Конспект урока о уайльд счастливый принц

Обновлено: 07.07.2024

Тип урока: Урок внеклассного чтения.

Принципы обучения:

  • наглядности (портрет писателя, выставка книг, эпиграф, иллюстрации);
  • деятельности;
  • принцип психологической комфортности;
  • принцип сотрудничества;
  • принцип природосообразности (учет возрастных и психологических особенностей);

Д/З к уроку:

  • выбрать интересные факты о жизни и творчестве писателя;
  • отзыв по одному (или нескольким) произведениям;
  • вопросы писателю;
  • выписать ЛЗ трудных слов;
  • иллюстрация (по желанию).

Ход урока

Вступительное слово:

– Я рада, что сегодня мы еще раз все вместе приоткроем дверь в сказку и отправимся в гости к английскому писателю Оскару Уайльду. А так как в гости принято ходить к близким людям, я предлагаю вам незамедлительно познакомиться с этим интересным человеком.

? На какие вопросы вы бы хотели получить ответ у писателя?

Вот и его портрет.

I. Работа с портретом писателя

? Что вы можете сказать об этом человеке?

– А теперь посмотрите, как выглядел типичный житель Англии 19 века.

? Насколько, по-вашему, образам своих современников соответствует Оскар Уайльд? Есть ли отличия?

II. Биографическая справка

– Представьте, что вам дано задание написать статью о жизни и творчестве О. Уайльда. (Похожий принцип используется в Википедии)

? По какому принципу обычно строятся подобные статьи? (Детство, учеба, творчество, конец жизни)

? Какие факты, отобранные вами, вы бы включили в статью? (о детстве, учебе, творчестве, конце жизни)

? Предположите, что из выше сказанного могло отразиться в произведениях писателя? А так ли это на самом деле, мы сейчас узнаем, открыв книгу О. Уайльда.

III. Эпиграф к уроку

? Мне кажется, мы упустили информацию о том, в каких жанрах работал писатель. Как нам сейчас узнать об этом? (оглавление: роман, сказки, рассказы, пьесы). А еще Оскар Уайльд знаменит своими парадоксальными изречениями или просто – парадоксами.

? Как вы понимаете это слово? Проверим себя по словарю.

Парадокс – странное высказывание, расходящееся с общепринятым мнением, иногда (только на первый взгляд) противоречащее здравому смыслу.

? В чем парадоксальный смысл этой фразы? Можете ли вы с этим согласиться?

– А вот еще несколько мыслей великих людей.

– Кстати, Андерсена, опирающегося на фольклорные традиции, Уайльд считал своим идейным вдохновителем и учителем.

? Которое высказывание вы бы предложили в качестве эпиграфа к уроку?

? Эти слова отражают тему или идею произведения?

IV. Конкурс для внимательных читателей

(Ученики по очереди выходят, достают предмет, демонстрируют классу и все вместе определяют эпизод и его роль в произведении)

V. Анализ восприятия

? ЛЗ каких слов вы установили в процессе чтения?

– В разных переводах – образы скворца и ласточки.

? Попробуем ответить на вопрос: Имеет ли это какой-либо дополнительный смысл?

? Я вижу, что вы внимательно читали произведение, а с каким настроением?

? Были ли верны ваши предположения о том, как будут развиваться события?

? О чем вас заставил задуматься Оскар Уайльд?

? Какой эпизод и почему вы бы хотели выделить? Какие чувства разбудил в вас писатель?

– Предлагаю вам прочитать по ролям эпизод первой встречи принца и ласточки. (с. 366)

? Какой показана ласточка? Что является средством раскрытия его характера? (монолог)

? Какие черты образа персонажа нужно подчеркнуть при чтении?

– Прочитаем рассказ принца о себе? В чем было его счастье? (в наслаждениях)

? Зачитайте, что открылось принцу после смерти?

VI. Анализ произведения

VII. Смысл финала

– И еще один сказочный сюрприз мы подготовили с ребятами для всех вас. Так как мы сегодня в гостях у английского писателя, то надеюсь, всем будет любопытно послушать, как его произведение звучит в оригинале.

Swallow: I came to bid you good-bye.
Prince: Swallow, little Swallow, won`t you stay with me for one night more?
Swallow: It is winter, and the snow will soon be here. I am waited for in Egypt. Dear Prince, I must leave you, but I will never forget you.
Prince: In the square below there stands a little match- girl. She has let her match fall in the gutter….Pluck out my other eye and give it to her.
Swallow: I will stay with you one night longer, but I cannot pluck out your eye. You would be quite blind then.
Prince: Swallow, little Swallow, do as I command you.

? Какой диалог прочитали ребята?

? Почему именно диалог использует Уайльд в произведении?

? Зачитайте, какое решение принимает ласточка? (Остаться навеки)

? Чем заканчивается сказка?

? Зачем в финале появляются Мэр Города и Советники?

? Каким бы вам хотелось видеть финал произведения?

VIII. Идейное звучание произведения

? Какие проблемы поднимает Уайльд в своем произведении? (иерархия)

  • доброта
  • сострадание
  • милосердие
  • жертвенность
  • любовь
  • красота внешняя и внутренняя

? Какую из них вы бы поставили на первое место?

(обсуждение в парах и затем моделирование пирамиды в тетрадях и на доске)

? Как проявляется авторская позиция?

IX. Анализ иллюстраций к сказке

? Какими увидели художники персонажей?

? Что и какими средствами подчеркивают в работах?

X. Рефлексия

? А какие поступки по совести совершали вы? Посчастливилось ли вам делать людям добро? Вспомните свои ощущения?

? О чем вас заставило задуматься произведение О. Уайльда?

? Кому захотелось продолжить знакомство с творчеством писателя?

? Чему сегодня на уроке мы учились?

? Какой литературоведческий термин вам стал более понятным?

? На какие вопросы вы не получили ответ сегодня? Над чем еще нужно подумать?

?Что вызвало затруднения?

? Чью работу на уроке вы бы хотели особо отметить?

XI. Д/З

Выбрать одно из звучавших на уроке высказываний и раскрыть его суть на жизненном или литературном материале.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: ознакомить учеников с английской литературной сказкой; учить определять последовательность событий в произведении; расширять словарный запас; развивать творческие способности учащихся; показать на основе сказки гармонию прекрасного и доброго; утверждать мнению, что добро вечно, оно не умирает.

Оборудование: портрет писателя; таблицы для характеристики действующих лиц; карточки для самостоятельной работы; учебник; рабочая тетрадь.

И. Эмоциональный настрой на урок

Встали все ровненько,

Не спать, не лежать,

А читать и размышлять.

II. Мотивация учебной деятельности

Родная, ласковая, самая дорогая (кто?).

Душистый, белый, вкусный (что?).

Белый, холодный, рыхлый.

Красное, сладкое, сочное.

Пушистая, рыжая, хитрая.

Желтое, красное, осеннее.

Та, интересная, библиотечная.

Серый, зубастый, голодный.

Прозрачная, родниковая, холодная.

- Точно и быстро подберите существительное.

Мяукает (кот).

- Охарактеризуйте персонажей или вспомните по характеру героев прочитанных книг.

Красивая, храбрая, добрая, приветливая.

III. Актуализация опорных знаний учащихся

- Какие слова и поступки братьев свидетельствуют об их ограниченность, высокомерие и жестокость?

- Какую последнюю службу отслужил Волк Ивану?

- Расскажите о том, как Ивану-царевичу удалось победить Кощея Бессмертного.

- Докажите, что сказка имеет фольклорный сюжет.

- Сегодня на занятии мы познакомимся со сказкой английского писателя Оскара Уайльда, будем учиться характеризовать действующих лиц и их благородные поступки.

V. Изучение нового материала

1. Ознакомление с жизненным и творческим путем Оскара Уайльда

- Оскар Уайльд - английский писатель ирландского происхождения. Родился в Дублине (ныне это столица Ирландии) в семье известного врача. Отец Оскара был отоларингологом и окулистом. Предки писателя переселились в Великобританию из Голландии, а один его дальний родственник был даже королем Ирландии.

Мать писателя поражала всех своей образованностью. Она писала стихи, в которых призывал ирландцев к восстанию против английских колонизаторов. От матери унаследовал Оскар Уайльд литературные способности, перенял ее пренебрежение к напыщенной английской аристократии.

Оскар с детства был очень сострадательным и уязвимым. Еще ребенком он полюбил чтение. Парень отличался богатейшей фантазией и наблюдательностью, он имел нежную душу и ранимую натуру. Ему болело горе всех обездоленных и обиженных. Поэтому писатель был всегда на стороне бедных и обиженных, осуждал немилосердних, безжалостных, напыщенных, пустых болтунов, хвастунов, невежд, коварных и жестоких людей.

Сказки Оскара Уайльда в основном имеют печальные концовки. Счастливого Принца сбрасывают с пьедестала, погибает Ласточка, Соловей отдает свою жизнь, умирает Великан, гибнут также Малый Ганс и Карлик. Но настоящих героев, имеющих сочувственное сердце и призваны честно и преданно служить своему народу, делать ему добро, писатель благословляет именем самого Бога. Такими являются Мальчик-звезда и юный Король.

Итак, писатель не был пессимистом. Его произведения учат любить жизнь, замечать красоту, ценить доброту и благотворительность, ненавидеть зло и неправду.

2. Выразительное чтение сказки учителем

3. Проверка понимания содержания прослушанного

- Какой вид имел Счастливый Принц?

- Как вы думаете, почему Ласточка согласилась выполнять просьбу Принца, а не улетела в Египет?

4. Выразительное чтение учениками отрывка сказки

- Кому Ласточка отнесла рубин? Что она чувствовала после этого?

- Оцените отношение жителей города к Счастливого Принца. Дополните свои рассуждения словами из текста.

- При каком условии, по мнению Принца, его можно назвать счастливым во дворце Беззаботности?

- Понятны ли вам чувства, что их переживал Принц-статуя? Когда вы их проявляли?

5. Работа над характеристикой главного действующего лица

- Найдите в тексте сказки и выпишите слова, с помощью которых описывается характер и внешний вид Принца.

Внешний вид

Все были в восторге от Принца

Покрыт тоненькими листочками чистого золота

Он у нас прекрасный

Вместо глаз сверкали два сапфира, а на рукав'ї шпаги был большой рубин

- Веди себя так, как Счастливый Принц.

Ноги прикованы к пьедесталу

- Тебе настоящий ангел!

Глаза Счастливого Принца были полны слез

- Отнеси рубин рукоять моей шпаги больному мальчику.

- Каким раньше был характер Принца, когда он жил во дворце Беззаботности?

6. Упражнения на развитие скорости чтения

- Посоревнуйтесь, кто быстрее найдет абзац, который содержит такие слова:

VI. Обобщение и систематизация знаний

1. Определение последовательности событий сказки

- Внимательно прочитайте цитаты из различных эпизодов сказки. Расположите их в соответствии с хода событий в произведении. Обозначьте цифрами. (Цитаты записаны на карточках.)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка внеурочного занятия по литературе в 7 классе по теме:

Учитель русского языка и литературы:

познавательные:

организовать первоначальное знакомство учащихся с биографией Оскара Уайльда;

способствовать возникновению интереса к его творчеству;

воспитывающие:

развивать у учащихся чувство сострадания, милосердия, гуманности;

вызывать желание совершать добрые дела;

развивающие:

развивать коммуникативные навыки, эмоциональную сферу личности;

актуализировать умения выделять главное, устанавливать общие признаки, сравнивать, обобщать, определять и объяснять понятия; развивать ассоциативное мышление, речь, обогащать словарный запас.

Формируемые УУД:

Познавательные:

владеть смысловым чтением;

анализировать и обобщать, доказывать; делать выводы, строить логически обоснованные рассуждения;

устанавливать причинно-следственные связи;

Регулятивные:

определять цель, проблему в деятельности;

Коммуникативные:

излагать свое мнение;

понимать и учитывать позицию другого;

корректировать свое мнение;

осознанно использовать речевые средства в соответствии с коммуникативной задачей и ситуацией общения;

организовывать работу в паре;

Личностные:

аргументированно оценивать поступки, опираясь на нравственные ценности;

осознавать свои эмоции, понимать эмоциональное состояние других людей.

Оборудование.

Презентация к уроку (с репродукциями картин), тексты произведения, рабочие тетради.

Методы и приемы обучения.

Метод творческого чтения (выразительное чтение сцен и эпизодов сказки);

Эвристический метод (беседа по вопросам учителям, наблюдение).

Принципы обучения:

-наглядности (портрет писателя, эпиграф, репродукции художников);

-принцип психологической комфортности;

-принцип природосообразности (учет возрастных и психологических особенностей)

Комбинированный урок, включающий этап изучения учебного материала, обобщения, творческой работы.

Формы организации деятельности учащихся:

- фронтальная форма (обращение к классу);

- групповая (творческая группа с инсценированием).

Виды деятельности учащихся:

беседа, сбор сведений и их представление в виде таблицы, творческое чтение, анализ эпизодов, творческая работа, словарная работа, инсценирование.

Эпиграф к уроку:

Когда человек протягивает руку,

чтобы помочь другому,

он прикасается к лику божества.

1.Оргмомент. Вступительное слово учителя.

2.Этап мотивации.

(Ученики отвечают.)

- Лик 1, -а, м.

–1.Лицо (устар. и высок.), а также изображение лица на иконах. Иконописные лики.

2.перен. Внешние очертания, видимая поверхность чего-нибудь (книжн.). Лик луны.

Лик 2, -а, м. (устар.).

Единое множество, сонм. Причислять к лицу святых кого-н. (считать святым).

(Толковый словарь С.И. Ожегова).

(Ученики отвечают:

- Лик 2, -а, м. (устар.).

Единое множество, сонм. Причислять к лицу святых кого-н. (считать святым).

- Как вы думаете, почему к нашему уроку предложен этот эпиграф?

(Ученики отвечают:

- Здесь выражена общая мысль поэта делать добро окружающим. Именно добрые поступки способны возвеличить человека.).

- На основании данного эпиграфа формулируйте основную задачу нашего урока.

(Ученики отвечают:

- Итак, главная задача урока – постичь идеи добра писателя О. Уайльда.)

4.Этап анализа читательского восприятия.

-Какое впечатление произвела на вас сказка? Почему? О чем заставила задуматься?

(Ученики отвечают:

- Сказка произвела на меня приятное впечатление. Интересна идеей добра, своими благородными героями. Сказка заставляет задуматься над вопросами человеческого бытия.)

5.Этап изучения произведения. Беседа.

- Название сказки – сильная позиция произведения. В ней заложены основные мысли автора. Проблема счастья и неоднозначное понимание счастья разными людьми.

- Почему же люди называли статую Счастливым принцем?

(Ученики отвечают:

- Он был очень красив, покрыт листочками чистого золота. Вместо глаз у него были сапфиры, и крупный рубин сиял на рукоятке его шпаги. Сверкающие камни притягивали взоры людей, и Принц казался воплощением счастья и благополучия.)

Учитель:

- Но ведь его и при жизни называли Счастливым. Почему?

(Ученики отвечают:

- Когда Принц изменил свое представление о счастье? Когда перестал быть беззаботным и радостным?

(Ученики отвечают:

- Что же он увидел с высоты своей колонны? Какие картины ему открылись?

(Ученики отвечают.)

- Сейчас мы с вами работаем по тексту, ищем необходимые для анализа отрывки, готовим их выразительное чтение:

о больном мальчике;

5.Выразительное чтение учащимися отрывков текста.

- Как себя в это время ведут богатые люди? Найдите цитату в тексте.

(Ученики отвечают:

-Каким видится город Принцу? Каким вы его увидели?

(Ребята делают вывод о бесприютности, холоде и нищете бедняков. )

6.Работа с репродукциями картин

Учащимся предлагается зрительный ряд. Это репродукции картин, изображающие социальную действительность:

- Ребята, посмотрите на размещенные на слайдах репродукции картин.

Какие из них созвучны рассказам Принца о городе? Что объединяет их?

(Учащиеся отвечают:

- В рассказах Принца и в картинах художников изображена страшная действительность. В них звучит сострадание, сочувствие. )

(Ученики отвечают:

- Все в городе принадлежит богатым. Они хозяева жизни. Так, на 4-й репродукции мы видим девушку из королевского дворца, упрекающую изможденную швею в лени. На последнем полотне изображен полицейский, прогоняющий детей под дождь.)

- Давайте вглядимся в образы богатых людей. Поможет нам в этом инсценировка одного из эпизодов сказки.

7.Инсценировка эпизода из сказки. Беседа

Подготовленные ученики разыгрывают диалог между мэром, профессором эстетики, 1 советником и 2 советником.

Мэр. Боже! Какой стал оборвыш этот Счастливый принц!

1 Советник: Именно!

2 Советник: Именно оборвыш!

Мэр. Рубина нет уже в его шпаге. Глаза выпали. Он хуже любого нищего!

1 Советник: Именно!

2Советник: Именно хуже нищего!

Мэр. А у его ног валяется какая-то мертвая птица. Нам следовало бы издать постановление: птицам здесь умирать воспрещается.

Профессор эстетики: В нем нет уже красоты, а значит и нет пользы!

Мэр. Сделаем новую статую! И пусть она изображает меня!

1 Советник: Меня!

2 Советник: Меня!

- Какими предстают перед нами власти города?

(Ученики отвечают:

- Бесчувственными, жестокими, высокомерными, тщеславными.)

Учитель:

- Конечно, тяжело жить в таком городе, где каждый предоставлен сам себе и в должен сражаться за жизнь, преодолевая нужду, голод. Не хотелось бы жить в этом городе.

Почему же Ласточка, знавшая о теплой, красивой стране счастья, не улетела с подругами?

8.Пересказ эпизодов из текста

(Ученики рассказывают историю с Тростником, привлекшим внимание Ласточки своим стройным станом.)

- Какую роль в сюжете этого произведения играет история с Тростником? Как к отношениям между Ласточкой и ее возлюбленным относились окружающие?

(Ученики отвечают:

- Ласточка полюбила Тростник за его стройность, прямоту. Другие Ласточки смеялись над этой любовью, говорили о бедности Тростника и о большом количестве родственников у него. Поднимается тема богатства как мерила человеческих отношений.)

- Как меняется Ласточка из-за любви? Кого она выбирает своим возлюбленным? Почему отказывается быть с Тростником?

(Ученики отвечают:

- Ласточка отказывается от Тростника, так как не принимает его ветрености и своего эгоистического отношения к нему. Общение с Принцем меняет ее. Она помогает ему совершать добрые дела, становится не только исполнительницей его пожеланий, но и соратницей, так как начинает его любить. Она становится прекрасной внутренне: чувствует боль и переживания окружающих. Ценит Принца за его внутреннюю красоту, не обращая внимания на его внешнее безобразие. Он пленил ее добрым сердцем.)

9.Динамическая пауза.

1. Наклоны в сторону (тростник на ветру).

2. Рывки руками (крылья ласточки).

3. Потягивание (стремление к солнцу).

4. Движение пальцев (волны Нила).

- Расскажите историю Принца, описывающую его добрые дела.

10.Рассказ о Принце. Беседа по содержанию эпизода

(Учащиеся делают пересказ истории Принца.)

- Почему птица стала чувствовать себя счастливой?

(Ученики отвечают:

- Птица стала чувствовать себя счастливой от добрых дел. Она жертвовала собой, зная, что ей не выжить в холоде. Принц и Ласточка погибли, сражаясь со злом, неся добро, свет, любовь.)

-Так в чем заключается счастье Принца и Ласточки?

(Ученики отвечают:

- Счастье этих героев заключается в деятельном добре, привнесение его в мир, чтобы он стал чуть теплее, светлее, радостнее.)

- Как заканчивается сказка?

(Ученики отвечают:

- По велению Господа ангел искал в этом городе самое ценное. Он принес Господу оловянное сердце Принца и мертвую птицу.)

-Почему Принц и Ласточка так высоко были оценены Господом?

(Ученики отвечают:

- Герои были милосердны, человечны, поступали так, как поступил сам Господь – пожертвовал собой…)

-Ребята, похожа тема и идея совершения добрых дел во благо других людей была нами недавно определена при изучении одного из художественных произведений русской литературы. О каком произведении идет речь?

(Ученики отвечают:

-Что общего в этих произведениях? Чем они различаются?

(Учащиеся обсуждают произведения. Итог беседы – оформление сопоставительной таблицы, определяющей общее и различное в идейно-смысловой и сюжетной канве произведения.)

12.Сопоставительная таблица.

Общее и различное

Данко вырывает сердце

Ласточка гибнет от холода

Принц теряет свой эстетический вид, переплавляется

Данко выводит людей из дремучего леса

Принц жертвует своей красотой – драгоценными камнями

Ласточка является глазами Принца, отдает драгоценные камни нуждающимся и поправляет их положение

Люди переступают через тело погибшего Данко, равнодушны

Бедняки благодарны героям за оказанную помощь

Богачи не понимают жертвенности героев

Отношение людей к поступкам героев

В степи появляются голубые искры

Ангел приносит Богу из города самое ценное: мертвую птицу и оловянное сердце Принца.

Аллегория деятельного добра

Чистое сердце человека способно светом своей любви освещать жизни других людей, оберегать их от темных сил

Деятельное добро не заканчивается после смерти его носителей, возводит их в лики святых, находит оценку свыше

Спешите делать добрые дела, не ожидая благодарности за них. Тогда мир станет лучше.

- К чему призывают нас О. Уайльд и М. Горький?

(Ученики отвечают:

- О. Уайльд призывает к деятельному добру, жертвенности во благо других.)

- Вспомните свои ощущения от того, когда вы поступали хорошо, по совести.

(Учащиеся делятся своими мнениями.)

13.Словесное рисование: образ писателя О.Уайльда

(Учащиеся создают словесный портрет писателя.)

-Ребята, теперь мы вместе с вами сопоставим словесную картинку с биографической справкой о писателя, посмотрим, что из данного нами словесного портрета автора совпало, а что – нет.

Ученик отвечает:

Оскар Уайльд родился в семье известного врача. Окончил Оксфордский университет. Он был надменным человеком, погруженным в созерцание прекрасных вещей. Был любимцем публики в салонах и клубах. Был прекрасным рассказчиком. Как фокусник, он вытаскивал свои истории, рассказывал десятки историй, легенд, преданий и никогда не повторялся. Он дарил свои рассказы в подарок. Был щедр.

Писатель прошел свой путь к пониманию идеи добра, милосердия. И мы можем учиться у него и его героев. Добро должно проявляться в поступках.

15.Этап обобщения, выводов.

Учитель:

- Какое впечатление произвел на вас автор сказки? Взгляните еще раз на наш эпиграф. Прав ли Уолт Уитмен? К чему призывает нас поэт?

(Ученики отвечают:

- Помогать друг другу в беде, уметь сочувствовать, сострадать. И воздастся вам по делам вашим…)

16.Этап рефлексии. Заполнение карты рефлексии.

- Ребята, ответьте на вопросы карты рефлексии:

- Какой из этапов урока вам понравился больше всего?

- Какое из заданий, данных на уроке, вы выполнили лучше всего?

- Какой из этапов урока вам показался самым трудным?

17. Домашнее задание:

Выполнить одно из заданий на выбор.

Конспект интегрированного урока внеклассного чтения по сказке О.Уайльда

процесс интеграции требует серьезного подхода и многоплановой работы. На данное занятие выделяется два урока (литература + ИЗО), которые проводятся в один день. Конспект содержит в себе направления работы учителя/учителей и виды деятельности учащихся. Конспект построен по требованиям ФГОС.

Конспект интегрированного урока внеклассного чтения

Тип урока: Комбинированный урок, включающий этап изучения нового учебного материала, обобщения, творческой работы.

Цель: раскрывая идейное содержание сказки, способствовать формированию умения видеть художественное своеобразие, глубину, гуманистический пафос произведения.

Планируемые результаты:

Личностные результаты:

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  • воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний.

Метапредметные результаты:

· овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

· овладение навыками смыслового чтения текста, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

· овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

· готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

· определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты:

· глубокое понимание идейного содержания сказки, её художественного своеобразия, глубины, гуманистического пафоса произведения;

· осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

· умение слушать музыку, слышать ее ритм, мелодику, уметь определять настроение, передаваемое музыкой

Изобразительное искусство:

· умение рассматривать иллюстрации, определять композицию и сюжетное содержание

· умение определять средства выразительности, используемые автором (цвет, контраст, композиционные центры и др.)

· умение создавать наброски – иллюстрации к литературному произведению, умение находить сюжет и выбирать композицию для иллюстрирования

· умение представить свою работу, обосновать выбор сюжета, композиции.

Ключевые понятия: добро, нравственность, счастье, сострадание

У детей: альбомные листы, простые карандаши/ черная пастель/ восковые мелки, стирательные резинки

Литература. 6 класс. Учеб.для общеобразоват.учреждений с прил.на электрон.носителе. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. – М.: Просвещение, 2012

Технические средства: ноутбук, мультимедийный проектор, колонки, презентационный экран, магнитная доска, полка с книгами по теме урока

Предварительная работа. Подготовка с учащимися: инсценирование отрывка произведения;

Подготовка учащегося к рассказу биографии О.Уайльда (оказание помощи в создании презентации

Содержание работы над произведением:

Этап работы

Содержание работы

Приёмы и направления анализа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент. Выявление восприятия, мотивация, постановка цели урока

Оживление личных впечатлений

Беседа с обучающимися

Проверка домашнего задания (работа со словарем)

Просмотр фрагмента мультипликационного фильма

Анализ фрагментов сказки, чтение отрывков

Беседа с учащимися

Рассматривание иллюстраций к сказке

Беседа с учащимися

Работа с текстом

Работа с текстом.

Выразительное чтение отрывков


Словесное рисование

Выразительное чтение учителем отрывков сказки на фоне музыки и с демонстрацией картин

Выразительное чтение учителем отрывков сказки на фоне музыки и с демонстрацией картин

Сопоставление литературного произведения и других видов искусства по теме

Беседа с учащимися

Выразительное чтение фрагментов текста учащимися

Прослушивание музыки и ее анализ

Сопоставление литературного текста с произведением изобразительного искусства

Беседа с учащимися

Инсценирование отрывка сказки

Беседа с учащимися

Просмотр отрывков мультфильмов

Беседа с учащимися

Просмотр ДВУХ разных концовок мультфильмов и постановка проблемного вопроса


Знакомство с новыми этическими понятиями (работа со словарной статьей)

Знакомство с понятиями, подбор синонимов

Беседа с учащимися

Знакомство с личностью писателя, фрагментами его биографии

(рассказ заранее подготовленного учащегося и демонстрация презентации)

Связь темы урока с личным опытом учащихся

Творческое задание

( словесное рисование, создание макета обложки или ЭСКИЗА иллюстрации)

Вопросы, способствующие раскрытию читательского восприятия.

- Перед знакомством с содержанием произведения по его названию вы пытались определить, о ком пойдёт речь в сказке, высказывали предположения о его внешности и характере. Вспомним ваши слова.

- Вы все прочитали сказку. Поделитесь своими впечатлениями о ней. Совпали ли ваши предположения с тем, что вы узнали из произведения?

- Выразите одним словом – именем существительным – то, что вы ощутили после чтения.

- Почему же люди называли статую Счастливым Принцем?

- Как вы думаете, все восхищались статуей, потому что ценили человеческие достоинства своего правителя и после смерти отдавали ему дань уважения?

- Какие конкретно черты статуи поражали прохожих? Как это пытались показать художники - иллюстраторы?


- Почему каждый нашёл в статуе Счастливого Принца свою особую привлекательную черту?

- Но ведь его и при жизни называли Счастливым Принцем. Выразительно прочитайте, как об этом рассказывает сам герой.

- Была ли статуя Принца просто бессловесным украшением города? знал ли об этом кто-нибудь из жителей города? Когда Принц перестал быть беззаботным и радостным?

- Кто обнаружил, что статуя Принца может испытывать человеческие чувства? Опишите, какой вы представляете себе птицу.


- Посмотрите репродукции картин. Что объединяет эту реалистическую живопись с рассказами Принца о городе?

Какие средства использовали художники для того, чтобы донести до нас идею сострадания? Что такое композиционный центр? Где он на каждой иллюстрации? Почему?

О чем это говорит?

- Какая страна противопоставлена мрачному, холодному и бесприютному городу? Кто рассказывает о ней Принцу?

- Как эта маленькая птичка оказалась в городе?

- Почему Ласточка отправилась в такое трудное путешествие одна, а не летела вместе со своей стаей?

- Если Ласточка испытывала такую глубокую привязанность к Тростнику, почему она всё-таки улетела от него?

- Что Ласточка рассказывала Счастливому Принцу о Египте? Перечитаем рассказы о Египте. Чем он привлекателен?

Тёплая, светлая, мягкая музыка Вивальди усиливает ощущение гармонии и света.

- Чудесная страна из какого-то сна…Она совсем не похожа на тот страшный город, в котором по воле судьбы оказалась Ласточка. Почему же она не улетела?

- Как вёл себя Счастливый Принц, когда расставался с драгоценными камнями и золотом, составлявшими украшения статуи?

- Давайте послушаем самых главных людей города.


- Какими же предстают власти города?

- Трудно жить в таком городе. Как Счастливый Принц решает помочь обездоленным людям? (Демонстрируется фрагмент из мультипликационного фильма).

- Приносило ли это подношение счастье бедным людям?

- Как долго Ласточка оставалась верной помощницей Принца?

- Трагичен финал сказки: от лютого холода погибает Ласточка,

Посмотрите два фрагмента из мультипликационных мультфильмов, рассказывающих об этой трагедии. Какой из финалов вам кажется наиболее ярким? Почему?

- И всё-таки наши герои счастливы. Почему?

- Почему же нужно спешить делать добрые дела?

- Что из описываемых событий сказки можно отнести к реальному миру?

- Счастливый Принц прошёл долгий путь осознания настоящего счастья. В чём же оно проявилось в его жизни?

- А каким вам представляется писатель, создавший такую замечательную сказку?

Если бы вы получили заказ на иллюстрирование этого произведения, то какие эпизоды бы выбрали?

Представьте, что вам нужно создать эскиз обложки этого произведения. Что вы изобразите? Почему?

Создайте набросок обложки к произведению.

Сказка оказалась печальной, никого не оставила равнодушным. Добро победило зло, но грустно, потому что главные герои: Принц и Ласточка - погибают.

- Добро, счастье, боль, нищета, страдание, милосердие, любовь, сострадание, надежда, радость, грусть, равнодушие, злоба.

Учащиеся смотрят фрагмент одноимённого мультипликационного фильма.

Начало повествования построено на антитезе – противопоставлении. На фоне красоты и великолепия статуи Счастливого Принца мы видим нищих, бездомных людей, охваченных горем, страданиями, безысходностью, болезнями.

– Каждый человек, смотря на статую Счастливого Принца, не вспоминал образ живого человека. Он видел лишь прекрасную дорогую оболочку монумента.

- Городской Советник оценивал все достоинства статуи, рассматривая её как предмет искусства. Разумная мать восхищалась его спокойным, исполненным достоинства поведением. Гонимый судьбою горемыка завидовал её богатому исполнению. Приютские Дети считали его прекрасным, как ангел: он был для них пришельцем из сказки.

- Каждый житель города выделил для себя то, чего, как ему казалось, ему не хватало для счастья: один мечтал о славе и очень хотел прослыть тонким ценителем искусства; другой понимал своё счастье в разумном и умеренном использовании земных благ, в мирном безоблачном течении всей жизни; третьему для счастья не хватало материального достатка; четвёртые мечтали, глядя на статую, о сказочном мире, в котором они не были бы одинокими и нашли отеческую заботу, любовь, взаимопонимание.

- Это была Ласточка. Небольшая юркая птичка, с большими добрыми глазами, отзывчивым сердцем, с оперением, отливающим синим цветом, и белой грудкой – цвета, символизирующие чистоту и счастье.

- «Там, далеко, в переулке, я вижу убогий дом, – продолжала статуя тихим мелодическим голосом. – Одно окошко открыто, и мне видна женщина, сидящая возле стола. Лицо у нее изможденное, руки огрубевшие и красные, они сплошь исколоты иголкой, потому что она швея. Она вышивает цветы страстоцветы на шелковом платье прекраснейшей из фрейлин королевы, для ближайшего придворного бала. А в постельке, поближе к углу, ее больное дитя. Ее мальчик лежит в лихорадке и просит, чтобы ему дали апельсинов. У матери же нет ничего, только речная вода. И вот этот мальчик плачет.

Там, далеко, за городом я вижу в мансарде юношу. Он склонился над столом, над бумагами. Перед ним завядшие фиалки. Его губы алы, как гранаты, его черные волосы вьются, а глаза его большие и мечтательные. Он торопится закончить свою пьесу для директора театра, но он слишком озяб, огонь догорел у него в очаге, и от голода он лишается чувств.

- Страдание людей, нищета, бедность людей, которые измождены от голода, холода, болезней – это и есть единый мотив сказки и картин, отражающих социальную действительность. Во многом рассказы Принца выглядят совсем не сказочно, а скорее близки действительности и очень искусно вплетены в ткань сказки.

- Ласточка постоянно говорит о Египте как о счастливой и богатой стране.

- Ласточка пролетала через этот город ночью. Её путь лежал в Египет, и перед дальним перелётом ей нужно было отдохнуть. - Стая улетела раньше Ласточки на семь недель, а она отстала от стаи, так как была влюблена в красивый тростник и долго не решалась оставлять его одного. - Ласточка была верна Тростнику, но не нашла в растении ответного понимания и такого же взаимного чувства. Тростник не нуждался в ней. Она почувствовала себя сиротою.

- «Мои подруги кружатся над Нилом и беседуют с пышными лотосами. Скоро они полетят на ночлег в усыпальницу великого царя. Там почивает он сам, фараон, в своем роскошном гробу. Он закутан в желтые ткани и набальзамирован благовонными травами. Шея у него обвита бледно-зеленой нефритовой цепью, а руки его, как осенние листья.

Завтра подруги мои полетят на вторые пороги Нила. Там гиппопотамы лежат в тростниках, и на великом гранитном престоле восседает там бог Мемнон. Всю ночь он глядит на звезды, а когда засияет денница, он приветствует ее радостным криком. В полдень желтые львы сходят к реке на водопой. Глаза их подобны зеленым бериллам, а рев их громче, чем рев водопада.

- Похож. Он такой же яркий, таинственный, тёплый, полный чудес. В Египте тепло, много зелени, птиц и животных, и все они живут в мире среди покоя, солнца, древних храмов и царских гробниц.

- Он отдавал их без тени сожаления, осознавая, что они не принесут ему ни пользы, ни радости, тогда как этим страдающим людям они облегчат жизнь, а кого-то, может, и спасут от верной гибели.

- Все в городе принадлежит богатым. Они хозяева жизни, наживаются на чужой беде, за счёт других. Вспомните девушку из прекрасного дворца, которая упрекает бедную, измождённую швею в лени, полицейского, который безжалостно прогоняет нищих детей под дождь.

- Бесчувственными, жестокими, высокомерными, тщеславными.

Смотрят отрывок из мультипликационного фильма.

- Да. В домах появился хлеб, и жители города не страдали от голода, а дети начинали смеяться и затевать игры на улицах.

- Она помогала Принцу до тех пор, пока не поняла, что пришёл час умирать.

- Нет. Сердце Счастливого Принца раскололось в ту же минуту, когда умерла Ласточка. Он не вынес этого горя.

- Конечно, важнее добро. Это счастье – делать добро. - Было хорошо, тепло, радостно, счастливо, что смогли оказаться кому-то нужным в трудную минуту

- Нужно спешить делать добрые дела, чтобы успеть, чтобы не опоздать оказать помощь тем, кто в ней нуждается именно сейчас, а не завтра или как-нибудь потом. Может быть слишком поздно.

Обучающиеся знакомятся со словами. Нравственность – 1. Внутренние (духовные и душевные) качества человека, основанные на идеалах добра, справедливости, долга, чести и т.п., которые проявляются в отношении к людям и природе.
2. Совокупность норм, правил поведения человека в обществе и природе, определяемые этими качествами. Синонимы: мораль, благонравие, добродетельность, беспорочность, добронравие, благородство, целомудрие.

Счастье – состояние абсолютной удовлетворенности жизнью, чувство наивысшего удовольствия, радости.

- Страдания бедных людей, несправедливость и жестокость тех, у кого много денег и есть власть – это не выдумка, это - реальный мир. – Принц осознал, что счастье – это не горы золота и беззаботная жизнь, счастье – это любовь и дружба, верность и преданность тому, что нуждается в твоей поддержке и защите.

- Он добрый, чуткий, сочувствующий бедным и осуждающий богатых, для него ценны не материальные блага, а Добро, Сострадание, Милосердие.

Читайте также: