Конспект урока обобщающий урок по теме имя числительное 6 класс

Обновлено: 05.07.2024

Урок создан для обобщения и систематизации знаний по теме "Имя числительное". В разработке урока показана связь русского языка с другими предметами.

Содержимое разработки

Урок русского языка в 6 классе

Класс: 6 класс

Тип урока. Урок повторения и обобщения.

Цели как деятельность учеников:

Личностные: осознавать эстетическую ценность русского языка, стремиться к речевому самосовершенствованию, развивать языковые творческие способности.

Метапредметные:

- анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждение, воспринимать и вычленять нужную информацию на слух.

- анализировать и характеризовать значение и морфологические признаки имён числительных, отличать числительные от слов других частей речи (существительных, прилагательных, глаголов, наречий) со значением количества;

- повторить изученное об имени числительном, его правописание и склонение в письменной и устной речи.

– Здравствуйте, ребята. Садитесь.

Сегодня у нас необычный урок. Оцените своё настроение. Улыбнитесь друг другу. Настройтесь на урок. Слайд (смайлы)

А начать его я хочу с притчи. А вы знаете, что такое притча? Где будете искать ответ?

- Правильно, в толковом словаре.

(Ученик работает со словарной статьёй, даёт определение понятия ПРИТЧА, все сверяются со слайдом )

- А теперь послушайте притчу.

Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: "А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог дать ответа?" Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:
— Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мертвая?
Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.
Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:
— Всё в твоих руках.

Учитель выдерживает паузу и задаёт вопрос:

- Ребята, в чём заключается мудрость притчи? (Ответы детей)

Да, у вас, ребята, тоже всё в ваших руках. Я очень хочу, чтобы каждый из вас поверил в свои силы, в себя, и тогда у нас всё получится. Всё в нашей жизни зависит от нас.

Сегодняшний урок – мечта некоторых школьников: за 45 минут мы побываем на 5 уроках. Помогать же нам будет часть речи, которую вы сами сейчас назовёте. Послушайте четверостишие.

Я каждый день и каждый час
Сказать готово, сколько вас,
И я могу, имей в виду,
Сказать, который ты в ряду.

– О какой части речи идёт речь? Молодцы, сегодня мы поговорим об очень важной части речи. Это имя числительное.

Определение детьми целей урока (целеполагание и мотивация)

- Как вы считаете, какие цели и задачи стоят сегодня перед каждым из вас?

повторить, что такое числительное;

повторить разряды числительных;

усвоить нормы употребления числительных в речи: читать, правильно артикулируя цифровой материал, соблюдая нормы изменения числительных по падежам;

практиковаться в правильном написании числительных.

С каким учебным предметом связана тема нашего урока? (Математика).

А я хочу вам показать, что не только на уроке математике вы встречаетесь с числительными, но и на других. Итак, отправляемся на уроки.

1. УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА.

У вас на столах лежат листы с расписанием уроков. За каждое задание на уроке вы получаете определенное количество баллов.

1 задание - Фронтальный опрос. Вы будите работать в парах и отвечать друг другу на вопросы.

1. Имя числительное – это…

2. Имена числительные, состоящие из одного слова, называют …

3. Имена числительные, состоящие из двух и более слов, - ….

4. На какие вопросы отвечают порядковые числительные?

5. Перечислите разряды количественных числительных.

За каждый правильный ответ вы получаете 1 балл. Максимум – 5 баллов.

Итак, вспомнили, что такое имя числительное и на какие делятся разряды.

2 задание: Коллективная работа: склонение числительных. (два человека к доске)

I вариант: 93 рубля; II вариант: 93 - й стол.

1. вар - количественное

И.п. девяносто три (есть что?) рубля

Р.п. девяноста трех (нет чего?) рублей

Д.п. девяноста трем (рад чему?) рублям

В.п. девяносто три (вижу что?) рубля

Т.п. девяноста тремя (оплачу чем?) рублями

П.п. о девяноста трех (думаю о чем?) рублях

2 вар. – порядковое

И.п. девяносто третий (есть что?) стол

Р.п. девяносто третьего (нет чего?) стола

Д.п. девяносто третьему (рад чему?) столу

В.п. девяносто третий (вижу что?) стол

Т.п. девяносто третьим (доволен чем?) столом

П.п. о девяносто третьем (думаю о чем?) столе

– В чём отличие? (I вариант – количественное числительное, II вариант – порядковое. У количественных числительных при склонении изменяются все слова, а у порядковых – только последнее.)

3 задание. Данные предложения взяты из ученических работ. Все ли здесь правильно? Наведите порядок.

Сестер у Пети только две, и все две окончили школу с золотой медалью.

( Сестер у Пети только две, и обе окончили школу с золотой медалью.)

Четверо студенток получают повышенную стипендию.

( Четыре студентки получают повышенную стипендию).

Договор подписан обоими сторонами.

( Договор подписан обеими сторонами).

У меня есть двое попугаев.

( У меня есть два попугая).

Мы ехали пятеро дней.

( Мы ехали пять дней)

Нас семь в одной квартире – вот так и живем.

( Нас семеро в одной квартире – вот так и живем).

Если вы записали предложения без ошибок, поставьте себе 5 баллов, с одной ошибкой – 4 балла, с двумя ошибками – 3 балла,

Кто сможет прочитать зашифрованные предложения.

Вскоре 7я о5 сядет за 100л, блистающий чи100тою. Сес3цы-40ки е2 ухи3лись пре2варительно приготовить обед, отыскать вме100 осе3ны 100лько ус3ц, что пред100ит целый пир. (Вскоре семья опять сядет за стол, блистающий чистотою. Сестрицы-сороки едва ухитрились предварительно приготовить обед, отыскать вместо осетрины столько устриц, что предстоит целый пир).

2. УРОК МАТЕМАТИКИ.

47 + 15 = 62 (К сорока семи прибавить пятнадцать – получится шестьдесят два)

189 – 33 =156 (От ста восьмидесяти девяти отнять тридцать три – получится сто пятьдесят шесть)

72 : 12 = 6 (Семьдесят два разделить на двенадцать – будет шесть)

18 Х 10 = 180 (Восемнадцать умножить на десять – будет сто восемьдесят)

– В каких пословицах и поговорках вам встречались числительные?

Семь – особое число, в нём некое волшебство.

Семь дней в неделе, семь планет на небе, семь мудрецов на свете было, семь чудес на свете, семь раз отмерь, а один отрежь, семеро одного не ждут, семи пядей во лбу, до седьмого пота, быть на седьмом небе, семь бед – один ответ.

Вот наиболее известные фразеологизмы и пословицы с числительным семь . Как видите, их немало.

Чем это объяснить? Примерно четыре тысячи лет тому назад у древних народов, находившихся на территории современного Ирака, были уже первые астрономические познания. Эти народы наблюдали на звездном небе движение пяти планет, которые вместе с Солнцем и луной составляли семь небесных светил. Древние ученые заметили, что лунный месяц равен двадцати восьми суткам , и разделили его на четыре равные части с тем, чтобы каждый из семи дней посвятить одному из семи божеств. Так возникла семидневная неделя , которая перешла ко многим другим народам и дошла до нас.

Число семь считалось священным и было весьма распространено.

4. УРОК ИСТОРИИ.

Оказывается, с древности мерой длины и веса всегда был человек: на сколько он протянет руку, сколько сможет поднять на плечи и т.д.

В Древней Руси в качестве единиц измерения применялись:

Косая сажень (248 см.)- расстояние от пальцев левой ноги до конца пальцев поднятой правой руки.

Маховая сажень (176 см.) – расстояние между кончиками пальцев расставленных в сторону рук

Локоть (45 см.) – расстояние от кончиков пальцев до локтя согнутой руки

Вершок (4,45 см.)- первоначально равнялся длине фаланги указательного пальца

Пядь (17,8 см. = 4 вершка) – расстояние между вытянутыми большим и указательным пальцами

5. УРОК ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Раз – подняться, потянуться,

Два - нагнуться, разогнуться,

Три - в ладоши три хлопка,

Головою 3 кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – на место тихо сесть!

6. УРОК БИОЛОГИИ.

– На уроке биологии вы изучаете растения. Перед вами на столах тоже лежат "растения" – "ромашки" Эти "ромашки" помогут вам проверить, хорошо ли вы знаете разряды числительных. На лепестках написаны числительные; перенесите номер лепестка в одну из групп. (Тест с последующей самопроверкой.)

1) простое количественное – 1;

2) сложное количественное – 4;

3) составное количественное – 3, 10;

4) простое порядковое – 7;

5) сложное порядковое – 11;

6) составное порядковое – 6, 12.

5. УРОК ЛИТЕРАТУРЫ.

Задание 1. Назовите литературные произведения, в заголовке которых есть числительные, и их авторов.

Ответ: А.Дюма "Три мушкетёра", С.Маршак "Двенадцать месяцев", Ж.Верн "Двадцать тысяч лье под водой" и др.

Задание 2. Вообразите, что перед вами стихотворение, и прочитайте его с поэтической интонацией.

2 000 000,320,17,333.

Домашним заданием было попробовать сочинить стихотворение с цифрами, сохраняя рифму. Проверим, что у вас получилось.

А еще есть такое выражение За тридевять земель. Это сколько? 27

В старину существовала народная система счета девятками, поэтому тридевять значило 3 по 9, т.е. 27

– Отгадайте загадки, в которых есть числительные:

1). У двух матерей по пяти сыновей, а имя одно всем. (Руки, пальцы.)

2). Четыре брата бегут, друг друга не догонят. (Колёса.)

3). Сто одёжек и все без застёжек. (Капуста.)

4). Тридцать два молотят, один поворачивает. (Зубы и язык.)

8. Подведение итогов. Выводы по теме. Закрепление.

- Что такое имя числительное?

- Что нового вы узнали об имени числительном?

“Имя числительное” - один из самых интересных разделов в языкознании. Мы постоянно что-нибудь считаем: дни, часы, минуты. Считаем количество прочитанных страниц, число забитых на футбольном поле голов. И нам постоянно необходимы числительные. А теперь подсчитайте баллы и оцените свою работу на уроке.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Обобщающий урок

по теме “Имя числительное” 6 класс

Обобщающий урок по теме “Имя числительное” 6 класс

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков по изученной теме.

Цель: закрепление и расширение знаний уч-ся об имени числительном.

Образовательная : систематизировать и обобщить знания о числительном, как части речи.

Развивающая : продолжить формирование у обучающихся коммуникативной компетенции, навыков анализа текста, умения обосновывать и доказывать свою точку зрения, умения ставить цели и анализировать результат.

Воспитательная : сформировать навыки командной работы, развить познавательную активность, прививать обучающимся стремление быть образованными людьми.

Урок русского языка в 6 классе

Оборудование урока: мультимедийный проектор, презентация, карточки, ключи и эталоны к заданиям для самопроверки.

Межпредметные связи: с уроками математики, физкультура, биологии, истории.

Организационный момент. Мотивация уч-ся.

Сегодня у нас урок русского языка немного необычный. Мы с вами закончили изучение новой для вас части речи – имя числительное. На уроках мы много узнавали нового из истории чисел, учились правильно употреблять их в речи. А вот сегодня на завершающем уроке мы с вами подведём итог наших знаний, но не только это. Мы на уроке не только будем повторять, но и пополнять наши знания об этой части речи и узнаем ещё много нового. Итак, вы готовы? Тогда начинаем.

Приветствие. Улыбнулись друг другу.

Оформление записи в тетрадь: дата, классная работа.

2. Начнем урок с разминки. Опрос домашнего задания

Вспомнить загадки, пословицы и фразеологические обороты, в состав которых входят числительные.

- Как вы думаете, ребята, какие цели будут стоять перед нами на уроке? (Ответ учащихся)

3. Поставим перед собой задачи (дети называют)

а) научиться правильно писать числительные

б) научиться правильно употреблять числительные в речи

в) выяснить роль числительных в жизни человека.

- Вот и проверим сегодня, как вы с этими задачами справитесь.

4. Фронтальный опрос

Как отличить имена числительные от других частей речи, имеющих числовое значение?

(Числовое значение могут иметь, кроме числительных и другие части речи. Числительные можно записать словами и цифрами, а другие части речи – только словами.)

На какие группы делятся числительные по составу?

(Простые, сложные, составные)

Назовите разряды числительных.

(Количественные, порядковые, собирательные)

4. С помощью каких суффиксов образуются собирательные числительные? (С помощью суффиксов – ой -, - ер -; пять – пятеро, два – двое )

5. Как склоняются порядковые числительные?

(Как и прилагательные)

6. Как склоняются дробные числительные?

(Первая часть склоняется как числительное, обозначающее целое число, вторая – как прилагательное во множественном числе)

7. Какие числительные имеют только две падежные формы?

(Полтора, полторы, полтораста, сорок, девяносто, сто)

5. На каком уроке мы больше всего употребляем числительные? (ответы уч-ся).

- Правильно на уроке математики. Нужно правильно прочитать примеры на доске. (Работа в группах).

1 гр. К 536 + 25= 561

(К пятистам тридцати шести прибавить двадцать пять будет пятьсот шестьдесят один)

2 гр. К 139 + 84 = 223

(К ста тридцати девяти прибавить восемьдесят четыре будет двести двадцать три)

1 гр. От 657 – 56 = 601

(От шестисот пятидесяти семи отнять пятьдесят шесть будет шестьсот один)

2 гр. От 468 – 20 =448

(От четырёхсот шестидесяти восьми отнять двадцать будет четыреста сорок восемь)

1 гр. К 2/6 + 4/5 (К двум шестым прибавить четыре пятых)

2 гр. К 6 7/8 + 2 5/9 (К шести целым семи восьмым прибавить две целых пять девятых.

(Взаимопроверка)

6. Работа с количественными числительными

Напишем словарный диктант.

Двое друзей; шестеро щенков; пять книг; одна вторая метра; семь раз отмерь, один – отрежь; пятнадцать килограмм; триста сорок грамм; двое очков; пять яблок; на улице минус десять градусов; сорок восемь рублей; из-за холодов погибло почти две третьих урожая зерна; у нас в этом году всего трое отличников.

- Назовите в словарном диктанте простые и составные числительные, их

- Очень часто количественные имена числительные употребляются в загадках, пословицах, сказках, входят они и в состав фразеологических оборотов.

(Самопроверка по эталону, оценивание)

5. Перепишите текст, заменяя цифры словами и ставя их в нужной форме. Вставьте пропущенные орфограммы и пунктограммы.

Белки и зайц.. ж..вут около (10) лет, бобр – в (3-4) раза дольше.. Ж..знь волка прод..лжается до (15) лет, лисиц.. – (12-13) лет. Олени и лоси ж..вут не более (20) лет, верблюды и лошади – около (30) лет. Из птиц дольше всех ж..вут гуси – до (40) лет.

- В тексте встретилось числительное сорок. Что вы знаете об истории этого числительного? Почему оно не похоже на числительные тридцать, пятьдесят и другие?

(Оценивают свои работы. Текст написан на доске)

6. Работа с порядковыми числительными

Работа с карточками (работа в парах).

Исправьте ошибки, если они допущены в предложениях.

К моей кормушке часто прилетает трое птиц.

Двести девятеро видов птиц занесено в Красную книгу.

Пеликан учил ловить рыбу сразу обоих птенцов .

- Что вы знаете о Красной Книге?

(Птица пеликан занесена в Красную книгу.)

7. Работа с собирательными числительными

Встаньте. По порядку номеров рассчитайтесь. (с первой парты) Запомните свой номер.

(затем учитель спрашивает у 3-4 учащихся, какой у него порядковый номер)

- Числительные какого разряда вы использовали сейчас? Почему порядковые?

- На каком уроке вы используете порядковые числительные? (физ-ра)

- В доме 10 этажей. Как ты посчитаешь?

- Чем различаются количественные и порядковые числительные?

8. Работа с учебником. Работа в группах.

1 группа. Морфологический разбор числительных – упр._____

2 группа. Просклонять числительное – упр._____

9. Работа в команде

Составить список из книг, в названиях которых использованы числительные.

10. Рефлексия.

- А нужны ли человеку умение считать и называть словами числа?

- Надо ли нам изучать числительные, тем более, что их так трудно склонять?

- Осознали ли вы трудности, связанные с изучением числительного? Что для вас является самым трудным видом работы? Какие пробелы в собственных знаниях вы обнаружили?

- Как вы думаете, справились ли мы с целями, которые ставили для себя в начале урока?

Продолжи мысль:

Имя числительное.
Как обойтись бы без числа
Наука точная могла?
Расчет во всяком деле нужен,
Ты и с числительным будь дружен .

11. Домашнее задание.

Задачи:

  • Проверить знания, умения и навыки учащихся по данной теме
  • Систематизировать и обобщить знания о числительном как части речи.
  • Закрепить и проверить умения правильно писать и произносить имена числительные, т.е. соблюдать орфографические и орфоэпические нормы русского языка.
  • Развивать творческие способности учащихся, самостоятельность.
  • Развивать внимание, логическое мышление, учить обобщать и систематизировать.
  • Воспитывать уважение и любовь к родному языку, истории родного города.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Актуализация внимания

Монолог учителя: Я родилась 14 апреля 1987 года. Работаю в 9 школе с 2012 года. Мой кабинет №42 находится на 3 этаже. Я считаю, что один в поле не воин, что только вместе можно добиться результатов. Верю в то, что за двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь. Нужно ставить перед собой четкие цели и постепенно решать задачи. Я на седьмом небе от счастья, когда все 20 человек в классе хорошо работают на уроке. Но для этого приходится работать до седьмого пота.

Проблемный вопрос: Вы догадались, какую тему нам сегодня предстоит повторить?

Открыть доску, тетради, число, классная работа, тема. Запишите.

3. Реализация домашнего задания

4. Постановка целей урока

Давайте сегодня не только повторим сведения о числительных, но и заочно посетим краеведческий музей города Воскресенск.

Как вы считаете, что же сегодня мы должны повторить? Какие цели перед собой поставим?

- повторить разряды имен числительных.

- повторить особенности склонения числительных.

- повторить особенности употребления числительных в речи.

Учитель: и узнать интересные факты о родном городе.

Молодцы. У вас все получится!

5. Выполнение заданий на повторение и закрепление

Для того, чтобы попасть в краеведческий музей, нужно, конечно же, приобрести билет.

Вот цены на билеты (выводятся постепенно):

  • Для отличников: 674 рубля 19 копеек
  • Для хорошистов: 789 рублей 11 копеек

Не переживайте, посещение музея виртуальное, поэтому платить не будем. Будем записывать числительное словами. Запишите стоимость своего билета.

Вывод: в каких числительных пишется в середине ь? Не пишется?

Опорная схема на экране.

Молодцы. Мы можем зайти в музей.

Б) Повторение темы простые и составные числительные.

Предлагаю вам ответить на вопросы. Перед вами карта Воскресенского района с подсказками. Ответ должен быть полным.

1) В каком году был основан город Воскресенск? (1938 году)

2) Сколько сейчас лет нашему городу? (76)

3) Со сколькими районами граничит Воскресенский район? (с 5)

4) Как далеко он расположен от Москвы? (88 км)

Правильные ответы выводятся на экране. Какие числительные называются простыми? Составными? Назовите простые? Составные?

А где же в нашем городе находится краеведческий музей? (Усадьба Кривякино, парк, на берегу Москвы-реки)

Познакомьтесь с такой информацией (текст читает ученик, четко проговаривая числительные):

  • Устно: Назовите числительные, определите их разряд. Числительные каких разрядов не встретились? Назовите. Приведите примеры.
  • Письменно: Спишите последнее предложение, добавив в него название усадьбы. Подчеркните члены предложения в последнем предложении.
  • Правильный разбор – на экране. Проверьте работу, исправьте ошибки. Кто выполнил работу без ошибок?
  • Почему в данном предложении стоит запятая?
  • Устно, повторение: Какую синтаксическую роль могут выполнять числительные?
  • Приведите примеры, когда числительное является сказуемым, подлежащим?

Большое значение для развития нашего города всегда имела железная дорога. В краеведческом музее можно найти документы с такими фактами (проецируется текст, читаем про себя):

20 июня 1862 года было окончено стр…ительство желез…ой дороги и станц…и Воскресенск. Первое время п…езда ходили ре…ко: 2 раза в день. Состав из 6-8 вагонч…ков перев…зил около 250 па…ажиров. Вагоны были маленькие, осв…щены свечами. По переписи 1926 года в пр…станцио…ом поселке прож…вало более 600 человек.

Работа с текстом:

  • Устно: Найдите прилагательное, образованное суффиксальным способом. (Железный)
  • Устно: Найдите прилагательное, образованное приставочно-суффиксальным способом. (пристанционный). Объясните правописание суффикса.
  • Устно: Найдите слово с уменьшительно-ласкательным суффиксом. (вагончики, маленький)
  • Устно: Найдите слово, правописание приставки которого зависит от лексического значения. (пристанционном)
  • Устно: Найдите слово, для объяснения правописания которого необходимо поставить слово в форму Р.п. (вагончик)
  • Устно: Объясните правописание слов пассажиров, станции, редко.
  • Письменно: Найдите слова с проверяемой гласной в корне. Запишите их, подберите проверочное.

Спишите предложение №3 (1 вариант) и предложение №5 (2 вариант), заменяя числительные словами, кроме даты.

На экране:

1 в: Состав из 6-8 вагонч…ков перев…зил около 250 па(с\сс)ажиров.

2 в: По переписи 1926 года в пр…станцио(н\нн)ом поселке прож…вало более 600 человек.

Взаимопроверка. Кто не выполнил это задание без ошибок?

Ответ учеников.

Ответ на экране.

6. Физминутка

1) Отдохнуть, зарядка, сели.

2) Немного отдохните. Хочу познакомить вас с необычным видом творчества – цифровыми стихотворениями. (Читают учащиеся с необходимой интонацией)

Гимн России

108 - 11 - 317
17 - 14 - 142
15 - 13 -15 - 17
11 - 200 - 732

Д) Поиск ошибок. Устно.

Продолжим изучать данные о Воскресенске и выполним следующее задание.

Не все документы составлены правильно. Иногда работникам музей приходится исправлять ошибки в предложениях. Помогите им.

1) Первый дом в нашем городе был заложен в августе тысячи девятьсот тридцатого года в поле, где раньше сажали картофель. Сейчас это улица Октябрьская.

2) К 11 июля тысячидевятисот тридцатьвосьмого года домов было уже около пятьсот пятьдесят, а также три школы, в которых обучалось около две тысячи триста детей. Первая школа – это школа №2.

4) По последнее переписи население Воскресенского района составляет более сто пятьдесят пяти тысячи человек.

Что вы знаете о склонении числительного 100, 90, 40? А о происхождении числительного 40?

7. Развитие речи. Творческое задание

Проверка. Чтение текстов.

8. Контроль знаний. Тестирование

А сейчас попробуйте свои силы в самостоятельной работе. Предлагаю вам выполнить тест. Перед вами два варианта. Тест №1 – повышенной сложности. Тест №2 – средней сложности. Выберите и приступайте к выполнению. На выполнение вам отводится 5 минут.

1. Найдите неверное утверждение: Числительное обозначает.

1. количество предметов
2. порядок при счёте
3. признак предмета
4. число

2. В каком варианте все числительные простые?

1. пятьдесят, двадцать, сорок два
2. три, пять, восемь
3. шестьсот, девять, сто сорок
4. четыре, восемьсот, девятнадцать

3. В каком числительном в середине нужен Ь?

1. пят(?)надцать
2. сем(?)десят
3. девят(?)надцать
4. восем(?)надцать

4. В названии какого произведения есть собирательное числительное?

5. Найдите вариант ответа с ошибкой.
1. С пятидесятью рублями
2. У трёхсот детей
3. Более девятисот человек
4. Почти семьсот рублей

1. В каком числительном Ь не пишется в середине?
1. Учиться и в 60 лет не поздно.
2. В 17 лет я закончу школу.
3. Когда беда пройдет и все уймется, тотчас 500 советчиков найдется
4. В доме №70 живет моя бабушка.

3. В каком сочетании нет грамматической ошибки?
1. К восемь целых две пятых прибавить шесть
2. У пятьсот человек
3. С двухстами книгами
4. Двухсот дней

4. Найдите 1 верное утверждение:
1. Двадцать два градуса, пятеро друзей, семнадцать рублей - числительные, обозначающие целые числа.
2. Трое суток, четверо малышей, двое очков - собирательные числительные.
3. Одна пятая сада, восемь груш, девять целых пять десятых метра - дробные числительные.
4. Девятка, девятиэтажка, девятая – существительные.

5. Найдите 1 неверное утверждение:
1. Числительное ОДИН изменяется по падежам и родам.
2. При склонении числительные 40, 90, 100 имеют две формы.
3. В сложных количественных числительных от 50 до 80 и от 200 до 900 склоняются обе части.
4. Слова ПОЛТОРА, ПОЛТОРАСТА относятся к существительным.

При необходимости – ответы к тесту, обсуждение.

9. Подведение итогов. Рефлексия

Как вы считаете, все у нас получилось? Все цели достигнуты?

Удалось

Не удалось,
поработаю дома

Настроение

Повторить разряды имен числительных.

Повторить особенности склонения числительных

Повторить синтаксическую роль числительных

Узнать интересные факты о родном городе

10. Домашнее задание

Найти интересные факты о Воскресенске, которые не прозвучали на уроке, обязательно с числительными. Числительные должны быть записаны словами в нужной форме.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-путешествие в страну Числительных с целью систематизировать и обобщить знания о числительном как части речи; закрепить и проверить умения правильно писать и произносить имена числительные; развивать творческие способности учащихся; воспитывать уважение и любовь к родному языку.

Путешествие в страну Числительных:

Систематизировать и обобщить знания о числительном как части речи;

закрепить и проверить умения правильно писать и произносить имена числительные, т.е. соблюдать орфографические и орфоэпические нормы русского языка;

развивать творческие способности учащихся: быстроту реакции, ассоциа­тивность мышления, речь, зрительную память, смекалку;

воспитывать уважение и любовь к родному языку.

1. Организационный момент.

- Добрый день, ребята. Сегодня у нас праздник – открытый урок, поэтому к нам пожаловали гости – очень симпатичные и добрые учителя из других школ. Они на нашем уроке могут отдыхать, а нам предстоит выполнить следующие задачи: повторить и закрепить знания об имени числительном как части речи; показать умение отличать числительное от других частей речи и от чисел математиче­ских; и самое главное – закрепить навык склонения числительных, при этом пра­вильно проговаривая и записывая их.

Запишите в тетрадях дату и тему урока.

Сегодня, ребята, наш урок будет необычным. Я хочу пригласить вас совершить путешествие в страну… вы уже догадались, о какой стране идёт речь?

(Это страна Числительных)

Туристы-лингвисты, в путь собирайтесь,

Знанья свои показать постарайтесь,

Нас ждут приключенья, игры, кроссворд.

Не будем терять ни минуты. Вперёд!

2. Актуализация знаний. Разминка.

0,42 миллиметра Обознач. целые числа 1

Семеро козлят Дробные числит. 2

В 1993 году Собирательные 3

3 дня и 3 ночи Порядковые 4

Опять двойка Существительное 5

Стоквартирный дом Прилагательное 6

Сверим номера - 23-41-56 (Молодцы…)

- Проверим, насколько хорошо вы ориентируетесь в этой стране с помощью спринт – опроса.

1) Как отличить имена числительные от других частей речи, имеющих число­вое значение? (По морфологическим признакам, по лексическому значению. Можно записать словами и цифрами ,а другие части речи только словами)

2) На какие группы делятся числительные по составу? (Простые, сложные, составные)

3) Чем отличаются простые от составных? Привести пример. (Простые со­стоят из одного слова, составные из нескольких)

4) Какие числительные называются сложными? Привести пример. (Сложные – это числительные, образованные путём сложения основ)

5) Назовите разряды числительных. (Количественные, порядковые)

6) С помощью каких суффиксов образуются собирательные числительные? (С помощью суффиксов – ой-, - ер -; пять - пятеро, два – двое)

7) Как склоняются порядковые числительные? (Как и прилагательные)

8) Как склоняются дробные числительные? (Первая часть склоняется как числительное, обозначающее целое число, вторая как прилагательное во множественном числе)

9) Какие числительные имеют только две падежные формы? (Полтора, пол­торы, полтораста, сорок, девяносто, сто)

3. Тренировочные упражнения

- Продолжаем путешествие. Мы подошли к реке Незевайка.

Я буду читать стихотворение, а вы должны выписать в столбик (не в строчку!) числительные:

Знал я невысокий дом

В переулке за углом.

Здесь когда-то проживало

Триста тридцать три жильца.

На работу шли, бывало,

Восемьдесят два отца.

Уходили по делам

Девяносто восемь мам.

В школу шли до перекрёстка

Девяносто два подростка.

Тридцать восемь дошколят

В ясли шли и детский сад.

Замечательный был дом!

Дружно дети жили в нём.

(Проверка записанного осуществляется следующим образом:

- один ученик читает выписанное, чётко проговаривая каждое слово;

- второй ученик проверяет его, говоря, правильно ли записано слово;

- третий выступает арбитром при решении спорных вопросов;

- остальные учащиеся проверяют написанное в своих тетрадях.)

- Правильно. Выпишите во второй столбик порядковые числительные.

То было много лет назад.

Я тоже в первый раз

С толпою сверстников-ребят

Явился в школьный класс…

Умчались школьные года,

И не догонишь их.

Но я встречаю иногда

Один – моряк, другой – танкист,

А третий – инженер,

А пятый – землемер,

Шестой – полярный капитан,

Восьмой – наш доктор, Левитан,

Девятый я – поэт.

(Примечание: несмотря на простоту примеров, в стихотворении есть два слова, которые учащиеся могут принять за порядковые числительные – один, другой)

- Проанализируйте оба столбика и определите, какие постоянные морфологи­ческие признаки числительного можно указать в данных примерах. Сверху над числительными укажите эти признаки.

Ответ: мы можем указать разряды числительных по структуре (составу).

- Какие ещё постоянные признаки можно указать в записанных примерах?

Ответ: у количественных числительных нужно указать дробные, целые или собирательные эти числительные.

Вопрос: итак, постоянные морфологические признаки имени числительного мы повторили. Подумайте, есть ли различие непостоянных признаков у коли­чественных и порядковых числительных?

Ответ: есть. Количественные числительные изменяются только по падежам, а порядковые согласуются с существительными в роде, числе и падеже.

Вопрос: Правильно ли будет определять непостоянные признаки у записан­ных нами примеров?

Ответ: нет, так как непостоянные признаки проявляются только в предложе­ниях или словосочетаниях.

- Молодцы! Я думаю можно сделать привал на берегу реки Незевайка, отдох­нуть, почитать стихи, поотгадывать загадки. Ребята, вы не против?

- Тогда располагайтесь и прочитайте стихи Ванды Хотомской.

Есть у нас 3 сес3цы У про100го 100рожа -

Вы не знаете их? Не про100рный дом.

Как бы мне ухи3ться Ча100 в нём 100ножка

Рассказать о троих? Бродит под 100лом.

У одной, что С3жова Дорожит 100ножка

Над окошком жил с3ж. Чи100тою ног

С3чь она мастерица – И 100личной ваксой

Приходи к ней, малыш! Чистит 100 сапог.

Вме100 двух не про100

Вычистить все 100

Сразу 100лько обуви

714, 15, 3247,

16, 318, 140, 327,

3, 28, 220, 126, 145,

615, 18, 2225.

713, 116, 512, 43,

2 000 000, 320, 17, 333.

- Что ж, туристы-лингвисты, пора продолжать путешествие, поднимайтесь, в путь-дорогу собирайтесь.

Раз, два, три, четыре, пять - (дети маршируют)
Все умеем мы считать! (сгибают пальцы)
Шесть, семь, восемь - (наклоны в стороны)
О числительном мы спросим, (махи руками)
Как читать и как писать, (кисти рук на плечах, круговые движения)
Документы заполнять! (вращения кистями)
Девять, десять – не зевай: (наклоны головы вперед – назад)
С нами правила повторяй! (наклоны головы вправо – влево)

- Ребята, в стране Числительных есть замечательный театр, давайте посетим его. А чтобы идти нам было не скучно, я предлагаю поразгадывать загадки. Вы со­гласны? Отлично!

1. Отгадайте-ка, ребятки,

что за цифра-акробатка?

Если на голову встанет,

Ровно на три больше станет. (Шесть)

2. У скольких нянек дитя без глазу? (У семи)

3. Сколько богатырей вышло из пены морской в сказке Пушкина? (Тридцать три)

4. Двое пашут, а сколько руками машут? (Семеро)

5. Сколько раз нужно отмерить, чтобы один раз отрезать? (Семь)

- Ребята, а кто был внимательным и заметил, какое числительное в ответах по­вторялось несколько раз? (Семь). Думаю это не случайно. Послушайте, что я знаю об этом числе.

- Вот мы и пришли к театру. Актёры этого театра предлагают вам угадать, о ка­ких именах числительных идёт речь в этой миниатюрной сценке.

Выходят две ученицы.

Ученик (представляет с места): Катя – ученица 3 класса, читающая вслух какой-то рассказ. Таня – её старшая сестра, ученица 6 класса, большой знаток русского языка.

Катя (удивлённо смотрит на Таню): Точно! Но как ты догадалась? Ведь ты не читала этого рассказа?

Таня (спокойно, важно): Нет, не читала. А секрет тут простой: в этой фразе упо­минаются необычные числительные, которые имеют одну особенность… (К классу) Какую?

Ответ: двое и шестеро – это собирательные числительные, они сочетаются только с существительными м.р.

- Ребята! С какими ещё существительными сочетаются собирательные числи­тельные?

(Они сочетаются с существительными, обозначающими детей и детёнышей жи­вотных и с существительными, употребляющимися только во множественном

- Ребята, наше путешествие подходит к концу, нам пора возвращаться домой, но жители вам приготовили еще один сюрприз – кроссворд.

Читайте также: