Конспект урока по биографии писателя в старших классах

Обновлено: 05.07.2024

Автор: Алла Борисовна Залесская

Населенный пункт: г. Ростов-на-Дону

Посещая уроки своих коллег-словесников, я обратила внимание на то, как скучно, однообразно изучается биография писателей на уроках литературы в 9-х, 11-х классах, а ведь именно она ключ к постижению творчества художника.

Изложение фактов биографии писателя должно быть подчинено раскрытию того особенного и неповторимого и неповторимого в духовном облике художника, что во многом определяет пафос и тональность его произведений.

Иван Александрович продолжал трудиться, зарабатывать себе на жизнь, и после официального увольнения со службы в Министерстве внутренних дел как писатель, литературный критик, преподаватель русской словесности детям князя Константина Николаевича, занимался общественной деятельностью, будучи членом Общества любителей русской словесности при Московском университете, в качестве члена-корреспондента Общества литераторов Франции.

Поучительными считаю нравственные и жизненные принципы И. А. Гончарова, с которыми предоставляется возможность познакомиться по учебнику и дополнительной литературе самостоятельно. В помощь – вопросы:

- В какой семье родился и воспитывался Гончаров? Кто был его духовным наставником в детстве?

- Каким он был студентом? Кем и чем восхищался?

- С кем из писателей, литературных деятелей он встречался в своей жизни?

- Как это повлияло на литературные привязанности? На его выбор литературного метода? На его мировоззрение? На его концепцию романа?

- Расскажите о его взаимоотношениях с И. С. Тургеневым. Как они характеризуют Гончарова?

- Что привлекало в нем и что отталкивало окружающих от Ивана Александровича? Как характеризуют писателя близко знавшие его люди?

- Почему он так долго писал свои романы? Как это его характеризует?

- Как сам Гончаров оценивал себя?

С биографией Н. Г. Чернышевского я предлагаю учащимся знакомиться по следующему плану: оставить хронологическую таблицу к биографии писателя.

- Каково социальное происхождение Н. Г. Чернышевского?

- Можно ли его назвать разночинцем?

- Что и кто формировал мировоззрение мальчика?

- Какие принципы своей семьи унаследовал Н. Г. Чернышевский (см. материалы о том, как женился, как строил взаимоотношения в своей семье с женой и детьми).

- Каким по характеру был Николай Гаврилович в отроческие годы?

- Отличался ли он в семинарии от своих собратьев?

- Почему Н. Г. Чернышевский отказался от блестящей духовной карьеры?

- Во что уже тогда верил Чернышевский? Какие идеи его увлекали?

- Под чьим влиянием формировалось мировоззрение Николая Гавриловича в университете?

- Каковы мечты Николая Гавриловича? Как высказывания о себе и дневники характеризуют Чернышевского?

5. Чернышевский – учитель:

- Каким учителем был Чернышевский?

- Какие из своих убеждений он проповедовал?

- Какое еще важное событие в жизни Чернышевского произошло в Саратове?

- Какова история любви Николая Гавриловича и Ольги Сократовны?

- Как характеризует Чернышевского его поведение в день свадьбы?

- Чем начинает заниматься в Петербурге Чернышевский?

- Что из себя представляет диссертация Чернышевского? Каковы ее основные положения?

- Назовите формулу, выведенную в диссертации?

- К чему стремился Чернышевский в своей литературно-критической деятельности?

- По какой причине Чернышевский из публициста решил стать писателе?

- Почему Чернышевского называли главой русской революционной демократии?

7. За что Чернышевский был арестован и почему ему предъявили обвинение в государственном преступлении? Каков был приговор?

- Расскажите о гражданской казни Чернышевского.

- Объясните, что такое гражданская казнь?

8. Сколько лет провел Чернышевский в заключении? Где жил свои последние годы? Как умер? Изменил ли свои литературные воззрения?

Вопросы составлены таким образом, чтобы учащиеся смогли сориентироваться в биографическом и мемуарных материалах, научились строить свой рассказ о писателе, не оставляя без внимания важные факты его жизни и творчества.

Еще один способ расположить учащихся к личности писателя – после изучения его биографии предложить письменную работу. Например, - какие из высказываний великих людей вы можете соотнести с образом А. П. Чехова, его мироощущением, философией жизни.

Ф. М. Достоевский

Ф. М. Достоевский

Изучая биографию Ф. М. Достоевского, высказываниями великих людей о нем предваряю разговор о писателе. Предлагаю задание: прочитайте внимательно высказывания великих людей о Ф. М. Достоевском. Каким вам представляется писатель? (Каждому ученику дается лист, где записаны высказывания. Это облегчает работу ученику и учителю.)

Ф. М. Достоевский. Биография.

М. Е. Салтыков-Щедрин

Мне всегда важно, как дети отнесутся к писателю, узнав о нем больше, чем написано в учебнике. Я хочу, чтобы у них возникло чувство к писателю, поэту, тогда легче читать и анализировать художественные произведения, тогда учащиеся видят роль автора в произведении, отмечают наличие тех или иных позиций писателя в оценке поведения героев, проникаются интересом к лирическим отступлениям в произведении.

Кроме всего прочего биография писателя – это биография страны, ее история, так как все писатели и поэты были детьми своего народа, Родины, они все были гражданами.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

Биографию писателя традиционно рассматривают как средство воспитания человека и гражданина, кроме того биография может служить своеобразным ключом к творчеству писателя. Таким образом, интересно изложенные биографические сведения, с одной стороны, подготавливают учащихся к более глубокому восприятию художественного текста, с другой, оказывают благоприятное воздействие на формирование личности школьников, на их мировоззрение.

Модульная технология План модульного занятия: диагностика, мотивация учащихся, самостоятельная работа, работа в малой группе (4-6 человек), работа в целом классе, рефлексия. Модульное занятие позволяет использовать весь арсенал методов и форм обучения, который накоплен школьной практикой, т.е. модульное обучение, по сути, является интегративной технологией.

Игровые технологии В старшем возрасте для развития творческих способностей чаще используются деловые игры. Модификации деловых игр: имитационные, операционные, ролевые, деловой театр, психо- и социодрама.

3. Экскурсии по литературным местам. Посещение литературных музеев в Тарханах, в Константиново, Ясной Поляне, в Воронеже, в Ельце, в Санкт-Петербурге, в Москве. Продуктом этого проекта может быть выпуск плакатов, выставка буклетов, фотогазеты. 4. Интервью с писателем. 5. Пресс-конференции. 6. Репортажи.

Информационные технологии обучения Традиционная форма представления биографии писателя – лекция. Примерный план анализа может быть таким: Найдите в Интернете сайты, посвященные жизни и творчеству писателя. Выберите для анализа один из сайтов, обоснуйте свой выбор. Назовите адрес сайта. Охарактеризуйте содержание сайта, разделы, их наполнение: как представлен биографический раздел; есть ли мемуары, чьи воспоминания представлены; какой иллюстративный материал (портреты, фото) содержит галерея; какие еще разделы представлены на сайте, их отличительные черты. Оцените дизайн сайта, насколько он интересен, соответствует эпохе, личности писателя. В чем преимущества и недостатки сайта.

Виртуальные музеи и клубы (кафе) Виртуальный музей – это собрание Web-страниц, содержащих каталоги и фотографии экспонатов из различных художественных собраний. Виртуальный музей бывает как плоским, так и трехмерным, позволяющим пройти по залам и посмотреть экспонаты под разными углами. Электронные библиотеки – рассматриваются как распределенные хранилища знаний.

Урок по литературе 10 класс Тема урока: Антон Павлович Чехов. Творческая биография. Ход урока 1. Организационный момент. 2. Новая тема. Предварительное задание - самостоятельно познакомиться с биографией А.П.Чехова, составить хронологическую таблицу его жизни и творчества. На экране появляются слайды презентации с вопросами. Урок проходит на фоне демонстрации слайдов. Семья, воспитание, формирование личности. Начало творчества. Повести и рассказы А.П. Чехова. Общественная деятельность, поездка на Сахалин. Новый театр. Из истории МХАТа. А.П. Чехов и театр. Пьесы А.П. Чехова. 3. Закрепление материала, проверка его усвоения на первом уровне. 4. Подведение итогов урока. Оценка работы учащихся на уроке. 5. Домашнее задание.

Слайд № 5. Общественная деятельность, поездка на Сахалин. 1. Поездка на Сахалин. 2. Результаты поездки. 3. Работа в имении Мелихово. Ответы: Преодолевая болезнь Чехов едет на Сахалин, чтобы провести на острове серьёзные медико-социологические исследования. В 1892 году по делам помощи голодающим он едет в Нижегородскую и Воронежскую губернии. В том же году писатель приобретает имение Мелихово и участвует в борьбе с эпидемией холеры. Он выступает и как организатор врачебных участков, и как врач, и как поставщик медикаментов и медицинских инструментов, часто за свой счёт. В 1894 году избран гласным Серпуховского окружного суда; попечителем Талежского сельского училища. Он хлопочет об открытии школ, на свои средства покупает для них мебель, книги, наглядности. Помогает материально врачам, спасает хирургический журнал. Работает по переписи населения. Был награждён за общественную деятельность медалью. Даже в Ялте, куда приехал на лечение, занимается строительством санатория для чахоточных больных.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методы изучения биографии писателя в старших классах. Статья.

В методической литературе и практике преподавания существует несколько путей изучения биографии писателя в старших классах. В большинстве случаев вначале излагается биография с последующим текстуальным анализом произведения. Но вынесение биографии как предисловия к текстуальному анализу в большей степени характерно для основной средней школы. Там такое построение оправдано и необходимо, так как страницы биографии создают установку на чтение и анализ, тематически и проблемно выделяют мотивы произведения, которые предстоит изучить. В старших классах такой подход имеет свои положительные стороны с точки зрения экономии времени и четкости организации материала.

Однако знакомство с личностью писателя практически завершается уже на первых уроках, что обуславливает естественную потерю познавательных и воспитательных возможностей. Биография заменяется набором фактов и списком дат или же биографизмом, сводящим жизнь к быту.

В основе другого пути — рассказ о жизни, литературной деятельности писателя, прерывающийся анализом произведения (обучающиеся знакомятся только с теми страницами биографии, которые связаны с созданием изучаемых произведений). При этом нарушается целостность восприятия жизненного пути художника: биографический материал дается по частям, чередуясь с характеристикой произведений, но зато соблюдается принцип историзма.

В данном случае биография является в некотором роде фоном, на котором рассматривается произведение.

Методистами предлагается и такой путь: вначале изучается творчество писателя под руководством учителя, биография же рекомендуется обучающмися для самостоятельного чтения, а на заключительном занятии учитель обобщает вопросы. Но при таком подходе не всегда удается раскрыть проблему творческой эволюции писателя.

Упомянутые подходы к освещению биографии не в полной мере реализуют основные задачи ее изучения, важнейшей из которых является то, что биография писателя должна являться психологической и эстетической подготовкой к изучению художественного текста. Данная задача решается лишь при изучении жизненного и творческого пути писателя в их динамическом единстве. Такой подход позволяет показать двустороннюю связь художественного произведения с личностью творца, определить, где и как выражается авторская индивидуальность. Так изучение биографии и анализ произведения, взаимно дополняя друг друга, способствуют пониманию существа историко-литературного процесса.

Важнейшими аспектами изучения биографии, позволяющими осуществить взаимосвязь биографии и творчества писателя, являются среда, окружение, эпоха. Они определяют жизненный опыт и знания, своеобразие художественного мастерства писателя, социальную обусловленность произведений и др.

Согласно исследованиям методистов Н.И. Горобец и И.А. Новиковой, школьными программами по литературе для старших классов предусмотрены «три основных вида жанровой организации биографических материалов:

краткие биографические сведения о жизни и творчестве писателя,

жизненный и творческий путь,

Краткие биографические сведения даются о тех писателях, творчество которых представлено в программе одним произведением или фрагментами из него (например, Мольер, Байрон — 9 класс, Шекспир, Гете — 10, Фадеев, Алексей Толстой — 11). В этом случае характеризуются условия и то окружение, которые оказали благотворное влияние на формирование мировоззрения и эстетических взглядов писателя, основные его произведения, время их написания и творческая судьба.

Более подробно следует остановиться на периоде жизни художника, связанном с созданием произведения, изучаемого текстуально. На этом этапе целесообразнее перейти к анализу художественного текста. Завершается тема общей характеристикой жизни и творчества писателя, их оценкой.

Таким образом, краткое знакомство с основными сведениями о жизни и творчестве мастера слова представляет собой форму завершенного рассказа. Изучаемое произведение воспринимается обучающимися как факт из жизни великого человека.

Структура биографического очерка подчиняется задаче воспроизведения многогранности черт личности писателя, особенностей его мировоззрения, что приближает обучающихся к пониманию текстуально изучаемого произведения.

Знакомство с несколькими произведениями, входящими в состав монографической темы, позволяет обратить внимание школьников на эволюцию личности писателя, познакомиться с его художественными концепциями, обстоятельно охарактеризовать основные этапы жизненного и творческого пути.

Для всестороннего изучения произведения, выявления художественной индивидуальности автора целесообразным является поэтапное освещение его жизни и творчества. Обучающиеся, с одной стороны, наглядно убеждаются в том, как биографические сведения характеризуют и объясняют творческое развитие автора, с другой, — что анализируемые произведения являются фактом его жизни.

С.А. Леонов, в дополнение к трем основным, предлагает такой вид жанровой организации биографического материала, как художественно-биографический рассказ, который может не только звучать в исполнении учителя, но и быть результатом самостоятельной творческой деятельности обучающихся. В процессе его подготовки и восприятия усиливается эмоциональное воздействие от соприкосновения с жизнью великого человека. Молодые люди яснее постигают индивидуальность писателя, его внутренний мир, приобщаются к его размышлениям и переживаниям, образно представляют события, участником которых он был, — словом, происходит эмоциональное постижение биографии писателя, что в значительной степени подготавливает восприятие его художественных произведений и пробуждает интерес к ним [10, 65].

Художественно-биографический рассказ может быть иллюстрацией к лекции учителя или одной из составляющих серии рассказов, скрепленных хронологической канвой. Краткие биографические сведения, жизненный и творческий путь писателя и биографический очерк находят свою реализацию в разнообразных методических формах изучения биографии писателя в старших классах.

Уроки изучения биографии писателя в старших классах чаще всего строятся как лекция учителя. В то время как в 5—9 классах «биографические сведения сообщаются в ограниченных размерах, с ориентировкой по преимуществу на материал литературного чтения, лекция в старших классах ставит целью раскрыть весь жизненный и творческий путь писателя в историко-литературном плане.

Как указывает В.В. Голубков, «лекция о биографии писателя должна отразить:

1) в чем особенности писателя как художника и мыслителя;

2) как автор произведения связан с эпохой, с событиями;

3) как развивался стиль писателя, каковы были основные этапы его творческого пути;

Уроки изучения биографии писателя больше всего испытывают влияние трафаретной схемы: опрос, объяснение, закрепление. В связи с этим следует тщательно обдумать формы опроса и домашних заданий.

К приемам, активизирующим внимание старшеклассников, можно отнести и составление хронологических таблиц, и запись плана лекции, и викторины, и подбор эпиграфа к уроку, и сопоставление фактов биографии с произведениями, лирическими признаниями писателя в его произведениях, и словарную работу. Значимость последней обусловлена тем, что на биографических уроках вводится множество новых понятий.

На уроках изучения биографии художника слова очень важны межпредметные связи. Так, например, уроки истории и уроки изучения биографии писателя будут взаимно дополнять и обогащать друг друга. Эмоциональному воздействию биографического материала на обучающихся, несомненно, будет содействовать применение музыки, живописи, кино.

Методисты В.В. Голубков, В.А. Никольский выделяют такую сложную организационную форму, как киноурок, в которую органично входят ведущая лекция учителя, показ кинокадров, иногда выступления обучающихся, музыкальные иллюстрации и т.п.

При изучении жизненного и творческого пути писателя беседа явится неотъемлемой структурной частью каждого урока.

К нетрадиционной относят такую форму изучения биографии, как заочная экскурсия по местам, с которыми связана память о писателе. Она вызывает большой интерес обучающихся, содействует развитию их творческого воображения, знакомит со сложными вопросами. Заочная экскурсия на первый взгляд кажется преимущественно монологической формой проведения занятий. В действительности в процессе проведения ее возникает беседа, дается простор для различного рода самостоятельности обучающихся [18, 184]. Заочная экскурсия может быть включена в урок как часть его.

Изучение биографии писателя в классе углубляется и дополняется внеклассной работой. Это и литературно-музыкальные композиции по письмам и дневникам, читательские конференции о литературных произведениях, посвященных писателю. При проведении уроков по изучению биографии писателя в той или иной организационной форме учителю следует помнить о роли наглядности в преподавании литературы. Роль наглядных пособий трудно переоценить. Применение их, например, на уроках изучения биографии писателя дает возможность обучающмися конкретнее представить образ писателя, историческую обстановку, в которой он жил и создавал свои произведения, общественную и литературную среду, влиявшую на мировоззрение и творчество писателя. В.В. Голубков дает такую классификацию наглядных средств:

- «словесно-образные: использование стихотворений и отрывков из художественной прозы, из мемуаров и писем и т.д.;

- художественно-изобразительные: демонстрация портретов, репродукций картин, снимков с рукописей и т.д.;

Изучение биографии поэта необходимо сопровождать чтением лирических произведений, имеющих к ней прямое отношение, обращенных к людям, оказавшим влияние на писателя, выражающих мысли и чувства поэта в тот или иной период его жизни. С точки зрения Г.В. Амитирова, стихи, привлекаемые во время изучения биографии, не нужно анализировать, достаточно прочитать их выразительно. Комментарии нужны лишь к стихотворениям, которые значатся в программе [1, 9].

При изучении биографии писателя необходимо использовать комплекты демонстрационного изобразительного материала, синхронистические таблицы, картосхемы. В комплект изобразительных пособий можно включить: портреты писателей и тех современников, которые влияли на его творчество, а также групповые их портреты; репродукции картин художников, изображающие наиболее важные исторические события того времени и отдельные эпизоды из жизни писателя; фотоснимки мест, связанных с жизнью и творчеством писателя, копии биографических документов и другое.

Основное назначение данных пособий конкретизировать представления обучающихся об образе писателя, а также общественной и литературной среде, влиявшей на его мировоззрение и творчество.

С помощью синхронистических таблиц можно раскрыть школьникам наиболее существенные факты из жизни и творчества писателя, связав их с общественно-политической обстановкой данной эпохи, с борьбой в литературном движении различных направлений.

Картосхемы знакомят обучающихся с маршрутами путешествий писателя, дающими наглядные представления об этапах жизни художника слова, его впечатлениях. Необходима осмысленная работа над датами, восстановление хода времени.

Исключительно велико значение изучения биографии мастеров слова в эстетическом образовании обучающихся. Решение этой проблемы предполагает усвоение обучающимися знаний исторического, бытового и психологического характера. Изучение биографии должно раскрыть внутреннюю жизнь писателя, развитие и становление его личности и таланта, его место в истории литературы, его отношение к природе, обществу, человеку.

Биография писателя в 5—9 классах — это подступ к чтению текста. Ближайшая ее задача — дать сведения, необходимые для дальнейшей работы над художественным произведением. В старших классах предметом изучения является уже не отдельное произведение, а жизнь и творчество писателя. Программы и предлагают, как правило, несколько произведений, наиболее характерных и в то же время доступных пониманию обучающихся.

Биография писателя в старших классах является одним из важных структурных элементов монографической темы. Биографическое изложение материала в старших классах во многом отличается от биографического рассказа в основной средней школе. Рассказ учителя сопровождается выдержками из высказываний писателя по различным вопросам общественной жизни, включением отрывков из мемуаров писателя и воспоминаний о нем современников. Биография писателя становится документом эпохи.

Амитиров Г.Е. Изучение поэтов в школе: А.С. Пушкин. М.Ю. Лермонтов. Н.А. Некрасов. В.В. Маяковский. Из опыта учителя литературы. — М., 1962.

Биография писателя в системе эстетического развития обучающихся: методические рекомендации / Н. И. Горобец, И. А. Новикова. - Арх-ск : ПГУ, 2006. - 140 с.

Голубков В. В. Методика преподавания литературы. — М., 1962.

Дробот В.Н. Изучение биографии писателя в школе: Пособие для учителя. — Киев, 2011.

Каплан И.Е. Изучение биографии писателя в старших классах: Пособие для учителя. — М., 2002.

Катай И.Е. Изучение биографии писателя в старших классах: Пособие для учителя. — М., 2004.

Колокольцев Е.Н. //Активные формы преподавания литературы: Лекции и семинары на уроках в старших классах / Сост. Р.И. Альбеткова— М, 2011

Кудряшев Н.И. Взаимосвязь методов обучения на уроках литературы: Пособие для учителя. — М, 2006

Курдюмова Т.Ф. Историзм школьного курса литературы. —М , 1974.

Леонов С. А. Развитие устной речи обучающихся старших классов на уроках литературы. — М., 1988.

Литература. 5 класс. Учебник в 2 частях. Коровина В.Я. и др. 2-е изд. - М.: 2013. Ч.1 - 303с.; Ч.2 - 303с.

Маранцман В. Г. Биография писателя в системе эстетического воспитания школьников.— М.; Л., 1968.

Межпредметные связи при изучении литературы в школе / Под ред. Е.Н. Колокольцева. —М , 2009

Мурин Д.Н., Кононова Е.Д., Миненко Е.В. Русская литература XX века. Программа 11 класса. Тематическое поурочное планирование. — СПб, 2001.

Никольский В. А. Методика преподавания литературы в средней школе: Учебное пособие для студентов педагогических институтов. — М, 1971.

Никольский В.А. Преподавание литературы в средней школе: Пособие для учителя. — М, 1963.

Программно-методические материалы. Литература. 5—11 кл. / Сост. Т.А. Калганова. — М, 2009.

2. Методические приемы проведения уроков - биографий: А) лекция; Б) кинофильм; В) заочная экскурсия.

Ключевые слова:личность, авторская позиция, биография, текстуальный анализ монографической темы, средства наглядности.

Изучение биографии писателя помогает услышать голос писателя, увидеть своеобразие его личности, характера и судьбы. В каждом литературном произведении отражается личность его автора, выражается его авторская позиция. Без усвоения ее школьниками нельзя привести их к объективному пониманию художественного текста.

Своеобразие личности художника, единство его жизненного поведения и творческой программы откроются ученикам, если мы при изучении биографии выделим идеологические, нравственные и эстетические проблемы, которые интересны определенному возрасту и ограничены для самого автора произведения.

Изучение биографии писателя должно вызвать у школьников интерес к его личности, его идейным исканиям, отразившимся в творчестве. отделение биографии от изучения творческого пути писателя, вынесение биографии как предисловия к текстуальному анализу произведения возможно в У-УШ классах. Там такое построение оправдано и необходимо, так как страницы биографии оказываются, как правило, ведением в изучаемое произведение, создают установку на чтение и анализ, тематически проблемно выделяют мотивы произведения, которые предстоит изучить. В старших классах изучение биографии приобретает более самостоятельный и законченный характер.

Уроки по биографии писателя чаще всего строятся как лекция учителя. Как сделать этот монолог увлекательным и важным для учеников? В лекции значимы и логичность построения и яркость содержания, и темп речи, выразительность мимики и жестов педагога. Манера речи и поведения учителя могут заставить зазвучать этот материал или, наоборот, лишить его притягательной силы.

Голоса писателей, которые донесла до нас грамзапись, музыкальное сопровождение рассказа учителя, короткие музыкальные вступления к рассказу о разных периодах жизни писателя, слушание любимых писателем музыкальных произведений, художественное чтение отрывков из его произведений - все это помогает сделать урок выразительным и эмоционально действенным.




Портрет писателя на уроке делается в новом методическом решении. В одном случае психологический анализ картины является итогом классной работы, в другом сравнение портретов служит приемом активизации отношения учащихся к биографическому материалу, в третьем мы предлагаем им самостоятельно осмыслить художественное полотно и т.д.

Важнейшими средствами изучения биографии являются кинофильм и заочная экскурсия. Фильм глубже осваивается учениками, если ему предшествует рассказ учителя, чтение учебник, книг биографического жанра. Перед просмотром педагог предлагает классу вопросы. Это побуждает учеников не просто внимательно смотреть и слушать, но заставляет думать, смотря на экран. Вопросы, разумеется, должны быть разнообразны. Но вот несколько вопросов, которые приложимы к разным биографическим фильмам:

1. Что нового в жизни и творчестве писателя узнали вы из фильма?

2. Какие кадры фильма вы считаете наиболее выразительными?

3. Какие слова из отзывов современников или высказываний самого писателя вы могли бы сделать эпиграфом к фильму?

4. Удачно ли по-вашему мнению, отобраны отрывки из произведений писателя?

5. Какой эпизод биографии наиболее полно на ваш взгляд, выражает характер писателя?

6. Помогает ли музыка, сопровождающая текст, понять и почувствовать характер писателя настроение эпохи?

7. Какие черты, характерные для личности писателя, вы хотели бы воспитать в себе?

Если после просмотра фильма в классе развернется обсуждение по этим и другим вопросам, то ученики не только активно отнесутся к увиденному, но и на долго запомнят его. Очень полезно включение отдельных отрывков фильма в урок по биографии писателя.

Учебные фильмы по биографии писателя не могут заменить такого приема работы, как заочная экскурсия. Полезность этой формы урока объясняется тем, что заочная экскурсия вызывает интерес учеников, содействует развитию их творческого воображения, непринужденно знакомит со сложными вопросами.

Заочная экскурсия только на первый взгляд кажется преимущественно монологической, лекционной формой. В действительности в процессе ее развития возникает беседа, дается простор для различного рода самостоятельности и творческих работ учащихся. Заочная экскурсия может быть включена в урок как часть его.

Подготовка заочной экскурсии требует ознакомления с мемуарами и другими документами эпохи, с письмами, дневниками и произведениями писателя. Тщательно должен быть отобран и подготовлен зрительный материал. Рисунки, картины, различные кадры и планы, фотографии - все это поможет оживить прошлое, сквозь современный облик мысленно увидеть черты времени, в которое мы погружаемся. Очень важен и звуковой фон экскурсии. Основную и самую дорогую для нас мысль мы подчеркиваем музыкальным лейтмотивом, иногда музыка оттеняет подтекст речи, вызывает новые ассоциации, подчас она дается в открытую (любимые произведения писателя, романсы, написанные на стихи поэта).

Следует помнить, что:

1. положительным качеством заочной экскурсии является работа творческого воображения учащихся;

2. заочную экскурсию возможно проводить тогда, когда учащиеся уже знакомы в какой-то мере с творчеством и личностью писателя;

3. для заочной экскурсии опасна излишняя детализация;

5. учащиеся должны понять, какие стороны характера вызваны обстановкой его жизни;

6. окружение должно быть представлено не только событиями и лицами знакомых и друзей, охарактеризованных бегло, но и пейзажем, который особенно помогает передать настроение;

7. обстановка, окружение писателя, центральные события общественной жизни, круг его любимых произведений искусства и авторов - все этодолжно постепенно подводить к выяснению лейтмотива творчества того или иного периода;

8. заочная экскурсия дает возможность ввести учеников в творческую лабораторию писателя, показать творческий процесс, его характер, его особенности;

9. она вовлекает ученика в мир писателя, приобщает его исторически, эмоционально к давнему времени;

10. при чтении произведений общение школьников с писателем будет более глубоким, волнующим, если изучение биографии оказалось содержательным.

План:

1. Цели изучения биографии писателя.

2. Методические приемы проведения уроков - биографий: А) лекция; Б) кинофильм; В) заочная экскурсия.

Ключевые слова:личность, авторская позиция, биография, текстуальный анализ монографической темы, средства наглядности.

Изучение биографии писателя помогает услышать голос писателя, увидеть своеобразие его личности, характера и судьбы. В каждом литературном произведении отражается личность его автора, выражается его авторская позиция. Без усвоения ее школьниками нельзя привести их к объективному пониманию художественного текста.

Своеобразие личности художника, единство его жизненного поведения и творческой программы откроются ученикам, если мы при изучении биографии выделим идеологические, нравственные и эстетические проблемы, которые интересны определенному возрасту и ограничены для самого автора произведения.

Изучение биографии писателя должно вызвать у школьников интерес к его личности, его идейным исканиям, отразившимся в творчестве. отделение биографии от изучения творческого пути писателя, вынесение биографии как предисловия к текстуальному анализу произведения возможно в У-УШ классах. Там такое построение оправдано и необходимо, так как страницы биографии оказываются, как правило, ведением в изучаемое произведение, создают установку на чтение и анализ, тематически проблемно выделяют мотивы произведения, которые предстоит изучить. В старших классах изучение биографии приобретает более самостоятельный и законченный характер.

Уроки по биографии писателя чаще всего строятся как лекция учителя. Как сделать этот монолог увлекательным и важным для учеников? В лекции значимы и логичность построения и яркость содержания, и темп речи, выразительность мимики и жестов педагога. Манера речи и поведения учителя могут заставить зазвучать этот материал или, наоборот, лишить его притягательной силы.

Голоса писателей, которые донесла до нас грамзапись, музыкальное сопровождение рассказа учителя, короткие музыкальные вступления к рассказу о разных периодах жизни писателя, слушание любимых писателем музыкальных произведений, художественное чтение отрывков из его произведений - все это помогает сделать урок выразительным и эмоционально действенным.

Портрет писателя на уроке делается в новом методическом решении. В одном случае психологический анализ картины является итогом классной работы, в другом сравнение портретов служит приемом активизации отношения учащихся к биографическому материалу, в третьем мы предлагаем им самостоятельно осмыслить художественное полотно и т.д.

Важнейшими средствами изучения биографии являются кинофильм и заочная экскурсия. Фильм глубже осваивается учениками, если ему предшествует рассказ учителя, чтение учебник, книг биографического жанра. Перед просмотром педагог предлагает классу вопросы. Это побуждает учеников не просто внимательно смотреть и слушать, но заставляет думать, смотря на экран. Вопросы, разумеется, должны быть разнообразны. Но вот несколько вопросов, которые приложимы к разным биографическим фильмам:

1. Что нового в жизни и творчестве писателя узнали вы из фильма?

2. Какие кадры фильма вы считаете наиболее выразительными?

3. Какие слова из отзывов современников или высказываний самого писателя вы могли бы сделать эпиграфом к фильму?

4. Удачно ли по-вашему мнению, отобраны отрывки из произведений писателя?

5. Какой эпизод биографии наиболее полно на ваш взгляд, выражает характер писателя?

6. Помогает ли музыка, сопровождающая текст, понять и почувствовать характер писателя настроение эпохи?

7. Какие черты, характерные для личности писателя, вы хотели бы воспитать в себе?

Если после просмотра фильма в классе развернется обсуждение по этим и другим вопросам, то ученики не только активно отнесутся к увиденному, но и на долго запомнят его. Очень полезно включение отдельных отрывков фильма в урок по биографии писателя.

Учебные фильмы по биографии писателя не могут заменить такого приема работы, как заочная экскурсия. Полезность этой формы урока объясняется тем, что заочная экскурсия вызывает интерес учеников, содействует развитию их творческого воображения, непринужденно знакомит со сложными вопросами.

Заочная экскурсия только на первый взгляд кажется преимущественно монологической, лекционной формой. В действительности в процессе ее развития возникает беседа, дается простор для различного рода самостоятельности и творческих работ учащихся. Заочная экскурсия может быть включена в урок как часть его.

Подготовка заочной экскурсии требует ознакомления с мемуарами и другими документами эпохи, с письмами, дневниками и произведениями писателя. Тщательно должен быть отобран и подготовлен зрительный материал. Рисунки, картины, различные кадры и планы, фотографии - все это поможет оживить прошлое, сквозь современный облик мысленно увидеть черты времени, в которое мы погружаемся. Очень важен и звуковой фон экскурсии. Основную и самую дорогую для нас мысль мы подчеркиваем музыкальным лейтмотивом, иногда музыка оттеняет подтекст речи, вызывает новые ассоциации, подчас она дается в открытую (любимые произведения писателя, романсы, написанные на стихи поэта).

Следует помнить, что:

1. положительным качеством заочной экскурсии является работа творческого воображения учащихся;

2. заочную экскурсию возможно проводить тогда, когда учащиеся уже знакомы в какой-то мере с творчеством и личностью писателя;

3. для заочной экскурсии опасна излишняя детализация;

5. учащиеся должны понять, какие стороны характера вызваны обстановкой его жизни;

6. окружение должно быть представлено не только событиями и лицами знакомых и друзей, охарактеризованных бегло, но и пейзажем, который особенно помогает передать настроение;

7. обстановка, окружение писателя, центральные события общественной жизни, круг его любимых произведений искусства и авторов - все этодолжно постепенно подводить к выяснению лейтмотива творчества того или иного периода;

8. заочная экскурсия дает возможность ввести учеников в творческую лабораторию писателя, показать творческий процесс, его характер, его особенности;

9. она вовлекает ученика в мир писателя, приобщает его исторически, эмоционально к давнему времени;

10. при чтении произведений общение школьников с писателем будет более глубоким, волнующим, если изучение биографии оказалось содержательным.

Знакомство с биографией писателя необходимо для дальнейшего изучения его творчества. Лекция о биографии художника слова должна выяснить:

а) в чём особенности писателя как художника и мыслителя;

б) как он связан с эпохой, с теми или иными общественными классами,

с народной жизнью;

в) как развивался стиль писателя, каковы были основные этапы его творческого

г) что нового внёс он в общественную жизнь и в историю литературы.

В этой единой схеме изучения всех биографий намечены существенно важные общие задачи и в то же время сделан акцент на необходимость выделения особенного в каждом писателе. Для определения этого особенного и важно поставить специфические, конкретные задачи изучения биографии каждого художника слова.

Установка на изучение всех биографий в свете лишь общих задач стирает грани различия между глубоко индивидуальными, уникальными, неповторимыми биографиями. Изжить, преодолеть эту ошибку можно лишь постигая в жизнеописаниях деятелей литературы прежде всего и главным образом их особенное и неповторимое, то есть, не игнорируя общее, нужно осуществлять вполне конкретные, специфические цели и задачи.

Приобщение школьников к цели и задачам изучения биографии писателя сделает их сознательными соучастниками преподавателя в поисках истины: мысли учащего и учащихся будут работать в одном направлении. Но для этого учителю необходимо заранее продумывать вопросы о конкретных, специфических целях и задачах изучения биографий ряда писателей и составить для себя рабочий план на весь учебный год. Работа эта нелёгкая, потому что ни в программе, ни в учебниках, ни в методических пособиях частные, специфические цели и задачи изучения биографий не формулируются. А их можно и следовало бы в интересах системности и перспективности занятий предварительно намечать примерно в таком порядке:

Изучить и понять,

мужик по своей ж и

Раскрыть высокий моральный облик писателя, его гражданское мужество в борьбе с произволом крепостников-помещиков и придворного дворянства, прогрессивность взглядов и черты ограниченности их; показать значение идей Фонвизина в истории развития освободительного движения в России.

и величие подвига первого русского писателя-революционера.

Осознать бескорыстность, чистоту и благородство всех помыслов и деяний Радищева, пожертвовавшего своим высоким званием и положением, богатством и почестями ради борьбы за счастье народа; понять веру писателя в

народ, непреходящее значение революционных идей Радищева.

Раскрыть условия исключительно быстрого формирования творческого гения писателя; показать связь Грибоедова с декабристами и значение его деятельности для развития их идеологии и роста освободительного движения.

насыщенность жизненного и творческого пути величайшего из поэтов, общественное и литературное значение его творчества.

что жизнь и творчество

Лермонтова есть последнее эхо декабристского восстания.

Раскрыть жизнь поэта как цепь непрерывных конфликтов его с высшим светом; показать трагедию его одиночества, разочарования и безысходности в условиях николаевской реакции, стремление быть ближе к народу.

в сложность и противоречивость жизненного и

писателя, понять его роль в истории развития

общественной жизни и литературы.

Дать учащимся представление о Гоголе как о писателе-гражданине, который видел единственный смысл своей жизни в бескорыстном служении Родине и всему человечеству; осмыслить положительное значение для Гоголя его связи с прогрессивными представителями народа в период становления и расцвета творчества и неизбежность духовной драмы в период отхода от коренных интересов народа.

Установив цели и задачи изучения биографии, необходимо определить и план её изложения. План определяет порядок, меру объёма и содержание изложения темы (или проблемы).

Если обучающиеся знакомятся с биографией писателя впервые, то основным способом её подачи будет метод лекционный. Положительное значение лекционного метода не подлежит сомнению. Полноценная лекция даёт обучающимся основы знаний как по всей учебной дисциплине, так и по её частным вопросам, способствует развитию у школьников стремления к самообразованию, организует мышление, вооружает слушателей методом и приёмами познания, формирует мировоззрение, воспитывает убеждения. Однако познавательно-воспитательные задачи лекция выполняет лишь при определённых условиях: если её содержание не оторвано от жизни, если она конкретна, содержательна, интересна, научно обоснована, систематична и излагается просто, ясно, увлекательно, с установкой на активизацию деятельности обучающихся.

Для развития у обучающихся способности обобщать, делать умозаключения и выводы необходимы обобщающие вопросы. Они учат правильно отбирать, осмысливать, анализировать и обобщать основные факты, способствуют глубокому усвоению их.

Для обобщающих вопросов необходимо отбирать наиболее важные, существенные факты и события. При этом ставится задача не только воспроизвести факты, рассказать о них, но и дать им правильное освещение и обобщение. Вопросы, требующие обобщения, обычно ставятся и обсуждаются после изучения всей биографии писателя и её основных периодов, когда факты жизни и творчества автора уже хорошо известны учащимся. При недостаточном количестве и незначительном содержании фактического материала обучающиеся запоминают лишь ряд сведений, не думая и не размышляя над ним, обобщение в этом случае усваивается поверхностно, отрывается от фактов, является для обучающихся отвлечённой сухой формулой. Однако и излишняя погоня за фактами может заслонить суть дела. Обилие фактов мешает как следует разобраться в них, выделить основные, главные для усвоения требуемого обобщения.

Читайте также: