Конспект урока печенье осеева

Обновлено: 06.07.2024

Обучающие: способствовать формированию умения ставить вопросы нравственно-этического содержания для определения идеи произведения.

Совершенствовать: навык плавного слогового чтения, умение размышлять над содержанием произведения, анализировать его, выделять основную мысль.

Расширять и активизировать словарный запас учащихся.

Развивающие: развивать интерес к чтению, речь, память, логическое мышление.

Воспитательные: воспитывать чувство уважения к старшим.

Оборудование: книги В.А.Осеевой, портрет В.Осеевой, мультимедийный проектор, диск с презентацией, учебник “Русская азбука”, карточки с пословицами, карточки с изображением человечков (весёлого и грустного), тексты рассказов В.А.Осеевой.

1. Тренинг настрой.

Прозвенел звонок для нас.
Мы зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда.
Мы начнем урок, друзья.

2. Актуализация знаний.

а) Работа над дыханием: звукоподражание:

Шум леса – ш – ш – ш

Полет пчелы – з – з – з

Полет жука – ж – ж – ж

Работа насоса – ф – ф – ф

Шарик лопнул – пыш – пыш – пыш

Бег лошадки – цок – цок – цок

Дети вдыхают аромат цветка.

б) Упражнение со скороговоркой:

Чайные чашки в печали,
Стуча и бренча, закричали.

(Медленное чтение, убыстряя темп, грустно, весело)

в) Упражнение с анаграммами.

- Расшифруйте слова, которые встретятся нам в рассказе.

- Найдите “лишнее” слово.

- “Печенье” - так назвала своё произведение замечательная детская писательница Валентина Александровна Осеева.

3. Работа по усвоению новых знаний.

а) Беседа об авторе.

- Посмотрите внимательно на портрет писательницы. Скажите, что вы думаете о ней.

- Что вы хотите узнать о В. Осеевой?

Осеева Валентина Александровна в юные годы мечтала стать актрисой, но придя однажды в трудовую коммуну для беспризорных детей, поняла, что ее настоящее призвание -воспитывать детей. Шестнадцать лет она отдала воспитанию детей-беспризорников и малолетних правонарушителей. Работая воспитательницей в детских учреждениях, на досуге Осеева сочиняла для ребят сказки, сама писала пьесы и ставила их вместе с детьми. В 1940 г. вышла ее первая книжка “Рыжий кот”. “Доброй и честной, смелой и рыцарски благородной” - такой запомнили её друзья. (Дети рассматривают книги В.Осеевой).

Прочитайте девиз нашего урока: “Мало уметь читать, надо уметь думать”.

- А, вы, знаете, эту фразу сказала мама Валентины Осеевой! Когда Валя была маленькой, она любила читать короткие рассказы без помощи взрослых. Однажды мама спросила: "Понравился тебе рассказ?" Маленькая Валя ответила, что не знает, об этом она не думала. Тогда мама огорчилась: “Мало уметь читать, надо уметь думать”.

- Как вы думаете, о чем может быть произведение с таким названием?

Постановка учебной задачи.

- В конце урока мы должны будем с вами ответить на вопрос “Почему В.А.Осеева решила поведать нам эту историю?”.

4. Работа с текстом

1. Первичное восприятие произведения.

Учитель: Читает до “Миша . посмотрел на маму”.

- А что же мама. А бабушка.

  • Кто герои рассказа?
  • Как можно назвать их одним словом? (Семья)
  • Нравится вам такая семья?
  • Поделитесь своими впечатлениями.

6. Работа с текстом по учебнику (с выборочным чтением).

1) Повторное чтение и анализ прочитанного.

1-я часть (1-ый абзац)

  • Зачем собралась семья? (Чаепитие)
  • Для кого мама испекла сласти?
  • Кто это “все” уселись за стол?

Покажите, какое настроение у вас после прочтения этой части? Почему?

  • С какими словами обратился Миша к бабушке?
  • Можно ли считать слова Миши просьбой? Почему? Покажите ваше настроение.
  • Прочитать, как начался и как закончился вечерний чай для всей семьи?
  • Прочитайте самые весёлые строки? Самые грустные строки?
  • Какие вопросы вы задали бы ребятам? Маме? Бабушке?
  • Какими показались вам Вова и Миша?
  • Как они поступили: правильно или нет? Дадим им характеристику.
  • Кто из вас поступает так же?
  • А как поступили бы вы?

7. Работа по развитию речи.

- Прочитать последнюю часть и придумать продолжение.

1. Работа над идеей произведения.

Ответим на поставленный вопрос в начале урока: “Почему В.А.Осеева решила поведать нам эту историю?”.

- Можно ли назвать её поучительной? Почему?

2. Работа с пословицами.

- Что они отражают? (Почитание к старшим, в первую очередь к родителям)

- Какие слова можно подобрать для описания крепкой семьи?

Добрым быть совсем не просто
Не зависит доброта от роста,
Если доброта, как солнце светит,
Радуются и взрослые и дети.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок чтения по теме В.Осеева "Печенье"разработан в соответствии с ФГОС НОО. Урок проводится в начале 4 четверти, когда дети уже научились читать.Урок предусматривает развитие предметных, метапредметных,личностных умений.

Тип урока : изучение нового материала

· учиться вчитываться и анализировать художественные произведения

· учиться грамотно и выразительно читать, выражать в слове свои размышления

· учиться видеть логику развития действий, идею произведения

· совершенствовать навыки чтения

Метапредметные (познавательные, регулятивные,коммуникативные)

· учиться понимать и принимать учебную задачу урока

· осуществлять учебную задачу под руководством учителя

· учиться применять критерии оценивания выполненной работы, оценивать работу одноклассников

· учиться усваивать нравственно-этические нормы, сопереживать и понимать чувства других людей

· учиться навыкам сотрудничества, самооценки

· учиться грамотно объяснять свой выбор, вести устный диалог

Организационный момент.

1)Распределение детьми ролей в группах

2. Актуализация знаний.

1) Упражнение со скороговоркой: Слайд№1

Чайные чашки в печали,
Стуча и бренча, закричали.

(Медленное чтение, убыстряя темп, грустно, весело)

2) Упражнение с анаграммами.

- Расшифруйте слова, которые встретятся нам в рассказе. (Работа в группах)

Проверка по слайду №2

- “Печенье” - так назвала своё произведение замечательная детская писательница Валентина Александровна Осеева.

3. Работа по усвоению новых знаний.

а) Беседа об авторе.

- Посмотрите внимательно на портрет писательницы Слайд №3

Осеева Валентина Александровна в юные годы мечтала стать актрисой, но придя однажды в трудовую коммуну для беспризорных детей, поняла, что ее настоящее призвание -воспитывать детей. Шестнадцать лет она отдала воспитанию детей-беспризорников и малолетних правонарушителей. Работая воспитательницей в детских учреждениях, на досуге Осеева сочиняла для ребят сказки, сама писала пьесы и ставила их вместе с детьми. В 1940 г. вышла ее первая книжка “Рыжий кот”. “Доброй и честной, смелой и рыцарски благородной” - такой запомнили её друзья. (Дети рассматривают книги В.Осеевой). Слайд №4

Прочитайте девиз нашего урока: “Мало уметь читать, надо уметь думать”. Слайд №5

- А, вы, знаете, эту фразу сказала мама Валентины Осеевой! Когда Валя была маленькой, она любила читать короткие рассказы без помощи взрослых. Однажды мама спросила: "Понравился тебе рассказ?" Маленькая Валя ответила, что не знает, об этом она не думала. Тогда мама огорчилась: “Мало уметь читать, надо уметь думать”.

Постановка учебной задачи. Дети ставят свои цели (Работа в группах)

4. Работа с текстом

1. Первичное восприятие произведения.

Учитель: Читает до “Миша . посмотрел на маму”.

- А что же мама. А бабушка?.(.Работа в группах)

Рассматривание иллюстрации в учебнике.

2. Первичная проверка восприятия.

Кто герои рассказа?

Как можно назвать их одним словом? (Семья)

Нравится вам такая семья?

Поделитесь своими впечатлениями.

5. Физкультминутка.

6. Работа с текстом по учебнику (с выборочным чтением).

1) Повторное чтение и анализ прочитанного.

1-я часть (1-ый абзац) Читают вслух учащиеся. (Само и взаимооценка детей ).

Где происходит действие?

Зачем собралась семья? (Чаепитие)

Какое было настроение у семьи вначале чаепития? (Докажите свой ответ примером из текста)

Покажите, какое настроение у вас после прочтения этой части? Почему?

2-я часть Чтение по ролям (диалог).(Само и взаимооценка детей)

С какими словами обратился Миша к бабушке?

Можно ли считать слова Миши просьбой? Почему? Покажите ваше настроение.

Какими показались вам Вова и Миша?

Как они поступили: правильно или нет? Дадим им характеристику. На доске запись:

Вывод: значит, оба эти мальчика поступили неправильно, и поступки их отрицательные.

Кто из вас поступает так же?

А как поступили бы вы?

7. Работа по развитию речи.

- Прочитать последнюю часть и придумать продолжение.( Работа в группах)

8. Обобщение

1. Работа над идеей произведения.

Ответим на поставленный вопрос в начале урока: “Почему В.А.Осеева решила поведать нам эту историю?”.

- Можно ли назвать её поучительной? Почему?

2. Работа с пословицами.

Соберите пословицы: Работа в группах. Каждой группе дан конверт с разрезанной пословицей.

Проверка по слайду №6

Красив тот, кто красиво поступает.

Кто свою мать уважает, тот чужую не обижает.

Кто родителей почитает, тот вовек не погибает.

- Что они отражают? (Почитание к старшим, в первую очередь к родителям)

- Какие слова можно подобрать для описания крепкой семьи?

9. Рефлексия. Подведём итог урока.

Какое произведение читали? Понравилось?

Достигли ли поставленной в начале урока цели?

Добрым быть совсем не просто
Не зависит доброта от роста,
Если доброта, как солнце светит,
Радуются и взрослые и дети.

- Какое у вас настроение от урока? Что вам понравилось?

- Что не понравилось на уроке?

Награждение команды-победителя солнышком.

Чайные чашки в печали, стуча и бренча закричали.

Чайные чашки в печали, стуча и бренча закричали.

«Мало уметь читать,



-75%


Цель: Обучение детей умению последовательно и выразительно пересказывать литературный текст.

- Учить детей внимательно и заинтересованно слушать рассказы, понимать и правильно оценивать поступки героев.

- Учить детей последовательно и выразительно пересказывать текст произведения.

- Учить детей составлять творческий рассказ (новое окончание рассказа).

- Закреплять навык составления предложений по вопросам.

- Развивать коммуникативные навыки общения, умение внимательно слушать сверстников.

- Развивать слуховое внимание, память, воображение.

- Воспитывать нравственные качества: уважение к близким, желание заботиться о них.

Словарная работа: чаепитие, зазвенела чашками, рассыпчатое, поровну.

Предварительная работа:

-беседы на этические темы;

Форма организации: групповая.

Ход занятия:

Воспитатель: У каждого человека есть семья. В семье все заботятся и помогают друг другу. Как весело пить чай всей семьей и беседовать. А я хочу вас познакомить с мальчиками Вовой и Мишей.

3. Беседа по содержанию рассказа.

Воспитатель: Ребята, после этого рассказа вам стало весело или грустно? Почему? Зачем собралась семья? (попить чаю)

- Как вы думаете, понравилось маме и бабушке печенье?

- Почему маме и бабушке было грустно?

- Как звали мальчиков?

- Что сделала мама? Бабушка?

- Что предложил сделать Миша?

- Как разделил печенье Вова?

- Когда все печенье было съедено, что сделал Вова?

- На кого посмотрел Миша, доедая последний кусочек? - Вам понравились Вова и Миша? Хорошо ли поступили мальчики?

- Чему учит рассказ Осеевой?

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам отдохнуть.

Вот большой стеклянный чайник, (Надули живот. Одна рука на поясе,

другая изогнута)

Очень важный, как начальник. (Как носик чайника)

Вот фарфоровые чашки, (Присели, одна рука на поясе,

другая опущена)

Очень хрупкие, бедняжки.

Вот фарфоровые блюдца, (Кружатся, рисуя круг руками)

Только стукни – разобьются.

Вот серебряные ложки, (Потянулись, сомкнули руки над головой)

Голова на тонкой ножке.

Вот пластмассовый поднос, (Взялись за руки и сделали большой круг)

Он посуду нам принёс.

5. Повторное чтение рассказа педагогом.

6. Пересказ текста детьми.

Давайте придумаем другой конец этого рассказа, чтобы он не был грустным. (выслушивает ответы детей).

7. Итог занятия.

-Ребята, а как называется рассказ, который мы с вами сегодня пересказывали?

-Кто написал рассказ? (Валентина Александровна Осеева)

Воспитатель: Ребята, сейчас я предлагаю вам оценить свою работу, если кому было трудно, возьмите желтое сердечко. Кто не испытывал затруднений – красное сердечко.

Воспитатель: Я думаю, что у вас в семье все друг друга любят, уважают и делятся!


-75%

- воспитывать у детей заботливое отношение к близким людям.

Словарная работа: сахарница, чаепитие, зазвенела чашками, рассыпчатое, поровну

Ход занятия:

В. - Как весело нам всем вместе пить чай и беседовать. Я предлагаю вам послушать рассказ, о том как в одной семье проходило чаепитие.

3ч. Беседа по содержанию.

- Как вы думаете, понравилось маме и бабушке печенье?

- Почему маме и бабушке было грустно?

- Как звали мальчиков?

- Что сделала мама? Бабушка?

- Что предложил сделать Миша?

- Как разделил печенье Вова?

- Когда печенье кончилось, что делала мама? А бабушка?

Вот большой стеклянный чайник, Надули живот. Одна рука на поясе, другая изогнута,

Очень важный, как начальник. как носик чайника

Вот фарфоровые чашки, Присели, одна рука на поясе, другая опущена

Очень хрупкие, бедняжки.

Вот фарфоровые блюдца, Кружатся, рисуя круг руками

Только стукни – разобьются.

Вот серебряные ложки, Потянулись, сомкнули руки над головой

Голова на тонкой ножке.

Вот пластмассовый поднос, Легли на ковёр, вытянулись

Он посуду нам принёс.

5ч. Творческое рассказывание

А давайте придумаем другой конец этого рассказа, чтобы он не был грустным (выслушивает ответы детей)

Воспитатель предлагает детям обыграть новую ситуацию.

Вместе научим ребенка рассказывать Вместе научим ребенка рассказывать! Многие родители дети которых посещают детский сад или по каким – либо причинам находятся дома, приходя.

Читайте также: