Конспект урока морозко 3 класс перспектива

Обновлено: 06.07.2024

Планируемые результаты: предметные: осмыслять особенности волшебной сказки, давать характеристику героя волшебной сказки; метапредметные: составлять план урока (определение темы, цели и задач урока, планирование действий по выполнению задач урока, оценка выполненных действий), находить необходимую информацию в книге; личностные: работать с текстом повествовательного характера.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

(Ученики рассказывают, к какой сказке они подготовили иллюстрацию.)

III. Актуализация знаний

— Прочитайте пословицы и поговорки и отгадайте, о чем речь. (Мороз.)

• Два друга — он да вьюга.

• Он и железо рвет, и на лету птицу бьет.

• Он ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает.

— Какое произведение мы будем сегодня изучать?

— Знаете ли вы эту сказку? Расскажите кратко, о чем она.

IV. Работа по теме урока

(Чтение сказки. Можно показать отрывок экранизации этой сказки.)

— Передайте ваши впечатления.

— Какие слова и выражения были непонятны?

— Совпало ли содержание этой сказки с той, что вы знали?

V. Физкультминутка

VI. Продолжение работы по теме урока

1. Работа по учебнику

— Как падчерица разговаривала с Морозко?

— Найдите и выделите в диалоге падчерицы и Морозко слова с ласкательными суффиксами.

— Почему Морозко решил одарить падчерицу? Чем она ему понравилась? Выберите ответ.

• Падчерица была очень красивая.

• Падчерица была очень послушная.

• Падчерица была очень добрая, приветливая.

— Прочитайте третью часть до конца сказки. Почему Морозко не дал подарков старухиной дочке? Какая она: ласковая, грубая, невежливая, терпеливая или себялюбивая?

Конспект урока литературного чтения для 3 класса, УМК "Школа России" "Галерея сказочных героев. Морозко". Составила Седнева Татьяна Павловна, учитель высшей квалификационной категории ГБОУ прогимназия "Радуга" №624

ВложениеРазмер
morozko.docx 80.94 КБ

Предварительный просмотр:

  • способствовать литературному развитию младших школьников, формировать читателя, способного глубоко понимать и переживать прочитанное
  • углублять восприятие прочитанного, учить осваивать художественную идею
  • формировать читательские и речевые умения, такие, как: умение воспринимать изобразительно – выразительные средства языка; воссоздавать в воображении картины жизни, описываемые в художественном произведении; восстанавливать причинно – следственные связи, видеть логику развития действий

- Какую сказку будем читать? Кто главный герой? Что знаете о нем?

- Смотрите ли вы детективы? Сегодня мы отправляемся в музей Деда Мороза. Мы будем изучать его досье. Нам помогут ребята.

У этого дедушки много внучат. Внучата на дедушку часто ворчат.

На улице дедушка к ним пристает:

За пальцы хватает, за уши дерет.

В этого доброго волшебника верят взрослые и дети всех стран. Среди них русские и финны, шведы, американцы, итальянцы и другие.

Американский Санта Клаус разъезжает на оленях. Он очень добрый, дарит подарки. Санту с нетерпением ждут дети и взрослые.

Английский Дед Мороз спускается через каминную трубу и оставляет подарки в чулке. Французского Деда Мороза зовут Пэр Ноэль. Он одет во все белое.

Кипрского Деда Мороза звали святым Василием. Ему пели калядки:

Святой Василий, приходи, людям счастье подари.

У финского Деда Мороза длинные волосы, он носит высокую шапку и красные одежды. Особым почетом пользуется Мороз в Голландии. Дети его очень ждут, но для некоторых шалунов он припасает березовую розгу.

Кто не знает этого румяного жизнерадостного старика с белой бородой, в высокой шапке, в шубе до пят.

Чудо – тройка птицей мчится, под санями снег искрится.

Правит тройкой дед Мороз. На санях подарков воз.

Со Снегурочкой вдвоем он заходит в каждый дом.

Вот мы и попутешествовали с дедом Морозом по разным странам. Есть ли связь между ними?

Они братья, они живут в разных странах и поэтому отличаются одеждой, привычками, так же. как и разные народы, но самое главное, общее: они дарят подарки и несут радость.

А как узнать. Каким Мороз был раньше? Читать сказки, предания, легенды…

Давайте мысленно перенесемся в русскую деревню стародавних времен. Зимние вечера длинные, на улице мороз. Вся семья в сборе. Женщины рукодельничают, мужчины мастерят, а как занять ребятишек? Рассказывать сказки. Одну из таких сказок вы сейчас прочитаете. Представьте: морозный вечер, в избе тлеет лучина, за окном свистит ветер…

  1. Чтение и анализ сказки. Работа над трудными словами. Составление галереи сказочных героев.

Галерея героев сказки

лень и безделье порождает слабость

гармония с природой

- Справедливо ли закончилась сказка? Нужны ли устаревшие слова? С какими персонажами встретились?

- Какой вам представляется мачеха? Докажи. Чтение текста. Выбери в галерее героев подходящую иллюстрацию.

- Была ли у мачехи любимица? Нужно ли ей было работать? Выбери персонаж. Найди слова, которые е характеризуют.

- Была ли в доме еще девочка? Как ей жилось? Прочти. Как к ней относилась мачеха? Выбери персонаж.

- Задумывались ли вы, почему девочку отсылает в лес мачеха, а увозит родной отец? Это народная традиция. Раньше женщинам путь в лес был заказан, поэтому отвозит ее мужчина, отец.

Обычно в сказках главный герой встречает Бабу Ягу.

- А кто испытывает девочку в этой сказке? Читаем вторую часть…

- Какие чувства испытывала девочка, оставшись в лесу одна? Как она спасалась?

Это тоже народная традиция: когда людям плохо, они ищут защиты у бога.

Прочти. Как девочка в первый раз увидела Мороза. Страшный он? Нет, скорее задорный. Как будто говорит: посмотрим, чего ты стоишь!

- Хотел ли Мороз ее заморозить? Почему не сделал этого? Ему полюбились мудрые речи девушки. Прочти.

- Сразу ли Морозко одарил девушку? Он е три раза испытывал.

- что она отвечала каждый раз? Какие качества характера проявлялись?

В родном доме девочка много работала, слова доброго не слыхала. Оттого, что не баловала ее жизнь, девочка была благодарна за малое. Она привыкла к трудностям, закалилась, смирилась. В русских сказках отражена народная мудрость. В этой сказке Морозко не просто выдуманный герой. Он – олицетворение сил природы. На протяжении всей жизни человеку приходится учиться переносить трудности. Быть природе другом, а не воином. Человек – часть природы.

Вывод: Учись сосуществовать мирно и тогда будешь вознагражден.

- Что получила девочка в этой сказке? Изменилась ли е жизнь к лучшему?

Продолжи вывод: Чтобы в жизни что – то получить, надо…

Чтение третьей части.

- Правда ли, что дома девочку никто не ждал?

Чтение четвертой части.

Итак, девочка вернулась домой с подарками. Как повела себя мачеха? Прочти.

- Почему не пожалел Мороз мачехину дочь? Почему по разному поступил с девочками?

- Справедливо ли закончилась сказка? Объясни.

Вывод: Падчерица – сама золото, получила подарки за добрую душу, за труд. Родная дочь наказана за лень, жестокость. Зависть.

- Какова роль Мороза в сказке?

- Чем отличается русский Дед Мороз от заграничных?

5. Домашнее задание.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока по литературному чтению

Учитель: Ульянова Елена Сергеевна

Методист: Николаева Алёна Николаевна

Студентка: гр. 741 Старостина Александра Сергеевна

Оборудование: презентация, учебник, муз. произведение.

Цель и задачи урока:

определять тему и главную мысль текста и обосновывать свое мнение;

уметь выделять смысловые части в тексте;

формировать навык осознанного, правильного, выразительного чтения, творческое мышление, речь учащихся;);

уметь выражать собственное отношение к героям сказки .

проявлять интерес к чтению художественных произведений;

сотрудничать со взрослыми и сверстниками.

выполнять учебное задание по алгоритму;

осуществлять самооценку деятельности;

овладевать навыком смыслового чтения;

расширять кругозор в жизни ребенка.

учитывать разные мнения и стремится к сотрудничеству в рамках учебного диалога.

Здравствуйте. Тихонечко за парты сели.

Прозвенел уже звонок.

В путешествие пойдём.

В страну сказок попадём.

Меня зовут Александра Сергеевна и сегодня я проведу у вас урок литературного чтения.

Проверьте готовность к уроку. На ваших партах должны лежать учебники литературного чтения и дневники.

Здороваются. Усаживаются на места.

Проверяют готовность к уроку.

Подведение к теме урока

Постановка цели и задач урока

Какое сейчас время года?

А какое время года идет за осенью?

Какая погода зимой?

А какие произведения, о зиме вы знаете, т.е. назовите названия.

Вы наверное догадались, что в нашем произведении, с которым мы сегодня познакомимся всё будет происходить зимой.

Что нам нужно сегодня сделать, чтобы познакомиться со сказкой??

Как вы понимаете эти слова?

Сказанное – выдумка, но из этого можно и нужно сделать вывод, что добро всегда побеждает зло.

Перед прослушиванием сказки разберем значение некоторых слов. Посмотрите на экран, прочитайте первое слово.

Кто из вас знает значение слова мачеха?

Мачеха – Неродная мать, жена отца по отношению к его детям от прежнего брака.

Падчерица – неродная дочь одного из супругов.

Слова мы разобрали, а теперь можно и почитать.

Внимательно слушайте и следите за текстом по учебнику.

Вы послушали произведение, теперь ответьте мне на несколько вопросов.

Понравилась ли вам сказка?
О ком рассказывается в сказке?
Кто из главных героев сказки вам больше всего понравился и почему?

Расскажите, что случилось с Настенькой в лесу.

Ребята, а кто из вас знает, кто такой Морозко?

Как повела себя Настенька в доме у Морозко? Понравилась ли она деду? Почему?
Как встретила Настеньку злая мачеха? Чему позавидовала? Что придумала мачеха?
Как ведёт себя Марфушенька в лесу?

Как вы думаете, по заслугам получили мачеха и Марфушечка?

Ребята, а как бы вы поступили? Как нужно себя вести, как Настенька или как Марфушечка?

Так давайте же сделаем вывод. Какова основная мысль этой сказки?

Добро вознаграждается, а зло наказывается.

А сейчас мы попробуем поделить текст сказки на части.

Как можно поделить текст на части? Назовите каждую часть.

Теперь сравним наш план с планом в учебнике.

Мачехина дочь и падчерица;

Падчерица в лесу у Морозко;

Старикова дочь возвращается домой в злате- серебре;

Старухина дочь под елью;

Старуха встречает дочь

Тема: да, о девушке, которая была трудолюбивой и доброй, но жизнь у нее была плохая. И за ее доброту и трудолюбие Морозко вознаградил ее.

Морозко- это лесной защитник, который зимой накрывал все живое в лесу своим белым одеялом.

Делят на части сказку, сравнивают

А сейчас встанем из-за парт и немного отдохнем.

Ставлю видеофизминутку.

Девочки тихонько сели за парты, теперь мальчики.

Чтение по частям

Перечитайте 1 часть. Выделите слова, которые характеризуют падчерицу и мачехину дочку.

Итак проверим, кто прочитает в тексте слова, которые характеризуют падчерицу? Теперь слова, которые характеризуют дочь мачехи.

А какой была мачеха?

Каким был Морозка?

Внимательно прочитайте 2 часть. Обсудите с соседом по парте и ответьте на вопрос каким был Морозко? Что он хотел сделать:

Читают, выделяют слова.

Он хотел испытать падчерицу.

Что нового вы сегодня узнали на уроке?

С каким произведением познакомились?

Какие новые слова узнали?

Оцените свою работу на уроке, у вас на партах лежат смайлики:

-поднимите улыбающийся смайлик, если вы думаете, что работали сегодня на уроке отлично;

- поднимите смайлик с прямой чертой, те кто думает, что работал хорошо, но мог бы и лучше;

- теперь поднимите грустный смайлик те, кто думает, что вообще не работал на уроке.

Оценивают свою работу на уроке.

Открываем свои дневники, записываем домашнее задание. Дома откройте стр. 80, найдите задание 6, вам нужно прочитать 3 часть и ответить на вопрос почему Морозко не подарил подарков мачехиной дочки.

Записывают домашнее задание

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс повышения квалификации

Дислексия, дисграфия, дискалькулия у младших школьников: нейропсихологическая диагностика и коррекция

  • Курс добавлен 24.12.2021
  • Сейчас обучается 207 человек из 54 регионов


Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 610 957 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 09.12.2015 5021
  • DOCX 25.4 кбайт
  • 88 скачиваний
  • Рейтинг: 5 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Старостина Александра Сергеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.


формировать читательские и речевые умения, такие, как: умение воспринимать изобразительно – выразительные средства языка; воссоздавать в воображении картины жизни, описываемые в художественном произведении; восстанавливать причинно – следственные связи, видеть логику развития действий

Погружение в тему.

- Какую сказку будем читать? Кто главный герой? Что знаете о нем?

- Смотрите ли вы детективы? Сегодня мы отправляемся в музей Деда Мороза. Мы будем изучать его досье. Нам помогут ребята.

У этого дедушки много внучат. Внучата на дедушку часто ворчат.

На улице дедушка к ним пристает:

За пальцы хватает, за уши дерет.

В этого доброго волшебника верят взрослые и дети всех стран. Среди них русские и финны, шведы, американцы, итальянцы и другие.

Американский Санта Клаус разъезжает на оленях. Он очень добрый, дарит подарки. Санту с нетерпением ждут дети и взрослые.

Английский Дед Мороз спускается через каминную трубу и оставляет подарки в чулке. Французского Деда Мороза зовут Пэр Ноэль. Он одет во все белое.

Кипрского Деда Мороза звали святым Василием. Ему пели калядки:

Святой Василий, приходи, людям счастье подари.

У финского Деда Мороза длинные волосы, он носит высокую шапку и красные одежды. Особым почетом пользуется Мороз в Голландии. Дети его очень ждут, но для некоторых шалунов он припасает березовую розгу.

Кто не знает этого румяного жизнерадостного старика с белой бородой, в высокой шапке, в шубе до пят.

Чудо – тройка птицей мчится, под санями снег искрится.

Правит тройкой дед Мороз. На санях подарков воз.

Со Снегурочкой вдвоем он заходит в каждый дом.

Вот мы и попутешествовали с дедом Морозом по разным странам. Есть ли связь между ними?

Они братья, они живут в разных странах и поэтому отличаются одеждой, привычками, так же. как и разные народы, но самое главное, общее: они дарят подарки и несут радость.

А как узнать. Каким Мороз был раньше? Читать сказки, предания, легенды…

Актуализация знаний.

Давайте мысленно перенесемся в русскую деревню стародавних времен. Зимние вечера длинные, на улице мороз. Вся семья в сборе. Женщины рукодельничают, мужчины мастерят, а как занять ребятишек? Рассказывать сказки. Одну из таких сказок вы сейчас прочитаете. Представьте: морозный вечер, в избе тлеет лучина, за окном свистит ветер…

Трудные слова

Чтение и анализ сказки. Работа над трудными словами. Составление галереи сказочных героев.

Галерея героев сказки

лень и безделье порождает слабость

гармония с природой

- Справедливо ли закончилась сказка? Нужны ли устаревшие слова? С какими персонажами встретились?

- Какой вам представляется мачеха? Докажи. Чтение текста. Выбери в галерее героев подходящую иллюстрацию.

- Была ли у мачехи любимица? Нужно ли ей было работать? Выбери персонаж. Найди слова, которые е характеризуют.

- Была ли в доме еще девочка? Как ей жилось? Прочти. Как к ней относилась мачеха? Выбери персонаж.

- Задумывались ли вы, почему девочку отсылает в лес мачеха, а увозит родной отец? Это народная традиция. Раньше женщинам путь в лес был заказан, поэтому отвозит ее мужчина, отец.

Обычно в сказках главный герой встречает Бабу Ягу.

- А кто испытывает девочку в этой сказке? Читаем вторую часть…

- Какие чувства испытывала девочка, оставшись в лесу одна? Как она спасалась?

Это тоже народная традиция: когда людям плохо, они ищут защиты у бога.

Прочти. Как девочка в первый раз увидела Мороза. Страшный он? Нет, скорее задорный. Как будто говорит: посмотрим, чего ты стоишь!

- Хотел ли Мороз ее заморозить? Почему не сделал этого? Ему полюбились мудрые речи девушки. Прочти.

- Сразу ли Морозко одарил девушку? Он е три раза испытывал.

- что она отвечала каждый раз? Какие качества характера проявлялись?

В родном доме девочка много работала, слова доброго не слыхала. Оттого, что не баловала ее жизнь, девочка была благодарна за малое. Она привыкла к трудностям, закалилась, смирилась. В русских сказках отражена народная мудрость. В этой сказке Морозко не просто выдуманный герой. Он – олицетворение сил природы. На протяжении всей жизни человеку приходится учиться переносить трудности. Быть природе другом, а не воином. Человек – часть природы.

Вывод: Учись сосуществовать мирно и тогда будешь вознагражден.

- Что получила девочка в этой сказке? Изменилась ли е жизнь к лучшему?

Продолжи вывод: Чтобы в жизни что – то получить, надо…

Чтение третьей части.

- Правда ли, что дома девочку никто не ждал?

Чтение четвертой части.

Итак, девочка вернулась домой с подарками. Как повела себя мачеха? Прочти.

- Почему не пожалел Мороз мачехину дочь? Почему по разному поступил с девочками?

4. Рефлексия.

- Справедливо ли закончилась сказка? Объясни.

Вывод: Падчерица – сама золото, получила подарки за добрую душу, за труд. Родная дочь наказана за лень, жестокость. Зависть.

- Какова роль Мороза в сказке?

- Чем отличается русский Дед Мороз от заграничных?

5. Домашнее задание.


-75%

Читайте также: