Конспект урока планета на листе бумаги
Обновлено: 05.07.2024
− Что вы видите на доске? (Рис у нки, которые обозначают шаги учебной деятельности, карточка
с понятиями плана, масштаба, карточки с у словными обозначениями на плане .)
− Посмотрите на шаги учебной деятельности. Можно ли , какой - то шаг на у роке пропустить?
(Нет, так как для того, чтобы самостоятельно у читься надо уметь выполнять все шаги учебной
− Чему вы учились на прошлом у роке? ( Мы учились читать план, характеризовать планы,
– Сегодня вы продолжи те знакомство со способами отражения местности на бум аге с помощью
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном дейс твии.
На доску вывешиваются карточки с понятием плана и масштаба , карточки с условными
− С чего вы начнёте работать? (С повторения знаний, которые бу дет необходимы при открытии
− Покажите номер шага учебной деятельности, который вы сейчас будете выполнять. (Шаг 2.)
− На что необходимо обращать внимание при чтении плана? (На масштаб и на ус ловные
− Чем вы воспользовались при ответе на вопрос? (Эталонами.)
− Людям, каких специальностей и увлечений необходим (или может понадобиться) план
− Какие планы могут потребоваться в туристичес кой поездке, на экскурсии?
На доске или через проектор показать страницу топографического атласа своего региона и
− Какое из дву х изображений является планом и почему ?
В ходе этого сопоставления учащиес я повторяют ус ловные обозначения из ображе ния плана
Учащиеся отмечают цветовое решение карты, отличающее её от плана.
− Чем ещё отличаются план и карта ? (У них разные масштабы .)
− Вы молодцы, посмотрите, что стоит у меня на столе? (Глобус.)
− На плане показываются небольшие участки земной поверхности, а на карте изобража ются
более крупные территории, целые страны или вся Земля. Сформулируйте, что такое карта?
(Карта – это уменьшенное изображение земной поверхности .)
− Вы сейчас повторили и узнали всё, что необходимо для открытия нового, что теперь
− Какому шагу учебной деятельности это соответствует? (Шагу 3.)
− Что вы повторили? (Что такое план, масштаб, условные обозначения на плане, как
использовать условные обозначения при чтении плана , что такое глобу с, что такое карта и чем
− Какое следующее задание я вам с ейчас предложу? (Пробное задание.)
− С какой целью вам предлагается выполнить пробное задание? (Чтобы понять , ч то мы не
− А можно открывать новые знания без пробного задания? (Нет, нельзя, так как мы не будем
знать что у нас не получае тся и чем у надо научиться .)
У каждого на столе карта мира, аналогичная карте, которая расположена на с траницах 24−25
Задание на пробное действие: Прочтите карту, то есть определите, что на ней изображено.
− У кого нет ответа? Что вы можете сказать? ( Мы не смогли прочитать карту .)
− Что вы не можете сделать? (Мы не можем с уверенностью сказать, что прочтём карту
− Какие шаги учебной деятельности вы выполнили? (Шаги 4, 5 и 6.)
− То есть, что вы должны сделать? (Надо остановиться и под у мать, почему возникло
− Какое задание вы должны были выполнить? (Надо было прочитать карту.)
– Почему у вас возникло затру днение? ( У нас нет способа чтения карт.)
− Какой этап учебной деятельности вы выполнили? (Мы выяснили, что мы не знаем.)
− Что теперь вы будете делать? (Будем сами открывать новое знание.)
– Какую цель вы постави те перед собой сегодня на уроке? (Найти способ чтения карт .)
− Что ивам помогало читать планы? (Знание условных обозначений на плане.)
− Значит, что необходимо узнать, чтобы построить способ чтения к арт? (Необходимо у знать
условные обозначения на карте, узнать, как читать карт у .)
− Что мож но использовать для открытия нового знания ? ( Можно использовать учебник .)
− По к акому плану вы будете работать с у чебник ом ? ( Прочитаем текст, зафиксируе м новый
− Предлагаю сегодня знания открывать в группах. Какие правила вы должны соблюдать ,
Учащиеся вспоминают правила работы в гру ппах. Учитель, в случае необходимости,
− Какие правила вам пока сложно выполнять? Над какими правилами вы сегодня будете
− Результатом вашей р аботы должна быть памятка - эталон для чтения карты. При составлени и
Группам раздаются листы А−4 с опорой на которой они работают .
Учащиеся в течение 3-5 мин у т выполняют задание и оформляют памятку на опоре . Затем одна
из групп высказывает свою версию памятки . Ос тальные группы либо выражают согласие с этой
версией, либо поясняют, чем и почему их вариант отличается от других .
Задача учителя на данном этапе – организовать согласование всех полученных версий.
На доску вывешивается согласованный вариант памятки .
− Для чего необходим эталон ? (Чтобы запомнить новое знание, чтобы можно было при
− Какой шаг учебной деятельности вы выполнили? (Шаг 11.)
−Для чего важен этот шаг? (Чтобы учиться применять новое знание.)
На партах и доске карты мира с условным и обозн ачениями.
Работа по выполнению задания организуется фронтально.
− Найдите на карте мира условные знаки. Определите, что они обознач ают.
− Следующее задание вы будете выполнять в парах, для успешной работы, какие правила вы
Учащиеся проговаривают правила работы в парах, при необходимости уч итель обращается к
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
− Что теп ерь необ ходимо сделать? (Надо выполнить самостоятельну ю работ у и сопост авить её
− Для чего вы б у дете в ыполнять самостоятельну ю р аботу ? (Для того, чтобы понять научили сь
− Для самоконтроля выполните №№ 2, 3, стр. 22 (рабочая тетрадь).
П ос л е в ы по л н е ни я раб от ы пров о д ит с я сам о п р ов е р ка по эта л о ну . Фро нт а л ь но об о с но вы в а ет с я ход
− У к ог о во з н ик л о за т ру д н е ни е пр и вы п о л не н и и за д а н ия № 2 ?
− В к а ко м м е с те в о з ни к ло з а тру дн е ни е?
− У ког о в озн икл о за тру дне ни е пр и вы по лне нии за да ни я № 3?
− К какому этапу вы переходите? (Мы посмотрим, где новые знания можно и спользовать.)
− Могут ли вам в п у т ешествии пригодится знания, кото рые вы открыли? (Да, если мы еде м
ку да - ни будь, то, п осмотрев на к арту, сможем определить: пу тешествие б удет по вод е и ли по
суше, на равнине или в горах, на севере или на юге, на з ападе и ли на востоке. В соответствии с
− Какую роль в жизни людей сыграло изобретение карты?
− А теперь, прочитав текст на странице 26, вы у з наете, что ещ ё изображается на карте Земли.
− Прочитайте текст и подготовьте вопрос по прочитанному для своих одноклассников.
Урок открытия нового знания построен на основе деятельностного метода обучения.
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchii_mir_onz.doc | 67 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: Окружающий мир
Авторы учебника: А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая.
1) сформировать понятие о карте и континенте;
2) познакомить с изображением материков на карте мира;
3) сформировать умение читать карту мира по условным обозначениям, сопоставлять изображения на глобусе и карте мира, показывать на глобусе и на карте мира материки и океаны, различать на карте разные формы земной поверхности;
4) повторить и закрепить понятие глобуса;
5) тренировать умение фиксировать шаги учебной деятельности, выполнять правила работы в парах и группах.
1. Мотивация к учебной деятельности
На доске висят изображения шагов учебной деятельности (Смайлики). Карточки с шагами учебной деятельности могут быть помещены на специальных досках, расположенных рядом с классной доской или сбоку на стене.
– Доброе утро, ребята.
− Что вы видите на доске? (Рисунки, которые обозначают шаги учебной деятельности, карточка с понятиями плана, масштаба, карточки с условными обозначениями на плане.)
− Посмотрите на шаги учебной деятельности. Можно ли, какой-то шаг на уроке пропустить? (Нет, так как для того, чтобы самостоятельно учиться надо уметь выполнять все шаги учебной деятельности.)
− Что еще вы видите на доске? (Эталоны [1] , которые мы открыли на прошлом уроке: что такое план, масштаб, условные обозначения на плане.)
− Чему вы учились на прошлом уроке? (Мы учились читать план, характеризовать планы, учились чертить планы.)
– Сегодня вы продолжите знакомство со способами отражения местности на бумаге с помощью условных знаков.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.
На доску вывешиваются карточки с понятием плана и масштаба, карточки с условными обозначениями на плане.
− С чего вы начнёте работать? (С повторения знаний, которые будет необходимы при открытии нового.)
− Покажите номер шага учебной деятельности, который вы сейчас будете выполнять. (Шаг 2.)
− Вспомните, что такое план местности?
− На что необходимо обращать внимание при чтении плана? (На масштаб и на условные обозначения.)
− Чем вы воспользовались при ответе на вопрос? (Эталонами.)
− Какими планами вам приходилось пользоваться?
− Какими планами люди пользуются чаще всего?
− Людям, каких специальностей и увлечений необходим (или может понадобиться) план местности?
− Какие планы могут потребоваться в туристической поездке, на экскурсии?
На доске или через проектор показать страницу топографического атласа своего региона и настенную карту мира и России.
− Какое из двух изображений является планом и почему?
В ходе этого сопоставления учащиеся повторяют условные обозначения изображения плана (кустарники, сады, дороги, тропы и т.д.)
− Чем отличается карта от плана?
Учащиеся отмечают цветовое решение карты, отличающее её от плана.
− Чем ещё отличаются план и карта? (У них разные масштабы.)
− С какими картами вы уже знакомы?
− Вы молодцы, посмотрите, что стоит у меня на столе? (Глобус.)
− Что такое глобус?
− Сопоставьте изображения на карте мира и глобусе.
− Чем вы пользовались при выполнении задания?
− На плане показываются небольшие участки земной поверхности, а на карте изображаются более крупные территории, целые страны или вся Земля. Сформулируйте, что такое карта? (Карта – это уменьшенное изображение земной поверхности.)
На доску вывешивается эталон.
− Вы сейчас повторили и узнали всё, что необходимо для открытия нового, что теперь необходимо сделать? (Обобщить всё, что мы повторили.)
− Какому шагу учебной деятельности это соответствует? (Шагу 3.)
− Что вы повторили? (Что такое план, масштаб, условные обозначения на плане, как использовать условные обозначения при чтении плана, что такое глобус, что такое карта и чем она отличается от плана.)
− Какое следующее задание я вам сейчас предложу? (Пробное задание.)
− С какой целью вам предлагается выполнить пробное задание? (Чтобы понять, что мы не знаем.)
− А можно открывать новые знания без пробного задания? (Нет, нельзя, так как мы не будем знать что у нас не получается и чему надо научиться.)
У каждого на столе карта мира, аналогичная карте, которая расположена на страницах 24−25 учебника, но без условных обозначений.
− Что вы видите? (Карту мира.)
Задание на пробное действие: Прочтите карту, то есть определите, что на ней изображено.
− У кого нет ответа? Что вы можете сказать? ( Мы не смогли прочитать карту.)
− Кто уверен, что может прочитать карту правильно?
− Что вы не можете сделать? ( Мы не можем с уверенностью сказать, что прочтём карту правильно.)
− Молодцы, вы смогли определить свое затруднение.
− Какие шаги учебной деятельности вы выполнили? (Шаги 4, 5 и 6.)
3. Выявление места и причины затруднения
− Какой следующий шаг вы должны выполнить? (Шаг 7.)
− То есть, что вы должны сделать? (Надо остановиться и подумать, почему возникло затруднение.)
− Какое задание вы должны были выполнить? (Надо было прочитать карту.)
− Как вы действовали, какие эталоны применяли? (…)
– Почему у вас возникло затруднение? (У нас нет способа чтения карт.)
− Какой этап учебной деятельности вы выполнили? (Мы выяснили, что мы не знаем.)
− Что теперь вы будете делать? (Будем сами открывать новое знание.)
− Какие шаги вы будете выполнять (К шагам 8 и 9.)
4. Построение проекта выхода из затруднения
– Какую цель вы поставите перед собой сегодня на уроке? (Найти способ чтения карт.)
− Что ивам помогало читать планы? (Знание условных обозначений на плане.)
− Значит, что необходимо узнать, чтобы построить способ чтения карт? (Необходимо узнать условные обозначения на карте, узнать, как читать карту.)
− Что можно использовать для открытия нового знания? (Можно использовать учебник.)
− По какому плану вы будете работать с учебником? (Прочитаем текст, зафиксируем новый способ с помощью эталона.)
5. Реализация построенного проекта
− Какой следующий шаг вы будете выполнять? (Шаг 10.)
− Предлагаю сегодня знания открывать в группах. Какие правила вы должны соблюдать, работая в группах?
Учащиеся вспоминают правила работы в группах. Учитель, в случае необходимости, обращается к эталону.
− Какие правила вам пока сложно выполнять? Над какими правилами вы сегодня будете работать? (…)
− Результатом вашей работы должна быть памятка-эталон для чтения карты. При составлении памятки используйте цветные карандаши.
Группам раздаются листы А−4 с опорой на которой они работают.
Учащиеся в течение 3-5 минут выполняют задание и оформляют памятку на опоре. Затем одна из групп высказывает свою версию памятки. Остальные группы либо выражают согласие с этой версией, либо поясняют, чем и почему их вариант отличается от других.
Задача учителя на данном этапе – организовать согласование всех полученных версий.
На доску вывешивается согласованный вариант памятки.
− Для чего необходим эталон? (Чтобы запомнить новое знание, чтобы можно было при выполнении заданий им пользоваться.)
− Какой шаг учебной деятельности вы выполнили? (Шаг 11.)
− Вы теперь сможете прочитать карту? (…)
− К какому шагу вы перейдёте? (К шагу 12.)
− Что вы будете делать? (Будем тренироваться.)
−Для чего важен этот шаг? (Чтобы учиться применять новое знание.)
6. Первичное закрепление во внешней речи
На партах и доске карты мира с условными обозначениями.
Работа по выполнению задания организуется фронтально.
− Найдите на карте мира условные знаки. Определите, что они обозначают.
− Следующее задание вы будете выполнять в парах, для успешной работы, какие правила вы должны выполнять.
Учащиеся проговаривают правила работы в парах, при необходимости учитель обращается к эталону.
№ 1, стр. 22 (рабочая тетрадь).
− Сверьте результаты с эталоном.
Учащиеся сопоставляют свои работы с эталоном.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
− Что теперь необходимо сделать? (Надо выполнить самостоятельную работу и сопоставить её с эталоном для самопроверки.)
− Для чего вы будете выполнять самостоятельную работу? (Для того, чтобы понять научились ли мы пользоваться новым знанием.)
− Назовите, какой шаг вы будете выполнять? (Шаг 13.)
− Для самоконтроля выполните №№ 2, 3, стр. 22 (рабочая тетрадь).
После выполнения работы проводится самопроверка по эталону . Фронтально обосновывае т ся ход выполнения задания.
− У кого возникло затруднение при выполнении задания № 2 ?
− В каком месте возникло затруднение?
− Почему возникло затруднение?
− У кого возникло затруднение при выполнении задания № 3?
− В каком месте возникло затруднение?
− Почему возникло затруднение?
− У кого задания не вызвали затруднений?
8. Включение в систему знаний и повторение.
− К какому этапу вы переходите? (Мы посмотрим, где новые знания можно использовать.)
− Это какой шаг учебной деятельности? (Шаг 14.)
− Вы любите путешествовать?
− Могут ли вам в путешествии пригодится знания, которые вы открыли? (Да, если мы едем куда-нибудь, то, посмотрев на карту, сможем определить: путешествие будет по воде или по суше, на равнине или в горах, на севере или на юге, на западе или на востоке. В соответствии с этим, мы правильно подготовимся к поездке.)
− Какую роль в жизни людей сыграло изобретение карты?
− А теперь, прочитав текст на странице 26, вы узнаете, что ещё изображается на карте Земли.
− Прочитайте текст и подготовьте вопрос по прочитанному для своих одноклассников.
− О чём вы прочитали? (О материках и частях света.)
− Задайте свои вопросы.
Учитель предлагает задать вопросы нескольким ученикам. Класс отвечает на вопросы.
− Что такое материк?
− Как по-другому называются материки?
− Перечислите все материки.
− Что такое часть света?
− Что такое остров?
− О каких частях света вы прочитали?
− На каких материках по две части света и, что это за части света? И др.
Следующее задание выполняется фронтально.
− Выполните задание на странице 27.
− А теперь я снова предлагаю поработать в группах: каждая группа выбирает один из континентов, и, продвигаясь с севера на юг, с востока на запад опишите земной рельеф, по которому вы будете путешествовать.
Группы выполняют работу самостоятельно, и каждая группа озвучивает результат своей работы.
9. Рефлексия деятельности на уроке
− Что необходимо сделать в конце урока? (Подвести итог нашей работы.)
− Каких два основных шага вы выполнили? (Мы выяснили, что мы не знаем и сами открыли новый способ.)
− В чем же было затруднение и почему оно возникло? (Мы не смогли прочитать карту, потому что не знали способ чтения карт.)
− Какова была цель? (Построить способ чтения карт, узнать условные обозначения на карте.)
− Вы достигли цели? (Да.)
− Чем вы воспользовались при достижении цели? (Учебником.)
− Что пока не получилось? У кого остались затруднения? (…)
− Какую задачу вы перед собой поставите? (…)
У каждого ученика карточка с фразами. Дети отмечают и показывают учителю.
Творческое задание (по желанию): Рассмотрите карту Земли и определите, на каком континенте большую часть суши занимают горы. Придумайте свой вопрос для одноклассников по теме урока.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Тамбовское областное государственное автономное
профессиональное образовательное учреждение
Преподаватель методики преподавания естествознания:_________ / Э.А.Педкау /
Учитель _______/ Д. М. Рассказова. /
урока по окружающему миру
Провела студентка группы ПНК-31: Лобова М.В.
Место проведения: 3 класс, МАОУ СОШ 31
Дата проведения: 26.09.17
Оценка за конспект:….. (…………) методист: _________/ Э. А.Педкау /
Оценка за урок:….. (…………) учитель: _____________ / Д. М.Рассказова /
Оценка за урок:….. (…………) методист: ____________/ Э.А. Педкау/
Тип урока: Открытие новых знаний
Формирование знания о картах, материках и частях света
- ввести понятия материк, континент, часть света, карта
- формировать умение пользоваться этими понятиями, работать с картой, глобусом, условными обозначениями.
Регулятивные:
- развивать умение анализировать свои действия и определять последовательность их выполнения для решения практических задач.
- постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.
- выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
Познавательные:
- ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
- добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, иллюстрация).
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и объекты.
Коммуникативные:
-доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения
- читать вслух тексты учебников и при этом ставить вопросы к тексту и искать ответы, проверять себя, выделять главное.
- умение делать нравственный выбор.
- адекватная реакция на трудности, отсутствие боязни сделать ошибку.
Оборудование:
Презентация, учебник, карточки, листы.
1.Мотивация учебной деятельности.
Здравствуйте, ребята, я – Маргарита Витальевна, и сегодня урок окружающего мира проведу у вас я.
И тихонько все садитесь.
Будем мы писать, трудиться,
Ведь заданья нелегки.
Нам, друзья, нельзя лениться,
Так как мы – ученики.
2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
Ребята, мне интересно, знаете ли вы, кто такие пираты?
Верно, а хороший ли это поступок – грабить корабли?
Да, действительно, пираты зачастую поступают не очень хорошо, но мы с вами сегодня попробуем себя в роли самых настоящих пиратов, только доброжелательных и внимательных, и докажем, что пираты бывают добрыми. Готовы пройти испытания, не боитесь?
Что ж, вы молодцы, смелые ребята. я хочу проверить ваши знания, которые вы получили на предыдущем уроке окружающего мира. У вас на партах есть вот такие листы, на которых в первом столбике изображены условные обозначения плана местности, а во втором столбике напротив – то, что означают эти значки, но только они все перепутались, и вам, как настоящим пиратам, необходимо восстановить все определения. Используйте при этом ручки, аккуратной линией соедините значок из первого столбца с определением того, что он означает, из второго столбца. Будьте внимательны!
(карточки по вариантам)
Итак, теперь обменяйтесь со своими соседями по парте листочками и проверьте, верно ли выполнены все задания. Ответы представлены на слайде.
Когда проверите задание, передайте все листочки с задних парт вперёд.
Итак, ребята, раз мы с вами хотим стать настоящими пиратами, то какими качествами мы должны обладать?
Отлично. Ну а сейчас мы узнаем, о чем будем говорить сегодня на уроке и без чего же, пиратам, не обойтись. Для этого нам необходимо с вами выполнить вот такое задание. Перед вами представлен пазл, который нужно собрать, а в результате мы с вами получим ответ на поставленный вопрос.
3) сформировать умение читать карту мира по условным обозначениям, сопоставлять изображения на глобусе и карте мира, показывать на глобусе и на карте мира материки и океаны, различать на карте разные формы земной поверхности;
4) повторить и закрепить понятие глобуса;
5) тренировать умение фиксировать шаги учебной деятельности, выполнять правила работы в парах и группах.
Предмет: Окружающий мир
Авторы учебника: А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая.
Тип урока: ОНЗ
Основные цели:
1) сформировать понятие о карте и континенте;
2) познакомить с изображением материков на карте мира;
3) сформировать умение читать карту мира по условным обозначениям, сопоставлять изображения на глобусе и карте мира, показывать на глобусе и на карте мира материки и океаны, различать на карте разные формы земной поверхности;
4) повторить и закрепить понятие глобуса;
5) тренировать умение фиксировать шаги учебной деятельности, выполнять правила работы в парах и группах.
1. Мотивация к учебной деятельности
На доске висят изображения шагов учебной деятельности (Смайлики). Карточки с шагами учебной деятельности могут быть помещены на специальных досках, расположенных рядом с классной доской или сбоку на стене.
– Доброе утро, ребята.
− Что вы видите на доске? (Рисунки, которые обозначают шаги учебной деятельности, карточка с понятиями плана, масштаба, карточки с условными обозначениями на плане.)
− Посмотрите на шаги учебной деятельности. Можно ли, какой-то шаг на уроке пропустить? (Нет, так как для того, чтобы самостоятельно учиться надо уметь выполнять все шаги учебной деятельности.)
− Что еще вы видите на доске? (Эталоны 1 , которые мы открыли на прошлом уроке: что такое план, масштаб, условные обозначения на плане.)
− Чему вы учились на прошлом уроке? (Мы учились читать план, характеризовать планы, учились чертить планы.)
– Сегодня вы продолжите знакомство со способами отражения местности на бумаге с помощью условных знаков.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.
На доску вывешиваются карточки с понятием плана и масштаба, карточки с условными обозначениями на плане.
− С чего вы начнёте работать? (С повторения знаний, которые будет необходимы при открытии нового.)
− Покажите номер шага учебной деятельности, который вы сейчас будете выполнять. (Шаг 2.)
− Вспомните, что такое план местности?
− На что необходимо обращать внимание при чтении плана? (На масштаб и на условные обозначения.)
− Чем вы воспользовались при ответе на вопрос? (Эталонами.)
− Какими планами вам приходилось пользоваться?
− Какими планами люди пользуются чаще всего?
− Людям, каких специальностей и увлечений необходим (или может понадобиться) план местности?
− Какие планы могут потребоваться в туристической поездке, на экскурсии?
На доске или через проектор показать страницу топографического атласа своего региона и настенную карту мира и России.
− Какое из двух изображений является планом и почему?
В ходе этого сопоставления учащиеся повторяют условные обозначения изображения плана (кустарники, сады, дороги, тропы и т.д.)
− Чем отличается карта от плана?
Учащиеся отмечают цветовое решение карты, отличающее её от плана.
− Чем ещё отличаются план и карта? (У них разные масштабы.)
− С какими картами вы уже знакомы?
− Вы молодцы, посмотрите, что стоит у меня на столе? (Глобус.)
− Что такое глобус?
− Сопоставьте изображения на карте мира и глобусе.
− Чем вы пользовались при выполнении задания?
− На плане показываются небольшие участки земной поверхности, а на карте изображаются более крупные территории, целые страны или вся Земля. Сформулируйте, что такое карта? (Карта – это уменьшенное изображение земной поверхности.)
На доску вывешивается эталон.
− Вы сейчас повторили и узнали всё, что необходимо для открытия нового, что теперь необходимо сделать? (Обобщить всё, что мы повторили.)
− Какому шагу учебной деятельности это соответствует? (Шагу 3.)
− Что вы повторили? (Что такое план, масштаб, условные обозначения на плане, как использовать условные обозначения при чтении плана, что такое глобус, что такое карта и чем она отличается от плана.)
− Какое следующее задание я вам сейчас предложу? (Пробное задание.)
− С какой целью вам предлагается выполнить пробное задание? (Чтобы понять, что мы не знаем.)
− А можно открывать новые знания без пробного задания? (Нет, нельзя, так как мы не будем знать что у нас не получается и чему надо научиться.)
У каждого на столе карта мира, аналогичная карте, которая расположена на страницах 24−25 учебника, но без условных обозначений.
− Что вы видите? (Карту мира.)
Задание на пробное действие: Прочтите карту, то есть определите, что на ней изображено.
− У кого нет ответа? Что вы можете сказать? (Мы не смогли прочитать карту.)
− Кто уверен, что может прочитать карту правильно?
− Что вы не можете сделать? (Мы не можем с уверенностью сказать, что прочтём карту правильно.)
− Молодцы, вы смогли определить свое затруднение.
− Какие шаги учебной деятельности вы выполнили? (Шаги 4, 5 и 6.)
3. Выявление места и причины затруднения
− Какой следующий шаг вы должны выполнить? (Шаг 7.)
− То есть, что вы должны сделать? (Надо остановиться и подумать, почему возникло затруднение.)
− Какое задание вы должны были выполнить? (Надо было прочитать карту.)
− Как вы действовали, какие эталоны применяли? (…)
– Почему у вас возникло затруднение? (У нас нет способа чтения карт.)
− Какой этап учебной деятельности вы выполнили? (Мы выяснили, что мы не знаем.)
− Что теперь вы будете делать? (Будем сами открывать новое знание.)
− Какие шаги вы будете выполнять (К шагам 8 и 9.)
4. Построение проекта выхода из затруднения
– Какую цель вы поставите перед собой сегодня на уроке? (Найти способ чтения карт.)
− Что ивам помогало читать планы? (Знание условных обозначений на плане.)
− Значит, что необходимо узнать, чтобы построить способ чтения карт? (Необходимо узнать условные обозначения на карте, узнать, как читать карту.)
− Что можно использовать для открытия нового знания? (Можно использовать учебник.)
− По какому плану вы будете работать с учебником? (Прочитаем текст, зафиксируем новый способ с помощью эталона.)
5. Реализация построенного проекта
− Какой следующий шаг вы будете выполнять? (Шаг 10.)
− Предлагаю сегодня знания открывать в группах. Какие правила вы должны соблюдать, работая в группах?
Учащиеся вспоминают правила работы в группах. Учитель, в случае необходимости, обращается к эталону.
− Какие правила вам пока сложно выполнять? Над какими правилами вы сегодня будете работать? (…)
− Результатом вашей работы должна быть памятка-эталон для чтения карты. При составлении памятки используйте цветные карандаши.
Группам раздаются листы А−4 с опорой на которой они работают.
Учащиеся в течение 3-5 минут выполняют задание и оформляют памятку на опоре. Затем одна из групп высказывает свою версию памятки. Остальные группы либо выражают согласие с этой версией, либо поясняют, чем и почему их вариант отличается от других.
Задача учителя на данном этапе – организовать согласование всех полученных версий.
На доску вывешивается согласованный вариант памятки.
− Для чего необходим эталон? (Чтобы запомнить новое знание, чтобы можно было при выполнении заданий им пользоваться.)
− Какой шаг учебной деятельности вы выполнили? (Шаг 11.)
− Вы теперь сможете прочитать карту? (…)
− К какому шагу вы перейдёте? (К шагу 12.)
− Что вы будете делать? (Будем тренироваться.)
−Для чего важен этот шаг? (Чтобы учиться применять новое знание.)
6. Первичное закрепление во внешней речи
На партах и доске карты мира с условными обозначениями.
Работа по выполнению задания организуется фронтально.
− Найдите на карте мира условные знаки. Определите, что они обозначают.
− Следующее задание вы будете выполнять в парах, для успешной работы, какие правила вы должны выполнять.
Учащиеся проговаривают правила работы в парах, при необходимости учитель обращается к эталону.
№ 1, стр. 22 (рабочая тетрадь).
− Сверьте результаты с эталоном.
Учащиеся сопоставляют свои работы с эталоном.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
− Что теперь необходимо сделать? (Надо выполнить самостоятельную работу и сопоставить её с эталоном для самопроверки.)
− Для чего вы будете выполнять самостоятельную работу? (Для того, чтобы понять научились ли мы пользоваться новым знанием.)
− Назовите, какой шаг вы будете выполнять? (Шаг 13.)
− Для самоконтроля выполните №№ 2, 3,стр. 22 (рабочая тетрадь).
После выполнения работы проводится самопроверка по эталону. Фронтально обосновывается ход выполнения задания.
− У кого возникло затруднение при выполнении задания № 2?
− В каком месте возникло затруднение?
− Почему возникло затруднение?
− У кого возникло затруднение при выполнении задания № 3?
− В каком месте возникло затруднение?
− Почему возникло затруднение?
− У кого задания не вызвали затруднений?
8. Включение в систему знаний и повторение.
− К какому этапу вы переходите? (Мы посмотрим, где новые знания можно использовать.)
− Это какой шаг учебной деятельности? (Шаг 14.)
− Вы любите путешествовать?
− Могут ли вам в путешествии пригодится знания, которые вы открыли? (Да, если мы едем куда-нибудь, то, посмотрев на карту, сможем определить: путешествие будет по воде или по суше, на равнине или в горах, на севере или на юге, на западе или на востоке. В соответствии с этим, мы правильно подготовимся к поездке.)
− Какую роль в жизни людей сыграло изобретение карты?
− А теперь, прочитав текст на странице 26, вы узнаете, что ещё изображается на карте Земли.
− Прочитайте текст и подготовьте вопрос по прочитанному для своих одноклассников.
− О чём вы прочитали? (О материках и частях света.)
− Задайте свои вопросы.
Учитель предлагает задать вопросы нескольким ученикам. Класс отвечает на вопросы.
− Что такое материк?
− Как по-другому называются материки?
− Перечислите все материки.
− Что такое часть света?
− Что такое остров?
− О каких частях света вы прочитали?
− На каких материках по две части света и, что это за части света? И др.
Следующее задание выполняется фронтально.
− Выполните задание на странице 27.
− А теперь я снова предлагаю поработать в группах: каждая группа выбирает один из континентов, и, продвигаясь с севера на юг, с востока на запад опишите земной рельеф, по которому вы будете путешествовать.
Группы выполняют работу самостоятельно, и каждая группа озвучивает результат своей работы.
9. Рефлексия деятельности на уроке
− Что необходимо сделать в конце урока? (Подвести итог нашей работы.)
− Каких два основных шага вы выполнили? (Мы выяснили, что мы не знаем и сами открыли новый способ.)
− В чем же было затруднение и почему оно возникло? (Мы не смогли прочитать карту, потому что не знали способ чтения карт.)
− Какова была цель? (Построить способ чтения карт, узнать условные обозначения на карте.)
− Вы достигли цели? (Да.)
− Чем вы воспользовались при достижении цели? (Учебником.)
− Что пока не получилось? У кого остались затруднения? (…)
− Какую задачу вы перед собой поставите? (…)
У каждого ученика карточка с фразами. Дети отмечают и показывают учителю.
Мы насчитаем шесть: АФРИКА, АМЕРИКА (Северная и Южная), АВСТРАЛИЯ, ЕВРАЗИЯ, АНТАРКТИДА.
Я запомнил …
Я научился …
Я повторил …
-75%
Читайте также: