Конспект урока относительные и притяжательные прилагательные

Обновлено: 05.07.2024

1. Способы образования притяжательных прилагательных.

2. Переход притяжательных прилагательных в качественные и относительные.

3. Употребление притяжательных прилагательных в составе фразеологизмов и научных терминов.

4. Синтаксическая роль прилагательных в предложении.

5. Типы словосочетаний с притяжательными прилагательными.

6. Особенности образования притяжательных прилагательных от имён собственных.

Имя прилагательное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей? Имена прилагательные изменяются по числам и падежам, а в единственном числе и по родам. Имена прилагательные могут иметь краткую форму. В предложении имена прилагательные выполняют функцию определений и сказуемых.

Разряды прилагательных – три категории прилагательных по значению: качественные, относительные, притяжательные.

Качественные прилагательные – разряд прилагательных, обозначающих качества человека и свойства предметов, которые могут быть в большей или меньшей степени.

Относительные прилагательные – один из разрядов прилагательных, обозначающих материал, из которого состоит предмет, пространственные, временны́е признаки, то есть те признаки, которые не могут проявляться в предмете в большей или меньшей степени.

Притяжательные прилагательные – один из разрядов прилагательных, обозначающих принадлежность предмета животному или человеку.

Паронимы – слова, близкие по написанию и звучанию, но различные по значению и употреблению в контексте предложения.

Фразеологизм – устойчивое сочетание слов.

Эпитет – образное определение, основанное на переносе значения. Средство художественной выразительности.

Обязательная литература:

1. Ладыженская Т. А., Русский язык. 6 класс. В 2-х частях. Ч. 2. // Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. – М.: Просвещение, 2018. – с. 14-15, 192 с.

Дополнительная литература:

1. Розенталь Д. Э. Говорите и пишите по-русски правильно. – М.: Айрис-Пресс, 2016. – 256 с.

2. Вартаньян Э. А., Путешествие в слово. – М.: Просвещение, 1982. – 122 с.

3. Александрова З. Е., Словарь синонимов русского языка. – М.: Русский язык, 1989 – 568 с.

Открытые электронные ресурсы:

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Притяжательные прилагательные обозначают принадлежность предмета какому-то лицу или животному.

Суффиксы притяжательных прилагательных: -ОВ-, -ЕВ-, -ИН-, -ЫН-, - ИЙ-.

Притяжательные прилагательные мужского рода в именительном и винительном падежах в единственном числе имеют нулевое окончание.

И. п. Овечий нос очень чувствителен.

В. п. Мамин Я услышал мамин голос.

Притяжательные прилагательные женского и среднего рода в единственном числе в форме именительного и винительного падежей имеют окончания кратких прилагательных.

И. п. – овечья, мамина; овечье, мамино;

В. п. – овечью, мамину; овечье, мамино.

Притяжательные прилагательные во множественном числе в форме именительного и винительного падежей имеют окончания кратких прилагательных.

И. п. – овечьи, мамины;

В. п. – овечьи, мамины.

Во всех остальных падежах притяжательные прилагательные склоняются также, как и качественные и относительные прилагательные.

В предложении притяжательные прилагательные являются определениями. В отличие от качественных прилагательных не могут быть сказуемыми.

На зимнем снегу охотник увидел множество звериных следов.

Притяжательные прилагательные могут переходить в разряд качественных, если используются в переносном значении обозначают качества человека.

При этом они не образовывают степени сравнения и краткой формы.

Притяжательные прилагательные не имеют антонимов, не образуют степеней сравнения, не сочетаются со словом очень.

Притяжательные прилагательные, обозначающие принадлежность именам собственным, пишутся с большой буквы. Притяжательные прилагательные, обозначающие принадлежность именам нарицательным, пишутся с маленькой буквы: птичий, Ванин, волчий, Сашин.

Некоторые притяжательные прилагательные, обозначающие устойчивые сочетания, в которых есть упоминание собственных имён, пишутся с маленькой буквы: ахиллесова пята – уязвимое место.

Примеры перехода относительных и притяжательных прилагательных в качественные:

волчий аппетит (очень сильный)

лисьи слова (льстивые)

медвежья хватка (сильная)

стеклянные глаза (безразличный)

стальные мышцы (крепкие)

каменное лицо (без эмоций)

янтарный блеск (яркий)

малиновый плащ (цвета малины)

золотые руки (умелые)

львиная доля (большая)

черепаший шаг (медленный)

Эти качественные прилагательные не имеют антонимов, не образуют краткой формы и степени сравнения.

Примеры тренировочных заданий

Подстановка элементов в пропуски в таблице

Распределите прилагательные на три разряда (качественные, относительные, притяжательные).

соломенная шляпка, медвежья хватка, птичий полёт, крокодилова кожа, заячий тулуп, павлинье перо, лисий характер, заячьи следы, черепаший шаг, лисий воротник, орлиные когти, охотничий рюкзак, слоновая кость, волчий аппетит, ежовые рукавицы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: Дать понятие о качественных, относительных, притяжательных прилагательных, способствовать формированию навыка отличия прилагательных по значению, развивать мотивы и интересы познавательной деятельности.

Предметные: знать определение имени прилагательного как части речи и определять его синтаксическую роль, знать разряды прилагательных, уметь доказывать свою точку зрения при определении разряда прилагательного по морфологическим признакам.

Метапредметные : умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать в парах и группе: находить общее решение, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, выбирать адекватные языковые средства для решения коммуникативных задач.

Личностные: формировать ответственное отношение к учению на основе мотивации к обучению и познанию, потребность сохранить чистоту языка как явления национальной культуры, стремиться к речевому самосовершенствованию

Оборудование: интерактивная доска, презентация к уроку.карточки для групповых заданий.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Технологическая карта урока № 46

Русский язык

Дата проведения

Относительные имена прилагательные. Притяжательные прилагательные.

Урок открытия новых знаний

дать уч-ся понятие относительных и притяжательных прилагательных; показать их различные лексические группы и грамматические признаки; учить распознавать относительные прилагательные в тексте, отличать от качественных и использовать в речи; воспитывать стремление к обогащению своего словаря.

Планируемый

Предметные результаты

Межпредметные результаты

Уметь разными способами объяснять лексическое значение слов, выполнять грамматические разборы.

Регулятивные: Формулировать и удерживать учебную задачу, составлять план и последовательность действий;

Познавательные: Осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

Коммуникативные: Сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи;

Морфология, имя прилагательное

Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Беседа, словарный диктант, тестирование, практические задания.

Учебник, печатные карточки

Подготовка учащихся к усвоению материала

мотивировка учащихся на освоение нового материала с учетом изученного ранее

1. Активизация опорных знаний.

1. Закончи предложение.

Имя прилагательное- это ____________________________________

Имя прилагательное изменяется по ______________, ___________,________________________. В предложении и словосочетании имя прилагательное зависит от _________________.

Имя прилагательное может иметь ______________ форму и _________форму. Я знаю три разряда имени прилагательного: __________________________________________________________.

__________________прилагательные могут иметь ______________и ______________________степени сравнения. Сравнительная степень, как и превосходная, может иметь ________формы:_______ и ___________________.

___________________________форма сравнительной степени образуется при помощи ___________________________________.

_______________________форма – при помощи слов _____________.

_______________________форма превосходной степени сравнения образуется при помощи ____________________________________.

Составная – при помощи слов ___________________ сравнительной степени не изменяются по родам, числам и падежам.

В предложении имя прилагательное обычно бывает ________________________________________________________.

Изучение нового материала

Постановка учебной задачи и открытие новых знаний

3.Постановка проблемного вопроса

- чем относительные имена прилагательные отличаются от качественных?

4. Постановка целей и задач урока.

5. Работа над темой урока.

1. Работа с материалом для наблюдения

Мягкое кресло – деревянное кресло

- определите, чем различаются эти имена прилагательные? ( ответы детей)

Слово учителя.

Само название разряда — относительные — говорит о том, что это прилагательные, обозначающие признаки предмета, выражающие отношение одного предмета к другому.

Например, спортивная одежда — одежда для спортивных занятий, относящаяся к спорту, а домашняя одежда — одежда для дома. Прилагательные спортивная, домашняя в данном случае обозначают назначение.

Кроме того, относительные прилагательные могут обозначать материал (деревянная ложка, серебряная ложка), время (вчерашняя газета, майская гроза), пространство (приморский бульвар, подводная лодка). Например, в словосочетании домашние животные прилагательное домашние обозначает место. То есть всегда надо определять значение того или иного слова, исходя изданного контекста.

2. Сопоставление качественных и относительных прилагательных

-Попробуем примерить к относительным прилагательным признаки качественных. Можно ли образовать краткую форму от прилагательных майская, вчерашняя, приморский, подводная и других относительных прилагательных? (Нет.)

-Можно ли образовать от этих прилагательных степени сравнения? Можно ли быть более майским или самым подводным? (Нет.)

-Могут ли эти прилагательные сочетаться с наречиями, означающими качество? Можно ли быть очень вчерашней или слишком приморским? (Нет.)

-Могут ли эти прилагательные образовывать сложные прилагательные путём повтора? (Нет.)

-Могут ли эти прилагательные образовывать новые с приставкой не-? (Нет.)

-Могут ли эти прилагательные образовывать прилагательные с уменьшительно-ласкательным суффиксом? (Прилагательные вроде майскенький или вчерашненький можно изобрести только в шутку.)

-Можно ли к относительным прилагательным подобрать синонимы и антонимы?

Это вопрос более сложный. Лексических синонимов относительные прилагательные не имеют, но могут быть заменены словосочетанием из существительных (могут иметь синтаксические синонимы): деревянная — из дерева, приморский — около моря. Что касается антонимов, то в определённом контексте могут быть антонимами, например, вчерашняя и сегодняшняя (газеты), деревянная и серебряная (ложки).

Итак, относительные прилагательные не имеют краткой формы, не образуют степеней сравнения, не сочетаются с наречиями, обозначающими качество, не образуют сложных прилагательных, прилагательных с приставкой не- и прилагательных с уменьшительно-ласкательным суффиксом, не имеют синонимов, антонимов, исключая синтаксические синонимы и контекстные антонимы.

Записи в тетрадь

1. Не имеют степеней сравнения.

2. Не имеют краткой формы.

3. Не сочетаются с наречием очень.

4. Не имеют антонимов.

- материал (стеклянная стена, песчаный берег);

- количество (двухэтажный дом, пятилетняя дочь);

- местонахождение (речной порт, московский житель);

- время (прошлогодний план, январские морозы);

- назначение (стиральная машина, спортивная обувь);

- вес, длину, меру (стограммовая гиря, метровая палка, двухлитровая банка).

2. Знакомство с теоретическим материалом ( см. учебник стр.18 2 часть)

3. Конструирование слов

- образуйте от имен существительных относительные имена прилагательные

- докажите, что они относительные

- разберите образованные слова по составу

Ситец- золото- вечер-

Мохер- стекло- февраль-

Дерево- бумага- стол-

Железо- квадрат- утро-

4. Цифровой диктант

1 – качественные прилагательные,

2 – относительные прилагательные.

Русские люди, талантливые умельцы, удивительные игрушки, деревянные поделки, золотые изделия, языковОе явление, языкОвая колбаса

Первичное закрепление знаний

новых знаний. Контроль и самоконтроль

Задание: 1. Сравните имена прилагательные Красивый , бабушкин, городской

Сделайте вывод по прилагательному бабушкин:

  1. Отвечает на вопрос: ЧЕЙ?
  2. Не имеет степеней сравнения.
  3. Не имеет краткой формы.
  4. Не сочетается с наречием очень.
  5. Не имеет антонимов.
  6. Нельзя образовать с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов однокоренные слова.
  7. Не образуют сложные прилагательные.
  8. Работа с грамматическими синонимами.

- Замените словосочетания с притяжательными прилагательными синонимичными словосочетаниями.

Уши волка – волчьи уши

Домик охотника – охотничий домик

Хвост павлина – павлиний хвост

Глаза папы – папины глаза

=> Притяжательное прилагательное

NB! 1. Если притяжательное прилагательное образовано от одушевленного имени собственного, оно пишется с прописной (заглавной) буквы:

Ольга – Ольгина (сумка); Дима – Димин (портфель).

2. Если притяжательное прилагательное образовано от неодушевленного имени собственного, оно пишется со строчной буквы:

Сравните: отцовский дом (дом отца) – отцовские чувства (как и у отца, тёплые). Притяжательные прилагательные могут переходить в разряд относительных: заячий хвост (хвост зайца) – заячий тулуп (тулуп из зайца).

Молоко козы – козье молоко

берлога медведя – медвежья берлога

глаза коровы – коровьи глаза

зубы щуки – щучьи зубы

след кабана – кабаний след

песня лебедя – лебединая песня

ружьё охотника – охотничье ружьё

гнездо воробья – воробьиное гнездо

2. «Распределительный диктант.

Задание: Все прилагательные распределите в три столбика на доске.

Лисья хитрость, лисья нора, лисья шуба, птичье мясо, птичье лицо, птичье гнездо, волчьи зубы, волчий нрав, волчья шапка, медвежья шуба, медвежья лапа, медвежья походка, заячье сердце, заячья лапка, заячья шкурка.

Ключ к ответу:

Качественные Относительные Притяжательные

лисья хитрость лисья шуба лисья нора

птичье лицо птичье мясо птичье гнездо

волчий нрав волчья шапка волчьи зубы

медвежья походка медвежья шуба медвежья лапа

заячье сердце заячья шкурка заячья лапка

3.Задание: у прилагательных определите разряд; выделите суффиксы и окончания:

(1) Сердечная болезнь – сердечный друг; (2) медвежья лапа – медвежья шуба – медвежья услуга; (3)лисий воротник – лисья нора – лисий хвост – лисья улыбка; (4) орлиное гнездо – орлиный взгляд – орлиные перья; (5) золотая свадьба – золотая цепочка – золотые руки – золотая осень; (6) стальной трос – стальная хватка.

Этап рефлексии

Учащиеся могут определить свое место на лестнице успеха в освоении знаний и практических навыков на данном уроке.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Повторить признаки имен прилагательных.Рассмотреть разряды прилагательных.

План урока в 6 -ых классах

Учитель русского языка и литературы :Жумагулова Роза Джамбуловна

Тема: Признаки имени прилагательного как части речи. Разряды имен прилагательных. Качественные, относительные, притяжательные имена прилагательные.

Обучающая: повторить признаки имен прилагательных, рассмотреть разряды прилагательных, способы их определения.

Развивающая: развивать внимательность, память, умение работать с текстом. Расширять и обогащать словарный запас учащихся. Отрабатывать умения и навыки анализировать и синтезировать пройденный материал

Воспитывающая: обратить внимание на нравственно-эстетическое воспитание учащихся. Воспитывать интерес к предмету.

I.Орг.момент:

Приветствие! Проверка готовности к уроку. Проверка посещаемости.

II. Актуализация знаний

Однажды в букварь забрался глагол,

И тихо со всеми завел разговор:

Зачем же нам всем прилагательный нужен,

Ведь он совсем ни с кем и не дружен?

Но тут возмутился чудак прилагательный:

Вы видно совсем друзья не внимательны,

Дружу с существительным, в гости хожу.

А в целом во всеми конечно дружу!

И как без меня, я в общем-то милый,

И добрый и нежный и очень красивый!

Сегодня мы вспомним все, чем знаменито имя прилагательное, все его признаки.

1. Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает:

а) признак предмета; б) действие предмета; в) признак признака.

2. Имя прилагательное изменяется (найдите неверное утверждение):

а) по родам; б) по временам; в) по числам; г) по падежам.

3. По значению и форме прилагательные делятся (найдите неверное утверждение):

а) на качественные; б) количественные; в) относительные; г) притяжательные.

4. Признак предмета, который может быть в этом предмете в большей или меньшей степени, обозначают прилагательные:

а) качественные; б) относительные; в) притяжательные.

5. Признак предмета, который не может в предмете быть в большей или меньшей степени, обозначают: а) качественные; б) относительные; в) притяжательные.

6. Обозначают принадлежность чего-либо лицу или животному прилагательные:

а) качественные; б) относительные; в) притяжательные.

7. Прилагательные какого разряда имеют краткую форму:

а) качественные; б) относительные; в) притяжательные.

- Качественные прилагательные имеют полную и краткую форму. Я называю вам имя прилагательное, а вы мне краткую форму.

III. Изучение новой темы

Чтение § 32 стр. 110

Выполнение упражнения 241,с. 111

Работа с теоретическим материалом § 32,34 (учащимся раздается таблица)

ОБОЗНАЧАЮТ ПРИЗНАК, КОТОРЫЙ МОЖЕТ БЫТЬ В БОЛЬШЕЙ ИЛИ МЕНЬШЕЙ СТЕПЕНИ

ЯБЛОКО БОЛЕЕ КРАСНОЕ

ОБРАЗУЮТ ПСРАВНИТЕЛЬНУЮ И РЕВОСХОДНУЮ СТЕПЕНЬ

ЭТА КУКЛА КРАСИВЕЕ

ЭТА КУКЛА КРАСИВЕЙШАЯ

ИМЕЮТ ПОЛНУЮ И КРАТКУЮ ФОРМУ

МОГУТ СОЧЕТАТЬСЯ С НАРЕЧИЯМИ ОЧЕНЬ, ЧРЕЗВЫЧАЙНО, СЛИШКОМ.

ОЧЕНЬ БОЛЬШАЯ КРУЖКА

ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ

ОБОЗНАЧАЮТ ПРИЗНАК, КОТОРЫЙ НЕ МОЖЕТ БЫТЬ В БОЛЬШЕЙ ИЛИ МЕНЬШЕЙ СТЕПЕНИ

ДЕРЕВЯННАЯ ЛОЖКА НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ДЕРЕВЯННЕЕ

УКАЗЫВАЮТ НА МАТЕРИАЛ

ГЛИНЯНЫЙ КУВШИН – КУВШИН ИЗ ГЛИНЫ

УКАЗЫВАЮТ НА ВРЕМЯ

УКАЗЫВАЮТ НА МЕСТО

ДОМАШНЕЕ ЖИВОТНОЕ – КОШКА ЖИВЁТ В ДОМЕ

УКАЗЫВАЮТ НА ДЕЙСТВИЕ

БЕГОВАЯ ДОРОЖКА – ДОРОЖКА ДЛЯ БЕГА

ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫЕ

ОТВЕЧАЮТ НА ВОПРОСЯ ЧЕЙ?, ЧЬЯ? ЧЬЁ?

ЯЙЦО (ЧЬЁ?) КУРИНОЕ

ИМЕЮТ СУФФИКСЫ: -ИН, -НИН, -ИЙ, -ОВ, -ЕВ, -СК.

Закрепление

Упр. 252 Распределительное списывание

Упр251. Образуй притяжательные прилагательные (по образцу самостоятельно)

IV. Итог Опрос

- Какие прилагательные относятся к качественным?

- Какую роль в предложении выполняют краткие прилагательные? (сказуемое)

- Какие прилагательные относятся к относительным?

- Какие признаки предмета обозначаю относительные прилагательные?

- Каким образом можно отличать относительные от качественные прилагательных?

- Какие прилагательные относятся к притяжательным?

- С помощью каких суффиксов образуются притяжательные имена прилагательные?

V. Д/З 1. § 32,34 учить правила 2. Упр. 240 с.111

К упражнению 241

Затаив дыхание, мальчик вышел из-за камня, как во сне, протянув руки перед собой, подошел к берегу, к самой воде. Маралы нисколько не испугались. Они спокойно взирали на него с того берега.

Между ними протекала быстрая, вскипая, переливаясь через заторы подводных камней. И если бы не эта река разделявшая их, то можно было бы, казалось, подойти и потрогать маралов.

Маралы стояли на ровном, чистом галечнике. А за ними - там, где кончалась

полоса галечника, - красной стеной пламенели осенние кущи тугайного леса. А

выше - глинистый обрыв, над обрывом золотисто-багряные березы и осины, и еще

выше - большой лес и белый снег на скалистых кряжах.

Мальчик закрыл глаза и снова открыл. Перед ним была все та же картина,

а чуть ближе краснолиственного тугая стояли на чистом галечнике все те же сказочные маралы.

Осеннее солнце уже заваливалось за Караульную гору, за соседнюю гряду голых сумеречных гор.

Густым негреющим заревом рдело солнце на холодеющих горных пустынях. И отсюда это стылое зарево растекалось окрест зыбким отсветом по верхам осенних

гор. Леса покрывались вечерней мглою.

Затаив дыхание, мальчик вышел из-за камня, как во сне, протянув руки перед собой, подошел к берегу, к самой воде. Маралы нисколько не испугались. Они спокойно взирали на него с того берега.

Между ними протекала быстрая, вскипая, переливаясь через заторы подводных камней. И если бы не эта река, разделявшая их, то можно было бы, казалось, подойти и потрогать маралов.

Маралы стояли на ровном, чистом галечнике. А за ними - там, где кончалась полоса галечника, - красной стеной пламенели осенние кущи тугайного леса. А выше - глинистый обрыв, над обрывом золотисто-багряные березы и осины, и еще выше - большой лес и белый снег на скалистых кряжах.

Мальчик закрыл глаза и снова открыл. Перед ним была все та же картина, а чуть ближе краснолиственного тугая стояли на чистом галечнике все те же сказочные маралы.

Осеннее солнце уже заваливалось за Караульную гору, за соседнюю гряду голых сумеречных гор.

Густым негреющим заревом рдело солнце на холодеющих горных пустынях. И отсюда это стылое зарево растекалось окрест зыбким отсветом по верхам осенних гор. Леса покрывались вечерней мглою.

Затаив дыхание, мальчик вышел из-за камня, как во сне, протянув руки перед собой, подошел к берегу, к самой воде. Маралы

нисколько не испугались. Они спокойно взирали на него с того берега.

Между ними протекала быстрая, вскипая,

переливаясь через заторы подводных камней. И если бы не эта река,

разделявшая их, то можно было бы, казалось, подойти и потрогать маралов.

Маралы стояли на ровном, чистом галечнике. А за ними - там, где кончалась

полоса галечника, - красной стеной пламенели осенние кущи тугайного леса. А

выше - глинистый обрыв, над обрывом золотисто-багряные березы и осины, и еще

выше - большой лес и белый снег на скалистых кряжах.

Мальчик закрыл глаза и снова открыл. Перед ним была все та же картина,

а чуть ближе краснолиственного тугая стояли на чистом галечнике все те же

Осеннее солнце уже заваливалось за Караульную гору, за соседнюю гряду голых сумеречных гор.

Густым негреющим заревом рдело солнце на холодеющих горных пустынях. И отсюда это стылое зарево растекалось окрест зыбким отсветом по верхам осенних гор. Леса покрывались вечерней мглою.

Читайте также: