Конспект урока планета на листе бумаги

Обновлено: 05.07.2024

− Что вы видите на доске? (Рис у нки, которые обозначают шаги учебной деятельности, карточка

с понятиями плана, масштаба, карточки с у словными обозначениями на плане .)

− Посмотрите на шаги учебной деятельности. Можно ли , какой - то шаг на у роке пропустить?

(Нет, так как для того, чтобы самостоятельно у читься надо уметь выполнять все шаги учебной

− Чему вы учились на прошлом у роке? ( Мы учились читать план, характеризовать планы,

– Сегодня вы продолжи те знакомство со способами отражения местности на бум аге с помощью

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном дейс твии.

На доску вывешиваются карточки с понятием плана и масштаба , карточки с условными

− С чего вы начнёте работать? (С повторения знаний, которые бу дет необходимы при открытии

− Покажите номер шага учебной деятельности, который вы сейчас будете выполнять. (Шаг 2.)

− На что необходимо обращать внимание при чтении плана? (На масштаб и на ус ловные

− Чем вы воспользовались при ответе на вопрос? (Эталонами.)

− Людям, каких специальностей и увлечений необходим (или может понадобиться) план

− Какие планы могут потребоваться в туристичес кой поездке, на экскурсии?

На доске или через проектор показать страницу топографического атласа своего региона и

− Какое из дву х изображений является планом и почему ?

В ходе этого сопоставления учащиес я повторяют ус ловные обозначения из ображе ния плана

Учащиеся отмечают цветовое решение карты, отличающее её от плана.

− Чем ещё отличаются план и карта ? (У них разные масштабы .)

− Вы молодцы, посмотрите, что стоит у меня на столе? (Глобус.)

− На плане показываются небольшие участки земной поверхности, а на карте изобража ются

более крупные территории, целые страны или вся Земля. Сформулируйте, что такое карта?

(Карта – это уменьшенное изображение земной поверхности .)

− Вы сейчас повторили и узнали всё, что необходимо для открытия нового, что теперь

− Какому шагу учебной деятельности это соответствует? (Шагу 3.)

− Что вы повторили? (Что такое план, масштаб, условные обозначения на плане, как

использовать условные обозначения при чтении плана , что такое глобу с, что такое карта и чем

− Какое следующее задание я вам с ейчас предложу? (Пробное задание.)

− С какой целью вам предлагается выполнить пробное задание? (Чтобы понять , ч то мы не

− А можно открывать новые знания без пробного задания? (Нет, нельзя, так как мы не будем

знать что у нас не получае тся и чем у надо научиться .)

У каждого на столе карта мира, аналогичная карте, которая расположена на с траницах 24−25

Задание на пробное действие: Прочтите карту, то есть определите, что на ней изображено.

− У кого нет ответа? Что вы можете сказать? ( Мы не смогли прочитать карту .)

− Что вы не можете сделать? (Мы не можем с уверенностью сказать, что прочтём карту

− Какие шаги учебной деятельности вы выполнили? (Шаги 4, 5 и 6.)

− То есть, что вы должны сделать? (Надо остановиться и под у мать, почему возникло

− Какое задание вы должны были выполнить? (Надо было прочитать карту.)

– Почему у вас возникло затру днение? ( У нас нет способа чтения карт.)

− Какой этап учебной деятельности вы выполнили? (Мы выяснили, что мы не знаем.)

− Что теперь вы будете делать? (Будем сами открывать новое знание.)

– Какую цель вы постави те перед собой сегодня на уроке? (Найти способ чтения карт .)

− Что ивам помогало читать планы? (Знание условных обозначений на плане.)

− Значит, что необходимо узнать, чтобы построить способ чтения к арт? (Необходимо у знать

условные обозначения на карте, узнать, как читать карт у .)

− Что мож но использовать для открытия нового знания ? ( Можно использовать учебник .)

− По к акому плану вы будете работать с у чебник ом ? ( Прочитаем текст, зафиксируе м новый

− Предлагаю сегодня знания открывать в группах. Какие правила вы должны соблюдать ,

Учащиеся вспоминают правила работы в гру ппах. Учитель, в случае необходимости,

− Какие правила вам пока сложно выполнять? Над какими правилами вы сегодня будете

− Результатом вашей р аботы должна быть памятка - эталон для чтения карты. При составлени и

Группам раздаются листы А−4 с опорой на которой они работают .

Учащиеся в течение 3-5 мин у т выполняют задание и оформляют памятку на опоре . Затем одна

из групп высказывает свою версию памятки . Ос тальные группы либо выражают согласие с этой

версией, либо поясняют, чем и почему их вариант отличается от других .

Задача учителя на данном этапе – организовать согласование всех полученных версий.

На доску вывешивается согласованный вариант памятки .

− Для чего необходим эталон ? (Чтобы запомнить новое знание, чтобы можно было при

− Какой шаг учебной деятельности вы выполнили? (Шаг 11.)

−Для чего важен этот шаг? (Чтобы учиться применять новое знание.)

На партах и доске карты мира с условным и обозн ачениями.

Работа по выполнению задания организуется фронтально.

− Найдите на карте мира условные знаки. Определите, что они обознач ают.

− Следующее задание вы будете выполнять в парах, для успешной работы, какие правила вы

Учащиеся проговаривают правила работы в парах, при необходимости уч итель обращается к

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

− Что теп ерь необ ходимо сделать? (Надо выполнить самостоятельну ю работ у и сопост авить её

− Для чего вы б у дете в ыполнять самостоятельну ю р аботу ? (Для того, чтобы понять научили сь

− Для самоконтроля выполните №№ 2, 3, стр. 22 (рабочая тетрадь).

П ос л е в ы по л н е ни я раб от ы пров о д ит с я сам о п р ов е р ка по эта л о ну . Фро нт а л ь но об о с но вы в а ет с я ход

− У к ог о во з н ик л о за т ру д н е ни е пр и вы п о л не н и и за д а н ия № 2 ?

− В к а ко м м е с те в о з ни к ло з а тру дн е ни е?

− У ког о в озн икл о за тру дне ни е пр и вы по лне нии за да ни я № 3?

− К какому этапу вы переходите? (Мы посмотрим, где новые знания можно и спользовать.)

− Могут ли вам в п у т ешествии пригодится знания, кото рые вы открыли? (Да, если мы еде м

ку да - ни будь, то, п осмотрев на к арту, сможем определить: пу тешествие б удет по вод е и ли по

суше, на равнине или в горах, на севере или на юге, на з ападе и ли на востоке. В соответствии с

− Какую роль в жизни людей сыграло изобретение карты?

− А теперь, прочитав текст на странице 26, вы у з наете, что ещ ё изображается на карте Земли.

− Прочитайте текст и подготовьте вопрос по прочитанному для своих одноклассников.

Урок открытия нового знания построен на основе деятельностного метода обучения.

ВложениеРазмер
okruzhayushchii_mir_onz.doc 67 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Окружающий мир

Авторы учебника: А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая.

1) сформировать понятие о карте и континенте;

2) познакомить с изображением материков на карте мира;

3) сформировать умение читать карту мира по условным обозначениям, сопоставлять изображения на глобусе и карте мира, показывать на глобусе и на карте мира материки и океаны, различать на карте разные формы земной поверхности;

4) повторить и закрепить понятие глобуса;

5) тренировать умение фиксировать шаги учебной деятельности, выполнять правила работы в парах и группах.

1. Мотивация к учебной деятельности

На доске висят изображения шагов учебной деятельности (Смайлики). Карточки с шагами учебной деятельности могут быть помещены на специальных досках, расположенных рядом с классной доской или сбоку на стене.

– Доброе утро, ребята.

− Что вы видите на доске? (Рисунки, которые обозначают шаги учебной деятельности, карточка с понятиями плана, масштаба, карточки с условными обозначениями на плане.)

− Посмотрите на шаги учебной деятельности. Можно ли, какой-то шаг на уроке пропустить? (Нет, так как для того, чтобы самостоятельно учиться надо уметь выполнять все шаги учебной деятельности.)

− Что еще вы видите на доске? (Эталоны [1] , которые мы открыли на прошлом уроке: что такое план, масштаб, условные обозначения на плане.)

− Чему вы учились на прошлом уроке? (Мы учились читать план, характеризовать планы, учились чертить планы.)

– Сегодня вы продолжите знакомство со способами отражения местности на бумаге с помощью условных знаков.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.

На доску вывешиваются карточки с понятием плана и масштаба, карточки с условными обозначениями на плане.

− С чего вы начнёте работать? (С повторения знаний, которые будет необходимы при открытии нового.)

− Покажите номер шага учебной деятельности, который вы сейчас будете выполнять. (Шаг 2.)

− Вспомните, что такое план местности?

− На что необходимо обращать внимание при чтении плана? (На масштаб и на условные обозначения.)

− Чем вы воспользовались при ответе на вопрос? (Эталонами.)

− Какими планами вам приходилось пользоваться?

− Какими планами люди пользуются чаще всего?

− Людям, каких специальностей и увлечений необходим (или может понадобиться) план местности?

− Какие планы могут потребоваться в туристической поездке, на экскурсии?

На доске или через проектор показать страницу топографического атласа своего региона и настенную карту мира и России.

− Какое из двух изображений является планом и почему?

В ходе этого сопоставления учащиеся повторяют условные обозначения изображения плана (кустарники, сады, дороги, тропы и т.д.)

− Чем отличается карта от плана?

Учащиеся отмечают цветовое решение карты, отличающее её от плана.

− Чем ещё отличаются план и карта? (У них разные масштабы.)

− С какими картами вы уже знакомы?

− Вы молодцы, посмотрите, что стоит у меня на столе? (Глобус.)

− Что такое глобус?

− Сопоставьте изображения на карте мира и глобусе.

− Чем вы пользовались при выполнении задания?

− На плане показываются небольшие участки земной поверхности, а на карте изображаются более крупные территории, целые страны или вся Земля. Сформулируйте, что такое карта? (Карта – это уменьшенное изображение земной поверхности.)

На доску вывешивается эталон.

− Вы сейчас повторили и узнали всё, что необходимо для открытия нового, что теперь необходимо сделать? (Обобщить всё, что мы повторили.)

− Какому шагу учебной деятельности это соответствует? (Шагу 3.)

− Что вы повторили? (Что такое план, масштаб, условные обозначения на плане, как использовать условные обозначения при чтении плана, что такое глобус, что такое карта и чем она отличается от плана.)

− Какое следующее задание я вам сейчас предложу? (Пробное задание.)

− С какой целью вам предлагается выполнить пробное задание? (Чтобы понять, что мы не знаем.)

− А можно открывать новые знания без пробного задания? (Нет, нельзя, так как мы не будем знать что у нас не получается и чему надо научиться.)

У каждого на столе карта мира, аналогичная карте, которая расположена на страницах 24−25 учебника, но без условных обозначений.

− Что вы видите? (Карту мира.)

Задание на пробное действие: Прочтите карту, то есть определите, что на ней изображено.

− У кого нет ответа? Что вы можете сказать? ( Мы не смогли прочитать карту.)

− Кто уверен, что может прочитать карту правильно?

− Что вы не можете сделать? ( Мы не можем с уверенностью сказать, что прочтём карту правильно.)

− Молодцы, вы смогли определить свое затруднение.

− Какие шаги учебной деятельности вы выполнили? (Шаги 4, 5 и 6.)

3. Выявление места и причины затруднения

− Какой следующий шаг вы должны выполнить? (Шаг 7.)

− То есть, что вы должны сделать? (Надо остановиться и подумать, почему возникло затруднение.)

− Какое задание вы должны были выполнить? (Надо было прочитать карту.)

− Как вы действовали, какие эталоны применяли? (…)

– Почему у вас возникло затруднение? (У нас нет способа чтения карт.)

− Какой этап учебной деятельности вы выполнили? (Мы выяснили, что мы не знаем.)

− Что теперь вы будете делать? (Будем сами открывать новое знание.)

− Какие шаги вы будете выполнять (К шагам 8 и 9.)

4. Построение проекта выхода из затруднения

– Какую цель вы поставите перед собой сегодня на уроке? (Найти способ чтения карт.)

− Что ивам помогало читать планы? (Знание условных обозначений на плане.)

− Значит, что необходимо узнать, чтобы построить способ чтения карт? (Необходимо узнать условные обозначения на карте, узнать, как читать карту.)

− Что можно использовать для открытия нового знания? (Можно использовать учебник.)

− По какому плану вы будете работать с учебником? (Прочитаем текст, зафиксируем новый способ с помощью эталона.)

5. Реализация построенного проекта

− Какой следующий шаг вы будете выполнять? (Шаг 10.)

− Предлагаю сегодня знания открывать в группах. Какие правила вы должны соблюдать, работая в группах?

Учащиеся вспоминают правила работы в группах. Учитель, в случае необходимости, обращается к эталону.

− Какие правила вам пока сложно выполнять? Над какими правилами вы сегодня будете работать? (…)

− Результатом вашей работы должна быть памятка-эталон для чтения карты. При составлении памятки используйте цветные карандаши.

Группам раздаются листы А−4 с опорой на которой они работают.

Учащиеся в течение 3-5 минут выполняют задание и оформляют памятку на опоре. Затем одна из групп высказывает свою версию памятки. Остальные группы либо выражают согласие с этой версией, либо поясняют, чем и почему их вариант отличается от других.

Задача учителя на данном этапе – организовать согласование всех полученных версий.

На доску вывешивается согласованный вариант памятки.

− Для чего необходим эталон? (Чтобы запомнить новое знание, чтобы можно было при выполнении заданий им пользоваться.)

− Какой шаг учебной деятельности вы выполнили? (Шаг 11.)

− Вы теперь сможете прочитать карту? (…)

− К какому шагу вы перейдёте? (К шагу 12.)

− Что вы будете делать? (Будем тренироваться.)

−Для чего важен этот шаг? (Чтобы учиться применять новое знание.)

6. Первичное закрепление во внешней речи

На партах и доске карты мира с условными обозначениями.

Работа по выполнению задания организуется фронтально.

− Найдите на карте мира условные знаки. Определите, что они обозначают.

− Следующее задание вы будете выполнять в парах, для успешной работы, какие правила вы должны выполнять.

Учащиеся проговаривают правила работы в парах, при необходимости учитель обращается к эталону.

№ 1, стр. 22 (рабочая тетрадь).

− Сверьте результаты с эталоном.

Учащиеся сопоставляют свои работы с эталоном.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

− Что теперь необходимо сделать? (Надо выполнить самостоятельную работу и сопоставить её с эталоном для самопроверки.)

− Для чего вы будете выполнять самостоятельную работу? (Для того, чтобы понять научились ли мы пользоваться новым знанием.)

− Назовите, какой шаг вы будете выполнять? (Шаг 13.)

− Для самоконтроля выполните №№ 2, 3, стр. 22 (рабочая тетрадь).

После выполнения работы проводится самопроверка по эталону . Фронтально обосновывае т ся ход выполнения задания.

− У кого возникло затруднение при выполнении задания № 2 ?

− В каком месте возникло затруднение?

− Почему возникло затруднение?

− У кого возникло затруднение при выполнении задания № 3?

− В каком месте возникло затруднение?

− Почему возникло затруднение?

− У кого задания не вызвали затруднений?

8. Включение в систему знаний и повторение.

− К какому этапу вы переходите? (Мы посмотрим, где новые знания можно использовать.)

− Это какой шаг учебной деятельности? (Шаг 14.)

− Вы любите путешествовать?

− Могут ли вам в путешествии пригодится знания, которые вы открыли? (Да, если мы едем куда-нибудь, то, посмотрев на карту, сможем определить: путешествие будет по воде или по суше, на равнине или в горах, на севере или на юге, на западе или на востоке. В соответствии с этим, мы правильно подготовимся к поездке.)

− Какую роль в жизни людей сыграло изобретение карты?

− А теперь, прочитав текст на странице 26, вы узнаете, что ещё изображается на карте Земли.

− Прочитайте текст и подготовьте вопрос по прочитанному для своих одноклассников.

− О чём вы прочитали? (О материках и частях света.)

− Задайте свои вопросы.

Учитель предлагает задать вопросы нескольким ученикам. Класс отвечает на вопросы.

− Что такое материк?

− Как по-другому называются материки?

− Перечислите все материки.

− Что такое часть света?

− Что такое остров?

− О каких частях света вы прочитали?

− На каких материках по две части света и, что это за части света? И др.

Следующее задание выполняется фронтально.

− Выполните задание на странице 27.

− А теперь я снова предлагаю поработать в группах: каждая группа выбирает один из континентов, и, продвигаясь с севера на юг, с востока на запад опишите земной рельеф, по которому вы будете путешествовать.

Группы выполняют работу самостоятельно, и каждая группа озвучивает результат своей работы.

9. Рефлексия деятельности на уроке

− Что необходимо сделать в конце урока? (Подвести итог нашей работы.)

− Каких два основных шага вы выполнили? (Мы выяснили, что мы не знаем и сами открыли новый способ.)

− В чем же было затруднение и почему оно возникло? (Мы не смогли прочитать карту, потому что не знали способ чтения карт.)

− Какова была цель? (Построить способ чтения карт, узнать условные обозначения на карте.)

− Вы достигли цели? (Да.)

− Чем вы воспользовались при достижении цели? (Учебником.)

− Что пока не получилось? У кого остались затруднения? (…)

− Какую задачу вы перед собой поставите? (…)

У каждого ученика карточка с фразами. Дети отмечают и показывают учителю.

Творческое задание (по желанию): Рассмотрите карту Земли и определите, на каком континенте большую часть суши занимают горы. Придумайте свой вопрос для одноклассников по теме урока.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тамбовское областное государственное автономное

профессиональное образовательное учреждение

Преподаватель методики преподавания естествознания:_________ / Э.А.Педкау /

Учитель _______/ Д. М. Рассказова. /

урока по окружающему миру

Провела студентка группы ПНК-31: Лобова М.В.

Место проведения: 3 класс, МАОУ СОШ 31

Дата проведения: 26.09.17

Оценка за конспект:….. (…………) методист: _________/ Э. А.Педкау /

Оценка за урок:….. (…………) учитель: _____________ / Д. М.Рассказова /

Оценка за урок:….. (…………) методист: ____________/ Э.А. Педкау/

Тип урока: Открытие новых знаний

Формирование знания о картах, материках и частях света

- ввести понятия материк, континент, часть света, карта

- формировать умение пользоваться этими понятиями, работать с картой, глобусом, условными обозначениями.

Регулятивные:

- развивать умение анализировать свои действия и определять последовательность их выполнения для решения практических задач.

- постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.

- выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Познавательные:

- ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

- добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, иллюстрация).

- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и объекты.

Коммуникативные:

-доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения

- читать вслух тексты учебников и при этом ставить вопросы к тексту и искать ответы, проверять себя, выделять главное.

- умение делать нравственный выбор.

- адекватная реакция на трудности, отсутствие боязни сделать ошибку.

Оборудование:

Презентация, учебник, карточки, листы.

1.Мотивация учебной деятельности.

Здравствуйте, ребята, я – Маргарита Витальевна, и сегодня урок окружающего мира проведу у вас я.

И тихонько все садитесь.

Будем мы писать, трудиться,

Ведь заданья нелегки.

Нам, друзья, нельзя лениться,

Так как мы – ученики.

2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

Ребята, мне интересно, знаете ли вы, кто такие пираты?

Верно, а хороший ли это поступок – грабить корабли?

Да, действительно, пираты зачастую поступают не очень хорошо, но мы с вами сегодня попробуем себя в роли самых настоящих пиратов, только доброжелательных и внимательных, и докажем, что пираты бывают добрыми. Готовы пройти испытания, не боитесь?

Что ж, вы молодцы, смелые ребята. я хочу проверить ваши знания, которые вы получили на предыдущем уроке окружающего мира. У вас на партах есть вот такие листы, на которых в первом столбике изображены условные обозначения плана местности, а во втором столбике напротив – то, что означают эти значки, но только они все перепутались, и вам, как настоящим пиратам, необходимо восстановить все определения. Используйте при этом ручки, аккуратной линией соедините значок из первого столбца с определением того, что он означает, из второго столбца. Будьте внимательны!

(карточки по вариантам)

Итак, теперь обменяйтесь со своими соседями по парте листочками и проверьте, верно ли выполнены все задания. Ответы представлены на слайде.

Когда проверите задание, передайте все листочки с задних парт вперёд.

Итак, ребята, раз мы с вами хотим стать настоящими пиратами, то какими качествами мы должны обладать?

Отлично. Ну а сейчас мы узнаем, о чем будем говорить сегодня на уроке и без чего же, пиратам, не обойтись. Для этого нам необходимо с вами выполнить вот такое задание. Перед вами представлен пазл, который нужно собрать, а в результате мы с вами получим ответ на поставленный вопрос.

Нажмите, чтобы узнать подробности

3) сформировать умение читать карту мира по условным обозначениям, сопоставлять изображения на глобусе и карте мира, показывать на глобусе и на карте мира материки и океаны, различать на карте разные формы земной поверхности;

4) повторить и закрепить понятие глобуса;

5) тренировать умение фиксировать шаги учебной деятельности, выполнять правила работы в парах и группах.

Предмет: Окружающий мир

Авторы учебника: А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая.

Тип урока: ОНЗ

Основные цели:

1) сформировать понятие о карте и континенте;

2) познакомить с изображением материков на карте мира;

3) сформировать умение читать карту мира по условным обозначениям, сопоставлять изображения на глобусе и карте мира, показывать на глобусе и на карте мира материки и океаны, различать на карте разные формы земной поверхности;

4) повторить и закрепить понятие глобуса;

5) тренировать умение фиксировать шаги учебной деятельности, выполнять правила работы в парах и группах.

1. Мотивация к учебной деятельности

На доске висят изображения шагов учебной деятельности (Смайлики). Карточки с шагами учебной деятельности могут быть помещены на специальных досках, расположенных рядом с классной доской или сбоку на стене.

– Доброе утро, ребята.

− Что вы видите на доске? (Рисунки, которые обозначают шаги учебной деятельности, карточка с понятиями плана, масштаба, карточки с условными обозначениями на плане.)

− Посмотрите на шаги учебной деятельности. Можно ли, какой-то шаг на уроке пропустить? (Нет, так как для того, чтобы самостоятельно учиться надо уметь выполнять все шаги учебной деятельности.)

− Что еще вы видите на доске? (Эталоны 1 , которые мы открыли на прошлом уроке: что такое план, масштаб, условные обозначения на плане.)

− Чему вы учились на прошлом уроке? (Мы учились читать план, характеризовать планы, учились чертить планы.)

– Сегодня вы продолжите знакомство со способами отражения местности на бумаге с помощью условных знаков.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.

На доску вывешиваются карточки с понятием плана и масштаба, карточки с условными обозначениями на плане.

− С чего вы начнёте работать? (С повторения знаний, которые будет необходимы при открытии нового.)

− Покажите номер шага учебной деятельности, который вы сейчас будете выполнять. (Шаг 2.)

− Вспомните, что такое план местности?

− На что необходимо обращать внимание при чтении плана? (На масштаб и на условные обозначения.)

− Чем вы воспользовались при ответе на вопрос? (Эталонами.)

− Какими планами вам приходилось пользоваться?

− Какими планами люди пользуются чаще всего?

− Людям, каких специальностей и увлечений необходим (или может понадобиться) план местности?

− Какие планы могут потребоваться в туристической поездке, на экскурсии?

На доске или через проектор показать страницу топографического атласа своего региона и настенную карту мира и России.

− Какое из двух изображений является планом и почему?

В ходе этого сопоставления учащиеся повторяют условные обозначения изображения плана (кустарники, сады, дороги, тропы и т.д.)

− Чем отличается карта от плана?

Учащиеся отмечают цветовое решение карты, отличающее её от плана.

− Чем ещё отличаются план и карта? (У них разные масштабы.)

− С какими картами вы уже знакомы?

− Вы молодцы, посмотрите, что стоит у меня на столе? (Глобус.)

− Что такое глобус?

− Сопоставьте изображения на карте мира и глобусе.

− Чем вы пользовались при выполнении задания?

− На плане показываются небольшие участки земной поверхности, а на карте изображаются более крупные территории, целые страны или вся Земля. Сформулируйте, что такое карта? (Карта – это уменьшенное изображение земной поверхности.)

На доску вывешивается эталон.

− Вы сейчас повторили и узнали всё, что необходимо для открытия нового, что теперь необходимо сделать? (Обобщить всё, что мы повторили.)

− Какому шагу учебной деятельности это соответствует? (Шагу 3.)

− Что вы повторили? (Что такое план, масштаб, условные обозначения на плане, как использовать условные обозначения при чтении плана, что такое глобус, что такое карта и чем она отличается от плана.)

− Какое следующее задание я вам сейчас предложу? (Пробное задание.)

− С какой целью вам предлагается выполнить пробное задание? (Чтобы понять, что мы не знаем.)

− А можно открывать новые знания без пробного задания? (Нет, нельзя, так как мы не будем знать что у нас не получается и чему надо научиться.)

У каждого на столе карта мира, аналогичная карте, которая расположена на страницах 24−25 учебника, но без условных обозначений.

− Что вы видите? (Карту мира.)

Задание на пробное действие: Прочтите карту, то есть определите, что на ней изображено.

− У кого нет ответа? Что вы можете сказать? (Мы не смогли прочитать карту.)

− Кто уверен, что может прочитать карту правильно?

− Что вы не можете сделать? (Мы не можем с уверенностью сказать, что прочтём карту правильно.)

− Молодцы, вы смогли определить свое затруднение.

− Какие шаги учебной деятельности вы выполнили? (Шаги 4, 5 и 6.)

3. Выявление места и причины затруднения

− Какой следующий шаг вы должны выполнить? (Шаг 7.)

− То есть, что вы должны сделать? (Надо остановиться и подумать, почему возникло затруднение.)

− Какое задание вы должны были выполнить? (Надо было прочитать карту.)

− Как вы действовали, какие эталоны применяли? (…)

– Почему у вас возникло затруднение? (У нас нет способа чтения карт.)

− Какой этап учебной деятельности вы выполнили? (Мы выяснили, что мы не знаем.)

− Что теперь вы будете делать? (Будем сами открывать новое знание.)

− Какие шаги вы будете выполнять (К шагам 8 и 9.)

4. Построение проекта выхода из затруднения

– Какую цель вы поставите перед собой сегодня на уроке? (Найти способ чтения карт.)

− Что ивам помогало читать планы? (Знание условных обозначений на плане.)

− Значит, что необходимо узнать, чтобы построить способ чтения карт? (Необходимо узнать условные обозначения на карте, узнать, как читать карту.)

− Что можно использовать для открытия нового знания? (Можно использовать учебник.)

− По какому плану вы будете работать с учебником? (Прочитаем текст, зафиксируем новый способ с помощью эталона.)

5. Реализация построенного проекта

− Какой следующий шаг вы будете выполнять? (Шаг 10.)

− Предлагаю сегодня знания открывать в группах. Какие правила вы должны соблюдать, работая в группах?

Учащиеся вспоминают правила работы в группах. Учитель, в случае необходимости, обращается к эталону.

− Какие правила вам пока сложно выполнять? Над какими правилами вы сегодня будете работать? (…)

− Результатом вашей работы должна быть памятка-эталон для чтения карты. При составлении памятки используйте цветные карандаши.

Группам раздаются листы А−4 с опорой на которой они работают.

Учащиеся в течение 3-5 минут выполняют задание и оформляют памятку на опоре. Затем одна из групп высказывает свою версию памятки. Остальные группы либо выражают согласие с этой версией, либо поясняют, чем и почему их вариант отличается от других.

Задача учителя на данном этапе – организовать согласование всех полученных версий.

На доску вывешивается согласованный вариант памятки.

− Для чего необходим эталон? (Чтобы запомнить новое знание, чтобы можно было при выполнении заданий им пользоваться.)

− Какой шаг учебной деятельности вы выполнили? (Шаг 11.)

− Вы теперь сможете прочитать карту? (…)

− К какому шагу вы перейдёте? (К шагу 12.)

− Что вы будете делать? (Будем тренироваться.)

−Для чего важен этот шаг? (Чтобы учиться применять новое знание.)

6. Первичное закрепление во внешней речи

На партах и доске карты мира с условными обозначениями.

Работа по выполнению задания организуется фронтально.

− Найдите на карте мира условные знаки. Определите, что они обозначают.

− Следующее задание вы будете выполнять в парах, для успешной работы, какие правила вы должны выполнять.

Учащиеся проговаривают правила работы в парах, при необходимости учитель обращается к эталону.

№ 1, стр. 22 (рабочая тетрадь).

− Сверьте результаты с эталоном.

Учащиеся сопоставляют свои работы с эталоном.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

− Что теперь необходимо сделать? (Надо выполнить самостоятельную работу и сопоставить её с эталоном для самопроверки.)

− Для чего вы будете выполнять самостоятельную работу? (Для того, чтобы понять научились ли мы пользоваться новым знанием.)

− Назовите, какой шаг вы будете выполнять? (Шаг 13.)

− Для самоконтроля выполните №№ 2, 3,стр. 22 (рабочая тетрадь).

После выполнения работы проводится самопроверка по эталону. Фронтально обосновывается ход выполнения задания.

− У кого возникло затруднение при выполнении задания 2?

− В каком месте возникло затруднение?

− Почему возникло затруднение?

− У кого возникло затруднение при выполнении задания 3?

− В каком месте возникло затруднение?

− Почему возникло затруднение?

− У кого задания не вызвали затруднений?

8. Включение в систему знаний и повторение.

− К какому этапу вы переходите? (Мы посмотрим, где новые знания можно использовать.)

− Это какой шаг учебной деятельности? (Шаг 14.)

− Вы любите путешествовать?

− Могут ли вам в путешествии пригодится знания, которые вы открыли? (Да, если мы едем куда-нибудь, то, посмотрев на карту, сможем определить: путешествие будет по воде или по суше, на равнине или в горах, на севере или на юге, на западе или на востоке. В соответствии с этим, мы правильно подготовимся к поездке.)

− Какую роль в жизни людей сыграло изобретение карты?

− А теперь, прочитав текст на странице 26, вы узнаете, что ещё изображается на карте Земли.

− Прочитайте текст и подготовьте вопрос по прочитанному для своих одноклассников.

− О чём вы прочитали? (О материках и частях света.)

− Задайте свои вопросы.

Учитель предлагает задать вопросы нескольким ученикам. Класс отвечает на вопросы.

− Что такое материк?

− Как по-другому называются материки?

− Перечислите все материки.

− Что такое часть света?

− Что такое остров?

− О каких частях света вы прочитали?

− На каких материках по две части света и, что это за части света? И др.

Следующее задание выполняется фронтально.

− Выполните задание на странице 27.

− А теперь я снова предлагаю поработать в группах: каждая группа выбирает один из континентов, и, продвигаясь с севера на юг, с востока на запад опишите земной рельеф, по которому вы будете путешествовать.

Группы выполняют работу самостоятельно, и каждая группа озвучивает результат своей работы.

9. Рефлексия деятельности на уроке

− Что необходимо сделать в конце урока? (Подвести итог нашей работы.)

− Каких два основных шага вы выполнили? (Мы выяснили, что мы не знаем и сами открыли новый способ.)

− В чем же было затруднение и почему оно возникло? (Мы не смогли прочитать карту, потому что не знали способ чтения карт.)

− Какова была цель? (Построить способ чтения карт, узнать условные обозначения на карте.)

− Вы достигли цели? (Да.)

− Чем вы воспользовались при достижении цели? (Учебником.)

− Что пока не получилось? У кого остались затруднения? (…)

− Какую задачу вы перед собой поставите? (…)

У каждого ученика карточка с фразами. Дети отмечают и показывают учителю.


Мы насчитаем шесть: АФРИКА, АМЕРИКА (Северная и Южная), АВСТРАЛИЯ, ЕВРАЗИЯ, АНТАРКТИДА.





Я узнал … Я запомнил … Я научился … Я повторил …

Я запомнил …

Я научился …

Я повторил …




-75%

Читайте также: