Конспект урока окружающий мир школа россии

Обновлено: 05.07.2024

Младший школьный возраст - важнейший этап в развитии личности, период социализации ребенка, время установления отношений с ведущими сферами бытия - миром людей, миром природы и собственным внутренним миром.

Окружающий мир как учебный предмет несет в себе большой потенциал: у детей формируются предпосылки научного мировоззрения, развиваются их познавательные интересы и способности.

Задача педагогов начальной школы - обеспечение успешности социализации учащихся, что очень важно для вступления их впоследствии во взрослую жизнь.

Научить детей мыслить, открывая для себя окружающий мир - важная задача педагога. Каждый решает ее по-своему, опираясь при этом на опыт коллег.

Предлагаемые разработки уроков по окружающему миру в 1-4 классах составлены с учетом новых подходов, образовательных целей и особенностей различных программ обучения.

Содержание их направлено на развитие у младших школьников умения наблюдать, экспериментировать, самостоятельно добывать знания и применять их на практике. Занимательные материалы и игровые сюжеты помогут учителю активизировать познавательную деятельность учащихся, поддерживать интерес к предмету.

Материалы предназначены учителям начальной школы, воспитателям групп продленного дня.

Предложенные нестандартные формы уроков: уроки- путешествия, уроки-игры, уроки-викторины - способствуют успешному усвоению младшими школьниками знаний о единстве и различиях природного и социального мира, о человеке и его месте в природе и обществе.

В содержании уроков учтены общие образовательные цели, возрастные особенности учащихся, их способности опираться на личный уровень подготовки.

Содержание уроков может быть использовано учителем в качестве дополнительного материала для индивидуальных занятий с учащимися, во внеклассной работе, а также полезно воспитателям группы продленного дня.






Кроссворд "Заповедники ЯНАО"Автор: Достокорая Т.В., педагог дополнительного образования МБОУ ДО Дом детского творчества г. Новый Уренгой Описание: Кроссворд предназначен для закрепления знаний о заповедниках и заказниках ЯНАО, учащимися от 3-х классов и старше. Цель кроссворда: Закрепление знаний о природных заповедниках ЯНАО. Задачи: 1. Познакомить учащихся с заповедниками и заказниками ЯНАО, с некоторыми определениями по природоохранной теме. 2. Развивать познавательную активность учащихся. 3.

Кроссворд

Кроссворд "Растения Красной книги ЯНАО"Автор: Достокорая Т.В., педагог дополнительного образования МБОУ ДО Дом детского творчества г.Новый Уренгой Описание: Кроссворд предназначен для ознакомления и закрепления знаний о лекарственных растениях тундры, занесённых в Красную книгу учащимися 3-х классов и старше. Цель кроссворда: Закрепление знаний о лекарственных растениях тундры, занесённых в Красную книгу. Задачи: 1. Познакомить учащихся с растениями тундры, занесёнными в Красную книгу, закрепить.






Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

Планируемые результаты: учащиеся научатся пользоваться условными обозначениями учебника; различать способы и средства познания окружающего мира; оценивать результаты своей работы на уроке.

Оборудование: зеленая детская кепка, картинки с изображениями Мудрой Черепахи, Муравьишки Вопросика и муравейника, ромашка со словами-помощниками, карточки с условными знаками и знаками оценки своих достижений; у учащихся — шишки ели и сосны, картофель, морковь, свекла, мячи, куклы, осенние листья березы и клена.

Ход урока

I. Организационный момент

Долгожданный дан звонок —

Здравствуйте, юные любители природы! Я рада вас приветствовать на уроке, где мы узнаем много интересного и удивительного!

II. Работа по теме урока

1. Вступительная беседа

— Как называется предмет, к изучению которого мы приступаем на сегодняшнем уроке? (Окружающий мир.)

(Отвечают читающие дети.)

— Давайте попробуем вместе прочитать название нашего предмета по слогам.

— Как вы думаете, о чем мы будем говорить на этом уроке? (Ответы детей.)

На наших занятиях вы должны быть внимательными и находчивыми, любознательными и усидчивыми. Кто готов приступить к работе? Сядьте красиво. Молодцы!

2. Знакомство с учебником

— Узнать много интересного об окружающем мире нам поможет учебник. Рассмотрите обложку. Что вы здесь видите? (Ответы детей.)

Окружающий нас мир так же красив и загадочен, как эта бабочка на обложке учебника. А какое у нее красивое название — павлиний глаз! Чтобы много узнать об окружающем мире, нужно уметь задавать вопросы.

— Что бы вы хотели узнать об окружающем мире? (Ответы детей.)

- Откройте учебник на с. 3. Что вы видите? (Ответы детей.)

— Попробуйте задать вопросы, используя слова-помощники, которые находятся в правой колонке на этой странице.

(Учитель выслушивает вопросы учащихся, обращает внимание на наиболее интересные и удачно составленные.)

— Ребята, вы задали столько интересных вопросов! А как мы будем находить на них ответы? (Ответы детей.)

3. Знакомство с героями

Ребята, к нам на урок пришли гости, которые очень хотят с нами подружиться. Они помогут нам ответить на многие-многие вопросы.

А сейчас вы должны догадаться, откуда мог прийти к нам в школу хозяин этой зеленой кепочки.

(Учитель показывает зеленую кепку.)

— Самым любознательным я предлагаю отгадать загадку.

На полянке возле елок

Дом построен из иголок.

За травой не виден он,

А жильцов в нем миллион.

— У кого готов ответ? В каком же домике жил хозяин кепки? Что за дом построен возле елок? (Муравейник.)

(Учитель вывешивает картинку с изображением муравейника.)

— Кто живет в этом доме? (Муравьи.)

— Кто видел в лесу этих насекомых?

Вы наверняка знаете, что муравейники разорять нельзя. Муравьи приносят огромную пользу лесу, поедая вредных гусениц.

В одном из таких домов жил-был очень любознательный муравей. Такой любознательный, что друзья-муравьи прозвали его Вопросик. С утра до вечера, а иногда и ночью Вопросик спрашивал обо всем на свете. И тогда друзья муравьи посоветовали ему пойти учиться в 1 класс. Вместе с вами, ребята. И сегодня он в нашем классе. Вот он.

(Учитель вывешивает картинку с изображением Муравья Вопросика.)


— Муравьишка долго не мог найти дорогу в нашу школу. Если вы отгадаете загадку, то узнаете, кто помог Муравьишке.

Что за чудо! Вот так чудо!

Сверху блюдо, снизу блюдо!

Ходит чудо по дороге,

Голова торчит да ноги. (Черепаха.)

(Учитель может предложить детям другую загадку.)

Кто на свете ходит

В каменной рубахе?

В каменной рубахе


Молодцы! Действительно, дорогу в школу Муравьишке Вопросику подсказала Мудрая Черепаха. Она тоже решила приходить к нам на уроки, чтобы помогать Муравьишке учиться. Вот она — наша Черепаха.

(Учитель вывешивает картинку с изображением Мудрой Черепахи.)

— Кого можно назвать мудрым? (Того, кто обладает большим умом, имеет большой опыт.)

— Как вы думаете, почему именно Черепаха мудрая? (Черепахи долго живут.)

Верно, немногие животные такие долгожители. Черепахи живут от 70 до 100 лет. А гигантская черепаха живет еще дольше — 125 лет. И вы, ребята, узнаете от Мудрой Черепахи много интересного об окружающем мире.

— Посмотрите на картинку на с. 5. Вот как дружно шагают Мудрая Черепаха и Муравьишка Вопросик. Давайте и мы с вами немного подвигаемся.

III. Физкультминутка

Лучшие качели — гибкие лианы.

(Покачивания вправо и влево.) Это с колыбели знают обезьяны. Кто весь век качается,

(Повороты вокруг себя, хлопки в ладоши над головой.) Да-да-да,

(Хлопки в ладоши.) Тот не огорчается Ни-ког-да!

(Прыжки на месте.)

IV. Продолжение работы по теме урока

1. Знакомство со словами-помощниками

— Ребята, посмотрите на доску. Мудрая Черепаха принесла для вас цветок.

(Учитель достает ромашку со словами-помощниками.)


— Как называется этот цветок? (Ромашка.)

— Что необычного вы заметили в этом цветке? (На каждом лепестке написано слово.)

Эти слова-помощники помогут вам задавать вопросы. Муравьишка Вопросик принес для вас много интересных предметов.

(У каждого ученика на столе лежит какой-то предмет: шишки, овощи, фрукты, игрушки — птицы, животные.)

— Рассмотрите предметы и задайте друг другу вопросы. В этом вам помогут слова-помощники.

— А кто попробует задать вопрос мне?

(Учащиеся задают вопросы учителю.)

2. Знакомство с учебными пособиями

На следующих уроках мы попробуем найти ответы на ваши вопросы. И поможет нам в этом рабочая тетрадь.

(Учащиеся рассматривают тетрадь.)

— А кто сможет прочитать название этой книги?

— Что такое атлас? (Ответы детей.)

Атлас — это книга, где собраны рисунки или карты.

Эта книга поможет нам определять названия предметов, которые нас окружают.

А еще на уроках мы с вами будем исследователями. А свои наблюдения мы будем записывать в научный дневник, который находится внутри рабочей тетради.

— Откройте его и рассмотрите.

3. Знакомство с условными знаками

— А теперь откройте учебник на с. 8. Рассмотрите условные знаки, которые встретятся в нем.

(Можно заранее приготовить карточки со знаками. Учитель показывает карточку, учащиеся читают пояснения к данному знаку в учебнике. Если дети не умеют читать, то учитель сам рассказывает о значении данного знака. Затем учащиеся листают учебник и находят данный знак на страницах книги.)

— Кто готов узнать много нового об окружающем мире?

4. Знакомство со знаками оценки своих достижений

Какие интересные смайлики смотрят на нас со с. 8! Это тоже наши помощники. Они будут помогать нам оценивать наши достижения на каждом уроке.

V. Подведение итогов урока

- Какие слова вам помогли правильно составлять вопросы?

(Учащиеся называют слова-помощники.)

— Для чего нужно уметь составлять вопросы? (Чтобы многое узнать о том, что нас окружает.)

Рекомендации для занятий дома

1. Из картона сделать знаки оценки своих достижений, положить их в конверт. (Так как учебники будут передаваться другим ученикам, то не следует в них делать никаких пометок.)

Дополнительный материал

Черепахи относятся к классу пресмыкающихся, или рептилий. Мощный панцирь делает этих животных настолько уникальными, что их невозможно ни с кем спутать. В Европе обитают три вида сухопутных черепах. Самый известный — греческая сухопутная черепаха, достигающая в длину 30 см. Впечатляет своими размерами гигантская слоновая черепаха. Это крупное животное обитает только на Галапагосских островах, расположенных у побережья Южной Америки, и на Сейшелах — у восточного побережья Африки к северу от Мадагаскара. Это самая большая черепаха из всех обитающих на Земле. Длина ее панциря достигает 1,10 м, а весить она может до 250 кг.

Однако, несмотря на громкое имя, это не самая крупная в мире черепаха. Настоящие гиганты — это морские черепахи. Их ноги в процессе эволюции превратились в ласты. Кожистая черепаха — самая большая из морских черепах. Ее длина может доходить до 2 м, а вес — до 800 кг.

Муравьев по праву можно назвать друзьями человека, ведь они спасают лес. Подсчитано, что муравьи за 12 ч принесли в муравейник 33 тыс. гусениц пяденицы. Значит, за весь период размножения пядениц они уничтожат около миллиона этих вредителей. Вот почему там, где, как сторожевые башни, высятся муравьиные крепости, лес здоровый, чистый. Не разоряйте муравейники!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока " Окружаюший мир" в 1 классе по теме " Кто такие птицы? ", программа " Школа РОССИИ" . Тип урока- открытие новых знаний.Урок разработан с использованием технологий:исследовательская деятельность с применением ИКТ,игровая технология.

1)Познакомить с птицами .Показать их разнообразие

2)Учить выделять существенные признаки

3) Исследовать строение пера

4) Развивать познавательный интерес к окружающему миру

Предмет: окружающий мир

Класс: 1 класс

Тип урока: ОНЗ ( открытие новых знаний)

Технология : элементы исследовательской деятельности с применением игровых форм, использование ИКТ

Программа: Школа России, Плешаков А.А.

1. Познакомить с птицами и показать их разнообразие.

2. Учить выделять существенные признаки птиц.

3. Исследовать строение пера птицы.

4.Воспитывать бережное отношение к птицам

5.Развивать познавательный интерес к окружающему миру.

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

формирование уважительного отношения к иному мнению, к иной точке зрения;

формирование эмоционально – ценностного отношения к окружающему миру.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

формирование умения работать с новой информацией по теме (отбирать, выделять, обобщать);

формирование умений отличать птиц от других животных (познавательные УУД);

формирование умения выстраивать речевые высказывания;

формирование умений работать в

группах и парах (коммуникативные УУД);

формирование начальных форм рефлексии (регулятивные УУД).

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

Планируемый результат

Регулятивные УУД

сформируется уважительное отношение к иной точке зрения;

сформируется базовый уровень умений работать с информацией по теме, выстраивать речевые

формирование начальных форм рефлексии

Коммуникативные УУД

сформируется базовый уровень умений работать с информацией по теме, выстраивать речевые высказывания, работать в парах и группах;

сформируются начальные формы рефлексии;

Предметные УУД

Учащиеся познакомятся с отличительными признаками птиц, научатся определять основной признак птиц.

сформируется базовый уровень умения характеризовать птиц, особенности их внешнего вида, среды обитания

Метапредметные УУД

Уметь определять и формулировать задачу на уроке с помощью учителя, оценивать правильность выполнения действия, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, высказывать своё предположение

Познавательные УУД

Научатся узнавать птиц среди других птиц.

Научатся приводить примеры птиц.

ЛичностныеУУД
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Основные понятия

Межпредметные связи

Математика, русский язык, музыка, литературное чтение

- дополнительные

Учебник А.А. Плешаков

(создание подготовленной информационно – образовательной среды): ПК учителя, мультимедийное оборудование, презентация к уроку, учебники, карточки для работы в парах и группах, лупы, образцы перьев и птиц, пипетки с водой, чучело птиц

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в группах , парах, лабораторно- практическая работа

Технология проведения

Деятельность

Деятельность

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

1. Мотивация к учебной деятельности

- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

Проговаривают стихотворение – правила поведения на уроке, объяснять, для чего нужно выполнять эти правила.

Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности.

Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Прозвенел для нас звонок,

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Мы хороший дружный класс

Всё получится у нас!

Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Умение слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

2. Самоопределение к деятельности

Подведение к теме урока

Цель: подготовить мышление учащихся к последующим шагам УД и организовать фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.

Работа в группах

(собирают животных из

частей , выбирают лишнее животное, доказывают почему оно лишнее)

Предполагают тему урока

Организует обобщение актуализированных знаний. Подводит к теме урока.

Мы продолжаем наше путешествие по интереснейшему царству природы, которое называется “Животный мир” и будем продолжать открывать для себя удивительные открытия. С какой группой животных мы познакомимся сегодня сейчас узнаем.

( синица, белка-летяга, курица, дятел, снегирь, воробей , догадаться чьи яйца (перепилиные яйца )

Какое животное здесь лишнее?( белка-летяга)

К какой группе относится?

Отличительный признак ? (шерсть)

Как назвать данных животных? ( птицы)

Сформулируйте тему урока?

Кто такие птицы?

Сегодня мы попробуем приоткрыть тайны удивительного мира птиц, проведем исследование, чтобы лучше их узнать и понять. Такой работой обычно занимаются учёные.

Знать отличительные признаки зверей

Уметь вести наблюдения и делать выводы.

Познакомиться с понятием орнитология

Умение выделять признаки для классификации или вычленения лишнего

Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (Познавательные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативное УУД).

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД).

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД). Уметь оформлять мысли в устной и письменной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь пользоваться информацией

а)создание проблемной ситуации;

б)постановка проблемы исследования;

в)определение темы исследования.

Решение учебной задачи, обсуждение

прослушивание и угадывание голосов

Работа по учебнику

При затруднении детей учитель предлагает загадки:

В Антарктиде среди льдов
Ходит во фраке день деньской.
Крылья есть, но не летает,
Лихо в прорубь он ныряет,
Очень важный господин
Семенит сюда.

Длинная шея, огромные ноги,
Птица несется бегом по дороге

Кто знает, как называются ученые, которые изучают птиц?

Какая особенность у всех этих животных ( умеют летать)

Кто из них птица? ( курица, хоть и летает плохо, но ученые относят ее к группе птиц) ,а пингвин и страус не летают.

Может особенность откладывать яйца является главной ?

( черепаха, крокодилы , змеи откладывают яйца)

Может особенность вить гнезда?

4. Может особенность петь - главный признак птиц ?

( прослушивание голосов птиц)

Нет дельфины- косатки поют.

5.Обратите внимание на 1 слайд ,чем покрыто тело курицы?

Есть ли перья у других животных?

Главный отличительный признак группы птиц - перья.

Выявление особенностей птиц, выделение главного признака-перья

Выявление особенностей птиц, выделение главного признака- перья

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД).

Учащиеся познакомятся с отличительными признаками птиц, научатся определять основной признак птиц.

сформируется базовый уровень умения характеризовать птиц, особенности их внешнего вида, среды обитания

4.Проведение эксперимента наблюдений, лабораторно- практической работы

Проговаривают следующий шаг учебной деятельности.

Рассматривают через лупу и сравнивают перья, используют пипетку с водой, срезают перо.

Рассматривают строение пера

Работают в парах

Организует практическую и исследовательскую деятельность

Вы сказали, что тело птиц покрыто перьями. А что такое перо?

-Чтобы ответить на этот вопрос, мы с вами сейчас будем наблюдать, исследовать , размышлять, делать выводы).

- У вас на партах в конвертах лежат разные перья. Достаньте их. Сравните перья. Чем различаются ? Чем похожи ? (Пуховые, мягкие перья помогают сохранять тепло. Это тот самый пух, которым набивают подушки. Пуховые перья находятся под кроющими, которые покрывают тело. Полётные или маховые перья помогают птицам летать. Они жёсткие и упругие.)

-Каждое перо имеет стержень. Найдите его. А ещё у пера есть бородки. Найдите их. Рассмотрите под лупой. Бородки соединены с друг другом. Аккуратно разъедините их.

-Положите пёрышко на ладонь и тихонько подуйте на него. Что случилось? Почему полетели перья? (они лёгкие)

- Почему перья лёгкие? Что у них внутри? Давайте разрежем перо и посмотрим. (внутри перо полое, пустое)

- Я обмокну перо в стакан с водой. Перо не намокло, вода капельками скатилась. О чём это говорит? (перья защищают птицу от воды и сырости)

- Птицы смазывают свои пёрышки жидкостью из железы, которая находится над хвостом, и перья не намокают.

( уместно для водоплавающих птиц)

( перья у кур намокают, потому что у них такой железы)

Знакомство со строением пера (стержень и бородки) и их разновидностью

Знакомство с новым выражением

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; (Регулятивные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД).

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).

Читайте также: