Конспект урока магазин ненаглядных пособий

Обновлено: 07.07.2024

Презентация по литературному чтению на тему "А.Лиханов Магазин ненаглядных пособий"(4 класс). Яркий и содержательный визуал к отрывку из трилогии А.Лиханова о довоенном детстве с воспоминаниями мирной счастливой жизни и необыкновенного магазина ненаглядных пособий для школ, который был для героя произведения чудом.

Посмотрите также:

Наверх Бесплатные презентации по различным предметам, 2016—2019
Все права на материалы, находящиеся на сайте, принадлежат их авторам. Все презентации были собраны из открытых источников.

- воспитывать чувство уважения к людям, пережившим войну, сострадания и понимания окружающих.

ВложениеРазмер
konspekt_uroka_literatury_v_7_klasse.doc 51 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока литературы в 7 классе

  • познакомить учащихся со своеобразием воплощения темы Великой Отечественной войны в произведениях А.Алексина и А.Лиханова;
  • формировать умение определять авторскую позицию, характеризовать нравственные качества персонажей;
  • воспитывать чувство уважения к людям, пережившим войну, сострадания и понимания окружающих.

Оборудование: иллюстрации к теме Великой Отечественной войны, выставка книг и портреты А.Алексина и А.Лиханова.

«Главное - делать людям добро, пусть маленькое, но добро, каждый день, каждый час, чтобы своим существованием

Подготовка к восприятию темы.

Слово учителя. Наш урок проходит накануне священного праздника, который всегда будет отмечаться в нашей стране, - Дня Победы в Великой Отечественной войне. Какие произведения, действие которых происходит в годы войны и первые послевоенные годы, мы уже изучали? Показаны ли в них военные подвиги? А как же вы узнали о времени действия в этих произведениях?

Сегодня на уроке мы рассмотрим еще два произведения, действие которых происходит в годы Великой Отечественной войны. В них также не показаны подвиги военные, но подвиг человеческий, нравственный мы в них обнаружим. Эти произведения принадлежат перу замечательных детских писателей А.Алексина и А.Лиханова. Мы не будем останавливаться подробно на биографии этих писателей, отметим только, что их детские и юношеские годы выпали на время военного лихолетья и им не понаслышке знакомы те испытания, которые выпали в этот период на долю каждого человека, будь то солдат, ребёнок или женщина. Возможно, вы захотите познакомиться с ещё некоторыми произведениями этих писателей, главными героями которых являются ваши сверстники, подростки. Обратите внимание на доску, где помещены портреты этих замечательных авторов, их книги и рекомендательные списки произведений.

Восприятие, осознание, осмысление темы.

В тылу - значит в безопасности. И отец, и мать рассказчика считали, что главная опасность для жизни - на фронте, где стреляют. Тыл же представлялся им совершенно безопасным местом.

Это название звучит как контраст ко всему дальнейшему рассказу. Оказывается, в годы войны в тылу люди подвергаются опасности и совершают подвиги не реже, чем на фронте.

Итак, мы можем сказать, что каждое название имеет глубокий смысл, в них по-своему отражается содержание повести.

Анализ содержания повестей.

  • Когда происходит действие в этих произведениях? (В первом - на протяжении всей Великой Отечественной войны, а во втором - в самом ее конце.)
  • Где же сосредоточены основные события? (И в одном, и в другом произведении мы не увидим военных действий, события происходят в глубоком тылу.)
  • От чьего имени ведется повествование? (От имени самих участников произошедшего, в повести Алексина свое детство вспоминает уже взрослый герой, приехавший в далекий уральский город на могилу матери, а в повести Лиханова повествователь - третьеклассник Коля, размышляющий о самом себе, о родителях, о сверстниках.)
  • Найдите в тексте детали, свидетельствующие о военном времени.

Задание по рядам: Пролистайте ещё раз текст повести и расскажите - 1ряд - о Подкидыше и семье Кузьмы Петровича, 2 ряд - о Екатерине Андреевне Тихомировой, матери рассказчика, 3 ряд - о самом рассказчике.

  • Что объединяет всех этих героев?
  • Можно ли сказать, что они совершают свой подвиг в тылу?

А.Алексин в своей повести написал о самых высоких нравственных качествах людей, которые наиболее отчётливо проявились в годы испытаний - ответственности, самопожертвовании, патриотизме.

  • Где и при каких обстоятельствах знакомится Коля с Вадимом и Машей? (Прочитайте сцену драки с шайкой носа.)
  • Почему этих детей назвали шакалами?
  • Действительно ли нужда превратила Вадима в жестокое животное?
  • При каких обстоятельствах происходит знакомство Вадима и Марьи с семьей Коли?
  • Как помогла семья Коли ребятам?
  • Какой ценой добывали себе пропитание дети? (Чтение эпизода покупки молока Колей.)
  • Как выглядело жилище Вадима и Маши?
  • Как Вадим и Марья относились к своей матери? (Чтение эпизода написания письма.)
  • Чем заканчивается повесть?

Давайте обобщим, что мы узнали о героях повести.

  • Как вы думаете, какими качествами наделены обездоленные дети, что сделало их такими? (Ранняя самостоятельность, решительность, некоторая жестокость даже - все это результат борьбы за выживание. Но в то же время - огромная любовь к матери, бережное к ней отношение. Понимание, что ей еще тяжелее, чем им.)
  • А каков Коля, что отличает его? (Это очень добрый мальчик, он способен не только сочувствовать своим друзьям, но и стремится помочь им.)

Да, действительно, это повесть о сострадании. Сострадать - т.е. страдать вместе. Коля способен не только видеть чужое горе, но и пытается облегчить его.

  • Почему же Коля и Вадим так и не стали друзьями? (Наверное, потому, что Вадим не хотел быть обузой для семьи Коли, ему было неловко перед Колей за своё бедственное положение. Он хотел выкарабкаться из своего горя сам.)

Обобщение по уроку.

Мы-то это помним.

Не забыли бы вы, новые люди.

В том, что действительно всё это было, мы можем убедиться, расспросив живых свидетелей тяжелого времени. Дома вы узнали о том, что запомнилось вашим родным о годах Великой Отечественной войны. Поделитесь своими впечатлениями. (Дети рассказывают о том, как коснулась Великая Отечественная война их семей.)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговый урок по произведениям А.П.Платонова- 6 класс - "Спешите делать добрые дела".

Итоговый урок по литературе "Спешите делать добрые дела" представляет собой развитие понятий доброты,чувства взаимопомощи,взаимоуважения.На уроке используются высказывания известных людей,произведения.


Урок-мастерская внеклассного чтения " Спешите делать добрые дела"

Урок доброты, посвященный 80-летию со дня рождения Ш.А. Амонашвили в 8 классе “Доброта. Вот качество, которое я желаю приобрести больше всех других” (Л.Толстой) Цель урока .


Урок литературы в 6 классе "Спешите делать добрые дела"

Цель: выянить, что такое добро, добрые дела; показать на примерах, что добрые поступки совершать приятнее, чем плохие.


урок литературы в 6 классе "Спешите делать добрые дела"

Цель: выяснить, что такое добро, добрые дела; показать на примерах, что совершать добрые поступки приятнее, чем плохие.

Альберт Лиханов "Магазин ненаглядных пособий" план произведения.

Главные герои произведения Лиханова "Магазин ненаглядных пособий".

Эта повесть увидела свет в 1983-ем году на страницах журнала "Пионер" (номера пятый и шестой). Ее написал Альберт Анатольевич Лиханов, считается, что в повести рассказываются автобиографические события. Действие происходит в годы Великой Отечественной войны, но в небольшом городке в тылу, хотя война чувствуется по приходящим похоронкам, беженцам, голоду, сводкам с фронта по радио и так далее.

Главные герои повести:

  • мальчик Коля - сначала он дошколенок, потом вырастает до ученика третьего класса. Это добрый, честный благородный мальчик.
  • мама и бабушка, занимавшие в Колиной жизни важную часть.
  • Витя Борецкий, с которым случилась ужасная неприятность в классе, но он ее преодолел, а еще он умел фотографировать и грести веслами.
  • Анна Николаевна, учительница. Ей отводится в повести значительное место.
  • Вовка Крошкин - старинный друг Коли.
  • Родион Филимонович, фотограф.

План можно составить такой:

1). Коля - дошколенок, он умеет читать и считать.

2). Коли идет в школу.

3). Появление Вити Борецкого, его конфуз.

4). Коля поддержал Витю, стал ему другом, несмотря на насмешки одноклассников.

5). Витя учит Колю фотографировать и грести веслами.

6). Приключение на реке.

7). Мальчики печатают фотографии.

8). Коля записывается в кружок по фотографии.

9). Покупки в "Магазине ненаглядных пособий".

10). Вова Крошкин обижается на Колю из-за Вити Борецкого.

11). Вова и Витя помирились, чему Коля очень рад.

Повесть "Магазин ненаглядных пособий" Альберта Лиханова так называется, потому что ее главный герой (от его имени ведется повествование) - мальчик Коля, которому очень нравился магазин. В нем продавали наглядные пособия для школы, там сидела женщина в коричневом свитере, словно экспонат. Она называл этот магазин именно ненаглядных пособий и самым жутким в нем был скелет.

Главные герои произведения - школьники Коля, Витя Борецкий (новенький в классе), друг Коли - Вова Коршин. Также значимые персонажи - это учительница Анна Николаевна и увлекающийся фотографией Родион Филимонович.

План произведения таков:

  1. Коля готовиться к школе и учиться читать.
  2. Он обожает магазин ненаглядных пособий.
  3. В школе появляется новенький Витя.
  4. Он описался на уроке и с него стали смеяться.
  5. Коля решает поддержать его и пересаживается к нему, чем вызывает ревность Вовки.
  6. Коля дружит с Витей, они вместе фотографируют.
  7. Он пытается помирить своих друзей, но безуспешно.
  8. Коля посещает фотокружок и делает успехи.
  9. Насмешки с Вити продолжаются, он собирается уходить из школы.
  10. На школу приходят деньги, Коля, Анна Николаевна и Витя идут в магазин ненаглядных пособий.
  11. Они скупают все и даже скелет.
  12. Мальчики выносят скелет и теперь все считают Витю смельчаком.

Главные герои рассказа - 2 рыбака, сам автор и его друг Рувим. Так же в рассказе описываются дед по прозвищу 10 процентов и бабы, которые постоянно смеялись над рыбаками из-за того, что у них ничего не ловится. Автор рассказывает о главных врагах рыбака: комарах, мальчишках, которые или купаются и пугают рыбу, или просто стоят рядом и мешают, а также о стариках, которые любят поговорить и отвлекают, о корягах. Но в конце рассказа рыбакам удалось поймать огромного линя. Они гордо его несли по лугу и по деревне и с этого времени бабы перестали подшучивать над ними.

В этой сказке Андерсена, два главных героя:

  1. Маленький мальчик с большой чистой душой. Он проникся сочувствием к одинокому пожилому господину и подарил ему своего любимого оловянного солдатика.
  2. Одинокий почтенный господин, который общался с мальчиком и показывал ему различные старинные вещи.

Смысл сказки и её мораль заключается в том, что милосердие украшает человека. Сострадание к ближнему, поднимает дух человека и эта сказка является ярким примером проявления такого качества, как гуманизм.


В своей поучительной сказке "Воротничок" Ганс Христиан Андерсен рассказывает нам о том, как однажды один щеголистый воротничок задумался о женитьбе. Но он был таким хвастунишкой, что его предложение никто не принимал, ни ножницы, ни гребёнка, ни чулочная подвязка и никто другой. Воротничок так франтился перед всеми и считал себя необыкновенным, красивым женихом.

Воротничок является главным героем в сказке, так же в ней рассказывается о чулочной подвязке, утюжная плитка, ножницы, гребёнка.

Главная мысль сказки в том, что не нужно хвалиться, хвастаться тем что ты лучше других, у всех в жизни своё предназначение и хвастовство и излишняя самоуверенность может привести к тому, что можно остаться без друзей. Отличная пословица к сказке: "Хвастовства полный мешок, а в мешке пусто". Хвастовство до добра не доведёт и считая себя лучше всех можно попасть в такую же нелепую ситуацию, как и герой сказки Воротничок.


  1. Автор уговаривает Наденьку, которая очень боится больших горок, в первый раз прокатится с горы на санях.
  2. Во время быстрой езды, свиста и напора ветра, он тихо говорит:-"Я люблю Вас, Надя!"
  3. Сомнения Наденьки о том, слышала ли она что-либо во время поездки или ей показалось?
  4. Испуганная, но заинтригованная девушка вновь решается съехать с горки.
  5. Третья поездка. Наденька старается смотреть в лицо своего попутчика, чтобы узнать, он ли говорит слова любви.
  6. Безнадёжные ожидания девушки услышать произнесённые на горке слова от повествователя этой истории.
  7. Пара начинает встречаться каждый день и Наденька снова и снова готова скатывается с горки, чтобы слышать уже привычные слова.
  8. Наденька решается съехать одна, без партнёра.
  9. Тоска девушки после окончания зимнего сезона. Автор вновь произносит заветные слова уже в палисаднике дома, невидимый и незаметный для неё. Реакция на его слова
  10. Автор произведения, хотя и не понимает, зачем всё это делал, но считает, что эти воспоминания для уже замужней Наденьки останутся самыми дорогими.

Последние холода. Краткий пересказ рассказа Альберта Лиханова.

Описанные в рассказе события происходят в конце войны. Коле ещё повезло, хотя отец на фронте, но о нём хорошо заботятся мама и бабушка.

В столовой, Коля делится своей порцией с Вадькой, которого вскоре бьют ребята за воровство хлеба. Он узнаёт, что мать Вадьки в больнице, Вадька подает в голодный обморок, потому что помогает голодающей сестре.

Мама Коли тоже всячески помогает Вадькиной семье. Вадькина мама умирает в день окончания войны.

Учительница Анна Николаевна просит детей не забывать об ужасах войны и передать эту память своим детям и внукам.


Урок даст возможность осуществить заочное знакомство с Альбертом Лихановым, его писательской судьбой. Научит не просто пробегать страницы книги, а проводить сравнительный анализ, сопоставлять, размышлять.

Описание разработки

Цели:

1. Заочное знакомство с Альбертом Лихановым, его писательской судьбой. Чтение и идейно-художественный анализ повестей романа.

2. Убедить детей, что трудные моменты жизни нашей Родины, народа надо помнить, почитать, свято в памяти хранить.

3. Сформировать умение обучающихся сострадать, не оставаться равнодушными к чужой беде.

4. Научить глубоко осмысливать прочитанное, уметь размышлять и аргументировать ответы на вопросы.

5. Воспитание читательского вкуса.

План.

1. Вступительное слово учителя о писателе и его судьбе.

2. Экскурсия по книжной выставке.

3. Вопросы по прочитанному произведению.

Ход урока.

…не бывает совсем не пострадавших от войны…

Ребята, на сегодняшнем уроке внеклассного чтения вы познакомитесь с писателем, имя которого для многих из вас прозвучит впервые. Это Альберт Анатольевич Лиханов.

Посмотрите, пожалуйста, на выставку его книг, портрет. Он наш современник.

Творчество А. Лиханова отмечено премией Ленинского комсомола, Государственной премией РСФСР, премией имени А. Грина, Большой литературной премией СП России, международными премиями М Горького и Януша Корчака, премиями Н. Островского и Б. Полевого, а также премией Виктора Гюго (Франция). В 1987 году по инициативе писателя был создан Советский детский фонд. А Лиханов – председатель Российского детского фонда и президент Международной ассоциации детских фондов, академик Российской академии образования, директор научно-исследовательского института детства РДФ.

Его главная тема и главная боль – судьбы детей. Однажды прикоснувшись к детской беде, но стал последовательно бороться за улучшение жизни детей, особое внимание уделяя детям-инвалидам. И это делает честь его характеру и человеческой судьбе.

Вопросы для обсуждения:

1. Война уже шагала по земле, а мы ещё были детьми. Сколько лет исполнилось нашему герою, когда война дыхнула мёртвым холодом на него?

(Во вторую военную осень я пошёл в школу. Значит, 5-6 лет.)

Урок-конференция по литературе У всякого детства свои глаза по книге Альберта Лиханова Русские мальчики

2. Что такое война, я узнавал постепенно. Какие детали шаг за шагом давали мне почувствовать проклятую?

(Открытки с войны, листики из клеточек с цифрами – талончики, мамины платья исчезали из шкафа, вагоны, прошитые пулями, раненые…)

3. Что было в портфеле школьника тех лет?

(Свечи, чернильница- непроливайка, тетради, сшитые из довоенных газет…)

4. Чего мало было знать, что надо было понимать даже детям в те лихие годы?

(Идёт война и школы в нашем городе, большие и удобные, отданы раненым, там госпитали…Фабрики, где делают тетради, - разрушены, поэтому пишем на газетах. Вместо лампочек у нас горит керосинка, а на партах свечки, потому что энергии не хватает заводам, потому что заводы работают на всю мощь, чтобы сделать побольше снарядов…)

5. Почему мама, всегда добрая и справедливая, когда я и Вовка хотели ей помочь выгрузить раненных из вагона, накричала на нас?

(Война несёт смерть, а мама просто хотела отодвинуть этот ужас).

6. Теперь я знал, что делать мне, обыкновенному первоклашке, когда идёт война. Так что же?

(Убегать на войну было глупо. Это всё равно что путаться под ногами у взрослых, только отвлекать их и мешать им. Значит, Родине надо помогать здесь. Например, шить кисеты и ненавидеть фрицев).

7. Что есть, по мнению Коли, самый настоящий фашизм?

(Ограбить людей, когда идёт война, - это настоящий фашизм).

8. Наш герой считает себя настоящим подлецом. Почему?

(Я ел как бы мамину кровь, то есть донорский паёк).

9.За что я был особенно благодарен своей учительнице Анне Николаевне?

(У самой горе, получила похоронку, убили сына, а она ещё жалеет меня, ещё думает о том, что у меня отец в госпитале и что мне нельзя получать двоек).

10. Что не позволило мне воспользоваться помощью бабушки, мамы, когда мы с Вовкой тащили тяжёлую корзину с кисетами. Они же были рядом, шли следом?

(Мой долг, к которому призывала та женщина в платке, скинутым с головы, на отцовской открытке.)

(Мало сделать хорошее самому. Надо увлечь им и других!)

12. Коля дважды провожал отца на войну. Во второй раз было то же – отец снова уходил на фронт. Или нет?

(Теперь я уже знал, что такое война. Я видел израненный санитарный вагон, жёлтые пятки убитого байца, я видел кровь под микроскопом и ел еду, заработанную маминой кровью, я шил кисеты и ел завариху….Провожал – НА ВОЙНУ).

13. Какой наказ дал отец сыну, прощаясь с ним во второй раз?

(Главное, почувствовать себя сильным).

(До сих пор не вернулся отец, на войне погиб отец Васи, в колхозе некому работать, лишь старики да бабы, бабушка квартирантов всё пускала, денег не хватало..)

15. Почему Коля считал, что Вася курить имеет полное право?

(У меня отец живой, а у Васьки отца нет. И больше не будет никогда).

16. Что сделал Васька для фронта?

Весь материал - в документе.

Содержимое разработки

Заочное знакомство с Альбертом Лихановым, его писательской судьбой. Чтение и идейно-художественный анализ повестей романа.

Убедить детей, что трудные моменты жизни нашей Родины, народа надо помнить, почитать, свято в памяти хранить.

Сформировать умение обучающихся сострадать, не оставаться равнодушными к чужой беде.

Научить глубоко осмысливать прочитанное, уметь размышлять и аргументировать ответы на вопросы.

Воспитание читательского вкуса.

Вступительное слово учителя о писателе и его судьбе.

Экскурсия по книжной выставке.

Вопросы по прочитанному произведению.

Повести А. Лиханова.

Выставка книг Альберта Лиханова.

совсем не пострадавших от войны…

Ребята, на сегодняшнем уроке внеклассного чтения вы познакомитесь с писателем, имя которого для многих из вас прозвучит впервые. Это Альберт Анатольевич Лиханов.

Посмотрите, пожалуйста, на выставку его книг, портрет. Он наш современник.

Его главная тема и главная боль – судьбы детей. Однажды прикоснувшись к детской беде, но стал последовательно бороться за улучшение жизни детей, особое внимание уделяя детям-инвалидам. И это делает честь его характеру и человеческой судьбе.

Вопросы для обсуждения:

1.Война уже шагала по земле, а мы ещё были детьми. Сколько лет исполнилось нашему герою, когда война дыхнула мёртвым холодом на него?

(Во вторую военную осень я пошёл в школу. Значит, 5-6 лет.)

2. Что такое война, я узнавал постепенно. Какие детали шаг за шагом давали мне почувствовать проклятую?

(Открытки с войны, листики из клеточек с цифрами – талончики, мамины платья исчезали из шкафа, вагоны, прошитые пулями, раненые…)

3.Что было в портфеле школьника тех лет?

(Свечи, чернильница- непроливайка, тетради, сшитые из довоенных газет…)

4.Чего мало было знать, что надо было понимать даже детям в те лихие годы?

(Идёт война и школы в нашем городе, большие и удобные, отданы раненым, там госпитали…Фабрики, где делают тетради, - разрушены, поэтому пишем на газетах. Вместо лампочек у нас горит керосинка, а на партах свечки, потому что энергии не хватает заводам, потому что заводы работают на всю мощь, чтобы сделать побольше снарядов…)

5.Почему мама, всегда добрая и справедливая, когда я и Вовка хотели ей помочь выгрузить раненных из вагона, накричала на нас?

(Война несёт смерть, а мама просто хотела отодвинуть этот ужас ).

6.Теперь я знал, что делать мне, обыкновенному первоклашке, когда идёт война. Так что же?

(Убегать на войну было глупо. Это всё равно что путаться под ногами у взрослых, только отвлекать их и мешать им. Значит, Родине надо помогать здесь. Например, шить кисеты и ненавидеть фрицев).

7.Что есть, по мнению Коли, самый настоящий фашизм?

(Ограбить людей, когда идёт война, - это настоящий фашизм).

8.Наш герой считает себя настоящим подлецом. Почему?

(Я ел как бы мамину кровь, то есть донорский паёк).

9.За что я был особенно благодарен своей учительнице Анне Николаевне?

(У самой горе, получила похоронку, убили сына, а она ещё жалеет меня, ещё думает о том, что у меня отец в госпитале и что мне нельзя получать двоек).

10.Что не позволило мне воспользоваться помощью бабушки, мамы, когда мы с Вовкой тащили тяжёлую корзину с кисетами. Они же были рядом, шли следом?

( Мой долг, к которому призывала та женщина в платке, скинутым с головы, на отцовской открытке.)

(Мало сделать хорошее самому. Надо увлечь им и других!)

12.Коля дважды провожал отца на войну. Во второй раз было то же – отец снова уходил на фронт. Или нет?

(Теперь я уже знал, что такое война. Я видел израненный санитарный вагон, жёлтые пятки убитого байца, я видел кровь под микроскопом и ел еду, заработанную маминой кровью, я шил кисеты и ел завариху….Провожал – НА ВОЙНУ).

13.Какой наказ дал отец сыну, прощаясь с ним во второй раз?

( Главное, почувствовать себя сильным).

(До сих пор не вернулся отец, на войне погиб отец Васи, в колхозе некому работать, лишь старики да бабы, бабушка квартирантов всё пускала, денег не хватало..)

15.Почему Коля считал, что Вася курить имеет полное право?

(У меня отец живой, а у Васьки отца нет. И больше не будет никогда).

16. Что сделал Васька для фронта?

(Он пуховых кроликов разводил. Сам пух из них дёргал, а бабка вязала из этого пуха подшлемники и варежки с двумя пальцами – для снайперов).

17. Среди других меня привлекла одна фотография: в белой рубашке, на гнутом венском стуле сидит человек и держит в руках гармошку. Где Коля видел этого человека и что представлял себе, вглядываясь в это лицо?

( Он просто походил на Ваську. Я знал, где погиб отец моего друга. Белое поле, сугробы и чёрные танки, ползущие на наших солдат. Солдаты поднимаются из сугробов и бегут назад, потому что им ничего не остаётся другого: против танков нужны гранаты. Но гранат нет…)

20. Почему у Васильевки особый счёт с фашистами?

(Ушли на фронт 60 бойцов, а вернулись – 6).

21. По словам председателя Терентия Ивановича, у жителей Васильевки особый счёт и к Родине. О каком счёте идёт речь? Что ждёт Родина от них?

(Мы ей должны за себя и за ваших мужей. Мы должны работать так, чтобы никто не почувствовал, что только шестеро мужчин вернулись в Васильевку с войны. Все должны знать: солдаты – и мёртвые и живые – вернулись! Вернулись с победой!)

22. Война кончилась, а законы остались. Кто и когда нарушил закон великого времени?

( Коля и Вася. Нарвали по два кармана гороха на колхозном поле. Вася три дня не являлся в контору. )

23. Смог бы ты оправдать мальчиков?

(Да. Малец ещё, а работать лезет.)

(Горе не одного человека, не двоих, не одной семьи, а горе целой деревни видел Коля во время открытия памятника не вернувшимся с войны жителям села Васильевка).

25. Справедливо ли суждение: « Кто в тылу, тот крыса и достоин только презрения, кто на фронте, тот герой, слава ему и честь?

(Нет, всякому ясно: без тыла нет фронта и на одних женщин тыл тоже нельзя оставлять, много тяжкого приходилось и на тыл – и голодуха зелёная, и смерть от дистрофии, и срочная стройка военных заводов без сна и роздыха).

26. Бывают ли задачки, где результат не сходится с ответом, которого все ждут? Какой пример из книги подтверждает это?

(Да, ЧП, в которое влип Витька Борецкий. Сконфузился в классе, но не растерялся на неверной и зыбкой воде.)

27. Война – жестока. Кто смягчает эту жестокость и не позволяет ей уродовать детей?

( Взрослые: мама, бабушка, отец, председатель колхоза…)

28. В этих повестях Коля побывал в разных ситуациях – от драматических до смешных. Какие качества одерживают явный верх в любой ситуации?

( Сострадание, сопереживание, желание помочь людям…)

29. Есть ли в повести военные сцены?

30. Как окружающая жестокость помогает воспитанию доброты?

Заключительное слово учителя.

Дети войны – понятие сложное, многоликое. Некоторых ребят немцы увезли к себе в Германию и поместили в концлагерях. На этих детях ставили опыты преступники-врачи, из их вен выкачивали кровь для раненых немецких солдат, а их отправляли в печи крематориев. Этих детей уже почти никто не помнит. От них остались в концлагерных музеях груды отобранных кукол да ботиночки и туфельки маленьких размеров. Скорбь об этих детях неизбывна, хотя даже она забываема. Другие дети оказались под огнём в районах, где шли сражения, и они погибали, как солдаты. И среди ленинградских блокадников тысячи и тысячи невинно погибших ребятишек. А те, кто прошли испытания и в концлагерях, и в блокаду, и под огнём военным выжили там, в этом жутком чистилище – это особые дети. И все же множество детей войны – это ребята тыла или дети, отправленные туда, эвакуированные. И они ощутили войну всеми своими малыми душами. Они ненавидели врагов и страдали за своих отцов. А ещё они просто росли и набирались премудростей жизни – простых и сложных. И во время войны продолжается жизнь: зима сменяется весной, в лесу расцветают ландыши, приходят весточки с фронта, живут надежда, любовь, вера в победу. И, конечно, люди улыбаются друг другу. Иначе наш народ не вынес бы эти четыре года.


-80%


Ненаглядное детство

Читать произведения Альберта Лиханова легко и интересно: начинаешь читать и не можешь остановиться, пока книга не закончится. При этом в душе остается что-то такое, что заставляет возвращаться в мыслях к прочитанному, вспоминать героев, грустить или улыбаться и мечтать.

Иллюстрировал повесть Юрий Иванов. Художник изобразил Дворец пионеров ‒ красивое старое здание за витой железной оградой. Иллюстрация кажется мрачной, но это потому, что идет война. Еще о том, что идет война, напоминает репродуктор на рисунке. По этому репродуктору Левитан сообщает военные сводки.

Читайте также: