Конспект урока площадь фигур 2 класс петерсон
Обновлено: 07.07.2024
формировать представления о площади фигуры как о величине, показывающей, сколько места занимает фигура на плоскости.
Задачи урока:
начать систематизировать представления о способах сравнения площадей;
развивать интеллектуальные, коммуникативные, организационные общеучебные умения;
воспитывать интерес к математике, взаимосотрудничество.
Планируемые результаты
Личностные УУД:
- Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
Регулятивные УУД
- Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на уроке;
уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
уметь работать по коллективно составленному плану;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные УУД
- Уметь оформлять свои мысли в устной форме;
слушать и понимать речь других;
учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию.
Познавательные УУД
- Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
- Уметь измерять площадь прямоугольника (квадрата) с помощью мерки.
Основные понятия мерка, площадь
Характеристика деятельности учителя
Характеристика деятельности обучающихся
Создание психологической комфортности на занятии
- Доброе утро! Оно действительно доброе, потому что сегодня ясный зимний день, я в гостях у вас - замечательных красивых, приветливых детей, встретивших меня улыбкой. Сегодня мы проведем урок вместе, зовут меня Ирина Юрьевна.
Мотивация к учебной деятельности
- Как вы думаете, почему именно эта песня прозвучала в начале урока?
- А как вы узнаёте новое?
- Тогда в добрый путь!
- Будем узнавать что-то новое, чего раньше не знали.
Два шага учебной деятельности:
1. Понять, что не знаю
2. Сам найду способ
Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии
- С чего начнём работу?
- Из какого м/ф прозвучала песня?
- Что измеряла мартышка?
- Какие мерки она использовала?
- В каких мерках длина удава получилась больше?
- Почему получилось разное количество мерок?
- Что такое длина?
- Прочтите записи в схеме.
Величины
Длина Масса Объём
- Что объединяет все эти понятия?
- Какие способы сравнения величин вы знаете?
- О чём нужно помнить при сравнении величин при помощи мерок?
- Обратимся к учебнику. На странице 55 выполним задания №1 и 2
- Почему масса кота в мышатах и воробьишках разная?
- Почему объём банки в стаканах и чашках разный?
- С повторения необходимых знаний.
- Мартышка, слон, попугай.
- Можно измерить, сравнить.
- Мерки должны быть равные.
- Измеряли разными мерками
Определение темы урока.
-Посмотрите на слайды и скажите, что вы видите.
-В чём сходство этих иллюстраций?
- Как вы думаете, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке?
- Обратимся к словарю и узнаем значение слова площадь.
- Вернёмся к нашей схеме. Название какой величины мы запишем в схему.
- Красная площадь, площадь села Кочубеевского
- На них изображены площади.
Физминутка СЛАЙД 12
-Начертите глазами луч (на стене найдите точку и отправьте луч далеко сквозь окно), кончиком носа - окружность, сначала правой рукой - прямой угол, а потом левой! Чертите аккуратно! Левой ногой - квадрат, а правой прямоугольник.
Выявление места и причины затруднения
- Назовите одним словом фигуры, которые лежат на парте.
- Сравните фигуры. Какая из этих фигур занимает больше места на плоскости?
Каким способом удобно это сделать?
-Наложите прямоугольники друг на друга и сравните, площадь какой фигуры больше?
- Что только что делали с площадями фигур?
- Почему выполняли именно эти задания?
- Что сейчас я предложу вам выполнить?
- Попробуйте измерить площадь жёлтого прямоугольника.
- Кто не смог выполнить задание?
- В чём было ваше затруднение?
- Кто смог измерить площадь квадрата? Объясните.
- С чем столкнулись?
- Что будем делать дальше?
- Какое задание не смогли выполнить?
- Задание, в котором будет что-то новое.
Дети пробуют измерить.
- Не смогли измерить площадь квадрата.
Построение выхода из затруднения
- Какую цель поставите перед собой на уроке?
- Вспомните, при помощи чего можно измерить площадь фигуры, если площадь - это величина?
- Научиться измерять площадь фигуры.
- При помощи мерки.
Реализация построенного проекта
- Для выполнения задания объединитесь
СЛАЙД 14- Вспомните правила работы в группе.
(Каждая группа получает набор мерок а; b; c)
СЛАЙД 15- Работать в группах будете по плану:
а) измерьте площадь фигуры в мерках а;
б) измерьте площадь фигуры в мерках b;
в) измерьте площадь фигуры в мерках с
- Сравните ваши результаты:
- Оцените работу группы.
- Почему получилось разное количество мерок?
-Понаблюдайте, как изменялось количество мерок, от чего это зависит?
- Как измеряли площадь фигур?
- Почему площадь получилась разная?
- Какая должна быть мерка?
- Где можно проверить свой вывод?
- Как вы считаете, вы уже хорошо научились измерять площадь фигур?
- Что будем делать дальше?
Объединяются в группы по 4 чел.
По ходу работы группы заполняют пропуски:
Защита результатов работы групп.
Оценивают результаты работы.
- Мерки были разные.
-Чем больше мерка, тем меньше результат и наоборот.
- Выбрали мерку, считали, сколько раз она содержится в фигуре.
(Чтение правила в учебнике)
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
- Как проверить, что каждый из вас научился измерять площадь фигуры?
- Прочитайте задание. Что нужно сделать?
а) комментирование фронтально;
б) работа в парах, проговаривают друг другу
- Оцените свою работу в паре.
- У кого было затруднение?
- А сейчас давайте проверим, как усвоили тему. Потренируемся находить фигуры одинаковой площади.
- Выполнить самостоятельную работу.
Выполняют с/р и сравнивают результат работы с эталоном.
СЛАЙД 20 - Какую цель вы ставили перед собой на уроке?
- Удалось вам достичь цели?
- Кто смог преодолеть трудности? Что помогло?
- Кто не смог? Как вы думаете, почему?
- Посмотрите, как вы работали в паре, самостоятельно. Оцените свою работу на уроке.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Выберите документ из архива для просмотра:
Выбранный для просмотра документ Презентация1.pptx
Описание презентации по отдельным слайдам:
Паровозик из Ромашково
16октября 1837 года состоялось от- крытие первой в России железной до- роги. Билеты были металлическими. При выходе из вагона пассажиры сда- вали билеты кондуктору.
а b Площадь прямоугольника равна произведению длин его сторон. S=a·b a – длина прямоугольника; b – ширина прямоугольника; S – площадь прямоугольника.
S = 34 см² S = 32 см² S = 33 см²
Домашнеезадание: До встречи на следующем уроке. С. 75, № 8, 10
Выбранный для просмотра документ Приложение.docx
Выбранный для просмотра документ Рисунок №1.docx
Выбранный для просмотра документ Урок математики. Площадь фигур. 2 класс.doc
Урок по учебнику
Цели: 1).Сформировать способность к вычислению площади прямоугольника.
2) Тренировать способность к составлению произведений по тексту задач,
Закрепить знания зависимости между множителями и произведением,
Мотивировать целесообразность составления и заучивания таблицы
умножения (счёт через 3)
3). Воспитание внимательности.
Демонстрационный материал:
1). Карточка с формулой нахождения площади прямоугольника S = a · b .
4). Алгоритм нахождения площади прямоугольника:
Определить длину и ширину прямоугольника
Вспомнить формулу нахождения S прямоу-
Найти площадь прямоугольника по формуле
Универсальные учебные действия учащихся :
– найти и использовать разные способы сравнения и вычисления площади фигуры;
– уметь организовывать свое рабочее место, использовать линейку как простейший чертежный прибор;
– формировать интерес к предмету, развивать психические процессы (воображение, внимание, память, мышление, речь);
- уважать мнение одноклассников;
– участвовать в диалоге на уроке;
- отвечать на вопросы учителя, слушать и понимать речь других.
Раздаточный материал:
1). Модели железнодорожных билетов с заданиями.
Самоопределение к учебной деятельности:
Цели: 1). Создать мотивацию к учебной деятельности посредством поддержания в них веры в свои силы и создания игровой ситуации;
2). Определить содержательные рамки урока: площадь фигур.
Организация учебного процесса на этапе 1:
- С чем мы познакомились на предыдущем уроке? (с умножением)
- Сегодня на уроке мы узнаем новое о площади фигур.
- Какое у вас настроение?
-Вы все знаете паровозик из Ромашково. Он был странный и всюду опаздывал. Начальник станции предупредил его в последний раз.
Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности:
Цель: 1). Тренировать способность к составлению произведений по тексту задач; давать характеристику трёхзначным и именованным числам.
2). Тренировать мыслительные операции: сравнение, анализ, аналогия, обобщение.
3). Организовать затруднение в индивидуальной деятельности и его фиксацию учащимися в громкой речи.
-Получите билеты у паровозика.
(учащиеся берут билеты в макете паровозика из Ромашково)
-Рассмотрите билет. Эта модель современного билета.
-Откройте последний листок билета, оторвите его и прочитайте задание.
1). Дайте характеристику числа 333.
2). Выразите 333 см в разных единицах измерения :
333 см=…м …дм …см=… м …см= …дм …см
333 см²= …дм² …см²
-Дайте характеристику числу 333.
(333 – трёхзначное число, которое состоит 3 сотен 3десятков 3 единиц; предыдущее число – 332, последующее – 334.)
- Чему равна сумма цифр? (9)
-Выразите 333 см и 333 см² в разных единицах измерения:
-О единицах измерения каких величин мы говорим?
( о единицах измерения длины и S )
-Давайте повторим счёт через 3 (от 3 до 30)
(выполняется счёт, стоя около своих мест и хлопая ритмично в ладоши)
(показ слайда № 3)
- Ну, что это! Камнепад! Завалило железную дорогу. Паровозик не может проехать. Вы можете помочь паровозику.
- Оторвите синий листок билета и выполните задание.
1).В одном купе нашего поезда 4 человека. Сколько человек
едет в трёх таких купе?
2).Длина железнодорожного билета равна a см, а ширина –
- b см. Какова его площадь?
Выявление причин затруднения и постановка цели деятельности.
Выявление причин затруднения и постановка цели деятельности.
Цель: 1). Выявить и зафиксировать место и причину затруднения;
2). Согласовать цель и тему урока.
Организация учебного процесса на 3 этапе:
- В каком задании вы не смогли составить выражение? (при нахождение S )
- Почему не смогли найти S ? ( не знаем, как найти площадь, не знаем зависимость между площадью и длинами его сторон).
- Поставьте перед собой цель. (нам надо узнать, как найти площадь прямоугольника)
(тему записать на доске)
4. Построение проекта выхода из затруднения
Цель: 1). Сформировать способность к вычислению площади прямоугольника, проводя исследования взаимосвязи между сторонами и площадью прямоугольника.
Организация учебного процесса на этапе 4:
- Откройте учебник на с.73, урок 25.
- №1 – читаем задание
- Как разбит прямоугольник в первом случае? (1 способ)
(на 4 полоски по 3 см каждая)
- Значит, чему равна площадь? (3·4=3+3+3+3=12см²)
- Что такое умножение? (это сложение одинаковых слагаемых)
- 2-ой способ: этот же прямоугольник можно разбить на 3 полоски по 4 см² каждая. Назовите решение. (4·3=4+4+4=12 см²)
- Как найти S ? ( в обоих случаях для нахождения S перемножаются числа, выражающие длины его сторон)
- Сделаем вывод : ( показ слайда №4)
- Площадь прямоугольника равна произведению длин его
сторон. Длины сторон прямоугольника должны быть в одинаковых единицах измерениях.
- Записать полученный вывод можно в виде равенства:
а – длина прямоугольника,
b – ширина прямоугольника,
S – площадь прямоугольника.
- Прочитаем правило на стр.73.
- Измерьте стороны билета и найдите его площадь.
( S = 20 · 8 = 20+20+20+20+20+20+20+20=160 см²)
- Дорога от камнепада расчищена и мы продолжаем свой путь.
Первичное закрепление во внешней речи.
Цель: зафиксировать во внешней речи правильные способы действий, вызвавших затруднение.
Организация учебного процесса на 5 этапе:
- Ребята, а мы будем учиться находить S
- Читаем задание и выполняем. ( измерь стороны прямоугольников и найди их площадь).
(задание выполняется с комментированием)
- Что вы заметили при выполнение задания №2(б)?
( у квадрата все стороны равны, поэтому можно было измерить только одну сторону).
двигаются друг за другом паровозиком)
- Выехав на горку, паровозик вдруг остановился и сказал:
- А пока паровозик любуется закатом, нас ждёт самостоятельная работа.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цель: 1) Организовать самостоятельное выполнение учащимися заданий на нахождение площади прямоугольника.
2). Организовать самооценку детьми правильность выполнения задания (при необходимости – коррекцию ошибок).
Организация учебного процесса на этапе 6:
- №3(а) – прочитайте задание и выполните его самостоятельно. Если правильно вычислите площадь, узнаете кто из великих русских учёных в 1927 году изобрёл бесколёсный поезд.
( ученики выполняют задание)
(в тетради: 8·4=8+8+8+8=32см²)
- Посмотрите на слайд с ответами. Назовите правильный ответ.
Включение в систему знаний и повторение
Цель: 1) Закрепить смысл умножения при составлении таблицы умножения на 3, мотивируя значение изучение таблицы.
2). Закрепить умения составлять произведение по тексту задач.
Организация учебного процесса на этапе 7:
-Вы выполнили задание и паровозик поехал дальше. А мы переходим к этапу повторения изученных знаний.
- №5(а), стр.75 – заполним таблицу (с комментированием).
(таблица умножения на 3)
- №5(б,), стр.75 – по таблице решаем примеры (с коммент.)
- Обратите внимание, что при решении примеров удобнее пользоваться готовыми результатами умножения, а не вычисляя их каждый раз заново.
- №5(в), стр.75 – по заданию.
(произведения заменены суммами, которые заключены в скобках. А поскольку действие сложение в скобках выполняется первым, то сначала делают умножение, а потом сложение и вычитание).
- №7, стр.75 – вычислительный алгоритм, представленный в виде блок-схемы, используется действие умножения на 3.
(готовые результаты умножения на 3 можно брать из таблицы в №5(а))
8.Рефлексия деятельности.
Цель: 1).Зафиксировать в речи новый способ действий изученного на уроке.
2). Зафиксировать затруднения, которые остались, и способы их преодоления.
3). Оценить собственную деятельность на уроке.
Организация учебного процесса на этапе 8:
- Что мы узнали нового на уроке? (как найти площадь прямоугольника).
- Как найти S ? (надо длину умножить на ширину)
3. Развивать логическое мышление, память, интерес к предмету.
4. Воспитывать чувство дружбы, взаимовыручки, умение слушать друг друга.
Тема: Площадь фигуры
Учебник Петерсон Л. Г.
1. Дать представление о площади фигур.
3. Развивать логическое мышление, память, интерес к предмету.
4. Воспитывать чувство дружбы, взаимовыручки, умение слушать друг друга.
Метапредметные:
- Регулятивные: уметь формулировать тему и цель урока, уметь находить и исправлять свои ошибки.
- Познавательные: совершенствование навыков устных вычислений, выбор наиболее эффективных способов решения поставленной задачи, самостоятельное создание алгоритмов деятельности.
- Коммуникативные: формирование конструктивных способов взаимодействия в группе и в парах .
- Личностные: проявлять внимательность и оказывать в случае необходимости помощь соседу по парте.
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Формируемые УУД
- Что такое? Что случилось? Почему звенит звонок?
- Мы готовы! Стол в порядке! Начинается урок.
2. Актуализация знаний.
Математика нас ждёт! Начинаем устный счёт. Давайте решим несколько задач.
- Сколько ушей у трёх мышей?
- Сколько лап у 2 медвежат?
- Сколько хвостов у 4 коров?
- У бабы Даши внучка Маша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько всего внуков у бабушки?
Дети по очереди называют ответы.
Познавательные УУД (регулятивные в случае ошибок)
3. Постановка цели урока.
П 15+23 Ь 42-29 О 72-12
Д 62+0 Щ 36+9 Л 64-5
- Какое слово у вас получилось?
- Сформулируйте тему нашего урока.
- Как вы думаете, что мы узнаем на сегодняшнем уроке, чему научимся?
Дети выходят к интерактивной доске по цепочке решать выражения и записывать буквы в соответствующую графу.
Хором читают полученное слово: ПЛОЩАДЬ.
Пытаются сформулировать цели: узнаем, что такое площадь, будем учиться её измерять.
1) Подготовка
- Ещё в далёкие исторические времена человеку приходилось постепенно постигать не только искусство счёта, но и измерений. С развитием науки, техники у людей возникла острая потребность измерять расстояния, объём, массу, время, а затем и площадь. У каждого народа были свои единицы измерения. Например, на Руси в древности для измерения длины пользовались теми мерками, которые всегда были при себе: пальцы, локти, ступни.
- Давайте попробуем измерить ширину парт ладонями (учитель демонстрирует на доске)
- Сколько ладоней составляет ширина парт? (слушает ответы нескольких учеников) Почему получились разные ответы?
- Мы не смогли дать однозначный ответ на вопрос. У нас возникла проблема. Так и в далёкие времена возникали споры. Послушайте задачу: 2 купца мерили длину одинакового отреза ткани локтями. Один отмерил 29 локтей, другой – 30 (Учитель демонстрирует с помощью шарфа, как купцы отмеряли длину отреза ткани, затем вызывает ученика, который повторяет действия учителя и оба называют получившиеся значения)
- Почему получился разный результат?
- К какому выводу пришли люди?
- Со временем люди поняли это, поэтому сейчас во всём мире используют более точные общие для всех стран единицы измерения. Какие линейные единицы измерения дины вы уже знаете?
- Ребята, наши предки научились измерять длину одной из первых и с введением единиц измерения этой величины споров больше не возникало. Тогда наши предки столкнулись с другой проблемой: как измерить площадь земель (крестьянских пашен, земельных наделов). Долго люди не могли понять как же измерить площадь, какие выбрать мерки.
- Но прежде, чем работать дальше, наберёмся сил (проводится физкультминутка)
Дружно с вами мы считали и про числа рассуждали.
А теперь мы дружно встали, косточки свои размяли.
На счёт раз кулак сожмём. На счёт два в локтях согнём. На счёт три прижмём к плечам. На четыре – к небесам. Хорошо прогнулись и друг другу улыбнулись. Про 5 не забудем. Добрыми всегда мы будем! На счёт 6 прошу всех сесть.
2) Изучение нового материала
- Посмотрите на доску и назовите фигуры, которые вы на ней видите (у учителя на доске круг, квадрат, прямоугольник, треугольник и пятиугольник).
- Посмотрите, я беру квадрат и провожу рукой по его поверхности. Эту внутреннюю область фигуры называют площадью (таким образом учитель демонстрирует площади всех фигур на доске).
- Ребята, у вас на партах лежат такие же наборы из геометрических фигур. Покажите по очереди друг другу рукой и у доски площади этих фигур.
- Молодцы! А теперь давайте покажем площади различных предметов в окружающей обстановке класса. (Учитель поочерёдно вызывает ребят показать площади поверхности учебника, тетради, доски).
-Ребята! Обратите внимание, что площадь и периметр – это разные величины! Что такое периметр?
А площадь – это внутренняя часть фигуры, ограниченная ломаной линией.
3) Практическая работа.
- Теперь мы знаем, что такое площадь, значит мы можем научиться её измерять. Из вашего набора возьмите самую большую и самую маленькую на ваш взгляд фигуры. И покажите мне. Почему вы так решили?
- Как вы думаете, когда мы говорим о величине фигуры (большая, маленькая), что мы у них сравниваем?
- Верно, площадь характеризует больше или меньше места фигура занимает на плоскости.
- Попробуйте найти одинаковые по площади фигуры. Почему вы так решили?
Учитель предлагает сравнить площади круга и треугольника.
- Какой вывод можно сделать, сравнив площади этих фигур?
Таким же образом учитель предлагает сравнить площади других фигур.
- А теперь посмотрите на доску. Мы видим 2 крестьян, которые спорят, чей же участок земли больше (учитель демонстрирует на интерактивной доске 2 участка прямоугольной формы разного цвета, но одинакового размера, состоящие из разного количества мерок).
- Какой формы эти участки?
- На сколько мерок разбит 1 участок?
- На сколько мерок разбит 2 участок?
Учитель предлагает сравнить площадь фигур по найденному числу мерок и наложением.
- Почему же так получилось?
Очень хорошо! Спор одних мы разрешили, а теперь спорят другие (на интерактивной доске изображение фигур, разбитых на одинаковые по размеру квадраты, по 9 в каждой фигуре, но по-разному расположенных). Можно сравнить площади этих фигур наложением?
- Ребята, попробуйте сделать вывод: если нельзя наложить одну фигуру на другую, то как узнать, какая из них больше или меньше по площади?
- А теперь давайте немного отдохнём и сделаем гимнастику для глаз
Чтобы нам не уставать, надо плюс нарисовать.
Забот у нас не мало – идём за точкой мы по красному овалу.
Зоркость чтоб развить немножко идём за точкой вновь по синей мы дорожке.
Мы на месте не стоим – за точкой по восьмёрке побежим.
- Ребята, для измерения площади фигур нельзя брать какие угодно мерки. Иначе при измерении площади одной и той же фигуры будут получаться разные числа. К такому выводу пришли учёные Ньютон и Лейбниц и решили обозначать площадь буквой S .
Первая мерка, с которой мы подробно будем знакомиться на следующем уроке, называется квадратный сантиметр. (демонстрируется мерка 1 см 2 )
- Что представляет собой эта мерка?
Обозначается эта мерка см 2 . Начертите у себя в тетради такую же мерку и обозначьте её. Проверьте друг у друга.
Урок введения нового материала. Данный урок проводится после знакомства учащихся с понятиями: геометрические фигуры, плоскость, величины. С самой первой минуты урока используется практический метод обучения, как в индивидуальной работе, так и в групповой.
Целевая аудитория: для 2 класса
Физкультминутки обеспечивают кратковременный отдых детей на уроке, а также способствуют переключению внимания с одного вида деятельности на другой.
Диплом и справка о публикации каждому участнику!
© 2007 - 2022 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены
Читайте также: