Конспект урока медведь и барсук

Обновлено: 06.07.2024

Расширять и активизировать знания детей о диких животных, познакомить детей с барсуком, дополнить знания о животных, впадающих в зимнюю спячку (еж, барсук).

Закреплять умение правильно образовывать форму множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных, называть жилища животных (берлога, нора, дупло).

Развивающие :

Развивать интерес к жизни лесных животных.

Воспитывать сочувствие к окружающим, заботливое отношение к животным.

Ход ООД:

1. Организационный момент: Собрались все дети в круг,

Я твой друг и я твой друг,

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

2. В гости к детям приходит грустный и обиженный медвежонок. Воспитатель с детьми здороваются с медвежонком, знакомятся с ним, спрашивают, почему он такой грустный?

Бурик : У вас так весело, вы дружно играете, помогаете друг другу, а у меня совсем нет друзей, поэтому мне очень грустно, даже плакать хочется.

Воспитатель: Не грусти, Бурик, мы что-нибудь придумаем! Ребята, как вы думаете, мы сможем помочь Бурику найти друзей?

Давайте подумаем: сейчас Бурик – маленький медвежонок, а когда он вырастет, то станет настоящим, огромным… (медведем). А где живет медведь? А медведь – это животное или птица? Вспомните, как называются животные, живущие в лесу? (Дикое животное или зверь). Как вы думаете, где надо искать друзей для Бурика? (В лесу).

4. Воспитатель: Ребята, я хочу познакомить вас с ещё одним диким животным. Это барсук. Посмотрите какой он красивый: черный с белыми полосками на голове. Туловище у барсука крупное, а голова маленькая, вытянутая. Нос у барсука, как пятачок домашнего поросенка, только черный. У барсука очень сильные лапы с когтями. Повторите, как называется это животное.

6. Давайте послушаем голоса диких животных! (Фильм).

7. Бурик начинает рычать после прослушивания голосов зверей, интересуется, сможет ли он встретить сегодня в лесу своих родственников – медведей. Дети отвечают, что это невозможно, так как медведи зимой спят.

Воспитатель обращается к Бурику, сообщает ему, что не всех животных можно встретить в лесу зимой, некоторые звери спят всю зиму. Кроме медведя зимой спят еж и барсук. Всех животных запомнили? Тогда давайте поиграем!

Воспитатель: А как же мы доберемся до леса? Я знаю один очень замечательный лес. В нем много диких животных. Предлагаю поехать на электричке.

Наш поезд прибывает,

Нам поезд обещает,

Выходите все за мной,

Бурик спрашивает детей, почему он не встретил ни ежа, ни барсука? Где же они?

Воспитатель сообщает о том, что пора возвращаться домой. Да вот же волшебные сани. Садитесь в них.

Дети зовут с собой Бурика, но медвежонок благодарит детей за то, что помогли ему найти друзей и решает остаться в лесу.

Бурик : Я очень рад, что у меня тоже есть друзья! Я теперь останусь жить в лесу. До свидания, приезжайте в гости!

Дети прощаются с Буриком и животными, возвращаются на санях в детский сад.

Рефлексивно – оценочный этап:

Воспитатель хвалит детей за помощь Бурику, индивидуально оценивает некоторых детей. Спрашивает, понравилось ли детям путешествие, что узнали нового, что больше всего запомнилось.

Цель: познакомить с творчеством и произведениями Н.Сладкова, развивать навык выразительного чтения, выборочного чтения, умение анализировать текст, воспитывать любовь и заботливое отношение к животным, расширять знания о повадках диких животных, об изменениях в природе.

Оборудование: портрет Н.И.Сладкова, выставка книг, эпиграф на доске.

Ход урока

І. Проверка домашнего задания.

Е.И. Чарушин “Кот Епифан”.

1.Волга-это:
а) озеро
б) река
в) море

2.Где жил старик?
а) в землянке
б) в подвале
в) в сторожке
г) в доме

3.Объясните значение слова “бакенщик”
а) человек, который торгует фонарями
б) человек, который зажигает и тушит фонари
в) человек, который развешивает фонари

4.Что такое “бакены”?
а) плавучие корзины с фонарем наверху
б) плавучие корзины с фруктами
в) плавучие корзины овощами

5.Чем занимался старик-бакенщик в свободное время?
а) торговал рыбой
б) выращивал рыбу
в) ловил рыбу
г) раздавал рыбу

6.Кто пришёл в гости к старику-бакенщику?
а) собака
б) крыса
в) кот
г) кошка

7.Кот был:
а) серый – серый
б) рыжий – рыжий
в) белый – белый
г) чёрно – белый

8.Кот ловил рыбу:
а) хвостом с капканом
б) удочкой с крючком
в) лапой с когтями
г) усами с магнитом

Проверяем (открываю доску)
1.а
2.а
3.б
4.а
5 в
6.в
7.в
8.в

Чем же помог Епифан старику, а старик Епифану?

ІІ. Изучение нового материала.

“Счастье– это быть с природой, видеть её, говорить о ней”,-так писал более ста лет тому назад Л.Н.Толстой.

Те, кто постоянно связан с природой, люди, которые её наблюдают и изучают – учёные, писатели, а в последние годы и космонавты – обнаружили, что природа нашей планеты быстро скудеет. Обнаружили и встревожились. И стали об этом говорить, писать, снимать фильмы, чтобы задумались и забеспокоились все люди на земле. Если природе становится плохо, непременно плохо будет и нам.

Вот об этом писал в своих книгах Н.И.Сладков. Он не только радовался, удивлялся тому чуду, которое нас окружает и о котором мы часто забываем, он не только любовался природой, как любовались люди всех времён,– он тревожился и заботился о её судьбе. “Он хотел, чтобы те, кто прочитает его книги, сами отправились по неизведанным тропам и научились видеть необыкновенное порою в самом обычном”. (Е.Зубарева.)

Наблюдать природу Н.Сладков начал с детства. Для него не было ничего увлекательнее, чем, затаившись где-нибудь в парке или на незастроенной окраине города, часами следить за жизнью птиц, такой непохожей, а в чём-то похожей на нашу человеческую. Замечать, как весной просыпается земля, как постепенно набухают и проклёвываются почки. Тогда он, конечно, ещё не думал, что когда-нибудь будет писать рассказы. Он просто вёл дневник, в котором записывал всё, что его удивило, взволновало, обрадовало или огорчило.

С тех пор вышло в свет более шестидесяти книг Н.Сладкова.

Каждый год он отправлялся в какой-нибудь уголок нашей огромной страны, такой, куда труднее всего забраться, где зверьё живёт беззаботно и вольно, и привозил оттуда зарубки на память: записные книжки, из которых вырастали рассказы.

Как многие талантливые писатели, Н.Сладков умел заглянуть вперёд и почувствовать, как в жизни что-то меняется, гораздо раньше, чем другие. Именно поэтому он, страстный охотник, отказался от охоты. “Не бери в лес ружьё!– призывает он читателей, потому что в наше время, когда людей становится всё больше, а зверья – меньше, вместо ружья нужен фотоаппарат”. Многие его книги проиллюстрированы именно его фотографиями (показываю).

В книге “Силуэты на облаках”(1972г) Н.Сладков писал: “В лес пойдёшь – кого– нибудь, да увидишь. А увидишь – узнать захочешь. Узнаешь – непременно полюбишь. А полюбишь – в обиду не дашь…Уж так человек устроен – что любит, то и защищает” (слова записаны эпиграфом на доске).

Этому учат все его книги – любить и защищать природу.

ІІІ. Физминутка.

ІV. Первичное чтение сказки “Всему своё время”.

Сейчас мы познакомимся с произведением Н.И.Сладковым “Всему своё время”. В нём вы встретитесь с сорокой и медведем, которые вам хорошо знакомы, свиристелем – птицей, прилетающей с севера зимой и тетеревом – лесной крупной птицей, её часто называют косач (показываю иллюстрации).

Определите жанр произведения (читаю, дети следят по учебнику).

Назовите жанр произведения, обоснуйте свой ответ.

V. Повторное чтение сказки.

Что узнали о каждом герое сказки? (чтение сказки “цепочкой”).

(Косач – зимующая птица, питается семенами рябины, берёзы.

Медведь – зимой спит, питается разной пищей.

Свиристель – летом на севере живёт, питается плодами рябины, калины.)

Кто является главным действующим героем сказки? Почему? (Срока, после её слов менялись времена года, она задавала вопросы).

Что знаете о повадках этой птицы?

Какой вопрос Сорока задавала каждому? (Ты бы лету обрадовался? Как зиму зимуешь?)

Что отвечали Сороке? (Все мечтали о лете, жаловались на тяготы зимы).

Прочитайте, какой вывод сделала Сорока и что, после этого случилось

А что же лесной народ? (закручинился, загоревал, запечалился)

Из каких слов Свиристеля и Косача вы понимаете, что лесной народ не рад лету?

Что пытался объяснить Сороке Медведь? (нельзя через весну перепрыгнуть).

Как Сорока оправдывается? (сами мечтали о лете).

Прочитайте последний абзац сказки, найдите, как названо лето и какую весну ждут лесные жители?

Что хотел нам сказать Н.Сладков своей сказкой? (Нельзя совершать необдуманные поступки, т.е. “Всему своё время”).

VI. Физминутка.

VII. Сказка “Барсук и Медведь”.

(Инсценирование сказки подготовленными учениками)

К какому жанру относится произведение? Почему?

VIII. Повторное чтение сказки. (чтение про себя)

Есть ли слова или выражения, которые вам непонятны?

Как понимаете выражения: не проспим с разгону; ведро воды как даст под бока.

Автор занятия: Давыдова Светлана Алексеевна, воспитатель-методист высшей квалификационной категории.

Познакомить детей с барсуком.
Учить понимать зависимость между внешним видом, средой обитания и образом жизни животного.
Закрепить знания о животном мире, Красной книге.
Ввести в активный словарь детей слова: барсук, миролюбивый, отнорок.
Упражнять в звукоподражании, счете.
Развивать мышление, любознательность, мелкую мускулатуру кистей рук.
Воспитывать интерес к природе, экологическое мировоззрение.

Оборудование:

Картинки с изображением барсука.
Дуги, веревки.
Куб с картинками на гранях.
Вырезанные из картона силуэтные изображения того, чем питаются барсуки.
Тетради или листы бумаги с нарисованным лабиринтом – барсучьей норой, карандаши, шаблоны-силуэты барсука.

Барсук

Барсук фото

Барсук

Барсук в норе

Барсук

Лапа барсука

Ход занятия:

Начнем наше занятие с игры.

Самый хитрый зверь, это … (лиса).
Самый трусливый зверь, это … (заяц).
Самый большой любитель меда, это лесной зверь … (медведь).
Самая длинная шея у … (жирафа).
Самые крупные яйца несет … (страус).
Самые горбатые обитатели пустынь, это … (верблюды).
Самая маленькая лошадка, это - … (пони)

А сейчас мы познакомимся со зверем, которого можно назвать самым хозяйственным и чистоплотным. (Показ картинки).
Знаете ли вы этого зверька? Это барсук.

Звукоподражание

Барсук – тихое и молчаливое создание. Услышать его трудно, разве что изредка барсук произнесет: фыр-фыр-фыр! Это значит – барсук злится, готов вступить в бой. Попробуйте повторить: фыр-фыр-фыр.
Довольный барсук хрюкает: хыр-хыр-хыр. Попробуйте похрюкать по-барсучьему: хыр-хыр-хыр.
Загнанный в тупик барсук издает страшный рев. Только при поисках пищи слышно бормотание или сопение.

Давайте рассмотрим, как выглядит этот подземный житель. Взгляните, как приспособлен он к земляным работам. Можете сами рассказать об этом? Да, у барсука короткие сильные лапы, вооруженные длиннющими когтями. Коготь у барсука в длину такой же, как ваш указательный палец (до 5 см). Тело барсука вытянутое, голова узкая, чтобы удобно было пролазить в норе. Все туловище барсука покрыто серым мехом с двумя черными полосками на голове.

Живет барсук в норе. Хотя нору эту можно смело назвать подземным дворцом. Есть в норе главный вход и запасные. Множество коридоров и комнат: детская, спальня и даже туалет. Выроет барсук туалетную ямку, когда она заполнится – зароет, а новая ямка на очереди. Все комнатки в норе устланы мягкими подстилками из трав, листьев, мха. Для здоровья барсук заносит в нору лечебные травы. Через пол года барсук выбросит старую подстилку, сделает уборку и застелет норку новыми травами. Очень уж барсук любит чистоту. Каждый год барсук расширяет свое жилище, роет новые коридоры и комнатки.

Уж такой барсук хозяйственный и чистоплотный, что следит не только за порядком в своем доме, но и за своей внешностью: перед каждым выходом из норы прихорашиваются, вылизываются, чистятся и причесываются коготками. Вот почему барсука считают хозяйственным и чистоплотным.

Весной у барсуков свадьбы. Человеку кажется, что барсуки-женихи вопят, но сами барсуки считают эти вопли свадебными песнями. Весной появляются на свет малыши-барсучата. Для тепла мать-барсучиха держит детенышей на своем животе лежа на спине. Да и вообще барсуки любят отдыхать и спать именно в такой позе – на спине. Пока барсучата маленькие и беспомощные, мать не отходит от них, а позже зарывает их в теплую, мягкую подстилку, выходит на поверхность и , быстренько подкормившись, возвращается к жалобно пищащим деткам.

Барсучиха – мать заботливая, но строгая. За непослушание крепко наказывает неслухов, треплет зубами за уши. Время от времени мать вытаскивает малышей на солнышко погреться. Если по соседству проживают детеныши енотовидных собак или лис, детвора мирно играет друг с другом. Подросшие барсучата бегают, пискливо похрюкивая, за мамой, наблюдают за ней, учатся охоте и правилам поведения.

На полу выкладываются параллельно, но с изгибами две веревки на расстоянии 40-50 см одна от другой. В начале и конце- дуги. Дети поочередно пролезают на низких четвереньках под дугой и далее между веревками, стараясь не коснуться их. В конце коридора ребенок должен подлезть под дугой и встать на ноги.

Днём барсук спит в норе, а ночью выходит покормиться. Для еды барсуку все сгодится. В сырых местах они ловят лягушек. Еще разрывают мышиные норы и вытаскивают мышат. На большее эти неторопливые звери не рассчитывают – куда уж барсукам с их неповоротливостью угнаться за добычей. Питаются барсуки еще птичьими яйцами, насекомыми, червями, улитками, грибами, ягодами, орехами, травой, корешками. А еще барсуки – сладкоежки. Найдут пчелиное или шмелиное гнездо и поедают, смачно чавкая, мед вместе с сотами. Жала разъяренных хозяев меда барсуку не страшны – защитой ему служит густой мех, толстая кожа и толстый слой жира.

Встанет за полночь барсук,
Обойдёт свой дом вокруг.
Тонкий нюх и острый глаз,
Наступил охоты час.

Дети выполняют движения по тексту, а затем получают задание отправится на охоту и добыть заданное количество съедобных для барсука предметов.

Во время ночной охоты барсук с шумом роется в лесной подстилке, не заботясь о том, что его кто-нибудь может услышать. А ведь этот медленно бегающий толстяк – желанная добыча и для волка, и для медведя.
Потревоженный барсук из тихого превращается в отважного храбреца. С врагами дерется насмерть и пронзительно визжит при этом. А если охотники с собаками загонят его в нору, он ни за что не выйдет. Погибнет там, но не дастся.

На зиму барсук изнутри закрывает пучками трав для тепла все выходы из норы и дремлет себе в чистоте и уюте до тех пор, пока не проголодается. Проснувшись, выходит на поверхность, подзакусит и возвращается. В настоящую спячку барсук не впадает, но и запасов на зиму не делает.
Давайте вспомним, кто же делает запасы на зиму?
А кто впадает в зимнюю спячку?

Барсук занесен в Красную книгу. Что это значит?
К сожалению, барсук стал настолько редким животным, что был занесен в Красную Книгу Украины. А все из-за дорогого целебного жира барсука, которым с незапамятных времен лечили людей и животных. Теперь барсуки охраняются законом, они нуждаются в нашей защите, чтобы не исчезнуть совсем с нашей Земли.

Сегодня вы узнали много нового о барсуках. Наш умный кубик поможет нам вспомнить, что именно.

Кубирование

Дети кидают куб и рассматривают картинку не грани, оказавшейся сверху. Картинка означает вопрос, на который этому ребенку необходимо ответить все что он знает.
Картинки на гранях куба символизируют такие вопросы.

Домик – где живет.
Мордочка – как выглядит.
Тарелка с кашей – чем питается.
Крылья, зубы, рога – образ жизни, повадки, способ передвижения, защитные свойства.
Взрослый и детеныши – как размножается.
Человек – взаимодействие с человеком.

Быстро пальчиком вращаем
И сильнее нажимаем.
Если долго так крутить,
И нору можно прорыть.

Дети сжимают правую руку в кулачок, вытягивают большой палец, нажимают им на ладонь левой руки и делают вращательные движения в одну и другую сторону. Затем то же самое проделывают левой рукой.

Дети обводят шаблон простым карандашом, а затем дорисовывают детали и разукрашивают.

В 1930 году в американский прокат вышел фильм "Песня мошенника" (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев .

Нажмите, чтобы узнать подробности

В рамках недели логопедии был проведен открытый интегрированный урок совместно с учителем начальных классов во 2А классе.

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ЮЖНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ШКОЛА № 991

115580 г. Москва, ул. Шипиловская, д. 59, корп. 2 тел.(факс) (495) 395-12-12

Открытый интегрированный урок

по речевой практике и логопедии

учитель начальных классов

Москва 2017-2018 уч. год

Тип урока: комбинированный.

Цель : развивать умение отвечать на вопросы.

Закрепить знания о понятиях ВОПРОС, ОТВЕТ;

учить искать в тексте заданное предложение;

тренировать учащихся в умении составлять полный ответ на вопрос;

развивать умение ориентироваться в учебнике;

развивать понимание прочитанного;

повторить понятия слово, предложение.

Воспитывать любовь к природе;

воспитывать интерес к чтению.

корригировать грамматический строй речи;

развивать слуховую и зрительную память.

способствовать созданию благоприятного психологического климата;

способствовать формированию правильной осанки;

предупреждать мышечное и умственное перенапряжение.

Оборудование: презентация, экран, предметные картинки, карточки со словами, карточки-раскраски для индивидуальной работы обучающихся по СИПР.

Какие задачи решались

Сядьте. Поставьте ровно ноги. Положите руки на место.

Рассаживаются. Выполняют поручения учителя.

Настроить на урок.

Учить правильной посадке.

1.Артикуляционная гимнастика. Просмотр видеофрагмента.

Возьмите зеркало. Сейчас сделаем гимнастику для языка. Посмотрите на экран. Повторяйте за мной.

Выполняют упражнения артикуляционной гимнастики.

Развивать подвижность органов артикуляции.

2. Работа со словарем.

Прочитайте слоги: СУК, БАР.

Послушайте загадку, отгадку составьте из слогов.

Роет норы он умело

Знает, любит это дело.

Потому кроту и друг,

А зовут его … (барсук).

Найдите барсука на картинке. Повтори слово вместе со мной (индивидуальное задание).

Посмотрите на картинку, скажите, где живет барсук?

Посмотрите на доску. Назовите буквы (Н О Р А). (индивидуальное задание). Составьте слово из букв, и вы узнаете, как называется дом барсука.

Нора-это дом барсука, где живет вся его семья. В ней много подземных ходов. Барсук живет в норе и спит в ней. Назовите время года, когда барсук спит.

Прочитайте-вешает слово ЗИМА. Индивидуальное задание - повтори слово ЗИМА вместе со мной.

А когда барсук просыпается?

Расширять словарный запас. Развивать понимание прочитанного, умение отвечать на вопросы.

Повторить понятия БУКВА, СЛОГ, СЛОВО.

III. Изучение нового материала.

1.Работа с учебником.

Найдите 1 вопрос. Прочитайте 1 предложение.

(Составление ответа по опорным картинкам)

Работа в парах: один учащийся задает вопрос, второй-отвечает.

Найдите 2 предложение.

(Восстановление деформированного предложения)

Работа в парах: один учащийся задает вопрос, второй-отвечает.

Индивидуальное задание по карточкам для обучающихся по СИПР. (Повторение буквы Б, произнесение буквы, написание. Раскрашивание картинки БАРСУК, нахождение и раскрашивание буквы Б в слове)

Читайте также: