Конспект урока наука и культура ссср в 1920 1930 е гг

Обновлено: 07.07.2024

Тема урока: Культура и искусство в СССР в 20-30 годы.

Продолжительность: 45 минут

Тип урока: урок комбинированный

Цели и задачи урока:

  1. Дать знание учащимися о становлении и развитии культуры СССР
  2. Развитие умения анализировать, определять и объяснять понятия, разрешать проблемы, излагать материал
  3. Воспитать уважение к советским деятелям искусства, внесшим вклад в мировую культуру.

1. Организационный момент (1 мин.)

Приветствуют учителя, занимают свои места

2. Домашнее задание (1 мин.) Актуализация опорных знаний (6 мин.)

Определение домашнего задания.

Работа с классом, дифференцированный опрос:

1. Назовите основные направления в искусстве, получившие развитие в послереволюционные годы. Охарактеризуйте их.

2. Кого из деятелей искусства 20-30 гг. Вы можете назвать?

3. Какие произведения литературы, живописи, скульптуры 20-30 гг. Вы можете назвать?

Запись домашнего задания в дневники (§ 20, вопросы к нему)

Отвечают на вопросы

Изучение нового материала (27 мин.)

Объявление темы урока: Культура и искусство СССР в 20-30 гг.

Постановка проблемного вопроса: способствовал существующий политический строй упадку или подъему творчества деятелей искусства и культуры?

Записывают тему урока.

Отвечают на вопрос.

Объяснение нового материала.

Отвечают на вопросы

Закрепление изученного материала (9 мин.)

Задание: выявить общее и различное в развитии культуры и искусства в 20 и 30 годы.

Возвращение к проблемному вопросу, для выяснения изменилось ли мнение учеников

Вычленяют общее и различное и фиксируют в тетради.

Учитывая, ранее полученные знания и информацию, полученную на уроке, вновь отвечают на вопрос

Этап подведения итогов урока (1 мин.)

Выставление и аргументация отметок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Демо-тест на тему: "Наука и культура СССР в 30 гг."по учебнику "История России XX век начало XXI века" 9 класс

Демо-тест к теме: "Наука и культура СССР в 30 гг." составлен по учебнику Д.Д. Данилова, Д.В. Лисейцева и др. "История России XX век начало XXI века" для 9 класса. Перед использованием тест.

Данный урок по истории России XX века может быть использован как в 9 так и в 11 классе. На уроке освещаются проблемы духовной жизни советского общества в 60-егг. XX века.

Учебный фильм "Культура СССР и США в 20-е годы. Параллели".

Однажды ночью 1924 года композитор Винсент Юманс проснулся от чудесной мелодии, которая возникла в его голове – всего.


Культура СССР 1930-х гг.

Презентация к уроку истории.


Презентация на тему "Бульдозерная выставка" (Культура СССР в 1970-1980гг.)


"Культура СССР в годы Великой Отечественной Войны"

Разработка интегрированного открытого урока истории и литературы.

Культура СССР в 20-30 гг. XX в.

В презентации представлены основные направления культуры в 20-30 гг.: образование, наука, литература, живопись, плакатное искусство, архитектура, кино. Есть возможность проследить переход от явлений о.

Нажмите, чтобы узнать подробности

После кровопролитной гражданской войны в СССР велась титаническая работа, связанная с развитием образования.

Тип урока: комбинированный.

На уроке использованы фронтальная, индивидуальная форма работы.

В ходе работы используются, элементы проблемного обучения, моделирования ситуации.

Данный урок построен с позиции деятельностного подхода, что является необходимым условием современного образования. На уроке вниманию уделено метапредметной категории понятие.

Логика урока: актуализация знаний, определение целей деятельности, ключевых вопросов урока.

Оборудование: проектор, презентация.

Результат урока:

- наличие опыта умения анализировать различные виды текста (в том числе визуального); умение самостоятельно выводить понятие; умение аргументировано выражать собственную точку зрения; позицию; опыт группового взаимодействия, то есть формирование личностно-смысловой, информационной, коммуникативной компетенций. Кроме того, навыки анализа текстов, сопоставление различных точек зрения, критическое отношение к ним формирует на уроках истории исследовательские умения учащихся и критическое отношение к информации.

Образовательная: определение характерных черт духовной жизни СССР в 1930-е г, усвоение понятий культурная революция.

Развивающая: совершенствование умений исследования, анализа различных видов текста, умений работы с понятиями, выявление собственных позиций.

Воспитательная: формирование собственной позиции по вопросу исторических и современных идеалов молодёжи.

Организационный момент .

Приветствие. Проверка присутствующих и их готовности.

Настрой на работу.

Актуализация знаний.

Вступительное учителя: слово Мы с вами уже несколько уроков обсуждаем жизнь советского общества в 30-е годы XX века и выяснили, что в этот период в СССР шёл грандиозный по замыслу и масштабам социальный эксперимент – строительство социализма. И чтобы её выполнить партия большевиков под руководством И.В.Сталина поставила перед обществом 3 задачи - построить мощную промышленность, преодолеть вековую отсталость деревни и осуществить духовное преобразование общества. Назовите эти процессы.

Какой из этих процессов мы будем сегодня рассматривать? Правильно!

Постановка темы урока

А что же говорил В.И.Ленин о целях новой культуры

Речь Ленина на III съезде комсомольской организации в 1920 г.:

Сегодня на уроке мы не только и не просто познакомимся с содержанием культурной революции. Мы исследуем вопрос - какого человека воспитывала новая культура, каков он этот мощный идеал, который повёл за собой целое поколение юношей и девушек и который высвободил духовные силы народа для созидательного труда, для победы над фашизмом? Каковы результаты культурной революции? Может ли поколение нынешней молодёжи брать пример со строителей социализма, актуальны ли эти ценности в современном обществе. Нужны ли такие люди?

Формулировка задач и предполагаемого результата.

Для знакомства и анализа мы берём те неоспоримые достижения, которые актуальны, возрождаются в новых формах, в которых остро нуждается наше общество, несмотря на то, что советской власти уже нет.

Ликвидация неграмотности и образование в 30 годы.

Ваша работа на уроке будет оцениваться своеобразно в духе времени

Повторение и актуализация знаний.

Для того чтобы продолжить работу необходимо чётко определить содержание понятий коммунизм, социализм, коллективизация, индустриализация и культурная революция.

Эту работу вы проделали дома и поделитесь со мной результатами поиска.

Изучение нового материала.

Большевики унаследовали страну в тяжелой ситуации: война и затем Февральская революция раскрепостили, разбудили в населении империи разрушительную энергию, нанесли сильнейший удар по системе традиционных российских ценностей.

Сложившаяся испокон веков картина мира российского подданного трещала по всем швам: из нее были вынуты центральные, формообразующие фрагменты – монарх как олицетворение высшей справедливости на Земле и Бог как мирообразующее и мироформирующее начало. Что можно было положить в ее основу?

Прежде всего мотив жертвенности: нам (вам) выпало счастье участвовать в строительстве "нового" мира, самогосправедливого общества на Земле, мы готовим мировую революцию, которая освободит от гнета капиталистов всех трудящихся Земли и т.д. Понятно, что такие возвышенные и исторически значимые цели стоят того, чтобы сегодня (и, может быть, завтра тоже) претерпеть лишения, мучения и т.д. Более того, ради такой высокой цели не жалко и жизни.

Отсюда вытекает второй мотив: главный персонаж истории – человек- труженик, чьими руками создается все богатство (все более очевидный факт, что большая часть богатства создается не руками, но умными головами, при этом остается за скобками) и который только теперь стал истинным субъектом мировой истории.

И, наконец, третий важный культурообразующий мотив: пришедший к власти

новый класс создает свою этику, свою эстетику, свое искусство и даже свою

Неграмотность населения стала серьезной помехой на пути распространения революционной идеологии, а затем и развитию промышленности, и вообще подъёму промышленности.

В целях борьбы с неграмотностью в 1928 г. по инициативе комсомола был объявлен всесоюзный культпоход за грамотность. Была проведена перепись неграмотных в стране и запись добровольцев в культармии. В культармии записывались учителя, инженеры, рабочие, учащиеся, домохозяйки. Численность культармий составляла около 1 млн. чел. , из них 85% сами имели начальное образование. В их задачи входило научить неграмотных элементарным навыкам чтения и письма и основам политграмоты. Работать добровольцам приходилось в очень сложных условиях: не хватало помещений, бумаги, письменных принадлежностей (См. дополнительный иллюстративный материал) . Но и в столь сложных условиях добровольцы работали бесплатно. В результате, по данным переписи 1939 г. , массовая неграмотность в России была преодолена - доля грамотных в РСФСР в возрасте от 9 до 49 лет составила 89, 7%. Различия в уровне грамотности между городом и деревней, между женщинами и мужчинами продолжали оставаться, но они уже были не столь значительны. К1940 году в стране работало 4600 вузов и техникумов, и Советский Союз вышел на первое место в мире по числу учащихся и студентов. Система образования в СССР имела свои плюсы и минусы. Доступность, равенство, обязательность, преемственность уровней, хорошая организация воспитательного процесса позволили советскому человеку считаться образованным, а советскому образованию — качественным.

Заглянем же в букварь, посмотрим чему в 30-е годы учили детей в школе?

Делаем выводы: разрыв с рабским прошлым и отмежевание, отрицание интересов эксплуататорских классов. Жертвенность, готовность к подвигу ради свободы и вождя,

Безграничная преданность вождю, партии и Родине. Бескорыстие. Вера в победу, будущее, оптимизм, идеализация жизни. Вопреки существующему мнению большевистский социальный эксперимент не провалился – он в значительной мере удался. Он показал, что человек – очень пластичен, что из него можно лепить любое социальное существо.

По мнению классиков марксизма для построения коммунизма необходимо

несколько условий.

Во-первых, победа пролетарской революции, ликвидация частной собственности как основы эксплуатации и неравенства.

И в-третьих, формирование нового коммунистического сознания, нового человека, готового эти самые способности бескорыстно ставить на службу обществу.

Поэтому большевистская программа построения социализма включала в себя, кроме индустриализации и коллективизации, культурную революцию.

Её главной целью как раз и было формирование нового человека – строителя светлого коммунистического завтра. Но в первую очередь необходимо было решить более насущную задачу: ликвидировать неграмотность в стране и обеспечить подготовку квалифицированных кадров.

Уже 27 октября 1917 года, на следующий день после II Всероссийского съезда Советов, была создана Государственная комиссия по просвещению, которая и должна была руководить системой народного образования и культуры. 26 декабря 1919 года был подписан декрет, который обязывал всё население страны от 8 до 50 лет овладеть грамотой. Была создана Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности.

Наркомат просвещения получил право привлекать всех грамотных граждан к обучению неграмотных на основе трудовой повинности.

Дети должны были учиться грамоте в школах. Всеобщее начальное образование – вот цель, которая ставилась правительством. Но для её достижения необходимо было преодолеть несколько проблем. В условиях послевоенной разрухи не хватало школьных помещений.

Индустриализация требовала большого количества грамотных специалистов для промышленности. Поэтому с конца 20-х годов увеличивается количество технических вузов и средних специальных заведений, а также сельскохозяйственных и педагогических институтов. Всего в 1940 году в вузах и техникумах обучалось 1 миллион 800 тысяч студентов. По их количеству СССР вышел на первое место в мире. Но неизменным в ходе этих реформ и преобразований оставался партийный идеологический контроль над системой образования, классовый подход.

Таким образом, развитие советской культуры в 1920 – 30-е годы происходило в очень сложных условиях, часто не благодаря, а вопреки политике властей. Но культурное наследие того времени богато и разнообразно. Оно достойно вашего пристального внимания.

Подведение итогов:

Таким образом, развитие советской культуры в 1920 – 30-е годы происходило в очень сложных условиях, часто не благодаря, а вопреки политике властей. Но культурное наследие того времени богато и разнообразно. Оно достойно вашего пристального внимания.


Раскрываем многообразие и противоречивость духовной сферы общественной жизни СССР: достижения и проблемы в развитии образования, науки, литературы и искусства.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Духовная жизнь советского общества в 1920 - 1930-е гг."

Духовная жизнь советского общества в 1920 – 1930-е годы

Ключевые вопросы:

1) Назовите главные задачи культурной революции в СССР.

2) Перечислите достижения в сфере образования.

3) Какие изменения в советской системе образования произошли в середине 1930-х годов? Как вы думаете, с чем это было связано?

4) Какие две противоречивые тенденции проявлялись в развитии науки?

5) Каким образом осуществлялся контроль над развитием литературы и искусства?

6) Назовите имена выдающихся деятелей советской науки и культуры этого периода.

По мнению классиков марксизма для построения коммунизма необходимо несколько условий.

Во-первых, победа пролетарской революции, ликвидация частной собственности как основы эксплуатации и неравенства.

И в-третьих, формирование нового коммунистического сознания, нового человека, готового эти самые способности бескорыстно ставить на службу обществу.

Поэтому большевистская программа построения социализма включала в себя, кроме индустриализации и коллективизации, культурную революцию.


Её главной целью как раз и было формирование нового человека – строителя светлого коммунистического завтра. Но в первую очередь необходимо было решить более насущную задачу: ликвидировать неграмотность в стране и обеспечить подготовку квалифицированных кадров.

Уже 27 октября 1917 года, на следующий день после II Всероссийского съезда Советов, была создана Государственная комиссия по просвещению, которая и должна была руководить системой народного образования и культуры. 26 декабря 1919 года был подписан декрет, который обязывал всё население страны от 8 до 50 лет овладеть грамотой. Была создана Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности.


Наркомат просвещения получил право привлекать всех грамотных граждан к обучению неграмотных на основе трудовой повинности.

Дети должны были учиться грамоте в школах. Всеобщее начальное образование – вот цель, которая ставилась правительством. Но для её достижения необходимо было преодолеть несколько проблем. В условиях послевоенной разрухи не хватало школьных помещений.


Около 7 миллионов детей оказались беспризорными. Их нужно было как-то обустроить, привести с улицы в школы. Кстати, борьбу с беспризорностью возглавил главный чекист страны Феликс Дзержинский. Фактически всеобщее начальное обучение детей в СССР было введено лишь к сентябрю 1930 г.


Для молодёжи старше 16 лет и взрослых создавались пункты и школы ликвидации неграмотности.


В вузы вначале (в 1918 г.) планировалось принимать всех желающих граждан старше 16 лет, причём справки о законченном среднем образовании не требовалось. Когда оказалось, что желающих учиться в университетах и институтах больше, чем мест в них, предпочтение стало отдаваться детям рабочих и крестьян, то есть вновь появился отбор по классовому признаку, но теперь (в отличие от дореволюционной России) в пользу трудящихся. Но этим молодым людям часто не хватало базового образования, общих знаний. Для ускоренного прохождения ими курса средней школы в 1919 году стали создаваться рабфаки (рабочие факультеты).


Индустриализация требовала большого количества грамотных специалистов для промышленности. Поэтому с конца 20-х годов увеличивается количество технических вузов и средних специальных заведений, а также сельскохозяйственных и педагогических институтов. Всего в 1940 году в вузах и техникумах обучалось 1 миллион 800 тысяч студентов. По их количеству СССР вышел на первое место в мире.

Но неизменным в ходе этих реформ и преобразований оставался партийный идеологический контроль над системой образования, классовый подход.

После Октябрьской революции и Гражданской войны сократился научный потенциал России. Большевики старались привлечь к сотрудничеству учёных, особенно тех, кто имел мировое признание и мог способствовать укреплению обороны и экономики страны, даже если они не разделяли идеи марксизма. Можно назвать, например, физиолога Ивана Павлова, химика Николая Зелинского, гео- и биохимика, создателя теории ноосферы Владимира Вернадского, отца российской (да и не только российской) космонавтики Константина Циолковского.



Развитие страны требовало новых технических разработок, опирающихся на научные исследования. Росло количество научно-исследовательских институтов. В 1937 году их насчитывалось 867, открывались филиалы Академии наук СССР. Благодаря росту общего уровня образованности населения, в науку приходили новые талантливые исследователи. Назовем некоторые из достижений советской науки 20 – 30-х годов.

Учёным, опередившим сове время, можно назвать Александра Чижевского.


В 20 лет он защитил докторские диссертации по биологии и истории. Он объединил эти две науки, создав две новые – гелиобиологию (учение о солнечной активности в биосфере) и историометрию (учение об активности общественной жизни в зависимости от солнечной активности). Выдающийся российский и советский математик, физик, геофизик Александр Фридман разработал теорию нестационарной Вселенной.


Согласно этой теории Вселенная постоянно сжимается и расширяется с периодом в 10 миллиардов лет. Инженер, ученый Юрий Кондратюк рассчитал оптимальную траекторию полёта к Луне.


На основе его расчётов, американские астронавты уже в 1960-е годы высадились на спутнике нашей планеты. Важные открытия в исследованиях атомного ядра были сделаны под руководством академика Абрама Иоффе. Одним из создателей ракеты на жидком топливе стал Фридрих Цандер.






В начале 30-х годов весь этот плюрализм (многообразие) был ликвидирован. В 1934 году был создан Союз писателей СССР. Первым председателем его правления стал Максим Горький. Авторы, не принятые в Союз не имели шансов увидеть своё произведение напечатанным. Подобные творческие союзы создавались и в других сферах искусства: Союз художников СССР, Союз советских композиторов СССР, Союз советских архитекторов. Насаждался метод социалистического реализма. Он требовал от творца служить своими произведениями интересам строительства социалистического общества, утверждать превосходство коммунистических идеалов. То есть жизнь необходимо было показывать не такой, какая она есть, а какой должна быть с точки зрения большевистского мировоззрения. Те таланты, которые не вписывались в стиль соцреализма, были в немилости у властей. Жёсткий контроль сдерживал, но не останавливал развитие литературы и искусства. Появилось много новых талантливых авторов.



Таким образом, развитие советской культуры в 1920 – 30-е годы происходило в очень сложных условиях, часто не благодаря, а вопреки политике властей. Но культурное наследие того времени богато и разнообразно. Оно достойно вашего пристального внимания.


Цель: способствовать формированию представлений о развитии науки и культуры в СССР в 20-30-е годы.

1) Образовательная:

1. познакомить с деятелями и их достижениями в области науки и культуры в СССР в 20-30-е годы;

2) Воспитательная:

1. привитие интереса к истории России,

2. воспитание патриотических чувств.

3) Коррекционно-развивающая:

1. коррекция познавательной деятельности учащихся на основе приема описания, анализа информации.

Тип урока: изучения нового материала

Предметы, интегрированные с историей: география, биология, литература, изобразительное искусство.

Оборудование: интерактивная доска, проектор, ноутбук.

Материалы: иллюстрированные тексты и расшифровки на листах А4, пазлы.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1. Организация начала урока

Выясняет все ли готово к уроку.

2. Актуализация знаний

На предыдущих уроках мы с вами говорили об индустриализации и коллективизации крестьянских хозяйств.

Что же такое индустриализация?

Экспорт сельскохозяйственной продукции был основным источником средств для проведения индустриализации. Поэтому были проведены преобразования в деревне – коллективизация крестьянских хозяйств и борьба с кулаками (раскулачивание).

Что такое коллективизация?

Кто такие кулаки?

Индустриализация – развитие промышленности ускоренными темпами, создание крупного машинного производства.

Коллективизация - объединение мелких хозяйств в коллективные хозяйства – колхозы.

Кулак – зажиточный крестьянин, который нанимал себе батраков.

Сегодня мы продолжаем говорить об СССР в начале XX века.

Открываем стр. 140 учебника.

Цель сегодняшнего урока – познакомиться с развитием науки и культуры в СССР в 20-30-е годы.


Для этого в ваших тетрадях сделаны заготовки таблицы, которую мы будем заполнять по ходу изучения темы.

Сначала познакомимся с достижениями в области науки.

Слайд 1 – Советская наука, химия

Особенно большое влияние правительство уделяло исследованиям в области физики и химии. Выдающимся советским ученым-химиком был Сергей Васильевич Лебедев.

(учитель показывает на слайде как выглядит синтетический каучук).

Так выглядит синтетический каучук. Его изготавливают путем соединения химических веществ. А как же происходит процесс получения натурального каучука, мы сейчас узнаем, просмотрев видео.

Как же называется дерево, из сока которого и получают натуральный каучук?

Слайд 4 – Геология и география

Не менее важными считались геология и география. На геологические и географические исследования советское правительство выделяло большие средства. В результате геологи открыли новые залежи полезных ископаемых.

В тексте на странице 141 найдите, где и какие полезные ископаемые были обнаружены.

Открытые геологами новые месторождения сразу же начинали осваиваться. Сюда приезжали бригады рабочих, которые строили шахты и заводы по переработке ископаемых. Вокруг новых месторождений быстро строились новые города.

Слайд 3- 4 – Биология

Крупных успехов в области биологической науки добились Николай Иванович Вавилов и Иван Васильевич Мичурин.

Николай Иванович Вавилов изучал культурные растения, составил коллекцию семян культурных растений.

Запишите в таблицу эту информацию.

Иван Васильевич Мичурин занимался созданием сортов плодово-ягодных культур.

Занесите это в таблицу.

Слайд 7 – Шифровка


Для того чтобы узнать какое событие повлияло на развитие науки в 20-30-е годы, попробуем разгадать зашифрованное задание.

Какое слово получилось?

Для какой сферы были сделаны достижения биологов?

А теперь рассмотрим культурные достижения.

Для того чтобы узнать какие события повлияли на развитие культуры в 20-30-е годы, прочтем иллюстрированный текст.

Объясняет, как читаются такие тексты.

Каждый из вас должен прочитать по одному предложению.



Какие же это события?

Слайд 9 – События, повлиявшие на развитие культуры

Слайд 8 – Советская культура, живопись. скульптура

Чтобы узнать, кого же изображали чаще всего художники и скульпторы, вам нужно собрать иллюстрацию из пазлов. У каждого из вас на партах находится по одной детали пазла. Сейчас по очереди подходим к доске и прикрепляем свои детали, составляя единую иллюстрацию.

Портрет какого человека получился?

Портреты и скульптуры И. В. Сталина помещались в парках, на улицах, в школах, институтах, училищах, заводах.

Изображались также портреты и скульптурные изображения революционеров и военачальников.

Запишите в таблицу информацию со слайда, выделенную красным шрифтом.

Слайд 10 - 11 – Кинематограф

Занесем названия этих фильмов в таблицу.

Запишите эту информацию в тетрадь.

Слайд 12 – Литература

Одним из выдающихся писателей 20-30- х годов XX века был Михаил Александрович Шолохов.

Запишите названия его романов в таблицу.

Таким образом, события, происходящие в стране оказывают большое влияние на деятельность в сферах науки и культуры.

Читайте также: