Конспект урока окружающий мир россия на карте 2 класс окружающий мир

Обновлено: 06.07.2024

Планируемые результаты: учащиеся осознают величие нашей страны; освоят приемы чтения карты; научатся показывать на карте Российскую Федерацию; делать выводы из изученного материала.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Игра «Угадай-ка

• При повышении температуры воздуха до нуля градусов и выше снег становится рыхлым и начинает таять. Как называется это явление? (Оттепель.)

• Образовавшиеся во время оттепели сосульки начинают таять под лучами весеннего солнца. Как называется это явление? (Капель.)

• Текущие по склонам небольшие потоки воды. (Ручейки.)

• У какого дерева весной хорошо заметно сокодвижение? (У березы.)

• Весной теплый ветер слизывает снег с асфальта и земли. Появившиеся темные пятна называются. (проталинами).

• Весной на ветках деревьев и кустарников распускаются молодые зеленые. (листья).

2. Проверка домашнего задания

(Проверка заданий в рабочей тетради.)

3. Викторина

(Учитель выбирает вопросы по своему усмотрению.)

1. Какие изменения произошли в природе по сравнению с зимой?

2. Повторите правила друзей природы.

3. Почему снег раньше тает в городе, чем за городом?

4. Как образуются сосульки?

5. Почему весной может идти и дождь, и снег? Почему дождь бывает чаще, чем снег?

6. Как с приходом весны изменилась температура воздуха?

7. Что происходит весной со снегом? Почему?

8. Почему весной появляются ручьи? Куда они текут?

9. Как с приходом весны изменились небо, облака?

10. В каких местах появляются первые проталины?

11. Что такое ледоход? Почему опасны шалости на реке во время ледохода?

12. Расскажите о половодье.

13. Что происходит весной с почвой?

14. Что весной появляется из почек?

15. Изменились ли почки лиственных деревьев и кустарников, которые вы видели на экскурсии?

16. Какие цветущие деревья и кустарники вы видели во время экскурсии? Распустились ли на них листья?

17. Назовите признаки весеннего пробуждения деревьев и кустарников.

18. Какое дерево зацветает у нас самым первым? А какие кустарники?

19. Почему возле цветущих ив, черемухи, яблонь много пчел и шмелей?

20. Расскажите о дереве или кустарнике, которые показались вам самыми интересными.

21. Как нужно охранять весной деревья и кустарники?

22. Какие раннецветущие травянистые растения вы видели на экскурсии? Где они растут?

23. Весь ли снег растаял ко времени цветения этих растений?

24. Распустились ли ко времени цветения этих растений листья на деревьях и кустарниках? Какой была почва — сухой или влажной?

25. Изменилось ли, по вашим наблюдениям, поведение зимующих птиц с приближением весны?

26. Заметили ли вы возвращение из теплых краев перелетных птиц (видели самих птиц, слышали их песни)?

27. Очень многие люди любят птиц. Как вы думаете, чем птицы радуют человека?

28. Почему говорят, что птицы охраняют поля, сады, леса?

29. Как по поведению зимующих птиц узнать, что приближается весна?

30. Почему перелетные птицы возвращаются к нам с приходом весны?

31. Какие птицы прилетают раньше других, а какие позже? Почему?

32. Где разные птицы строят гнезда?

33. Как нужно охранять птиц весной?

(Можно использовать КИМы (тест 50, с. 73).)

III. Самоопределение к деятельности

(Можно загадать обе загадки или выбрать какую-то одну.) Страны без людей, Города без домов,

Леса без деревьев,

Моря без воды. (Карта.)

Моря есть — плавать нельзя,

Дороги есть — ехать нельзя,

Земля есть — пахать нельзя. (Карта.)

(Учитель вывешивает карту России.)

— Предположите, о чем мы будем говорить на уроке. (О карте.)

— Прочитайте тему урока на с. 90 учебника. (Россия на карте.)

— Кто уже работал с картой? Что можете рассказать? (Ответы детей.)

— Предположите, какие учебные задачи мы поставим перед собой. (Ответы детей.)

— Проверьте свои предположения. Прочитайте, что говорит Муравьишка.

IV. Работа по теме урока

1. Беседа, работа по учебнику

(Текст песни лежит на каждой парте.)

Умывает красно солнышко

Руки теплые в росе.

И Россия, как Аленушка,

Предстает во всей красе.

Ни вблизи, ни вдали

Я не знаю земли

Лучше той, что меня растила:

Синих рек рукава,

В небе синь-синева,

И светла от берез Россия.

У нее коса пшеничная,

И поляны земляничные

Щедро дарят ей леса.

— Можно ли сказать, что автор песни любит Родину? Найдите слова, которые подтверждают эту мысль. (Ответы детей.)

— Какие красоты России особенно волнуют поэта? (Ответы детей.)

— А что вы можете сказать о нашей стране? (Ответы детей.)

— Объясните, что такое карта. (Ответы детей.)

— Давайте сравним ваши ответы с определением в учебнике. (Один ученик читает определение на с. 91.)

— Сравните изображение нашей страны на глобусе и карте. Что вы можете сказать? (На карте можно увидеть больше объектов, но на глобусе более точное изображение.)

2. Выполнение заданий в рабочей тетради

№1 (с. 41), 1, 2 (с. 39-40). (Самостоятельное выполнение.)

3. Работа по учебнику

(Учащиеся рассматривают фотографии на с. 92—93 и выполняют задание к ним.)

4. Выполнение задания в рабочей тетради №4 (с. 41).

V. Физкультминутка

Зайка прыгнул на пенек.

В барабан он громко бьет,

В чехарду играть зовет.

Зайке холодно сидеть,

Нужно лапочки погреть.

Лапки вверх, лапки вниз,

На носочках подтянись.

Лапки ставим на бочок,

На носочках скок-скок-скок.

А затем вприсядку,

Чтоб не мерзли лапки.

VI. Продолжение работы по теме урока

1. Работа по учебнику

Для того чтобы путешествовать по карте, надо научиться ее читать. Читать карту — это не только читать надписи на ней. Надо понимать и особый язык карты — условные знаки. К ним относятся различные цвета и другие обозначения.

— Какие еще условные обозначения есть на карте, вы узнаете, прочитав текст в учебнике на с. 94—95. *

2. Практическая работа

Север на картах всегда вверху, юг внизу, запад слева, восток справа.

(Учитель показывает на настенной карте, дети - на картах в учебнике.)

— Назовите моря, омывающие нашу страну с севера. (Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское.)

— Какие моря омывают Россию с востока? (Берингово, Охотское.)

— Назовите моря, находящиеся на юге нашей страны. (Черное, Каспийское.)

— А на западе? (Балтийское.)

— А теперь найдите на карте в учебнике и покажите на настенной карте:

• города: Москву, Курск, Екатеринбург, Читу, Магадан;

• реки: Дон, Колыму, Лену, Обь;

• горы: Уральские, Алтай;

• болота Западно-Сибирской равнины;

• границу нашей страны;

• острова: Новая Земля, Северная Земля, Сахалин.

(Учащиеся показывают объекты на настенной карте, соблюдая инструкцию, данную на с. 95 учебника.)

3. Выполнение заданий в рабочей тетради

(Самостоятельное выполнение. Проверка в парах.)

VII. Рефлексия

(Учащиеся отвечают на вопросы учебника (с. 95, в рамке).)

— Оцените свои достижения на уроке.

(Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор.)

VIII. Подведение итогов урока

— Что на уроке было интересным?

- Где могут пригодиться полученные знания?

- Все ли учебные задачи урока мы выполнили?

Домашнее задание

Рабочая тетрадь: №3, 5 (с. 40-41).

Дополнительный материал

Различные карты

Земля имеет форму шара. Уменьшенной моделью Земли является глобус. Работать с глобусом не всегда удобно, так как размеры Земли на нем сильно уменьшены, к тому же видна бывает только та часть земной поверхности, которая обращена к наблюдателю. Ученые разработали способ переноса изображения земной поверхности с глобуса на плоскость.

Уменьшенные, обобщенные изображения на плоскости земной поверхности и происходящих на ней явлений, передаваемых специальными знаками, называются картами. Почему мы говорим об уменьшенном изображении, вы, вероятно, уже догадались. Нельзя даже самую маленькую речку показать в ее истинных размерах — никакой бумаги не хватит. Каково уменьшение картографируемой территории, можно определить по масштабу карты.

Можно составить несколько различных карт одной и той же местности. Основные виды карт - физическая и политическая. У них много общего. Обе карты могут быть выполнены н одинаковом масштабе. Моря, озера, реки, острова и крупнейшие города всегда изображаются и на той, и на другой карте. Но на физической карте обозначаются возвышенности и горы (коричневым цветом), а также равнины и низменности (зеленым цветом). На политической карте вместо этого показаны разные государства (каждое имеет свой цвет), обозначены их границы, указаны названия.

Но карты бывают не только физические и политические. Существует много различных специальных карт. Среди них есть геологические карты и карты месторождений полезных ископаемых. Есть климатические карты, на которых показана средняя температура воздуха в разное время года для разных мест или среднее атмосферное давление и направление ветра, а также многое другое.

Есть почвенные карты. Есть карты растительного и животного мира. На таких картах показано, где какие животные обитают, где какие растения произрастают. Существуют карты расселения народов, распространения различных религий. Бывают экономические, промышленные, транспортные карты.

Есть еще один очень интересный вид карт — это карты исторические. На них могут быть нанесены города и государства, которых давно уже нет, но которые когда-то находились на изображаемой территории. На таких картах часто стрелочками отмечаются направления военных походов, крестиками — места сражений.

Картами пользуются мореплаватели и путешественники, геологи и геофизики, биологи и зоологи, земледельцы и животноводы, историки и этнографы. Фактически без карт не может обойтись ни один специалист. Нужны карты и учащимся. Отправившись в путешествие по картам, вы не только узнаете много интересного, но и пополните знания, без которых нельзя войти в жизнь: по географии и истории, экономике и культуре, природоведению и экологии и многим другим дисциплинам.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема: Россия на карте

Тип: изучение нового материала

-познакомить с условными знаками на карте;

-формировать первоначальные умения, связанные с чтением карты

Планируемые результаты

- освоить первоначальные умения чтения карты;

-научиться показывать на карте Российскую Федерацию;

-получить представления об условных обозначениях на карте

Метапредметные

-понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить;

- уметь извлекать информацию из карты;

-оценивать достижения на уроке

-делать выводы из изученного материала;

- иметь целостное представление о мире;

-осознавать свою принадлежность к сообществу граждан России;

-осознавать величие нашей страны

Межпредметные связи:

Ресурсы урока: учебник, 2 класс, часть 2; рабочая тетрадь, 2 класс, часть 2; географическая карта России, цветные стикеры, цветные карандаши электронное приложение

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

I. Орг. Момент.

-Скажите, какое сейчас время года? (весна)

-На прошлом уроке мы совершили заочную экскурсию и заметили изменения в неживой и живой природе.

II.Актиализация знаний.

-Ребята, назовите стороны горизонта?

-Как вы думаете, в разных уголках нашей огромной страны погода везде одинаковая

III.Самоопределение к деятельности.

- Предлагает отгадать загадку:

Моря есть – плавать нельзя,
Дороги есть - ехать нельзя,
Земля есть - пахать нельзя. (Карта)

-Вывешивает (открывает) карту России.

-Предлагает предположить, о чём пойдет разговор на уроке ( О карте).
-Предлагает прочитать тему урока на стр. 90 учебника. (Россия на карте).

-Спрашивает, чем наша страна отличается от других:

-языком
-своими символами: герб, флаг, гимн
-историей
-обычаями, традициями
-географическим положением

-Кто уже работал с картой? (рука)

-Предположите, какие учебные задачи мы поставим перед собой?

-Давайте, проверим наши предположения

(Муравьишка + задачи на доску)

А) Что такое карта ?

Б)Страна на карте

Г) Объекты на карте.

-Участвуют в определении темы урока.

-Отвечают на вопросы учителя.

-Участвуют в определении учебной задачи урока.

IV.Работа по теме урока.

А) Что такое карта?

Предлагает сравнить изображение нашей страны на глобусе и карте. ( На карте можно увидеть больше объектов, но на глобусе более точное изображение)

- Предлагает прочитать определение в учебнике стр. 91 .

-Организует работу в рабочей тетради стр.59.

Рассматривают глобус и карту. Обращают внимание на сходства и отличия.

Читают определение в учебнике.

Совместно с учителем формулируют ответы.

Б) Страна на карте.

-Предлагает рассмотреть фотографии в учебнике стр. 92-93, найти эти места на карте в учебнике отметить их при помощи стикеров и проверить друг - друга.

1.Северный Ледовитый океа

В) Чтение карты

-Предлагает определить стороны горизонта на карте, используя электронное пособие.

- Организует работу в рабочей тетради по определению на карте сторон горизонта стр.59

- Рассказывает, как правильно показывать объекты на настенной карте:

1.Стоять у карты надо справа. Не закрывая, то, что показываешь на карте.
2.Показывать объекты только указкой.
3.Показывать не надпись, а сам объект.
4.Показывать аккуратно и точно, называя объект.
- Показывает объекты на карте:

Границу Российской Федерации

Северный Ледовитый океан.
Уральские горы.
Реку Волга.
Восточно-Европейскую равнину и т.д.

-Предлагает сравнить условные обозначения на большой и маленькой картах.

-Предлагает ученикам выйти к карте и показать объекты.

V.Самостоятельная работа.

Сейчас будем выполнять сам. Работу в тетр. на печатной основе стр.61

- Найдите в учебнике на стр. 90-91 ещё раз реку Волгу.

Выпишите в вариант №4 все названия городов, которые стоят на этой реке.

-Ребята, наш краевой центр г. Пермь тоже стоит нареке Кама, которая впадает в великую русскую реку Волга.

Выполняют задание в учебнике.

Выходят к доске, отмечают стороны горизонта.

Обозначают стороны горизонта на карте и в рабочей тетради, пре

дставляют результат работы.

Рассматривают условные обозначения.

Работают с картой в учебнике и у доски. Сравнивают две карты. Делают вывод, что условные обозначения на картах одинаковы.

VI.ИТОГ УРОКА

-О чём мы говорили сегодня на уроке?

-Где могут пригодиться полученные знания?

-Какие учебные задачи ставил перед нами Муравьишка. (на доске).

-Все ли мы их выполнили?

VII.РЕФЛЕКСИЯ

-Подумайте, и сделайте выводы с какими задачами вы справились легко?

-Что не получилось?

- Оцените свои достижения на уроке?

(учитель подводит итог по результатам)

в тетради стр.61 №2, №3.

учебник-пересказ, отвечать навопросы

-Начать готовить проект о любом городе России.

Отвечают на вопросы, используя знания, полученные на уроке. Определяют возможность практического применения полученных знаний.

Определяют домашнее задание.

Дополнительный материал/ оборудование: Физическая карта России, глобус, стикеры.

Диагностика достижения планируемых результатов: Плешаков А.А и др. Окружающий мир: Тесты.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

1.Обеспечить усвоение приёмов чтения карты

2. Создать условия для развития таких аналитических способностей учащихся, как умение анализировать, сопоставлять, сравнивать, обобщать познавательные объекты, делать выводы; содействовать формированию самостоятельной познавательной деятельности

3. Способствовать развитию культуры взаимоотношений при работе в парах, группах, коллективе; содействовать формированию патриотических чувств; воспитанию чувства любви к родине, интереса к её изучению.

Планируемые результаты :

– освоение приёмов чтения карты (определение сторон горизонта, форм земной поверхности, других объектов с помощью условных знаков);

– формирование первоначальных умений чтения карты; нахождения объектовна карте (по инструкции учебника).

Метапредметные

– стремление к выполнению учебной задачи урока;

– осознание умения читать карту;

– формулирование выводов из изученного материала.

– развитие мотивов учебной деятельности;

– формирование чувства гордости за свою Родину ;

– осознание своей принадлежности к сообществу граждан России;

Тип урока : изучение нового материала .

Оборудование :

географическая карта России, фишки, цветные карандаши, мультимедийный проектор, карточки с заданиями.

Организационный этап

– Ребята, вы хотели бы найти клад? А что это такое?

– Клад – это богатство, деньги, золото.

– Правильно. Но есть на земле вещи гораздо ценнее золота и денег. Их нельзя потратить, с годами их становится все больше. Это знания. Именно за таким кладом мы сегодня отправимся. Нас ждут трудности, но мы с ними обязательно справимся. Итак, в путь!

2. Актуализация знаний

– На прошлом уроке мы говорили о наблюдениях в природе родного края

– Приведите примеры весенних явлений в природе. (Половодье, ледоход, появление раннецветущих растений, прилёт перелётных птиц)

(На доску вывешиваются таблички с ответами)

– Красива природа весной, когда появляются первые цветы, прилетают птицы, появляются первые листочки на деревьях…

– Как вы думаете, в разных уголках нашей огромной страны погода везде одинаковая?

3. Мотивация учебной деятельности

– Вспомните, что вы знаете о нашей стране.

– Наша страна занимает огромную территорию. Но мы можем совершить это путешествие, не выходя из класса. В этом путешествии у нас будет помощник. А кто этот помощник вы узнаете, отгадав загадку:

Страны без людей,

Города без домов,

Леса без деревьев,

– Предположите, о чём мы будем говорить на уроке? (О карте)

– Какую страну будем учиться находить на карте? (Россию)

Сформулируйте тему урока. (Россия на карте)

– Сможем ли мы показать на карте различные географические объекты?

Значит, чему будем учиться на уроке?

(Научимся правильно читать карту и показывать объекты)

– Предположите, какие учебные задачи мы поставим перед собой?

(Узнаем, что такое карта, как выглядит на карте наша страна. Будем учиться читать карту. Научимся правильно показывать объекты на карте)

4. Первичное усвоение новых знаний

– Найдите и прочитайте в учебнике информацию о том, что называется картой (страница 91)

– Допишите определение в Рабочей тетради (задание 1, страница 41)

– А сейчас вы с вами отправимся в путешествие. (Работа в парах.)

(1 вариант открывает учебник на странице 90-91(с картой);

второй – страницу 92-93)

– Нужно соотнести фотографии с картой и разместить на карте фишки с номерами. Основным ориентиром послужат подписи к фотографиям, где точно указан адрес каждого объекта. На карте вы будете ориентироваться с помощью надписей .

– Для того, чтобы путешествовать по карте, надо научиться её читать

– Но читать карту не значит читать только надписи. Надо понимать и особый язык карты – условные знаки.

Презентация (слайды 8 – 12)

– Теперь я расскажу, как правильно показывать объекты на настенной карте:

1. Стоять у карты надо справа, не закрывая то, что показываешь на карте.

2. Показывать объекты только указкой.

3. Показывать не надпись, а сам объект.

4. Показывать аккуратно и точно, названия произносить чётко

5. Физминутка

А над морем - мы с тобою!

Над волнами чайки кружат,

Полетим за ними дружно.

Брызги пены, шум прибоя,

А над морем — мы с тобою! (Дети машут руками, словно крыльями.)

Мы теперь плывём по морю

И резвимся на просторе.

И дельфинов догоняй. (Дети делают плавательные движения руками.)

Поглядите: чайки важно

Ходят по морскому пляжу.

(Ходьба на месте.)

Сядьте, дети на песок,

Продолжаем наш урок. (Дети садятся за парты.)

6. Первичная проверка понимания

7. Первичное закрепление

Работа в группах.

Раздаются карточки с заданиями:

1 группа. Дописать с помощью карты географические названия

2 группа. Определить, какие географические названия перечислены

3 группа. Привести примеры указанных географических названий

– Каждая группа сообщает классу о результатах своей работы.

8. Рефлексия

– Чему мы с вами сегодня учились?

– Какую задачу ставили?

– Что нужно сделать ещё?

– Где можно применить новые знания?

9. Домашнее задание

Повторить материал в учебнике (с. 90 – 95).

Используемые источники

Поурочные разработки по предмету "Окружающий мир": 2 класс: к учебному комплекту А.А. Плешакова "Окружающий мир: 2 класс" /Е.М. Тихомирова.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: формирование знаний о весенних изменениях в природе.

Личностные: воспитание стремления к познанию нового, продуктивной совместной работе, воспитание экологически грамотного и безопасного поведения в природе

Предметные: развитие умения различать живую и неживую природу, формирование знаний о весенних месяцах и изменениях в природе, о весенних цветах и перелетах птиц

Метапредметные: развитие наблюдательности, умения формулировать выводы, умения работать с различными источниками информации, оценивать свою работу на уроке; формирование умения работать в парах и малых группах, умения оценивать результаты своей работы и работы одноклассников; умения производить простые (анализ, синтез, обобщение) и составные (построение рассуждений, утверждений) логические действия; формирования умения полно и точно высказывать свою точку зрения, аргументировать свой выбор; учитывать позицию собеседника

Оборудование: презентация, учебник, рабочая тетрадь, проектор, интерактивная доска, компьютер

Читайте также: