вам встретятся незнакомые слова, давайте познакомимся с их значением:
Мерин – это жеребец;
Каурая- светло-каштановой, рыжеватой масти.
Рябой боров – самец свиньи, покрытый пёстрыми пятнами;
Кросна – старинный ткацкий станок.
Артикуляционная гимнастика- это упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимые для правильного звукопроизношения.
Дети выполняют упражнения.

Мудрец отличен от глупца тем, что он мыслит до конца.

О мудрости и глупости.

Сказка, рассказ, басни, стихотворения.

Доброте, смелости, щедрости, уму и т.д.

В приставке по, под.
Дочь-семилетка
Русская народная
- О девочки.

Регулятивные УУД: - сформулировать тему урока;
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний

Познавательные УУД:
- анализировать, сравнивать, делать выводы;
-проводить сравнение, обобщать.
- выбирать наиболее эффективный способ решения задания;
Коммуникативные УУД:
строить монологическое высказывание; работать в паре.
Регулятивные УУД:
сохранять учебную задачу и осуществлять контроль.

6. Закрепление изученного.

Цель: закрепить усвоенные новые знания.

9.Подведение итога урока.

Дети работают в парах, характеризуя героев сказки.
- Сегодня на уроке нас посетили четыре мудрых вопроса. Послушайте, какие: Что всего на свете сильнее и быстрее? Что всего на свете жирнее? Что на свете мягче? Что всего милее?
- Какую мы поставим цель, исходя из этих вопросов?
Ответы на эти вопросы вы сможете найти в сказке, которую сегодня прочитаем.
Мы походим на носках, А потом на пятках. Вот проверили осанку. И свели лопатки.

К какому жанру мы отнесем данную сказку и почему?

Кто герои сказки?

Почему сказка названа: Дочь – семилетка.
- Почему богатый решил, что его телега ночью жеребёнка родила? жеребёнок оказался под телегой
Почему начался спор? Богатый хотел обхитрить бедняка, а бедный доказать свою правоту

Для чего братья обратились к начальнику? Богатый хотел, заплатив выиграть спор
- Скажите, какую роль в сказке играет царь?
-Сколько загадок загадал царь бедному мужику? (4)
- Какое количество заданий для девочки придумано было царём?(3)
- Для чего царь загадывал загадки?
- Как побеждает бедный брат своих противников? (Помогла дочь)
– Что необычного в этой сказке? В сказке есть загадки
- Для чего? в сказке нужны загадки?

В начале урока я вам задала вопросы, ответьте, пожалуйста, на них.

Что всего на свете сильнее и быстрее?
Что всего на свете жирнее?
Что всего на свете мягче?
Что всего милее?

Какой вывод вы сделаете для себя?

Узнать ответы на эти вопросы.

Чтение сказки целиком.

(В сказке нет чудес, нет говорящих животных, в ней действуют реальные персонажи - значит, это бытовая сказка.)

Бедный, богатый, кума, дочь, царь.
7 лет, она была главной героиней.
Жеребёнок оказался под телегой

Богатый хотел обхитрить бедняка, а бедный доказать свою правоту

Богатый хотел, заплатив выиграть спор
Решающую. Он глава страны.

4
Три
- Проверить насколько они умны.
- Помогла дочь
- в сказке есть загадки.

Отгадывание загадки помогает понять героев.

Деньги не всегда смогут помочь. Главная сила – это свой ум. Надо стоять за правду до конца.

Девочка – умная, добрая, честная, мудрая.
Кума: глупая, злая, хитрая.
Богатый- хитрый, жадный

Нельзя быть жадным. Свой ум всегда поможет.

Познавательные:
уметь формулировать выводы.
Коммуникативные УУД:
вести диалог, высказывать свое суждение, выслушивать мнение партнера в рамках диалога.

Личностные: умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

Познавательные УУД:
- систематизировать, обобщать изученное, делать выводы.
Коммуникативные УУД:
строить монологическое высказывание
Регулятивные УУД:
- адекватно воспринимать оценку;
- соотносить цели урока с результатом работы и со способами ее достижения;
- соотносить цели и результаты собственной деятельности;
осуществлять самоконтроль;
- совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке;
- выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить; оценивать результаты своей деятельности и всего класса;

План конспект урока литературного чтения в 3 классе. Тема: Составление простого - страница №1/1

Учитель начальных классов Луценко Жанна Александровна

План – конспект

урока литературного чтения в 3 классе.


  • Обеспечить развитие монологической и диалогической речи.

  • Создать условия для развития у школьников умения структурировать информацию.

  • Содействовать развитию у детей умения ориентироваться и занять любую из возможных позиций по отношению к своей деятельности.

А теперь представьте себе какой-нибудь цветок, кусты или дерево с прекрасными бутонами. Выбери какое-нибудь любое растение, цветы которого тебе нравятся. Внимательно рассмотри его, листья, цветы и еще нераспустившиеся бутоны.

Представь теперь, что ты - один из этих нераспустившихся бутонов. Посмотри на плотную оболочку вокруг себя, постарайся почувствовать, как тебе хочется, чтобы эта оболочка раскрылась, и ты бы вытянулся навстречу теплому солнечному свету. Постарайся почувствовать аромат этого цветка. Рассмотри цвет его листьев. Ты чувствуешь, как приятно смотреть на этот цветок? Возьми это приятное чувство к нам на урок и открой глаза.


  1. Этап проверки выполнения домашнего задания.

  • Разминка речевого аппарата и дыхания:

  • Речевая разминка и работа над выразительностью :

ТА, ТО, ТУ, ТИ, ТЫ (с логическим ударением)

Произнеси весело, с угрозой, с вопросом, с удивлением.

Скороговорка Трое трубачей трубили в трубы.

К акой звук повторяется. Его характеристика.

Медленно и шепотом;

Быстро и громче;

Быстро и громко.


  1. Этап стимулирования субъектного опыта учащихся.

Сегодня на уроке мы будем читать не совсем обычную сказку, а сказку с загадками и я предлагаю вам в течение урока ответить на вопрос:

Зачем в сказках нужны загадки? (вопрос записать на доске)

Как можно еще было озаглавить сказку?

Когда происходят события, описанные в сказке?

С чего все началось?

Какие неизвестные слова вам встретились?

Оздоровительная пауза №1 (выполнить с физоргом класса)

Вопросы по содержанию:

Какой спор произошел между братьями? Серьезным ли он был?

Кто главный герой сказки?

Какой была девочка? Какие загадки есть в сказке? Какие отгадки предложила дочь- семилетка? Зачем в сказке нужны загадки?

Как вы думаете, какие части можно выделить в этой сказке?

Повторно перечитайте сказку.

Какие отгадки придумала кума? По вашему мнению, какое название будет у этой части?

Как отгадывала дочь – семилетка и какие задания придумывал для нее царь? Озаглавьте эту часть.

Чем заканчивается сказка? Какое будет название этой части? Какая главная мысль этой сказки?

Оздоровительная пауза №2 (работа с таблицей для глаз)


  1. Этап закрепления новых знаний и способов действий.

  • Работа в тетради (с 17)

  • Беседа об образе героев.

Докажите, что это положительные герои.


  • Чтение понравившегося отрывка сказки.

    1. Этап подведения итогов занятия.

Кто из героев сказки вам понравился и почему?

Какую пословицу к этой сказке вы выберите? Объясните свой выбор.

- Какой раздел мы изучаем?

Далеко за лесами, морями, высокими горами есть удивительная страна сказок. Представьте эту страну.

В страну сказок не приехать на машине, не приплыть на пароходе, не прилететь на самолете.

А как попасть в страну сказок?

Можно лишь перенестись на крыльях фантазии.

Я знаю, что вы умеете фантазировать, поэтому приглашаю вас побывать в этой удивительной стране под названием сказка.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Литература – прекрасный урок, Много полезного в каждой из строк. Сказка это или рассказ, Вы учите их – они учат вас.

Литература – прекрасный урок,

Много полезного в каждой из строк.

Сказка это или рассказ,

Вы учите их – они учат вас.

Какие задачи вы ставите перед собой на уроке литературного чтения? Улучшить технику чтения. Учиться высказывать своё отношение к прочитанному. Понимать позицию автора. Описывать героев произведений и давать им характеристику. Учиться отвечать на вопросы правильно и грамотно.

Какие задачи вы ставите перед собой на уроке литературного чтения?

В мире много сказок грустных и смешных

И прожить на свете нам нельзя без них.

Пусть герои сказок,

Дарят нам тепло.

Пусть добро на веки,

Побеждает зло.

Какие задачи вы ставите перед собой на уроке литературного чтения?

  • Улучшить технику чтения.
  • Учиться высказывать своё отношение к прочитанному.
  • Понимать позицию автора.
  • Описывать героев произведений и давать им характеристику.
  • Учиться отвечать на вопросы правильно и грамотно.


-75%

1. Самоопределение к деятельности (орг. момент)

Учитель: Литература – прекрасный урок,

Много полезного в каждой из строк.

Сказка это или рассказ,

Вы учите их – они учат вас.

– Какую цель вы ставите перед собой на уроке литературного чтения?

Д.( Научиться беседовать с книгой

-Улучшать технику чтения

-Учиться высказывать своё отношение к прочитанному.

-Понимать позицию автора.

-Описывать героев произведений и давать им характеристику

-Учиться отвечать на вопросы правильно и грамотно

- Учиться работать с учебником и словарями.)

У. Каким вы хотите видеть наш урок ? (Интересным, игривым, сказочным, весёлым, удивительным)

-Пусть этот урок принесёт нам радость общения и

наполнит наши души прекрасными чувствами.

2. Актуализация знаний.

У.В мире много сказок грустных и смешных

И прожить на свете нам нельзя без них

Пусть герои сказок

Дарят нам тепло

Пусть добро на веки

-Как вы думаете, о чем пойдёт речь на уроке? ( - О сказке )

-Что мы называем сказкой? (Сказка – художественное произведение, в котором есть вымысел, элементы чудесного, фантастического. Сказка обязательно чему-то учит.)

  • Работа с иллюстрацией.
  • Работа с текстом сказки во время чтения.
  • Выявление особенностей сказки в форме беседы по вопросам:
  1. Составление плана (блок – схемы) на листочках.
  1. Работа в тетради (с 17) В паре с соседом выполните задания в тетради. (По окончании работы взаимопроверка в группе)

- Сказка – это литературное произведение, где всегда идёт борьба добра со злом, честное, доброе всегда побеждает.)

-Какова главная тема сказок? ( - Борьба добра со злом)

- Какие бывают сказки? (авторские, народные), (волшебные, бытовые, о животных)

Что вы знаете о волшебных сказках?

…сказках о животных?

Попробуйте сформулировать тему нашего урока.

-Какие мудрые советы может дать человеку сказка? (Сказка помогает ответить на важнейшие вопросы, учит человека быть добрым, верить в свои силы)

3. Совместное открытие знаний.

Сегодня на уроке мы будем читать не совсем обычную сказку, а сказку с загадками и я предлагаю вам в течение урока ответить на вопрос:

- Зачем в сказках нужны загадки? (вопрос записать на доске) (Отгадывание загадки помогает понять героев.)

– Для этого надо вникнуть в особенности художественного мира бытовой сказки и научиться видеть ее скрытый смысл - это и будет цель нашего урока.

2. Работа с текстом до чтения. •

- Что изображено на картинке?

- Как вы думаете, о чем пойдет речь в произведении?

-Что делает герой?

-Какое у него выражение лица?

– Можно ли по иллюстрации определить жанр произведения?

· Работа с заголовком.

– Прочитайте название. Можно по нему определить, кто будут герои нашей сказки?

-Обратите внимание на опорные (ключевые) слова на доске:

Два брата: бедный и богатый

– О чем вам говорят эти опорные слова?

1) Где происходит действие сказки: в реальном мире или в фантастическом?

2) К какому типу мы отнесем данную сказку и почему? (В сказке нет чудес, нет говорящих животных, в ней действуют реальные персонажи - значит, это бытовая сказка.)

3) Кто герои сказки?

4) Какие необычные поступки совершают герои? Дочь на зайце верхом ехала

5) На чем же основан вымысел в данной сказке? Вымысел в бытовой сказке заключается в том, что персонажи попадают в невероятные ситуации и совершают необычные, смешные поступки, их отрицательные качества сильно преувеличиваются

5. Применение знаний.

Постарайтесь увидеть в тексте авторские вопросы

Это вопросы, ответы на которые содержатся в тексте, но в неявной, скрытой форме:

Почему богатый решил, что его телега ночью жеребёнка родила? жеребёнок оказался под телегой

Почему начался спор? Богатый хотел обхитрить бедняка, а бедный доказать свою правоту

Для чего братья обратились к начальнику? Богатый хотел, заплатив выиграть спор

Это можно объяснить, что…? Богатый хитрый и жадный,

Для чего царь загадывал загадки? Проверить насколько умны

Правильно ли отгадала кума четыре загадки царя? Нет

Почему? Она была глупой, злой, хитрой

Как побеждают бедный брат своих противников? Помогла дочь

Есть ли у него волшебные помощники? Нет

Какой была девочка? Умной, доброй, честной

– Что необычного в этой сказке? В сказке есть загадки

Что из этого следует? Надо надеяться на собственные силы и ум.

Какой человеческий недостаток высмеивается в сказке? Жадность , глупость

Наблюдения над языком сказки.

Какие особенности сказочной речи вы увидели?

1) Найдите в тексте устойчивые сочетания слов, характерные для простонародного языка. Ниточка шелковая, горькие слёзы, царское величество.

2) Найдите простор е чные слова. Кобыла, батюшка, мерин, прутик, телега, кума, подле, призвать, государь, боров, кручинится, кросна, перепёлка, дворец, ловушка.

8.Подведение итогов урока.

Чем необычна эта сказка? В этой сказке есть загадки

- Зачем в сказках нужны загадки? Отгадывание загадки помогает понять героев.

-Чему учились на уроке? - Узнали новые слова, учились составлять план,

-Учились общаться друг с другом

-Какая задача стояла на нашем уроке? Вникнуть в особенности бытовой сказки и научиться видеть ее скрытый смысл.

- Какова особенность бытовой сказки? В бытовых сказках герои настоящие люди – терпящие нужду бедняки, богатые купцы. Сказка, её сюжет, поступки главных героев убеждают нас читателей надеяться на собственные силы и ум.

- Какова главная мысль этой сказки? Эта сказка поучительная Правду как не прячь - наружу выйдет. Начало сказки соответствует несправедливому положению дел, а конец разрушает эту несправедливость. Так выражается твердая уверенность народа в торжестве правды.

9.Этап информации о домашнем задании.

Пересказ сказки по плану.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты



Урок литературного чтения. 4 класс. Тема "Литературные сказки. С.Т.Аксаков "Аленький цветочек"."

Цели урока:1) Обучающая: ознакомление с жизнью и творчеством писателя; обучение выразительному чтению (отдельных эпизодов, отрывков), обогащение словарного запаса учащихся;2) Развивающа.


Проект урока литературного чтения 1 класс. Е.Чарушин "Теремок". Русская народная сказка "Руковичка".



технологическая карта урока литературного чтения 2 класс УМК "Перспектива" А. П. Гайдар "Чук и Гек" Внеклассное чтение

Второй урок по произведению А. Гайдара с опорой на отрывок, предложенный авторами учебника, дополнен викториной по рассказу "Чук и Гек".Учащиеоя на предыдущем уроке разбились на группы по ин.

Подробный план пересказ

  1. Два брата в дороге.
  2. Кобыла родила жеребенка.
  3. Спор братьев чья лошадь родила жеребенка.
  4. Загадка царя.
  5. Кума помогает с загадками богатому брату.
  6. Дочка-семилетка помогает бедному брату.
  7. Братья отвечают царю.
  8. Царь просит соткать полотенце.
  9. Дочка дала отцу прутик.
  10. Царь просит к утру пятнадцать цыплят.
  11. Дочка просит у царя одноденное пшено.
  12. Царь просит явится дочки-семилетки.
  13. Дочка-семилетка встречается с царем.
  14. Царь присуждает кобылу бедному.
  15. Девочка выросла и вышла замуж за царя.

2018 (c) Данный сайт защищён авторским правом. Любое копирование и
размещение информации разрешено только при объязательной ссылке на сайт !

Читайте также: