Конспект урока открытие нового знания приставка

Обновлено: 19.07.2024

допускать возможность существования разных точек зрения.

Основные понятия: корень, окончание, формы слова, приставка.

Оборудование: учебник русского языка 3 класс Т.Г. Рамзаевой, КТП рабочая программа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Внимание! Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок.

Все ль на месте, все ль в порядке?

Книги, ручка и тетрадки?

Звонок прозвенел. Он позвал на урок.

Пора! Тишина! К нам наука идёт…

Формирование понятия с опорой на ранее изученное

Цель: познакомить учащихся с новым понятием и его признаками

1.1. Постановка УЗ путем создания проблемной ситуации с целью мотивации изучения нового языкового понятия

1.1. Напомните мне, что же мы уже изучили?

А что такое корень?

Покажите мне на моем слове корень, и докажите, что это именно он.

Что такое окончание? Покажите на этом же слове.

Узнав о наших исследованиях, за помощью к нам обратился Незнайка. Он передал мне письмо, которое я вам сейчас прочту. Послушайте внимательно, чтобы понять, в чем ему нужно помочь. Итак…

«Здравствуйте, ребята! В моем Цветочном городе столько всего произошло! Я решил, что это интересно будет узнать всем и начал делать заметки, чтобы потом написать целый рассказ. Но однажды я забыл свой блокнот на крыльце, и проливной дождь намочил его. Записи в нем размыло водой. Помогите мне восстановить их. Вот то, что осталось:

С какой просьбой обратился к нам Незнайка?

А вы поняли, о чем там написано?

Что было не так?

А кто знает, почему так произошло?

И чем мы можем помочь Незнайке?

На предыдущих уроках мы изучили части слова корень и окончание.

Корень – это общая часть однокоренных слов, в которой передается их основное значение.

Незнайка просит нас разобраться с его записями в блокноте.

Нам было непонятно.

Так произошло, потому что дождь стер некоторые буквы.

Мы можем помочь Незнайке, восстановив этот список, добавив буквы.

Фронтальный опрос, работа у доски

1.2. Коллективное решение поставленной учебной задачи путем языкового анализа языковых единиц с целью выделения существенных признаков

1.2. Давайте прочтем его еще раз и подумаем, что мы можем сделать.

Давайте тогда изменять. Начиная по порядку, предлагайте свои решения с объяснением.

Объясните, как поменялось слово (значение; что добавили)

Теперь прочтите список еще раз. Получилось ли у нас его изменить?

Я отправлю наш ответ Незнайке, чтобы он поскорее начал писать свой рассказ.

А каким образом мы получили новые слова?

Верно, во всех словах мы приставляли некоторые части к словам. Перечислите их.

А что это за часть слова?

А хотите узнать?

Начертите опорную схему слова.

Давайте сравним исходное слово и те слова, что получились у нас:

Что вы можете о них сказать?

О чем это говорит?

Можно ли сказать, что это однокоренные слова? Подберите еще слова.

Давайте ее выделим. (Дугой)

А отличаются ли они чем-то?

Давайте выделим и ее и договоримся выделять вот таким знаком, похожим на козырек дома.

Обратите на нее внимание, что можете сказать?

ИЛИ: где она расположена? Во всех ли словах?

Значит это ее первая особенность.

Она приставлена во всех словах перед корнем.

Давайте возьмем эту часть и приставим к другим словам, которые вы видите на доске и посмотрим, что из этого выйдет.

Прочтите и объясните значение слов.

И что это значит?

Какую роль они играют в словах?

Я запишу это под второй особенностью. И обозначу так.

У нас получилось изменить текст и теперь всё правильно.

Мы добавляли часть в начале слова

Пере, при, рас, до, по, за, вы, в.

Мы не знаем, что это за часть слова.

Это значит, что слова однокоренные, т.к. имеют одинаковую буквенную часть и лексическое значение.

Да, у них разная часть слова перед корнем.

Она во всех словах стоит перед корнем.

Дети записывают в тетради слова, образованные от данных, используя приставки.

Построить, пристроить, застроить, перестроить, отстроить.

Перебегать, прибегать, выбегать.

Это значит, что эти части можно отнимать и прибавлять к словам по смыслу.

Они могут образовывать новые слова.

Текст на слайде 4

Значение приставок в приложении №1

На слайде №5 исправленный текст и исходный

Учитель на доске рисует модель нового языкового понятия: ____(слово), поясняя, что это наше слово.

Выделяет в модели знак приставки:

На слайде №6 появляются слова: строить, бегать,

Запись второго признака понятия.

1.3. Обобщение существенных признаков с целью систематизации нового знания

1.3. Итак, какой вывод мы можем сделать, исходя из наших исследований?

Давайте подумаем, как может называться такая часть слова?

Это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

Приставка – это часть слова, стоящая перед корнем и служит для образования новых слов.

1.4. Работа с термином в учебнике с целью сравнения полученного определения с определением, которое вывели дети

1.4. Я думаю, у нас все получилось. Но наше открытие не должно противоречить правилам русского языка. Давайте откроим свои учебники на стр. 57 и найдем определение. Прочтите его.

Сравните его с нашим.

Похоже ли это с тем, что мы делали со списком?

Незнайка очень удивлен тем, как быстро мы справились, и предлагает нам викторину. У себя на бланках записывайте букву ответа, который вы посчитаете верным. Готовы?

Теперь поднимите руки, у кого всё верно. У кого есть ошибки – не расстраивайтесь, мы ведь только учимся.

Молодцы ребята! Вы со всем справились.

Приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

Оно такое же, как дали мы. Но в нем еще сказано, что с помощью приставок образуются однокоренные слова.

Да, мы приставляли приставки и у нас получались однокоренные слова.

Работа в учебнике на стр.57 (чтение правила)

По ходу проверки вслух с учителем идет объяснение и выявление затруднений.

II.Первичное закрепление

Цель: проверка усвоения полученных знаний

2.1. Конкретизация изученного материала с целью проверки знаний на практике

Я приставлена всегда

Лишь к началу слова.

И меняю без труда

Смысл его на новый.

В речи – разный мой наряд:

В, ЗА, ДО, ПЕРЕ, НАД.

И еще другие есть,

Всех их трудно перечесть.

И запомните, друзья,

В речи без меня нельзя!

— Теперь выполним задания, которые она предлагает:

Выберите слова с приставками:

Ребятам в детский сад подарили разных рыбок. Ребята вымыли большую банку, насыпали в нее песок и воткнули водоросли. А затем налили банку до краев водой и выпустили туда всех рыбок.

Прочтите предложения. Все ли правильно ребята сделали?

В чем они ошиблись?

Тогда исправьте их. Девочки исправляют словосочетания про Машу, а мальчики – про Лёшу.

Ребята, теперь я предлагаю вам соревнование: поработать в парах и придумать небольшой рассказ (до 5 предложений) по картинке. Используйте как можно больше слов с приставками. У кого в рассказе будет больше слов с приставкой, те получат особенное домашнее задание. Справитесь?

Молодцы, ребята! Вы сегодня хорошо поработали.

Подарили, вымыли, насыпали, воткнули, налили, выпустили.

Нет, они не правильно употребили слова.

Здесь слова не подходят по значению.

Рассказ – это литературное произведение маленького объема.

Подведение итогов групповой работы.

2.2. Подведение итогов и рефлексия

2.2. Ребята, итак, что же мы сегодня нового изучили?

И что мы о ней узнали?

(Где стоит, для чего служит)

Как я и обещала, наши победители получают особое домашнее задание. Вам нужно придумать текст, в котором у слов будут неправильные приставки, так, как было в задании про Машу и Лёшу (до 5 предложений), а мы с ребятами на следующем уроке попробуем выполнить это задание. Только вы должны написать текст в исправленном виде (для проверки) и с ошибками, тот, который дадите нам.

А остальные ребята будут выполнять упражнение в учебнике. Откройте страницу 58, найдите упражнение 145. Вы должны внимательно прочитать текст и вставить в слова подходящие по смыслу приставки. Давайте прочтем первое предложение.

Какую приставку вы вставите?

Какое значение она имеет?

Спишите этот текст и выделите все приставки.

Всем понятно домашнее задание?

Итак, ребята, я предлагаю вам проанализировать свою работу на уроке и оценить.

На экране таблица, где вы должны выбрать то, что подходит вам.

Результатом ваших оценок будет дерево успеха. На экране вы видите дерево, на которое вы повесите свои листочки-оценки: каждый листочек имеет свой определенный цвет: зеленый — все сделал правильно, работал активно; желтый — старался, но встретились трудности; красный — много ошибок и мне было не интересно работать.

Окончен урок, и выполнен план.

Спасибо, ребята, огромное вам.

За то, что упорно и дружно трудились,

И знания точно уж вам пригодились.

Сегодня мы изучили приставку.

Приставка – это часть слова, которая стоит перед приставкой и служит для образования новых слов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок открытия новых знаний.Знакомство с новой частью слова-приставкой.

Предмет, класс

Егорова Марина Григорьевна

Что такое приставка? Как найти в слове приставку?

Цель деятельности учителя

Способствовать формированию представления учащихся о приставке как значимой части слова, развитию
умений находить в предложении слова с приставками, образовывать слова с приставками; создать условия
для ознакомления с некоторыми приставками.

урок открытия новых знаний.

Планируемые
образовательные результаты

Предметные:

создать условия для формирования представлений детей о приставке как значимой части слова;

обеспечить усвоения учащимися умения находить приставку среди других частей слова, образовывать новые слова с помощью приставки.

Метапредметные:

познавательные: развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; строить речевое высказывание в устной форме; выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию; моделировать информацию;

коммуникативные: формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

регулятивные: учить ставить новую учебную задачу в сотрудничестве с учителем; принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять контроль по результату и способу действия.

Личностные:

формировать учебно-познавательные мотивы; учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой языковой задачи; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Основное содержание темы, понятия
и термины

Состав слова, разбор слова по составу, приставка как значимая часть слова, алгоритм нахождения приставки
в слове; приставки с единообразным написанием

Оборудование

Компьютер, учебник, рабочая тетрадь.

Организационная структура урока

Технология проведения

Деятельность учителя

Формирование УУД

Деятельность

обучающихся

I этап. Организационный

Цель–мотивирование учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки

Эмоциональный настрой.

Ужасно интересно всё то,

А то, что неизвестно,

нам хочется узнать.

Но чтоб добыть нам знания,

проявим мы старание,

Тогда с тобою многое удастся

– Проверим готовность к уроку

Поприветствовать учителя и друг друга. Настроиться на работу

II этап. Актуализация знаний

Цель- актуализировать знания

– Какую большую тему мы изучаем сейчас на уроках русского языка?

- Назовите части слова, с которыми мы уже познакомились. (Слайды-план - рассказ о частях слова)

– Что такое корень?

– Что такое окончание?

Познавательные:

- применять на практике учебные знания

Регулятивные:

— распределять обязанности для выполнения учебного задания в паре.

Диалог с учителем

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.

III. Постановка учебной задачи.

III этап. Самоопределение деятельности

Постановка и решение проблемы: ( Слайд 4)

- Кто знает, как называется эта часть слова? (Слайд-тема: приставка)

- Кто сформулирует тему нашего урока? (ПРИСТАВКА)

- Какую цель мы поставим перед собой? (формирование знаний о приставке)

- Какие задачи нам нужно решить в течение урока?

Задачи урока: узнать, все о приставке, где она находиться, для чего служит, как обозначается; научиться находить приставку в словах.

Регулятивные:

- формулировать и удерживать учебную задачу;

- ставить учебную задачу в сотрудничестве с учителем;

Коммуникативные:

— формулировать собственное мнение;

— формулировать речевое высказывание.

- использование критериев для обоснования своего суждения

1) Определение темы

Формулируют тему и цель урока

Приставка значимая часть слова

2) Постановка цели урока

-формирование знаний о приставке

: узнать, все о приставке, где она находиться, для чего служит, как обозначается; научиться находить приставку в словах; образовывать слова с помощью приставок.

Минутка чистописания.

- Начнём работу с минутки чистописания.

- С какой целью мы проводим эту работу на уроке?

- Сделаем зарядку для пальчиков.

Наши руки сжались тесно

Что такое интересно

В руки мы бинокль возьмём

А потом их развернём

Будем с лёгкостью писать.

- Посмотрите, как я украсила слово, которое называет тему нашего урока. Запишите этот узор себе в тетрадь.

Регулятивные: ориентация на понимание причин успеха учебной деятельности;

овладение логическими действиями анализа, обобщения, классификации, установления аналогий, построение рассуждений

Оценивают свою работу

IV. Построение проекта выхода из затруднений.

1) Работа в парах.

- А теперь я предлагаю вам стать исследователями. Мы будем исследовать новую часть слова.

- Работать мы будем в парах. Проанализируйте слова, записанные на ваших листах, и ответьте на вопросы, которые у вас есть, а затем сделайте вывод, что такое приставка.

На карточках слова из упр.153,с.84.

Переходит, подходит, входит, выходит, обходит, уходит.

- Что такое приставка? Приставка – это ____________________

- Где находится? Находится _______________________________

- Для чего служит? Служит _________________________________

- Как обозначается? Обозначается ______

2) Защита работы

- Как вам проверить, правильно ли вы провели исследование? Что вам поможет? (учебник)

- Какое значение имеет это слово? ( приставить или присоединить к чему -нибудь; часть слова)

Работа по учебнику .

- Откройте учебники на с. 84, найдите понятие, прочитайте. Правильно. ли мы сформулировали понятие?

- Что нового вы узнали из учебника? (обозначение приставок)

На с.85 прочитаем хором приставки. Запомните их написание: они всегда пишутся одинаково. Встаньте из-за парт.

Настало время отдохнуть.

Физкультминутка.

На доске записаны слова:

Делать, сделать, написать, писать, подписать, вёз, отвёз, вывез, привёз, занёс, нёс, перенёс, вынес.

При указании на слова, в которых есть приставка, ученики поворачиваются друг к другу лицом и обмениваются хлопками, если в словах приставки нет, ученики приседают.

Познавательные:

-поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний.

Личностные умения:

- Проявлять интерес к изучению темы

- проявлять навыки благожелательного общения друг с другом во время работы.

Регулятивные умения:

— выполнять учебное действие в соответствии с планом;

самопроверку учебного задания;

— контролировать своё поведение

Коммуникативные умения:

— формулировать собственное мнение;

— строить понятные для партнёра высказывания;

— использовать речь для регуляции своего действия;

— адекватно взаимодействовать в паре, группе и приходить к общему решению;

— формулировать речевое высказывание.

Познавательные:

-систематизировать и углубить свои представление о приставке

Диалог с учителем

Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение

Формулируют правила по опорным словам.

Работать с информацией, представленной в учебнике.

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов,

Оценивать свою работу.

V.Закрепление знаний

Цель - научиться находить приставки в словах

- Выполним на с.85 упражнение 154 самостоятельно.

Образуйте с помощью приставок новые глаголы, запишите, выделите приставку. Первый ряд работает у доски цепочкой. Остальные сверяются с доской.

Работа в группах. На карточках розового цвета текст. Вставьте подходящие по смыслу приставки: …ступила осень. В воздухе …холодало. Вода в водоемах …темнела. С кустов и деревьев …летает листва. …летные птицы …бираются …летать в теплые края. Фронтальная проверка.

Оцените свою работу смайликами

Мы долго писали и наши глазки устали, пришло время отдохнуть.

Физкультминутка (для глаз).

Глазкам нужно отдохнуть. (Ребята закрывают глаза)
Нужно глубоко вздохнуть. (Глубокий вдох. Глаза все так же закрыты)
Глаза по кругу побегут. (Глаза открыты. Движение зрачком по кругу по часовой и против часовой стрелки)
Много-много раз моргнут (Частое моргание глазами)
Глазкам стало хорошо. (Легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз)
Увидят мои глазки все! (Глаза распахнуты. На лице широкая улыбка)

С какой новой частью слова мы познакомились сегодня на уроке?

- Вернемся к нашим задачам. Как же найти приставку в слове? Давайте попробуем составить алгоритм нахождения приставки в слове.

Как найти приставку:

Подбери однокоренные слова

Отметь ту часть слова перед корнем, которой различаются слова.

-Как можем проверить себя? (Учебник,с.86-правило)

Работа с учебником, с.85,упр.155.

– Пользуясь полученным знанием, найдите в упр. 155 учебника глаголы с приставками, выпишите их и обозначьте приставки

- Какую задачу решили?

Регулятивные:

- ориентироваться в разных способах выполнения заданий.

- умение оценивать свою работу на уроке

Познавательные:

-систематизировать и углубить свои представления о приставке;

-развивать умение находить способ действия, при решении учебной задачи формировать навыки работы с информацией.

Коммуникативные:

- в рамках учебного диалога формулировать высказывание, мнение, используя термины;

- адекватно взаимодействовать в паре и группе при выполнении учебного задания;

- договариваться и приходить к общему

решению при работе в паре и группе.

Работают с информацией, представленной в учебнике.

Один ребёнок работает у доски.

Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют его.

Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в паре).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: урок открытия нового знания.

Учебная цель: узнать, что такое приставка, освоить алгоритм выделения приставки в словах, сформировать умение выделять приставки в словах.

Педагогическая цель: организовать учебную деятельность учащихся по ознакомлению с приставкой как частью слова, по освоению алгоритма выделения приставки в словах, организовать работу по формированию у учащихся умения правильно выделять приставки в словах.

Цель считается достигнутой, если ученик может объяснить, что такое приставка, воспроизвести шаги алгоритма выделения приставки в той последовательности, в которой они выполняются, умеет выделять приставки.

Ход урока:

  1. Организационный момент. Психологический настрой учащихся.

Учитель: С добрым утром начат день,

Первым делом гоним лень.

На уроке не зевать,

А работать и писать.

- Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь гостям. Подарите и мне вашу улыбку. Ведь улыбка украшает человека, дарит всем радость. Пусть этот урок принесет нам радость общения.

  1. Мотивация к учебной деятельности.

Учитель: Наш урок мне бы хотелось начать со стихотворения Сабира Абдуллы. Послушайте его и подумайте, к чему призывает нас поэт.

Учите русский годы кряду

С душой, с усердием, с умом!

Вас ждет великая награда-

И та награда в нем самом!

- Что хотел сказать поэт этими словами? ( Нужно учить русский язык)

- Для чего надо учить русский язык? (Для того, чтобы быть грамотным. Если мы будем учить русский язык, то узнаем много нового, полезного.)

- Нам нужно учить русский язык, чтобы узнать много нового, полезного, чтобы быть грамотными.

- Поднимите руки, кто из вас хочет быть грамотным?

- Сегодня мы сделаем еще один шаг на пути к грамотности.

  1. Актуализация опорных знаний и фиксация затруднения в пробном действии.

Учитель: С чего мы обычно начинаем урок? (С повторения изученного.)

- Над какой темой мы работали несколько уроков? (Корень слова)

- Что такое корень? ( Общая часть родственных слов.)

- Как называются слова с одинаковым корнем? ( однокоренные)

- Каким значком обозначается корень в словах? ( дугой)

- Может ли слово быть без корня? ( нет)

Учитель: Откройте тетради. Запишите число, классная работа. Спишите слова со слайда, выдели корень.

Слова на слайде: Увез, привез, завез, повез, отвез, перевез.

- Назовите корень в данных словах.

Пробное действие: В этих же словах выдели приставку.

- Поднимите руку, кто не смог выделить приставку?

- Поднимите руку, кто смог выделить приставку? Обоснуйте свой ответ. Вы уверены, что правы?

- С чем мы столкнулись? ( с затруднением)

- А когда есть трудность, надо….( остановиться и подумать)

- Какое задание я вам предлагала? ( выделить в словах приставку)

- Почему вы не смогли выполнить задание? ( Мы еще не знаем, что такое приставка)

- Кто догадался, какая тема урока? ( приставка)

- Что же сегодня вы должны узнать и чему научиться? Поставьте цель.

( узнать, что такое приставка и научиться выделять приставки в словах)

4. Открытие нового знания ( построение выхода из затруднения)

Учитель: Вернемся к словам. СЛАЙД

Увез, привез, завез, повез, отвез, перевез.

Учитель: Назовите части слова, которыми они отличаются друг от друга?

- Где стоит эта часть? ( в начале слова, перед корнем)

- Для чего нужна эта часть перед корнем? ( Меняется значение слова. Для образования новых слов)

- В слове увез часть у добавилась, приставлена к корню вёз. Какая часть приставлена к корню вёз во втором слове? ( при)

- Какая часть приставлена к корню в следующем слове? ( за)

- Какая часть приставлена к корню в слове повёз? ( по)

- В следующем слове? ( от)

- Какая часть приставлена к корню в последнем слове? (пере)

- Как бы вы назвали эти части, которые приставляются к корню? (приставки)

Перед корнем есть приставка,

Слитно пишется она.

И при помощи приставок

Учитель: Приставка обозначается специальным значком. ( Показ карточки)

- Послушаем нашего помощника-профессора Самоварова.

Работа с ИД ( шаги алгоритма выстраиваются на доске) СЛАЙД

- Перед вами шаги этого алгоритма. Прочитайте их. Все шаги алгоритма перепутаны. Нам необходимо поставить шаги в нужном порядке.

- С какого шага нужно начать? ( прочитай слово)

- Какой шаг будет следующий? (подбери однокоренные слова)

- Что будет далее? (выдели корень)

- Какой следующий шаг? (назови часть слова перед корнем- приставку)

- Какой шаг будет последним? (выдели приставку)

- При выполнении каких заданий вы будете пользоваться данным алгоритмом? ( при выделении приставки в словах)

5.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Учитель: Посмотрим, как работает данный алгоритм. Откройте учебники на странице 57. Будем работать со словами, которые даны в рамках. Задание: записать слова, выделить приставку по алгоритму с проговариванием.

( Алгоритм на доске с обратной стороны, раскрыт)

- Порассуждаем над первым словом. ( Слово –подводный. Однокоренные слова: вода, водица, водный. Корень – вод, выделяю. Перед корнем находится часть под. Это приставка, выделяю. ) и т.д. комментируя все слова.

- Как вы думаете, если какой-то шаг алгоритма пропустить, получиться правильно выделить приставку?

- К чему может привести невыполнение шага: подбери однокоренные слова? ( Мы не сможем правильно выделить корень и не увидим приставку)

- Что будет, если шаги поменять местами? ( допустим ошибки при выделении приставки)

- Каждый шаг в алгоритме важен. Нужно выполнять шаги только в нужной последовательности.

6. Музыкальная физкульминутка.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой.

Учитель: Мы поработали все вместе, как теперь нам необходимо поработать? ( в парах)

- Вспомним правила работы в парах. Эталон перед вами. ( Эталон на доску)

Задание по карточкам

Спиши слова, выдели в них приставку.

Засвистел, помыл, принёс, переполз, прочитал, перелетел.

Проверка у доски в паре.

- У кого все сделано так, как мы проверили, поставьте знак +, у кого допущены ошибки – минус.

- Поднимите руки, у кого +. Какой вывод делаем? ( мы умеем правильно выделять приставки в словах)

- Поднимите руки, у кого -. Какой вывод делаем? ( Нам нужно еще потренироваться выделять приставки)

- Вы работали в парах, а как же понять, что каждый из вас умеет правильно выделять приставки в словах? ( Нужно поработать самостоятельно)


Проблемно - диалогический урок в 3 классе по программе "Школа России по русскому языку на тему "Приставка". Это первый урок по данной теме. На нем дети знакомятся с приставкой, как с значимой частью слова, Развивают умения выделять приставки в словах, образовывать новые. Урок, на котором дети сами добывают знания. Он обеспечивает тройной эффект: качественное усвоение знаний, развитие творческих способностей, вызывает заинтересованность, что способствует здоровьесбережению.

Содержимое разработки

Петропавловск-Камчатского городского округа

Учитель начальных классов: Н. И. Лобачёва

Тема: Приставка

Обучающая:

- познакомить с приставкой как значимой частью слова;

- формировать умения выделять приставки в словах;

- образовывать с помощью приставок новые слова.

Развивающие:

- способствовать развитию мотивации учебной деятельности;

- развивать орфографическую зоркость, логику;

- развивать память, внимание, логическое мышление, умение анализировать, делать выводы.

Воспитательные:

- воспитывать интерес к русскому языку;

- воспитывать, чувство коллективизма и индивидуальности, взаимовыручки.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Методы: проблемный, частично исследовательский.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная

Оборудование:

- компьютер, интерактивная доска, компьютерная презентация

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Использование источников и средств обучения

I. Организационный момент:

Вот звонок нам дал сигнал

Поработать час настал.

Так что время не теряем

И работать начинаем.

(Проверка готовности к уроку)

Все друг к другу повернитесь,

И друг другу улыбнитесь,

И удачи вам во всем,

А теперь урок начнем.

Личностные УУД:

- умение организовать себя на урок;

- ориентация на положительные мотивы учения

Чистописание:

-Над какой буквой работаем на уроке?

- Как соединяется буква с рядом стоящей?

- О чем надо помнить при написании?

(Прописывают две строчки)

- Какие звуки может бозначать звук в словах? -Пропишем на

- Верхним соединением

-О параллельности, наклоне, соотношении линий.

(Ответы детей)

Познавательные УУД:

- строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

Регулятивные УУД:

- различать способ и результат действия;

- оценивать правильность выполнения действия

Запись на доске:

д де, дя, др

добренький, предобрый, добряк, добро.

III. Постановка проблемы

-Что это за слова?

- Какой у них будет общий корень? Разберем слово предобрый по составу.

- Дальше что мы называем?

Ответы детей. Ученик у доски разбирает слова:

- С окончания: предобрый, добрая – изменяемая часть слова -ый

- Корень: добр – общая часть родственных слов.

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Проблемный вопрос:

(Побудительный диалог):

- Вы можете выполнить задание?

- В чем затруднение? Что вызывает затруднение?

- Так что нам надо исследовать?

(Дальше сомнения. Затруднения).

- Часть, которая стоит перед корнем.

- Что такое новая часть слова? (На доске вывешивается проблемный вопрос

Личностные УУД:

- внутренняя позиция школьника

Коммуникативные УУД:

- допускать возможность существования у людей разных точек зрения

На доске опорный сигнал:

Как называется новая часть слова?

Планирование целей:

- Давайте спланируем наши действия, что нам надо узнать об этой части слова?

- Какие средства обучения нам в этом помогут?

- Учитель, учебник и наши знания.

Регулятивные УУД:

- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей

На доске опорный сигнал:

Где она может стоять?

Для чего служит?

Как обозначается?

IV. Открытие новых знаний:

- Чтобы узнать, как называется эта часть слова, мы напишем словарный диктант и затем обведем первые буквы этих слов.

Запись и разбор словарных слов:

Помидор, ракета, извините, столица, трактор, альбом, восток, компьютер, алфавит

Познавательные УУД:

- осуществлять поиск необходимой информации

Тема урока:

1) - Обведите первые буквы.

-Какой будет тема урока?

- Продвинулись по шкале знаний.

- ПРИСТАВКА

(Слушаем высказывания детей, обращаемся к словарю -

ответили на первый проблемный вопрос)

Коммуникативные УУД:

- договариваться, приходить к общему мнению.

Регулятивные УУД:

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

На доске опорный сигнал:

2) -Что одинакового в написании этих слов?

- Что ещё заметили?

- На какой вопрос плана ответили?

- Продвинулись по шкале знаний.

- У этих слов одинаковый корень.

- Слова с разной приставкой.

Собака переходит, подходит, входит, выходит, обходит, уходит)

-Приставка стоит перед корнем.

- Ответили на второй проблемный вопрос.

Познавательные УУД:

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям

Работа с учебником,

На доске опорный сигнал:

Приставка стоит перед корнем.

3) Работа над лексическим значением слов.

- Что происходило со словами, когда приставки менялись?

-Так для чего служат приставки?

- На какой вопрос сейчас ответили?

- Продвинулись по шкале знаний дальше.

- Лексическое значение слов менялось.

-Смыслов слов менялся.

- Для образования новых слов.

- Ответили на третий проблемный вопрос.

Познавательные УУД:

- осуществлять синтез как составление целого из частей;

- устанавливать причинно-следственные связи

На доске опорный сигнал:

Для образования новых слов.

Выводы по решению проблемы:

- Кто из Вас может сказать, что же такое приставка?

- Где мы с вами можем об этом прочитать?

- Что нового вы узнали из учебника? (Обращаю внимание на обозначение)

- Ответили мы с вами на последний проблемный вопрос?

- Так как обозначается приставка?

Продвинулись по шкале знаний дальше.

-В слове предобрый, чем является пре? Отметьте.

- Выделите приставки в словах, которые записали.

(Слушаем высказывания детей. Которые отвечают на проблемные вопросы плана. Дети пользуются опорными сигналами).

Читайте также: