Конспект урока песчаная учительница

Обновлено: 07.07.2024

Цель урока: создать условия для формирования у учащихся целостного видения проблем рассказа “Песчаная учительница”.

обучающая: познакомить обучающихся с проблематикой, композиционными и сюжетными особенностями рассказа;
развивающая: развитие логического и образного мышления;формирование диалогических умений;
воспитательная: на примере образа главной героини формировать активную жизненную позицию, гражданское мужество.

Тип урока: урок новых знаний.

Форма урока: урок-диалог, один учебный час с использованием компьютерных слайдов.

Межпредметные связи: история и литература, изобразительное искусство и литература.

Методы и приемы: частично-поисковый; наглядный, словесный, практический.

Оборудование: раздаточный материал: карточки для индивидуальных заданий, информационные листы.

Наглядные материалы: портрет А.П. Платонова, текст рассказа “Песчаная учительница”, слайд – презентация, репродукция картины “Христос в пустыне”.

Ход урока

I. Оргмомент.

1. Слово учителя.

В рассказе А.П.Платонова “Песчаная учительница” повествуется о жизни молодой учительницы, принадлежащей поколению честных, целеустремленных, верящих в светлое будущее людей, настоящих энтузиастов своего дела, стремящихся преобразовать мир и посвятить себя строительству новой жизни, новых отношений между людьми, между народами в эпоху ликвидации неграмотности.

II. Определение темы, постановка цели.

1. Как проявляются качества героини рассказа?

  1. Как, исходя из этого, можно сформулировать тему урока? (слайд 1)
  2. Сформулируйте свои цели.
  3. Работа с эпиграфом (слайд 2):

Трудно тебе будет, да сердце у тебя есть, а на сердце и разум придет, а от разума и трудное легким станет.

Из сборника сказок А.Платонова

Чтение, выделение основной диалогической пары “сердце – разум”

III. Исторические справки (работа с информационными листами).

  1. Насколько в рассказе отражены особенности времени?
  2. Охарактеризуйте исторический отрезок 1917-1927 годы (информационный лист 1)

Вывод: Платонов решает скорее общечеловеческие проблемы, чем конкретно исторические. Но он не абстрагируется от своего времени, а пытается раскрыть свое понимание жизни человека в условиях современной ему исторической ситуации.

IV. Работа в режиме диалога.

Анализ основных проблем в режиме диалогических пар философии А.Платонова (слайд 3).

Ознакомление детей с основной схемой (приложение 1).

Составить схему диалогических пар на основе посылок из текста. (Слайд 4).

  • молодость – пустыня,
  • надежда-отчаяние
  • мужчина-женщина
  • кочуи-хошутинцы
  • Пафос
  • “Странно, что никогда не помогает в этом возрасте молодому человеку одолеть мучащего его тревоги; никто не поддержит тонкого ствола, который треплет ветер сомнений и трясет землетрясение роста…”
  • “Крепкая, веселая, мужественная натура Нарышкиной стала теряться и потухать…”
  • “Неужели молодость придется похоронить в песчаной пустыне…”
  • “Первая настоящая в жизни Марии печаль…”
  • “Вы, Мария Никифоровна, могли бы заведовать целым народом, а не школой…”
  • Ирония

Работа по исследованию текста.

События рассказа “Песчаная учительница” происходят в пустыне. По мнению западноевропейского ученого, знатока символов Кэрола, в пустыне человек проявляет свои самые сильные качества. Иисус Христос, согласно библейскому преданию, уходил в пустыню на сорок дней без еды и питья, чтобы укрепить свой дух.

- Работа с картиной “Христос в пустыне” ( информационный лист 2)

Лирическому герою стихотворения А.С.Пушкина “Пророк” вдохновение в образе Серафима также является в пустыне:

Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился,
И шестикрылый серафим
На перепутье мне явился.

  1. Заслушивание индивидуального задания (анализ образа главной героини по заданной схеме) схеме (слайд 5)

В начале повествования мы видим героиню и ее окружение таким:

Затем к ней приходит первая настоящая печаль, связанная с крушением ее мечты о будущем. Она постигает противоречия жизни, связанные с трудностями жизни в пустыне, встречей с аборигенами, постижением их правды жизни. Героиня меняется, встречает трудности, добивается восстановления земли

Обучающиеся выделяют свое (современное) понимание данной ценности, а также то, другое понимание.

  1. Работа обучающихся в диалоговом окне “Диалог с Героем” (приложение 2).

Вопрос: В чем смысл служения людям?

  1. Мария поняла, что необходимо помочь людям в борьбе с пустыней
  2. Не растеряла всей своей силы, стойкости и все-таки добилась своего собственными силами.
  3. Решила пожертвовать собой ради спасения своего села.

11. Ответ: Смысл служения людям в бескорыстном выполнении работы, улучшающей жизнь окружающих.

Такие люди, как Мария нужны. Вспоминаются слова Н.А. Некрасова:

Природа-мать! Когда б таких людей
Ты иногда не посылала миру -
Заглохла б нива жизнь.

Героиня достигает результатов, но какой ценой?

“Вернулась 70-лет старухой, но…”

– Оцените поступок героини. Ваша задача – попытаться встать в позицию героини, как бы поступили вы?

  • Героиня не соглашается ехать на новый подвиг
  • Развитие действия, поиск иного смысла “служения человечеству”
  • Заполните пустые клетки таблицы.

V. Региональный компонент.

1. Вплоть до 70-х годов XX века в нашем районе в школах работали приезжие учителя. Они так же, как и “песчаная учительница”, были направлены к нам. Их заслугой является обучение и подготовка местных кадров, приобщение к культуре и т.д.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема: Рассказ А. П.Платонова "Песчаная учительница") Слайд №1

Цель урока: создать условия для формирования у учащихся целостного

видения проблем рассказа “Песчаная учительница”.

обучающая: формирование ЗУН учащихся определять проблему,

сюжетные особенности рассказа;
развивающая: развитие логического и образного мышления; формирование

диалогических навыков; умение отстаивать свою точку зрения
воспитательная: на примере образа главной героини формировать активную

жизненную позицию, гражданское мужество.

Тип урока : урок новых знаний.

Межпредметные связи : история, литература, география

Методы и приемы: частично-поисковый; наглядный, словесный,

Оборудование: раздаточный материал, постеры, маркеры, стикеры.

Наглядные материалы : портрет А.П. Платонова, текст рассказа “Песчаная учительница,” слайд – презентация о жизнедеятельности А.П.Платонова

1 .Орг.момент.

2 . Опрос д/ з: 1.Презентация о жизнедеятельности А.Платонова (опережающее задание)

3. Слово учителя.

В рассказе А.П.Платонова “Песчаная учительница” повествуется о жизни молодой учительницы, принадлежащей поколению честных, целеустремленных, верящих в светлое будущее людей, настоящих энтузиастов своего дела, стремящихся преобразовать мир и посвятить себя строительству новой жизни, новых отношений между людьми, между народами в эпоху ликвидации неграмотности.

Историческая справка : Вплоть до 70-х годов XX века в нашем районе в школах работали приезжие учителя. В нашей школе также работают учителя, которых направили по распределению. Они так же, как и “песчаная учительница”, были направлены к нам. Их заслугой является обучение и подготовка местных кадров, приобщение к культуре и т.д.

Викторина — проверка знания текста. Слайд №2

1) Сколько лет было Марии Никифоровне, когда она начала преподавать?

2) Почему дети в селе не ходили в школу?

3) Какой новый предмет пришлось преподавать учительнице?

4) Смогла ли Мария Никифоровна помочь жителям пустыни?

5) Осталась ли она в Хошутове навсегда?

7)Какие проблемы поднимаются в произведении?

(человек и природа, борьба с природной стихией, путь покорения природы.)

Работа с эпиграфом : « Все прекрасное на земле –от солнца,

Все хорошее –от человека.

4. Определение темы, постановка цели. Слайд №3

-Ребята, давайте определим тему урока:

Сформулируем цели урока: формирование интереса к произведениям нравственной проблематики

-развитие логического мышления, формирование диалогического обучения

-воспитание активной жизненной позиции.

Работа с текстом.

- Проследите за тем, как автор описывает пустыню, и какой она, предстает в разное время года?

( Работе по карте Казахстана, почва, растительность) Слайд №4

Астраханская пустыня и среднеазиатская пустыня: в чем их отличие.

Найдите и определите художественные средства и их роль: сравнения (пылающие костры саван – “огонь несущий смерть”) эпитеты жуткое небо, шипящий ветер, “стонущий” песок, “дымящиеся верхушки барханов”, непрозрачный воздух, наполненный песком, буря в пустыне, “когда яркий день кажется мрачной ночью”.

- (стр.161) прочитать :Как встретила Марию прикаспийская пустыня?

- Что делать ей в в этом селе, обреченном на вымирание?

(Беседа об условиях жизни Марии)

- Она поняла безысходную судьбу двух народов, сложную судьбу разных племен и решила не жалеть своей жизни для улучшения благоустроенности на селе)

- Какие изменения произошли с героиней?

( В начале рассказа какой представлена Мария? стр.160,164. Девушка изменилась вместе с пустыней, которая ожила, стала приветливой как ее прикаспийская пустыня. Даже взрослые решили взяться за учебу. Новые трудности не пугают Марию.

Класс делится на 2 группы по дням рождениям.

1. Адраспан 2. Жусан .

Игра-дебаты: Можно ли назвать Марию Никифоровну счастливым

человеком?( Работа на постерах)

-Наша группа считает, что жизнь в пустыне- это ад, там нет жизни , не будет радости. Сельчан ожидают бесконечные муки, ужасы. Весь труд 3 лет пропал даром. Мария похоронит свою молодость среди песков, среди диких кочевников, не обзаведется семьей.

А ведь предназначение женщины- быть женой, матерью.

Самая большая награда, которая ждет ее, памятник – шелюга.

Формативное взаимооценивание.(критерии)

Творческий подход

Новая информация, конкретность

Оригинальность, креативность

Прикладное значение,

Вовлеченность .

5. Закрепление.

В чем заключается ПОСТУПОК героини?

- Отдать лучшие годы на служение людям. Добровольно отказаться от личного счастья.

- Мария поняла, что необходимо помочь людям в борьбе с пустыней.

- Не растеряла своей силы, добилась поставленной цели.

- Решила пожертвовать собой ради спасения своего села, для улучшения жизни на селе.

- Такие, как Мария нужны всегда. У Н.А.Некрасова есть строки: Слайд №6

Когда б таких людей

Ты иногда не посылала миру-

Заглохла б нива жизни!

Игра. Собери пословицу! Слайд№7

1 . ХОРОША ВСЯКАЯ ЗЕМЛЯ, ЧТО БЕЗ ЛЕСА ОДИНОКИЙ СОЛОВЕЙ.

2. ЧЕЛОВЕК БЕЗ РОДИНЫ СВОЕЙ, КТО ЗА РОДИНУ ГОРОЙ.

3. В РОДНОМ КРАЮ И НОЧИ ПРЕКРАСНЫ.

4. НА РОДИНЕ И ДНИ, А ЛУЧШЕ ВСЕХ ЗЕМЛЯ СВОЯ

5. ТОТ ГЕРОЙ, И ВОЗДУХ ИСЦЕЛЯЕТ.

6 . Суммативное оценивание

Рефлексия. (на стикерах)

-Что получилось хорошо?

-Чего добились с трудом?

-Что нужно доработать?

7.Домашнее задание : Эссе на тему: « Нужны ли обществу такие люди, как

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обучающая цель: знакомство с творчеством А. Платонова, анализ рассказа "Песчаная учительница".

Поурочный план

Развивающая цель: развитие навыков разбора художественного произведения.

Воспитательная задача: показать борьбу человека с природным бедствием, победу над ним, силу женского характера в борьбе со стихией.

1. Опрос по творчеству А.Платонова


Родился 20 августа (1 сентября н.с.) в Воронеже в семье слесаря железнодорожных мастерских Климентова. (В 1920-х сменил фамилию Климентов на фамилию Платонов). Учился в церковноприходской школе, затем в городском училище. Как старший сын уже в 15 лет начал работать, чтобы поддержать семью.

Работал "во многих местах, у многих хозяев", затем на паровозоремонтном заводе. Учился в железнодорожном политехникуме.

Октябрьская революция кардинально меняет всю жизнь Платонова; для него, трудящегося человека, напряженно осмысливающего жизнь и свое место в ней, настает новая эпоха. Сотрудничает в редакциях разных газет и журналов Воронежа, выступает как публицист, рецензент, пробует себя в прозе, пишет стихи.

В 1919 участвует в гражданской войне в рядах Красной Армии. После окончания войны возвращается в Воронеж, поступает в Политехнический институт, который заканчивает в 1926.

Первая книга очерков Платонова "Электрофикация" вышла в 1921.

В 1922 выходит" вторая книга "Голубая глубина" - сборник стихов.

В 1923 - 26 Платонов работает губернским мелиоратором и заведует работами по электрификации сельского хозяйства.

В 1927 переезжает в Москву, в том же году появляется его книга "Епифанские шлюзы" (сборник рассказов), которая делает его известным. Успех вдохновил писателя, и уже в 1928 он издает два сборника "Луговые мастера" и "Сокровенный человек".

В 1929 публикует повесть "Происхождение мастера" (первые главы романа о революции "Чевенгур"). Повесть вызывает шквал резкой критики и нападок, и следующая книга писателя появится только через восемь лет.

С 1928 сотрудничает в журналах "Красная новь", "Новый мир", "Октябрь" и др. Продолжает работать над новыми прозаическими произведениями "Котлован", "Ювенальное море". Пробует себя в драматургии ("Высокое напряжение", "Пушкин в лицее").

В 1937 увидела свет книга рассказов "Река Потудань".

С началом Отечественной войны эвакуировался в Уфу, выпустил там сборник военных рассказов "Под небесами Родины".

В 1942 уходит на фронт в качестве специального корреспондента газеты "Красная звезда".

В 1946 демобилизуется и полностью отдается литературному труду. Выходят три прозаических сборника "Рассказы о Родине", "Броня", "В сторону заката солнца". В этом же году пишет один из известнейших своих рассказов "Возвращение". Однако появление в "Новом мире" "Семьи Иванова" было встречено крайне враждебно, рассказ был объявлен "клеветническим". Платонова перестали печатать.

В конце 1940-х, лишенный возможности зарабатывать себе на жизнь литературным трудом, писатель обратился к пересказам русских и башкирских сказок, которые у него принимали некоторые детские журналы. Несмотря на вопиющую бедность, писатель продолжал творчество.

После его смерти осталось большое рукописное наследие, среди которого потрясшие всех романы "Котлован" и "Чевенгур". Умер А.Платонов 5 января 1951 в Москве.

3. Выявление темы: природа и человек, борьба за выживание.

4. Основная мысль: показать энергию, бесстрашие, уверенность героини в борьбе с природной стихией; силу женского характера, веру в светлое будущее, веру в человека, который с великим трудом превращает безжизненную землю в зеленый сад.

5. Слово учителя.

Эпиграф: «…Но пустыня – будущий мир, бояться вам нечего,

И любовь, и страдания молодости были не чужды Марии. Но мы чувствуем, что все станет в жизни этой девушки совсем не таким, каким оно ей виделось в молодости.

Здесь мы видим, что даже в действительном затруднении правительство двадцатых годов ничем не помогало людям, даже таким инициаторам и активистам, как Мария Никифоровна.

Эта умная женщина решилась пожертвовать собой, своей жизнью ради спасения своего села. Это ли не сила характера -отдать не просто свои молодые годы, но всю жизнь на служение людям, добровольно отказавшись отличного счастья? Это ли не сила характера - помогать тем, кто уничтожал твои достижения и победы?

Сколько она уже достигла! Но сколько ей еще предстоит одержать побед. Думается, немало. Невольно веришь в такого человека. Им можно лишь гордиться.


Словарная работа:

1. Орошать – поливать, пропитывать влагой.

2. Шелюга – виды деревьев и кустарников рода ивовых.

3. Смрадные – издающие отвратительный запах.

4. Обглодать – обгрызть, съесть.

5. Вымогла из себя – породила, вырастила.

6. Задернелый – обильный корнями травянистых растений.

Задания: Ответы на вопросы

1. Какая черта личности Марии Нарышкиной является, по вашему мнению, главной?

2. Какие слова, эпизоды ярче других раскрывают понимание Марией смысла жизни?

1. Учеба на педагогических курсах

2. Приезд в Хошутово

3. Решение бороться с песками. Всенародная борьба

4. Вред, приносимый кочевниками

5. Жизнь, посвященная борьбе за превращение пустыни в будущий мир

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект эвристического урока по литературе, включающий необычные задания и опорную схему.

Цели урока:

определить основную идею рассказа Платонова

отрабатывать умение анализировать замысел автора, композицию литературного произведения, определять роль пейзажа.

через создание опорной схемы показать связь формы и содержания текста, учить выбирать материал для ответа

дать нравственные ориентиры для определения своих жизненных целей.

Ход урока.

Викторина – проверка знания текста.

Сколько лет было Марии Никифоровне, когда она начала преподавать?

Почему дети в селе не ходили в школу?

Какой новый предмет пришлось преподавать учительнице?

Смогла ли Мария Никифоровна помочь жителям пустыни?

Осталась ли она в Хошутове навсегда?

Анализ темы урока. Чтобы ответить на этот вопрос, надо внимательно поработать с текстом. Вы уже начали это делать дома.

Проверим домашнее задание – найти в тексте описание пустыни и определить, какое настроение оно создаёт.

Дети прочитают мрачный пейзаж, расскажут о своих впечатлениях и объяснят, что описание пустыни покажет, как трудно пришлось учительнице Нарышкиной, как тяжело живут её ученики. Задача учителя – помочь ученикам найти символические детали в тексте. Выписываем опорные слова пейзажной картины:

Раскалённые барханы – пылающие костры

Стонущий песок

День = ночи

Саван солонца

Солнце меркло

Верхушки барханов дымятся

Что получается? Как проявился здесь замысел автора? Благодаря такой работе ребята обязательно догадаются, что Платонов рисовал не просто пустыню, в подтексте он изображал ад, где нет жизни и радости, есть только бесконечные муки и ужас.

Можно ли быть счастливым в аду?

Проведём интервью с Марией Никифоровной.

Вопросы, придуманные детьми:

Сколько лет Вам было, когда Вы стали учительницей?

Почему дети в вашем селе не ходили в школу?

Что Вас больше всего расстраивало в учительской работе?

Вам не кажется, что молодой девушке не стоит губить себя в пустыне?

Почему Вы не уехали домой к родителям?

Почему Вы стали преподавать новый предмет?

Учились ли Вы земельному делу?

Почему Вы решили победить пустыню?

Платили ли Вам деньги за дополнительную работу?

Каких успехов Вы достигли в Хошутове?

Как относятся к Вам дети и взрослые в Хошутове?

Составим опорный конспект.

Назначение в Хошутово

Вернуться домой к родителям?


Поехать по назначению?

Дети не ходят в школу, село бедствует.

Отказаться от работы

ждать, когда всё само наладится и получать зарплату


Чтобы помочь людям, вести занятия по новому предмету - песчаному делу

активная жизненная позиция

Посадки шелюги уничтожены кочевниками.

Безрезультатно жаловаться,

Ненавидеть другой народ и его правду.

Встать на место противника.

Справедливость, гуманность, терпимость

Учить кочевников культуре песков?

Остаться в Хошутове, где наладилась жизнь

Ответственность за судьбу двух народов.

5. Обобщение. Была ли счастлива песчаная учительница? Почему она могла бы заведовать целым народом? Кто из вас хотел бы повторить её судьбу?

Читайте также: