Конспект урока по биологии с ууд

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное автономное образовательное учреждение
Основная общеобразовательная школа № 6
Камышловского городского округа

Разработка интегрированного урока биологии по формированию познавательных, регулятивных, коммуникативных, личностных универсальных учебных действии в соответствии с требованиями ФГОС

Разработка урока биологии в 5 классе

Подготовила и провела:

Учитель биологии
Коровякова О.В.

2015-16 учебный год

Сведения об авторе

Фамилия, имя, отчество (полностью)

Коровякова Ольга Владимировна

Камышлов, Свердловской области

Место работы

Общая информация

В.В. Пасечник Биология. Бактерии, грибы, растения.

Бактерии, их строение и жизнедеятельность

Урок открытия новых знаний

формирование представлений о бактериях как живых организмах, населяющих все среды жизни; роли и значении бактерий в природе и в жизни человека.

В предметной области:

Посредствам раскрытие связи между особенностями организации бактерий и отличиями от организации других царств живой природы.

Развивать умения:

Делать обобщающие выводы;

Работать в оптимальном темпе;

Обогащать и усложнять словарный запас.

В сфере личностного развития:

В ходе урока формировать мировоззренческие понятия: познаваемость мира и природы;

Осуществлять нравственное воспитание (толерантность, эстетических норм поведения…)

Мотивационное обеспечение урока:

Мотивировать у школьников положительное отношение к учению через:

А) создание ситуации успеха;

Б) Обеспечение психологического комфорта учащихся на уроке.

В области формирования УУД:

Познавательные - беспечивают общеучебный комплекс компетенций. Общеучебные компетенции включают в себя:

постановку познавательных целей;

определение методов информационного поиска;

работа с источником информации;

создание алгоритма деятельности.

Регулятивные - обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности;

Коммуникативные - подразумевают планирование учебного сотрудничества, умение выражать свои мысли.

Опорные понятия:

Бактерии, прокариоты, кокки, бациллы, вибрионы, спириллы, ядерное вещество, сапротрофы, паразиты, гетеротрофы, спора.

Ведущая педагогическая идея:

Реализация системно деятельного подхода в преподавании биологии через проведение интегрированных уроков

Планируемые результаты:

- строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий;

- разнообразие и распространение бактерий;

- роль бактерий в жизни человека;

- работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;

- давать общую характеристику бактерий;

- характеризовать формы бактериальных клеток;

- отличать бактерии от других живых организмов;

- объяснять роль бактерий в природе и жизни человека.

Средства обучения:

Раздаточный материал для работы в парах и группах

Учебник В.В. Пасечника: Биология. Бактерии, грибы, растения.

Картинки: фрукты, овощи

Микроскоп, колба, сено, спитовка, фильтр, воронка

Планируемые результаты урока:

Выделение существенных признаков живых организмов, различение на таблицах частей и органоидов клетки, выявление приспособлений к среде обитания, овладение методами биологии.

Метапредметные

Познавательные УУД:

Продолжить формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений.

Продолжить формирование умения находить достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач.

Продолжить формирование умения преобразовывать информацию из одного вида в другую.

Коммуникативные УУД:

Продолжить формирование умения самостоятельно работать с источниками биологической информации.

Регулятивные УУД:

Продолжить формировать умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии, сравнивать разные точки зрения.

Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выдвигать версии.

Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

Продолжить обучение основам самооценки и взаимооценки, самоконтроля.

Формирование ответственного отношения к обучению, формирование интеллектуальных умений.

Педагогические приемы и методы, применяемые на уроке:

Постановка а ситуацию затруднения; отсроченная отгадка, практичность теории, сравнение.

словесные: беседа, рассказ;

практические: выполнение опыта;

метод контроля: выполнение заданий с самопроверкой.

Литература и Интернет - ресурсы

Пасечник, В.В.

Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 кл.: учебник/ В.В Пасечник. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2015. – 141, [3]с.

Дополнительная

Сухова, В.И. Тайны природы: Пособие для учащихся 5-7 классов/сост. Т.С. Сухова, В.И. Строганов. – М.: Вентана-Графф, 2001 г. C.140-147.

Чайкина, М.И. Бактерии //Биология. Первое сентября. / М.И. Чайкина - 2012. - №10. - C. 20-25.

Интернет - ресурсы

Технологическая карта урока с дидактической структурой у

Дидактическая структура

Деятельность учителя, применяемые методы и приемы

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

1.Мотивация к учебной деятельности

Создание благоприятного-эмоционального психологического фона урока .

Формирование у учащихся желания работать на уроке.

- К какому царству относят данные организмы?

- Можно ли тело данных организмов назвать клеткой? Почему?

- Какие особенности строения бактерий вы заметили?

- С помощью каких методов можно изучать данные организмы?

- Где обитают данные организмы?

- Как называется биологическая наука, изучающая бактерии?

- Как получили данный микропрепарат? Предложите способ получения микропрепарата в школьной лаборатории. С какими трудностями мы встретимся при изготовлении микропрепарата?

- Есть ли бактерии в организме человека? Как можно это доказать?

- Определяет (в процессе диалога) ключевые слова урока и записывает их на доске.

Организация рабочих места.

Рассматривают микропрепарат, вступают в диалог; вспоминают царства живой природы, особенности строения клетки, отмечают повсеместность распространения бактерий, их маленькие размеры, называют науку бактериологию, предлагают варианты изготовления микропрепарата, предполагают наличие бактерий в организме человека, используя личностный опыт, называют болезнетворные бактерии.

Определяют ключевые слова урока: бактерии, микроорганизмы, бактериология, болезнетворные бактерии.

Личностные УУД: эмоционально-личностная оценка.

создание речевого высказывания.

самоанализ, синтез, самопроверка.

2. Актуализация знаний

Создание мотивации к самостоятельному выполнению учебного действия

Выявление мета и причины затруднения.

Выявление и фиксацию учащимися места, где возникло затруднение; определение причин затруднения – каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи.

Построение проекта выхода из затруднения.

Этап предполагает обдумывание учащимися в исследовательской форме проекта будущих учебных действий: постановку цели, построение плана достижения цели, выбор метода и средств разрешения проблемной ситуации.

- Давайте узнаем тему нашего урока с помощью учителя математики. Ребятам раздаются дидактические карточки – выполнив данное математическое задание определите тему урока. (Приложение 1)

- Демонстрирует рисунки: томат и яблоко (томат свежий, яблоко испорченное)

- Какие полезные вещества, необходимые для человека находятся в яблоках?

- Какие изменения произошли с яблоком на правом рисунке?

- Можно ли считать эти изменения результатом деятельности бактерий?

- Какую пользу приносят бактерии гниения? Предположите облик Земли, если бы на ней отсутствовали бактерии гниения.

3. Учитель демонстрирует свежее яблоко и счищает с него кожуру.

- Я утверждаю, что полностью избавился от бактерий на данном яблоке. Так ли это?

- Что необходимо знать о бактериях, чтобы доказать или опровергнуть данное утверждение?

- Где найти эти знания?

- Какие меры помогут подольше оставаться яблоку свежим? Почему вы так думаете?

Формулирует и записывает учебную задачу: “Как сохранить яблоко свежим?”.

2. Предлагает учащимся высказать мнение о том, что мы не знаем о бактериях, обитающих на яблоке, и ответы фиксирует на доске в виде схемы:

hello_html_m2615996a.jpg

- Какое имеют строение?

- Когда и как размножаются?

- Какие бактерии поселяются?

- Какую имеют форму?

- Приносят пользу или вред? и т.д.

3. Предлагает учащимся определить способы решения учебной задачи и поиска новых знаний, обобщает мнения.

Рассмотрите лежащие на столах листочки с изображением строения клеток растений и бактерий. (Приложение 2)

- Определите сходство и отличия в строении клеток.

- С чем это может быть связанно. (можно работать в паре)

- Выполните лабораторный опыт используя инструкцию описанную в инструктивной карте. Сделайте вывод о размножении бактерий.

Слово математику для подсчета поколений бактерий, за 3ое суток.

Если учесть что через каждый час одна бактерия удваивается, то получается рост количества бактерий по формуле

Это говорит об огромном количестве бактерий, которые образуются после деления в течении 3х суток 2 71 , поэтому мы и можем видеть колонию бактерий.

- Раздает произвольно вырезанные из бумаги фигуры фруктов (груши, яблоки, персики, сливы) – формирует группы сменного состава по названию фрукта.

- Раздает текст (материал приложения 4).

- Раздает инструкции к групповой работе.

Физкультминутка

Раз – подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши 3 хлопка,
Головою 3 кивка,
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – за парту сесть опять.

Выполняют математическое задание и формулируют тему урока.

Рассматривают рисунки, вспоминают витамины, химические элементы, необходимые для здоровья человека; отмечают, что яблоко на правом рисунке подвержено гниению; предполагают, что это результат деятельности бактерий, высказывают мнение о роли бактерий – разрушителей, облике Земли без бактерий-разрушителей.

Высказывают своё мнение, предполагают, что, прежде всего, необходимо знать процессы жизнедеятельности бактерий, предлагают различные источники знаний, выдвигают предположения.

Записывают задачу в тетрадь, высказывают свои мнения, заполняют схему.

Отвечают на вопросы учителя.

Работают с раздаточным материалом.

Выполняют лабораторный опыт и делают вывод.

Выполняют расчеты в тетради.

Занимают места в группах, работают в группах, согласно инструкции. (Приложение

логический анализ объектов, установка причинно-следственных связей, самостоятельный поиск информации

Регулятивные УУД: целеполагание, формулировка вывода

мотивация и интерес к уроку.

Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли.

смыслообразование, эмоционально личностная оценка.

использование наглядного материала как источник информации.

проявлять познавательный интерес к: изучению размножения бактерий, учебным задачам и стремлению их выполнять.

Анализировать текст и рисунки, предложенные схемы.

5.Реализация построенного проекта.

Этап предполагает решение исходной задачи.

Учащиеся работают в группах и выполняют интерактивные задания “Составление схемы строения бактериальной клетки”, “Формы бактериальных клеток”.

Работают в тетрадях, несколько человек у доски, занимаются самопроверкой, устраняют ошибки.

смыслообразование, эмоционально личностная оценка.

использование наглядного материала как источник информации.

5.Первоначальное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Этап предполагает усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач.

Выполнение контролирующих заданий (тестовые задания Приложение 5)

Выполнение контролирующих заданий, самопроверка.

смыслообразование, эмоционально личностная оценка.

использование наглядного материала как источник информации.

Составьте синквейн по данной теме.

бактерии
болезнетворные мельчайшие
размножаются заражают вызывают
инфекционные заболевания у животных и человека
микробы

7.Рефлексия учебной деятельности.

Этап предполагает оценивание учащимися в собственной деятельности, фиксацию неразрешенных затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности.

Что нового узнали на уроке?

Учитель предлагает учащимся оценить деятельность на уроке, используя технологию “Рефлексивная мишень”. Учащиеся получают нарисованную на листе формата А3 мишень, которая разделена на четыре сектора “Моё настроение”, “Моя деятельность”, “Работа в группе”, “Деятельность учителя”, в которых отмечены параметры оценки. Каждый участник педагогического взаимодействия “стреляет” четыре раза в мишень, делая отметку маркером или стикером в зависимости от оценки действия. Мишень вывешивается и комментируется учителем

Высказывают свои предположения и суждения.

Оценивают свою работу.

Выставляют полученные оценки.

Эмоционально-личностная оценка, смыслообразование.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 611 088 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 22.03.2016 1115
  • DOCX 116 кбайт
  • 20 скачиваний
  • Рейтинг: 5 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Коровякова Ольга Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Время чтения: 2 минуты

Минобрнауки и Минпросвещения запустили горячие линии по оказанию психологической помощи

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Новые курсы: функциональная грамотность, ФГОС НОО, инклюзивное обучение и другие

Время чтения: 15 минут

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

ФГОС ООО И СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ
Развитие Биологического образования зависит от развития образования в целом и определяется требованиями к школе, которые предъявляет к нему государство с учетом социально-экономических условий на определенном этапе.
Биологические знания составляют основу формирования экологической, гигиенической и генетической грамотности , обеспечивающей адекватное поведение в окружающей среде, сохранение собственного здоровья и здоровья окружающих. Биологическая грамотность в ХХI в. становится социально необходимой.

Компоненты стандарта: требования к структуре программ, к результатам освоения, к условиям их реализации.
ФГОС является надпредметным, не содержащим конкретного биологического содержания . Он нацелен на решение таких важнейших задач, как формирование ведущей деятельности обучающихся и универсальных учебных действий (УУД ), что отражено в формулировке целей и требований к результатам обучения.

Государство должно бы гарантировать необходимое материальное обеспечение учебного процесса, чтобы можно было ставить эксперименты, проводить проектную и исследовательскую деятельность, осуществлять тесную связь обучения с практикой , активизировать познавательную деятельность с учетом своих индивидуальных способностей.
Важно отражение в содержании в программе личностных, метапредметных и предметных результатов ; определение УУД; сочетание репродуктивной и исследовательской, поисковой и творческой деятельности обучаемого; использование элементов проблемности, поиска, исследования.
К личностным ( ценностным ) результатам обучающихся относятся ценностные ориентации выпускников школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, мотивы образовательной деятельности, социальные чувства, личностные качества .
Личностные результаты по биологии включают: знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ ЗОЖ и здоровьесберегающих технологий; реализацию установок ЗОЖ; сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы, интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам. Сегодня – это отказ от понимания образования как получения готового знания .

На смену приходит понимание образования как достояния личности, как средства ее самореализации в жизни, в построении личной карьеры . Основу ФГОС составляет системно-деятельностный подход , позволяющий сформулировать портрет выпускника основной школы, который:

- планирует, контролирует и оценивает свою деятельность;
- проявляет устойчивый познавательный интерес, обладает адекватной самооценкой;
- умеет работать в группе и индивидуально, самостоятельно разрешает конфликты со сверстниками;
- умеет действовать с ориентацией на другую позицию, с учетом разных мнений;
- осознанно выполняет правила здорового и безопасного образа жизни, оценивает свой вклад в реализацию норм экологической культуры.

В формировании этих качеств участвуют все учителя, в том числе и биологии . Но личностные характеристики и ценностные ориентации не подлежат измерению и оценке с помощью измерителей. К тому же ни научного, ни методического обеспечения для этого на сегодняшний день нет. Но проблема формирования личностных качеств учащихся связана с формированием умения учиться , остается чрезвычайно актуальной и нуждается в решении. Это самая позитивная часть стандарта . В этом и состоит в наибольшей степени новизна и перспективность ФГОС.

К мета предметным (компетентностным ) результатам обучающихся относятся освоенные учащимися на базе нескольких или всех учебных предметов обобщенные способы деятельности (УУД), применимые на уроках и в реальных жизненных ситуациях при решении познавательных или практических задач в различных областях человеческой деятельности.

Результаты обучения – показатель общего развития обучаемого , его достижений, выходящих за рамки содержания конкретного предмета.
Компетентностные результаты по биологии подробно представлены в примерной программе и формируются путем освоения содержания курса биологии основной школы. К ним относят:
- овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения:

Создание условий для обобщения и систематизации учебной информации через использование системно-деятельностного подхода

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи формирования УУД:
Познавательные УУД:
- умение формулировать тему и проблему урока;
- умение добывать новые знания, делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; поиск и выделение нужной информации; анализ объектов с целью выделения признаков;
Коммуникативные УУД:
- умение интегрироваться в группу, взаимодействовать;
- развивать умение слушать и понимать речь других, высказывать свое мнение и аргументировать свой ответ;
- осуществлять совместную познавательную деятельность в группах;
- оформлять свои мысли в устной форме;
Личностные УУД:
- развивать умение высказывать свою точку зрения, оценивать свои действия и действия одноклассников;
- Регулятивные УУД:
- умение определять цель деятельности на уроке (собственная целевая установка);
- умение проговаривать последовательность действий на уроке;
- умение подводить итоги своей деятельности на уроке;
- умение оценивать свои учебные действия;
Методы обучения:
словесные, наглядные, работа в группах, проблемный, практический.
Оборудование:
• таблицы “Сочные плоды”, “Сухие плоды”, “Способы распространения плодов и семян”
• натуральные объекты: кочан капусты, корнеплод моркови, клубень картофеля, плоды: апельсина, томата, огурца
• коллекции плодов и семян (череда, клюква, клен, дуб, овес, бобы)
• инструктивные карточки для работы в группах
• ПК, мультимедийный проектор, презентация Power Point к уроку, видеофрагменты.

Войти через uID

Войти через uID

Скачайте наиболее популярные презентации по биологии



Скачивайте шаблоны презентаций к 8 Марта



Бабочки - это, наверное, самые легкие, романтичные, красивые насекомые нашей Планеты. Они заселили всю Землю, кроме Антарктиды. Существует 158000 видов этих насекомых и где то 100 000 еще неизвестные науке. Крылья бабочек покрыты чешуйками, собственно отсюда и произошло название отряда – чешуекрылые.


Жерготова Мария Сергеевна (Публикатор)


22.02.2022

Бактерии – одноклеточные организмы, не имеющие оформленного ядра. То есть, их ДНК находится не в отдельном компартменте, а погружена прямо в содержимое клетки. Это ключевое отличие бактерий от ядерных организмов, или эукариот, на основании которого бактерий выделили в отдельное царство.


Жерготова Мария Сергеевна (Публикатор)


19.02.2022

Деревья и кустарники бывают лиственные и хвойные. У лиственных растений листья в форме пластинок. У хвойных растений листья в форме иголок (хвоинок).


Жерготова Мария Сергеевна (Публикатор)


16.02.2022

Цель урока: сформировать у учащихся знания о биологической природе человека, принадлежности к группам живых организмов.


Жиркова Марина Петровна (Публикатор)


11.02.2022

В развитии детей часто возникают проблемы, которые выражаются в нежелании воспринимать учебный материал, не понимая, что биология имеет прекрасные перспективы развития. В процессе обучения перед каждым учителем встаёт вопрос: «Как обеспечить высокий уровень преподавания? Какие наиболее эффективные приёмы развития способностей применить на уроке?


Петрова Ольга Олеговна (Публикатор)


10.02.2022

Видеоурок "Кровеносная система"


Жерготова Мария Сергеевна (Публикатор)


10.02.2022

Главная цель современного образования заключается в повышении его качества и эффективности получения и практического использования знаний. В соответствии с ФГОС базовое биологическое образование должно обеспечивать учащимся высокую биологическую, экологическую и природоохранную грамотность, компетентность в решении широкого круга вопросов, связанных с живой природой.


Лаушкина Татьяна Анатольевна (Публикатор)


29.12.2021


Братына Татьяна Леонидовна (Публикатор)


21.12.2021

Современное образование ориентировано на развитие личности обучающегося в процессе освоения универсальных учебных действий, познания окружающего мира и активной учебно-познавательной деятельности.


Барановская Татьяна Ивановна (Публикатор)


14.10.2021

Цель: познакомить учащихся с понятиями о побеге и почке, их строением и функциями.


Шеметова Евгения Валерьевна (Публикатор)


18.09.2021

В данной статье раскрыты теоретические особенности вопроса экологического образования младших школьников в рамках
образовательной системы в Донецкой Народной Республике. Определена цель экологического образования и описаны его задачи. Рассмотрены компоненты экологических знаний.


Корсун Татьяна Сергеевна (Публикатор)


10.09.2021

Цель урока: создать условия для достижения планируемых результатов обучения.


Шадрина Надежда Анатольевна (Публикатор)


28.06.2021

Цели урока: способствовать расширению знаний учащихся о хромосомной теории наследственности; пониманию генетических основ закона Т.Моргана, продолжить работу над формированием генетической грамотности учащихся.


Никишина Валентина Михайловна (Публикатор)


09.06.2021

Цель урока: сформировать представление о правилах ухода за кожей и её производными – ногтями и волосами; показать связь с процессами, происходящими во всём организме.


Ахмадышева Екатерина Николаевна (Публикатор)


01.03.2021

Разработка предназначена для проведения интегрированного урока химии и биологии для учащихся углубленного уровня. Цель урока: сформировать представление об углеводах, как химических веществах, их составе, физических и химических свойствах, биологическом значении.


Гончарова Марина Ивановна (Публикатор)


26.02.2021

Цель: излагать содержание прослушанного, прочитанного и аудиовизуального материала.


Рецлав Светлана Вячеславовна (Публикатор)


27.01.2021

Задачи: сформировать у учащихся представление о средах обитания организмов, об экологических факторах; показать взаимосвязи организмов со средой обитания; подвести учащихся к выводу о взаимосвязях в природе.


Табакмахер Татьяна Владимировна (Публикатор)


09.01.2021


Чигирь Елена Александровна (Публикатор)


31.08.2020

Рабочий лист по биологии 8 кл. по теме "Высшая нервная деятельность".


Пономарева Людмила Николаевна (Публикатор)


08.05.2020

Цель: формирование понятия культура здоровья - основа полноценной жизни.


Красная Ольга Владимировна (Публикатор)


25.04.2020

Цель: сформировать представление о жирах как химических веществах, их составе, физических и химических свойствах, биологическом значении.


Сухарева И. Е., Гончарова М.И. (Публикатор)


27.02.2020


Цель мероприятия: расширение и углубление экологических знаний учащихся, пропаганды экологических знаний.


Лябина Наталья Викторовна (Публикатор)


07.02.2020



Лябина Наталья Викторовна (Публикатор)


07.02.2020

Цель мероприятия: повторение и обобщение знаний, полученных при изучении курса биологии, географии через систему занимательных заданий.


Винькова Ирина Андреевна (Публикатор)


07.02.2020

Здравствуйте, ребята. Мы приветствуем друг друга каждый день такими словами, то есть желаем здоровья. Здоровье - это самое ценное, что есть у человека. На всю жизнь человеку дается только один организм. Поэтому мы должны бережно к нему относиться, постоянно о нем заботиться, чтобы долгие годы оставаться здоровыми.


Баркова Ирина Ивановна (Публикатор)


02.12.2019


Мазур Мария Викторовна (Публикатор)


11.11.2019

Детская экологическая викторина и пара игр, которые помогут учащимся 4 - 5 классов познакомиться с экологией и её актуальной проблемой.


Калмыкова Татьяна Сергеевна (tanechkakalmykova)


09.08.2019


Цель: закрепить, уточнить характерные признаки строения водорослей как представителей низших растений, показать особенности среды обитания и классификации водорослей.


Грачева Лидия Вячеславовна (Публикатор)


19.06.2019

Изучение родного края – это основа патриотического, духовно-нравственного и экологического воспитания. Знать историю развития родного края, изучать национальные традиции, известных людей, которые прославили край, природу родного края должен каждый уважающий себя человек. Методическая разработка поможет заинтересовать учащихся познавать прошлое и настоящее своего края, с любовью относиться к природе своей малой родины. Чтобы быть достойным гражданином своей Родины, надо, прежде всего, любить, уважать, ценить свою малую родину, жить с природой в мире и согласии.


Федорова Виктория Геннадьевна (Публикатор)


18.06.2019

Разработки уроков биологии

Уроки биологии в школе — одни из самых интересных и познавательных, поскольку школьники изучают животный мир и человека, видят связь с жизнью, выполняют множество практических работ и наблюдают изучаемые явления вокруг себя. Эта наука не так далека от жизни простого человека, как, например, неорганическая химия, молекулярная физика, основы математического анализа и т.д.

Конспекты уроков биологии, как правило, содержат:

  • название, цели и задачи урока
  • основные понятия урока
  • достигаемые результаты
  • связь с предыдущими уроками, другими предметами и т.д.
  • саму разработку урока (включая слова учителя, надписи на доске, вопросы классу, задания для работы в классе и дома и т.д.)

В свете внедрения ФГОС второго поколения в старшую школу разработки уроков биологии теперь представлены в виде технологической карты урока, в которой подробно описываются формируемые УУД (универсальные учебные действия).

Чтобы уроки были интересными, в конспекты включают показ презентаций по биологии, демонстрацию опытов, выполнение классных и домашних практических работ. А на самих уроках используются наглядные пособия (плакаты, модели) и различные виды оборудования (микроскоп, компьютер и проектор) и т.д. Особой популярностью пользуются интегрированные уроки биологии, уроки-игры и другие нестандартные формы занятий.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке используются разнообразные методы и приемы , используемые по ФГОС.

Тема :Голосеменные – отдел семенных растений.

Цель: выяснить общие признаки семенных растений, особенности размножения голосеменных; преимущества семенного размножения перед размножением с помощью спор.

Планируемые результаты обучения:

предметные результаты:

учащиеся должны знать общие признаки семенных растений, особенности строения и размножения голосеменных на примере сосны обыкновенной; уметь выявлять черты более сложной организации по сравнению с папоротниками;

метапредметные результаты:

учащиеся должны уметь:

ставить учебную задачу под руководством учителя;

планировать свою деятельность под руководством учителя;

работать в соответствии с поставленной задачей и планом;

уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;

уметь работать в паре и группе, а также оказывать взаимопомощь

оценивать работу одноклассников.

личностные результаты:

учащиеся должны уметь:

осознавать целостность мира, воспитывать экологическую культуру.

Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая

Вид урока: комбинированный урок.

Тип урока: изучения нового материала

I Организационный момент.

Здравствуйте , ребята! Садитесь.

В наших руках сегодня создать такую атмосферу на уроке, при которой все будут чувствовать себя комфортно.

Ребята, у вас у каждого лежат таблички , прочтите . А сейчас вы должны будете встать, двигаясь по классу, общаясь между собой, создать некие группы. Но принцип построения вы выбираете сами, я вам ничего не говорю. Единственное, вы ограничены во времени-1 мин. Тихо встаньте, и через минуту я хочу увидеть 4 группы.

(после того как будут построены группы) Поднимите свои карточки. Почему вы объединились в одну группу? Почему вы вместе? …

Это ваши новые команды, займите свои места.

Итак, следующее задание для каждой группы. Проверим ваши знания про высшие споровые растения (2-3мин)

1. У высших растений не развиты ни ткани, ни органы (нет)

2. Риниофиты - это вымершие организмы (да)

3. Оплодотворение у высших споровых растений осуществляется с помощью воды(да

4. Водоросли - первые растительные организмы на Земле, возникли в водной среде (да)

5.Спорофит - это половое поколение высших споровых растений (нет)

6. Половые клетки - гаметы, образуются в гаметофите (да)

Задание для группы 2. Выбрать лишний термин из предложенных. Объяснить свой выбор.

А) стебель, лист, слоевище, побег, корень;

Б) ламинария, саргассум, одуванчик, спирогира, филлофора;

В) споры, спорангии, яйцеклетка, спорофит, бесполое поколение;

Г) сперматозоид, гаметофит, яйцеклетка, половые органы, споры.

( Ответы: А) слоевище; Б) одуванчик; В) яйцеклетка; Г) споры.)

Задания для группы 3. Задания на соответствие терминов.

растения без тканей и органов

организмы, способные образовывать органические вещества из неорганических

выросты клеток водорослей для закрепления в почве

слияние двух половых клеток

половое поколение высших растений, на котором образуются половые клетки

бесполое поколение высших растений, на котором образуются споры в спорангиях

Задания для группы 4. Задания на соответствие терминов. На табличках - отдельно термины и определения.

тело водорослей, состоящее из группы клеток

растения, у которых хорошо развиты ткани и органы

первые наземные растения

мужские половые клетки

женские половые клетки

органы бесполого размножения, в которых образуются споры

Проверка выполнения заданий.

III. Мотивация учебной деятельности

Сотни три миллионов ей лет.

Уж давно птеродактилей нет,

Нет гигантских страшилищ давно…

Ей же, к счастью, пропасть не дано.

К нам пришла из далёких времён.

У неё много видов, имён.

Острых сабель на ней нам не счесть,

А живица полезна. В ней есть

Канифоль, скипидар, камфара …

Не страшны ей мороз и жара!

С ней легко полной грудью дышать,

Так не будем её обижать.

- О чем мы сегодня будем говорить на уроке? (Ель, сосна)

Сегодня мы будем изучать отдел Голосеменные растения, к которым и

относятся ель, сосна¸ кедр и пр.

Что вы уже знаете о Голосеменных?

Что вы знаете , но не можете объяснить?

Вывод: Сегодня мы должны будем выяснить признаки голосеменных, размножение и значение голосеменных.

IV Изучение нового материала

А. Преимущества семян перед спорами

Каких растений на земле больше : споровых или семенных?

- Давайте выясним, почему семенных растений больше, чем споровых?( Семена по сравнению со спорами лучше защищены и содержат больший запас питательных веществ)

- Какое преимущество дало растению появление семени?( Растения, размножающиеся семенами, лучше приспособлены к жизни на суше, чем растения, размножающиеся спорами. Оплодотворение у семенных растений не зависит от наличия воды во внешней среде. Семена (многоклеточные образования) имеют больший запас питательных веществ, чем споры (они одноклеточные). Зародыш: будущего растения, находящийся внутри семени, лучше защищен от неблагоприятных условий.)

Пользуясь учебником ( с. 56 ) вы должны постараться выделить общие признаки голосеменных , работая в группах .

Признаки : 1. Вечнозеленые , реже листопадные деревья, кустарники, лианы.

2.Органы- корень, стебель, лист

4. размножение семенами (преобладающее поколение –спорофит)

6. шишка- видоизмененный побег

– Сейчас приступим к рассмотрению основного нашего вопроса. Выскажите свое предположение о способах размножения голосеменных растений, исходя из их названия.
Основным способом размножения голосеменных является половой способ, то есть размножение с помощью специализированных половых клеток – гамет. Вегетативное размножение встречается очень редко

Размножение голосеменных растений:

У вас на столах имеются карточки с основными периодами размножения сосны По ходу моего рассказа ваша задача: составить схему размножения голосеменных.

Сосна – однодомное растение. Весной на молодых ветвях сосны видны маленькие шишки двух видов: зеленовато-желтые собраны тесными группами у основания молодых побегов, красноватые сидят поодиночке на их вершинах. Шишки представляют собой видоизмененные побеги. Красноватые шишки – женские шишки. На каждой чешуйке красной шишки развиваются по два семязачатка, в которых находятся женские гаметы – яйцеклетки, имеющие гаплоидный набор хромосом.

Зеленовато-желтые шишки – мужские. На чешуях зеленоватых шишек развиваются по два пыльцевых мешочка. В них созревает пыльца. Пыльца включает в себя пыльцевое зерно, состоящее из вегетативной и генеративной клеток и два воздушных мешочка, которые придают легкость пыльце. Пыльца легко может переноситься ветром.
Весной сосны начинают “пылить”, то есть из мужских шишек начнет высыпаться пыльца. Созревшая пыльца высыпается, подхватывается ветром и переносится в женские шишечки на пыльцевход семязачатков. Этот процесс называется опылением.

После опыления чешуи красноватых шишек смыкаются и склеиваются смолой. Оплодотворение у сосны происходит только на следующий год – через 12–14 мес. после опыления. Пыльца прорастает, из вегетативной клетки зерна образуется пыльцевая трубка, а из генеративной клетки внутри этой трубки образуются два спермия. В семязачатках закрывшихся шишек происходит оплодотворение. В оплодотворении участвует только один спермий, второй – погибает. В результате оплодотворения образуется зигота с диплоидным набором хромосом. Зигота дает начало зародышу, а из всего семязачатка образуется семя с запасом питательных веществ, который находится в эндосперме. Оболочка семени образуется из покрова семязачатка

– Шишки растут и одревесневают. Семена сосны созревают через полтора года после опыления, а высыпаются из шишек почти через два года.
Итак, в результате полового размножения у голосеменного растения образуются семена, состоящие из зародыша, эндосперма и семенной кожуры. Каждое семечко снабжено крылышком – это приспособление для распространения семян ветром. Попадая в почву, семя прорастает в проросток, который дает начало молодому растению.

В жизненном цикле голосеменных растений преобладает спорофит , представляющий собой само растение.

Физкультминутка для глаз. Учитель: А теперь, давайте немного отдохнём (физкультминутку проводит один из учащихся)

1. Колебательные движения глазами по горизонтали справа - налево, затем слева - направо.

2. Движения глазами по вертикали вверх-вниз, затем вниз-вверх.

3. Интенсивные сжимания век в быстром темпе.

4. Круговые вращательные движения глазами слева-направо, затем справа-налево.

5. Круговые вращательные движения, вычерчивая цифру 8, лежащую на боку.

6. Частые моргания, без усилий.

Значение голосеменных : учебник с. 57 выделить значение голосеменных для человека

-образуют органические вещества, выделяют кислород, поглощают углекислый газ;

-древесина как строительный и поделочный материал;

-ценное сырье для многих отраслей промышленности

V. Проверка усвоения материала.

- Выпишите номера правильных утверждений.

1. Появление семени – важный этап в эволюции растений.

2. По способу питания растения – гетеротрофы.

3. У голосеменных нет цветов и плодов.

4. Семя только защищает зародыш от неблагоприятных факторов среды.

5. Запас питательных веществ в семени обеспечивает жизнь зародыша в начальный период его развития.

6. Голосеменные растения произошли от первичных разноспоровых папоротников.

7. Спора имеет такое же строение, как и семя.

8. Голосеменные растения распространены по всему земному шару.

9. Для оплодотворения голосеменных не нужна вода.

10. Голосеменные растения не имеют листьев.

(Ответы: 1; 3; 5; 6; 8; 9.)

Назовите признаки растений отдела Голосеменные.

1. Вечнозеленые растения.

2. Жизненная форма – деревья и кустарники.

3. Листья игольчатые.

4. Размножение с помощью семян.

5. Не образуют плодов.

6. Оплодотворение без участия воды.

В чем заключается преимущество семян? (сл.35)

1. Запас питательных веществ;

2. Защищены семенной кожурой;

3. В семени зародыш может в течение более длительного времени

сохраняться от воздействия неблагоприятных факторов

Задание на дом и подведение итогов:

Итак, сегодня мы с вами начали знакомиться с голосеменными растениями.

- Что нового и интересного для себя вы узнали?

- Что еще вам хотелось бы узнать о голосеменных?

На последующих уроках у вас будет возможность узнать еще больше об этом отделе растений. И в этом вам поможет выполнение домашнего задания:

Читайте также: