Конспект урока письма имя прилагательное в коррекционной школе

Обновлено: 05.07.2024

Цель урока: развитие речи обучающихся, формирование их речевой культуры.

Образовательные: активизация познавательной деятельности учащихся; развитие устной речи; обогащение, уточнение, активизация словарного запаса.

Коррекционные: развитие самостоятельности и инициативы; коррекция слуховой, смысловой памяти и логического мышления; развитие внимания, наблюдательности.

Воспитательные: мотивация к обучению, воспитание доброты, чуткости к природе и людям.

- карточки с заданиями по теме “Имя прилагательное”;

- слова синонимы, антонимы.

Сегодня мы проводим итоговое занятие по теме “Имя прилагательное”. Занятие это мы проведём в форме урока-конкурса любителей русского языка. Цель конкурса – проверить, обогатилась ли ваша речь именами прилагательными, узнать, умеете ли вы понимать смысл и значение имён прилагательных, понимаете ли вы для чего нужны прилагательные в нашей речи.

А раз у нас конкурс, значит вы сегодня должны постараться показать свои знания, смекалку, находчивость, сообразительность.

В работе вам будут помогать карточки с заданиями. Класс ребята поделили на две команды и выбрали своё название “Любознательные” и “Находчивые”.

Девиз команд: Мы, играя, проверяем, что умеем и что знаем.

Во время разминки мы лучше познакомимся с командами. Команда должна за 3 минуты правильно ответить на возможно большее количество вопросов.

Вопросы для команды “Любознательных”

Вопросы для команды “Находчивых”

Учитель: Сегодня мы посетим Остров Прилагательных. Чтобы попасть на остров, надо назвать пароль: вопросы, на которые отвечают имена прилагательные (какой? какая? какое? какие?)

Итак, мы с вами на острове прилагательных. Чтобы свободно по нему перемещаться, ответьте на вопрос: что обозначают имена прилагательные? (признак предмета) Посмотрите, какие прилагательные вышли встречать нас.

Прочитайте их. (на доске)

Маленький, дерзкий, смелый, старый, голубой, волшебный, грустный

Что общего у всех этих прилагательных? (они стоят в единственном числе, в мужском роде, отвечают на вопрос какой?)

А теперь давайте обратимся к нашим существительным, которые мы захватили на остров.

Прочитайте их хором.

василёк облачко речка

– Чтобы предметы, которые обозначают эти слова, приобрели определённый цвет, размер необходимо назвать их признаки, используя прилагательные, которые вышли нам навстречу.

– К какому из трёх имён существительных мы можем подобрать имена прилагательные из данной группы?

Дети: К слову василёк.

Дети: Существительное василёк стоит в единственном числе, он мужского рода как и прилагательные.

Учитель: Какой василёк? (маленький, голубой, волшебный)

Учитель: Итак, наш василёк стал не никакой, а очень даже какой! Он голубой, маленький, волшебный.

А что нужно сделать, чтобы эти прилагательные подошли к существительным облачко, речка? (Надо задать вопрос, изменить окончания)

Учитель: Так кто же скажет, какую роль в нашем языке выполняют имена прилагательные?


Учитель: Послушайте, что о себе говорят жители этого острова.

У существительных подчас
Не жизнь, а просто скука!
Ни цвета нет у них без нас,
Ни запаха, ни звука!
Но если нас к ним приложить,
Им веселее станет жить:
Вот громкий стук,
Вот синий шар,
Вот сокрушительный удар,
Вот звонкий мяч,
Вот острый меч,
Весенний сад, родная речь.

Учитель: С какой частью речи связаны имена прилагательные? (C существительными)

Итак, без прилагательных наша речь была бы неточной, неинтересной, непонятной. Чтобы понять роль прилагательных в речи, выполним задание № 1 в ваших карточках.

Работа по карточкам

Прочитайте текст. Понятно ли вам, о каком времени года идёт речь? Чего не хватает в тексте?

Команде “Любознательных” вставить такие прилагательные, чтобы получилось описание летнего утра.

“Находчивым” вставить прилагательные, помогающие представить зимнее утро. (Проверка выполнения задания)

Учитель: Прилагательные обозначают признак предмета. А сейчас я проверю, умеете ли вы по признакам определить предмет.

Холодная, ключевая, прозрачная –

Стройная, белоствольная, кудрявая –

Тёмный, дремучий –

Сладкое, сочное, румяное –

Быстрый, звонкий, говорливый –

Яркое, весеннее –

Чистое, голубое –

Молодцы! Вы отлично справились с заданием.

– Какие признаки могут обозначать прилагательные? (цвет, вкус, форму, материал, качества характера)

Команда “Любознательных” подчёркивает и называет имена прилагательные, обозначающих вкус и цвет. А команда “Находчивых” подчёркивает и называет прилагательные, обозначающие форму и материал.

Горький, круглый, красный, железный, овальный, сладкий, капроновый, лиловый, квадратный, пресный, деревянный, солёный, кружевной, стальной, кислый, серый, медовый, четырёхугольный.

Игра “Найди лишнее слово”

Объясни, почему оно лишнее.

Горький, розовый, солёный, сладкий.

Лиловый, красный, шёлковый.

Молодой, большой, огромный.

Грубый, ласковый, нежный, тонкий.

Конкурс “Умейте на загадки отгадки находить”

Народ создал много загадок. В загадках задуманный предмет изображается хитро, замысловато, чтобы отгадывающий поломал голову над ответом.

(Команды загадывают друг другу загадки, в которых обязательно употребляются имена прилагательные.)

Игра “Каждому слову своё место”

Учитель: Есть в русском языке слова, противоположные по смыслу (белый – чёрный, здоровый – больной). Есть слова, которые звучат по-разному, но близки по смыслу, например: смелый, храбрый, мужественный.

Много таких слов среди прилагательных. Они очень оживляют речь, делают её нагляднее, образнее. Посмотрим, умеете ли вы находить такие прилагательные.

Задание: Команда “Любознательных” подбирают парами слова, близкие по смыслу.

Команда “Находчивых” – слова, противоположные по смыслу.

(Ребята на доске прикрепляют магнитами каждый своё слово в нужное место.)

Ребята, а о каком человеке так говорят?

Душа нараспашку (откровенный).

Всё в руках горит (ловкий, умелый).

Мухи не обидит (безобидный).

Не робкого десятка (смелый).

Родился в рубашке (удачливый, счастливый).

Тише воды, ниже травы (скромный, робкий).

Учитель: Послушайте стихотворение С.Острового “Взаимность”. Подумайте, какие черты характера присущи главному герою стихотворения.

Если из гнезда упала птица –
Мне не спится.
Если где-то умер зверь в берлоге –
Я в тревоге.
Если раздавлю зерно невольно –
Мне больно.
Если ствол рванулся бесшабашно –
Мне страшно.
Им бы жить да жить на белом свете –
Я в ответе.
Я ведь тоже ими – как ни мерьте –
Защищён от смерти.

Дети: Добрый, честный, справедливый, хороший.

Да, есть люди добрые, честные и справедливые, а бывают жадные, жестокие. В каждом человеке есть две половинки: белая и чёрная, важно только, какую человек открывает в себе больше.

Человек с красивой душой не сорвёт синий василёк, послушает пение птиц, шорох листьев, порадуется красоте зелёного убора, не сломает ветку, не оставит мусор, не раздавит бабочку, а сбережёт окружающую красоту.

Конкурс на лучшего чтеца

Мы отправляемся с вами в путешествие в удивительный мир поэзии.

(Дети наизусть читают любимые стихи, которые немыслимы без имён прилагательных.)

IV. Итоги конкурса. Заключительное слово учителя.

– Понравился ли вам наш урок-конкурс? Что именно понравилось?

– Какую главную мысль вынесли из урока? (Прилагательные уточняют, украшают нашу речь.)

Итак, подошёл к концу наш урок-конкурс. Последнее его задание дало нам возможность окунуться в удивительный мир поэзии. И пусть эти стихи обогатят вашу речь, откроют вам могучую силу и красоту нашего языка. Я думаю, что вы сегодня, рассказав столько стихов, загадок, проявив, действительно, находчивость и любознательность, с ещё большим интересом отнесётесь к изучению русского языка, а прилагательные, которыми вы умело пользовались, сделают вашу речь более точной и красивой.

В нашем конкурсе нет побеждённых, победила ваша находчивость и любознательность.

Открытый урок закрепления и обобщения знаний по теме "Имя прилагательное" в 7 классе коррекционной школы. Урок-путешествие направлен на систематизацию признаков имени прилагательного как части речи. В данной разработке дана презентация.

ВложениеРазмер
konspekt.docx 23.06 КБ
prezentatsiya.pptx 2.56 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока в 7 классе

Закрепление и обобщение

Цель: повторить , систематизировать, обобщить и закрепить материал по разделу темы “Имя прилагательное”.

- систематизация существенных признаков имени прилагательного как части речи; повторить грамматические категории данной части речи,

- выявление особенности употребления имён прилагательных в речи;

– формирование активного самостоятельного мышления учащихся путем выполнения заданий, предусматривающих необходимость анализа, синтеза, сравнения и обобщения,

– активизация письменной, устной, опосредованной речи, умения использовать в речи имена прилагательные, сравнивать различные языковые явления, находить общее и отличное, сопоставлять, обобщать, находить примеры,
– развитие навыков самоконтроля, внимания через выполнение индивидуальных, коллективных заданий разного уровня сложности, работу с тестом.
– формирование навыков самостоятельной работы по инструкции;

– прививать интерес к учебе и предмету через показ практической направленности изучаемого материала, нестандартных заданий, игровую деятельность,
– воспитывать самостоятельность, осуществляя индивидуальный подход и создавая ситуацию успеха для группы отстающих детей.
– воспитывать коллективизм, взаимопомощь, умение работать в группе, выработка командного мышления.
– формирование волевых качеств: трудолюбия, аккуратности;

- рациональная организация урока с позиций здоровьесбережения, предупреждение утомляемости.

Оборудование : презентация, экран, проектор, карта.

1. Организационный момент.
На урок все собрались!
Просыпайся! Не ленись!
Чтобы многого добиться,
Нужно хорошо учиться!

- Ребята, послушайте четверостишие и определите, о какой оно части речи?

Я – часть речи интересная,

Широко в миру известная:

Опишу любой предмет –

В этом равных со мной нет.

Речь со мною выразительна,

И точна, и удивительна.

Чтоб красиво говорить,

Мною нужно дорожить!

Определяю я предметы.

Они со мной весьма приметны.

Я украшаю вашу речь,

Меня вам надо знать, беречь!

- Правильно. Это имя прилагательное. Ребята, сегодня мы заканчиваем наше путешествие по городу Имя Прилагательное. 21 день мы гуляли по его улицам, переулкам и площадям. Сегодня мы подведём итог нашего путешествия и поговорим о достопримечательностях Имени Прилагательного. А чтобы ничего не забыть, мы будем пользоваться картой города (карта висит на доске).
Ваши ответы я буду оценивать. За правильный ответ вы получите красный кружок, за неточный ответ – синий, за неправильный ответ – зелёный. В конце урока мы узнаем, кто из вас был самым внимательным путешественником.

3. Словарная работа.

Замените высказывание одним словом и запишите (при произнесении словарного слова учащимися появляется картинка на экране):

- Кисломолочный напиток, получаемый из молока (кефир).

- Кондитерское изделие на основе какао (шоколад).

- Самый крупный водоем на земле (океан).

- Металлический знак круглой формы, который выдается за особые заслуги (медаль).

- Занимательный, любопытный, необычный, привлекающий интерес (интересный).

- Военный человек (солдат).

Прочитайте ещё раз внимательно слова. Какое слово лишнее и почему? (Интересный - это имя прилагательное). Докажите. Что объединяет другие слова? (Наводящий вопрос: какой частью речи они являются?).

1. Выберите правильный ответ.
Имена прилагательные обозначают:
а) название предмета;
б) признак предмета;
в) действие предмета.
2.На какой вопрос отвечают имена прилагательные?
а) кто?, что?;
б) какой? какая? какое? какие?
в) что делать? что сделать?
3. Подчеркните имена прилагательные.
Веселый, синее, прохладный, погода, дует, свежий, сквозит, ветерок.
4. Поставьте вопрос имени прилагательному.
Лес(____________) зеленый;
Поляна (_____________) солнечная;
Сосны (___________) высокие;
5. Образуй слова, обозначающие признаки предметов.
Книга – книжный, веселье - ______________
Рыба - ______________, мясо - _______________

ЦЕЛЬ: релаксация и развитие воображения.

Педагог включает спокойную расслабляющую музыку и говорит: «Сядьте удобно и расслабьтесь. Теперь закройте глаза и слушайте меня.

Представьте себе чудесное солнечное утро. Вы находитесь возле тихого прекрасного озера. Слышно лишь ваше дыхание и плеск воды. Солнце ярко светит, и это заставляет вас чувствовать себя все лучше и лучше. Вы чувствуете, как солнечные лучи согревают вас. Вы абсолютно спокойны. Вы слышите щебет птиц и стрекотанье кузнечика. Солнце светит, воздух чист и прозрачен. Вы ощущаете всем телом тепло солнца. Вы спокойны и неподвижны, как это тихое утро. Вы чувствуете себя спокойным и счастливым, вам лень шевелиться. Каждая клеточка вашего тела наслаждается покоем и солнечным теплом. Вы отдыхаете…

9.Работа по учебнику .
Работа по учебнику на стр.127 Упр.162 (выполнение упражнения с комментированием)

11.Физминутка .
- А теперь, ребята, встали.

Быстро руки вверх подняли,

В стороны вперед - назад,

Повернулись вправо – влево.

Тихо сели вновь за дело.


14.Д/З: стр. 139 Упр.179
Комментирование и выставление оценок
Мы с вами прошли огромный путь.
Хороших результатов достигли…..(имена учеников).

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное образовательное учреждение для детей – сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей «Специальная (коррекционная) школа – интернат

Урок русского языка

Разработала:

учитель русского языка и чтения

Соловьева А.И

Новокузнецк, 2015

Тема: Имя прилагательное. Обобщение.( 8 класс коррекционной школы VIII вида)

Цель: обобщение имеющихся знаний об имени прилагательном

Задачи:

- развивать мышление, память, речь;

-воспитывать интерес к предмету, адекватную самооценку.

листы( дети сами будут оценивать себя) на каждом столе, проектор.

Приветствие, мотивация.( Слайд №1)

Слышите, звенит звонок,

-Сегодня вы пришли в школу с хорошим настроением. Улыбнитесь друг другу, нашим гостям. Спины подровняли. А теперь за работу. Урок письма и развития речи. Но сначала немного поэзии.

-Кто автор данного стихотворения?

-Какими словами описывает Пушкин утро после бури? ( третье четверостишье на на слайде № 2) Учащиеся выбирают слова-признаки. (слайд № 3)

-К какой части речи относятся данные слова?( прилагательное)

-Итак сегодняшняя тема урока- имя прилагательное. ( слайд № 4)

-Сегодня мы будем обобщать, уточнять все те знания , которые мы получили на предыдущих уроках. Повторим грамматические признаки имени прилагательного и многое другое. А сейчас откройте тетради и запишите число, классная работа, тему урока.

Актуализация имеющихся знаний

-На какие вопросы отвечает прилагательное?

- Что обозначает имя прилагательное?

- Есть ли род у имени прилагательного?

- На какой вопрос отвечает прилагательное мужского рода?

- Изменяется ли прилагательное по числам?

- Изменяется ли прилагательное по падежам?

- От какой части речи зависит имя прилагательное?

-Придумай прилагательное женского рода?

-А теперь мы с вами начнем доказывать, что мы многое узнали о сложном и загадочном имени прилагательном.

1. Образование прилагательных

Вспомните, я вам рассказывала, что прилагательные произошли от существительных. Сейчас мы попробуем это сделать. Образовать от существительного прилагательное. Но для начала расшифруем существительное. Чтобы узнать, что тут написано нужно убрать из строки непарные глухие согласные.( ученик у доски.)

х с ц н щ е ч г (Слайд № 5)

Итак теперь читаем . что же осталось на строке? СНЕГ( слайд № 6)

От этого существительного нужно образовать имя прилагательное. Для этого нужно задать вопрос. ( какой?какая? какое?)

Снег- Снежное( утро).( слайд № 7)

Запишите эту пару в тетради и сделайте разбор слова снежное по составу.

(Взаимопроверка- правильный разбор на таблице)

2. Группировка прилагательных по грамматическому признаку

-На улице зима и ветер разметал слова по доске в беспорядке. Эти слова нужно разделить на группы.

Холодная, ветреный, хмурое, морозная, серое, солнечный

(слова разбросаны на доске )

-На какие группы мы их разделим?( ответы учеников)

-Запишем в тетради.

Самопроверка (у доски –сильный ученик).

- Как мы определили род у этих слов?( окончания, вопрос)

Оцениваем себя сами.

-Ветер разметал слова, но он помог развеять тучи на небе. Давайте нарисуем солнце, и сделаем наше зимнее утро – солнечным. ( Слайд № 8 с музыкальным сопровождением)

Дети рисуют носом в воздухе солнце.( упражнения на расслабление и тренировку мышц шеи, спины)

По окончании- слайд №9

4.Употребеление прилагательных в речи.

Работа с текстом

- Распространите предложения (Слайд № 10)

Наступило……………………………..утро. Погода стояла ……………….и ………………. Стайки ……………………..птиц шумели на ………………..деревьях.

Слова для справок:

Ясная, веселых, теплая, голых, зимнее.

-Проверьте себя ( слайд № 11)

-Разберите эти предложения по составу.

Взаимопроверка ( у доски сильный ученик)

-Каким членом предложения является имя прилагательное? Как мы его подчеркнули?

5.Самостоятельная работа по учебнику.

- А теперь вы выполните самостоятельно упражнение №127 на стр 93.( слайд №12)

-Вам нужно списать текст подчеркнуть в нем прилагательные, и надписать над прилагательными падеж.

Самопроверка( на доске правильный вариант)

-Оцените свою работу сами

-А теперь давайте дадим определение имени прилагательному. Что же это такое ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ?

- Так зачем же нам необходимо прилагательное в речи?

3. оценки за урок. Слайд № 13

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 608 225 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 03.06.2016 1563
  • DOCX 23.2 кбайт
  • 8 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Соловьёва Анна Исааковна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Время чтения: 2 минуты

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Цель. Повторить, систематизировать, обобщить и закрепить знания по теме “Имя прилагательное”.

1. Систематизировать знания, необходимые при изучении нового материала, проверить уровень усвоения материалов предыдущих уроков, выявить проблемы и устранить недостатки;

2. закреплять навык согласования прилагательных с существительными;

3. формировать умения безошибочно находить имена прилагательные в предложениях и текстах;

4. пополнять практический опыт учащихся в употреблении имен прилагательных, обращая внимание на роль прилагательных в речи;

5. закреплять навык написания падежных окончаний прилагательных;

Коррекционно-развивающие :

1. продолжить развивать и корригировать орфографическую зоркость учащихся;

2. способствовать развитию всех видов памяти, мышление, внимание, воображение;

3. способствовать формированию грамматического строя речи через отработку умения устанавливать причинно-следственные связи, учить излагать свои мысли;

4. способствовать активизации познавательной деятельности через выполнение различных форм учебной деятельности;

5. способствовать активизации словарного запаса учащихся;

6. продолжить развивать навыки самоконтроля, внимания через выполнение индивидуальных, групповых, коллективных заданий разного уровня сложности, работу с текстом;

7. способствовать повышению эффективности умственной деятельности учащихся на основе использования нестандартных заданий, игровых моментов;

8. продолжить формирование и закрепление умений работы с заданием учителя, конструирования устного ответа,

1. прививать интерес к учебе и предмету через показ практической направленности изучаемого материала, нестандартных заданий, игровую деятельность;

2. воспитывать самостоятельность, осуществляя индивидуальный подход и создавая ситуацию успеха;

3. воспитывать коллективизм, взаимопомощь, умение работать в группе, в паре, в коллективе;

4. Способствовать формированию волевых качества: трудолюбие, аккуратность, умение доводить дело до логического конца.

Оборудование: карточки с названием темы и задач урока, оценочные листы, смайлики, цветные конверты с заданиями, карточки с буквами для проверки, карточки с прилагательными и существительными, карточки с алгоритмом проверки падежных окончаний, листы с тестовыми заданиями, магниты, фломастеры, презентация.

I. Организационный момент. Учитель приветствует учеников, проверяет готовность класса к уроку.

II. Объявление темы и определение цели и задач урока.

1. - Наша русская речь состоит из частей, и каждая часть имеет свое название.

- Посмотрите, пожалуйста, вокруг.

- Что вы видите? (предметы).

- Как называется часть речи, которая обозначает предметы? (имя существительное).

- А теперь внимательно всмотритесь в эти предметы.

- Какие признаки предметов вы можете назвать? (цвет, форма, размер, материал, вкус, запах, аромат, характер и др.)

- Как называется часть речи, которая обозначает признаки предметов и прилагается к ним? (имя прилагательное)

- Мы много уроков изучали эту тему и получали новые знания об имени прилагательном, сформулируйте тему и задачи урока сами.

2. Определение воспитательного значения урока. СЛАЙД № 1-9

- Посмотрите слайды и скажите, какой одной темой они связаны? (о дружбе)

- Сегодня на уроке вместе, сообща будем решать задачи, помогать и поддерживать друг друга, как настоящие друзья.

III. Этап систематизации знаний;

1. Словарная работа

- У вас на парте лежат разноцветные конверты, найдите конверт желтого цвета, откройте его и достаньте содержимое. Перед вами буквы (Из конверта желтого цвета учащиеся достают карточки с буквами И, Е, А, О)

- Прочитайте буквы, положите их перед собой и послушайте задание 1:

ЗАМЕНИТЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ ОДНИМ СЛОВОМ:

1. Возвышенное место выступающего или сооружение с рядами скамеек для зрителей на спортивном стадионе (ТРИБУНА) СЛАЙД № 10-14

- Покажите карточку с буквой, которая пропущена в слове (И);

- Прочитаем слово все вместе;

2. Сладкое кондитерское изделие, лакомство в виде шарика, батончика, плиточки (КОНФЕТА) (О);

3. массовый праздник, показ, смотр лучших достижений искусства: музыкального, театрального, кино (ФЕСТИВАЛЬ) (Е, И);

4. Очень красивый, замечательный, необыкновенный, великолепный (прекрасный) (Е);

- Прочитайте все слова и назовите слово, которое отличается от всех остальных (прекрасный)

- Почему? (обозначает признак предмета)

- Именам прилагательным посвящен наш урок!

- Что мы знаем об имени прилагательном? (часть речи, обозначает признак предмета, отвечает на вопросы, изменяется по)

- Как можно назвать эти слова? (словарными)

- Почему? (их нельзя проверить, надо запомнить, о написании их можно узнать в словаре)

- У вас на столах лежит конверт розового цвета, откройте его и достаньте содержимое. (Из конверта розового цвета учащиеся достают оценочный лист)

- Перед вами оценочный лист. После каждого выполненного задания вы будете сами себе ставить оценки: если задание выполнено верно – ваш смайлик будет улыбаться, если допустили 1 ошибку – он задумается, 2 и более – загрустит (Показ символических оценок)

- Возьмите фломастер и оцените свою работу со словарными словами в 1 задание.

- Чей смайлик доволен работой своего хозяина? Молодцы!

3. Нахождение прилагательных в предложении.

- Что такое части речи? (слова)

- Попробуем из слов что-то построить.

- Что можно построить из слов? (предложение).

- Мне нужна ваша помощь и поддержка.

(Все учащиеся получают карточки со словами для построения 1 предложения)

Задание: ПОСТРОИТЬ ИЗ СЛОВ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Верный, преданный, надежный друг не бросит в беде.

- Прочитать каждому свое слово.

- Назвать правила написания предложения.

- Выйти из предложения прилагательным.

- С каким существительным связаны?

- Какие еще части речи есть в этом предложении?

- Какое слово главное в предложении? (имя существительное)

Вывод: Имя существительное выполняет действия и имеет признаки.

- Возьмите оценочный лист и оцените свою работу в коллективе с предложением во 2 задание.

4. Изменение имен прилагательных по родам

- Как изменяются имена прилагательные? (по родам, по числам, по падежам)

ПОДОБРАТЬ К СУЩЕСТВИТЕЛЬНОМУ СООТВЕТСТВУЮЩИЕ ИМЕНА ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ :

Книга – научная, старинная, поучительная

Друг – надежный, школьный, добросердечный

Задание – домашнее, сложное, короткое

- Почему выбрали эти прилагательные? (книга ж. р. – прилагательные тоже ж. р. и т. д.)

Вывод: Имя прилагательное зависит от имени существительного – в роде и в числе.

- Возьмите оценочный лист и оцените свою работу в группе с прилагательными в 3 задание.

5. Написание падежных окончаний имен прилагательных.

а. Повторение правила:

- 4 смелых прошу к доске.

- Повторим алгоритм написания падежных окончаний имен прилагательных.

Вы получаете карточки с этапами проверки написания окончаний и должны встать в правильной последовательности.

(4 ученика выходят к доске выполнять задание)

1. Найду имя существительное

2. Ставлю вопрос

3. Смотрю на окончание вопроса, какое окончание у вопроса, такое окончание надо писать у прилагательного

б. Отработка правила написания окончаний имен прилагательных

- У вас на парте лежит конверт голубого цвета, откройте его и достаньте содержимое. (Из конверта голубого цвета учащиеся достают карточку с пропущенными окончаниями имен прилагательных, рядом записаны варианты, правильное окончание обводят красным фломастером)

Задание: ВЫБРАТЬ ПРАВИЛЬНОЕ ОКОНЧАНИЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО

без нов… пальто ого, ова, ога

о ярк… звезде ай, ой, ом

в дремуч… лесу им, ем, ей

- Проверка. СЛАЙД № 1 НА И. Д.

- Возьмите оценочный лист и оцените свою работу с окончаниями прилагательных в 4 задание.

6. Роль прилагательных в русском языке. Нахождение прилагательных в тексте.

- Сейчас мы выясним, для чего в русском языке нужны прилагательные?

- Сравните 2 текста: СЛАЙД № 15

Пришла в. сна. В неб. поют птицы. З. мля прогрелась со. нцем. В п. лях тает сне. .

Пришла дружная в. сна. В син. м неб. поют первые птицы. З. мля пр. грелась теплым со. нцем. В п. лях тает последн. й сне..

- Какой текст понравился больше? Почему?

- Для чего в русском языке нужны прилагательные? (помогают описать предметы – их форму, цвет, размер, материал; делают нашу речь яркой, выразительной, точной, понятной) (Задание выполняется в парах – учащиеся распределяются по парам)

- Я раздаю парам конверты сиреневого цвета, откройте их и достаньте содержимое. (Из конверта сиреневого цвета учащиеся достают карточку с текстом с пропущенными буквами)

Задание: ВСТАВИТЬ ПРОПУЩЕННЫЕ БУКВЫ

- Пара, выполнившая задание первой поднимает руки.

- Проверка. СЛАЙД № 2 НА И. Д.

- Возьмите оценочный лист и оцените свою парную работу с пропущенными буквами в 5 задание.

7. Проверка знаний. Выполнение тестовых заданий. (Тест выполняется со сменой места)

1. Прилагательное обозначает :

б) признак предмета

в) действие предмета

2. Прилагательное отвечает на вопросы :

б) что делать? что сделать?

в) какой? какая? какое?

3. Прилагательные изменяются :

а) по родам, по числам, по падежам

б) по родам, по числам, по временам

в) по числам, по лицам, по временам

4. Найди прилагательные :

5. Найди прилагательные женского рода :

а) кислый, дождливый

б) слабая, острая

6. Найди прилагательные множественного числа:

а) вишневый, стеклянные

б) открытые, желтые

в) хрупкие, грязное

8. Подведение итога. Рефлексия. Оценивание своей работы.

- Какие задачи стояли перед нами?

- Кто считает, что справился с этими задачами? Подсчитайте смайлики и поднимите карточку с изображением, которое рисовали в оценочном листе чаще других.

- Покажите свое настроение, а я покажу свое. СЛАЙД № 16 (мое настроение)

- Я рада, что наши настроения совпадают.

- Урок закончен. Спасибо за прекрасную работу!

Прикреплённые файлы:

Формы работы по экологическому образованию обучающихся младших классов с тяжелыми множественными нарушениями развития Под формами следует понимать способы организации образования, которые пребывают в тесной связи с порядком его осуществления, временем и.

Урок математики во 2 классе для детей, обучающихся по Аооп уо (интеллектуальными нарушениями) Урок математики (2 класс) для детей, обучающихся по АООП У/О (интеллектуальными нарушениями) Учитель: Шеховцова Н. Г. 2 класс Учебник:.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока в 9 классе по письму и развитию речи предназначен учителям корекционной школы 8 вида.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков.

1.Закрепить умения различать имена прилагательные, совершенствовать практические навыки в определении основных признаков данной части речи.

2.Развивать внимание , память, логическое мышление, связную устную и письменную речь, активизировать словарь.

3. Привить любовь к языку через выразительные возможности прилагательных, помочь учащимся понять эстетическую функцию слова, использовать прилагательные в устной и письменной речи, совершенствовать культуру речи учащихся.

Оборудование: индивидуальные карточки, карточки со схемами (работа в группах), правило работы в группах, алгоритм, карточки с домашним заданием, презентация.

1.Организационный момент.

Прозвенел уже звонок.
Начинается урок.
Мы сегодня не одни,
Гости на урок пришли.
Повернитесь поскорей,
Поприветствуйте гостей!

Настроение у нас отличное,
А улыбки – дело привычное.
Пожелаем друг другу добра,
Ведь урок начинать нам пора.

Проверяется готовность к уроку, записывается число.

(Работа в тетрадях)

- Сегодняшний урок я хочу начать словами Ивана Сергеевича Тургенева: (слайд )

-Как вы понимаете его смысл? (наш русский язык-могуч, велик, он создавался и совершенствовался веками, поэтому нужно любить и беречь его, то есть учить грамматику, правильно использовать, ценить его, как свою родину, ведь наш язык- это наше богатство и достояние.)

-Каждый урок русского языка – это постижение тайн одного из великих языков мира. Надеюсь, что и этот урок станет для вас открытием.

-Как звучит тема сегодняшнего урока вы узнаете разгадав загадку. (слайд )

Определяю я предметы,

Они со мной весьма приметны.

Я украшаю вашу речь,

Меня вам надо знать, беречь!

-Сформулируйте задачу нашего урока! (Слайд).

-Какую задачу поставить перед собой каждый из вас?

-Мы приступаем к работе над задачей урока.

-В течении урока вы будете оценивать свою работу, ставить смайлики в оценочном листе своей деятельности на уроке. (Слайд)

3.Актуализация опорных знаний

-Какие знания мы должны повторить?

1. Имя прилагательное – это_______________,

отвечает на вопросы______________________,

2. Имена прилагательные могут обозначать признаки предметов:……

(цвет, величина, вкус, запах, материал, характер, настроение, назначение и т.д.) (слайд )

3.Имена прилагательные изменяются по ……

( родам, числам, падежам).

4. Чтобы правильно написать гласную в безударном окончании прилагательного нужно…. (Вывешивается памятка).

5.В предложении имя прилагательное является…..

(Второстепенным членом предложения.)

6.В речи имена прилагательные нужны для того, чтобы….. .

Итак, мы повторили опорные знания, которые будем использовать в течение урока.

4.Орфографическая минутка.

-Ребята, скажите, какое сейчас время года? Какая осень? (Поздняя) Какая погода? Какое настроение у вас вызывает зима?

-Давайте прочитаем отрывок из стихотворения Ивана Бунина “ПЕРВЫЙ СНЕГ”

Зимн.м хол…дом п…хнуло
(На) п…ля и (на) л…са.
Ярк.м пурпуром зажглися
(Пред) з…катом н…б…са.

(На доске запись)

1.Какое настроение вызвали у вас эти строчки? Настроение стихотворения слегка печальное. Оно посвящено природе.
Холодом пахнуло, ….

-Какая роль у прилагательного в тексте? Роль прилагательного - придать стихотворению большую красоту.
Отрывок стихотворения понравился тем, что создал зимнее настроение и перенес в атмосферу волшебства и сказки.

2.Прочитайте четверостишье выразительно.

3.Объясните, как вы понимаете значение слова пурпуром

-А как можно узнать значение слова? (Толковый словарь, интернет, у взрослых..)

-Прочитайте значение этого слова в словаре С.И. Ожегова.(1 ученик читает)

пурпуром -к пурпурным относят гамму цветов, полученных при смешивании красного цвета с синим или фиолетовым (Слайд)

4.Итак, какая задача стоит перед нами?

5. Выполнение работы. (1 ученик у доски, работа в тетрадях)

6.Какие орфограммы встретились?

7.Какую задачу мы ставили перед собой в начале урока?

8.Найдите имена прилагательные выделите их окончания и определите род, число, падеж.

9.Докажите, что прилагательные в последнем предложении являются второстепенными членами. Что для этого нужно? (Разобрать предложение).

Итак, какое задание сейчас выполняли? Какие знания нам помогли? (Алгоритм)

-Ребята, о каком времени года говорится в этом четверостишье?

5.Минутка отдыха.

-Какое время года изображает музыка?

-Какую картину к этой музыке вы бы нарисовали?

- А какие краски вы бы использовали?

6.Письмо по памяти.

-Мы продолжаем работать над задачей нашего урока.

-О каком месяце рассказывается в музыке П.Чайковского?

О ноябре народ сложил много пословиц и поговорок, одна из них записана на доске.

-Прочитайте ее вместе.

-Как вы ее понимаете?

Ноябрь — последний месяц живой воды. (Слайд)

- Объясните правописание выделенных орфограмм.

-Укажите род, число, падеж прилагательных.

7. Работа с учебником

Итак, какое задание сейчас выполняли? Какие знания нам помогли? (Алгоритм)

-Много сказочного происходит с приходом зимы.

-Недавно мы с вами писали изложение. О чём оно? В каком литературном жанре оно написано? (Сказка)

-В нём были допущены ошибки. Я вам предлагаю побывать в роли учителей и проверить ошибки.

Вспомните правила работы в группах. (слайд )

Правила работы в группе:
1.Вежливо обращайтесь друг с другом.
2.Выслушивайте мнение каждого.
3.Не перебивайте говорящего.
4.Доказывайте свои версии.
5.В группе ответы дает каждый.
6.Умеешь сам - научи другого.

В глухая лесу за колючим снегами живёт лесная царь Берендей.

-Для чего нам нужно знать правила правописания падежных окончаний имён прилагательных?

9.Домашнее задание.

Вам предлагается два варианта, каждый из вас должен выбрать одно задание , которое он будет выполнять. (1 вариант более легкий, 2- сложнее).

Составить словосочетания. Выделить окончания прилагательных.

Колючий (растение, кусты, слово, ежата).

Летний (солнце, настроение, деньки, платье).

Синий (море, глаза, просторы, покрывало).

В каждом ряду найди и убери лишнее слово. Докажи свой выбор.

Морской, соломкой, узкой, звонкой.

Ключей, колючей, горячей, могучей.

В летней, за баней, с ранней, с соседней.

9.Итог урока.

Над какой темой работали сегодня на уроке?

- Какие знания закрепили об имени прилагательном?

- Что такое имя прилагательное?

-С какой частью речи согласуется?

-Как определить род, число, падеж имени прилагательного?

-Как проверить правописание безударных окончаний прилагательных?

- Для чего прилагательные нужны в нашей речи?

-Справились мы с задачей нашего урока?

-Справились ли вы с задачами, которые ставили перед собой в начале урока?

Закончи предложение:

− Мне сегодня на уроке удалось …

− Я и не подозревал …

− Мне стало понятно …

− А у меня сегодня не получилось …

Какие смайлики вы себе за работу поставили? Сдайте оценочные листы.

Выставление оценок.

Наш урок я хочу закончить следующими словами Константина Паустовского : (слайд )

-Ребята, благодарю вас за сотрудничество на уроке. Всем большое- большое спасибо! Урок закончен. Все свободны. Отдыхайте

Читайте также: