Конспект урока мир в начале 20 века 10 фгос

Обновлено: 07.07.2024

Урок всемирной истории для 10 класса по теме: Международные отношения в начале XX века

Всемирная история 10 класс

Урок 2.

Тема: Международные отношения в начале XX века.

Цель урока:

- объяснить причины и характер войны, стратегию и тактику военных действий.

- дать четкую картину опасности войны для человечества.

Задачи урока

Образовательные: С помощью конкретных фактов, доказательств и наглядных пособий показать, что решающую роль в войне играет военная техника. Война бывает справедливой и несправедливой. Раны, нанесенные войной, никогда не заживают. Особо следует указать, что война не может быть главным средством решения противоречий.

Развивающие: способствовать развитию у учащихся устной речи, исторического и творческого мышления, развития умения правильно формулировать ответы на вопросы, образно воссоздавать историческую обстановку и исторические явления.

Воспитательные: способствовать принятию ценностной установки, основанной на отрицании агрессии как способа разрешения конфликтов.

Методы работы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, творческо-поисковый.

Тип урока: Изучение нового материала.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, Презентация, выполненная в Power Point с портретами Сталина, Гитлера, Муссолини, Хирахито, Жукова, Чемберлена, Молотова, Риббентропа, Молотова подписывающего договор о ненападении, Гитлера в окружении своих генералов перед картой Европы.

Работа с понятиями: Фашизм, милитаризм, коммунизм, пакт о ненападении, мирный договор, Лига Наций, страны ОСИ, вооруженный конфликт, "Мюнхенский сговор", система коллективной безопасности, антикоминтерновский пакт, секретный протокол, сфера влияния.

Формы организации учебной деятельности: сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной форм обучения.

Методы обучения: словесный, наглядный, практический.

Тип урока: Комбинированный

Вид урока: смешанный

Структура урока:

1. Организационный этап. Целевая направленность.

2. Этап проверки домашнего задания.

4. Этап подготовки учащихся к активному усвоению знаний. Мини цель.

5. Этап усвоения новых знаний.

6. Этап закрепления новых знаний.

7. Этап информации учащихся о домашнем задании и инструктаж по его выполнению.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Мир в начале XX века.

· Получить представления о экономической, политической, социальной сферах в начале XX века.

· На основе материалов учебника, исторических источников, усвоить новые термины и их значения

· Систематизировать и закрепить исторический материал

· Проанализировать и дать собственную оценку обстановки на мировой арене в начале XX столетия

Начиная изучать исторические события, которые происходили в XX веке, необходимо упомянуть их главную особенность. Дело в том, что сегодня ещё живы участники некоторых этих событий, а потому предлагают свою трактовку к ним. Также, учитывая значимость многих событий, история представляет собой поле острой идеологической борьбы, которую используют в политических целях.

XX век внес глобальные изменения во все сферы жизни общества (экономическую, социальную, политическую и духовную). Однако вместе со всеми достижениями не стоит забывать и о том, что XX век, это время двух мировых и сотен локальных войн, по сумме которых человечество потеряло свыше 100 млн. человеческих жизней.

И, наконец, XX век – это век глобального изменения общественного развития и общественной мысли. Происходит переход к новой общественно – экономической формации – социализму. Наступает новая эра – Новейшая история.

Монополистическая стадия капитализма

На рубеже веков происходят экономические кризисы (1883, 1893, 1901-1902 и др.) в ходе которых основной удар приходился на мелкие и средние предприятия. В этих условиях, капитализм переходит в новую стадию – монополистическую.

1. Развиваются новые виды капиталистической собственности (акционерные общества)

2. Эволюционируют существующие экономические организации (тресты, синдикаты)

4. Организуется могущественная финансовая олигархия.

Империализм

Несмотря на то, что термин империализм, в виду политической конъюнктуры, в отечественной историографии используется сейчас крайне редко – в научном мире нет оснований от него отказываться т.к. он отражает объективную историческую реальность того периода.

Империализм обладает следующими чертами:

1. Абсолютное доминирование финансово – промышленных монополий

2. Вывоз капитала из колоний в интересах монополий

3. Борьба империалистических государств за гегемонию на международной арене

4. Обострение противоречий между антагонистическими классами.

Встает вопрос о разделении сфер влияния в колониях и независимых странах, и именно эта проблема станет доминирующей в начале XX века.

1. Начинается гонка вооружений. Инвестиции в милитаризацию экономики становятся выгодным вложением капитала.

2. Нарастают и усиливаются противоречия между трудом и капиталом. Растет рабочее движение

Вопросы и задания

1. Дайте определения следующим понятиям: трест, синдикат, картель, концерн, монополия, империализм

1. Проведите сравнительный анализ положения рабочих в Западной Европе и Японии. Подумайте чем можно объяснить такое положение рабочих?

Из речи Государственного секретаря по внутренним делам Кросса в палате общин 8 февраля 1875 года

Г. Дюмолар. Япония, 1904 г. Условия труда рабочих на фабриках Японии

Я осматривал фабрики в середине лета. Взрослые работницы прядильных фабрик были с головы до ног покрыты сыпью, работницы же в возрасте до 12 лет имели крайне изнуренный вид, благодаря жаре 111◦ Ф. Очевидно эта фабрика не имеет достаточного количества окон для надлежащего проветривания

Используя интернет, приведите не менее 5 цитат известных экономических и политических деятелей XX века, объясняющих ситуацию на международной арене в начале столетия. Объясните их выражения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

1 урок комплекса "Мир к началу XX века". Формирует знания о главных чертах развития Западного общества к началу XX столетия. На этом уроке начинается формирование знаний о специфике документального снимка.

Мир в начале XX века

Тип урока. Урок в традиционном режиме с компьютерной поддержкой.

Актуализировать знания учащихся о признаках индустриального общества.

Сформировать представления учащихся о наиболее общих особенностях развития Европейских стран в начале XX века.

Продолжить формирование представлений об особенностях документальной фотографии.

План изучения нового материала.

Технический прогресс, успехи и проблемы индустриализации

Изменения в условиях и образе жизни людей

Основные понятия урока: империя, конвейер, массовое производство;

Предъявляемые материалы эксперимента:

Выполненные исследовательские задания (2 сильных, 2 средних, 2 слабых);

Подготовка к уроку. Установка презентации (подключение колонок!).

Проведение урока.

Изучение нового материала.

Методические рекомендации по организации процесса обучения

Учитель сообщает, что сегодня речь пойдет об особенностях развития Западного общества на рубеже XIX - XX столетий.

Каждая особенность будет выводиться в виде тезиса на экран.

Учитель напоминает, что на рубеже столетий произошло становление индустриальных обществ в Западной Европе. Для того, чтобы вспомнить отличительные черты индустриального общества, необходимо освежить в памяти основные сферы жизни общества, с которыми учащиеся знакомились на уроках обществознания.

Ученики называют эти сферы (экономическая, социальная, политическая, духовная).

Далее на экран выводятся в произвольном порядке основные признаки индустриального общества. Далее работа может строиться в соответствии с одним из вариантов:

Учитель проводит небольшой тест в классе, завершающийся взаимопроверкой учащихся. Ученики письменно соотносят сферу общественной жизни с признаками, которые отличают развитие соответствующей сферы в индустриальном обществе, после чего обмениваются тетрадями и осуществляют проверку.

Учитель выполняет задание вместе с учениками в ходе фронтальной беседы.

Затем подводиться итог. Учитель сообщает, что в той или иной мере страны Западной Европы обладали признаками, характерными для индустриального общества.

Учитель говорит о том, что к началу XX века на карте продолжали существовать империи. Затем он просит учеников определить, что такое империя. В большинстве случаев империей называют монархическое государство. Учитель просит назвать крупнейшие монархические государства Европы. Напоминает учащимся об особенностях политического устройства этих империй.

Империя - обширное государство, включившее в свой состав (нередко путём завоеваний) территории других народов и государств (БСЭ)

После этого учитель просит рассказать о территориальных владениях крупнейших империй (названия выделяются цветом) по карте.

Затем сообщает учащимся о том, что колониальные владения к началу нового столетия были уже поделены между европейскими державами. И далеко не все были довольны таким разделом.

Технический прогресс, успехи и проблемы индустриализации (экспериментальный компонент)

Сведения о развитии науки на рубеже веков, лучше дать на уроке, посвященном культуре Западной Европы, освещая ее предпосылки и духовные истоки (крах привычной научной картины мира, кризис позитивистского мировоззрения). А в данном пункте сосредоточиться на техническом прогрессе.

Учитель говорит о том, что на рубеже столетий продолжался технический прогресс. И о том какие новинки привнес он в жизнь западного человека можно узнать по фотографиям начала XX столетия.

Учащимся предлагается задание – придумать комментарий к каждой из этих фотографий.

Фотографии взяты из оцифрованной коллекции Библиотеки Конгресса США.

Выводится фотография одного из первых автомобилей Форда.

После этого по желанию, учитель может кратко осветить историю развития автомобильных двигателей:

1878 г – немец Карл Бенц изобрел двухтактный бензиновый двигатель внутреннего сгорания и запатентовал большинство деталей, которые будут использоваться в автомобилях.

1885 г – Готлиб Даймлер изобрел собственный двигатель, также работавший на бензине. Запатентовал первый мотоцикл.

1897 г. – Рудольф Дизель изобрел знаменитый дизельный двигатель. Двигатель был четерехтактным и обладал КПД около 26%, что намного превосходило существующие двигатели. Двигатель нашел широкое применения в грузовых автомобилях, кораблях и локомотивах.

После рассказа учитель может спросить учащихся, какие последствия могло иметь появление автомобиля и совершенствование двигателей внутреннего сгорания.

На экран выводится фотография трамвая, сделанная в Нью-Йорке в начале XX века. Учащиеся предлагают свои варианты комментария. Учитель называет свой или выводит пример на экран.

Учитель рассказывает о том, что новый XX век стал эрой электричества и опираясь на материалы слайда рассказывает о некоторых значимых изобретениях в области электротехники:

1873 г – Александр Лодыгин создал лампу накаливания. Это изобретение сделало возможным уличное электрическое освещение.

1878 г – англичанин Чарльз Парсонс изобрел генератор тока.

1881 г – компания Симменс и Гальске построила первую трамвайную линию в пригороде Берлина.

На экран выводится очередная фотография. Учащимся запечатленное устройство встречается впервые, потому они должны затрудниться с ответом.

Учитель отмечает, что в данном случае, когда наш опыт не может помочь нам в понимании фотографии, необходимо обратиться к дополнительным источникам информации. Но к каким?

После этого происходит возврат к первоначальному фото. Ученикам предлагается теперь, когда они ознакомились с дополнительным источником информации, придумать комментарий к фотографии. На экран выводится пример.

А учитель подводит итог. Говоря о том, что фотография не является самостоятельным источником информации, для ее понимания чаще всего требуются дополнительные источники информации (тексты).

Учитель переходя к следующему тезису говорит о том, что технические новшества меняли также и процесс производства.

Затем учитель отмечает, что конвейерное производство имело свои особенности, с которыми он предлагает познакомиться учащимся, выполняя задание, выведенное на экран.

Учитель обсуждает с классом выполненное задание. После чего указывает на то, что комментарий, предложенный к фотографии в учебнике, не отражает всего, что изображено на фотографии и спрашивает ребят как бы они дополнили текстовый комментарий теперь, после знакомства с дополнительными источниками информации? После устного обсуждения на экран выводится пример.

А затем учитель переходит к заключительному тезису. Внедрение конвейера привело к возникновению массового производства.

Изменения в условиях и образе жизни людей

Учитель указывает на то, что на рубеже столетий изменения коснулись не только техники, но и других, самых различных сторон жизни европейского общества.

После чего предлагает учащимся выполнить письменно задание, предложенное на слайде.

После выполнения задания и его проверки, на экране высвечивается вывод урока.

Учащиеся получают фотографии и список рекомендованных источников. Их задача составить комментарий к фотографиям начала XX века, используя дополнительные источники информации.


Выбери любую свою фотографию (только не портрет), связанную с воспоминаниями о прошлом (семейный праздник, путешествие, прогулка с друзьями и пр.). Посмотри на нее внимательно.

Что о запечатленном памятном для тебя событии, фотография уже никогда не сможет рассказать? Какую особенность фотоснимка ты обнаруживаешь, размышляя над этим?

Представь, что ты видишь эту фотографию впервые, как сторонний наблюдатель. Что бы она могла тебе сообщить?



Понял ли ты о каком чувстве говорит Р. Барт? Найди документальный фотоснимок, который вызывает у тебя подобные ощущения.

Первое задание выполняется всем классом обязательно. Из двух оставшихся учащийся выбирает одно.

Как ты понял, надпись, попавшая в кадр, может стать ключом к пониманию фотоснимка. Опираясь на надписи: определи, кто запечатлен на этом фото -


Предположи, каковы цели и состав участников этого митинга –


Попробуй провести самостоятельный поиск. Выясни год и место, где сделан этот фотоснимок, используя поисковую систему Google . ru .

Запиши в строки ниже формулировки запросов, которые привели тебя к успеху и адреса сайтов, где ты нашел нужную информацию.


Как ты формулировал запросы для поиска?_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

На каких сайтах ты нашел нужную информацию?____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Где и когда сделан фотоснимок? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Мы часто нуждаемся в текстах (письменных источниках), для того, чтобы понять фотографию. Познакомься с материалами ниже. Подумай, нуждается ли текст в документальных фотоснимках? Какова может быть их роль? (Ответ напиши на обратной стороне)

Из воспоминаний петербуржцев о первых городских трамваях Засосов Д.А., Пызин В.И. Из жизни Петербурга 1890-1910-х годов:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок направлен на самостоятельный поиск информации в различных источниках.

Тема: Мир в начале XX века.

Предмет: Всеобщая история

Учитель: Чекалова Елизавета Николаевна

Тип урок: изучение новой темы

Вид урока: практическое занятие с элементами беседы

Цель урока: Образовательные: показать общие изменения, происходившие в странах Европы

и Северной Америки в начале XX в., и их последствия.

Развивающие: развивать самостоятельную мыслительную деятельность учащихся. Развивать

умения пользоваться приемами сравнения, обобщения, делать выводы; способности к анализу;

картографические умения и навыки работы с текстом и историческими источниками.

Воспитывающие: воспитывать активную гражданскую позицию; чувство патриотизма;

поддерживать интерес к прошлому своей страны

Образовательные: показать изменения в соотношении сил в Европе и Северной Америке, их последствия.

Развивающие: отработка навыков самостоятельного поиска информации в источниках, развитие мыслительных способностей учеников, умения сравнивать и делать вывод.

Воспитательные: развивать интерес к истории, к прошлому.

1. Приветствие. Оргмомент.

Запись темы урока. Определение цели урока и задач. Необходимо подвести к тому, что в 1914 году начнется Первая мировая война и этот урок важен для понимания причин войны.

2. Вспоминаем понятия.

Индустриальное общество. Традиционное общество. Колонии. Метрополии. Монополии. Империализм. Территориальный раздел мира. Социализм.

Задача: расставить в нужной последовательности развития государства, и определить почему они занимают такие места.

Англия в конце XӀX века занимала первое место в мировом промышленном производстве потому что первой пережила промышленный переворот. В Англии не было революций. Особое географическое положение позволяло избегать войн на своей территории и пр.

Россия развивалась медленно, т.к. там поздно было отменено крепостное право, которое тормозило развитие страны во всех отношениях.

4. Самостоятельная работа

Критериями могут быть: размер территории, количество колоний, численность населения, военная мощь, социально – экономическое развитие, протяженность железных дорог.

Настенная карта; атлас *.

Новейшая история; научно-технический прогресс; модернизация; индустриализация; эшелоны развития капитализма; империализм; урбанизация; демократические традиции; парламентаризм; империалистические войны; колониализм; сферы влияния; Антанта; Тройственный союз.

Методические рекомендации по работе с понятиями

Изучение понятий предлагается организовать в форме ведения словаря, составляемого школьниками в рабочей или отдельной тетради. Понятия, даваемые учителем по ходу урока, сразу заносятся в словарь. Остальные понятия учащиеся выписывают в тетрадь из учебника дома. За ведение словаря можно выставлять отдельную оценку. Формой контроля могут служить понятийные диктанты (фронтальные), а также работа по индивидуальным заданиям (карточкам). По-

Учитель может использовать любые имеющиеся у него настенную карту и атлас.

мимо указанного можно вести именной словарь, внося в него имена основных исторических деятелей и краткие сведения о них.

Новейшая история — период всемирной истории, соприкасающийся с современностью. Это история мира, в котором живем все мы. Это история XX века.

Хронологические рамки новейшей истории — от первой мировой войны (есть и иные мнения — с начала века, с момента окончания первой мировой войны) до наших дней. В отечественной исторической науке есть сторонники введения внутренней периодизации: с первой мировой войны до начала второй мировой войны, весь послевоенный период и т.д.

Можно предложить и иной вариант периодизации, например выделить период холодной войны и современный этап развития мировой системы.

Основные особенности новейшей истории: возникновение индустриального общества; преодоление раздробленности и изоляции стран и регионов мира; интеграция в экономической, социальной, политической, духовной сферах жизни мирового сообщества; конфликты и войны, носившие ранее локальный (местный) характер, становятся глобальными, то есть в них втягиваются страны и народы различных регионов мира; бурное развитие науки и техники, сращивание науки с производством, особенный прогресс в военной области; осознание преимуществ демократии, усиление влияния широких слоев населения на принятие политических решений; активные духовные поиски, пересмотр старых представлений о мире.

Начало XX века — период, определивший основные тенденции развития общества и впитавший достижения предыдущего, XIX века, что выразилось в завершении промышленного переворота и начале индустриализации; формировании основ индустриального общества; развитии монополистического капитализма; изменении содержания и форм конкурентной борьбы; появлении нового поколения капитала — финансового; формировании новой социальной структуры, ведущее место в которой заняли предпринимательский, рабочий и средний классы; упрочении традиций парламентаризма, развитии политических партий, профессиональных союзов и конкурентной политической среды в ведущих странах мира; изменении роли науки в жизни общества и формировании массовой культуры; усилении интеграции и появлении диалога цивилизаций и культур (правда, формы этого диалога зачастую весьма уродливы — колониальные захваты, раздел и передел мира, порабощение сильными слабых).

Процессы, происходившие в мире, привели к невиданному обострению международных противоречий и борьбы за сферы влияния, эпицентром которой становится Европа. Именно здесь сформировались два противостоящих друг другу блока — Тройственный союз и Антанта.

Методические приемы организации урока

Урок строится следующим образом.

Другая часть урока имеет форму собеседования, в ходе которого актуализируются знания, полученные в курсе новой истории.

Далее на уроке изучается международная обстановка накануне первой мировой войны: учитель называет, а учащиеся записывают в тетради основные противоречия, существовавшие между государствами, даты появления блоков, их состав, цели и задачи.

Важно подчеркнуть, что, несмотря на заверения руководителей государств в миролюбии, уже в начале XX века началась гонка вооружений, один за другим последовали острые внешнеполитические конфликты (Марокканский кризис, война в Триполитании, Первая и Вторая Балканские войны). Мир неуклонно двигался к глобальной катастрофе.

Читайте также: