Конспект урока отец сергий толстой

Обновлено: 20.05.2024

В произведении "Отец Сергий" Лев Николаевич описывает практически целиком жизненный путь человека. Произведение относительно небольшое: в большинстве мест черты происходящего описываются очень крупными и скупыми мазками, в некоторых местах повествование становится более тонким и детализированным. Но в целом виден замысел - проследить духовный поиск героя "от и до". И это, особенно в исполнении гениального писателя и философа-гуманиста, ищущего смысл жизни, необычайно интересно.

Но по прочтении остается некоторое недоумение: зачем, к чему все это и что из этого можно вынести в качестве духовного урока? Это привело к некоторой задумчивости, которая, в свою очередь, привела к определенному анализу и соответствующим выводам. Мне кажется, что темы, поднятые Толстым, необычайно важны для каждого ищущего духовной жизни, поэтому мои сомнения по поводу поисков главного героя и соответствующие комментарии могут дополнить понимание произведения. Я знаю, что Лев Николаевич не будет против такого диалога с ним, поскольку в любом случае это направлено на поиск духовных путей в жизни.

Но, если Вы не читали "отца Сергия", то перед дальнейшим чтением лучше прочитать это небольшое произведение, чтобы иметь самостоятельное мнение и лишь затем сравнить его с моим.

Я постараюсь проследить путь князя Степана Касатского в духовной сфере через гомеопатическую терминологию. Эта область знания мне сейчас наиболее интересна, причем уже не в виде излечения болезней, а в виде поиска и описания возможных путей духовного развития: своего рода "гомеопатический смысл жизни и путь". Это один из возможных инструментов, могут быть другие, но этот мне сподручнее.

Первый возникающий вопрос это: какие элементы были изначально представлены в князе Касатском? Толстой достаточно укрупненно описывает его характер, но основной, постоянно подчеркиваемой чертой является стремление к совершенству, желание достигать наилучших результатов в каждой области, быть первым. Здесь нужно провести дифференциацию между рядами Серебра и Железа. Было ли ли у Касатского желание первенства желанием быть оригинальным, отличным от других, особенным, что было бы характерно для Серебра? Нет. Скорее он стремился достичь рутинного совершенства: совершенно знать службу, совершенно владеть французским, совершенно танцевать и т.д. и т.п. Т.е. это ряд Железа, а именно Арсен (Мышьяк). И этот элемент множественно подтверждается по мере повествования.

Другими элементами, на которые дается указание, определяется его вспыльчивость. Это какие-то элементы типа Углерода или Азота, описание скупое, нет возможности определить более точно. Из последующих описаний также выявляется очень сильно представленный Кислород. Интересно, что поучающий его старец описывает эту черту как похоть, которая может представляться в виде жадности и/или блуда. Т.е. эти качества соединены старцем в одно, также как они представлены и одним элементом - Кислородом.

Еще одно из описываемых качеств - это "грех осуждения". В данном случае он фактически сопутствует Арсену, поскольку определяется соседним с ним элементом - Германием: для человека, который все стремиться сделать идеальным образом, тяжело смиренно относиться к чужим отступлениям от правил и ляпам.

Вот как бы и все, что явно описано в герое и задействовано в развитии событий. На самом деле, не очень интересный герой в смысле "пообщаться" с ним, но он более интересен и поучителен жизненными перипетиями, через которые его пропускает Лев Николаевич.

Чем занят герой в духовной плоскости до момента первого слома? Он шлифует и упрочняет свой Арсен. Идеальный кадет, идеальный офицер, идеальная невеста, идеальные перспективы и т.п. Как бы ничего более и ничего интересного, т.к. Арсен и так уже ярко выражен.

Из-за чего происходит первый слом? Именно из-за переразвитого Арсена: слишком жесткие и "правильные" конструкции треснули и рассыпались при внутреннем противоречии (невеста оказалась любовницей царя). Если бы были развиты другие элементы, то "конструкция" могла бы быть более пластичной, произошло бы переключение на другие "струны" восприятия, и потрясение бы демпфировалось. Тем более, что Толстой в повествовании указывает, что у его невесты все в дальнейшем прекрасно сложилось с другим мужем. Но, Ordnung muss sein, и все совершенно рассыпалось для представителя переразвитого и перевыраженного Арсена.

Что же происходит в духовном плане после ухода в монастырь? А ничего не происходит. Шлифуется все тот же Арсен, находя удовлетворение в безупречном следовании монастырской службе и уставам. И здесь важно видеть, что произошло достаточно катастрофическое изменение социальных реалий, но духовного изменения нет никакого. Просто произошла замена старых шаблонов, которые вступили во внутреннее противоречие, новыми, пока еще не противоречивыми. Отдельно замечу, что кроме монастырского устава для героя имеет большое значение следование указаниям старца.

Но, правда, добавляется еще борьба со своими "струнами", которые по "новому" набору правил являются "не совершенными" и греховными: это грех осуждения и грех блуда, элементы Германий и Кислород соответственно. И если с первым грехом герой боролся "зашориванием", т.е. он старался не видеть объектов, вызывающих его осуждение, то со вторым все оказалось не так просто. Упоминается еще и гордыня, но это может быть и проявлением "концерядовости" в Железе или тот же развитый Углерод.

Следующее действие на пути борьбы с собственным НЕСОВЕРШЕНСТВОМ - уход от явных соблазнов, отшельничество и многолетняя борьба с блудливыми наваждениями. При этом все более и более затягиваются строгостью выполнение аскетических правил и традиций.

И здесь мое пространное замечание по этому поводу. Я не вижу никакого смысла борьбы со струнами Углерода в такой форме. Да, действительно, христианское учение подразумевает такую духовную трансформацию, при которой струны ряда Углерода перестают "звучать". Таким образом, струна Кислорода в виде похоти, жадности и блуда никак присутствовать не может.

Но здесь есть некоторая путаница причины со следствием. Действительно, все видят, что выдающиеся в духовном плане христианские подвижники такой струны не имели. Отсюда делается вывод, что для достижения высоких духовных ориентиров необходимо с этой струной всячески бороться. Но здесь перевернута причина и следствие. А правильный порядок вот какой: при наличии высоких духовных реализаций энергетика элементов ряда Углерода перестает быть сколь-нибудь значимой и сама уходит. С ней не нужно специально бороться, но и способствовать ей не стоит.

Кроме этого, я замечу, что в энергетическом плане то, с чем активно борются, т.е. "накачивают" энергией - становится сильнее. Таким образом от "борьбы" струна Кислорода никуда не денется, а станет еще сильнее. В этом смысле ДЕСЯТИЛЕТИЯ, потраченные отцом Сергием (уже он стал "отцом") на борьбу с блудом, вызывают противоречивое отношение. В гомеопатическом плане эту часть истории можно прокомментировать как итоговое УСИЛЕНИЕ струны Кислорода до уровня СМ вместо желаемого уменьшения. И здесь я замечу, что слишком глубокое переживание (уровень СМ и выше) перестает ощущаться, оно уходит в слишком глубокие слои. Как будто его и нет. Но на самом деле оно есть и при любой провокации становится взрывоопасным.

Подтверждением этого - эпизод с отрубленным пальцем. Нельзя сказать, что "святой", находящийся в гармонии с собой и миром, найдет единственным решением членовредительство для того, чтобы противостоять соблазну банально игривой женщины. Фактически, это как раз подтверждение его предельной "негармоничности" и опять возникшего противоречия между реальной собственной струной и другой, стремящейся к совершенству в следовании правилам и предписаниям. Т.е. отшельничество и аскеза не привели к какому-то духовному прорыву, а выразились в усилившейся борьбе между собственными имеющимися качествами. Вряд ли можно ожидать появления каких-то высоких струн, если распалена такой силы борьба между низкими.

Что можно было бы предложить в качестве альтернативы? Не бороться. Исследовать, видеть, принимать это свое качество. Даже уважать его. Но видеть свой путь и видеть несоответствие этого качества этому пути. Стараться обойтись без блуда, но если же блуд одолевает, то не бороться, а попустить ему и проанализировать, а что он дал в итоге? Если действительно есть опыт высоких состояний, то такое снижение "планки" до активизации уровня ряда Углерода даст неприятное итоговое ощущение и отрицательный опыт. Рано или поздно накопление такого опыта плюс понимание ненужности таких энергетик приведут к ослаблению и исчезновению струны Кислорода. Если же "блудливые" реализации дают только положительный опыт и ощущения, то стоит задуматься, а верная ли выбрана дорога?

Но для отца Сергия все продолжается сдерживанием себя и борьбой и заканчивается очередным сломом. Отец Сергий не сдерживается и насильничает приведенную к нему на лечение молодую идиотку. Т.е. действительно, Кислород никуда не делся, а только усилился и стал совершенно взрывоопасен при любой провокации. При этом нужно говорить о его огромных силах и потенциях, поскольку они преодолели огромное сопротивление волей и разумом. Так в чем же была духовная работа и где ее результаты?

И здесь стоит отметить, что из такой начальной позиции "центр ряда Углерода + конец ряда Железа" нет очевидного выхода в христианскую духовную трансформацию. Христианство имеет два уровня, один из них "низкий" уровень, основанный на качествах ряда Кремния и, в качестве апогея, на качестве Муриатики (Хлора) с ее любовью-самопожертвованием-отречением. "Высокий" уровень христианства предполагает светлые качества конца ряда Лантаноидов с отказом-отречением от себя самого с апогеем в элементе Тулия. При этом Тулий может являться трансформационным элементом в ряд Урана - мистического уровня христианства.

И тут как бы видно, что ни одно из "начальных" условий не соответствует переходу к христианскому пути духовного развития. При этом отец Сергий делает огромные усилия для прорыва имеющимися у него средствами. Т.е. он напрягает до бесконечности Арсен безупречностью выполнения христианских "правил" и подавляет в себе Кислород. Но в итоге лишь усиливается Арсен и усиливается Кислород. И где же трансформация и развитие?

Трансформация появляется на сломе после инцидента с молодой болезной идиоткой. Опять полный раскол "шаблона" с суицидальными намерениями. Но перед суицидом во сне является ангел и дает четвертую "роковую" женщину в качестве дальнейшего духовного ориентира. Это Пашенька, и к ней нужно идти, чтобы получить дальнейшие духовные откровения.

И в этом смысле Пашенька является еще одной прописанной в духовном плане фигурой в произведении. Что она из себя представляет? Неудачницу, неумеху и терпилу более-менее во всем. Неумеха в детстве (над ней издевались), неудачно вышла замуж (муж бил, пил, промотал ее имение), сын умер, дочь неудачно вышла замуж и т.д. и т.п. Соответствующее социальное положение, соответствующая обстановка и т.п. Что же это такое в смысле элементов и чему нужно у нее учиться?

Неудачница и растяпа в социальном плане соответствует начальным элементам ряда Железа, предположительно, Кальций. Как бы ничего интересного для представителя конца ряда Железа. Но у нее присутствуют элементы ряда Кремния. Она боится ссор, споров агрессии, старается все улаживать. Это Магний, элемент начала ряда Кремния. Обычно Магний понимается как стремление, но неразвитость способности к личностному общению, поэтому отсутствие соответствующих навыков компенсируется агрессией и скандалами. Но у него есть и оборотная сторона в виде постоянной "жертвы", пребывающей в страхе перед любыми ссорами и скандалами. Кроме того, вероятно, присутствует Муриатика, поскольку она жертва постоянной "жертвенной любви" - всех на себе тащит, оправдывает, заботится, подставляется и т.п. В современных реалиях такой тип состояний часто встречается у женщин, тянущих мужа-алкоголика.

И вот эти черты - пассивный Магний и Муриатика - уже являются составляющими христианской энергетики. И отца Сергия, а ныне Степана, "пробивает" на понимание того, что он безуспешно пытался понять и развить, бесконечно напрягая не соответствующую этому пониманию струну. Фактически для него в первый раз осуществляется духовная трансформация и он переходит к отработке начал ряда Кремния. Далее Толстой дает достаточно схематическое укрупненное описание: самоотречение, бродяжничество, ссылка в Сибирь, работа на огороде у богатого мужика, уход за больными.

В целом, произведение оставляет весьма неоднозначное впечатление и заставляет задуматься о том, что вот прожита жизнь. Необычно. Драматически. Слишком много сил было потрачено "впустую". Были ли другие варианты?

Как-то становится не по себе от того, что целая духовная система, включая старцев-наставников, монастырских властей, жития, писания и т.п. вели человека явно не тем путем, т.е. не к истине и духовной трансформации, а к многолетней бесплодной и даже вредной работе. Которая закончилась полным крахом, а как иначе назвать ситуацию, когда "святой" старец снасильничал умственно болезную и сбежал? Могли ли быть среди его наставников такие, кто отдавал себе отчет в том, что они делают и насколько деятельность "отца" соответствует его духовному развитию?

Неужели нужно было предсуицидальное состояние и полный социальный и нравственный крах, чтобы увидеть, что необходимой опыт можно взять у каждой четвертой женщины в России? А где же были наставники?

Почему автором (а в данном случае он является Судьбой для героя) для князя был выбран такой мучительный и мизерабельный путь? Какие еще пути можно было бы предложить молодому офицеру? Предложу свои варианты.

1. Наиболее естественным является путь, когда молодой офицер справляется с "разрывом шаблона" и получает прекрасную покаявшуюся жену (что она и пыталась сделать), кроме этого высокие должности и чины. В этих условиях его переразвитый Арсен естественно превратился бы в чувство ответственности и дал бы развитие элементам ряда Золота со всеми вытекающими блестящими последствиями. Остальные его качества на этом пути были бы только подспорьем. Это было бы замечательным духовным развитием.

2. Молодой человек не справляется с разрывом шаблона и становится "бунтарем", т.е. совершает скачок из переразвитого конца ряда Железа в ряд Серебра. Это был бы реальный и возможный скачок в духовном развитии. Этакий Чацкий. При этом ряд Серебра очень комплиментарен с рядом Кремния, т.е. развитие элементов ряда Серебра вызвало бы и развитие элементов ряда Кремния.

В целом, если говорить даже о христианстве, то путь через Серебро кажется более предпочтительным и "правильным". После невероятного усердия в следовании правилам (Железо) наступает перелом в эпоху нарушения правил (Серебро) - это естественное направление духовного движения. После эпохи нарушения правил и попытки уникальности и отличия от всех, наступает эпоха поиска того, кто ты есть на самом деле (Лантаноиды) - это также естественное направление развития духовности. В конце ряда Лантаноидов можно уже найти "высокое" христианство и достичь возможности мистической трансформации.

Но можно идти и через отработку кармы "Пашеньки". Возможно. Но для князя и блестящего офицера это кажется некоторым зигзагом и оставляет в недоумении.

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!


Толстой предваряет рассказ об этом событии в жизни Касатского краткой характеристикой его характера – герой был чрезмерно честолюбив, во всем привык быть первым и лучшим, чтобы вызывать восхищение и преклонение людей. В свете ему нетрудно было этого добиться почти во всем: Степан обладал красивой внешностью, большими способностями, упорством. Но, кроме того, он был очень горяч и пылок, не умел сдерживать своих эмоций, легко поддавался первым импульсам.

С похотью Сергий боролся так же страстно и эмоционально, соответственно своей натуре. Однажды, чтобы не совершить падения, герой отрубает себе палец. Только болевой шок заставляет его отвлечься от красавицы Маковкиной, устоять перед ее прелестью – такова была сила первородного греха в этом человеке.

В финале повести мы узнаем, что героя за бродяжничество сослали в Сибирь, где он теперь живет у богатого мужика – занимается хозяйством, учит детей, ходит за больными.

По мнению Толстого, в конце жизни его герой нашел себя, потому что нашел Бога. Образ жизни Сергия – это во многом иллюстрация того, к чему пришел сам писатель. Его герой прошел сложный духовный путь. Право каждого соглашаться с тем, к чему он пришел, или отрицать. Но, в любом случае, на мой взгляд, поиски отца Сергия, его неустанное движение вперед вызывают уважение и неподдельное восхищение.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Сегодня я задумалась над тем, почему человек стремиться к славе? Наверное, чтобы доказать всем, что он лучше остальных, выше их на ступень или две. Что же в этом плохого? Ничего, конечно, ничего. Но если это борьба к успеху не переходит грань самовлюбленности, эгоизма и вседозволенности. Человек превозносится до небес, почти боготворит себя. Это грех. Так быть не должно. На мой взгляд, Касатский отправляется в монастырь для того, чтобы доказать всем, что он может даже в таком необычном для себя и окружающих амлуа достичь невероятных высот. И это у него получилось.

Прочитав очередную главу, я задумалась, что такое истинная вера? Касатский ведь верил в бога не искренне. Он думал, что верит, предполагал, что любовь к богу у него настоящая. Но потом он сам стал понимать, что все это просто для того, чтобы доказать всем, что он может. Зачем? Чтобы удовлетворить свое самолюбие? Ведь в современном обществе все то же самое: мы обманываем самих себя, говоря, что делаем что-то искренне, от души. А на самом деле нам глубоко все равно, что происходит вокруг. Мы заботимся прежде всего сначала о своих интересах, решаем свои проблемы, а уж только потом обращаем внимание на близких нам людей. Мы же сами потом страдаем от своего невнимания. А ведь мы можем жить по-другому.

На сколько сильна вера? Что она дает человеку? У меня с каждой главой появляется больше вопросов, ответы на которые я не могу найти. Путь монашества- это очень сложный путь. На него решится не каждый. К нему нужно готовиться не только физически, но и морально. Целый день проводить в молитвах, истязать себя работой и строгими постами- это еще не значит быть монахом. Все самое главное- в мыслях. Если ты справляешься с греховными мыслями, с искушениями, которые готовит тебе судьба, то только тогда ты становишься немного ближе к богу. Внешне Касатский представлял настоящий образец послушания и покорности, но его мысли всегда были заняты чем-то другим. Он боролся с ними, старался выгнать их из своей головы. Но ничего, кроме сомнений, не оставалось в нем. Я думаю, что он даже сам себе не мог ответить на вопрос, зачем ему это, почему он избирает путь монашества. Для него важен был результат своей деятельности. Он ставил цель и шел к ней до победного конца. А разве в вере в бога может быть конец, разве это какое-то изначально спланированное дело? Разумеется, нет. Вера- это дело всей жизни, это жизнь, которой ты живешь, это как воздух, которым ты дышишь. Нельзя просто взять и бросить веру, нельзя отказаться от нее как от надоевшего занятия. Ты должен этим жить.

Дочитываю последние страницы повести… Всего несколько страниц, а кажется, как будто длинный путь прошла с Касатским…отцом Сергием. Для меня он так и остался человеком светским. Его путь был долгим, сложным. И он почти достиг совершенства, к которому он так стремился. Но его светскость не дала ему возможности дойти до конца. А все потому, что вера его в бога и в самого себя была не искренней. Земные искушения, слава, почести доставляли ему радости гораздо больше, чем уединение и работа над самим собой. Сначала он, конечно, и получал удовольствие от молитв и одиночества. Но разве может человек, который по истине верит в бога, наслаждаться всем этим? Нет, нет, нет! Молясь, человек просит защитить его от греховных мыслей, он кается в своих грехах, он страдает от того, что так далек от бога и просит поддержки свыше. Радость может прийти только от осознания надежды, что Господь поможет ему, спасет его грешную душу. Касатский понял, что нет Бога для того, кто жил, как он, для славы людской. И он отправился искать Бога. Я думаю, что только в конце повести у Касатского появилась возможность по-настоящему обрести себя, поверить в свои силы и обрести истинную веру в Бога.

Чтобы понять мотивы поступка князя (который, кстати, для самого Степана представлялся вполне закономерным), нужно проследить за его жизнью. Маленький Степан остался без отца, когда ему исполнилось только 12 лет. Воля покойного, отставного полковника гвардии в случае его смерти отдать сына в корпус в точности исполнилась его женой, а теперь уже вдовой. Сама же мать переехала в Петербург, чтобы иногда забирать Степу на праздники.

Степану исполнилось 18 лет, и он был выпущен из корпуса офицером в гвардейский аристократический полк. Ему пророчили яркие перспективы, флигель-адъютантство, и оказывал содействие в этом сам император Николай Павлович, знавший лично способного юношу. Степан Касатский был просто влюблен в Николая Павловича, восторгался им, выражая беспредельную преданность. И на то были веские причины: император еще во время пребывания его в корпусе старался доказать кадетам свое расположение и дружбу, и делал это мастерски.

Молодой Степан с детства научился ставить перед собой цель и во что бы то ни стало добиваться её, да так, чтобы непременно преуспевать во всем, за что ни возьмется – будь то первое место по наукам, отличные знания французского языка или блестящая игра в шахматы. Наконец, он захотел стать своим и в высших кругах. Для выполнения этой задачи существовало два способа: или стать флигель-адъютантом (к чему Степан очень стремился), или жениться на девушке из этого круга. И Касатский стал ухаживать за графиней Мэри Коротковой, необыкновенно привлекательной дамой. Она отвечала ему взаимностью, и дело шло к свадьбе.

Несовершенство идеалов и глубокое разочарование

За стенами монастыря царила совершенно другая жизнь. Касатский сразу же стал подчиняться игумену, ученику известного старца Амвросия, – и, как и прежде – старался преуспеть во всем, что от него требовалось. Главным приоритетом, кроме воздержания, кротости, смирения и чистоты для Степана было послушание. В конце третьего года он был пострижен в иеромонахи с именем Сергия. Сначала он радовался этому, испытывая духовный подъем и утешение, но затем, на седьмой год, осознал, что просто засыпает духовно, что всего достиг, и делать больше нечего.

Все внимание Сергия сосредоточилось на внутренней жизни, поэтому даже известие о смерти матери и выходе бывшей невесты замуж он воспринял спокойно, даже с равнодушием. На четвертом году монашества архиерей назначил Сергия на высшую должность. Подчинившись старцу, герой повести переехал в другой монастырь. Здесь соблазнов было гораздо больше. И прежде всего, они касались женского пола – даже одна барыня пыталась заискивать с ним. Кроме того, игумен монастыря вызывал в Сергии острое чувство антипатии и осуждения, которые трудно было побороть.

В это самое время умер святой затворник Илларион, и Сергий, по совету старца, занял его келью. Ею служила пещера, выкопанная в горе. Несколько лет был он затворником, борясь с соблазнами и молясь о своей бессмертной душе. Но вдруг произошел эпизод, выбивший монаха из привычного ритма жизни. К нему в келью постучалась… женщина. Как светская дама вдруг оказалась в тех местах? Не случайно, как она преподносила это Сергию, не потому что замерзла и нуждалась в пристанище. Это была наглая ложь. Женщина просто побилась об заклад со своими друзьями, что будет ночевать в келье Касатского.

Чего только ни предпринимала соблазнительница, оказавшись внутри. Она пыталась надавить на жалость, звала отца Сергия к себе, притворялась больной. В сердце монаха происходила жестокая борьба между желаниями плоти и обязанностью быть святым, безгрешным. Она видела это и продолжала настойчиво звать.

В связи с этим событием слава отца Сергия распространилась по окрестности. Возле его кельи стало людно: построили церковь, гостиницу, поселились монахи. Люди стали приводить больных для исцеления. Сергию и в голову не приходило, что он может по одной молитве вернуть здоровье больному, но одна женщина все усерднее и жалобнее просила о том, чтобы он возложил руки на её четырнадцатилетнего сына. После долгих колебаний он исполнил желание просящей, и – о чудо – мальчик исцелился. Затем последовало другое, третье, четвертое исцеление, даже расслабленного и слепой, – старец не отказывал никому.

Так прошло несколько лет. Но только лишь одна мысль преследовала старца – правильно ли он поступает, принимая от монастырских властей привилегии. Все более тяготился Сергий посетителями, а то обстоятельство, что его хвалят, вызывало противоречивые чувства – печаль от того, что делал это он больше для людей, чем для Бога, и вместе с тем, радость от восхвалений. Да, о чудотворце писали в газетах, даже знали в Европе. Но на душе у него было тяжело. Сергий размышлял о своем внутреннем состоянии, и вдруг начал понимать, что все, что он делал – делал без любви и смирения.

Цитаты из книги “Отец Сергий

Не знаю, зачем надо слышать несколько раз в день те же молитвы, но знаю, что это нужно. А зная, что это нужно, нахожу радость в них.

Они никогда не виделись, но во взгляде, которым они обменялись, они (особенно он) почувствовали, что они знают друг друга, понятны друг другу.

Девушки, видя такое обоготворение, старались и быть более или менее богинями.

— Знайте, что всё мне известно, но некоторые вещи я не хочу знать. Но они здесь.
Он показал на сердце.

“Человеческая святость” как способ угождения людям, а не Богу

Отец Сергий

Однажды попросил о милости к его дочери один купец. Старец согласился помочь и принял Марью (так звали девушку). О, если бы он знал, чем все закончится! Она была дьяволом во плоти, она сумела сделать то, чего не смогла добиться когда-то путница, из-за которой он лишился пальца. Хитрая девушка соблазнила Сергия!

Итак, судьба неожиданно свела Касатского с Прасковьей Ивановной. Какой же трогательной была встреча после долгих лет разлуки! Сначала она не узнала его, приняла за нищего, просящего подаяние, а всмотревшись и сообразив, что перед нею… сам отец Сергий, обрадовалась и не знала, как угодить гостю. А он… стал каяться в присутствии неё – той, которая сама прожила жизнь нечестивую и грязную, называл себя погибшим грешником, гордым и заблудшим. В смятение пришла Прасковья, не знала, что ответить.

Бог виден в простом
Ведь она жила просто и бедно, зарабатывая тем, что преподавала уроки музыки. Жизнь была полна забот, но женщина, забывая о себе, служила другим.

Вдруг Касатского озарило: вот что значит это видение во сне! Ведь Пашенька живет для Бога, а думает, что для людей, а он под предлогом Бога жил для людей. Все заросло людскою славой. Но нет Бога для того, кто живет для славы людской.

И в сердце пришло решение – искать Его, по-настоящему. И Степан стал служить другим, ходил от дома к дому, читал людям Евангелие. Восемь месяцев странствовал он так, и понял одну важную истину: Бог сильнее чувствуется тогда, когда все меньше имеет значение мнение людей. Наконец, Касатского задержали как беспризорного и сослали в Сибирь. Но и там продолжил он служение Богу: учил детей и ухаживал за больными.

Господь, по сюжету повести, преподал Степану хороший урок. Падение его стало благословением. Есть над чем задуматься и читателям.

Читайте также: