Конспект урока мировой океан и его части этапы изучения мирового океана

Обновлено: 07.07.2024

План-конспект урока географии

Разработала:

учитель географии

Урок по географии в 5 классе

Предмет: география

Уровень образования: основное общее образование

Тема: Мировой океан и его части

Тип урока: открытие нового знания

Форма проведения урока: путешествие

Участники: ученики 5 класса

Цель: сформировать представление о Мировом океане, его частях/

Задачи :Формировать понятия Мировой океан, моря, заливы, проливы,

Формировать способы деятельности учащихся: показывать океаны и моря, заливы, проливы, острова, полуострова по карте и наносить их на контурную карту; по карте описывать океаны, делать выводы о соотношении площадей океанов;

Раскрыть идею единства и целостности Мирового океана;

Познавательные УУД: формировать умения работать с информацией, с текстом учебника, выполнять логические операции самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания.

Коммуникативные УУД: формировать речевую деятельность, навыки сотрудничества, находить общее решение, умение аргументировать своё предложение, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

Регулятивные УУД: формирование умения строить жизненные планы, прогнозировать, слушать собеседника, управлять своей деятельностью, принимать и сохранять учебную задачу; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, проявлять инициативность и самостоятельность;оценивать. Корректировать знания;

Личностные УУД: формирование способности к самоопределению, ведению здорового образа жизни,

развивать сопереживания, эмоционально-нравственную отзывчивость на основе развития способности к восприятию чувств других людей. Основные понятия :океан, море, залив. пролив, течения.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема: Мировой океан и его части.

Цели : формирование представлений о Мировом океане и его частях, о рекордах мирового океана и распределении глубинных зон в Мировом океане.

1.Познакомиться с Мировым океаном и его основными частями;

2.Познакомиться с новыми понятиями, терминами и новыми географическими объектами;

3.Продолжить формирование представления о Мировом океане как непрерывном водном пространстве;

4.Продолжить формировать умение работать с географической картой.

Планируемые образовательные результаты:

- называют и показывают океаны в составе Мирового океана и их части.

- показывают границы океанов, определяют их количество.

- отвечают на вопрос, как распределяются глубины в мировом океане, о видах морей, о глубоководных зонах Мирового океана, границах между океанами, формах рельефа на дне океана.

- находят и отмечают на контурной карте различные глубинные зоны океана.

- выявляют закономерности распределения глубин в мировом океане.

Метапредметные:

- ставят задачу под руководством учителя;

- планируют свою деятельность под руководством учителя;

- оценивают работу одноклассников;

- выявляют причинно- следственные связи (почему в поверхностных водах богаче и разнообразнее животный и растительный мир.

- определяют критерии для сравнения фактов и явлений (пример: внутренние и окраинные моря).

Проблемный вопрос: Можно ли выделить большее количество океанов в составе Мирового океана.

Оборудование: физическая карта мира, карта океанов, атласы, контурные карты, TV – видеоролик, презентация.

Оформление доски: карта, разноцветные магниты с российскими флагами, вопросы рефлексии.

Персоналии : Огюст Пикар, Фернан Магеллан, Христофор Колумб, Васко-да Гама, Крузенштерн и Лисянский.

Краткое содержание урока

Соотношение суши и океана.

Происхождение воды на Земле.

О рекордах Мирового океана.

О крупных частях Мирового океана.

Глубинные зоны Мирового океана.

Значение Мирового океана для планеты.

Опорные знания:

Гидросфера и её части.

Мировой океан и его части (моря, заливы, проливы).

Мировой океан, Тихий океан, Атлантический океан, Индийский океан, Северный Ледовитый океан, Южный океан, море (межостровное, окраинное, внутреннее), заливы, проливы (соединяют океаны, моря ), материковая отмель (шельф), материковый склон, ложе океана, глубоководный жёлоб, срединно - океанический хребет.

Этапы урока.

Организация начала урока. (2 мин.)

Мотивация учебной деятельности.

Фрагмент фильма о Мировом океане.

Вопрос: Что является частью гидросферы водной оболочки Земли?

Мировой океан.

Что выделяется в составе Мирового океана?

Отдельные части: океаны, моря, заливы, проливы.

Записываем число и название темы в тетрадях. (11 октября. Мировой океан и его части).

Вопрос: О чём мы должны узнать сегодня на уроке?

Выяснить что такое Мировой океан?

Из каких частей состоит Мировой океан?(океаны, моря, заливы, проливы)

О рекордах Мирового океана.

Как распределяются глубины в мировом океане?

Проблемный вопрос: Является ли Мировой океан однообразным по составу природным объектом. Почему?

Актуализация учебной деятельности.

Вспомним, что такое гидросфера? Из каких частей она состоит?

Составим логическую цепочку состав гидросферы. (слайд )

Вопрос: Какие существуют версии о происхождении воды на Земле? (слайд )

Вода выделилась из верхней мантии.

Вода выделяется из космоса.

Основной частью гидросферы является Мировой океан.

Дайте определение, что такое Мировой океан?

Мировой океан- это основная часть гидросферы, непрерывная, но не сплошная оболочка земли, окружающая материки и части света.

Мировой океан – это совокупность океанов морей земли, воды которых образуют непрерывную океаносферу.

Характерной особенностью Земли отличающей её от других планет Солнечной системы, является наличие огромных масс воды.

S Земли =510 млн. км 2 (слайд)

В тексте на с. 77 в учебнике найдите чему равна S Мирового океана- 361 млн. км2.-71% поверхности Земли. Соответственно S суши 149 млн. км2.-29%

В древности материк Пангею окружал древний океан Панталасса, он занимал половину земного шара.

Почему тогда наша планета не называется океаном?

Чтобы ответить на вопрос вспомните, из каких слоёв состоит Земля (ядро, мантия, земная кора).

Какова толщина земной коры ? (океанической 5-10км, материковой 30-80 км.) Слой земной коры толще, поэтому и планета – Земля.

Из каких крупных частей состоит Мировой океан?

Изучаем данные таблицы на с.77 (слайд таблица об океанах)

Покажите на карте все океаны (слайд Части Мирового океана)

Учёные выделяют Южный океан, почему?

Южный океан . – в 1937 г. Международная гидрографическая организация выделила Южный океан, условное название 3х океанов, окружающих Антарктиду, не имеет чёткой северной границы, очерченной островами и континентами до 60° ю.ш. Решение принято, из-за уникальности вод, окружающих Антарктиду. S 20327 млн. км2. Максимальная глубина Южно-Сандвичев жёлоб 7235м.Но потом от этой идеи отказались. В 2000г. вновь принято решение о выделении Южного океана.

Пока учёные спорят выделятьЮжный океан или нет, мы будем считать, что их четыре.

Посмотрите , как проходят границы океанов? В учебнике с. 78, рис. 44.

Покажите на карте границы океанов. ( слайд границы океанов)

Ответ: Вдоль побережий материков, где материки заканчиваются, проводится меридиан через южную оконечность Африки, Южной америки, остров Тасманию до Антарктиды.

Граница Северного Ледовитого океана вдоль побережий Северной Америки и Евразии, через остров Гренландия по Северному полярному кругу.

Вопрос: Что является частью океана?

Прочитайте определение, что такое море на с. 77 в учебнике и расскажите. (слайд –моря)

Вопрос: На какие группы по степени обособленности подразделяются моря? (окраинные, внутренние, межостровные).

Приведите примеры, покажите на карте.

Вопрос: Какие части можно выделить в океанах и морях?

Залив – часть океана (моря), вдающаяся в сушу, но свободно сообщающася с морем, океаном. Пример: Бискайский, Мексиканский, Бенгальский заливы.(слайд – заливы)

Пролив – сравнительно неширокое водное пространство, ограниченное с двух сторон берегами материков или островов. Пример: Дрейка, Магелланов, Дрейка, Гибралтарский.(слайд- проливы).

Таким образом является ли Мировой океан однообразным природным объектом. Нет. Почему? (В нём есть океаны, моря, заливы, проливы).

Почему мы объединяем все части в единый Мировой океан?

Из любой точки мы можем совершить кругосветное плавание и вернуться назад в эту же точку. Сейчас мы попытаемся это сделать.

Мы с вами отправляемся в кругосветное плавание.

Определите координаты порта Санкт Петербург из которого мы начнём путешествие. ( в атласе с.42-43 физическая карта Европы)

Санкт Петербург 60°с.ш. 31°в.д. Город находится на побережье какого моря, залива, смотрим к бассейну какого океана относится?( Балтийского моря- внутреннего, Финского залива, относится к бассейну Атлантического океана).

У океанической воды есть важные свойства: температура и солёность.

В чём измеряется солёность? ( в промилле 1000я доля вещества.

Средняя солёность Мирового океана 35 промилле, то есть в 1 литре океанической воды содержится 35 граммов растворённых веществ.

Задача: Средняя солёность поверхностных вод Балтийского моря 8 промилле,

Определите сколько граммов соли растворено в 3х литрах его воды?

Ответ: 3×8=24 грамма соли.

По карте определите: Какова средняя глубина Балтийского моря 0-200м.

Да средняя глубина 50метров.

Вопрос: Какие проливы проплываем: Каттегат и Скагеррак.

И вот мы в просторах какого моря? Северного. Какое оно? (окраинное, мелководное, на дне таких морей много нефти и газа).

По какому океану мы плывём? – Атлантическому. Что вы знаете о происхождении названия океана? Кто впервые пересёк океан? (викинги 1000 лет назад, Х.Колумб в 1492г., Фернан Магеллан, когда совершал кругосветное плавание).

Большинство людей любят плавать, нырять. На с.79 в учебнике фотография, рассмотрите и скажите, как называется этот редкий вид спорта и человек, ныряющий на большую глубину без акваланга.- Фридайвинг (фридайвер)

Рассмотрим глубинные зоны Мирового океана.

В учебнике с. 79-80 прочитайте текст и рассмотрите рисунок.

По профилю назвать основные глубинные зоны океана:

(слайд профиль океана)

Материковая отмель (шельф)- наиболее богат жизнью, почему?

Ложе океана. Здесь заканчивается материк и располагается дно океана.

Глубоководные желоба. (Глубоководные впадины на дне океана, возникают в результате движения литосферных плит).

Срединно-океанические хребты (в месте расхождения литосферных плит, с ними связано извержение подводных вулканов.

Рассмотрим на карте океанов основные глубинные зоны Атлантического океана. Назовите их по карте. (Срединно-Атлантический хребет,Северо- Американская котловина, Бразильская котловина, Африкано-Антарктическое поднятие,Ангольская котловина, Канарская котловина).

Отметьте их на к/карте. (3 минуты).

В Атлантческом океане есть море без берегов. Как оно называется?

Саргассово море. Расскажите о нём. (слайд ).

Чем оно отличается? По какому признаку выделяется?Водоросли прикрепляются ко дну?

Причина образования моря и скопления водорослей. Здесь сходятся течения и происходит благоприятное для живых организмов перемешивание воды.

Здесь образуется большое скопление мусора. Почему? Течения приносят разнообразный мусор.

Мы совершаем остановку у берегов Бразилии в порте Рио-де- Жанейро.

Остров, 2. Жёлоб, 3. Море, 4. Залив, 5. Пролив, 6.Шельф,

7. Материковый склон, 8. Ложе океана.

Материковая отмель, находящаяся ниже уровня океана до глубины 200м.

Глубоководная океаническая равнина, покрытая осадочными породами.

Сравнительно неширокое водное пространство, ограниченное с двух сторон берегами материков и островов.

Небольшой участок суши, окружённый водой.

Часть океана более или менее обособленная от него сушей или возвышенностями подводного рельефа.

Глубоководная впадина.

Часть океана (моря), глубоко, вдающаяся в сушу и свободно соединяющаяся с морем (океаном)

Часть дна океана с глубинами 200-3000метров.

Ключ: 6, 8, 5 ,1 , 3, 2 ,4 ,7.

Затем мы продолжаем наше плавание и продолжим путь к Африке. Кто первым обогнул Африку и совершил путешествие в Индию? (Васко-да-Гама). По какому океану мы проплываем?

Индийскому. Что вы знаете об Индийском океане?

Остановка на острове материкового происхождения – Мадагаскаре.

Далее мы плывём по Тихому океану, проплываем самое большое море - Филиппинское и совершаем остановку в Австралии в г. Сиднее.

Кто первым переплыл Тихий океан? Почему он назван Тихим?

Какой самый глубоководный жёлоб на дне Тихого океана.

Что вы знаете о человеке первом спустившимся на дно Марианской впадины? (Жак Пикар).

Следующая остановка у берегов Северной Америки в Сан- Франциско.

Чтобы попасть в Северный Ледовитый океан мы плывём на север, проплываем пролив межлуЕвразией и Северной Америкой. Как он называется?( Берингов).

Проплываем вдоль побережья материка Евразия, самое чистое море Чукотское, самое ледовитое море – Восточно – Сибирское, совершаем остановку в порте Мурманск, незамерзающий порт, за полярным кругом, благодаря тёплому Северо – Атлантическому течению.

Что вы знаете об образовании и исследовании Северного Ледовитого океана?

Далее мы плывём на юго- запад до Северного моря и через проливы по Балтийскому морю возвращаемся в порт Санкт-Петербург.

Подведение итогов урока.

Таким образом: Какой вывод мы можем сделать о Мировом океане? Он един!

Какова его площадь, средняя и максимальная глубина(361 млн. км2, глубина 3,5 км, максимальная 11022м).

Мировой океан включает в себя, составим логическую цепочку- Мировой океан-4 океана (какие?)-моря(подразделяются: внутренние, окраинные, межостровные)-заливы-проливы.

Глубинные зоны океана включают:

Шельф-материковый склон-ложе океана-котловины-срединно-океанические хребты-желоба.

Составьте синквейн:

1я строка- 1 слово- понятие или тема (существительное)

2я строка- описание этого действия (прилагательные)

3я строка – 3 слова – действия (глаголы)

4я строка – содержательная фраза

5я строка – одно заключительное слово (предложение) определяющее эмоциональное отношение ко всему сказанному.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по теме мировой океан и его части.Применялся на открытом уроке.

Конспект урока по географии в 6 классе

Цель: формирование представления о Мировом океане, его составных частях.

Задачи урока:

Образовательные: формировать у учащихся представление о водной оболочке Земли, распределении на Земле её составных частей. Создать общее представление о своеобразии, неповторимости планеты Земля.

Развивающие: продолжить работу по формированию навыков у учащихся работать с учебником, печатным материалом, ПК. Развивать умения логически мыслить и лаконично излагать свои суждения, развить навыки самостоятельного поиска необходимой информации.

Воспитательные: воспитывать чувство интереса к открытиям на уроке, самооценки, самоконтроля и дисциплины. Привлечь учащихся к активной познавательной деятельности.

Тип урока: комбинированный

Основные методы обучения: частично-поисковый, практический.

Формы организации учебно-познавательной деятельности: фронтальная, групповая.

Оборудование: карта полушарий, атласы, рабочие тетради, презентация по теме урока, проектор, компьютер, учебник Т.П. Герасимовой: Начальный курс географии (6 класс)

Структура урока.

Изучение нового материала.

Оценивание знаний учащихся.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Слайд №1.(Приложение №1)

1.Приветствие, психологический настрой.

Я рада приветствовать вас.

- Я желаю вам плодотворной работы. Думаю, что сегодня урок позволит вам подняться на ступеньку выше. Успехов вам и удач!

2.Проверка готовности учащихся к уроку.

-Проверьте все ли лежит у вас на столе: учебник, тетрадь, атлас, рабочая тетрадь.

Проверяют готовность к уроку.

- Для того чтобы перейти к изучению новой темы, мы должны проверить, на сколько хорошо вы знакомы с уже изученным материалом по гидросфере. Откройте домашний параграф, повторите.

Восстанавливают-ся знания, необходимые для повторения темы прошлого урока.

Повторяют домашний параграф.

- Ребята, что мы изучали на прошлом уроке?

Вашему вниманию предлагается несколько вопросов, на которые следует дать ответы.

1. Водная оболочка Земли:

2. Пресными водами гидросферы являются:

Воды Мирового океана.

Внутренние воды суши.

3. Запасы пресных вод на суше постоянно возобновляются благодаря:

Круговороту воды в природе.

4. Вода на суше может находиться в следующем состоянии:

Только в жидком.

В жидком и твёрдом.

5. Вода гидросферы может находиться:

Только в жидком состоянии.

В жидком, твёрдом состоянии.

В жидком, твёрдом, газообразном состоянии.

6. Поставщиком пресной воды на суше является:

По завершении работы производится самоконтроль (ключ и критерии оценок проецируются на экран). Слайд №3.

Ключ: 1.Гидросфера; 2.Внутренние воды суши; 3.Круговороту воды в природе; 4. В жидком и твёрдом; 5. В жидком, твёрдом, газообразном состоянии; 6. Мировой океан

Отвечают на вопрос (Гидросферу).

Отвечают на вопросы теста письменно в тетради.

Дети самостоятельно проверяют выполненную работу и ставят себе оценку.

Изучение нового материала

-Ребята посмотрите картины замечательного русского художника - мариниста.

Слайды №4 -8. Фоном звучит шум моря.

-Ребята скажите, что общего изображено на картинах?

Кто может назвать автора этих картин?

-Как вы думаете, что мы будем изучать на уроке?

-Моря – это часть Мирового океана, а следовательно, как будет звучать тема нашего урока?

Запишите дату и тему урока в тетрадь.

Сегодня цель нашего урока является формирование представления о Мировом океане, его составных частях.

Звучит шум моря. (Приложение№2)

Учитель читает эпиграф к уроку:

«Встречаясь с морем, Вы совершите удивительное путешествие в страну чудес: смена впечатлений взволнует Ваше воображение. Вы не устанете изумляться увиденному.

Жюль Верн

- Сегодня мы приступим к изучению самой большой части гидросферы - Мирового океана.

-Да, Мировой океан - это совокупность всех океанов. Слайд №12

-Найдите в учебнике на стр.71 определение Мирового океана .

- Какова площадь земного шара?

- На Мировой океан

приходится 362 млн.кв.км. (3/4 поверхности Земли) Слайд №13

-Запишите в тетрадь определение и площадь Мирового океана.

Океаны и их границы.

- Из-за того, что на Земле находится почти вся вода солнечной системы, ее называют водной планетой. Эта вода заполняет 4 огромные впадины, образуя 4 океана: Тихий, Атлантический, Индийский и Северный Ледовитый. Благодаря им, Мировой океан в настоящее время, принято делить на 4 части (но некоторые ученые выделяют 5-ый - Южный океан).

- Океаны – самые крупные части Мирового океана.

- Границы океанов проводят по материкам и островам, а в водных просторах условно по меридианам от крайних южных точек.

Показываю по карте границы океанов.

-Найдите океаны на карте океанов в атласе и покажите их на карте мира.

- Ребята, сегодня на нашем уроке учителями-экскурсоводами будут 2 ученика вашего класса: Попкович Яна и Соколов Паша. Они подготовили информацию об океанах. Давайте их послушаем.

Моря.-Определите, о какой части океана идет речь. Слайд №14

Шириною широко,
Глубиною глубоко,
День и ночь о берег бьется,
Из него вода не пьется,

Потому что не вкусна –
И горька, и солона.

-Найдите в учебнике на стр.72 определение моря.

-Запишите в тетрадь определение моря.

- Во всех океанах есть моря. На Земле 54 моря.

- По местоположению выделяют группы морей: Окраинные (Береговая линия менее извилистая, оно открыто к океану своими водами) и Внутренние (Береговая линия моря очень извилистая, оно окружено сушей).

Выполните задание, представленное на слайде

Заливы.-Определите, о какой части океана идет речь.

Он у моря – как язык,
Он берега лизать привык,
И пляж в часы разлива
Он вылизал на диво.

- Правильно, в Мировом океане есть еще заливы.

- Найдите в учебнике на стр.72 определение залива

-Запишите в тетрадь определения залива.

- Скажите, частью какого океана они являются. (Северного Ледовитого, Индийского, Атлантического).

-Найдите еще 2 залива. Частью, какого океана они являются?

Проливы.-Определите, о какой части океана идет речь. Слайд №17

Он ведет из моря в море
Не широк – всего верста
И в нем, как в школьном коридоре,
И шум, и звон, и теснота.

- Найдите в учебнике на стр.73 определение пролива

-Запишите в тетрадь определения пролива.

- Такая часть Мирового океана как пролив играет очень важную роль для мореплавателей. Например, в далёком 16 веке великий путешественник Фернан Магеллан открыл путь из Атлантического в Тихий океан, пролив был назван в его честь – Магелланов пролив. Найдите его на карте океанов.

-Части Мирового океана соединяются между собой проливами, а части суши- разделяются.

- Найдите на карте атласа пролив, который соединяет Тихий и Атлантический океан, его ширина 1120 км, он называется пролив Дрейка и является самым широким.

- Найдите на карте атласа самый длинный пролив – Мозамбикский – 1760 км. , он разделяет Африку и о. Мадагаскар.

-Найдите еще 2 пролива (какие части суши они разделяют, какие части Мирового океана соединяют?)

Затеняю компьютерный экран.

Встаньте рядом со своим стулом.

Закройте глаза, посчитайте до 5.

Откройте глаза, найдите перед собой самую дальнюю точку, посмотрите на неё и сосчитайте до 5.

А над морем чайки кружат,
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя,
А над морем - мы с тобою!

(машут руками)

Мы теперь плывем по морю
И резвимся на просторе.
Веселее загребай
И дельфинов догоняй.

(плавательные движения руками)

Поглядите: чайки важно
Ходят по морскому пляжу.

(ходьба на месте)

Сядьте, дети на песок,
Продолжаем наш урок

(садятся за парты)

- Ребята, а кроме водных объектов, что еще можно увидеть в водах Мирового океана?

Слайд №18 -19

- Вы заметили, что кроме огромных водных пространств, на поверхности Земли есть ещё и суша, на которую приходится 149 млн.кв.км.

Суша в Мировом океане тоже состоит из нескольких частей. Давайте с ними познакомимся. Это материки, полуострова, острова, архипелаги. Материки – огромные участки суши, со всех сторон или почти со всех сторон окружённые водой. – Какие материки вы знаете? Покажите их на карте.

– Кроме материков, участками суши являются полуострова. Чем они отличаются от материков?

( Полуостров – это часть суши, окружённая с трёх сторон водой. Например: Аравийский, Индокитай, Индостан, Калифорния, Камчатка, Лабрадор, Скандинавский, Сомали, Таймыр, Флорида).

-Найдите на карте перечисленные полуострова. – Также участками суши являются острова. Чем они отличаются от материков? От островов? (Остров – это часть суши, окружённая со всех сторон водой. Например: Великобритания, Гренландия, Исландия, Калимантан, Мадагаскар, Новая Гвинея, Новая Зеландия, Огненная Земля, Сахалин, Тасмания).

-Найдите на карте перечисленные острова. Выделяют части океана и островные архипелаги. Архипелаг – это группа остров, находящихся близко друг от друга. Н-р: Канадский Арктический архипелаг.

Технологическая карта урока географии

Цель урока: сформировать представление о Мировом океане как об основной части гидросферы и познакомиться с его составными частями; определить его значение для природы Земли и человека.

- формировать понятия Мировой океан, моря, заливы, проливы;

- формировать способы деятельности учащихся: показывать океаны и моря, заливы, проливы на карте и наносить их на контурную карту;

- способствовать развитию воображения, творческой активности учащихся, а также памяти, внимания, логического мышления;

- по карте описывать океаны, делать выводы о соотношении площадей океанов;

- раскрыть идею единства и целостности Мирового океана;

- содействовать быстрой актуализации и практическому применению ранее полученных знаний, умений и способов действий;

- содействовать осознанию учащимися важности изучаемого предмета;

- помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности;

- содействовать развитию у детей умений общаться;

- воспитывать географическую культуру и эстетическое восприятие географических объектов через литературные произведения.

Планируемые результаты в том числе и формирование УУД:

- предметные: знать определение понятий: “Мировой океан”, “части Мирового океана” (океаны, моря, заливы, проливы); географическую номенклатуру; виды движения воды в океане; соленость вод Мирового океана; уметь определять географическое положение океана, моря, залива и пролива.

1.Регулятивные УУД: развитие умения осуществлять действия по образцу и заданному правилу, целеполагание, осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля, способность к организации, планированию различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой).

2.Коммуникативные УУД: формирование умения высказывать собственную точку зрения, организация совместной деятельности, объяснять и доказывать свой выбор и выполняемые действия; развитие способности к связной логически целесообразной форме речи.

3.Познавательные УУД: Формирование умения анализировать, сравнивать и обобщать информацию, составлять устные высказывания, структурировать полученные знания, адекватно оценивать свои действия.

- личностные УУД: формировать навыки сотрудничества в учебной деятельности; воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, уважение к чужому мнению; развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности; готовность к самообразованию и саморазвитию.

Основные понятия: океан, море, залив, пролив, течения.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Формы работы учащихся: фронтальный опрос, работа в парах, самоконтроль, самостоятельная индивидуальная работа с взаимопроверкой.

Оборудование: учебник, глобус, карта океанов, карточки с заданиями, словари, диаграмма.

Здоровьесберегающие технологии на уроке: Соблюдение гигиенических требований к кабинету (чистота, свежий воздух); благоприятный эмоциональный настрой; смена деятельности.

Ребята, у меня в руках несколько предметов:

ракушка, камень галька, бутылка с запиской внутри…

Запишите тему урока в тетрадь.

Ребята, посмотрите, (показать на глобус) площадь Земного шара 510 млн.кв.км. Площадь суши-149 млн.кв.км. Чему равна площадь всех вод на нашей планете? (ребёнок высчитывает на доске)

Сегодня мы отправимся в путешествие по Мировому океану, ведь как мы уже выяснили на прошлых уроках, практически все великие географические открытия были сделаны путешественниками, которые бесстрашно бороздили водные просторы океана.

Подумайте и скажите, что бы вам сегодня хотелось узнать?

1. Что такое Мировой океан и каковы его размеры?

2. Сколько океанов на земле и чем они отличаются друг от друга?

3. Из каких частей состоит Мировой океан?

4. Что заставляет воды Мирового океана двигаться?

5. Почему вода в океане солёная?

-А чтобы понять с чего начнётся наше путешествие, отгадайте загадку.

Включить шум прибоя

А как же современные ученые дают определение, что такое океан.

(дети зачитывают определения из словарей )

Океан — это водное пространство, покрывающее собой бо́льшую часть поверхности Земли и окружающее материки и острова.(Толковый словарь Дмитриева)

Океан – это водное пространство земного шара вне суши (Энциклопедический словарь географических терминов под ред. С.В.Калесника)

А как в нашем учебнике записано определение? Стр. 98

Мировой океан - это самый большой водоём нашей планеты.

Запишите в тетрадь одно из определений (наиболее точное на ваш взгляд):

-Если бы Мировой океан покрывал всю поверхность нашей планеты, то выделить в нём части было не возможно. Но в океане есть суша: материки и острова. Они делят единый Мировой океан на океаны и моря. Деление это условное, то есть люди условились делить Мировой океан именно на эти части.

Итак, какие же океаны выделяют в Мировом океане.

Найдите на карте Атласа, все названия мировых океанов:

Северный ледовитый океан

Южный океан (выделение южного океана до сих пор спорно)

Южный океан впервые был выделен в 1650 году голландским географом Бенхардом Варениусом. Южный океан – до недавнего времени условно выделяемая акватория, окружающая Антарктиду. В 2000 году международная картографическая организация приняла решение именовать воды от Антарктиды до 60° ю.ш. Южным океаном. В пользу этой версии свидетельствовали многочисленные исследования ученых, доказавших, что эта акватория уникальна по своей геологии, геофизике и природному миру. Но решение это не было ратифицировано, хотя, начиная с XXI века термин "Южный океан" встречается на всех картах мира. В действующем определении океанов от 1953 года Южного океана нет.

Мы выяснили, какие океаны входят в состав Мирового океана, теперь давайте познакомимся с ними подробнее, ведь каждый океан уникален:

Варианты поиска знаний:

Работа с текстом учебника: записать название океана, определить и выписать не менее двух отличительных черт океана и глубину (учебник стр. 100)

Учитель предлагает выбрать характеристику океанов, заполнить таблицу

Работа выполняется в группах, затем каждая группа озвучивает свою работу, выкладывая кластер на доске.

А мы продолжаем путешествие, а чтобы понять, куда мы поплывём дальше отгадайте следующую загадку.

Обманывать не стану,

— Я меньше океана,

Но я большое, всё же,

На океан похоже.

Могу спокойным быть,

Могу и заштормить.

Есть у меня всегда

Море – это часть океана, отделенная от него островами и полуостровами, отличающаяся от остальной части океана свойствами воды и особенностями животного и растительного мира.

Записать определение в тетрадь. -А кто знает какое море самое большое, самое глубокое, самое солёное, самое тёплое? (Б-Саргасово-7 тыс.км. Глубокое - Филлипинское более 10 тыс. м) (Показываю по карте)

Саргассово море – расположенное в северной части Атлантического океана это море включено в книгу рекордов Гиннеса как самый большой участок спокойной воды. Около 6 млн. кв. км. моря покрыто водорослями саргассум. Такое большое скопление растений видно даже из космоса.

Филиппинское море расположено в бассейне Тихого океана. Оно не имеет четких сухопутных границ. Площадь данного моря составляет 5 726 000 км², что делает его вторым морем в мире по площади. . Температура вод в Филиппинском море довольно теплая. На севере от 15-28 и на юге до 27-29 градусов по Цельсию.

Самое соленое море на планете — Мертвое море. Оно в 10 раз соленее, чем средний показатель по океану. Такая высокая соленость объясняется тем, что в него вливается только одна небольшая река Иордан, не вытекающая никуда, климат очень жаркий, происходят сильные испарения, а дожди выпадают очень редко. Поскольку Мертвое море никак не связано с океаном, мнения ученых по поводу него расходятся: одни считают его морем, другие – озером.

Мертвое море не зря называют мертвым – здесь никто не живет, кроме некоторых бактерий, даже водоросли не выживают в такой соленой воде. Но вот купаться в такой воде и мазаться грязями, которые есть на побережье, полезно. Полезен и воздух Мертвого моря – он насыщен кислородом на 15% больше, чем в других уголках Земли, поскольку море находится ниже уровня океана. Утонуть в Мертвом море невозможно – вода настолько соленая, что держит человека на своей поверхности.

-Куда же мы движемся дальше?

Для этого вновь загадка.

Он ведёт из моря в море

Не широк - всего верста

И в нём как в школьном коридоре,

И шум, и звон и теснота. (Пролив)

Найдите в учебнике на стр. 101 рис. 56 пролив и попытайтесь самостоятельно дать определение понятию пролив.

Пролив – это узкое водное пространство, ограниченное с двух сторон сушей.

Самый широкий пролив - Дрейка, названный в честь капитана Фрэнсиса Дрейка.

Записали определение в тетрадь. Вновь продолжаем путешествие и отгадываем загадку.

Участок водный, где всегда

Укрыться могут все суда. (залив)

Найдите в учебнике на стр. 101 рис 56 любые заливы и попытайтесь самостоятельно дать определение понятию залив.

А теперь давайте сравним с определением в учебнике. (стр. 101)

Залив – это часть водного пространства, глубоко впадающая в сушу.

Самый крупный залив - Бенгальский.

А чем отличается море от залива? (Залив всегда омывает берега суши, а море не всегда).

Ребята, что нам поможет плыть по водам океана? Что заставляет воды мирового океана двигаться? Что является главной причиной образования волн? ( ветер).

Именно он вызывает волнение, гонит воду по поверхности океанов, образуя течение. Средняя высота волн – 3-7 м., максимальная – до 30 м.

А, что такое течение?

В тетрадь – Течение это перемещение воды в горизонтальном направлении.

Посмотрите рис. 54 на стр. 99. О чем нам говорит легенда карты? Синим - изображены холодные течения, красным – теплые.

Течения бывают теплые и холодные (показываю на карте)

Мореплаватели о наличии океанических течений узнали практически сразу, как только начали бороздить воды Мирового океана. Вспомните роман Жюля Верна "Дети капитана Гранта" потерпевшие кораблекрушение моряки бросили в воду бутылку с письмом, в котором сообщали свои координаты. А другие моряки ее выловили. Причем бросили бутылку в Тихом океане, а выловили - в Атлантическом.

Ребята, а какая на вкус морская вода? (соленая). В водах океанов и море растворены почти все известные на Земле вещества, более 60 элементов. Особенно много в воде поваренной соли. Именно она и придает ей солёный вкус. Если всю морскую соль в сухом виде распределить по поверхности суши, то ее слой составит почти 150 м.

Герасимова Т.П., Неклюкова Н.П. География. Начальный курс географии. - М.: Дрофа, 2010.

8. Цель урока: Изучение Мирового океана и его частей

1. Обучающие : Сформировать знания учащихся о частях мирового океана: океанах, морях, заливах, проливах.

2. Воспитательные : Воспитать интерес к познанию окружающего мира , бережное отношение к природе, здоровый образ жизни, экологическую культуру.

3. Развивающие : Развить умение определять географическое положение моря или другого водного объекта.

Тип урока – изучение нового материала.

Формы работы учащихся - фронтальная, индивидуальная.

Необходимое техническое оборудование – телевизор, DVD-плеер, атлас.

Авторский медиапродукт: мультимедийная презентация PowerPoint – 28 слайдов.

Структура и ход урока

I . Организационный момент.

Учитель приветствует учащихся, отмечает отсутствующих.

Ученики приветствуют учителя, называют отсутствующих.

1. Что такое гидросфера? Из каких частей она состоит?

2. В какой части гидросферы содержится самый большой объем воды? В какой части содержится самый маленький объем воды?

Учащиеся отвечают на вопросы учителя.

III . Изучение нового материала. Учитель организует показ мультимедийной презентации. Учащиеся смотрят презентацию, по указанию учителя записывают основные понятия в тетрадь.

Слайд № 2. Мировой океан

Мировой океан — основная часть гидросферы, составляющая 94,2 % всей её площади, непрерывная, но не сплошная водная оболочка Земли, окружающая материки и острова, и отличающаяся общностью солевого состава.

Слайд № 3. Краткая справка

Площадь : 361,3 млн км² (71 % земной поверхности)

Объем : 1340,7 млн. км³ (1/800 земного объема и 96,5% всего

количества воды на планете)

Средняя глубина : 3711 м

Максимальная глубина : 11022 м (Марианский желоб)

Средняя температура : 3,73° С

Средняя соленость : 34,72‰

Водный баланс : осадки – 458 тыс км³/год, испарение – 505 тыс км³/год, речной сток – 47 тыс км³/год

Слайд № 4. Участки суши

Мировой океан разделен участками суши, это:

материки - крупные участки суши, окруженные водой;

острова - участки суши (обычно естественного происхождения), окружённый со всех сторон водой и постоянно возвышающийся над водой даже в период наибольшего прилива;

полуострова - части суши, одной стороной примыкающие к материку или острову, а со всех остальных сторон окружённая водой;

архипелаги - группа островов, расположенных близко друг к другу и имеющих обычно одно и то же происхождение (материковое, вулканическое, коралловое) и сходное геологическое строение.

Слайд 5. Ответьте на вопросы

Какие материки вы знаете? Покажите их на карте.

Назовите самый большой материк.

Назовите самый маленький материк.

Назовите самый холодный материк.

Назовите самый жаркий материк.

Какие острова вы знаете? Покажите их на карте.

Какие полуострова вы знаете? Покажите их на карте.

8. Найдите на карте архипелаги: Новая Земля, Японские острова, Британские острова, Новая Зеландия.

Учащиеся отвечают на поставленные вопросы.

Слайд 6. Части мирового океана

К частям мирового океана относятся: океаны, моря, заливы, проливы.

Материки и острова делят единый Мировой океан на четыре части — четыре океана:

Северный Ледовитый океан

Слайд 8. Физическая карта полушарий

Слайд 9. Тихий океан

Тихий океан - самый большой океан на Земле. Площадь Тихого океана составляет 179,7 млн. кв.км, средняя его глубина 3984 м, максимальная - 11022 м (Марианская впадина), объем воды - 723,7 млн. куб.км.

Тихий океан занимает половину всей водной поверхности Земли, и более тридцати процентов площади поверхности планеты.

Тихий океан - самый большой по площади, самый глубокий и самый древний из океанов. Главные его особенности - большие глубины, частые движения земной коры, множество вулканов на дне, огромный запас тепла в его водах, исключительное разнообразие органического мира.

Слайд 10. Атлантический океан

Атлантический океан - второй по величине океан Земли после Тихого. Площадь Атлантического океана составляет 91,6 млн. кв.км.

Объем воды, вмещаемой Атлантическим океаном, равен четверти всего объема Мирового океана и составляет 329,7 млн. куб.км.

Средняя глубина - 3736 км., максимальная - 8742 (впадина Пуэрто-Рико).

Название океана произошло от имени титана Атласа (Атланта) в греческой мифологии

Слайд 11. Северный Ледовитый океан

Северный Ледовитый океан — наименьший по площади океан Земли, расположен полностью в северном полушарии, между Евразией и Северной Америкой.

Площадь океана составляет 14,75 миллионов км², объём воды — 18,07 миллионов км³.

Средняя глубина — 1225 м, наибольшая глубина — 5527 м в Гренландском море.

Большую часть рельефа дна Северного Ледовитого океана занимают шельф (более 45 % дна океана) и подводные окраины материков (до 70 % площади дна).

Слайд. 12. Индийский океан

Индийский океан — третий по размеру океан Земли, покрывающий около 20 % её водной поверхности.

Его площадь составляет 76,17 миллионов км², объём — 282,65 миллионов км³.

Самая глубокая точка океана находится в Зондском жёлобе (7729 м).

Индийский океан – самый молодой и самый теплый среди мировых океанов. Большая его часть находится в южном полушарии, а на севере он далеко заходит в материк, из-за чего древние люди считали его просто большим морем .

Слайд 13. Южный океан

Условная площадь 20,327 млн. км² (если принять северной границей океана 60-йградус южной широты). Наибольшая глубина (Южно-Сандвичев жёлоб) — 8428 м.

В 2000 году Международная гидрологическая организация приняла разделение на пять океанов, но это решение так и не было ратифицировано. В действующем определении океанов от 1953 года Южного океана нет.

Море - это часть океана, отличается от него свойствами воды (температурой, соленостью), течениями, организмами, обитающими в нем. От океана оно отделено островами, полуостровами или поднятиями дна.

В зависимости от обособленности от океана, моря бывают внутренними и окраинными.

Внутренние моря далеко вдаются в сушу и соединяются с океаном проливами.

Окраинные моря размещаются на окраинах материков. Они практически не прибегают в сушу и слабо обособленные от океана.

Слайд 15. Внутренние моря

Внутренние моря: Черное море, Эгейское море, Азовское море

Слайд 16. Окраинные моря

Окраинные моря: Баренцево море, Карское море, море Лаптевых

Слайд 17. Задание

Пользуясь картами атласа, определите, внутренними или окраинными морями являются моря:

Частями каких океанов являются эти моря?

Учащиеся выполняют задание. Делают вывод: Красное море — внутреннее море Индийского океана; Балтийское море является внутренним морем Атлантического океана; Охотское море является окраинным морем Тихого океана; Аравийское море является окраинным морем Индийского океана.

Слайд 18. Моря Тихого океана

Берингово, Охотское, Японское, Желтое, Беллинсгаузена Южно-китайское, Яванское, Тасманово море, Минданао, Флорес, Молуккское, Росса море, Серам, Соломоново

Слайд 19. Моря Северного Ледовитого океана

Окраинные моря (с запада на восток): Баренцево море, Карское море, море Лаптевых, Восточно-Сибирское море, Чукотское море, Море Бафорта, море Линкольна, Гренландское море, Норвежское Море

Внутренние моря: Белое море, море Баффина

Слайд 20. Моря Атлантического океана

Карибское море, Саргассово море, Мраморное море, Северное море, Эгейское море, Тирренское море, Черное море, Уэдделла море, Азовское море, Средиземное море, Балтийское море, Ионическое море

Слайд 21. Моря Индийского океана

Дейвиса море, Красное море, Аравийское море, Арафурское море, Андаманское море, Содружества море, Тиморское

Слайд 22. Определите географическое положение моря

1 вариант – Берингово море

2 вариант – Черное море

Действия по пунктам плана

1. Назвать и показать море

2. Географическое положение:

а) в Мировом океане

б) относительно других географических объектов

а) в какой части океана, между какими меридианами и параллелями находится, какова примерная протяженность;

б) какой частью берега каких материков, островов омывает; какими проливами соединено с океанами и морями

Учащиеся выполняют задание.

Слайд 23. Заливы

Залив — часть океана, моря или озера, глубоко вдающаяся в сушу, но имеющая свободный водообмен с основной частью водоёма.

К наиболее крупным заливам Мирового океана относятся заливы: Аляскинский, Бенгальский, Бискайский, Большой Австралийский, Гвинейский.

Покажите названные заливы на карте.

Учащиеся выполнят задание.

Слайд 24. Проливы

Пролив — водное пространство, расположенное между двумя участками суши и соединяющее смежные водные бассейны или их части.

ЗАДАНИЕ. Пользуясь картами атласа, определите, какие океаны соединяют: а) Берингов пролив; б) Магелланов пролив. Какие материки или острова разделяют эти проливы?

Учащиеся выполняют задание. Делают вывод: Берингов пролив соединяет Северный Ледовитый океан (Чукотское море) с Тихим океаном (Берингово море). Разделяет Евразию и Америку. Магелланов пролив соединяет Атлантический океан с Тихий океан. Разделяет континентальную Южную Америку и остров Огненная Земля.

Слайд 25. Физкультминутка

Упражнения для улучшения мозгового кровообращения:

1. Исходное положение - сидя на стуле, 1-2 - плавно наклонить голову назад, 3-4 - голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.

2. Исходное положение - сидя, руки на поясе. 1 - поворот головы направо, 2 - и.п., 3 -поворот головы налево, 4 - и.п. Повторить 6-8 раз. Темп медленный.

3. Исходное положение - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево, 2 - и.п., 3-4 - то же правой рукой. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.

2. Упражнения для снятия утомления с мелких мышц кисти

Исходное положение - сидя, руки подняты вверх. 1 - сжать кисти в кулаках, 2 - разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

Слайд 26. Физкультминутка для глаз

1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно читая до 5. Повторить 4-5 раз.

2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть, посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4-5 раз.

3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4-5 раз.

4. Посмотреть на указательный палец вытянутый руки на счет 1-4, потом перенести взгляд вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

5. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, осмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 1-2 раза.

I V . Закрепление нового материала

Учитель организует фронтальный опрос по пройденной теме.

Слайд 27. Ответьте на вопросы

1. Какова площадь мирового океана?

2. Назовите части мирового океана.

3. Назовите самый большой по площади, самый глубокий и самый древний из океанов.

4. Назовите самый молодой и самый теплый среди мировых океанов.

5. Назовите второй по величине океан Земли.

6. Назовите наименьший по площади океан Земли.

7. Что такое Южный океан?

8. Что такое окраинные моря? Приведите пример окраинных морей. Покажите их на карте.

9. Что такое внутренние моря? Приведите пример внутренних морей. Покажите их на карте.

10. Что такое залив? Что такое пролив? Какие проливы и заливы вы знаете? Покажите их на карте.

Учащиеся отвечают на поставленные вопросы, выполняют задание.

V . Домашнее задание

Слайд 28. Домашнее задание

На контурной карте полушарий подпишите все океаны, моря, заливы, проливы, острова и архипелаги, указанные в параграфе.

Похожие документы:

Конспект урока по общей биологии в 11 классе по программе . Имя урока: Гармония дряхлости и старости Тема урока: . , согласие; соразмерность частей и целого, слияние . через атмосферу, Мировой океан, почву. Слайд . бурундучата. Кладовые его наполняются самыми .

Уроков по географии 7 класс конспект урока № Тема: Что изучает география материков и океанов

Читайте также: