Конспект урока мцыри история создания поэмы тема произведения значение эпиграфа композиция

Обновлено: 06.07.2024

9 Вид Пятигорска. Акварель М.Ю. Лермонтова

10 М.Ю. Лермонтов. Вид Крестовой горы из ущелья близ Коби. Автолитография, раскрашенная акварелью. 1837–1838

12 Тебе, Кавказ, суровый царь земли, Я посвящаю снова стих небрежный… Ещё ребёнком робкими шагами Взбирался я на гордые скалы, Увитые туманными чалмами, Как головы поклонников алы. Там ветер машет вольными крылами, Там ночевать слетаются орлы; Я в гости к ним летал мечтой послушной…

18 Идея поэмы Идея- лучшие 3 дня настоящей жизни на воле, чем многолетнее заключение в стенах монастыря. Где человек не живет полноправно, а существует. Для героя смерть лучше, чем жизнь в монастыре.

19 Сюжет и композиция поэмы. Что видел Мцыри на свободе? Что видел Мцыри на свободе? -Что делал он, вырвавшись из монастыря? -Что делал он, вырвавшись из монастыря? -Что узнал о себе герой за три блаженных дня? -Что узнал о себе герой за три блаженных дня? -Почему так кратко изложение жизни Мцыри в монастыре? -Почему так кратко изложение жизни Мцыри в монастыре?

20 Тест 1.Эпиграф к поэме М.Ю. Лермонтова взят из а) древнерусских летописей; б) Библии; в) былин; г) стихотворения Горация 2. В чем заключается смысл эпиграфа? а) восстание против судьбы, против Бога; б) раскаяние, смирение; в) защита права человека на свободу

21 6. Какой эпизод в сюжете поэмы является центральным? а) побег из монастыря; б) встреча с грузинкой; в) бой с барсом; г) гибель Мцыри 7. В исповеди Мцыри звучит а) негодование; б) смирение, покаяние; в) утверждение своей правоты; г) отказ от бесплодной борьбы 8. В чём заключается основная идея произведения? а) отрицание религиозной морали аскетизма и смирения; б) тоска по воле; в) утверждение идеи верности идеалам перед лицом смерти; г) призыв к борьбе с любым проявлением деспотизма.

22 Выводы Поэма состоит из вступления, краткого рассказа автора о жизни Мцыри и исповеди героя, причем порядок при изложении событий изменен. Поэма состоит из вступления, краткого рассказа автора о жизни Мцыри и исповеди героя, причем порядок при изложении событий изменен. Сюжет поэмы составляет не внешние факторы жизни Мцыри, а его переживания. Сюжет поэмы составляет не внешние факторы жизни Мцыри, а его переживания. Все события трехдневных скитаний Мцыри показаны через его восприятия. Все события трехдневных скитаний Мцыри показаны через его восприятия. Названы особенности сюжета и композиции позволяют сосредоточить все внимание на Названы особенности сюжета и композиции позволяют сосредоточить все внимание на

Цель урока: создать условия для знакомства учащихся с историей создания поэмы, содействовать развитию умений учащихся выявлять структурные особенности произведения

Поэма - крупное стихотворное произведение с развернутым сюжетом. Относят поэмы обычно к лиро-эпическим произведениям, так как, рассказывая о судьбе своих героев, рисуя картины жизни, поэт высказывает в поэме собственные мысли, чувства, переживания.

Тема — изображение характеров и ситуаций, взятых автором из реальной действительности и определенным образом преображенные в системе данного художественного мира. (Это то, о чем пишет автор.)

Идея — главная, обобщающая мысль в художественном произведении, отражающая отношение автора к действительности и выступающая через всю систему образов.

Сюжет — основные эпизоды событийного ряда литературного произведения в их художественной последовательности (то есть в последовательности, которая предусмотрена композицией данного произведения).

Композиция — построение художественного произведения, структура соединения отдельных частей в одно целое.

Я мало жил, и жил в плену.

Таких две жизни к одному,

Но только пьяную тревогу,

Я променял бы, если б мог.

1. История создания поэмы. Слово учителя.

действие поэмы происходит в Грузии, которую Лермонтов хорошо знал. Возникновение замысла биограф Лермонтова П .А. Висковатов связывает с путешествием поэта по старой Военно—Грузинской дороге. Тогда Лермонтов посетил древнюю столицу Грузии, город Мцхета рядом с Тбилиси), расположенную в месте слияния рек Арагва и Куры; собор Светицховели, где находятся могилы последних грузинских царей Ираклия II и Георгия ХII. Там, по свидетельству родственников

Лермонтова А.П. Шан-Гирея и А.А. Хастатова, Лермонтов встретил одинокого монаха, который рассказал ему свою историю. Горец по рождению, он ребенком был взят в плен генералом Ермоловым. В дороге мальчик заболел, и Ермилов оставил его в монастыре. Маленький горец долго не мог привыкнуть к монастырской жизни, тосковал и делал попытки убежать на родину. Последствием одной такой попытки была долгая тяжелая болезнь, едва не убившая его. Однако в конце концов он смирился со своей долей и провел жизнь в стенах древней обители.

Прообразом описанного в поэме монастыря стал монастырь Джвари, стоящий на горе напротив Свети Цховели, на другой стороне реки.

II. Выразительное чтение поэмы учителем.

В сильном классе поэма читается дома самостоятельно.

для классов неподготовленных— составление плана поэмы с записью в тетрадях.

III. Беседа по прочитанной поэме.

Цель - выявить отношение учащихся к произведению Лермонтова.

— Какие впечатления произвело произведение Лермонтова на вас?

-- Какие сцены в поэме наиболее запомнились?

Каким вы представляете себе главного героя?

— Какие чувства вызывает у вас герой поэмы? Менялись ли они в процессе чтения?

Каким вы назовете главное настроение поэмы?

(Грустное, печальное; тяжелое, безысходное; свободное и грустное одновременно; появляется ощущение одиночества и счастья, веры в победу.)

IV. Определение темы и идеи произведения.

— Как вы думаете, с какой интонацией — смирения или протеста— произнес эти слова Ионафан, отвечая Саулу?

— Как эпиграф связан с темой и идеей произведения?

И в час ночной, ужасный час,

Когда гроза пугала вас,

Когда, столпясь при алтаре,

Вы ниц лежали на земле,

Идея — лучше 3 дня настоящей жизни на воле, чем многолетнее заключение в стенах монастыря, где человек не живет полноправно, а существует. Для героя смерть лучше, чем жизнь в монастыре.

V. Сюжет и композиция поэмы.

1. Группа вопросов, преследующая цель обеспечить усвоение школьниками содержания поэмы:

— Что видел Мцыри на свободе?

— Что делал он, вырвавшись из монастыря?

— Что узнал о себе герой за три блаженных дня?

— Почему так кратко изложение жизни Мцыри в монастыре?

(Жизнь в монастыре не очень красочна, а З дня свободы стали целой жизнью. Да и о чем писать— о страданиях?)

2. Каков сюжет поэмы?

3. В поэме такая последовательность в изложении сюжета не выдержана.

Посмотрите еще раз текст поэмы и определите, как она построена.

— Что дает для понимания характера героя 2-я глава?

(Композиция поэмы очень своеобразна: после небольшого вступления, рисую щего вид заброшенного монастыря, в небольшой второй главе — строфе рассказана вся жизнь Мцыри, а все остальные главы (их 24) представляют монолог героя, его исповедь чернецу. Таким образом, о жизни героя автор рассказал в 2-х главах, а о трех днях, проведенных на свободе, написанная целая поэма. И это понятно, так как три дня вольности дали герою столько впечатлений, сколько не получил он за многие годы монастырской жизни.)

— Почему, по-вашему, повествование в последующих главах передано герою?

— Композиция монолога — исповеди дает возможность постепенно раскрыть внутренний мир героя. Просмотрите текст, определите, как она построена?

Глава 6,7— Мцыри рассказывает, что он увидел на воле. Открытый им чудный мир резко контрастирует с мрачным видом монастыря. Юноша так увлекается воспоминаниями о вещных им живых картинах, что как будто забывает о себе, почти ничего не говорит о своих чувствах. В том, какие картины он вспоминает и какими словами их рисует, раскрывает его пламенная, цельная в своих устремлениях натура.

С 8 главы Мцыри рассказывает о внешних событиях трех дневного скитания, обо всем, что с ним случилось на свободе, и обо всем, что перечувствовал и пережил за эти дни своеобразной жизни. Теперь уже последовательность событий не нарушается, мы шаг за шагом движемся вместе с героем, живо представляем окружающий его мир и следим за каждым душевным движением Мцыри.

Глава 25-26 - прощание Мцыри и его завещание. Не сумев вернуться на Родину, Мцыри готов уйти из жизни. Но перед смертью он отказывается признать монастырское существование. Последние его мысли — родине, свободе, жизни.)

Из всего сказанного о композиции сюжете учащиеся усваивают следующее:

1. Поэма состоит из вступления, краткого рассказа автора о жизни Мцыри и исповеди героя, причем порядок при изложении событий изменен.

2. Сюжет поэмы составляет не внешние факты жизни Мцыри, а его переживания.

3. Все события трехдневных скитаний Мцыри показано через его восприятия.

4. Названные особенности сюжета и композиции позволяют сосредоточить все внимание на характере центрального героя.

VII. Домашнее задание.

2. Ответить на вопросы:

— Какова цель побега Мцыри? (Выписать цитаты в тетрадь.)

— Какие эпизоды трехдневных скитаний Мцыри вы считаете особенно важными? Почему?

— Почему погиб Мцыри?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Методическая разработка урока литературы в 8 классе по теме "М. Ю. Лермонтов. Поэма "Мцыри". История создания, тема и идея произведения. Композиция" и презентация к нему.

История создания поэмы М.Ю.Лермонтова "Мцыри"

Презентайия к серии уроков, посвященных изучению поэмы М.Ю.Лермонтова "Мцыри".


Урок знакомит учащихся с историей создания поэмы”Мцыри”, помогает научить выявлению структурных особенностей произведения; обеспечить знание учащихся понятия композиции.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок по теме "М.Ю. Лермонтов. Поэма "Мцыри". История создания, тема и идея произведения. Значение эпиграфа. Композиция"

Образовательные: познакомить учащихся с историей создания поэмы ”Мцыри”, выявить структурные особенности произведения;

Развивающие: развивать эмоциональную восприимчивость, навыки выразительного чтения лирического стихотворения, продолжить работу над совершенствованием умения строить монологическое высказывание, сопоставлять, делать собственные выводы.

Воспитывающие: воспитывать интерес к творчеству поэта.

Тип урока: формирование знаний и умений.

Оборудование: портрет М.Ю. Лермонтова художника П. Заболотского, иллюстрации к поэме “Мцыри”, карточки с дидактическим материалом, учебник: В.Я. Коровина “Литература” 8 класс, Москва: Просвещение, 2009.

Мотивация (работа с портретом)

Актуализация ранее изученного материала.

Организация совместного целеполагания.

Закрепление знаний и умений.
А) групповая работа
Б) аналитическая беседа

Рефлексия.
А) цифровой диктант
Б) упражнение “Незаконченные предложения”

Организация домашнего задания.

1. Организационный момент.

2. Мотивация.

– О творчестве какого поэта пойдет речь сегодня на уроке?

Детство поэта было омрачено ранней смертью матери, разлукой с отцом. Его воспитанием занималась бабушка. Прожил короткую жизнь, но успел написать много прекрасных поэм, стихотворений. Некоторые из них вдохновили композиторов на создание романсов, опер.

– Всмотритесь в изображение Лермонтова, написанного художником П. Заболотским в 1837 году.
– Что старался передать художник в портрете поэта? (художник старательно пытался передать выражение глаз поэта).
– Почему? (Глаза – зеркало души. Именно они помогают передать внутренний мир человека.).

3. Актуализация ранее изученного материала.

– Чувство одиночества сопровождало Лермонтова постоянно, и это чувство он передает во многих своих произведениях.
– Какие из них вы помните? Какие знаете наизусть? (чтение 1 стихотворения)
– Какие произведения на исторические темы вы читали? (“Бородино”, “Песня про купца Калашникова”.)
– Почему поэт обращался к историческим событиям, историческим личностям?

(Его интересуют вечные проблемы чести и достоинства, власти и народа, личной воли и традиционной морали. В прошлом он старался найти идеалы, чтобы показать, как измельчало нынешнее поколение.)

4. Слово учителя.

Поколение Лермонтова оказалось в эпохе безвременья. В своих произведениях Лермонтов размышляет о судьбе современников, о разочаровании, бесцельности жизни. Отсюда его тяга к романтизации прошлого, к изображению сильных, гордых, мужественных людей.

Одним из них является герой поэмы “Мцыри”, которую мы начинаем изучать.

Я мало жил, и жил в плену.
Таких две жизни за одну,
Но только полную тревог,
Я променял бы, если б мог.
М.Ю.Лермонтов “Мцыри”

6. Формирование знаний и умений.

Б) Эвристическая беседа по прочитанной поэме.

Цель – выявить отношение учащихся к произведению Лермонтова.
– Каким вы назовете главное настроение поэмы?
– Какие сцены в поэме наиболее запомнились?
– Каким вы представляете себе главного героя?

Вывешивается портрет Мцыри

– Какие чувства вызывает он у вас? Менялись ли они в процессе чтения?
– По жанру Мцыри – поэма. Вспомните определение поэмы.

Поэма – лиро-эпическое произведение, имеющее сюжетную линию и выражающее чувства лирического героя (переживания автора).

– В этом году мы познакомились с тремя литературными направлениями. Кто их помнит?
– К какому направлению вы отнесли бы поэму “Мцыри” и почему?

(Романтизм, т.к. Мцыри одинок, имеет яркий характер, стремится к свободе, его не понимает общество монахов. Кроме того, оказывается в необычайной обстановке, действие происходит на фоне яркой природы.)

В) Проверочная работа.

– Выяснить особенности поэмы невозможно без знания литературоведческой терминологии. Поэтому проведем небольшую проверочную работу (Приложение 1)

В карточках вам нужно установить соответствия литературоведческих терминов и их значений.

– Идею произведения позволяет раскрыть эпиграф.
– Перечитаем эпиграф к поэме. Он взят из библейской легенды об израильском царе Сауле и его сыне Ионафане. Познакомимся с этой легендой.

– Как вы думаете, с какой интонацией – смирения или протеста произнес эти слова Ионафан, отвечая Саулу?
– Первоначально эпиграфом к поэме Лермонтов хотел избрать французское изречение “Родина бывает одна”.
– Почему, по-вашему, поэт отказался от такого эпиграфа и обратился к Библии? (“Вкушая, вкусил мало меда, се аз умираю”)?

Д) Создание проблемной ситуации.

– Как эпиграф связан с темой произведения?

Тема “Мцыри” – изображение сильного, смелого, мятежного человека, взятого в плен, выросшего в сумрачных стенах монастыря, страдающего от гнетущих условий жизни и решившего ценой риска для собственной жизни вырваться на волю в тот самый момент, когда это было всего опасней:

И в час ночной, ужасный час.
Когда гроза пугала вас,
Когда, столпясь при алтаре,
Вы ниц лежали на земле,
Я убежал.

Тема поэмы перекликается с темой библейской легенды, ставит вопросы: волен ли человек свободно распоряжаться собой, своей жизнью, имеет ли он право на независимость?

Идея – борьба за свободу. Лучше 3 дня настоящей жизни на воле, чем многолетнее заключение в стенах монастыря. Где человек не живет полноправно, а существует. Для героя смерть лучше, чем жизнь в монастыре.

Е) Эвристическая беседа. Сюжет и композиция поэмы.

(Композиция очень своеобразна: после небольшого вступления, рисующего вид заброшенного монастыря, в небольшой 2 главе рассказана жизнь героя, его исповедь чернецу. Таким образом, о жизни героя автор рассказал в 2-х главах, а о трех днях, проведенных на свободе, написана целая поэма. И это понятно, так как три дня вольности дали герою столько впечатлений, сколько не получал за многие годы монастырской жизни.)

Вывод: таким образом композиция рамочная

– Как вы думаете, почему повествование передано герою?

(В центре поэмы – образ юноши, поставленного в необычные условия. Монастырское существование бедно внешними событиями, оно не приносит человеку радости, но и не может уничтожить его стремлений и порывов. Автор обращает основное внимание на эти стремления, на внутренний мир героя, а внешние обстоятельства его жизни лишь помогают раскрытию характера. Его монолог позволяет проникнуть в сокровенные мысли и чувства героя, хотя юноша вначале и заявляет, что по рассказу лишь о том, что он видел и что делал, а не что пережил (“душу можно ль рассказать? – обращается он к монаху).

Ж) Лексическая работа.

– Определите лексическое значение слова “исповедь”.

Слово “исповедь” имеет следующее значение:

– В каком значении, по-вашему, употреблено это слово в поэме?

7. Закрепление знаний и умений.

А) Групповая работа (в парах)

– Композиция монолога – исповеди дает возможность постепенно раскрыть внутренний мир героя. Просмотрите текст, составьте схему композиции. (Приложение 2)

Б) Аналитическая беседа.

(Главы 3, 4, 5 – Мцыри говорит о своей жизни в монастыре и открывает то, что не было известно монахам. Внешне покорный, “душой – дитя, судьбой – монах”, он был одержим пламенной страстью к свободе, юношеской жаждой жизни со всеми ее радостями и печалями. За этими мечтами и стремлениями угадываются те обстоятельства и причины, которые вызвали его к жизни. Возникает образ мрачного монастыря с душными кельями, бесчеловечными законами и атмосферой, где подавляются все естественные стремления.

Главы 6, 7 – Мцыри рассказывает, что он увидел “на воле”. Открытый им чудный мир резко противопоставлен мрачному виду монастыря. Юноша так увлекается воспоминаниями о вечных им живых картинах, что как будто забывает о себе, почти ничего не говорит о своих чувствах. В том, какие картины он вспоминает и какими словами рисует, раскрывается его пламенная, цельная в своих устремлениях натура.

С 8 главы Мцыри рассказывает о внешних событиях трехдневного скитания, обо всем, что с ним случилось на свободе, и обо всем, что перечувствовал и пережил за эти дни своеобразной жизни. Теперь уже последовательность событий не нарушается, мы шаг за шагом движемся вместе с героем, живо представляем окружающий его мир и следим за каждым душевным движением Мцыри.

Главы 25–26 – прощание Мцыри и его завещание. Не сумев вернуться на Родину, Мцыри готов уйти из жизни. Но перед смертью он отказывается признать монастырское существование. Последние его мысли – о родине, свободе, жизни.

8. Рефлексия.

А) Цифровой диктант

Согласны ли вы, что:

1. Местом действия поэмы выбран Кавказ, так как природа Кавказа сродни натуре главного героя?
Да – 1
Нет -0

2. Сюжет поэмы составляют внешние мотивы поведения героя.
Да – 1
Нет – 0

3. События трехдневных скитаний Мцыри показаны только через общение с природой.
Да – 1
Нет – 0

– Какая цифра у вас получилась? (100) Значит, тему урока вы сегодня усвоили на 100 %.

Б) Упражнение “Незаконченные предложения”:

В какой степени и чем был полезен для тебя урок?

Доволен ли ты тем, как прошел урок?

Какое задание урока понравилось тебе больше всего?

9. Организация домашнего задания:

Подготовить пересказ “Жизнь Мцыри в монастыре. Характер и мечты юноши – послушника”.

раскрыть значение слова свобода по словарю.

Ответить на вопросы:
Какова цель побега Мцыри? (Выписать цитаты в тетрадь.)
Найти пейзажные зарисовки. Определить их значение.
Отметить художественные приемы, использованные Лермонтовым, при изображении своего героя.
Какие эпизоды трехдневных скитаний Мцыри вы считаете особенно важными? Почему?

Приветствие учащихся. Проверка их готовности к уроку.

Актуализация ранее изученного материала

- Чувство одиночества сопровождало Лермонтова постоянно, и это чувство он передает во многих своих произведениях.
- Какие из них вы помните? Какие знаете наизусть?
- Какие произведения на исторические темы вы читали? ("Бородино", "Песня про купца Калашникова")

- Почему поэт обращался к историческим событиям, историческим личностям? (Его интересуют вечные проблемы чести и достоинства, власти и народа, личной воли и традиционной морали. В прошлом он старался найти идеалы, чтобы показать, как измельчало нынешнее поколение)

Слово учителя

- Поколение Лермонтова оказалось в эпохе безвременья. В своих произведениях Лермонтов размышляет о судьбе современников, о разочаровании, бесцельности жизни.
- Отсюда его тяга к романтизации прошлого, к изображению сильных, гордых, мужественных людей.
- Одним из них является герой поэмы "Мцыри", которую мы начинаем изучать.

Запись на доске темы урока и эпиграфа, формулировка цели.

Я мало жил, и жил в плену.
Таких две жизни за одну,
Но только полную тревог,
Я променял бы, если б мог.
(М.Ю. Лермонтов "Мцыри")

Словарная работа

Поэма - крупное стихотворное произведение с развернутым сюжетом. Относят поэмы обычно к лиро-эпическим произведениям, так как, рассказывая о судьбе своих героев, рисуя картины жизни, поэт высказывает в поэме собственные мысли, чувства, переживания.

Тема - изображение характеров и ситуаций, взятых автором из реальной действительности и определенным образом преображенные в системе данного художественного мира. (Это то, о чем пишет автор)

Идея - главная, обобщающая мысль в художественном произведении, отражающая отношение автора к действительности и выступающая через всю систему образов.

Сюжет - основные эпизоды событийного ряда литературного произведения в их художественной последовательности. (то есть в последовательности, которая предусмотрена композицией данного произведения)

Композиция - построение художественного произведения, структура соединения отдельных частей в одно целое.

Интересные факты из жизни Лермонтова

Михаил Юрьевич Лермонтов (1814 – 1841) – один из самых известных русских поэтов, прозаик, драматург, художник, представитель русского романтизма. В его судьбе было много необъяснимых, роковых событий. Интересные факты из жизни Лермонтова помогают узнать больше о великом поэте, по-новому открыть грани его личности.

Михаил Юрьевич Лермонтов (1814 - 1841) - русский поэт, прозаик

Михаил Юрьевич Лермонтов (1814 - 1841) - русский поэт, прозаик

Когда Михаил появился на свет, принимавшая роды акушерка сразу сказала, что мальчик умрет не своей смертью. В юношестве Михаил Юрьевич любил проводить время за решением математических задач.

Лермонтов был неразборчив в еде и мог за раз съесть достаточно много, чем очень забавлял друзей. Как-то они решили разыграть Михаила Юрьевича – после долгой прогулки они угостили его специально испеченными булочками с опилками. Съев две, Лермонтов ничего не заметил, но, когда друзья открыли ему правду, очень обиделся и с тех пор ел только дома.

Выразительное чтение поэмы учителем

В сильном классе поэма читается дома самостоятельно, для классов неподготовленных - составление плана поэмы с записью в тетрадях.

Беседа по прочитанной поэме

  1. Почему местом действия поэмы избран Кавказ? (С детских лет Лермонтов горячо полюбил Кавказ. Тема Кавказа проходит через все его творчество. Дикая, величественная красота Кавказа невольно вызывает мысль о гордых, вольных людях, которые должны бы населять этот край. Могучая природа Кавказа сродни страстной натуре Мцыри)
  2. Давайте узнаем, выслушав историю Мцыри, каким образом он попал в монастырь.
  3. Какое впечатление производит Мцыри-ребенок? (Это одинокий, несчастный юноша, обреченный жить в монастыре, являющемся для него тюрьмой)
  4. Случайно ли действие поэмы происходит в монастыре? (Перенося действие в монастырь, Лермонтов хотел подчеркнуть силу характера своего героя. Ведь нигде не было так прочно духовное рабство, как у монахов. Какой же волей, решимостью, непокорностью должен обладать герой, чтобы восстать" против бога" в монастыре, цитадели христианской религии)

Жизнь Мцыри в монастыре. Но уже здесь (в монастыре) формируется его характер. Что оказывает влияние на формирование его характера? (Окружающая обстановка, люди, и то, что заложено природой, передано с молоком матери). Какие черты, прочитайте.

Он был, казалось, лет шести.
Как серна гор, пуглив и дик.
И слаб и гибок, как тростник,
Но в нем мучительный недуг

Развил тогда могучий дух
Его отцов…
Даже слабый стон из детских

Губ не вылетал…
И тихо, гордо умирал.
Бродил безмолвен, одинок.

Вывод: По ходу урока нам необходимо заполнить опорную схему, которая поможет нам сформулировать основную идею произведения.
- Подумайте, дает ли Лермонтов портрет Мцыри?
- А почему? (Обобщенный портрет, судьба многих горцев)

- О чем мечтает юноша? (Увидеть родину)
- Прочитайте, какой он ее представляет?

- И это не просто мечты: это пламенная страсть, которая сравнивается с червем. Объясните это сравнение. (Страсть завладевает человеком, доходит до каждого уголка его души, поглощает, также как червь лишает яблоко жизни. Таким образом, Лермонтов подчеркивает всю силу и власть страсти Мцыри)

Определение темы и идеи произведения "Мцыри"

- Перечитаем эпиграф к поэме. Он взят из библейской легенды об израильском царе Сауле и его сыне Ионафане, юноше "негодном и непокорном", как в пылу гнева назвал его отец.

Однажды Саул дел клятву: кто из его воинов вкусит хлеба до вечера, пока он не отомстит своим врагам, тот будет проклят и погибнет. Ионафан нарушил клятву. Самовольно напав на врагов и разгромив их, он, смертельно усталый, в лесу обмакнул палку в сот медовый "и обратил рукою к устам своим, и просветлели глаза его". Саул, узнав об этом, решил умертвить сына.

Ионафан сказал: "Я отведая концом палки, которая в руке моей, немного меду, и вот я должен умереть". Но народу сказал Саулу: "Ионафану ли умереть, который доставил столь великое спасение Израилю? Да не будет этого. И освободил народ Ионафана, и не умер он".

- Как вы думаете, с какой интонацией - смирения или протеста- произнес эти слова Ионафан, отвечая Саулу?
- Первоначально эпиграфом к поэме "Мцыри" Лермонтов хотел избрать французское изречение Родина бывает только одна. Почему, по-вашему, поэт отказался от такого эпиграфа и обратился к Библии ("Вкушая, вкусил мало меда, се аз умираю")?

- Как эпиграф связан с темой и идеей произведения?

Тема "Мцыри" - изображение сильного, смелого, мятежного человека, взятого в плен, выросшего в сумрачных стенах монастыря, страдающего от гнетущих условий жизни и решивший ценой риска для собственной жизни вырваться на волю в тот самый момент, когда это было всего опасней:

И в час ночной, ужасный час,
Когда гроза пугала вас,
Когда, столпясь при алтаре,
Вы ниц лежали на земле,
Я убежал.

Идея - лучше 3 дня настоящей жизни на воле, чем многолетнее заключение в стенах монастыря, где человек не живет полноправно, а существует. Для героя смерть лучше, чем жизнь в монастыре.

Сюжет и композиция поэмы М.Ю. Лермонтова "Мцыри"

1. Группа вопросов, преследующая цель обеспечить усвоение школьниками содержания поэмы:

- Что видел Мцыри на свободе?
- Что делал он, вырвавшись из монастыря?

- Что узнал о себе герой за три блаженных дня?
- Почему так кратко изложение жизни Мцыри в монастыре? (Жизнь в монастыре не очень красочна, а З дня свободы стали целой жизнью. Да и о чем писать - о страданиях?)

2. Каков сюжет поэмы?

Сюжет поэмы "Мцыри" прост: история короткой жизни Мцыри, рассказ о его неудавшийся попытке бежать из монастыря. Жизнь Мцыри бедна внешними событиями; мы узнаем лишь, что герой никогда не испытал счастья, с детства попал в плен, перенес тяжелую болезнь и оказался одиноким в чужом краю и среди чужих ему людей, монахов. Юноша делает попытку узнать, зачем живет человек, для чего он создан.

Бегство из монастыря и трехдневное скитание знакомят Мцыри с жизнью, убеждают его в бессмысленности монастырского скитания, приносят ощущения радости жизни, но не приводят к желанной цели - вернуть родину и свободу. Не найдя пути в родную страну, Мцыри снова попадет в монастырь. Смерть его неизбежна; в предсмертной исповеди он рассказывает монаху обо всем, что успел увидеть и пережить за "три блаженных дня".

3. В поэме такая последовательность в изложении сюжета не выдержана.

- Посмотрите еще раз текст поэмы и определите, как она построена.
- Что дает для понимания характера героя 2-я глава?

Композиция поэмы очень своеобразна: после небольшого вступления, рисую щего вид заброшенного монастыря, в небольшой второй главе - строфе рассказана вся жизнь Мцыри, а все остальные главы (их 24) представляют монолог героя, его исповедь чернецу.

Таким образом, о жизни героя автор рассказал в 2-х главах, а о трех днях, проведенных на свободе, написанная целая поэма. И это понятно, так как три дня вольности дали герою столько впечатлений, сколько не получил он за многие годы монастырской жизни.

- Почему, по-вашему, повествование в последующих главах передано герою?

В центре поэмы - образ юноши, поставленного жизнью в необычные условия. Монастырское существование бедно внешними событиями, он не приносит человеку радости, но и не может уничтожить его стремлений и порывов. Автор обращает основное внимание на эти стремления, на внутренний мир героя, а внешние обстоятельства его жизни лишь помогают раскрытию характера.

Монолог-исповедь позволяет проникнуть в сокровенные мысли и чувства героя, хотя юноша вначале и заявляет, что по рассказу лишь о том, что он видел и что делал, а не что пережил ("душу можно ль рассказать ?" - обращается он к монаху).

Главы 3-5 - Мцыри говорит о своей жизни в монастыре и открывает то, что не было известно монахам. Внешне покорный, "душой - дитя, судьбой - монах", он был одержим пламенной страстью к свободе, юношеской жаждой жизни со всеми ее радостями и печалями. За этими мечтами и стремлениями угадываются те обстоятельства и причины, которые вызвали их к жизни. Возникает образ мрачного монастыря с душными кельями, бесчеловечными законами и атмосферой, где подавляются все естественные стремления.

Глава 6,7 - Мцыри рассказывает, что он увидел на воле. Открытый им чудный мир резко контрастирует с мрачным видом монастыря. Юноша так увлекается воспоминаниями о вещных им живых картинах, что как будто забывает о себе, почти ничего не говорит о своих чувствах. В том, какие картины он вспоминает и какими словами их рисует, раскрывает его пламенная, цельная в своих устремлениях натура.

С 8 главы Мцыри рассказывает о внешних событиях трех дневного скитания, обо всем, что с ним случилось на свободе, и обо всем, что перечувствовал и пережил за эти дни своеобразной жизни. Теперь уже последовательность событий не нарушается, мы шаг за шагом движемся вместе с героем, живо представляем окружающий его мир и следим за каждым душевным движением Мцыри.

Глава 25-26 - прощание Мцыри и его завещание. Не сумев вернуться на Родину, Мцыри готов уйти из жизни. Но перед смертью он отказывается признать монастырское существование. Последние его мысли - родине, свободе, жизни.



В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности





Биограф Лермонтова Павел Александрович Висковатов считает, что замысел поэмы возник у поэта во время путешествия по старой Военно-Грузинской дороге.


Лермонтов побывал в древней столице Грузии городе Мцхета (рядом с Тбилиси), расположенной в месте слияния рек Арагвы и Куры; посетил собор Светицховели, где находятся могилы последних грузинских царей.


Там Лермонтов встретил старого монаха, который рассказал ему историю своей жизни.


Горец по рождению, он ребёнком был увезён из родного дома генералом Ермоловым. В дороге мальчик заболел, и Ермолов оставил его в монастыре.


Маленький горец долго не мог привыкнуть к монастырской жизни, тосковал и несколько раз пытался бежать на родину. После одного из побегов он тяжело заболел, едва не умер. В конце концов он смирился и провёл жизнь в стенах монастыря. Прообразом описанного в поэме монастыря стал монастырь Джвари, стоящий на горе напротив Светицховели, на другой стороне реки.


Создал Лермонтов эту поэму по возвращении из ссылки.



Но после к плену он привык,

Стал понимать чужой язык,

Был окрещён святым отцом

И, с шумным светом незнаком,

Уже хотел во цвете лет

Изречь монашеский обет.





Сожаление не о нарушенном запрете, а о непрожитой жизни, которая скоро оборвётся из-за нелепого решения Саула. Казни все же не состоялось: народ вступился за Ионофана и отменил несправедливое решение царя. Такова по сути и судьба Мцыри: едва отведав свободы, он вновь её лишился и умирает.


И в час ночной, ужасный час,

Когда гроза пугала вас,

Когда, столпясь при алтаре,

Вы ниц лежали на земле,


Идея поэмы – это те три дня – самые лучшие в жизни юноши. Три дня настоящей жизни на воле, с которой не сравнится долгая жизнь в монастыре. Три дня свободы, полного права распоряжаться своей судьбой, своими желаниями, силами. Для Мцыри смерть лучше, чем жизнь в монастыре.


Я мало жил, и жил в плену.

Таких две жизни за одну,

Но только полную тревог,

Я променял бы, если б мог.

Ты хочешь знать, что делал я

На воле? Жил — и жизнь моя

Без этих трёх блаженных дней

Была б печальней и мрачней

Бессильной старости твоей.


Композиция поэмы очень своеобразна: после небольшого вступления, показывающего читателю заброшенный монастырь, в небольшой второй главе рассказана вся жизнь Мцыри до побега, а остальные главы (их 24) представляют монолог героя, его исповедь чернецу. Всю жизнь юноши автор вместил в одну строфу, а о трёх днях, проведённых на свободе, написана целая поэма. Три дня свободы дали Мцыри столько впечатлений, сколько не получил и не мог получить он за многие годы монастырской жизни.


Композиция монолога-исповеди даёт возможность постепенно раскрыть внутренний мир героя. Чтобы понять характер Мцыри, необходимо все пережить вместе с ним: монастырскую неволю, радость свободы, упоение от боя с барсом, отчаяние от того, что не попал в родную страну; безнадёжность, когда он вновь возвращается к своей тюрьме.

А мой отец? он как живой

В своей одежде боевой

Являлся мне, и помнил я

Кольчуги звон, и блеск ружья,

И гордый непреклонный взор…

Но нынче я уверен в том,

Что быть бы мог в краю отцов

Не из последних удальцов.

Увы! теперь мечтанья те

Погибли в полной красоте,

И я как жил, в земле чужой

Умру рабом и сиротой.


Особое место в поэме отведено природе. Она здесь не просто красивый фон, на котором разворачивается основное действие, но и действенная сила, грозная и опасная.


И она же приносит радость наслаждения своей неповторимой красотой, дикой вольностью, позволяет герою в полной мере проявить себя. В ней — величие и красота, отсутствующие в человеческом обществе.


Ты хочешь знать, что видел я

На воле? — Пышные поля,

Холмы, покрытые венцом

Дерев, разросшихся кругом,

Шумящих свежею толпой,

Как братья в пляске круговой.

Я видел горные хребты,

Причудливые, как мечты,

Когда в час утренней зари

Курилися, как алтари,

Их выси в небе голубом,

И облачко за облачком,

Покинув тайный свой ночлег,

К востоку направляло бег.


Будучи мальчиком, он поклялся самому себе, что рано или поздно убежит из монастыря и обязательно отыщет тропу в родные пределы. И вот, проплутав в горах три дня, он вернулся к монастырю. Мцыри жалеет не о своём поступке. Его печалит мысль о том, что ему суждено умереть рабом и сиротой.

И я как жил, в земле чужой

Умру рабом и сиротой.


Произведение получило самые хвалебные отзывы современников поэта и литературных критиков.

Читайте также: